Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.

• НАВСТРЕЧУ 50-летию СТАХАНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ • ной чешуйки. Думали, не­ мыслимое это дело! А потом прикинули, что к чему (за ­ дание-то не отменили!), — и справились... Еще несколько строк из биографии этого человека. Много хорош его он сделал для экипажа Р Т -7 5 «Сара­ тов», который участвовал в стахановских рейсах. На РТ -74 «Ногин» — тоже. Война как бы подвела пред­ варительные итоги движения стахановцев на флоте. Стоит напомнить, что первые удар­ ные рейсы начались в осен­ не-зимний период тридцать пятого, который не баловал промысловиков погодой. Только 'экипаж РТ -29 «Ки­ ров» (капитан Г. Г. Тислен- ко) в том году преодолел тридцатитысячный р у б е ж . по вылову. А с начала 1 9 3 6 года в траловом флоте ста­ хановское движение стало массовым. Возглавил его коллектив РТ -10 «Лебедка» (капитан Н. Е. Скорняков). Но это тоже — особая стра­ ница в истории флота, и о ней мы расскаж ем отдель­ но. Но «Л ебедку» мы сего­ дня выделяем специально — С РЕДИ СЕВЕРЯН ПОЧИН А. Г. СТАХАНОВА первы­ ми подхватили экипажи Мурманского тралового фло­ та — именно их можно назвать среди рыбаков страны пи­ онерами массового движения за наивысшую производитель­ ность труда, лучшее использование техники и выпуск вы­ сококачественной продукции. Сначала много говорили о рекордах, начиная с 14-крат­ ного перекрытия сменной нормы самим Алексеем Григорь­ евичем в ночь с 30 на 31 августа 1935 года. Но вскоре стало понятно, что не рекорды одиночек (и А . Г. Стаха­ нов также не был их сторонником), а коллективный, хоро­ шо организованный труд может привести к успеху, к ста­ бильному выполнению государственных планов, к ломке устаревших норм. А на траулере труд именно коллектив­ ный и результаты его общие. Вот с этой мысли и нача­ лись наши беседы со стахановцами тридцатых—сороковых годов. О НИХ , ГЕРОЯХ пер­ вых пятилеток, орде­ ноносцах, довольно скром­ ных людях, писали газеты, несколько страниц «Истории Мурманского тралового фло­ та» посвящ ено стахановско­ му движению — к ним мы ещ е обратимся. А вот что хранят в памяти ветераны, стоявшие у истоков движ е­ ния стахановцев-рыбаков. Б есед уем с Петром Ива­ новичем Ануфриевым, мно­ го лет проработавшим рыб- мастером , и Никифором Григорьевичем Пятковым, прошедшим путь от матроса д о капитана (на снимке — слева направо). З а много­ летний ударный, стаханов­ ский труд они отмечены высшей наградой Родины — орденами Ленина (у Ники­ ф ора Григорьевича есть так­ же орден Трудового Крас­ ного Зн ам ени). Оба уж е, как говорится, в годах (Н, Г. Пятков, например, переш агнул восьмидесяти­ летний р убеж ). Многое помнят и знают ветераны. Разговор с ними всегда интересен. — Н е припомните ли, П етр Иванович, как готови­ лись к стахановским рей­ сам? — спрашиваю А н уф ­ риева. — Главными были, ко­ нечно, крупные мероприя­ тия — в части ремонта м е­ ханизмов, снабжения всем необходимым для промыс­ ла, Д елалась прикидка — какими должны быть режим траления, уборка улова, вид обработки рыбы. Учитыва­ лось взаимодействие ш тур­ манов и механиков, или, как принято на флоте говорить и д о оих пор, мостика и ма­ шины. Н ельзя было пр ен ебр е­ гать никакими мелочами. Шкерочные ножи и прядено для ремонта трала, состоя­ ние спецодеж ды и ассорти­ мент продуктов питания ■— любые упущ ения неизбеж.хо сказались бы в рейсе на са­ мочувствии моряков и даж е их работоспособности. Порой в чем-то, ради об­ У И С Т О Н О В щ его дела, приходилось и ущ емлять себя и терпеливо переносить трудности. В строю флота были, как и з­ вестно, в основном трауле­ ры с паровыми машинами. Промысловикам на совре­ менных траулерах, особен­ но больших автономных, трудно даж е представить условия работы и быта ры­ баков в тридцатые годы. Д аж е те «бортовики» (всего несколько судов), что еще есть в траловом флоте, — траулеры поколения пятиде­ сятых годов, да и они не на угле, а на жидком топливе работают. Разница большая, но это — особый разговор, да и специалистов, конечно. А я о своем деле расскажу. Рыбмастер на траулере — лицо довольно ответст­ венное. Хороший капитан со своими помощниками най­ дут и поймают рыбу, трал­ мейстер обеспечит безава­ рийную работу «ловуш ек», матросы хорошо обработают улов, а неважный (скажем так) рыбмастер мож ет их всех (и себя, ясное дело!) подвести, если сдаст в пор­ ту груз сортностью ниже плановой. К счастью, за долгие годы работы за мною такого «греха» не случа­ лось. ...Расчувствовался вете­ ран, вспоминая работу в течение года на РТ -45 «Дви­ на». Его рассказ дополнял Никифор Григорьевич, кото­ рому довелось начинать со второго штурмана на РТ -29 «Киров», — экипажи этих траулеров под руководством инициативных, упорных, смелых капитанов Александ­ ра Александровича Егорова и Георгия Герасимовича Тисленко были в числе пер­ вых стахановских коллекти­ вов, постоянно соперничали в труде, ревниво следили за результатами работы в ка­ ж дом рейсе. Случалось по­ рой, что капитаны при вы­ ходе из Кольского залива делали «крюк» к месту ло­ ва соперника, чтобы у бе­ диться в его успехе. А на­ строй у рыбаков был всегда один: «Н е отставать, срабо­ тать ещ е лучше!» Нагрузки порой были ог­ ромные — вахта, подвахта, аврал! Отдыха в сутки — часа три. Но никто не се ­ товал — таков был дух на­ стоящего трудового сопер­ ничества. Рыбмастерам при­ ходилось нелегко тоже. И порой коллеги -с других су­ дов удивлялись, что у Пет­ ра Ивановича все, вроде, гладко получается — как в море, так и в порту, осо­ бенно на отходе. Одному мастеру снабженцы чего-то «не довезли», другом у — «забыли, заж али », а А н уф ­ риев спокоен: все по заявке есть «Секрет» ж е был сов­ сем прост: заявка готовилась заранее, посылалась по ра­ дио, задолго до прихода в порт. Вот и было всё «в аж уре». А уж о качестве обра­ ботки улова и сохранении его сортности — и говорить нечего: сам Петр Иванович ни труда, ни времени не ж алел и другим спуска не давал. Работал, как говорит­ ся, с умом. — Ольгу Петровну Кро­ тову старики хорошо пом­ нят, — начал рассказывать Петр Иванович об одном памятном случае. — Началь­ ником отдела обработки бы­ ла. Женщина знающая, тре­ бовательная. Так вот однаж ­ ды, когда ловилась пикша, дает Ольга Петровна за­ дание: доставить в порт эту нежную рыбу в соленом ви­ де не... хуж е семги — то есть без «отбития» ни еди ­ в начале войны РТ вошел в состав Северного флота как сторожевик, под новым на­ званием — «Туман». О подвиге северного «Варяга» читатели знают хорошо: он погиб в неравном бою, не спустив перед врагом воен­ но-морского флага. Ни П. И. Ануфриев, ни Н. Г. Пятков не были при­ званы в Северный флот, но их военная (именно — во­ енная!) судьба, как и мно­ гих их товарищей по флоту той поры, вызывает восхи­ щение, высокой оценки з а ­ служивают все их рейсы во фронтовое Баренцево море. Вот где пригодилась «стаха­ новская» закалка! ...Постоянная угроза на­ падения врага с воздуха, моря и его глубин, работа на неосвещенных палубах, сокращенным экипажем (по­ рой — почти полностью из ветеранов), сначала на сов­ сем безоружны х траулерах — это ж е подлинный геро­ изм стахановцев Великой Отечественной войны! Но они скромно считали и с е ­ годня считают, что это был их долг. Что, мол, поручи­ ли делать, то и делали. А корабли их оказались силь­ но изношены (не зря ж е «на военку» не взяли), так на это и внимания не обра­ щали. Но, узнав о гибели товарищей, стискивали зу ­ бы и работали ещ е упор­ нее, зл ее. Знали — победа будет за нами! И вот Победа пришла, за ­ воевана! Сороковые, пяти­ десятые годы П етру Ива­ новичу памятны работой... на трофейном судн е и уча­ стием в строительстве БМ РТ , которые ознамено­ вали революционный пово­ рот в развитии рыбной про­ мышленности страны. Р еф ­ рижераторные «кормовики» пошли с «классиков»: БМРТ «Пушкин», «Гоголь», «Н е­ красов» и т. д. Опытный рыбмастер контролировал, консультировал судострои­ телей при создании рыбфаб- рик на БМ РТ — тож е дело новое: раньше обработка улова велась на открытых палубах. ...А как их, эти открытые палубы старых РТ, помнит Никифор Григорьевич: с х о ­ дового мостика она для штурманов и капитана — как на ладони. А ему, мо­ лодому штурману, после учебы здорово повезло — оказался на РТ -29 «Киров» у стахановцев из ста­ хановцев: сначала у Г. Г. Тисленко, потом его сменил А. И. Стрельбицкий — от­ личный преемник знатного капитана. У руководителей этих учился весь флот, но и они не стеснялись посо­ ветоваться, перенять крупи­ цу нового, порой при­ знать, что кто-то лучше вы­ полняет ту или иную опе­ рацию. В итоге — показа­ тели становились выше и у кировцев. Стахановские рейсы на РТ «Киров» сослужили х о ­ рошую служ бу Никифору Григорьевичу, когда он ра­ ботал старпомом, а потом и сам возглавил экипаж. И особенно — в годы войны, начало которой его застало на промысле. Не будем по­ вторяться по’ поводу у сл о­ вий работы, приведем всего один факт. К 1 9 4 4 году тралфлотовцы уж е накопили определенный опыт промы­ сла во фронтовом море. И вот экипаж РТ -312 «А брек», где работал Н. Г. Пятков, обратился с письмом ко всем морякам тралового флота. В письме, в частно­ сти, говорилось: «Во флоте можно и следует возродить движение «тридцатитысячни­ ков», начатое ещ е до войны. Мы можем и должны при­ нять на себя новые, повы­ шенные обязательства. Наш экипаж единодушно о б я зу ­ ется в 1 9 4 4 году добыть не менее 3 0 тысяч центне­ ров рыбы. На промысле бу­ дем действовать, как дейст­ вуют наши братья фрон­ товики на линии огня!» Моряки «Абрека» слово, данное Родине, сдержали: выловили в 1944-м , побед­ ном для северян году, когда враг был разгромлен в З а ­ полярье, 3 1 6 2 2 центнера рыбы (сырца). Перешагнули этот рубеж , достигнутый во фронтовых стахановских рейсах, коллективы РТ «Чай­ ка», «А к ула», «Иртыш», а экипаж РТ «Ерш» дал за год более 3 8 0 0 0 центнеров рыбы — весомый вклад в обеспечение питанием воинов и тружеников тыла. — Как годы пролетели! — сказал в конце беседы Петр Иванович. — Это вполне понятно: напряженное, трудное было время. — Но и сейчас молодым надо учиться у стариков. Например, стахановской хватке. Техника стала мощ­ нее, сложнее, а вот стихия все та ж е — суровая, ко­ варная. Так что техникой надо владеть в совершенст­ ве, брать от нее все, что она может дать. Как в 35-м Алексей Григорьевич Стаха­ нов и его последователи взяли от отбойного молотка. А сегодня у горняков — комбайны, комплексы, у нас — плавбазы, современ­ ные океанские траулеры. Но, как и десятки лет назад, все решает человек. Мы с вами! Беседу вел П. БЫСТРОУМОВ. 7 декабря 1984 г. МУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz