Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.

В ГОСТЯХ У МУЗ • Встреча в море ЛИТЕРАТУРНЫМ „УЛОВ и Им провизированная «кор­ зина». приспособленная для передачи людей в море с судна на судно, легко отор­ валась от борта транспорта и ЧР*-7ез десяток секунд м ягко опустилась на палубу плавба­ зы «Рыбный Мурман». — Вот та к улов, — засмеялся боц­ ман, — и не мечтали, что в такое время нас посетят поэ­ ты , да еще из Новгорода. Для членов Союза писателей СССР Владимира Кулагина И Игоря Таяновского эта ком ан­ дировка была необычной. Оба впервые выш ли в море, да и в творчестве своем до сих пор они были «сухопутным и». «Голубеют березы и ели На оп уш ка х зы бучих трясин — То ль весь мир голубой в самом деле. То ль в глазах моих волж ская синь» — эти и многие другие стихи О Попробуйте сами красоте родной земли, ответ­ ственности человека за мир на планете прозвучали в к а ­ ю т-ко м пан и ях плавбаз, БМРТ, сейнеров-траулеров различны х флотов Северного бассейна. . Особенной была одна из встреч наш их гостей с к у р ­ сантами М урм анского м оре­ ходного училищ а, проходя­ щ ими п р а кти ку на ТР «Ко­ миссар Полухин». В этот день исполнилось 40 лет освобож­ дения Новгорода от немецко- ф аш истских захватчиков, И бы вш ий ф ронтовик В. А. К у ­ лагин читал ребятам сти хи о войне. Н ы неш ним летом древнему Новгороду исполняется 1125 лет. Нет сомнений, что м ур­ манские писатели от душ и поздравят своих коллег с этой датой. С. ИГОШИН. Увлечения МУЖЧИНЫ ПЛЕТУТ КРУЖЕВА С каж ите честно, ком у не нравятся вологодские кр у ж е ­ ва, макраме, художественная вьщ -1 ивка, кто бы не хотел иишть подобные вещи у себя дома? К сожалению , не все­ гда мы можем приобрести их в м агазинах. А вот попробо­ вать свои силы в декоратив­ но-прикладном искусстве мо­ ж ет каж ды й. В этом я убедился, побывав на выставке народного твор­ чества, которая откры та в До­ ме культуры ж елезнодорож­ ников имени 40-летия О ктяб­ ря. На ней представлены ра­ боты учащ ихся курсов кру- жевоплетения, макраме, кр у ­ жевной маш инной и ручной выш ивки, которы м и руководит вы пускница Вологодского учи ­ лища кр уж е в н и ц Нина Виано- ровна Лебедева. Вы ставка поражает обилием работ, разнообразных и глу­ боко индивидуальны х. Вот ка к говорят о ней ее посетители: «Понравилась картина «Север­ ное сияние» И. Ф. П угиной. Желаем мастерице и в даль­ нейшем радовать людей своим творчеством. Смирнов. Успен­ ский . С кряб ин*. Или: «Выстав­ ка оформлена на хорошем уровне. Трудно представить, что эти карти ны выш иты . Так подобраны тона, что каж ется, будто это рисунок». А мое внимание* привлекли х р у п ки й прозрачно - розовый «Коралл», связанны й крю чко м , изящ ны е, с изобретательными узорам и салфетки, в которы х чувствую тся древние традиции вологодских круж евн и ц . Я поинтересовался У мето­ диста Юлии Борисовны Роди­ оновой: — С каж ите, вот мы часто слыш им «вологодские к р у ж е ­ ва». А есть и другие? — Конечно, например, елец­ кие. Вологодские круж ева обязательно либо белые, либо черные. А елецкие создаются из цветного материала. На на­ шей вы ставке представлены те и другие. — Юлия Борисовна, а ка ки е работы понравились вам? — Нравятся мне к а р т и н у П угинои, выш иты е гладью: «Северное сияние», «Север», «Портрет В. И. Ленина». Сов­ сем в ином ж анре работает В. С. Ульман. Вот перед вамй его макраме-подвеска и порть­ ера. — Вы сказали «его»? — Не удивляйтесь, у нас заним аю тся и м уж чи ны . И очень интересно работаю т, с вы дум кой. Обратите внимание на светильник и абаж ур, свя­ занные Н. М. Сохачом. ...В зал входят новые посе­ тители, с любопытством уст­ ремляю тся к стендам. В. ПАВЛОВ. К АК ОН САМ утверждает, все началось с увлече­ ния масками. Посмотрел у друга коллекцию, заинтересо­ вался, попробовал сделать сам. Знакомые приняли пер­ вую пробу восторженно: — Талант в тебе, Сашка, пропадает! Насчет таланта Зубаркин, разумеется, сомневался, но ему понравилось работать е деревом. Чувствовать его со­ противление и податливость, любоваться неповторимым ри­ сунком дерева, его оттенка­ ми. Особенно приятно было колдовать над буком или ли­ пой. Но в море, как известно, деревья не растут, и в рейс С собой много не возь­ мешь: существуют ведь и та­ Ц А Ч ВАМ, МАСТЕР! моженные строгости. Поэтому в дело у Александра идет все, что под руку попадает: черенки от лопаты, ручки от ножей, разделочные доски... А когда запас деревяшек иссякает, Саша берет в руки пенопласт или пластилин и пытается что-нибудь смасте­ рить из них. В каюте у него, например, розы растут в оригинальных горшочках из пенопласта. ‘ Один напоминает темпераментного грузина, второй — изящную девушку. Когда заходишь в кабинет заведующей культбазы трало­ вого флота, то внимание при­ влекает вылепленная из пла­ стилина голова рыбака. Шки* перская бородка, усы, при­ щуренный взгляд. В ней, мне показалось, есть неуловимое сходство с самим Зубарки- ным. А рядом лежат выпол­ ненные из дерева портреты моряков — друзей Саши, с кем он ходил в море. — Это все старое, с этого я начинал, — машет рукой Саша и достает небольшой картонный пенальчик. Осторо­ жно извлекает из него хруп­ кий цветок, выполненный из бука, и протягивает мне. Бо­ язно брать в руки столь ми­ ниатюрную вещицу. На моей ладони — самая настоящая, чайная роза: нежные лепест­ ки, стебелек-паутинка и ко­ нечно шипы. Д ерж ит цветок женская рука. — Ювелирная работа! — Очень долго я с н^й во­ зился. Инструмент здесь по­ надобился особый, тонкий. А в море, сами понимаете, ус­ ловия не очень-то подходя­ щие: чуть судно качнуло — пинцетики, ножички на пол поехали. Но я ее еще не до­ делал. Хочу, чтобы роза моя раскрывалась. Как? Это пока секрет. Я смотрю на тонкие и сильные руки мастера, не выдерживаю и спрашиваю: — Саша, вы заканчивали художественное училище? Он качает головой: — К сожалению, нет. Учусь на четвертом курсе Архан-' гельского м орского училища. Буду технологом. А сейчас работаю машинистом рыбо­ мучной установки на БАТ «Адмирал Падорин». И сего­ дня мы уходим в рейс. Саша собирает свои рабо­ ты, прощается. Л. ЛОПАТКО. /ворческии портрет БУДИТЬ ВСЕ ЛУЧШЕЕ 13 февраля состоится творческий вечер, посвященный 50- летию сценической деятельности актрисы М урманского драма­ тического театра Феоктисты Николаевны Шевяковой. Впервые я увидел ее в спектакле по пьесе амери­ канского писателя Т. Уиль­ ямса «Орфей спускается в ад» в небольшой роли про­ винциальной американки. Всею несколько минут мы наблюдали на сцене актри­ су, но яркий образ ханжи, созданный ею, запомнился надолго. Помню я и другие рабо­ ты Шевяковой. В «Тринад­ цатом председателе» А. Аб­ дуллина она исполняла роль башкирской колхозни­ цы Алаяр. Ее героиня при­ влекает искренностью, глу­ бокой человечностью. Наверное, у каждого ак­ тера бывает день, когда Б,фуг оживают в его памя­ ти герои, которых посчаст­ ливилось сыграть на сцене. Феоктиста Николаевна вспо­ минает: — Задолго до войны за- ксгнчила студию при Ка­ лужском театре. В 1933 го­ ду начала работать в теат­ ральном коллективе города Алексина, что под Москвой. Это был так называемый театр на колесах. У Шевяковой сохранился интересный документ — вы­ резка из газеты «Цемент» за 1939 год: «Осоавиахимов- ская организация завода «Большевик» подготовила 27 «ворошиловских стрел­ ков». Первой из коллектива Вольского колхозно - совхоз­ ного театра сдала на значок «Ворошиловский стрелок» комсомолка Ф . Шевякова, которая при сдаче норм вы­ била 42 очка из 50 воз­ можных, а при стрельбе в «фашиста» попала в него всеми 5 пулями». ' — Война застала нас на гастролях в Сердобске Пен­ зенской области, — расска­ зывает Феоктиста Никола­ евна.— Когда услышала со­ общение по радио, мне по­ казалось, что жизнь закон­ чилась. Мне тогда не было и тридцати... Сформировали концертные бригады, стали выступать в госпиталях. Мы всем коллективом догово­ рились получать одинаковую зарплату независимо от предвоенных ставок. Р аз­ ницу отдавали в помощь фронту: это был наш скром­ ный вклад в дело Победы над фашизмом. Во время войны была очень популярна лиричес­ кая мелодрама «Сентимен­ тальный вальс» о человеке, получившем тяжелое ране­ ние на фронте. Он увлекался музыкой, и мелодия дово­ енного вальса будила в нем воспоминания о прошлом. В этой пьесе я играла глав­ ную женскую роль, люби­ мую девушку героя. В то время я в основном испол­ няла лирические роли. В пьесе К. Симонова «Жди меня» моя героиня Лиза мечтает о встрече с люби­ мым мужем, которого она ждет с фронта. После войны работала в Иркутске. Здесь были сыг­ раны мои самые любимые роли — арбузовская Таня H афиногеновская Машень­ ка в одноименных пьесах. Пожалуй, Таня мне ближе всего, в ней я многое от­ крыла для себя, ее судьба в чем-то перекликалась с моей судьбой. Выли в творческой судь­ бе актрисы «и роли остро­ характерные, комедийные: Липочка в «Свои люди — сочтемся», Варвара — в «Грозе». — Феоктиста Николаев­ на, а вы помните свою пер­ вую роль, сыгранную в Мурманске? — Конечно же, было это 34 года назад. Тогда шла очень популярная в то вре­ мя комедия «Свадьба с приданым», в которой я- исполняла роль бригадира Ольги. В спектакле было много музыки, песен, тан­ цев. Шел он с огромным ус­ пехом. У Феоктисты Николаевны дома целый театральный архив. Тут программки спектаклей, юбилейные бук­ леты, пожелтевшие от вре­ мени фотографии, рецензии на спектакли разных лет... В моих руках номер газеты «Рыбный Мурман» за 1966 год. В нем несколько от­ кликов на спектакль «Де­ вушки с улицы Надежды». Многие зрители отмечали работу Шевяковой, испол­ нившей роль тети Шуры, наставника молодых строи­ телей. Актриса не чувствует воз­ раста. свидетельство этому и последние ее работы. Взять, например, роль тети Шуры в спектакле «Любовь# и голуби» по пьесе В. Гур- кина. Жизненная мудрость, юмор, которые внесла Ф е­ октиста Николаевна в этот образ, помогают нам серд­ цем понять эту пожилую женщину из сибирской де­ ревни, человека вспыльчи­ вого, но отходчивого. Ее вечная война с выпивохой- мужем напоминает больше привычную перебранку, не­ жели закостенелую вражду. Тетя Ш ура любит своего непутевого мужа, как только может любить простая, жа­ лостливая русская женщи­ на. Шевякова — актриса яр­ кая, бытовая, достоверная, узнаваемая в каждой дета­ ли своего сценического по­ ведения. Ее артистизму свойственны особая внут­ ренняя лиричность, харак­ терность. ...Поздним вечером по проспекту Ленина идет ус талая немолодая женщина. Она ничуть не похожа на артистку, какими мы при­ выкли их себе представлять. И никто не подозревает, что лишь несколько минут назад Феоктиста Николаев­ на еще раз прожила чью-то чужую жизнь, мучилась, страдала, радовалась, лю­ била. Там, на уже пустой сцене, осталась частица ее души... Всем своим творчеством Феоктиста Николаевна стремится будить в челове­ ке все лучшее, чистое, учит его любить и удивляться, одним словом — жить. И ей это удается. Наверное, потому, что сама она — че­ ловек, умудренный жизнью и большим творческим опытом. И. ПАВЛЕНКО. РЫБНЫЙ мурман 10 февраляМ4 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz