Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.
БРИГАДА-ОСНОВНОЕ ЗВЕНО ПРОИЗВОДСТВА Подтвердил эксперимент Без малого два года мину ло с того времени, когда & нашем еженедельнике («РМ», 1982, № 7) бьла опубликова на первая корреспонденция под рубрикой «Бригадному подряду — м орскую пропис ку». В ней рассказывалось о попытках совершенствования бригадных форм организации труда на судах М урманского тралового флота. Тралфлотовцы стали среди промысловиков застрельщи ками в этом важном деле. Разумеется, пионерам всегда трудно. Как никто другой, не застрахованы они от ошибок, просчетов. Не был, как гово рится, усыпан розами и путь внедрения новшества в тра ловом флоте. Здесь понача лу признали экипажи крупно- тоннажных судов бригадами, а капитанов-директоров — бригадирами. На флоте было создано соответствующее по ложение об экипажах-брига дах. Вскоре на страницах еж е недельника («РМ», 1982, № 15) выступила кандидат экономических наук, доцент М урманского высшего чиже- мерного морского училища И. А. Рогачева, которая вы сказала мнение о том, что было бы неверным брать это положение за основу, по скольку крупнотоннажное судно, находящееся на вну- трифлотском хозяйственном расчете, — это не что иное, как цех, капитан же в нем — директор. Он не может быть одновременно никем другим, так как совмещение в одном лице директора (должность назначаемая) и бригадира (должность избираемая) не соответствует самой сущно сти бригадной формы орга низации труда. По просьбе экономиста- ученого и по ее методике были проведены эксперимен тальные рейсы по совершен ствованию бригадного подря да на ТР «Иркутск» управле ния «Севрыбхолодфлот», БАТ «Капитан Телов» М урманского тралового флота и БМРТ «М и хаил Вербицкий» управления «Севрыбпромразведка». Об этих рейсах мы подробно рассказывали в «Рыбном М ур- мане» («РМ», 1982, № 49; 1983, № 3). Результаты эксперименталь ных рейсов подтвердили: на иболее совершенной схемой бригадных форм труда на судах является создание со ветов в службах, а при ка- питане-директоре — совета экипажа. Это не ущемляет принципа единоначалия и полностью соответствует За кону о трудовых коллективах, в котором говорится о том, что бригада дает согласие администрации на назначение бригадира (ст. 18). Не противоречит это также Уставу службы на судах фло та рыбной промышленности СССР (ст. 41) и Кодексу тор гового мореплавания Союза ССР (ст. 44, 45, 48). Таким образом, уже в са мом начале определились две точки зрения на одну проблему. В развернувшейся дискуссии приняли участие десятки наших читателей, м о ряков, притом подавляющее большинство из них стали «на сторону» И. А. Рогачевой. Обо всем этом вспомни лось во время выступлений участников совещания, на ко тором — это мож но утвер ждать со всей определенно стью — были подведены не которые итоги работы, про водимой в Северном бассей не, во флотах области по со вершенствованию бригадных фор/^ организации труда. Каковы же они, эти итоги? Начнем с того, что передо вой опыт работы экипажа ТР «Иркутск» (капитан-директор Н. П. Д р уж ко в) по развитию бригадных форм организации и стимулирования труда вне дрен на все транспортные рефрижераторы управления «Севрыбхолодфлот». О цен ности этого опыта говорили на совещании начальник от дела организации труда и заработной платы С. И. Конь- шина и капитан-директор ТР «Роза Люксембург» В. Д. Бо родин. Что касается коллектива БАТ «Капитан Телов» (капи тан-директор Л. Н. Герасимо вич), то и его опыт все ши ре распространяется на кр у п нотоннажные промысловые траулеры М урманского тра лового флота: советы созда ются в службах и подразде лениях, а при капитане-дирек- торе функционирует совет экипажа. сти по-прежнему будут ле жать на плечах капитана-ди- ректора. Наверное, ориентир здесь следует держать на опыт моряков БАТ «Капитан Телов», о котором упомина лось уже в этих заметках. Во флоте немало сделано для того, чтобы избежать формализма при внедрении бригадного подряда. И каж дый новый шаг, уводящий от формального подхода к де лу, одновременно приближа ет к главной цели, заставля ет подряд «работать» на по вышение эффективности про изводства. В. Ф . Лысенков на совеща нии рассказал о таком слу чае. На БАТ «Генерал Ро димцев» в одном из рейсов только производственной команде было сделано 21 за мечание за нарушение правил техники безопасности и тех нологии выработки пр о д ук ции, некачественную уклад ку рыбных товаров в трюм и другие упущения. Однако все это отнюдь не им возможностям коллектив ремонтирует суда своими си лами. — С организацией такой укрупненной комплексной бригады, — подчеркнул вы ступающий, — изменилась и система планирования рабо ты. Теперь коллективу дается задание на весь объем работ по судну. Ряд судов бригада отре монтировала методом ско р о стного ремонта. Ярким при м ером этого метода стали ремонтные работы на БАТ «Капитан Маклаков» М урм ан ского тралового флота. Под готовка к ним началась еще до прихода судна в порт. Судовые специалисты присла ли радиограмму с перечнем механизмов, требующих ре монта. Службы завода ' опе ративно подготовили произ водство. Необходимая д о ку ментация была без задерж ки передана в бригаду. Совет бригады определил, какое количество рабочих потре буется на каж дом участке. В Ы Б Р А Т Ь В Е Р Н Ы Е О Р И Е Н Т И Р Ы Но мож но ли считать за конченным процесс совершен ствования бригадного подря да? Очевидно, нет. Нерешен ных вопросов осталось еще немало. Скажем, многие вы ступающие говорили о том, что совершенствованием хо зяйственного механизма и, в частности, бригадных форм на флотах занимаются толь ко работники отделов орга низации труда. Вместе с тем, в одинаковой степени дело вой интерес к этому должны проявить все отделы и слу жбы, поскольку речь идет ведь не только о создании схем управления экипажем по бригадной форме и вне дрении коэффициента тр уд о вого участия (КТУ), но и о совершенствовании планиро вания работы экипажей, су довых подразделений, нако нец, о расчете эффективно сти внедрения бригадных форм. Очевидно, правильно ста вили вопрос выступающие и о необходимости ввести в штат отдела организации труда дополнительного чело века, поскольку на одном эн тузиазме и на общественных началах дело бригадного подряда далеко не продви нешь. Сделано немало, но... В своем выступлении на со вещании начальник отдела организации труда и заработ ной платы М урманского тра лового флота В. Ф. Лысенков признал, что действительно неверно считать экипаж кру* пнотоннажного судна брига дой, а капитана-директора — бригадиром. В то же время выступающий предложил ко л лектив большого траулера считать укрупненной брига дой. Думается, такой вывод не верен. И вот почему. Как известно, укрупненную брига ду возглавляет бригадир. И волей-неволей его обязанно С БАССЕЙНОВОГО СОВЕЩАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ БРИГАДНЫХ ФОРМ ТРУДА отразилось на величине КТУ членов экипажа. У всех он был равен единице. На суд не, видимо, рассудили так: поскольку задание по выра ботке пищевой рыбопродук ции в натуральном и стоимо стном выражении не выпол нено, премии все равно не будет. Так чего ж е понапра сну «портить» репутацию членам экипажа. Есть немало и других эки пажей, где упущения в рабо те не влияют на величину коэффициента трудового уча стия нарушителей. А ведь эти моряки, уверовав в свою безнаказанность, будут под рывать веру в бригадные формы труда в коллективах, где им придется работать. Методомскоростного ремонта Особое место на совеща нии заняло обсуждение опы та совершенствования бри гадных форм организации труда а коллективах берего вых предприятий. О таком положительном опыте, на копленном в объединении «Мурманская судоверфь», рассказал в своем выступле нии заместитель генерально го директора ремонтного предприятия Н. А. Чухломин. В частности, он остановился на примере работы укрупнен ной комплексной бригады по междурейсовому техничес кому обслуживанию, воз главляет которую коммунист Василий Николаевич Михай лов. Бригада была создана в 1981 году. В нее вошли 50 рабочих восьми профессий различной квалификации. Столь универсальный по сво Чтобы не терять времени, бригада своими силами выгру зила часть механизмов. БАТ «Капитан Маклаков» покинул причал судоремонт ного предприятия на 39 су ток раньше срока. И что осо бенно важно отметить — вы работка здесь достигла 466 сметных часов против утвер жденных Минрыбхозом СССР 250 сметных часов, т. е. 186,4 процента. Это лишний раз подтверждает, что эффектив ность работы бригад во м но гом зависит от качественного, своевременного инженерно го обеспечения. Всего брига дами по междурейсовому техническому обслуживанию в прошедшем году отремон тировано более 60 судов, из них 19 — в срок, 33 — д о срочно! — Следует особо подчерк нуть, — сказал в заключе ние Н. А. Чухломин, — что крупны е комплексные брига ды, работающие на конечный результат, требуют постоян ного внимания со стороны администрации цеха, и в пер вую очередь — четкого пла нирования, постоянной загру женности. Для таких бригад непременным условием ста новится строгое соблюдение графика постановки судов в ремонт. «Бригада молодых мамаш» Интересное направление избрали в работе по совер шенствованию бригадных форм на М урманском рыбо обрабатывающем комбинате. Здесь ведь в основном тру дятся женщины. И вот, учитывая эту специфику производства, на консерв ном заводе создали... «брига ду молодых мамаш». С разрешения администрации завода бригада выходит толь ко в первую смену, притом работу начинает на 15 минут позднее, чем т остальные. Женщины успевают отвезти детей в детские сады и при ступают к работе, как гово рится, со спокойной душой. «Бригада молодых мамаш» на равных соревнуется с пе редовыми коллективами и, что особенно важно, выпус кает продукцию только вы сокого качества. Об этом рассказала на со вещании начальник отдела организации труда и заработ ной платы комбината Н. Д. Новикоза. — С начала 1983 года от делом организации труда комбината, а также сектором социологии ЦНОТ УПРХ про ведены социологические ис следования, — сказала Н. Д. Новикова. — Это новое на правление нашей работы нам представляется достаточно перспективным. Наверное, в том сомне ваться действительно не при ходится. Нельзя забывать, что в бригадах работают лю ди. И они должны ощущать: бригады создаются для того, чтобы в них рабочие могли полностью раскрыть свои возможности, способности. А так будет, если в коллективе будет создана, если хотите, уютная, теплая обстановка и рабочие почувствуют себя действительно полноправны ми хозяевами производства. И уж коли речь зашла об этом, то, наверное, главным итогом работы по совершен ствованию бригадных форм стало то, что подряд, м ож но сказать, завоевывает сердца все большего числа работни к е ! рыбной отрасли нашей области. За последние годы образовался «золотой фонд» людей, которые на пути к цели нередко идут на риск, проводя эксперименты, тре бующ ие не только знаний, но и уверенности в своих силах, если хотите, смелос ти. Это бригадиры М урм ан ской судоверфи Г. Н. Бур- дейный, В. Н. Михайлов, О. Р. Швыркин; М урманского рыбо обрабатывающего комбината— Н. В. Дорофеева, С. Ф . Сав чук, Н. В. Стрелкова; р уко во дители экипажей рыбодобы вающих и транспортных судов В. О. Бородин, Л. Н. Гера симович, Н. П. Д р уж ко в и другие. Говоря сегодня о развитии бригадной формы организа ции труда, нельзя, • на мой взгляд, не сказать о той р о ли, которую играет в обоб щении опыта и его пропаган де печать. Наше М урм анское книжное издательство за по следние годы выпустило две книги — «От судовых ком п лексных бригад к бригадному подряду» и «На пути к б р и гадному подряду», в ко торых аргументированно рас крыта экономическая эффек тивность важной работы по совершенствованию бригад ных форм организации тру да на флотах области, ее со циальная значимость, расска зывается об опыте внедре ния новшества на ТР «Ир кутск» управления «Севрыб холодфлот». Эти книги издательства вы*^, звали самый живой интерес у моряков. Работы эти, бес спорно, помогают м орякам выбрать правильные ориен тиры, избежать формализма при внедрении бригадных форм, а в дальнейшем и бригадного подряда. В. ЧИСНИКОВ, заведующий отделом про мышленного рыболовства «Рыбного Мурмана». В февраля
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz