Рыбный Мурман. 1984 г. Февраль.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО 32-й год ходит на судах объедине­ ния «М урманрыбпром» Константин Николаевич Юш кевич. Многое пови­ дал на своем веку, но и одному так и не смог пр ивы кн уть. Не может ос­ таваться равнодуш ным рыбмастер, когда речь заходит о качестве ры ­ бацкого труда, которы й чаще всего выражается сухим и цифрами отчет­ ны х бумаг: количество продукции, сданной первым сортом, вторым... Трудно спорить с требованиями ГОСТов. Другое дело — найти резер­ вы, которы е пом огут м аксимум про­ д укц ии пуска ть на пищевые цели. К а к удалось бы избежать сниж ения качества прод укции. Об этом и рас­ сказы вает ветеран. Слово — передовику' Наука и производство ПОМОГЛА ЧУДО-БУМАГА Остро, я бы сказал, бо­ лезненно воспринимаются моряками проблемы провер­ ки качества производимой на судах рыбопродукции. Не раз эта тема поднима­ лась на страницах нашего рыбацкого еженедельника. И здесь своеобразным проме­ жуточным финишем, по-мое­ му, стала недавняя статья «Экзамен для отличника» («РМ », 1984 г., № 1). Крайне заинтересовал нас рассказ о проведении проб­ ного сертифицирования в мо­ ре на ТР «Отто Гротеволь». Автор отмечает, что для ин­ спекторов в данном случае были созданы особые усло­ вия: принимаемая продук­ ция была упакована в пара­ финированную бумагу, иск­ лючающую механические по­ вреждения сырья. Иными словами, инспекторам нече­ го было забраковывать — вся продукция первосортная. Вот решили и мы, посове­ товавшись с руководством флота, у себя на «Торосе» применить эту чудо-бумагу. Новое часто встречают в штыки. Были сомнения и у многих членов экипажа: не создаст ли это дополнитель­ ные трудности при расфа­ совке? Не увеличит ли вре­ мя заморозки? Первый экс­ периментальный рейс убедил всех, что будущее — за применением парафиниро­ ванной бумаги на судах на­ шего типа. Попробую это обосновать. На «Торосе» и ему подоб­ ных траулерах установлен­ ное на рыбофабрике обору­ дование устарело. Работа с морозильными туннельными аппаратами требует большо­ го ручного труда. И глав­ ное, в процессе изготовления мороженой продукции труд­ но избежать механических повреждений рыбы. Насколь­ ко знаю, именно из-за этого только в минувшем году на пяти судах нашего проекта было понижено в сортности 376 тонн доставленной в порт мойвы. Ущерб, причи­ ненный объединению, соста­ вил 52 тысячи 700 рублей. Исключить эти потери мож­ но, используя парафиниро­ ванную бумагу. Что же показали итоги рейсов? Во-первых, придя в порт с путины «по зеле­ ной», всю эксперименталь­ ную партию, а это 100 тонн, сдали без каких-либо пре­ тензий к ее качеству. Во-вторых, повысилась от­ дача от морозильных уста­ новок. Если раньше прихо­ дилось оттаивать емкости на третьи сутки работы, то теперь — на шестые. А это в среднем дополнительные десять тонн рыбы в неделю. В-третьих, выросла эко­ номия пресной воды, что не­ маловажно для экипажей ВМРТ. Наконец, повыси­ лась производительность труда при упаковке продук­ ции. У бригады, заступив­ шей на вахту, высвободи­ лось 45 минут, которые она использует для работы на пресервной линии. И что наиболее важно, - на мой взгляд — улучши­ лись условия труда рыбооб­ работчиков. Необходимость работы с горячей водой от­ пала полностью, глазуровать продукцию не надо — мень­ ше стало воды на фабрике. Да и настрой у людей повы­ шается, поскольку они зна­ ют, что вся рыба пойдет только первым сортом. То, что в последнее вре­ мя мы перешли на стопро­ центное сертифицирование, дело хорошее и очень нуж­ ное. Это во многом дисцип­ линирует рыбаков, заставля­ ет заботиться не только о своих, вну?рикомандных де­ лах, но и трезво смотреть на трудности в работе смеж­ ников. Мы четко представ­ ляем себе задачи, стоящие перед флотами и береговы­ ми предприятиями. Нельзя упускать из виду ни одного резерва нашего труда, пусть даже незначительного в мас­ штабах объединения «Сев- рыба». Тем более, когда речь идет о качестве про­ дукции. Так вошли мы во вкус работы с чудо-бумагой. К. ЮШКЕВИЧ, рыбмастер БМРТ «Торос». КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА В эти дни при работе на мойвенной путине впервые применяет парафинированную бумагу и экипаж БМРТ «Пи- нагорий» нашего флота. Он в начале нынешней недели уже доставил в порт 600 тонн ры­ бопродукций. Имея на борту эту бумагу, вышел на промы­ сел БМРТ «Зеленец». Что ка­ сается БМРТ «Торос», то те­ перь уже всю мороженую продукцию здесь будут изго­ товлять новым способом. Впрочем, новшеством при­ менение парафинированной бумаги назвать нельзя. Не первый год с ней работают суда проекта 394 AM, осна­ щенные мощными рефуста- новками. И министерство, ес­ тественно, отпускает им фон­ ды на эту бумагу. Цель про­ водимого сейчас эксперимен­ та доказать целесообразность ее применения и на трауле­ рах других проектов. Основ­ ные экономические расчеты еще предстоит сделать. Но, думаю, выгода от этого будет немалая. Как известно, по распоря­ жению Министерства рыбного хозяйства СССР в М урманском морском рыбном порту вве­ дено стопроцентное сертифи­ цирование продукции. Оно должно создать надежный за­ слон браку. И наш экспери­ мент нацелен именно на это. Е. ОВСЯННИКОВ, заместитель главного тех­ нолога по качеству объ­ единения «Мурманрыб­ пром». Ш ПОЖИВАЕШЬ, ГОРЕНИЙ? Начиная с 1956 года на рыбо­ водные заводы М урманской об­ ласти ежегодно завозились с Дальнего Востока миллионные партии оплодотворенной икры горбуши. Полученная из этой и к­ ры молодь рыб подращивалась и выпускалась в реки. В даль­ нейшем ее жизненный цикл про­ текал в морях Северного Ледо­ витого океана и северо-восточ­ ной Атлантики, где она в тече­ ние года достигала товарного веса, созревала и возвращалась в реки на нерест. На всем про­ тяжении акклиматизационных ра­ бот проводились широкие науч­ ные исследования биологии, эко­ логии и поведения вселенца в новом ареале. В результате ка­ чественно изменилась биотехника искусственного воспроизводства горбуши на рыбоводных заводах М урманской области, получен промысловый возврат. Горбуша широко распростра­ нилась в западном и восточном направлении от места вселения. Взрослых особей вылавливали у берегов Исландии, Англии, Ш от­ ландии, Норвегии, в бассейнах Баренцева, Белого и Карского морей. В отдельные годы коли­ чество идущих на нерест рыб ис­ числялось сотнями тысяч штук. Наряду с годами массовых под­ ходов горбуши к берегам отме­ чались периоды, когда количест­ во возвращавшихся в реки Коль­ ского полуострова рыб составля­ ло десятки и даже единицы. Д о настоящего времени не су­ ществует определенного мнения о положительных или отрицатель­ ных результатах акклиматизаци­ онных работ. Ясно одно, что го ­ ворить о натурализации (созда­ нии местного стада) горбуши на Крайнем Севере преждевремен­ но, так как суровые климатиче­ ские условия, в частности темпе­ ратурный режим рек Кольского полуострова, вносят свои ко р р е к­ тивы в ход акклиматизационных работ. В суровые зимы (а они в нашей области нередки) вода в реках, на нерестилищах, промер­ зает до дна, и икра, отложенная горбушей, гибнет, и результаты естественного нереста сводятся к нулю: В связи с этим возникает воп­ рос: что же произойдет с гор ­ бушей? На наш взгляд, натурализации (создания местного стада) гор­ буши в реках Кольского полу­ острова не произойдет. Правда, отдельные моменты вроде бы указывают на противоположное, но д » точной их оценки нужны специальные исследования... Теперь посмотрим, как же об­ стоят дела с искусственным вос­ производством горбуши на Коль­ ском полуострове. Этот вид рыб может успешно воспроизводить­ ся в искусственных условиях. Бо­ лее того, стоимость выловленной в новом регионе горбуши ком ­ пенсировала расходы, связанные с проведением акклиматизационных работ. Вышесказанное поззоляет сделать следующий вывод: в на­ стоящее время, когда ощущает­ ся нехватка животного белка, когда отмечается тенденция к снижению количества добывае­ мой рыбы, может быть получен положительный результат за счет искусственного разведения гор­ буши на Европейском севере СССР. Однако массовый подход гор­ буши к берегам Кольского полу­ острова возможен только в том случае, если рыбоводные' заво­ ды будут выпускать в море пол­ ноценную молодь, которая по своему развитию мало отличает­ ся от дикой. В осуществлении же последнего у нас имеются сомнения. Дело в том, что име­ ющиеся в М урманской области рыбоводные заводы не отвечают требованиям, которые предъяв­ ляются к подобным заводам на настоящем этапе. В результате молодь горбуши, которую выпускали эти пред­ приятия, имела низкую выживае­ мость (гибель молоди еще до выхода в море превышала 50 процентов). На основании мно­ гочисленных научных исследова- . ний составлено большое количе­ ство рекомендаций, позволяю ­ щих значительно увеличить каче­ ство подращиваемых рыб, а, следовательно, и промысловый возврат, но эти рекомендации также из-за несоответствия заво­ дов современным требованиям не внедряются в производство. Выход из создавшегося положе­ ния один — строительство сов­ ременных заводов, оборудован­ ных устройствами, позволяющи­ ми создавать регулируемые ус­ ловия среды. Зарубежный опыт использования таких заводов по­ казывает их большое преимуще­ ство и экономическую целесо­ образность. На наш взгляд, затраты, свя­ занные с перевозкой оплодо­ творенной икры горбуши с Даль­ него Востока (стоимость этой операции по сравнению, напри­ мер, с доставкой оттуда же то­ варной рыбы, несомненно, де­ шевле), подращивание молоди на заводах Мурманской области и выпуск ее в море, полностью окупятся за счет вылова возвра­ щающейся на нерест рыбы, то есть будут экономически оправ­ даны. И совсем не обязательно добиваться натурализации гор б у­ ши в новом регионе, а просто нужно использввать акваторию северных морей в качестве на­ гульных площадей для этих цен­ ных рыб. Э. КАЛЮЖНЫЙ, младший научный сотрудник М урманского морского биоло­ гического института. пос. Дальние Зеленцы. Договор четырнадцати П РЕДСТАВИМ себе почти невозможное — семью, в которой 14 детей. Одними родительскими хлопотами да назиданиями всех на ноги по­ ставить трудно. Кто повзрос­ лее, заботится о младших, сла­ бых. А те, ■ свою очередь, берут пример со старших. Именно на это нацеливает рыбаков Мурмана, их много­ численных смежников и со­ ревнование под девизом «Бе­ рег — промыслу, промысел — берегу!» Словом, помимо чисто про­ изводственных отношений, как • большой, друж ной семье, следует помогать друг другу. Только в этом случае сегод­ ня можно рассчитывать на ус­ пех. Товарищ же познается если не в беде, то в экстре­ мальных условиях, например, на мойвенной путине. ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ В кабинете капитана-дирек- тора БМРТ «Торжок» объеди­ нения «Мурманрыбпром» В. М. Горохова радуют глаз ■пейзажи: дубравы, реки, р у ­ чейки. Среди них на почет­ ном месте — обыкновенный кусок картона с памятной надписью: «Этим ящиком фирма «Торжок» закончила последнюю партию мойвы жирной мороженой в блоках до двух кг. 25 ноября 1983 года». — Таких бы «пейзажей» по­ больше, — улыбается Виктор Матвеевич. — На 117 процен­ тов справились в предыдущем рейсе с планом реализации пищевой продукции. А нынё КУРС вот приходится объяснять причины непроизводительной работы в новом году. Неудач­ но что-то он для нас начина­ ется... — В море вышли 1 января, — продолжает капитан-дирек­ тор. — Д о этого за недель­ ную стоянку в порту требова­ лось провернуть немалый ре­ монт — планировали промыш ­ лять вдали от родных бере­ гов. Дали нам необходимый набор материалов и благосло­ вили: за месяц перехода свои­ ми силами наладите работу производственных механизмов. И наладили бы, не направь руководство наше судно на мойвенную путину. Об этом узнали за сутки до отхода. Старший механик за голову схватился. А работать-то на­ до. На путине быть и план не взять — обидно. По 50— 60 тонн рыбы ежедневно м о р о ­ зят работающие рядом одно­ типные суда, а мы да еще три траулера нашего объеди­ нения в пасынках оказались. У передовиков на фабри­ ках установлены роторные сортировочные машины, кото­ рые полностью отвечают сво­ ему назначению. У нас в про­ шлом рейсе тоже была одна, вибрационная. Трижды в мо­ ре пытались ее усовершенст­ вовать, но отдачи все равно было мало. Сейчас и этой ма­ шины нет — сняли в порту, ведь работать думали на д ру­ гом сырье. Берег запрашивает: почему не загружаете полностью мо­ розильные камеры? А рацио­ нально ли нам работать в та­ ких условиях? Если рыбы «ма­ ломерки» в прилове больше 4— 5 процентов, то все выхо­ дим на подвахты. Вдвое уве­ личили протяженность сорти­ ровочной линии, но вручную больше 20 тонн за сутки не отобрать. Это сизифов труд— за хвоэтик каждую рыбку вы­ лавливать. Порт отвечает: в настоящий момент доставить сортировочную машину воз­ можности нет — их не хвата­ ет. Таким образом, выход один: или заниматься поис­ ком «чистых» косяков, а это значительные потери промыс­ лового времени, или, оста­ ваясь в общей группе судов, согласиться на роль отстаю­ щего... К сказанному капитаном до­ бавлю, что прибывшие на борт «Торжка» инспекторы «Мур- манрыбвода» определили: в одной из первосортных пар­ тий на один процент превы­ шен допуск содержания мел­ кой рыбы. И это — тоже не­ избежное следствие слабого технологического оснащения рыбофабрики,. •Разговор с В. М. Гороховым проходил в то время, когда траулер перегружал рыбу на ТР «Комиссар Полухин». Э ки­ пажи вдвое сократили нормы по грузообработке, сэкономив 10 февраляIS84 года РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz