Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.
В ГОСТЯХ У МУЗ • Встреча в море ЛИТЕРАТУРНЫМ „УЛОВ и Им провизированная «кор зина». приспособленная для передачи людей в море с судна на судно, легко отор валась от борта транспорта и ЧР*-7ез десяток секунд м ягко опустилась на палубу плавба зы «Рыбный Мурман». — Вот та к улов, — засмеялся боц ман, — и не мечтали, что в такое время нас посетят поэ ты , да еще из Новгорода. Для членов Союза писателей СССР Владимира Кулагина И Игоря Таяновского эта ком ан дировка была необычной. Оба впервые выш ли в море, да и в творчестве своем до сих пор они были «сухопутным и». «Голубеют березы и ели На оп уш ка х зы бучих трясин — То ль весь мир голубой в самом деле. То ль в глазах моих волж ская синь» — эти и многие другие стихи О Попробуйте сами красоте родной земли, ответ ственности человека за мир на планете прозвучали в к а ю т-ко м пан и ях плавбаз, БМРТ, сейнеров-траулеров различны х флотов Северного бассейна. . Особенной была одна из встреч наш их гостей с к у р сантами М урм анского м оре ходного училищ а, проходя щ ими п р а кти ку на ТР «Ко миссар Полухин». В этот день исполнилось 40 лет освобож дения Новгорода от немецко- ф аш истских захватчиков, И бы вш ий ф ронтовик В. А. К у лагин читал ребятам сти хи о войне. Н ы неш ним летом древнему Новгороду исполняется 1125 лет. Нет сомнений, что м ур манские писатели от душ и поздравят своих коллег с этой датой. С. ИГОШИН. Увлечения МУЖЧИНЫ ПЛЕТУТ КРУЖЕВА С каж ите честно, ком у не нравятся вологодские кр у ж е ва, макраме, художественная вьщ -1 ивка, кто бы не хотел иишть подобные вещи у себя дома? К сожалению , не все гда мы можем приобрести их в м агазинах. А вот попробо вать свои силы в декоратив но-прикладном искусстве мо ж ет каж ды й. В этом я убедился, побывав на выставке народного твор чества, которая откры та в До ме культуры ж елезнодорож ников имени 40-летия О ктяб ря. На ней представлены ра боты учащ ихся курсов кру- жевоплетения, макраме, кр у жевной маш инной и ручной выш ивки, которы м и руководит вы пускница Вологодского учи лища кр уж е в н и ц Нина Виано- ровна Лебедева. Вы ставка поражает обилием работ, разнообразных и глу боко индивидуальны х. Вот ка к говорят о ней ее посетители: «Понравилась картина «Север ное сияние» И. Ф. П угиной. Желаем мастерице и в даль нейшем радовать людей своим творчеством. Смирнов. Успен ский . С кряб ин*. Или: «Выстав ка оформлена на хорошем уровне. Трудно представить, что эти карти ны выш иты . Так подобраны тона, что каж ется, будто это рисунок». А мое внимание* привлекли х р у п ки й прозрачно - розовый «Коралл», связанны й крю чко м , изящ ны е, с изобретательными узорам и салфетки, в которы х чувствую тся древние традиции вологодских круж евн и ц . Я поинтересовался У мето диста Юлии Борисовны Роди оновой: — С каж ите, вот мы часто слыш им «вологодские к р у ж е ва». А есть и другие? — Конечно, например, елец кие. Вологодские круж ева обязательно либо белые, либо черные. А елецкие создаются из цветного материала. На на шей вы ставке представлены те и другие. — Юлия Борисовна, а ка ки е работы понравились вам? — Нравятся мне к а р т и н у П угинои, выш иты е гладью: «Северное сияние», «Север», «Портрет В. И. Ленина». Сов сем в ином ж анре работает В. С. Ульман. Вот перед вамй его макраме-подвеска и порть ера. — Вы сказали «его»? — Не удивляйтесь, у нас заним аю тся и м уж чи ны . И очень интересно работаю т, с вы дум кой. Обратите внимание на светильник и абаж ур, свя занные Н. М. Сохачом. ...В зал входят новые посе тители, с любопытством уст ремляю тся к стендам. В. ПАВЛОВ. К АК ОН САМ утверждает, все началось с увлече ния масками. Посмотрел у друга коллекцию, заинтересо вался, попробовал сделать сам. Знакомые приняли пер вую пробу восторженно: — Талант в тебе, Сашка, пропадает! Насчет таланта Зубаркин, разумеется, сомневался, но ему понравилось работать е деревом. Чувствовать его со противление и податливость, любоваться неповторимым ри сунком дерева, его оттенка ми. Особенно приятно было колдовать над буком или ли пой. Но в море, как известно, деревья не растут, и в рейс С собой много не возь мешь: существуют ведь и та Ц А Ч ВАМ, МАСТЕР! моженные строгости. Поэтому в дело у Александра идет все, что под руку попадает: черенки от лопаты, ручки от ножей, разделочные доски... А когда запас деревяшек иссякает, Саша берет в руки пенопласт или пластилин и пытается что-нибудь смасте рить из них. В каюте у него, например, розы растут в оригинальных горшочках из пенопласта. ‘ Один напоминает темпераментного грузина, второй — изящную девушку. Когда заходишь в кабинет заведующей культбазы трало вого флота, то внимание при влекает вылепленная из пла стилина голова рыбака. Шки* перская бородка, усы, при щуренный взгляд. В ней, мне показалось, есть неуловимое сходство с самим Зубарки- ным. А рядом лежат выпол ненные из дерева портреты моряков — друзей Саши, с кем он ходил в море. — Это все старое, с этого я начинал, — машет рукой Саша и достает небольшой картонный пенальчик. Осторо жно извлекает из него хруп кий цветок, выполненный из бука, и протягивает мне. Бо язно брать в руки столь ми ниатюрную вещицу. На моей ладони — самая настоящая, чайная роза: нежные лепест ки, стебелек-паутинка и ко нечно шипы. Д ерж ит цветок женская рука. — Ювелирная работа! — Очень долго я с н^й во зился. Инструмент здесь по надобился особый, тонкий. А в море, сами понимаете, ус ловия не очень-то подходя щие: чуть судно качнуло — пинцетики, ножички на пол поехали. Но я ее еще не до делал. Хочу, чтобы роза моя раскрывалась. Как? Это пока секрет. Я смотрю на тонкие и сильные руки мастера, не выдерживаю и спрашиваю: — Саша, вы заканчивали художественное училище? Он качает головой: — К сожалению, нет. Учусь на четвертом курсе Архан-' гельского м орского училища. Буду технологом. А сейчас работаю машинистом рыбо мучной установки на БАТ «Адмирал Падорин». И сего дня мы уходим в рейс. Саша собирает свои рабо ты, прощается. Л. ЛОПАТКО. /ворческии портрет БУДИТЬ ВСЕ ЛУЧШЕЕ 13 февраля состоится творческий вечер, посвященный 50- летию сценической деятельности актрисы М урманского драма тического театра Феоктисты Николаевны Шевяковой. Впервые я увидел ее в спектакле по пьесе амери канского писателя Т. Уиль ямса «Орфей спускается в ад» в небольшой роли про винциальной американки. Всею несколько минут мы наблюдали на сцене актри су, но яркий образ ханжи, созданный ею, запомнился надолго. Помню я и другие рабо ты Шевяковой. В «Тринад цатом председателе» А. Аб дуллина она исполняла роль башкирской колхозни цы Алаяр. Ее героиня при влекает искренностью, глу бокой человечностью. Наверное, у каждого ак тера бывает день, когда Б,фуг оживают в его памя ти герои, которых посчаст ливилось сыграть на сцене. Феоктиста Николаевна вспо минает: — Задолго до войны за- ксгнчила студию при Ка лужском театре. В 1933 го ду начала работать в теат ральном коллективе города Алексина, что под Москвой. Это был так называемый театр на колесах. У Шевяковой сохранился интересный документ — вы резка из газеты «Цемент» за 1939 год: «Осоавиахимов- ская организация завода «Большевик» подготовила 27 «ворошиловских стрел ков». Первой из коллектива Вольского колхозно - совхоз ного театра сдала на значок «Ворошиловский стрелок» комсомолка Ф . Шевякова, которая при сдаче норм вы била 42 очка из 50 воз можных, а при стрельбе в «фашиста» попала в него всеми 5 пулями». ' — Война застала нас на гастролях в Сердобске Пен зенской области, — расска зывает Феоктиста Никола евна.— Когда услышала со общение по радио, мне по казалось, что жизнь закон чилась. Мне тогда не было и тридцати... Сформировали концертные бригады, стали выступать в госпиталях. Мы всем коллективом догово рились получать одинаковую зарплату независимо от предвоенных ставок. Р аз ницу отдавали в помощь фронту: это был наш скром ный вклад в дело Победы над фашизмом. Во время войны была очень популярна лиричес кая мелодрама «Сентимен тальный вальс» о человеке, получившем тяжелое ране ние на фронте. Он увлекался музыкой, и мелодия дово енного вальса будила в нем воспоминания о прошлом. В этой пьесе я играла глав ную женскую роль, люби мую девушку героя. В то время я в основном испол няла лирические роли. В пьесе К. Симонова «Жди меня» моя героиня Лиза мечтает о встрече с люби мым мужем, которого она ждет с фронта. После войны работала в Иркутске. Здесь были сыг раны мои самые любимые роли — арбузовская Таня H афиногеновская Машень ка в одноименных пьесах. Пожалуй, Таня мне ближе всего, в ней я многое от крыла для себя, ее судьба в чем-то перекликалась с моей судьбой. Выли в творческой судь бе актрисы «и роли остро характерные, комедийные: Липочка в «Свои люди — сочтемся», Варвара — в «Грозе». — Феоктиста Николаев на, а вы помните свою пер вую роль, сыгранную в Мурманске? — Конечно же, было это 34 года назад. Тогда шла очень популярная в то вре мя комедия «Свадьба с приданым», в которой я- исполняла роль бригадира Ольги. В спектакле было много музыки, песен, тан цев. Шел он с огромным ус пехом. У Феоктисты Николаевны дома целый театральный архив. Тут программки спектаклей, юбилейные бук леты, пожелтевшие от вре мени фотографии, рецензии на спектакли разных лет... В моих руках номер газеты «Рыбный Мурман» за 1966 год. В нем несколько от кликов на спектакль «Де вушки с улицы Надежды». Многие зрители отмечали работу Шевяковой, испол нившей роль тети Шуры, наставника молодых строи телей. Актриса не чувствует воз раста. свидетельство этому и последние ее работы. Взять, например, роль тети Шуры в спектакле «Любовь# и голуби» по пьесе В. Гур- кина. Жизненная мудрость, юмор, которые внесла Ф е октиста Николаевна в этот образ, помогают нам серд цем понять эту пожилую женщину из сибирской де ревни, человека вспыльчи вого, но отходчивого. Ее вечная война с выпивохой- мужем напоминает больше привычную перебранку, не жели закостенелую вражду. Тетя Ш ура любит своего непутевого мужа, как только может любить простая, жа лостливая русская женщи на. Шевякова — актриса яр кая, бытовая, достоверная, узнаваемая в каждой дета ли своего сценического по ведения. Ее артистизму свойственны особая внут ренняя лиричность, харак терность. ...Поздним вечером по проспекту Ленина идет ус талая немолодая женщина. Она ничуть не похожа на артистку, какими мы при выкли их себе представлять. И никто не подозревает, что лишь несколько минут назад Феоктиста Николаев на еще раз прожила чью-то чужую жизнь, мучилась, страдала, радовалась, лю била. Там, на уже пустой сцене, осталась частица ее души... Всем своим творчеством Феоктиста Николаевна стремится будить в челове ке все лучшее, чистое, учит его любить и удивляться, одним словом — жить. И ей это удается. Наверное, потому, что сама она — че ловек, умудренный жизнью и большим творческим опытом. И. ПАВЛЕНКО. РЫБНЫЙ мурман 10 февраляМ4 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz