Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Видимо, нет нуж ды ка к-то по-осо бому представлять сменного мастера завода м едицинского ж и ра и вита м инны х концентратов А лександру И льиничну Юдину. Т р уж ен ики ры бного М урмана эна- ю т ее к а к отличного работника, ко торому ком м уни сты областной пар тийной организации оказали боль шое доверие, избрав делегатом XXVI съезда КПСС. С тех пор прош ло три года. И се годня А . И. Юдина рассказы вает о том, к а к колл ектив завода решает задачи, поставленные съездом, о пе ременах, которы е произошли здесь за этот период. Слово - делегату ХХУ1 съезда КПСС Основное звено производства ТРЕБОВА ТЕЛЬНОСТЬ Щ ОТ ГОАЙ РЙСТИ Невольно думается сейчас вот о чем: с той поры, когда в Москве проходил форум коммунистов страны, прошло уже немало времени. А вмес те с тем не приходится даже напрягать память, чтобы вспо мнить те волнующие дни, связанные с ними впечатле ния, события. Почему так? А, наверное, потому, что XXVI съезд— это не только и не столько воспо минания. Это была, образно говоря, отправная точка всех тех добрых дел и начинаний, которые мы претворяем в жизнь. За последние годы у нас на предприятии были введе ны две новые механизиро ванные линии. На одной из них идет розлив жира в бу тылки, на другой — в бочки. Удалось сократить число ра ботниц на этих операциях, поднять производительность труда. А совсем недавно, в начале нынешнего года, был введен уже участок механи зированной наливки жира в бочки. Резко улучшились здесь теперь условия, поскольку люди работают в-изолирован ном помещении, подача бо чек на весы и съем их про изводятся с помощью меха низмов. Пока что экономиче скую эффективность подсчи тать трудно, но рассчитываем, что на участке производитель ность труда по отношению к базовой величине возрастет примерно на 20 процентов, а то и больше. Все эти перемены происхо дят на твоих глазах. И как не увязать их с решениями XXVI съезда, на котором особо бы ла подчеркнута необходимость проводить линию на более быстрое техническое перево оружение производства, соз дание и выпуск машин и обо рудования, позволяющих улуч шать условия труда и повы шать его производительность. И уж если речь зашла об улучшении условий труда, то нельзя, наверное, не сказать вот о чем: уже почти три го да как мы перешли на пятидневную рабочую неде лю. Представьте, как были рады этому работницы заво да, которые теперь имеют два выходных дня. Правда, на всех распространить такой режим работы не удалось, так как суда, поставляющие нам жир, а также вагоны, в которые мы отгружаем готовую про дукцию , подходят без учета праздников и выходных. И потому у нас созданы д еж ур ные смены, которые работа ют по скользящему графику. Большое внимание на съез де было уделено, как извест но, вопросам совершенство вания управления, повышения уровня хозяйствования. Речь идет, в частности, о развитии инициативы, деловитости, творческого поиска резервов роста производства. Решение этой задачи мы начали с того, что перешли на бригадные формы органи зации и стимулирования тру да. Создали сквозную комп лексную бригаду по выпуску готовой продукции. Ввели КТУ, с помощью которого распределяется приработок. Надо сказать, результаты н» заставили, что называется, долго ждать. Раньше, когда работали по нарядам, три работницы, предположим, занимаются наливкой жира, две—уборкой помещений и территории (ведь нам приходится сгру жать продукцию и на прича лы). И что же, как правило, получалось: первые, ка к го ворится, наливают, вторые, закончив работу, смотрят. Те перь другое дело совсем. Те, ком у выпало работать на тер ритории, беспокоятся — как там идет налив жира. Зайдут в помещение погреться (если дело зимой) — и помогают расфасовывать жир. Надо ли говорить, что дис циплина стала лучше. Но не настолько, как нам хотелось бы. И здесь мы видим один из главных наших резервов. Дело в том, что бригадные формы мы ввели лишь на так называемом основном произ водстве. Кроме того, на заво де существуют вспомогатель ные службы. На долю работ ников этих служб приходится внушительная часть наруше ний. Как раз о том, как «об лечь» эти службы в бригад ные формы, сейчас идет у нас речь. Немалые резервы кроются в дальнейшей механизации производства. Речь, идет о том, чтобы переложить на плечи машин и механизмов такие операции, как нанесе ние трафаретов на бочки, подготовка ящиков, закатка бутылей. Однако не хотелось, чтобы сложилось впечатление: дес-' кать, все у нас идет гладко, нет нерешенных вопросов. Есть! И стоят они довольно остро. Нам не хватает поме щений для хранения продук ции. И вторая острая пробле ма — нехватка тары — так называемых клеток № 34. Со складом вопрос стоит давно и, насколько нам известно, он сейчас проектируется. На уровне ВРПО «Севрыба» решен также вопрос с недос тающей тарой. Тарный ко м бинат обязался обеспечивать нас ею в необходимом коли честве. Хотелось бы верить, что слово свое коллектив это го предприятия сдержит. .„Три года прошло со вре мени работы XXVI съезда КПСС. Все это время мы ус пешно справляемся с планом, взятыми социалистическими обязательствами. Мне, как одному из работ ников завода, приятно осоз навать, что наш- коллектив строго следует путем, наме ченным XXVI съездом КПСС. А. ЮДИНА, сменный мастер завода медицинского жира и ви таминных концентратов М урманского рыбообраба тывающего комбината. Николай Павлович Бутусов в рыбном порту человек изве стный. Бригадир электромон теров, почти четверть века он руководит коллективом, кото* рый в числе первых включился в движение за коммунистиче ское отношение к труду, пер вым же в 1962 году и полу чил звание «Бригада коммуни стического труда». Требовательность (прежде всего — к себе) и чуткость к людям, вдумчивое отношение к решению производственных задач — эти качества отлича ют Николая Павловича. Вся его трудовая биография свя зана с портом. Начал рабо тать здесь монтером в октяб ре 1953 года, а в 59-м, полу чив высший, седьмой разряд, был назначен бригадиром. Руководители энергохозяйст ва разглядели в этом рабочем его лучшие черты характера, почувствовали его отношение к производству, а он на деле оправдал оказанное ему дэ- верие. Порт рос, энергохозяйство, конечно, тоже. Случалось, электроэнергии расходовалось больше, чем в том. была нуж да. Иногда — из-за несовер шенства схем электроснабже ния, но чаще — из-за боль шей, чем требовалось, мощ ности средств потребления. И Бутусов искал, эксперименти ровал. Устанавливал экономич ные светильники, вместо про жекторов, на новых причалах. Заменял трансформаторы на подстанциях. Упрощал схемы электроснабжения во втором районе порта. Все это прино сило предприятию десятки ты сяч рублей экономии. Бригадир учил электриков критически оценивать и но вую, и старую технику, искать и находить в ее работе резер вы. И сам, конечно, показы вал пример. Имея хорошую теоретическую подготовку (полученную, кстати, в основ ном в результате упорного самообразования), в также большой практический опыт, подчас сам делал сложные расчеты своих и коллективных предложений. Так рос из года в год его личный счет рацио нализатора. А скол ько д р уги х хор ош и х дел в бри га ди рски х буднях! Ремонтные работы, м онтаж подстанций, р е ко н стр укц и я и ввод новы х мощ ностей — все это требует и времени, и у с и лий. Но в любом случае Б уту сов стрем ится вы полнить заказ при м иним альны х ка п и та л ь ны х затратах или совсем из беж ать их. А в результате в вы игрыш е не только порт, а и другие предприятия, распо лож енны е на его территории. Или взять наставничество. Тех, ком у Н иколай Павлович пом ог стать мастером своего дела, несколько десятков че ловек. Во втором районе, на прим ер, старш им инж енером электрослуж бы трудится JI. Б. К и чи ги н , а на тепловы х сетях энергохозяйства порта — и н ж енером С. П. Петров. А вот А. В. Гужева позвала Братская ГЭС, где он уж е второй деся той лет — и нж енер-энергетик. В самой бригаде В. А. Све- ж енцев, А. А . Типунов. Г. В. З елинский и другие про ш ли хорош ую ш кол у и успе ш но много лет обеспечиваю т н адеж ную работу энергохозяй ства. Добрые слова говорят они бригадиру за н а у ку , а Ни колай Павлович вправе гор диться своими товарищ ам и. М ного событий было в ж и зни бригадира — и больших, и маленьких. В октябре 1957 года Н. П. Бутусову вручили в О ктябрьском райкоме партий ный билет. И молодой ком м у нист с первых шагов делает все, чтобы оправдать оказан ное ему доверие. Три раза он избирался секретарем це ховой парторганизации, чле,» парткома порта — два десят ка лет, около 15 лет руково дил группой народного конт роля энергохозяйства, а в це хе Николай Павлович — бес сменный председатель комис сии по экономии и бережли вости. Уже один перечень партийных и общественных поручений красноречиво п'.ль- рит о вкладе коммуниста Н. П. Бутусова в дела коллек тива порта. З аслуги бригадира получили в ы сокую оценку. На его груди ордена Ленина и Трудового Красного Знамени, медали «За доблестны й труд . В ознамено вание 100-летия со дня рожде ния В. И. Л енина», «За трудо вое отличие». Плюс к этим наградам — зна ки «За а кти в , ную работу в ор га на х народ ного контроля СССР», «Почет- ны й портовик», «Ветеран т р у да М урм анского ордена Лени на м орского ры бного порта». У него десятки поощ рений М инистерства ры бного хозяй ства и объединения ВРПО «Севрыба», руководства род ного предприятия. А порт для Николая Павло вича действительно родной: эдесь трудятся его дочери Валентина и Татьяна, сын Виктор, брат Петр. Чем не ди настия! * * * Недавно Центральный Коми тет КПСС, Совет Министров СССР и ВЦСПС рассмотрели вопрос о дальнейшем разви тии и повышении эффектив ности бригадной формы орга низации и стимулирования труда в промышленности и приняли соответствующие по становления. Треть зека работы в порту Николая Павловича Бутусова убедительно показывает: бригада год от года все уве реннее становится основной производственной и социаль ной ячейкой трудового кол лектива. Именно в ней пло дотворнее всего воспитывает ся коммунистическое отноше ние к труду. Как это доказа ли на практике бригада Н. П. Бутусова и он сам. В. СЕМЕНОВ, П. БЫСТРОУМОВ. ■ Б е р е г — промыслу, промысел — берегу КРЕПКИЕ ШВАРТОВЫ ПОРТА В -третьем квартале минув шего года М урманский м о р ской рыбный порт сэкономил судам «Севрыбхолодфлота» около десяти суток стояноч ного времени. А сверхплано вый простой этого же флота в том же порту составил почти 302 суток. Иными словами, 290 судо-суток за три месяца — потеря для нашего кол лектива, «организованная» смежным предприятием. При чем аналогичные потери не сут все флоты ВРПО в каж дом квартале каждого года, и третий квартал 1983 взят на ми совершенно произвольно. Безусловно, труженики по р та вовсе не стремились как м ож но дольше задерживать суда у причала. Более того, чтобы ускорить вы грузку- погрузку, портовики старают ся применять комплексную механизацию и передовые методы организации труда. То есть, казалось бы, делают все от них зависящее, чтобы помочь м орякам побыстрей уйти в рейс. В чем же дело? На наш взгляд, в том, что у коллек тива порта есть свой «род ной» план по общему грузо обороту. Его мож но выпол нить двумя способами: пер вый — полная обработка суд на, второй — «подснятие» ры бопродукции сразу с несколь ких судов. К сожалению, пор товики гораздо чаще исполь зуют именно второй способ, объясняя, что это помогает лучше осваивать вагоны. В результате такой «обра- ДОГОВОРУ ботки» в трюмах остаются ма лые партии груза — от о д ной до пятнадцати тонн ры бы. Безусловно, порту невы годно заниматься подобными «мелочами», и бригады от правляются на другие суда, где рыбы много и где м ож но, применяя ком плексную механизацию, переработать больше продукции. А суда стоят у причалов, так как ни траулер, ни рефрижератор не уйдут в море, пока вся рыба не будет выгружена, пока не зачистят трюмы и т. д. Вот и получается, что порт перевыполняет свой план, а флоты (одновременно) отда ляются от достижения своих целей. Особенно пагубно сказыва ется такая практика при «об работке» транспортных реф рижераторов, потому что они должны принимать п р о д ук цию в море. Простой их о з начает, что в порт «по зеле ной» придет больше судов, следовательно, и без того за битые причалы будут еще больше перегружены , а пор товикам понадобятся допол нительные силы и... нервы. Но и это еще не все. Следует сказать, что суда простаивают в порту не толь ко из-за неполной их обра ботки. Немало сложностей возникает при решении воп росов погрузки всего необхо димого для будущего рейса. Ведь отделы материально- технического снабжения ра ботают с 8 до 17 часов, на это же время приходится и основной объем погрузочно- разгрузочных операций пор та. Поэтому за портальный кран и сигнальщика разгора ется настоящая битва. Судно же тем временем стоит. А сколько простоев связа но с неумелой организацией проверки качества рыбопро дукции! Ведь, к сожалению, основная тяжесть от введе ния стопроцентного сертифи цирования рыбных товаров легла • на плечи флотов, в то время как рыбному порту множество судов у причалов отнюдь не мешает. В случае забраковки или дополнитель ного осмотра рыбопродукции на одном судне, бригады ра ботают на другом , То есть порт «размазывает» грузовые операции по всем судам. Ра бота у порта кипит, суд> сто ят. Так, например, со време ни введения нового положе ния о сертифицировании про дукции ни один ТР «Севрыб холодфлота» не уложился в сроки плановой стоянки. КУПИТЕ САРДИНУ! Два транспортных реф риж е ратора — «Космонавт Гага рин» и «Валентин Серов» — доставили в порт м орож еную 24 февраля1984 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz