Рыбный Мурман. 1984 г. Июль.
• ВЕЧЕРОМ В ПЯТНИЦУ В ГОСТЯХ У МУЗ llllllllllllllllllllllllllllltlllllllllllllllllllllllllllllirilllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllillllllllllMllllllllllllllllllllllllllll КТОСМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ? Школа эксперимента КАЖДЫЙ ТЕАТР имает •*с в о и , на меняющиеся со временем традиции, но каж дый — свою историю. Исто рия московского театра име ни К. С. Станиславского, кото рый гастролирует сейчас в Мурманске, началась в 1935 году с эксперимента, когда под руководством великого режиссера была создана опер но-драматическая учебная сту дия. После смерти основате ля, имя которого и было при своено театру, коллектив воз главляли такиа признанные мастера, как народные артис ты СССР М. Н. Кедров и М . М. Яншин. Сейчас во глазе театра сто ит заслуженный деятель ис кусств Грузинской ССР Алек сандр Георгиевич Товстоногов. Сам он считает себя моло дым режиссером и, естествен но, хочет создать свой кол лектив единомышленников, вместе с ним пытается найти главное — путь к сердцу зри теля и свою дорогу в искусст ве. — Александр Георгиевич, что же такое коллектив еди номышленников ■ театре? Как он создается? — Такой коллектив рожда ется стихийно. Но есть не пременное услозие: он дол жен быть с самого начала заражен общей идеей. Толь ко тогда сливаются з одно целое постановщик, актер, драматург. Еще важно, чтобы каждый участник спектакля стал как бы участником заго вора. Это значит: дни и но чи — репетиция, дни и ночи думать об одном, не обращая внимания на непонимание, за висть, недобрую критику. Всем вместе испытывать не земную радость, когда что-то получается, и острую боль от «аждой неудачи. Тогда театр становится для каждого уча стника «заговора» не просто профессией, а психологией, способом существования, об разом мышления. Именно при таком слиянии душ возникли «Современник», «Таганка», БДТ, театр Сатиры. Сам я принадлеж у н школе БДТ. Его художественные принципы и законы являю тся для меня идеалом, основой, но не путеводной звездой. Я пр о сто принадлежу к д руго му поколению , а для того чтобы театр успеш но разви вался во времени, ему необхо димо обладать чувством общ ности со своими современни кам и. Без этого даже ноллек- тиву единомышленников не возможно сформулировать единые эстетические принци пы, худож ественную програм му, создать в театре эквива лент именно сегодняшнего ДНЯ. — В чем же, по-аашему, главная отличительная черта сегодняшнего театра? — На перзый план выхо дит роль театра как духов ной отдушины. Театру сегод няшнего дня не свойственны, со всяком случае, не должны быть свойственны, легковес ность, поверхностность, раз влекательность. Важна уни кальность произведения, а не •го сюжет. Главное, чтобы ■ процессе постановки не по терялись идея и дух, зало женные в произведении. — Основу репертуара ваше го театра составляют пьесы современных советских драма тургов. Именно через ваш те атр вышли в большую драма тургию никому ранее не из вестные А. Дудареа, Ю. Ма каров, А. Червинский. В то ж е время вы избегаете ста вить так называемые «гвозди 8 июля 1984 года сезона» — талантливые пьесы тоже молодых, но уже до статочно известных азтороз. М ожно ли такой подбор ре пертуара считать одним из принципов, определяющим ли цо театра? — Сейчас постоянно ощу щается нехватка нозых хоро ших пьес. Поэтому стоит та ковой появиться, за нее хза- таются чуть ли не все театры. У вас в Мурманске идет «Рет ро» Галина? А «Тринадцатый председатель» Абдулина? Ну вот вам и подтверждение... Но, бываат, приступиз к ра боте, театральный коллектив считает ниже своего достоин ства хоть в чем-то повторить соседа. Театры как бы сорев нуются в обязательной прог рамме, и на первый план час то выходит техника исполне ния. Все это касается не толь ко новых пьес, но и извест ных, классических. Появился даже такой термин в крити ке: «собстзенное прочтение классики». Но ведь больше, чем хотели сказать великие драматурги, вряд ли удастся сказать даже самому хороше му театру. Еще минус: далеко не ка ж дый ноллентив, приступая к работе над нашумевшей пье сой, имеет соответствующие возможности, соответствую щих актеров. В конечном ито ге в нанладе остается зритель: постоянная возможность срав нивать предоставляет больше поводов для разочарований. Поэтому мы в своем театре стараемся избежать подобного и в своих поисках ориентиру емся не на готовую пьесу, а на «ИДЕЮ-пьесу», может быть, еще не написанную. Вот для этого-то и привлекаем моло. дых авторов. Конечно, от них трудно ожидать совершенного, квалифицированного выпол нения драматургического ма териала, но главное, чтобы бы ла идея, а все угловатости и шероховатости уберутся в процессе работы. Иногда, воп реки сложившейся традиции, мы как бы меняемся с драма тургом ролями. Теперь уже не он старается увлечь нас своей пьесой, а мы пытаемся увлечь его своим театром, чтобы он, уже вместе с нами, создавал то, что нужно и подходит именно для нашего театра, для наших актеров, для наших зрителей. Названных авторов*- мы уже имеем все основания называть «своими». Прежде всего, они наши единомыш ленники, поэтому мы и не расстаемся. Это, конечно, не значит, что, уже найдя «сво их», мы не ищем больше. — Лицо театра — его ре пертуар. Судя по афише, вы «специализируетесь» на сов ременной советской драма тургии так назызаемой «но вой волны». Не ограничи вает ли себя театр, редко прибегая, например, к клас сике? — Верно, классики мы ста вим мало. Мы уже помяли, что классика не прощает оши бок. Сейчас, например, у нас ■ репертуаре «Сирано де Бержарак». У»ы, приходится сознавать, что взяли мы эту пьесу, не подумаз. Кроме Ша курова, играющего Сирано, никто в этом спектакле не су мел понять Ростана, его фи лософию, настроение. Не по лучилось ансамбля, и пьеса, 4 конечном итоге, прозвучала фальшиво. И все потому, что /ММ не поняли в самом нача ле, что «Сирано...» не про нас. Классика вообще беском промиссна в распределении ро лей. Положим, у меня в теат ре нет Д ж ульетты , но есть ог ромное желание поставить именно эту пьесу. Я увлекаюсь воплощением собственных идей, и в результате... на сце не появляется сорокалетняя Джульетта. Зритель посмеива ется, а я, что самое страшное, (Окончание на 12-й стр.). М О ДА ТАКАЯ пошла — ходить с морскими фа милиями. Куда ни брось, ку да ни кинь — всюду они: Окунев, Тюлькин, Карасев, Поплавков... Ну, вот возьми те Ивана Иванозича, этого старого холостяка, который то гриппует, то давит (в том смысле, что у него давление), то пьет (кефир, конечно), так он не то что плазать не уме ет, даже в жаркий день в воду войти по пояс боится, а фамилия у него — дай бог всем и каждому: Полундра! Или возьмите технолога мебельной фабрики Сидора Архидаровича. Ничем не ин тересен — разве только тем, что кошек любит, в его кзар- Морская фамилия тире — семнадцать кошек разных пород, всех кормит и гладит! Фамилия же у него — Докеров! Звучит? А у одного — поверите ли — фамилия Дредноутов! То же мне — дредноут: грудь впалая, зарядку раз в десять лет делает, корпит себе пере плетчиком в архиве, от него уже в шестой раз жена уш ла, правда, потом вернулась, и не ушла, оказывается, а просто ездила к матери. А вот выступает юнец, сту дент-археолог Пиратов. Эта фамилия ему кстати: будет кости пиратов раскапывать, так сказать, вносить вклад в науку пиратозедения. Работаю я на складе рыб ного порта и столько таких вот Акуловых, Мачтовых, Чай киных и Капитановых повидал — страсть. И одна тысячная из них какоа-то отношение к морю имеет. Как меня зо вут? Пожалуйста, кладовщик Кондрат Олегович Шпангоу- Тов-Шпротов-Корсарский. Монолог записал Е. МОСТОВОЙ. БАЙКИ РЫБАЦКИЕ ч """11*'111111111... нншишшиш ... ишпмшши ... ш иш и ,......... .... Лещ., .безкостей Вкусна озерная рыба, да костиста. Из-за этого редко в домашнем меню она встре чается. В ГДР на озере Мю- риц открыто предприятие по переработке мелкой рыбы. Она поступает в машины, действующие по принципу картофелемялок, Машина от делит кожу, кости, плавники. В 10-килограммовых блоках, замороженных до 20 граду сов, рыба поступает в прода жу или идет на консервиро вание. Чистая правда Рыбаки, как известно, лю бят приврать, поэтому врачи больницы городка Минден (штат Луизиана, США) пове рили рассказу Марка Парке ра только тогда, когда он показал им ядовитую водя ную змею, которую он убил после того, как она его уку сила. Дело было так: Марк поймал 6-килограммового оку ня, попытался вытащить за стрявший крю чок, и тут его укусила змея, которую окунь, видимо, только что прогло тил. ОБЪЯВЛЕНИЕ По просьбам трудящихся филиал магазина «Нептун» с 7 июля переходит на об служивание всех жителей Мурманска. В широком ас сортименте: икра заморская (в том числе кетовая и па юсная), палтус всех видов, нототения свежая и копче ная, раки и омары, хек в томатном соусе. Моряки рыбодобывающих флотов переходят на само обслуживание по принципу: сам поймал — обработал — засолил — завялил — за коптил — доставил. • Рис. В. ХАСАНКАЕВА. РЫБНЫЙ ПОРТ him ill ill н и ill н ш и п и i н 11 ш и п и т и п и ш ш I м ц и н и i п ill i ill мш и п и т i ill I мим и ill I ш и н ill } ф ( ) ( ) ( ^ 0 р д LBU ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 5. Мине рал. 6. Метательное копье. 10. Рена в Европейской части СССР. 11. Лотереи, в которой розыгрыш производится сразу после понупки билета. 12. Подвесная подъемная лебедка. 13. Болотный газ. 17. Космо навт США. 19. Р усский перво печатник. 20. Горячий водный источник. 21. Продольные ни ти тка ни . 25. Альтовая разно видность мандолины. 26. Изо бретатель ■ области радиотех н и ки . 27. Пристань на Д непр*. 30. Поэт-певец у народов Сред ней А зии. 32. Командир судна. 33. Небольшая возвышенность. 34. Дорога, проходящая па раллельно линии фронта. 35. Древнегреческий полис в Ла конике. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Старин ная серебряная монета. 2. Во допад в Карелии. 3. Большой и исклю чительно ярний мете* ор. 4. Крепежная деталь. 7, Точка зрения. 8. Выдолблен ная из дерева лодка. 9. Гор ная порода, 14. Опера Г. Май- бороды. 15. Ступенчатое со оружение, регулирующ ее дви жение воды а водостоке. 16. Верхний рейновый парус. 18. Пьеса М. Горького. 22. По весть Б. Горбатова. 23. А р хи тектурное сооружение. 24. Верхний слой крыш и здания. 28. Водная оболочка Земли, 29. Дерево семейства тутовы х. 31. Инертны й газ. 33. Река в Вос точной Сибири. Составил Н. УМНИК. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 26 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 4. По- денка. 8. Федорова. 9, Рами- гала. 10. Басон. 11 Ранет. 13. Сазан. 15. Барма. 17. Секрет. 18. Мажара. 19. Абракадабра, 20. Нельма. 22. Ренрут. 24. Турне. 26. Агава. 28. Канун. 30. Базар. 3 1 .. Нобулёти. 32. Единорог. 33. Балаган. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Мозаика, 2. Окарина. 3. Броун. 5. Ан- гар. 6. Персик. 7. Олинда. 10. “ ессмертнин. 12. Транспортир. 13. Сталагнат. 14. Насекомое. 15. Бородавка. 16. Амбразура. 21. Линиор. 23. Развод. 25. Номинал. 27. Генерал. 29. «На- уна». 30. Броня. У 10 ШМИНииинШИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz