Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.

БРИГАДА-ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ПРОИЗВОДСТВА Подтвердил эксперимент Без малого два года мину ло с того времени, когда & нашем еженедельнике («РМ», 1982, № 7) бьла опубликова­ на первая корреспонденция под рубрикой «Бригадному подряду — м орскую пропис­ ку». В ней рассказывалось о попытках совершенствования бригадных форм организации труда на судах М урманского тралового флота. Тралфлотовцы стали среди промысловиков застрельщи­ ками в этом важном деле. Разумеется, пионерам всегда трудно. Как никто другой, не застрахованы они от ошибок, просчетов. Не был, как гово­ рится, усыпан розами и путь внедрения новшества в тра­ ловом флоте. Здесь понача­ лу признали экипажи крупно- тоннажных судов бригадами, а капитанов-директоров — бригадирами. На флоте было создано соответствующее по­ ложение об экипажах-брига­ дах. Вскоре на страницах еж е­ недельника («РМ», 1982, № 15) выступила кандидат экономических наук, доцент М урманского высшего чиже- мерного морского училища И. А. Рогачева, которая вы­ сказала мнение о том, что было бы неверным брать это положение за основу, по­ скольку крупнотоннажное судно, находящееся на вну- трифлотском хозяйственном расчете, — это не что иное, как цех, капитан же в нем — директор. Он не может быть одновременно никем другим, так как совмещение в одном лице директора (должность назначаемая) и бригадира (должность избираемая) не соответствует самой сущно­ сти бригадной формы орга­ низации труда. По просьбе экономиста- ученого и по ее методике были проведены эксперимен­ тальные рейсы по совершен­ ствованию бригадного подря­ да на ТР «Иркутск» управле­ ния «Севрыбхолодфлот», БАТ «Капитан Телов» М урманского тралового флота и БМРТ «М и­ хаил Вербицкий» управления «Севрыбпромразведка». Об этих рейсах мы подробно рассказывали в «Рыбном М ур- мане» («РМ», 1982, № 49; 1983, № 3). Результаты эксперименталь­ ных рейсов подтвердили: на­ иболее совершенной схемой бригадных форм труда на судах является создание со­ ветов в службах, а при ка- питане-директоре — совета экипажа. Это не ущемляет принципа единоначалия и полностью соответствует За­ кону о трудовых коллективах, в котором говорится о том, что бригада дает согласие администрации на назначение бригадира (ст. 18). Не противоречит это также Уставу службы на судах фло­ та рыбной промышленности СССР (ст. 41) и Кодексу тор­ гового мореплавания Союза ССР (ст. 44, 45, 48). Таким образом, уже в са­ мом начале определились две точки зрения на одну проблему. В развернувшейся дискуссии приняли участие десятки наших читателей, м о­ ряков, притом подавляющее большинство из них стали «на сторону» И. А. Рогачевой. Обо всем этом вспомни­ лось во время выступлений участников совещания, на ко ­ тором — это мож но утвер­ ждать со всей определенно­ стью — были подведены не­ которые итоги работы, про­ водимой в Северном бассей­ не, во флотах области по со­ вершенствованию бригадных фор/^ организации труда. Каковы же они, эти итоги? Начнем с того, что передо­ вой опыт работы экипажа ТР «Иркутск» (капитан-директор Н. П. Д р уж ко в) по развитию бригадных форм организации и стимулирования труда вне­ дрен на все транспортные рефрижераторы управления «Севрыбхолодфлот». О цен­ ности этого опыта говорили на совещании начальник от­ дела организации труда и заработной платы С. И. Конь- шина и капитан-директор ТР «Роза Люксембург» В. Д. Бо­ родин. Что касается коллектива БАТ «Капитан Телов» (капи­ тан-директор Л. Н. Герасимо­ вич), то и его опыт все ши­ ре распространяется на кр у п ­ нотоннажные промысловые траулеры М урманского тра­ лового флота: советы созда­ ются в службах и подразде­ лениях, а при капитане-дирек- торе функционирует совет экипажа. сти по-прежнему будут ле­ жать на плечах капитана-ди- ректора. Наверное, ориентир здесь следует держать на опыт моряков БАТ «Капитан Телов», о котором упомина­ лось уже в этих заметках. Во флоте немало сделано для того, чтобы избежать формализма при внедрении бригадного подряда. И каж ­ дый новый шаг, уводящий от формального подхода к де­ лу, одновременно приближа­ ет к главной цели, заставля­ ет подряд «работать» на по­ вышение эффективности про­ изводства. В. Ф . Лысенков на совеща­ нии рассказал о таком слу­ чае. На БАТ «Генерал Ро­ димцев» в одном из рейсов только производственной команде было сделано 21 за­ мечание за нарушение правил техники безопасности и тех­ нологии выработки пр о д ук­ ции, некачественную уклад­ ку рыбных товаров в трюм и другие упущения. Однако все это отнюдь не им возможностям коллектив ремонтирует суда своими си­ лами. — С организацией такой укрупненной комплексной бригады, — подчеркнул вы­ ступающий, — изменилась и система планирования рабо­ ты. Теперь коллективу дается задание на весь объем работ по судну. Ряд судов бригада отре­ монтировала методом ско р о ­ стного ремонта. Ярким при­ м ером этого метода стали ремонтные работы на БАТ «Капитан Маклаков» М урм ан­ ского тралового флота. Под­ готовка к ним началась еще до прихода судна в порт. Судовые специалисты присла­ ли радиограмму с перечнем механизмов, требующих ре­ монта. Службы завода ' опе­ ративно подготовили произ­ водство. Необходимая д о ку ­ ментация была без задерж ки передана в бригаду. Совет бригады определил, какое количество рабочих потре­ буется на каж дом участке. В Ы Б Р А Т Ь В Е Р Н Ы Е О Р И Е Н Т И Р Ы Но мож но ли считать за­ конченным процесс совершен­ ствования бригадного подря­ да? Очевидно, нет. Нерешен­ ных вопросов осталось еще немало. Скажем, многие вы­ ступающие говорили о том, что совершенствованием хо­ зяйственного механизма и, в частности, бригадных форм на флотах занимаются толь­ ко работники отделов орга­ низации труда. Вместе с тем, в одинаковой степени дело­ вой интерес к этому должны проявить все отделы и слу­ жбы, поскольку речь идет ведь не только о создании схем управления экипажем по бригадной форме и вне­ дрении коэффициента тр уд о ­ вого участия (КТУ), но и о совершенствовании планиро­ вания работы экипажей, су­ довых подразделений, нако­ нец, о расчете эффективно­ сти внедрения бригадных форм. Очевидно, правильно ста­ вили вопрос выступающие и о необходимости ввести в штат отдела организации труда дополнительного чело­ века, поскольку на одном эн­ тузиазме и на общественных началах дело бригадного подряда далеко не продви­ нешь. Сделано немало, но... В своем выступлении на со­ вещании начальник отдела организации труда и заработ­ ной платы М урманского тра­ лового флота В. Ф. Лысенков признал, что действительно неверно считать экипаж кру* пнотоннажного судна брига­ дой, а капитана-директора — бригадиром. В то же время выступающий предложил ко л ­ лектив большого траулера считать укрупненной брига­ дой. Думается, такой вывод не­ верен. И вот почему. Как известно, укрупненную брига­ ду возглавляет бригадир. И волей-неволей его обязанно­ С БАССЕЙНОВОГО СОВЕЩАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БРИГАДНЫХ ФОРМ ТРУДА отразилось на величине КТУ членов экипажа. У всех он был равен единице. На суд­ не, видимо, рассудили так: поскольку задание по выра­ ботке пищевой рыбопродук­ ции в натуральном и стоимо­ стном выражении не выпол­ нено, премии все равно не будет. Так чего ж е понапра­ сну «портить» репутацию членам экипажа. Есть немало и других эки­ пажей, где упущения в рабо­ те не влияют на величину коэффициента трудового уча­ стия нарушителей. А ведь эти моряки, уверовав в свою безнаказанность, будут под­ рывать веру в бригадные формы труда в коллективах, где им придется работать. Методомскоростного ремонта Особое место на совеща­ нии заняло обсуждение опы­ та совершенствования бри­ гадных форм организации труда а коллективах берего­ вых предприятий. О таком положительном опыте, на­ копленном в объединении «Мурманская судоверфь», рассказал в своем выступле­ нии заместитель генерально­ го директора ремонтного предприятия Н. А. Чухломин. В частности, он остановился на примере работы укрупнен­ ной комплексной бригады по междурейсовому техничес­ кому обслуживанию, воз­ главляет которую коммунист Василий Николаевич Михай­ лов. Бригада была создана в 1981 году. В нее вошли 50 рабочих восьми профессий различной квалификации. Столь универсальный по сво­ Чтобы не терять времени, бригада своими силами выгру­ зила часть механизмов. БАТ «Капитан Маклаков» покинул причал судоремонт­ ного предприятия на 39 су­ ток раньше срока. И что осо­ бенно важно отметить — вы­ работка здесь достигла 466 сметных часов против утвер­ жденных Минрыбхозом СССР 250 сметных часов, т. е. 186,4 процента. Это лишний раз подтверждает, что эффектив­ ность работы бригад во м но­ гом зависит от качественного, своевременного инженерно­ го обеспечения. Всего брига­ дами по междурейсовому техническому обслуживанию в прошедшем году отремон­ тировано более 60 судов, из них 19 — в срок, 33 — д о ­ срочно! — Следует особо подчерк­ нуть, — сказал в заключе­ ние Н. А. Чухломин, — что крупны е комплексные брига­ ды, работающие на конечный результат, требуют постоян­ ного внимания со стороны администрации цеха, и в пер­ вую очередь — четкого пла­ нирования, постоянной загру­ женности. Для таких бригад непременным условием ста­ новится строгое соблюдение графика постановки судов в ремонт. «Бригада молодых мамаш» Интересное направление избрали в работе по совер­ шенствованию бригадных форм на М урманском рыбо­ обрабатывающем комбинате. Здесь ведь в основном тру­ дятся женщины. И вот, учитывая эту специфику производства, на консерв­ ном заводе создали... «брига­ ду молодых мамаш». С разрешения администрации завода бригада выходит толь­ ко в первую смену, притом работу начинает на 15 минут позднее, чем т остальные. Женщины успевают отвезти детей в детские сады и при­ ступают к работе, как гово­ рится, со спокойной душой. «Бригада молодых мамаш» на равных соревнуется с пе­ редовыми коллективами и, что особенно важно, выпус­ кает продукцию только вы­ сокого качества. Об этом рассказала на со­ вещании начальник отдела организации труда и заработ­ ной платы комбината Н. Д. Новикоза. — С начала 1983 года от­ делом организации труда комбината, а также сектором социологии ЦНОТ УПРХ про­ ведены социологические ис­ следования, — сказала Н. Д. Новикова. — Это новое на­ правление нашей работы нам представляется достаточно перспективным. Наверное, в том сомне­ ваться действительно не при­ ходится. Нельзя забывать, что в бригадах работают лю ­ ди. И они должны ощущать: бригады создаются для того, чтобы в них рабочие могли полностью раскрыть свои возможности, способности. А так будет, если в коллективе будет создана, если хотите, уютная, теплая обстановка и рабочие почувствуют себя действительно полноправны­ ми хозяевами производства. И уж коли речь зашла об этом, то, наверное, главным итогом работы по совершен­ ствованию бригадных форм стало то, что подряд, м ож но сказать, завоевывает сердца все большего числа работни­ к е ! рыбной отрасли нашей области. За последние годы образовался «золотой фонд» людей, которые на пути к цели нередко идут на риск, проводя эксперименты, тре­ бующ ие не только знаний, но и уверенности в своих силах, если хотите, смелос­ ти. Это бригадиры М урм ан­ ской судоверфи Г. Н. Бур- дейный, В. Н. Михайлов, О. Р. Швыркин; М урманского рыбо­ обрабатывающего комбината— Н. В. Дорофеева, С. Ф . Сав­ чук, Н. В. Стрелкова; р уко во ­ дители экипажей рыбодобы ­ вающих и транспортных судов В. О. Бородин, Л. Н. Гера­ симович, Н. П. Д р уж ко в и другие. Говоря сегодня о развитии бригадной формы организа­ ции труда, нельзя, • на мой взгляд, не сказать о той р о ­ ли, которую играет в обоб­ щении опыта и его пропаган­ де печать. Наше М урм анское книжное издательство за по­ следние годы выпустило две книги — «От судовых ком п ­ лексных бригад к бригадному подряду» и «На пути к б р и­ гадному подряду», в ко ­ торых аргументированно рас­ крыта экономическая эффек­ тивность важной работы по совершенствованию бригад­ ных форм организации тру­ да на флотах области, ее со­ циальная значимость, расска­ зывается об опыте внедре­ ния новшества на ТР «Ир­ кутск» управления «Севрыб­ холодфлот». Эти книги издательства вы*^, звали самый живой интерес у моряков. Работы эти, бес­ спорно, помогают м орякам выбрать правильные ориен­ тиры, избежать формализма при внедрении бригадных форм, а в дальнейшем и бригадного подряда. В. ЧИСНИКОВ, заведующий отделом про­ мышленного рыболовства «Рыбного Мурмана». В февраля

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz