Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.
• ВЕЧЕРОМ В ПЯТНИЦУ • КОНЦЕРТНАЯ АФИША I I I I I M I I I I I I I I I t llllllllllU lil llllllllllllllllllll lllll «Старый Париж» — называется композиция в двух частях, с которой выступит сегодня в концерт ном зале Мурманского муз- училища артист Москолцер- та Максим Кончаловский. В программе — стихи Вий она, Ронсара, Дго Белле, Гюго, Нерваля, музыка Депре, Рамо, Дебюсси, Р а веля. Зрителям будут пред ложены диапозитивы с про изведений Ван Дейка, Рем брандта, Писсарро, Мане, французских акварелистов X V III— X IX веков, соборов и замков Франции. А 2 марта перед мурман чанами выступит солистка областной филармонии Н а талья Соколова. В ее репер туаре — произведения ро доначальника русской клас сической музыки Михаила Глинки. Л. ЛОПАТКО. МНЕНИЕ lllllllllllllllitillllidllllllinillllllllllllllllllllllllllltllllllllllllllll ДИРИЖЕР СВОЕГО ОРКЕСТРА Произведения выдающе гося итальянского киноре жиссера Федерико Феллини никогда не имели одних только почитателей. Мир его героев сложен, язык метафоричен, он нередко прибегает.к символам, ко торые нуждаются в расшиф ровке. Об этом я думал на премьере картины Феллини «Репетиция оркестра». Фильма, созданного по за конам драматургии абсур да (сценарий самого Феде рико Феллини). ...В старинной, полузаб- брошенной капелле, приспо собленной под некое подо бие филармонического за ла, собирается и репетиру ет оркестр. А перед репе тицией .музыкантов снимает телевидение, журналист бе рет интервью. Мы не видим его, а только слышим голос за кадром, задающий воп росы (кстати, их задает са.м Феллини). В одном из интервью Феллини небрежно назвал «Репетицию оркестра» «фильмийом» и сказал, что сделал картину «между де лом». желая показать в су губо документальной мане ре тайну рождения музыки. Но фильм его гораздо ши ре п богаче. В интервью ■ музыкантов раскрывается одна нз глав ных тем картины: желание н стремление любого чело века обрести свое счастье в любимом деле, с его помо щью спастись от одиночест ва и страха перед смертью. Эти . люДц преображаются, признаваясь в любви к му зыке п избранной профес сии. а ведь несколько се кунд тому назад они жес токо и беспощадно оскорб ляли друг друга, препира лись из-за всякой ерунды ссорились. «Репетиция оркестра» — произведение многослой ное, не допускающее одно значного толкования. Фильм этот не имеет четко выдер жанного сюжета, в нем не мало парадоксальных пово ротов, неожиданных гротес ково заостренных образов. Не только метафорич ность картины порой непо нятна, но и каждый в от дельности образ неоднозна чен. Взять хотя бы цент ральную фигуру этой фило софской притчи -- дириже ра. Эту роль исполняет не мецкий актер Балдуин Басс. Феллини заставляет его со хранить немецкий акцент. Дирижер показан как дес пот. диктатор, подавляю щий своими оскорблениями оркестрантов, вызывающий у . них поначалу раздраже ние, а затем и вовсе анар хический бунт, уже направ ленный не только против власти дирижера, но и про тив всякой власти. В то же время в момент страшной катастрофы вселенского масштаба дирижер ведет себя, как пастор, призывая к объединению. И воинству ющий экстремист первым помогает ему восстановить пульт, который становится похож на церковную кафед ру. По мановению дири жерской палочки оркестр сплачивается и как никогда воодушевленно исполняет пьесу. Казалось бы, нару шенная гармония близится к полному восстановлению. Но вдруг дирижер обруши вает на оркестрантов гнев ную тираду, под конец фильма и вовсе напоминаю щую казарменный лай бес новатого фюрера. Как можно толковать этот образ? По-разному. Но яс но одно: Феллини заставил задуматься над вечной те мой власти, которая особен но актуальна сегодня в Италии, когда волна поли тического терроризма и ган гстеризма захлестнула страну, когда анархия разъ едает республику, грозя приходом фашизма. Но дирижер тот же са мый режиссер — ведь у Феллини есть свой «ор кестр» — киногруппа, и ему тоже приходится сдер живать ее «порывы». уп равлять, подавлять. Нет ли и в этом фильме своего ро да автобиографических мо тивов, которыми так бога ты многие произведения ху дожника? (В одном из мно гочисленных интервью Фел лини сказал: «Даже если бы я снимал фильм о ры бах — это все равно был бы фильм обо мне»). Дума ется. что и такое толкование может иметь место. В кар тине прочитывается и дру гая тема: невозможность художника творить в капи талистпческом мире, в об ществе жестокости. равно душия и голого чистогана, Мы привыкли к фильмам с крепко сколоченным сю жетом, с интригой, с яс ным. четким и желательно счастливым финалом... Ни чего этого Феллини нам не предлагает. «Репетиция о р кестра» — сложное, фило софское произведение с вы сокой изобразительной культурой (многие кадры — своего рода живописные полотна), высочайшим уров нем режиссуры. Это фильм, заставляющий думать. ТОЧКА, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ... iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiintiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii — Что будете заказывать! Рис. О. Фомина. Без слов. Рис. Хасанкаева (справа). КТО СМЕЕТСЯ ПОСЛЕДНИМ? |',М1,П,||,М|П||,М|||||П||||П,|||||||||||||,,||||||1,||,|||,,||П|,,||,||||П|,||||||И| О П Ы Т Когда сразу после оконча ния школы я пришел домой и заявил отцу, что мы с Ла рисой решили пожениться, он посмотрел на меня позарх очков и спросил: — Ты это серьезно? — Ну, конечно, серьезно! — Тогда давай погозорим , Пока мы говорили, Лариса вышла замуж за Сашку Не- букина. На втором курсе института, сразу после зимней сессии, я пришел к отцу и сказал, что мы с Наташей хотим со здать семью. — Ты это серьезно? — спросил отец. Я утвердительно кивнул голозой. — Тогда давай поговорим, взвесим все «за» и «против». Все выходило «за». Но за это время Наташа вышла за м уж за завмага. Окончив институт, я при шел к отцу с Валентиной. — Ты это серьезно? -— спросил отец и посмотрел на меня поверх очков... С годами приходит опыт. И с Люсей мы сначала рас писались, а потом пришли к отцу и я сказал: «Папа, по знакомься, это моя жена!» В. МАЛЬКОВ. ДОСЬЕ КРОССВОРД I l i l l l l l l l l l l l l l l l N l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l l l l l l l J I I I I i l l l l l ВСЕЗНАЙКИ От одного до десяти Среди названий населен ных пунктов мож но встретить такие, как Большакове, М ень шикове, Первушино. Мы зна ем и фамилии подобного зву чания: Большаков, Меньши ков, Одинцов, Первушин, Вто ров, Третьяк, Третьяков, Чет- вертухин, Пятаков, Шестаков, Семухин, Семеркин, Восьмер- кин, Девятое, Дезятериков, Десятоз и т. д. Например, кому не известен «светлейший князь Александр Данилович Меншиков», играв ший при Петре I огром ную роль в делах государства? Фамилии эти произошли от имен. В старину на Руси на зывали старшего ребенка Большак (Большой), меньшего — Меньшак (Меньшой, Мен- шичко). Если один ребенок был в семье, то его называли Одинцом. Но в основном в старину были большие семьи. Поэтому родители иногда на зывали своих детей по счету. Например, первый ребенок был Первушей, второй — Вторушей, третий — Третьяк и так далее. Так в остроге Кольском че ловеком, который имел «два анбара верхней да нижней» был Девятка Иванов. В стано вище Тикуново, где жили со ловецкие крестьяне, прожи вал Пяток Терентьез. Не обошли стороной имена- числа и русскую именитую знать. В «Бархатной книге» (ч. 1. Москва 1787 г.) в ро дословной Вельяминовых есть Андрей Третьяк, в роде зна менитого князя Дмитрия По- жарехого, возглавившего рус ское ополчение в годы поль ской интервенции, был князь Иван Третьяк. Здесь, наряд/ с настоящим именем, было и имя-число. Названия населенных пунк тов, фамилии и имена людей... Все они проходят через судь бы людские, через живую ис торию человечества. П. БОЧИЛОВ. ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 6. Рыба отряда окунеоб разны х. 7. Склон горы , холма. 9. Герой сказа Н. С. Лескова. 10. Пер вая с кр и п ка в оркестре. 11. Выдающ ийся русски й хи м и к- ор га ни к. 13. Рубящее и ко л ю щее холодное оруж ие. 14. Й линны й складной н ож в спании. 15. М орская пром ы словая рыба. 16. Город в Ч у ваш ской АССР. 18. Временная легкая постройка. 22. Ожере лье из бус, монет, разноцвет ны х намней. 25. Воинское звание. 26. Губчаты й гриб, растущ ий на деревьях. 27. Поднятие ш танги в один при- ем. 28. Ш тат в США. 31. Со ветский ко н с тр у кто р автома тического оруж ия, Герой Со циалистического Труда. 34. Советский онеанолог, полярны й исследователь, -руководитель первой советской ан тарктич е ской энспедиции. 36. Слово, однозвучное с другим , но от личное от него по смы слу. 38. Ручное орудие для ры хления земли. 39. Горячность, пыл. 41. Установленная мера, сред няя величина чего-нибудь. 42. Р усский писатель, автор сказ ки «Конек-горбунок». 43. П ри ток Бурей. 44. Гусарский' м ун дир, расш иты й ш нурам и. 45. Х имичесний элемент. ПО ВЕРТИКАЛИ: 1. Река в М агаданской области. 2, Из ваянная Пигмалионом статуя прекрасной девуш ки в Грече ской м иф ологии. 3. Крыш а на столбах для защ иты от непо годы. 4. Советский исто ри к. 5. И нертны й газ. 6. Сорт ви- нограда. 8. Человек, изм енив ш ий своим убеждениям . 10. Столица государства в Европе. 12. Народность, ж и вущ ая в низовьях Ам ура и на С ахали не. 17. А м ери кан ски й бальный танец. 19. Сорт нож и. 20. Ге роиня с ка з ки Андерсена «Снежная королева». 21. Тонко скрученная пряж а. 22. Модель, предварительны й образец. 23. Водоплавающая птица. 24. Часть света. 29. Прохлади тельны й напи ток. 30. Плод тропичесного растения. 32. Наиболее передовая, деятель ная часть накой-либо о р га ни за ции. 33. М уж ское имя. 34. Д ействующ ее лицо оперы Мо царта «Свадьба Ф игаро». 35. Закваш енное топленое мояо ко. 37. Ф ра н ц узски й писатель. 38. Медные посеребренные или позолоченные нити, иду щие на галуны , слочные ун- раш ения. 40. Злой дух, бес. дьявол в хри стиа нской мифо логии. Составил И. ПРИГОДИЧ. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 6 По горизонтали: 7. Капитель. 8. П олемика. 10. Страз. 11. П и к та. 12. М орош ка. 15. Колли. i6 . Клодт. 18. Лазер. 19. Слепок. 20. К ош ки н . 24. А рара. 25. Н аука. 26. Н осок. 28. И оканга. 32 Аорта. 33. Л уара. 34. «Богаты ри». 35. К орчагин. По вертикали: 1 . М арты нов. 2. М ицар. 3. Олово. 4. Лоток. 5. А м пир. 6 «С киталец*. 9. Громов. 13. М инерал. 14. А луксне. 16 «Клоун». 17. Тропа. 21. «Громобой». 22. «Ш урале». 23. К оперн и к 27. Отвал. 29. Озеро. 30. Гитов. 31. Т ука й. П. ВЛАСОВ. niiiimMmiiHiitiiiiiiiiimminiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiniiiiHiiiiHinmiuuuniiiniiniiiiiiiiiiiH iiiiimniiniHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiinii 24 февраля1984 года 1 0 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz