Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.

КЛУБ БЫВАЛЫХ МОРЕХОДОВ Ветер ирутит, точно лиса хвостом. На радиосоветах ка­ питаны стайки рыбы измеря­ ют в «мелких сличкахи (два- три удара пером), а улов — в «колесах», что соответству­ ет нулям. Непогода разыгры­ вается. С противным скреже- гом трутся льдины об обшив­ ку траулера. Настроение па­ дает,. будто привязанное к по­ казаниям барометра. Пустуют рыбоделы, и маются свобод­ ные от вахты моряки из-за не­ жданного досуга. На безрыбье и дубль — «рыба». Но трескаются костя­ шки домино, не выдерживая молодецкого удара, устает и рука рубить сплеча. Премьера И вот тогда приходит вре­ мя всяких разных историй. Некто бывалый начинает: — Це хиба шторм! Вот у нас в Жмеринке, помню, ве> тер был... Соседскую корову на мою баню занес. Ага. Вме­ сте с соседкой... Ото ж ве­ тер... Другой бывалый, критически глянув на такую вот пример» но рыбину, что изображена на снимке, поморщится: — И это рыба! Глупая, как пробка. Такую поймать — раз плюнуть. А я вот в от* рубрики пуске- пескаришку словил. Премудрого. Ни на какую на­ живку не шел. Но только по­ махал перед ним десятой страницей газеты (с кросс­ вордом) и клюнул, голубчик, как миленький. Третий изречет глубокомыс­ ленно: — А я, братишки, финики в Каире жевал. И, по моему мнению, горькие они... «Затравка» сделана. Даль­ ше пойдет как по маслу. Всякого наслушаешься. И та­ кого, что на самом деле было, И таного, чему прославлен­ ный Мюнхаузен позавидовал бы. И подумалось тогда: почему бы не попробовать собирать изустное творчество! Вероят­ ные и почти невероятные ис­ тории! Так родилась рубрика «Клуб бывалых мореходов». Но, может быть, кто-то пред­ ложит рубрику интереснее! Что-нибудь вроде: «Кают-ком­ пания «Полундра»! Так, пер­ вый выпуск состоялся. А даль­ ше, уважаемые бывалые мо­ реходы, без вашей помощи никуда. Требуются рассказы. Укротитель л ьво в «Тятя, тятя,наши сети ...» Кустарщина. Первобыт­ ность. Вот наши тралы чего- чего только не вытягивали. Однажды самолет зацепили. Со свастикой. Протаскивали его, как верблюда, сквозь игольное ушко. Крылья рас­ пластал, никак на слип не идет. Так и утопили вторич­ но. Видно, туда ему и доро­ га. А на русскую террито­ рию хода как не было, так и нет. Пушку «зарыбачили» два­ дцатимиллиметровую . Дол­ го у нас на корме стояла. А из живности всякой раз­ ве чть пока дьявола морско­ го и лох-несское чудовище не довелось повидать. Но надеж ды не теряем . Чего не случается в ночь под р ож де­ ство! Парочка морских львов как-то на палубе обжилась. Они хоть и морские, но цари! Характерец неуживчи­ вый. агрессивный. И хоть не в свою стихию попали, но вели себя... будто артист Яковлев в роли Ивана Гроз­ ного. Мы уж и не рады бы­ ли, что связались с ласто­ ногими. Как-то взялся их дрессировать матрос из па­ лубной команды. Н е знаю, как там дело было, не ста­ ну врать, а только оказался новоиспеченный укротитель за бортом. М ожет быть, со зверями общ его языка не наш ел, а мож ет, сам иску­ паться захотел. На корабле честь по чес­ ти тревогу сыграли, в нормативы уложились, толь­ ко шлюпку спускать не по­ требовалось. Смотрим. а наш человек за бортом за трал уцепился. Ну и вытя­ нули мы его аккуратненько. Вызволили мы. значит, его, поднялся матрос: — Я. — говорит, — схо­ дил проверить, что мы там в трале наловили. Слабова­ то. Тонны три, не больше. И невозмутимо пошлепал в каюту, оставляя на палубе мокрые следы . Д аж е львы замерли от удивления. Н е знаю, чем объяснить, только после этого случая морские цари повсюду сле­ довали за матросом и разве что по стойке «смирно» не становились. Укротил он их все ж е. В. БОБРИСКИН, боцман. ны a m той... Бананы. Кокосы. Анана­ сы. Плюс тридцать пять. Плавимся, как Д еды Морозы, попавшие в лето. А на ка­ лендаре — конец декабря, зенит зимы по нашим м ер­ кам. Но мы полгода в рей­ се, про наши мерки пока не вспоминаем и мечтаем толь­ ко об одном: скорее дож дать­ ся подменного экипажа и у с ­ петь к Новому году домой. Д ож дались, наконец, в од­ ночасье провели прием — передачу и, как пишут, уста­ лые, но довольные летим до­ мой. На Родину. К родным. А в Москве 3 2 градуса м ороза... Ну ладно бы я один позабыл взять на судн е теплые вещи. Так ведь ни один из членов экипажа не додумался, что летим-то в нашу русскую , всем хорошо известную зиму... Позабави­ ли мы москвичей. Самолета до Мурманска ждать сутки. Команда, не оценив чувства юмора улы б­ чивых жителей столицы, сби­ лась в стайку в отдаленном углу аэропорта и нахохли­ лась. А капитан, то бишь я, побеж ал по морозной Моек» ве искать' гостиницу, «выби­ вать» автобус. Ноги, надо сказать, сами от земли от* рывались. Н е шел — летел. А в кильватере у меня при­ строился милиционер, невда­ леке, вижу, ошвартовалась машина «скорой помощи». Удивительно . и подозритель* но, наверное, им показалось' видеть человека зимой в та* почках и при шляпе. Н е­ сколькими галсами сбил по­ гоню ... Прилетели с грехом попо­ лам в Мурманск. А здесь — минус 35 . Правда, моря­ ки и з Москвы дали тел е­ граммы, и родные встреча­ ли нас с чем положено. Од­ на телеграмма, каж ется, не так была понята. Рефмаш и- нисту вместо пальто и шап­ ки привезли бутылку конья­ ка. А м ож ет быть, именно он и был среди нас самым удачливым? По крайней м е­ ре, он не протестовал. Мы ехали домой. Заканчивалось 31 декабря. И. БАБКИН, капитан. Из рассказов «морского волка» Бирюлькина R ОТДЕЛL кадров подозри­ тельно посмотрели на удостоверение токаря, получен­ ное после окончания ш колы. — А точить-то ты умееш ь? — Умею , — с оптим изм ом отозвался я. ~ Ну» иди на судно, оформ­ ляйся. И вот я у станка. До этого момента видел его несколько раз. Но всегда м астер преду­ преждал: — Не включайте, руки обо­ рвет... Это было вместо и н стр укта ­ ж а по технике безопасности. В спом иная давнюю «инст­ рукцию » и чувствуя холодок в ГРУД И , впервы е нож ал кн о п ку «пуск». С тан о к загудел и начал медленно вращ аться. Р уки ос­ тались целы... — Оборотов добавь, — ска­ зал подош едший «дед». — Так лучше, — ответил я, не зная, как добавить. Главны й механик, видимо, решил, что я обр абаты ваю деталь по но­ вой технологии, и, озадаченный, отошел. Впрочем, раскусил он меня бы стро и, чувствуя свою П е р в ы е ш а г и вину в подборе кадров, решил усиленно использовать «тока­ ря» на хо зяйствен н ы х работах. В судовы х кладовках за не­ сколько лет накопилось нем а­ ло мусора, металлолома, были там и новые, неизвестно кем вы писанны е детали. Я занялся сортировкой: что за борт, что на бак. В кладовках был наве­ ден порядок, и я заслуж ил по­ хвалу «деда» и второго меха-* ника. Они решили, что в рейс все же взяли меня не зря И надо случиться, что имен­ но в этот день сломался попла­ вок опреснителя, а запасной со всеми «причиндалами» я сплавил за борт (тяжело пока­ залось нести до бака). И вот роковой вопрос: — Где поплавок с тягам и? — Там... В металлоломе, пром ям лил я, чувствуя, как по спине поползли м ураш ки. — Иди и без поплавка не по­ падайся на глаза, — рассвире­ пел «дед», успевш ий по же­ лезке перебрать всю кучу ме­ таллолома. Стало грустно. Волновалось и приглаш ало к себе море. М ат­ росы возились с тралом. — Эй, ш пиндель (так меня успели окрестить), забери свои железяки. М атросы старались багром освободить траловую подбору от нуж ной мне детали. Я схватил тяги и бодро от­ нес на бак. — Н у что, наше;*? — много­ значительно спросил ч уть поз- >ке главмех. — На баке лежат, — отве­ тил я, глядя на него чистым и глазами. — Пойдем, покажешь... Мы поднялись на бак... Долго я потом ходил в море, но та ­ кого вы раж ения лица, как тог­ да у «деда», ни у кого больше не довелось видеть. К о м у ж и в е т с я х о р о ш о (О пользе языкознания) Плавбаза следовала в рай­ он промысла. На судн е ца­ рило оживление. Моряки го­ товились к двойному п р азд ­ нику — экватор предполага­ лось пересечь в канун Ново­ го года. Внезапно судно изменило курс: с греческого теплохода была получена радиограмма: «Н уж даю сь в медицинской помощи». Когда в знойной поволоке на горизонте определился силуэт «грека», на плавбазе решили по УКВ выяснить характер заболевания. Но пробелы в английском языке были столь существенными, что, как ни бились судоводи­ тели, к взаимопониманию не пришли. И вдруг с греческо. го судна безукоризненно про­ звучала русская фраза: — Хорошо тому живется, у кого одна нога... — О, вы говорите по-рус­ ски, — обрадовались на плав­ базе. Однако в ответ снова по­ слышалось: — Хорошо тому живется, у кого одна нога. А когда в третий раз тот ж е голос пропопугаил о пре­ имуществе одноногих, на плавбазе поняли, что придет­ ся действовать без языка. Врачей выручил проф ессио­ нализм. А «знатоком» рус­ ского языка оказался моло­ дой грек, неизвестно по ка­ кому поводу выучивший в О дессе нелепую ф разу. Компас в духовке Случилось это давно: чуть позже того времени, когда корабли были деревянные, а люди железные. Тогда капи­ таны еще не были избалова­ ны радиоэлектроникой, а по­ лагались на свой «морской выпуклый» да на магнитный компас. Однажды средний рыболов­ ный траулер, которым коман­ довал капитан Бякин, возвра­ щался с промысла в М ур­ манск. Рождественский мороз и семибалльный норд-вест за­ гнали судно под самый берег. Вот, наконец, и Кольский за­ лив. И тут Бякин обнаружил, что картушка компаса, поте­ ряв живость, омертвела. Ка­ питан догадался, что кто-то «модернизировал» компас. Спиртовый раствор заменили водой, и она замерзла. — Тащи на камбуз, пусть отогревается, — приказал Бя­ кин матросу. Чтобы ускорить дело, пова­ риха сунула компас в духов­ ку. Вскоре судно потеряло ори­ ентировку. Бякин растерялся: — Федя, дуй на камбуз, глянь в духовке, сколько там на курсе, — закричал он. Через несколько минут за­ пыхавшийся Ф едя сообщил: — 110 градусов... тепла! 28 декабря 1984 г. 6 инИИШД

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz