Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО 32-й год ходит на судах объедине ния «М урманрыбпром» Константин Николаевич Юш кевич. Многое пови дал на своем веку, но и одному так и не смог пр ивы кн уть. Не может ос таваться равнодуш ным рыбмастер, когда речь заходит о качестве ры бацкого труда, которы й чаще всего выражается сухим и цифрами отчет ны х бумаг: количество продукции, сданной первым сортом, вторым... Трудно спорить с требованиями ГОСТов. Другое дело — найти резер вы, которы е пом огут м аксимум про д укц ии пуска ть на пищевые цели. К а к удалось бы избежать сниж ения качества прод укции. Об этом и рас сказы вает ветеран. Слово — передовику' Наука и производство ПОМОГЛА ЧУДО-БУМАГА Остро, я бы сказал, бо лезненно воспринимаются моряками проблемы провер ки качества производимой на судах рыбопродукции. Не раз эта тема поднима лась на страницах нашего рыбацкого еженедельника. И здесь своеобразным проме жуточным финишем, по-мое му, стала недавняя статья «Экзамен для отличника» («РМ », 1984 г., № 1). Крайне заинтересовал нас рассказ о проведении проб ного сертифицирования в мо ре на ТР «Отто Гротеволь». Автор отмечает, что для ин спекторов в данном случае были созданы особые усло вия: принимаемая продук ция была упакована в пара финированную бумагу, иск лючающую механические по вреждения сырья. Иными словами, инспекторам нече го было забраковывать — вся продукция первосортная. Вот решили и мы, посове товавшись с руководством флота, у себя на «Торосе» применить эту чудо-бумагу. Новое часто встречают в штыки. Были сомнения и у многих членов экипажа: не создаст ли это дополнитель ные трудности при расфа совке? Не увеличит ли вре мя заморозки? Первый экс периментальный рейс убедил всех, что будущее — за применением парафиниро ванной бумаги на судах на шего типа. Попробую это обосновать. На «Торосе» и ему подоб ных траулерах установлен ное на рыбофабрике обору дование устарело. Работа с морозильными туннельными аппаратами требует большо го ручного труда. И глав ное, в процессе изготовления мороженой продукции труд но избежать механических повреждений рыбы. Насколь ко знаю, именно из-за этого только в минувшем году на пяти судах нашего проекта было понижено в сортности 376 тонн доставленной в порт мойвы. Ущерб, причи ненный объединению, соста вил 52 тысячи 700 рублей. Исключить эти потери мож но, используя парафиниро ванную бумагу. Что же показали итоги рейсов? Во-первых, придя в порт с путины «по зеле ной», всю эксперименталь ную партию, а это 100 тонн, сдали без каких-либо пре тензий к ее качеству. Во-вторых, повысилась от дача от морозильных уста новок. Если раньше прихо дилось оттаивать емкости на третьи сутки работы, то теперь — на шестые. А это в среднем дополнительные десять тонн рыбы в неделю. В-третьих, выросла эко номия пресной воды, что не маловажно для экипажей ВМРТ. Наконец, повыси лась производительность труда при упаковке продук ции. У бригады, заступив шей на вахту, высвободи лось 45 минут, которые она использует для работы на пресервной линии. И что наиболее важно, - на мой взгляд — улучши лись условия труда рыбооб работчиков. Необходимость работы с горячей водой от пала полностью, глазуровать продукцию не надо — мень ше стало воды на фабрике. Да и настрой у людей повы шается, поскольку они зна ют, что вся рыба пойдет только первым сортом. То, что в последнее вре мя мы перешли на стопро центное сертифицирование, дело хорошее и очень нуж ное. Это во многом дисцип линирует рыбаков, заставля ет заботиться не только о своих, вну?рикомандных де лах, но и трезво смотреть на трудности в работе смеж ников. Мы четко представ ляем себе задачи, стоящие перед флотами и береговы ми предприятиями. Нельзя упускать из виду ни одного резерва нашего труда, пусть даже незначительного в мас штабах объединения «Сев- рыба». Тем более, когда речь идет о качестве про дукции. Так вошли мы во вкус работы с чудо-бумагой. К. ЮШКЕВИЧ, рыбмастер БМРТ «Торос». КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА В эти дни при работе на мойвенной путине впервые применяет парафинированную бумагу и экипаж БМРТ «Пи- нагорий» нашего флота. Он в начале нынешней недели уже доставил в порт 600 тонн ры бопродукций. Имея на борту эту бумагу, вышел на промы сел БМРТ «Зеленец». Что ка сается БМРТ «Торос», то те перь уже всю мороженую продукцию здесь будут изго товлять новым способом. Впрочем, новшеством при менение парафинированной бумаги назвать нельзя. Не первый год с ней работают суда проекта 394 AM, осна щенные мощными рефуста- новками. И министерство, ес тественно, отпускает им фон ды на эту бумагу. Цель про водимого сейчас эксперимен та доказать целесообразность ее применения и на трауле рах других проектов. Основ ные экономические расчеты еще предстоит сделать. Но, думаю, выгода от этого будет немалая. Как известно, по распоря жению Министерства рыбного хозяйства СССР в М урманском морском рыбном порту вве дено стопроцентное сертифи цирование продукции. Оно должно создать надежный за слон браку. И наш экспери мент нацелен именно на это. Е. ОВСЯННИКОВ, заместитель главного тех нолога по качеству объ единения «Мурманрыб пром». Ш ПОЖИВАЕШЬ, ГОРЕНИЙ? Начиная с 1956 года на рыбо водные заводы М урманской об ласти ежегодно завозились с Дальнего Востока миллионные партии оплодотворенной икры горбуши. Полученная из этой и к ры молодь рыб подращивалась и выпускалась в реки. В даль нейшем ее жизненный цикл про текал в морях Северного Ледо витого океана и северо-восточ ной Атлантики, где она в тече ние года достигала товарного веса, созревала и возвращалась в реки на нерест. На всем про тяжении акклиматизационных ра бот проводились широкие науч ные исследования биологии, эко логии и поведения вселенца в новом ареале. В результате ка чественно изменилась биотехника искусственного воспроизводства горбуши на рыбоводных заводах М урманской области, получен промысловый возврат. Горбуша широко распростра нилась в западном и восточном направлении от места вселения. Взрослых особей вылавливали у берегов Исландии, Англии, Ш от ландии, Норвегии, в бассейнах Баренцева, Белого и Карского морей. В отдельные годы коли чество идущих на нерест рыб ис числялось сотнями тысяч штук. Наряду с годами массовых под ходов горбуши к берегам отме чались периоды, когда количест во возвращавшихся в реки Коль ского полуострова рыб составля ло десятки и даже единицы. Д о настоящего времени не су ществует определенного мнения о положительных или отрицатель ных результатах акклиматизаци онных работ. Ясно одно, что го ворить о натурализации (созда нии местного стада) горбуши на Крайнем Севере преждевремен но, так как суровые климатиче ские условия, в частности темпе ратурный режим рек Кольского полуострова, вносят свои ко р р е к тивы в ход акклиматизационных работ. В суровые зимы (а они в нашей области нередки) вода в реках, на нерестилищах, промер зает до дна, и икра, отложенная горбушей, гибнет, и результаты естественного нереста сводятся к нулю: В связи с этим возникает воп рос: что же произойдет с гор бушей? На наш взгляд, натурализации (создания местного стада) гор буши в реках Кольского полу острова не произойдет. Правда, отдельные моменты вроде бы указывают на противоположное, но д » точной их оценки нужны специальные исследования... Теперь посмотрим, как же об стоят дела с искусственным вос производством горбуши на Коль ском полуострове. Этот вид рыб может успешно воспроизводить ся в искусственных условиях. Бо лее того, стоимость выловленной в новом регионе горбуши ком пенсировала расходы, связанные с проведением акклиматизационных работ. Вышесказанное поззоляет сделать следующий вывод: в на стоящее время, когда ощущает ся нехватка животного белка, когда отмечается тенденция к снижению количества добывае мой рыбы, может быть получен положительный результат за счет искусственного разведения гор буши на Европейском севере СССР. Однако массовый подход гор буши к берегам Кольского полу острова возможен только в том случае, если рыбоводные' заво ды будут выпускать в море пол ноценную молодь, которая по своему развитию мало отличает ся от дикой. В осуществлении же последнего у нас имеются сомнения. Дело в том, что име ющиеся в М урманской области рыбоводные заводы не отвечают требованиям, которые предъяв ляются к подобным заводам на настоящем этапе. В результате молодь горбуши, которую выпускали эти пред приятия, имела низкую выживае мость (гибель молоди еще до выхода в море превышала 50 процентов). На основании мно гочисленных научных исследова- . ний составлено большое количе ство рекомендаций, позволяю щих значительно увеличить каче ство подращиваемых рыб, а, следовательно, и промысловый возврат, но эти рекомендации также из-за несоответствия заво дов современным требованиям не внедряются в производство. Выход из создавшегося положе ния один — строительство сов ременных заводов, оборудован ных устройствами, позволяющи ми создавать регулируемые ус ловия среды. Зарубежный опыт использования таких заводов по казывает их большое преимуще ство и экономическую целесо образность. На наш взгляд, затраты, свя занные с перевозкой оплодо творенной икры горбуши с Даль него Востока (стоимость этой операции по сравнению, напри мер, с доставкой оттуда же то варной рыбы, несомненно, де шевле), подращивание молоди на заводах Мурманской области и выпуск ее в море, полностью окупятся за счет вылова возвра щающейся на нерест рыбы, то есть будут экономически оправ даны. И совсем не обязательно добиваться натурализации гор б у ши в новом регионе, а просто нужно использввать акваторию северных морей в качестве на гульных площадей для этих цен ных рыб. Э. КАЛЮЖНЫЙ, младший научный сотрудник М урманского морского биоло гического института. пос. Дальние Зеленцы. Договор четырнадцати П РЕДСТАВИМ себе почти невозможное — семью, в которой 14 детей. Одними родительскими хлопотами да назиданиями всех на ноги по ставить трудно. Кто повзрос лее, заботится о младших, сла бых. А те, ■ свою очередь, берут пример со старших. Именно на это нацеливает рыбаков Мурмана, их много численных смежников и со ревнование под девизом «Бе рег — промыслу, промысел — берегу!» Словом, помимо чисто про изводственных отношений, как • большой, друж ной семье, следует помогать друг другу. Только в этом случае сегод ня можно рассчитывать на ус пех. Товарищ же познается если не в беде, то в экстре мальных условиях, например, на мойвенной путине. ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ В кабинете капитана-дирек- тора БМРТ «Торжок» объеди нения «Мурманрыбпром» В. М. Горохова радуют глаз ■пейзажи: дубравы, реки, р у чейки. Среди них на почет ном месте — обыкновенный кусок картона с памятной надписью: «Этим ящиком фирма «Торжок» закончила последнюю партию мойвы жирной мороженой в блоках до двух кг. 25 ноября 1983 года». — Таких бы «пейзажей» по больше, — улыбается Виктор Матвеевич. — На 117 процен тов справились в предыдущем рейсе с планом реализации пищевой продукции. А нынё КУРС вот приходится объяснять причины непроизводительной работы в новом году. Неудач но что-то он для нас начина ется... — В море вышли 1 января, — продолжает капитан-дирек тор. — Д о этого за недель ную стоянку в порту требова лось провернуть немалый ре монт — планировали промыш лять вдали от родных бере гов. Дали нам необходимый набор материалов и благосло вили: за месяц перехода свои ми силами наладите работу производственных механизмов. И наладили бы, не направь руководство наше судно на мойвенную путину. Об этом узнали за сутки до отхода. Старший механик за голову схватился. А работать-то на до. На путине быть и план не взять — обидно. По 50— 60 тонн рыбы ежедневно м о р о зят работающие рядом одно типные суда, а мы да еще три траулера нашего объеди нения в пасынках оказались. У передовиков на фабри ках установлены роторные сортировочные машины, кото рые полностью отвечают сво ему назначению. У нас в про шлом рейсе тоже была одна, вибрационная. Трижды в мо ре пытались ее усовершенст вовать, но отдачи все равно было мало. Сейчас и этой ма шины нет — сняли в порту, ведь работать думали на д ру гом сырье. Берег запрашивает: почему не загружаете полностью мо розильные камеры? А рацио нально ли нам работать в та ких условиях? Если рыбы «ма ломерки» в прилове больше 4— 5 процентов, то все выхо дим на подвахты. Вдвое уве личили протяженность сорти ровочной линии, но вручную больше 20 тонн за сутки не отобрать. Это сизифов труд— за хвоэтик каждую рыбку вы лавливать. Порт отвечает: в настоящий момент доставить сортировочную машину воз можности нет — их не хвата ет. Таким образом, выход один: или заниматься поис ком «чистых» косяков, а это значительные потери промыс лового времени, или, оста ваясь в общей группе судов, согласиться на роль отстаю щего... К сказанному капитаном до бавлю, что прибывшие на борт «Торжка» инспекторы «Мур- манрыбвода» определили: в одной из первосортных пар тий на один процент превы шен допуск содержания мел кой рыбы. И это — тоже не избежное следствие слабого технологического оснащения рыбофабрики,. •Разговор с В. М. Гороховым проходил в то время, когда траулер перегружал рыбу на ТР «Комиссар Полухин». Э ки пажи вдвое сократили нормы по грузообработке, сэкономив 10 февраляIS84 года РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz