Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.
БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ 1Л января 1701 года Петр I повелел: •_.ао забаву же н поль зу православного христианства быть математических и нави- гацких, то есть хитростно наук учению». Была учреждена пер вая в России навигацкая школа. С тех пор немало положили русские ученые трудов для создания ценных пособий для мореплавания, разработки научных основ судовождения. Свой вклад в развитие этой науки внес • наши дни и про фессор М урманского высшего инженерного м орского учили ща имени Ленинского комсомола, кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» Влади мир Евгеньевич Ольховский — автор одиннадцати работ лб вопросам навигации и автоматизации промыслового судовож дения. Книги его изданы не только на русском , но и на анг лийском и китайском языках и получили высокую оценку со ветских и зарубежных специалистов. Написаны они не только «по служебным обязанностям» автора. С корее, по велению мысли и души. А Владимир Евгеньевич сказал: «Не знаю, ка кой интерес могу представлять для вашей рубрики. Мое глав ное увлечение — это работа». — Наукой, которая ко му-то покажется сухой и скучной, Вы занимаетесь более тридцати лет. Это что, «одна, но пламенная страсть»? — Для человека, кото рый всерьез занимается на укой, причем Любой, — она не может быть сухой. Ска жу больше, решая какую- нибудь «сухую» задачу, по лучаешь радость не мень шую, чем, к примеру, ху дожник от своего полотна. Думаю, не открою Америки, если заявлю, что, как отно сишься к своему труду, та ков будет и его характер — творческий или «талмудист ский». Что касается одной стра сти... Сейчас мы много го ворим о выборе молодыми жизненного пути, о том, как важно, чтобы он не был случаен. А у меня случи лось так. Наклонности были к наукам гуманитарным, и заявление подал на юриди ческий факультет универ ситета. А экзамены сдавать друг подбил в гидрографи ческий институт Главсев- морпути — ныне училище имени адмирала Макарова в Ленинграде. Конкурс ту да был, правда, большой (тогда все поголовно мечта- 'ли об Арктике), но ничего, выдержал его и в том же 37-м году впервые надел морскую форму. И с тех пор ее не снимаю. С первых курсов начал бывать в Арктике. Область эта меня увлекла, и вот уже тридцать лет занима юсь вопросами промысла. Когда окончил в Ленингра де аспирантуру, здесь, в Мурманске, открыли высшее инженерное морское учили ще. Захотелось самостоя тельного поиска, и я прие хал сюда. Училище тогда, что называется, только становилось на ноги. Еще не выпускали судоводителей для флота рыбной промыш ленности с высшим обра зованием. Естественно, встал вопрос: как готовить этого самого специалиста? Каким он должен быть? Что ж, пошел в море дублером капитана бортово го траулера «Стрелок». Стал присматриваться, от бирать свое, «играющее» на тему. Понял: нужно со здавать новый раздел нау ки, который позднее назвал промышленной * навигацией. Он должен был отразить специфику работы на про мысловом судне. В то время весь лов, все, что делалось на судне, ба зировалось главным обра зом на личном опыте й интуиции капитана. Н о ин туиция, понятно, часто об манывала. К тому же тре бовались годы, а то и деся тилетия для приобретения опыта. А сейчас наши вы пускники после пяти-шести лет работы в море стано вятся капитанами. Сплав опыта и знаний, несомненно, дает результаты гораздо быстрее. Владимир ОЛЬХОВСКИЙ: „НОЕШЕШ1Е -МОЯ МИТГ Конечно, над всем, чем приходилось мне занимать ся, работал не один. Очень многое сделал, например, старший научный сотрудник Владимир Иванович Яков лев, который и сейчас у нас работает. — Владимир Евгеньевич, Вы являетесь автором 11-ти крупных работ по пробле мам промыслового судовож дения. Есть среди них са- мая-самая, сердцу милая? — Самая-самая, кстати, не моя «одноличная» — «Автоматизация промыс лового судовождения и так тическое управление про мыслом». Почему именно эта, коллективная работа? Ведь есть учебники, кото рые готовил один. Думаю, именно этой книге было су ждено сыграть особую роль. Не случайно к ней прояви ли такой интерес и за ру бежом: в СШ А , во Фран ции. Она была переведена на английский язык и из дана в США . Во фоанцуз- ской печати появилась ста тья, автор которой рекомен довал издать эту книгу в двух вариантах с коммента рием для практиков. Почему эта книга нашла такой отклик? Видимо, по тому, что впервые — это был 1970 год — был по ставлен вопрос об автома тизации процессов трало вого, кошелькового лова и показано, что в будущем конкурентная способность до бывающего флота будет за висеть именно от того, на сколько полно будет реше на задача автоматизации промыслового судовожде ния и процессов лова. Вы ли^ названы конкретные пу ти решения проблемы. Три года назад мы напи сали книгу «Математичес кое обеспечение автомати зации тралового и кошель кового лова», на базе ко торой созданы и практиче ские наставления по разно глубинному траловому фло ту. А вообще эта проблема остро актуальна. Сырьевая база уже не столь бога та, как прежде. Приходится облавливать и локальные, и подвижные косяки в небла гоприятных условиях. А су доводителю — перерабаты вать «вручную» .массу ин формации. Это трудно. По этому автоматизация про цесса лова — одно из глав ных направлений научно- технического процесса в рыбной промышленности. « Реализацией» этого *воп роса, конечно же, занима емся не только мы. Но все- таки приятно сознавать, что первые кирпичики в фунда мент этого дела положены в стенах нашего училища, И гораздо позже к решению этой проблемы пришли за рубежом: в ФРГ , Норвегии, Японии. — Поскольку у автома тизации процессов лова и промыслового судовожде ния бофш ое будущее, воз можно, когда-нибудь совсем отпадет надобность в судо водителях и их заменят ма шины? — Никогда. Нельзя все предвидеть и запрограмми ровать в море. Система мо жет быть только такая: че ловек — машина. К тому же, с экономической точки зрения, процессы лова це лесообразно автоматизиро вать частично, а не полно стью. Мы работаем на пер спективу, ио получаем кон кретные решения, которые в настоящее время могут быть использованы на фло те. Более того, они уже внедряются. К нам, к примеру, при шло письмо из Всесоюзного рыбопромышленного объ единения Азово - Черномор ского бассейна. Само оно, на мой взгляд, снак нашего содружества с флотом, где испытывают разработанное в училище практическое пособие «Применение мик рокалькулятора в расчетах по разноглубинному трало вому лову». В этом деле как раз нам очень помога ют наши курсанты, которые собирают на практике ма териалы, а порой выполня ют 'и дипломные работы. Это. полагаю, побочный вы ход из главной, перспектив ной тематики, для решения которой еще нужно время. Владимир Евгеньевич умал чивает о том, что решением Высшей аттестационной ко миссии он был утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Судовождение» ров но двадцать лет назад, будучи кандидатом географ ических наук. А ведь обычно профес сорами «становятся» доктора. Так что научная судьба Оль ховского, к а к видим, и скл ю чительна. И сключение из пра вил было сделано за большой вклад ученого Ольховского в развитие науки и высшей ш колы . В частности, в созда ние новой науки — промы с лового судовождения, что Владимир Евгеньевич и счи тает главным делом своей ж и зн и . — Интересно, должен ли преподаватель судовожде ния уметь водить суда, бы вать в море? Или ему до статочно знать теорию? — Прежде чем начать работу на научном попри ще. я почти восемь лет про вел в море, практически не бывал на берегу. Начиная с 1941 года, когда оказал ся на Севере на практике, где меня и застала война, не «вылезал» из районов Диксона, Новой Земли Всю войну прошел на судах. В. конце 45-го сошел на бе рег лишь для того, чтобы оформить документы в ас пирантуру. И снова — в море. Убежден: не только пре подаватель судовождения, любой педагог морского училища обязан выходить в море, иначе потеряет связь с практикой. Это не пременное условие выпол няется у нас всеми, без различия степеней и рангов. Даже когда я был на адми нистративном посту и за гружен текучкой, работал проректором, все равно вы ходил в море с курсантами до тех пор, пока позволяла медицина. Словом, в нашем деле, сидя только в каби нете, немногого добьешься. В математике, скажем, в восемнадцать лет можно стать доктором наук. В на шей области это невозмож но. Нужен опыт, иначе не будет и результата. Поэто му непременное условие и для занятий наукой — пла вание, плавание и плавание. — Вот Вы и приоткрыли чуть чуть свою «техноло гию»... — Да разве это все? Главная задача руководите ля творческого коллектива, на мой взгляд, дать пра вильное направление, найти, как часто говорю, «жилу», проблему, которая является наиболее актуальной. Про блема — вот отправная точка. Это главное для нас, прикладников. Только чело век, который может «почу ять» эту проблему и отсто ять ее, когда вокруг еще неверие и ему твердят: «Да брось ты эту затею», мо жет достойно представлять науку. Это и есть, на мой взгляд, главное в «техно логии», ‘ Руководитель дол жен исподволь готовить по чву для шага вперед, иметь какой-то «задел» (предва рительные расчеты и про чее), прежде чем он объя вит о теме всему коллек тиву. А за счет чего может быть этот «задел»? Только за счет так называемого свободного времени. — А бывают периоды творческой разгрузки? — Бывают, конечно, сво бодные дни, когда, вроде бы, ничего и не делаешь: просто гуляешь с внуком. А голова-то работать не пе рестает. Это понятно. Как только ты «заболел» какой- то проблемой, она неотступ но следует за тобой. И по том... самое-самое время для работы — поздний ве чер, когда выключается те левизор и все домашние отправляются спать. То са мое «свободное» время. Мне повезло: семья как-то при выкла к такому распорядку. — Владимир Ёвгеньевич, а есть в семье последовате ли Вашего дела? — Сын окончил наше училище, работает в «Сев- рыбхолодфлоте» вторым электромехаником. Дочь то же работает в системе рыб ной промышленности. Те перь вот подрастают внуки. В свое время и жена рабо тала в Арктическом инсти туте. — И все-таки не только морем .кинет профессор Ольховский? — Разумеется. Воспиты- вался-то в среде, далекой от моря, — в семье музы кантов. Отец мой — про фессор консерватории, на «заре молодости» выступал на Мариинской сцене вме сте с Шаляпиным. В на шем доме бывали многие корифеи сцены. Мне посча стливилось знать таких вы дающихся музыкантов, а р тистов, как Шостакович, Уланова, Соллортинский. Но отец всю жизнь отговари вал меня идти стезей арти ста. Говорил, что хлеб этот труден и горек, к тому же не видел во мне особых данных. Я же еще в школе участвовал в художествен ной самодеятельности, да и на первых курсах институ та продолжал. Играл в джазе, на банджо. И очень даже веселил публику. Да и сейчас кое-что могу» Но времени катастрофически не хватает. — Владимир Евгеньевич, может быть, есть что-то та кое, о чем я не спросила, но чему Вы также посвя щаете немало времени? — Общественной дея тельности. Почти девятнад цать лет довелось мне воз главлять областную органи зацию общества «Знание». Быть членом правления об щества «Знание» Р С Ф С Р . А что это значит? Работа с людьми, встречи, поезд ки, общение. — Но, думается, 65 лет— еще не финиш для ученого Ольховского? — В последнее время я ушел от административной работы Здоровье не то. Но от науки и преподаватель ской деятельности — нет, нет и нет. На этом никогда не поставлю vточку. Счи таю, человек может и дол жен работать до тех пор, пока у него есть силы. Беседу вела С. АНДРЕЕВА. Ф ото В. КОРЕЦКОГО 24февраля1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz