Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.

БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ 1Л января 1701 года Петр I повелел: •_.ао забаву же н поль­ зу православного христианства быть математических и нави- гацких, то есть хитростно наук учению». Была учреждена пер­ вая в России навигацкая школа. С тех пор немало положили русские ученые трудов для создания ценных пособий для мореплавания, разработки научных основ судовождения. Свой вклад в развитие этой науки внес • наши дни и про­ фессор М урманского высшего инженерного м орского учили­ ща имени Ленинского комсомола, кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» Влади­ мир Евгеньевич Ольховский — автор одиннадцати работ лб вопросам навигации и автоматизации промыслового судовож ­ дения. Книги его изданы не только на русском , но и на анг­ лийском и китайском языках и получили высокую оценку со­ ветских и зарубежных специалистов. Написаны они не только «по служебным обязанностям» автора. С корее, по велению мысли и души. А Владимир Евгеньевич сказал: «Не знаю, ка­ кой интерес могу представлять для вашей рубрики. Мое глав­ ное увлечение — это работа». — Наукой, которая ко­ му-то покажется сухой и скучной, Вы занимаетесь более тридцати лет. Это что, «одна, но пламенная страсть»? — Для человека, кото­ рый всерьез занимается на­ укой, причем Любой, — она не может быть сухой. Ска­ жу больше, решая какую- нибудь «сухую» задачу, по­ лучаешь радость не мень­ шую, чем, к примеру, ху­ дожник от своего полотна. Думаю, не открою Америки, если заявлю, что, как отно­ сишься к своему труду, та­ ков будет и его характер — творческий или «талмудист­ ский». Что касается одной стра­ сти... Сейчас мы много го­ ворим о выборе молодыми жизненного пути, о том, как важно, чтобы он не был случаен. А у меня случи­ лось так. Наклонности были к наукам гуманитарным, и заявление подал на юриди­ ческий факультет универ­ ситета. А экзамены сдавать друг подбил в гидрографи­ ческий институт Главсев- морпути — ныне училище имени адмирала Макарова в Ленинграде. Конкурс ту­ да был, правда, большой (тогда все поголовно мечта- 'ли об Арктике), но ничего, выдержал его и в том же 37-м году впервые надел морскую форму. И с тех пор ее не снимаю. С первых курсов начал бывать в Арктике. Область эта меня увлекла, и вот уже тридцать лет занима­ юсь вопросами промысла. Когда окончил в Ленингра­ де аспирантуру, здесь, в Мурманске, открыли высшее инженерное морское учили­ ще. Захотелось самостоя­ тельного поиска, и я прие­ хал сюда. Училище тогда, что называется, только становилось на ноги. Еще не выпускали судоводителей для флота рыбной промыш­ ленности с высшим обра­ зованием. Естественно, встал вопрос: как готовить этого самого специалиста? Каким он должен быть? Что ж, пошел в море дублером капитана бортово­ го траулера «Стрелок». Стал присматриваться, от­ бирать свое, «играющее» на тему. Понял: нужно со­ здавать новый раздел нау­ ки, который позднее назвал промышленной * навигацией. Он должен был отразить специфику работы на про­ мысловом судне. В то время весь лов, все, что делалось на судне, ба зировалось главным обра­ зом на личном опыте й интуиции капитана. Н о ин­ туиция, понятно, часто об­ манывала. К тому же тре­ бовались годы, а то и деся­ тилетия для приобретения опыта. А сейчас наши вы­ пускники после пяти-шести лет работы в море стано­ вятся капитанами. Сплав опыта и знаний, несомненно, дает результаты гораздо быстрее. Владимир ОЛЬХОВСКИЙ: „НОЕШЕШ1Е -МОЯ МИТГ Конечно, над всем, чем приходилось мне занимать­ ся, работал не один. Очень многое сделал, например, старший научный сотрудник Владимир Иванович Яков­ лев, который и сейчас у нас работает. — Владимир Евгеньевич, Вы являетесь автором 11-ти крупных работ по пробле­ мам промыслового судовож­ дения. Есть среди них са- мая-самая, сердцу милая? — Самая-самая, кстати, не моя «одноличная» — «Автоматизация промыс­ лового судовождения и так­ тическое управление про­ мыслом». Почему именно эта, коллективная работа? Ведь есть учебники, кото­ рые готовил один. Думаю, именно этой книге было су­ ждено сыграть особую роль. Не случайно к ней прояви­ ли такой интерес и за ру­ бежом: в СШ А , во Фран­ ции. Она была переведена на английский язык и из­ дана в США . Во фоанцуз- ской печати появилась ста­ тья, автор которой рекомен­ довал издать эту книгу в двух вариантах с коммента­ рием для практиков. Почему эта книга нашла такой отклик? Видимо, по­ тому, что впервые — это был 1970 год — был по­ ставлен вопрос об автома­ тизации процессов трало­ вого, кошелькового лова и показано, что в будущем конкурентная способность до­ бывающего флота будет за­ висеть именно от того, на­ сколько полно будет реше­ на задача автоматизации промыслового судовожде­ ния и процессов лова. Вы­ ли^ названы конкретные пу­ ти решения проблемы. Три года назад мы напи­ сали книгу «Математичес­ кое обеспечение автомати­ зации тралового и кошель­ кового лова», на базе ко­ торой созданы и практиче­ ские наставления по разно­ глубинному траловому фло­ ту. А вообще эта проблема остро актуальна. Сырьевая база уже не столь бога­ та, как прежде. Приходится облавливать и локальные, и подвижные косяки в небла­ гоприятных условиях. А су­ доводителю — перерабаты­ вать «вручную» .массу ин­ формации. Это трудно. По­ этому автоматизация про­ цесса лова — одно из глав­ ных направлений научно- технического процесса в рыбной промышленности. « Реализацией» этого *воп­ роса, конечно же, занима­ емся не только мы. Но все- таки приятно сознавать, что первые кирпичики в фунда­ мент этого дела положены в стенах нашего училища, И гораздо позже к решению этой проблемы пришли за рубежом: в ФРГ , Норвегии, Японии. — Поскольку у автома­ тизации процессов лова и промыслового судовожде­ ния бофш ое будущее, воз­ можно, когда-нибудь совсем отпадет надобность в судо­ водителях и их заменят ма­ шины? — Никогда. Нельзя все предвидеть и запрограмми­ ровать в море. Система мо­ жет быть только такая: че­ ловек — машина. К тому же, с экономической точки зрения, процессы лова це­ лесообразно автоматизиро­ вать частично, а не полно­ стью. Мы работаем на пер­ спективу, ио получаем кон­ кретные решения, которые в настоящее время могут быть использованы на фло­ те. Более того, они уже внедряются. К нам, к примеру, при­ шло письмо из Всесоюзного рыбопромышленного объ­ единения Азово - Черномор­ ского бассейна. Само оно, на мой взгляд, снак нашего содружества с флотом, где испытывают разработанное в училище практическое пособие «Применение мик­ рокалькулятора в расчетах по разноглубинному трало­ вому лову». В этом деле как раз нам очень помога­ ют наши курсанты, которые собирают на практике ма­ териалы, а порой выполня ют 'и дипломные работы. Это. полагаю, побочный вы­ ход из главной, перспектив­ ной тематики, для решения которой еще нужно время. Владимир Евгеньевич умал­ чивает о том, что решением Высшей аттестационной ко ­ миссии он был утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Судовождение» ров­ но двадцать лет назад, будучи кандидатом географ ических наук. А ведь обычно профес­ сорами «становятся» доктора. Так что научная судьба Оль­ ховского, к а к видим, и скл ю ­ чительна. И сключение из пра­ вил было сделано за большой вклад ученого Ольховского в развитие науки и высшей ш колы . В частности, в созда­ ние новой науки — промы с­ лового судовождения, что Владимир Евгеньевич и счи­ тает главным делом своей ж и зн и . — Интересно, должен ли преподаватель судовожде­ ния уметь водить суда, бы­ вать в море? Или ему до­ статочно знать теорию? — Прежде чем начать работу на научном попри­ ще. я почти восемь лет про­ вел в море, практически не бывал на берегу. Начиная с 1941 года, когда оказал­ ся на Севере на практике, где меня и застала война, не «вылезал» из районов Диксона, Новой Земли Всю войну прошел на судах. В. конце 45-го сошел на бе­ рег лишь для того, чтобы оформить документы в ас­ пирантуру. И снова — в море. Убежден: не только пре­ подаватель судовождения, любой педагог морского училища обязан выходить в море, иначе потеряет связь с практикой. Это не­ пременное условие выпол­ няется у нас всеми, без различия степеней и рангов. Даже когда я был на адми­ нистративном посту и за­ гружен текучкой, работал проректором, все равно вы­ ходил в море с курсантами до тех пор, пока позволяла медицина. Словом, в нашем деле, сидя только в каби­ нете, немногого добьешься. В математике, скажем, в восемнадцать лет можно стать доктором наук. В на­ шей области это невозмож­ но. Нужен опыт, иначе не будет и результата. Поэто­ му непременное условие и для занятий наукой — пла­ вание, плавание и плавание. — Вот Вы и приоткрыли чуть чуть свою «техноло­ гию»... — Да разве это все? Главная задача руководите­ ля творческого коллектива, на мой взгляд, дать пра­ вильное направление, найти, как часто говорю, «жилу», проблему, которая является наиболее актуальной. Про­ блема — вот отправная точка. Это главное для нас, прикладников. Только чело­ век, который может «почу­ ять» эту проблему и отсто­ ять ее, когда вокруг еще неверие и ему твердят: «Да брось ты эту затею», мо­ жет достойно представлять науку. Это и есть, на мой взгляд, главное в «техно­ логии», ‘ Руководитель дол­ жен исподволь готовить по­ чву для шага вперед, иметь какой-то «задел» (предва­ рительные расчеты и про­ чее), прежде чем он объя­ вит о теме всему коллек­ тиву. А за счет чего может быть этот «задел»? Только за счет так называемого свободного времени. — А бывают периоды творческой разгрузки? — Бывают, конечно, сво­ бодные дни, когда, вроде бы, ничего и не делаешь: просто гуляешь с внуком. А голова-то работать не пе­ рестает. Это понятно. Как только ты «заболел» какой- то проблемой, она неотступ­ но следует за тобой. И по­ том... самое-самое время для работы — поздний ве­ чер, когда выключается те­ левизор и все домашние отправляются спать. То са­ мое «свободное» время. Мне повезло: семья как-то при­ выкла к такому распорядку. — Владимир Ёвгеньевич, а есть в семье последовате­ ли Вашего дела? — Сын окончил наше училище, работает в «Сев- рыбхолодфлоте» вторым электромехаником. Дочь то­ же работает в системе рыб­ ной промышленности. Те­ перь вот подрастают внуки. В свое время и жена рабо­ тала в Арктическом инсти­ туте. — И все-таки не только морем .кинет профессор Ольховский? — Разумеется. Воспиты- вался-то в среде, далекой от моря, — в семье музы­ кантов. Отец мой — про­ фессор консерватории, на «заре молодости» выступал на Мариинской сцене вме­ сте с Шаляпиным. В на­ шем доме бывали многие корифеи сцены. Мне посча­ стливилось знать таких вы­ дающихся музыкантов, а р ­ тистов, как Шостакович, Уланова, Соллортинский. Но отец всю жизнь отговари­ вал меня идти стезей арти­ ста. Говорил, что хлеб этот труден и горек, к тому же не видел во мне особых данных. Я же еще в школе участвовал в художествен­ ной самодеятельности, да и на первых курсах институ­ та продолжал. Играл в джазе, на банджо. И очень даже веселил публику. Да и сейчас кое-что могу» Но времени катастрофически не хватает. — Владимир Евгеньевич, может быть, есть что-то та­ кое, о чем я не спросила, но чему Вы также посвя­ щаете немало времени? — Общественной дея­ тельности. Почти девятнад­ цать лет довелось мне воз­ главлять областную органи­ зацию общества «Знание». Быть членом правления об­ щества «Знание» Р С Ф С Р . А что это значит? Работа с людьми, встречи, поезд­ ки, общение. — Но, думается, 65 лет— еще не финиш для ученого Ольховского? — В последнее время я ушел от административной работы Здоровье не то. Но от науки и преподаватель­ ской деятельности — нет, нет и нет. На этом никогда не поставлю vточку. Счи­ таю, человек может и дол­ жен работать до тех пор, пока у него есть силы. Беседу вела С. АНДРЕЕВА. Ф ото В. КОРЕЦКОГО 24февраля1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz