Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.

• ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ • ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА: ОПЫТ, ПОИСК, ПРОБЛЕМЫ Р ЕФОРМА общеобразова­ тельной и профессио­ нальной школы встречена с интересом в коллективе М ур ­ манского тралового флота. Рыбаки понимают, что выпол­ нение народнохозяйственных задач а ближайшем будущем должньг обеспечивать те, кто сейчас сидит за школьной партой. Об этом наша бесе­ да с начальником отдела по работе с моряками загран- плавания, председателем со­ вета содействия семье и ш ко­ ле флота И. М. М орозовым. — Иван Матвеевич, извест­ но, что рыбак подолгу нахо­ дится в море, вдали от семьи. А значит, уйдя на промысел, уже не может воздействовать на своих детей повседневно, как хотелось бы, вос­ питывать их сло­ вом и личным примером. — Вот поэтому большая часть этой кропотливой работы ложится на жен моряков, школы, общест­ венные организа­ ции. Нам важно формировать у ребят из семей рыбаков правильные жизнен­ ные установки, привить им вкус к учебе, любовь к труду, уважение к старшим. Этого тре­ бует и постановление апрель­ ского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС «Об основных направ­ лениях реформы общ еобра­ зовательной и профессиональ­ ной школы». Партийным комитетам ре­ комендовано обеспечить ско­ ординированные действия всех советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомоль­ ских органов школы и тру­ довых коллективов по осущест­ влению реформы, больше внимания уделять вопросам общественного и семейного воспитания подрастающего поколения. При парткоме нашего фло­ та работает совет содействия семье и школе. В его состав входят представители партий­ ной, профсоюзной и ком со­ мольской организаций, адми­ нистрации. В рамках совета действуют три комиссии по направлениям. Одна из них держит связь и оказывает по­ мощь подшефным школам, другая — занимается с несо­ вершеннолетними, работаю­ щими во флоте, и «неблаго­ получными» семьями. Третья комиссия ведет организатор­ скую и воспитательную рабо­ ту с подростками по месту их жительства. Такая специализация позво­ ляет активистам совета кон­ центрировать усилия на опре­ деленном участке воспита­ тельного процесса, добивать­ ся конкретности и положи­ тельных конечных результатов в работе с семьями моряков. Так, члены комиссии по рабо­ те с подшефными школами, которую возглавляет замести­ тель начальника машиносчет­ ной станций Нина Ивановна Синева, постоянно бывают в учебных заведениях, интересу­ ются поведением и учебой дегей рыбаков, посещают их семьи. Каждый активист закреплен за соответствующей школой и, таким образом, хорошо знает своих подопечных, их родителей. Организуются встречи передовиков произ­ водства, ветеранов войны и труда с учащимися. Члены ко ­ миссии принимают участие в работе родительских комите­ тов и педагогических советов, вникают в материальные Н уж ­ ды школ. — Учащиеся школ Ne 1, I и 10, профессионально-тех­ нического училища № б и курсанты мореходного учили­ ща — нередкие гости на бор­ ту судов. Они знакомы с трудом и жизнью моря­ ков, особенностями рыбац­ кой профессии. Что в этом на­ правлении делается! — Развитие шефских связей во флоте, идет по принципу «судно — класс». Ежегодно издается соответствующий приказ, которым экипажи за­ крепляются за классами школ и группами училищ. Совет со­ действия семье и ш коле раз­ работал памятку, посвящен­ ную вопросам организации шефства применительно к ко ­ раблю, ш ко л * и училищу. На родительской конференции, где обсуждался вопрос о ме­ рах по совершенствованию обучения и воспитания детей в свете решений XXVI съезда КПСС, принято обращение к м орякам флота. Оно содер­ жит призыв повысить лич­ ную ответственность за вос­ питание подрастающего поко­ ления. В практику шефской рабо­ ты судовых экипажей вошло принятие совместных д огово­ ров и социалистических обя­ зательств с классами. К р еп­ кие связи у моряков большо­ го автономного траулера «Александр Торцев» с учащи­ мися профессионально-техни­ ческого училища № 6. Хоро­ шо поставлена работа с под­ шефными классами у экипа­ жей БМРТ «Жигулезск», «Мир» и «Волгобалт», промыслово­ производственных реф риже­ раторов «Землянск» и «Пере- мышль», БАТ «Иван Сизко», ПСТ «Курганинск». — Но иногда не представ­ ляется возможность встре­ титься непосредственно на борту корабля... — Ребят в таком случае может удовлетворить рассказ моряков о только что закон­ чившемся рейсе в стенах са­ мой школы. При этом обыч­ но используются фотографии и фотоальбомы, подготовлен­ ные судовыми фотолюбителя­ ми, которые затем оставляют­ ся учащимся на память. Так и сделали, к примеру, моряки БМРТ «Гоголь» для своих под­ шефных из школы № 10. — Немало добрых дел на счету комиссии по воспита­ нию несовершеннолетних и работе с «неблагополучными» семьями. Расскажите, пожа­ луйста, о ней поподробнее. — Эту комиссию возглав­ ляет первый помощ ник капи­ тана Иван Васильевич Лупов. Она организует беседы и лек­ ции, готовит наглядную агита­ цию, но основное для нее — дифференцированная работа с несовершеннолетними чле­ нами коллектива и семьями моряков, где сложился не­ здоровый моральный климат. С помощью таких активис­ тов, как механик-наладчик Анатолий Максимович Ново­ жилов, инженеры Вера Ана­ тольевна Скиртач и Раиса Ивановна Тарасова, секретарь- машинистка Нина Павловна Козлова, нормализовалась об­ становка в целом ряде семей м оряков. Это касается тех из них, где прежде царило рав­ нодушие к детям, их будущим нравственным качествам, уст­ раивались пьянки и скандалы. Поведение горе-родителей гласно обсуждается. По нашей рекомендации отделы флота задерживают им выход в м о­ ре с тем расчетом, чтобы они смогли укрепить семью, вплотную заняться воспитани­ ем сына или дочери. И это оправдывает себя. Совет содействия семье и ш коле строго спросил с по­ мощ ника мастера по обработ­ ке рыбы Иванова, который самоустранился от воспитания сына, консервного мае. | тера Терехина, уделявшего мало внимания семье. Держал ответ пе­ ред обществен­ никами бывший мастер по добы ­ че рыбы Столбов. В каждом случае члены совета пы­ тались детально разобраться в семейной об­ становке, насколько это воз­ мож но, подсказать людям вы­ ход из создавшейся ситуации, поверить в свои возможности как воспитателей. — И приятно, когда совме­ стная работа общественности, семьи и школы дает добрые результаты. — Действительно, измене­ ния в лучшую сторону раду­ ют. Больше внимания стал уделять воспитанию сына-под- ростка старший мастер по до­ быче рыбы Олейник, и ему дали «добро» на выход в м о­ ре. Поправив семейные дела, смогли выйти на промысел матрос Михневич, мастер по обработке рыбы Караваев, консервный мастер Свиргун. Приятно, когда во флот при­ ходят письма из школ со сло­ вами благодарности в адрес родителей-морякоз за хоро­ шее воспитание детей. Вроде того письма, в котором д ир е к­ ция школы № 39 благодарит за воспитание дочери токаря БМРТ «Закавказье» Алаева. В настоящее время во фло­ те разработан план практиче­ ских мероприятий по реали­ зации школьной реформы. В частности, предусмотрено по­ высить роль трудовых коллек­ тивов в профилактической ра­ боте среди моряков, имею ­ щих детей. Партийные орга­ низации при заслушивании от­ четов коммунистов будут глубже вникать и строже спрашивать с них за воспита­ ние детей и личное поведе­ ние а быту, в семье. Предстоит улучшить состав педагогического коллектива в подшефном ГПТУ № 6. Ре­ шается вопрос о практичес­ ком использовании резуль­ татов трудового обучения учащихся школ и училищ, чтобы они в своих мастер­ ских выпускали полезные для флота предметы, вплоть до запасных деталей к техниче­ скому оборудованию. Курсан­ ты мореходного училища, на­ пример, окажут посильную помощь в разборке, чистке и сборке судовых механизмов. Будут осуществлены и д ру­ гие, столь же ко нкр е т­ ные меры по претворению в жизнь школьной реформы, совершенствованию семейно­ го воспитания. Беседу вел В. МИРОНОВ. М АТРОС-рыбообработчик Владимир Феликсович Зелинский в совершенстве овладел рыбацкой специальностью. По- этому он руководит сменой, которая неоднократно выходила победителем внутрисудового социалистического соревнования. Моряки транспортного рефрижератора «Отто Гротеволь» уп­ равления «Севрыбхолодфлот» за принципиальность, инициати­ ву, деловые качества избрали Владимира Феликсовича пред­ седателем профсоюзного комитета. И коммунист с честью оп­ равдывает доверие товарищей. НА СНИМКЕ: матрос член КПСС В. Ф. Зелинский. Фото В. КОРЕЦКОГО. НОВЫЙ ОТРЯЙ- ПОЛИТРАВОТИИКОВ МУРМАНСКОЕ высшее ин- ■*'* женерное м орское учи­ лище имени Ленинского ком ­ сомола по праву считается лучшим высшим учебным за­ ведением Министерства ры б­ ного хозяйства СССР. Оно готовит вы сококвалифициро­ ванные инженерные кадры не только по основным специаль­ ностям, но и осуществляет подготовку флотских полит­ работников. При училище дей­ ствуют девятимесячные курсы подготовки и двухмесячные курсы повышения квалифика­ ции первых помощников ка­ питанов. Ежегодно на этих курсах проходят подготовку и переподготовку до семидеся­ ти пяти человек. Состоялся очередной в ы п ус к политработников флота. Девя­ тим есячны е кур сы окон чи ли пятьдесят три человена. В от­ личие от преды дущ их лет этот вы пусн был несколько необы ч­ ным . Во-первы х, это был са ­ мый м ногочисленны й состав слушателей нурсов подготовки первы х пом ощ ников напита, нов. Во-вторы х, он отличался качественно: слуш атели были представлены старш им ком анд ­ ным составом судов, в том числе напитанам и и старш им и пом ощ никам и напитанов. Все имели высшее образование, м ногие — в ы п у с кн и ки МВИМУ. Пройдя испы тание на проф ес­ сиональную зрелость, они вновь оказались в зна ко м ы х ауд иториях, встретились со своим и учителям и и наставни­ кам и уж е в новом качестве. Слушатели курсов получили большой объем теоретических знаний, приобрели практиче­ ские навыки партийно-полити­ ческой работы. Они сущест­ венно обогатили знания в об­ ласти марксистско-ленинской теории, истории и политики КПСС. Им были прочитаны но­ вые курсы : «Актуальные воп­ росы совершенствования раз­ витого социализма», «XXVI съезд КПСС об актуальных вопросах идеологической борьбы на международной арене», «Современные м еж ду­ народные отношения и внеш­ няя политика КПСС», «Основы лекторского мастерства», «Со­ циальная психология», «Труд руководителя» и другие. Хорош ую подготозку слушателям дал основной предмет «Партийно-политиче­ ская работа на судах флота рыбной промышленности». Каждый из них выполнил по этому курсу десять контроль­ ных и подготовил выпускную работу. Перед слуш ателям и вы сту­ пили ведущие преподаватели училищ а, зам еститель началь­ н ика управления М инрыбхоза СССР И. И. С короход, второй секретарь О ктябрьского рай- кОма КПСС г. М урм анска В. Ф. Н и ки тин , секретарь партком а управления «Севрыбхолодфлот» А. П. Щ е ти н ски й , редактор еженедельной газеты обкома КПСС «Рыбны й М урман» С. Н. Д ащ инский и д руги е партий- ные, советсние и хозяйствен­ ные руководители. Со слушателями курсов проведены две научно-прак­ тические конф еренции по те­ мам: «Актуальные вопросы партийно-политической рабо­ ты на флоте» и «Дальнейшее совершенствование партийно, политической работы на судах флота рыбной промышленнос­ ти в свете решений XXVI съезда КПСС». Будущие политработники проявили интерес к учебе, до­ бросовестно относились к вы­ полнению учебной программы , принимали актизное участие в общественно - политической работе училища. Наибольшую активность проявили Ю . Н. Ва­ сильев, Ю . И. Федоров, В. Г, Али-заде, Ф . Н. Дежин, А. Г. Березин, В. А. Михин, В. С. Тимофеев и другие слушате­ ли. Государственный экзамен по курсу «Партийно-политическая работа на судах флота рыб­ ной промышленности» слуша­ тели выдержали успешно: из пятидесяти трех предстазлен- ных к защите работ тридцать защищено на «отлично», двад­ цать — на «хо'рошо». Учеба закончилась. Впереди — напряж енная трудовая дея­ тельность на ответственном по- прищ е. Последний экзам ен придется держ ать перед самой ж и зн ью . И мы уверены : на к а ­ ком бы посту ни находились наши вы п уе н н и ки , они с чес­ тью вы полнят свой партийны й и гра ж д а н ски й долг. В. ШАШ К08, старший преподаватель МВИМУ имени Ленинского комсомола, кандидат Исто­ рических наук. I ЯП- 13 июля 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz