Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.
КЛУБ БЫВАЛЫХ МОРЕХОДОВ Ветер ирутит, точно лиса хвостом. На радиосоветах ка питаны стайки рыбы измеря ют в «мелких сличкахи (два- три удара пером), а улов — в «колесах», что соответству ет нулям. Непогода разыгры вается. С противным скреже- гом трутся льдины об обшив ку траулера. Настроение па дает,. будто привязанное к по казаниям барометра. Пустуют рыбоделы, и маются свобод ные от вахты моряки из-за не жданного досуга. На безрыбье и дубль — «рыба». Но трескаются костя шки домино, не выдерживая молодецкого удара, устает и рука рубить сплеча. Премьера И вот тогда приходит вре мя всяких разных историй. Некто бывалый начинает: — Це хиба шторм! Вот у нас в Жмеринке, помню, ве> тер был... Соседскую корову на мою баню занес. Ага. Вме сте с соседкой... Ото ж ве тер... Другой бывалый, критически глянув на такую вот пример» но рыбину, что изображена на снимке, поморщится: — И это рыба! Глупая, как пробка. Такую поймать — раз плюнуть. А я вот в от* рубрики пуске- пескаришку словил. Премудрого. Ни на какую на живку не шел. Но только по махал перед ним десятой страницей газеты (с кросс вордом) и клюнул, голубчик, как миленький. Третий изречет глубокомыс ленно: — А я, братишки, финики в Каире жевал. И, по моему мнению, горькие они... «Затравка» сделана. Даль ше пойдет как по маслу. Всякого наслушаешься. И та кого, что на самом деле было, И таного, чему прославлен ный Мюнхаузен позавидовал бы. И подумалось тогда: почему бы не попробовать собирать изустное творчество! Вероят ные и почти невероятные ис тории! Так родилась рубрика «Клуб бывалых мореходов». Но, может быть, кто-то пред ложит рубрику интереснее! Что-нибудь вроде: «Кают-ком пания «Полундра»! Так, пер вый выпуск состоялся. А даль ше, уважаемые бывалые мо реходы, без вашей помощи никуда. Требуются рассказы. Укротитель л ьво в «Тятя, тятя,наши сети ...» Кустарщина. Первобыт ность. Вот наши тралы чего- чего только не вытягивали. Однажды самолет зацепили. Со свастикой. Протаскивали его, как верблюда, сквозь игольное ушко. Крылья рас пластал, никак на слип не идет. Так и утопили вторич но. Видно, туда ему и доро га. А на русскую террито рию хода как не было, так и нет. Пушку «зарыбачили» два дцатимиллиметровую . Дол го у нас на корме стояла. А из живности всякой раз ве чть пока дьявола морско го и лох-несское чудовище не довелось повидать. Но надеж ды не теряем . Чего не случается в ночь под р ож де ство! Парочка морских львов как-то на палубе обжилась. Они хоть и морские, но цари! Характерец неуживчи вый. агрессивный. И хоть не в свою стихию попали, но вели себя... будто артист Яковлев в роли Ивана Гроз ного. Мы уж и не рады бы ли, что связались с ласто ногими. Как-то взялся их дрессировать матрос из па лубной команды. Н е знаю, как там дело было, не ста ну врать, а только оказался новоиспеченный укротитель за бортом. М ожет быть, со зверями общ его языка не наш ел, а мож ет, сам иску паться захотел. На корабле честь по чес ти тревогу сыграли, в нормативы уложились, толь ко шлюпку спускать не по требовалось. Смотрим. а наш человек за бортом за трал уцепился. Ну и вытя нули мы его аккуратненько. Вызволили мы. значит, его, поднялся матрос: — Я. — говорит, — схо дил проверить, что мы там в трале наловили. Слабова то. Тонны три, не больше. И невозмутимо пошлепал в каюту, оставляя на палубе мокрые следы . Д аж е львы замерли от удивления. Н е знаю, чем объяснить, только после этого случая морские цари повсюду сле довали за матросом и разве что по стойке «смирно» не становились. Укротил он их все ж е. В. БОБРИСКИН, боцман. ны a m той... Бананы. Кокосы. Анана сы. Плюс тридцать пять. Плавимся, как Д еды Морозы, попавшие в лето. А на ка лендаре — конец декабря, зенит зимы по нашим м ер кам. Но мы полгода в рей се, про наши мерки пока не вспоминаем и мечтаем толь ко об одном: скорее дож дать ся подменного экипажа и у с петь к Новому году домой. Д ож дались, наконец, в од ночасье провели прием — передачу и, как пишут, уста лые, но довольные летим до мой. На Родину. К родным. А в Москве 3 2 градуса м ороза... Ну ладно бы я один позабыл взять на судн е теплые вещи. Так ведь ни один из членов экипажа не додумался, что летим-то в нашу русскую , всем хорошо известную зиму... Позабави ли мы москвичей. Самолета до Мурманска ждать сутки. Команда, не оценив чувства юмора улы б чивых жителей столицы, сби лась в стайку в отдаленном углу аэропорта и нахохли лась. А капитан, то бишь я, побеж ал по морозной Моек» ве искать' гостиницу, «выби вать» автобус. Ноги, надо сказать, сами от земли от* рывались. Н е шел — летел. А в кильватере у меня при строился милиционер, невда леке, вижу, ошвартовалась машина «скорой помощи». Удивительно . и подозритель* но, наверное, им показалось' видеть человека зимой в та* почках и при шляпе. Н е сколькими галсами сбил по гоню ... Прилетели с грехом попо лам в Мурманск. А здесь — минус 35 . Правда, моря ки и з Москвы дали тел е граммы, и родные встреча ли нас с чем положено. Од на телеграмма, каж ется, не так была понята. Рефмаш и- нисту вместо пальто и шап ки привезли бутылку конья ка. А м ож ет быть, именно он и был среди нас самым удачливым? По крайней м е ре, он не протестовал. Мы ехали домой. Заканчивалось 31 декабря. И. БАБКИН, капитан. Из рассказов «морского волка» Бирюлькина R ОТДЕЛL кадров подозри тельно посмотрели на удостоверение токаря, получен ное после окончания ш колы. — А точить-то ты умееш ь? — Умею , — с оптим изм ом отозвался я. ~ Ну» иди на судно, оформ ляйся. И вот я у станка. До этого момента видел его несколько раз. Но всегда м астер преду преждал: — Не включайте, руки обо рвет... Это было вместо и н стр укта ж а по технике безопасности. В спом иная давнюю «инст рукцию » и чувствуя холодок в ГРУД И , впервы е нож ал кн о п ку «пуск». С тан о к загудел и начал медленно вращ аться. Р уки ос тались целы... — Оборотов добавь, — ска зал подош едший «дед». — Так лучше, — ответил я, не зная, как добавить. Главны й механик, видимо, решил, что я обр абаты ваю деталь по но вой технологии, и, озадаченный, отошел. Впрочем, раскусил он меня бы стро и, чувствуя свою П е р в ы е ш а г и вину в подборе кадров, решил усиленно использовать «тока ря» на хо зяйствен н ы х работах. В судовы х кладовках за не сколько лет накопилось нем а ло мусора, металлолома, были там и новые, неизвестно кем вы писанны е детали. Я занялся сортировкой: что за борт, что на бак. В кладовках был наве ден порядок, и я заслуж ил по хвалу «деда» и второго меха-* ника. Они решили, что в рейс все же взяли меня не зря И надо случиться, что имен но в этот день сломался попла вок опреснителя, а запасной со всеми «причиндалами» я сплавил за борт (тяжело пока залось нести до бака). И вот роковой вопрос: — Где поплавок с тягам и? — Там... В металлоломе, пром ям лил я, чувствуя, как по спине поползли м ураш ки. — Иди и без поплавка не по падайся на глаза, — рассвире пел «дед», успевш ий по же лезке перебрать всю кучу ме таллолома. Стало грустно. Волновалось и приглаш ало к себе море. М ат росы возились с тралом. — Эй, ш пиндель (так меня успели окрестить), забери свои железяки. М атросы старались багром освободить траловую подбору от нуж ной мне детали. Я схватил тяги и бодро от нес на бак. — Н у что, наше;*? — много значительно спросил ч уть поз- >ке главмех. — На баке лежат, — отве тил я, глядя на него чистым и глазами. — Пойдем, покажешь... Мы поднялись на бак... Долго я потом ходил в море, но та кого вы раж ения лица, как тог да у «деда», ни у кого больше не довелось видеть. К о м у ж и в е т с я х о р о ш о (О пользе языкознания) Плавбаза следовала в рай он промысла. На судн е ца рило оживление. Моряки го товились к двойному п р азд нику — экватор предполага лось пересечь в канун Ново го года. Внезапно судно изменило курс: с греческого теплохода была получена радиограмма: «Н уж даю сь в медицинской помощи». Когда в знойной поволоке на горизонте определился силуэт «грека», на плавбазе решили по УКВ выяснить характер заболевания. Но пробелы в английском языке были столь существенными, что, как ни бились судоводи тели, к взаимопониманию не пришли. И вдруг с греческо. го судна безукоризненно про звучала русская фраза: — Хорошо тому живется, у кого одна нога... — О, вы говорите по-рус ски, — обрадовались на плав базе. Однако в ответ снова по слышалось: — Хорошо тому живется, у кого одна нога. А когда в третий раз тот ж е голос пропопугаил о пре имуществе одноногих, на плавбазе поняли, что придет ся действовать без языка. Врачей выручил проф ессио нализм. А «знатоком» рус ского языка оказался моло дой грек, неизвестно по ка кому поводу выучивший в О дессе нелепую ф разу. Компас в духовке Случилось это давно: чуть позже того времени, когда корабли были деревянные, а люди железные. Тогда капи таны еще не были избалова ны радиоэлектроникой, а по лагались на свой «морской выпуклый» да на магнитный компас. Однажды средний рыболов ный траулер, которым коман довал капитан Бякин, возвра щался с промысла в М ур манск. Рождественский мороз и семибалльный норд-вест за гнали судно под самый берег. Вот, наконец, и Кольский за лив. И тут Бякин обнаружил, что картушка компаса, поте ряв живость, омертвела. Ка питан догадался, что кто-то «модернизировал» компас. Спиртовый раствор заменили водой, и она замерзла. — Тащи на камбуз, пусть отогревается, — приказал Бя кин матросу. Чтобы ускорить дело, пова риха сунула компас в духов ку. Вскоре судно потеряло ори ентировку. Бякин растерялся: — Федя, дуй на камбуз, глянь в духовке, сколько там на курсе, — закричал он. Через несколько минут за пыхавшийся Ф едя сообщил: — 110 градусов... тепла! 28 декабря 1984 г. 6 инИИШД
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz