Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.

ВЕЧЕРОМ В ПЯТНИЦУ • РЕПОРТАЖ С РЕПЕТИЦИИ iiiiiiiiiiiiiiiiiiuiiiiiiiimiiiiiiiiiiiiiiiiii ФОТОКОНКУРС «ОБЪЕКТИВ*84» IIIIIIIIIIIIIII IIIIIIIIII1IIIIIIIIIIIIIII1IIIIIIIIIIIIIIIIHIIIIIIIMI1IIIIIIIIIII НАОДНОМДЫХАНИИ Первой в красном уголке морского рыбного порта по­ является Любовь Ивановна Долгих. Она по-хозяйски поднимается па сцену, при­ ставляет к столу стулья н са­ дится Терпеливо ж дет, смо­ трит на входящих, отвечает на приветствия, И все равно не выдерживает: — Ну когда петь-то б у ­ дем? Володя, неси баян! Концертмейстер несет инс­ трумент Репетиция народ­ ного хора русской песни на­ чинается. Распеваются они долго. I'nie не пережиты все пери­ петии рабочего дня. Еще 1- талый голос не слушается ч вдруг срывается совсем не н .1 высокой ноте. А руково­ ди м:ль хора. Геннадий Алек­ сандрович Лахин. терпеливо повторяет: «Поохали* IT все сначала. Забегая вперед, скажу: через некоторое время руко­ водитель предложит всем участникам хора встать. Это одна из его маленьких хит­ ростен: когда люди распоют­ ся. когда увлекутся репети­ цией. то перемена п о зЬ| по­ могает эмоционально встрях­ нуться, забыть о трудностях минувшего дня. .. А пока Лахин о б р а т а ется к высокой, статной ж ен­ щине - - Вера Ивановна, пока­ жите, как «сиротинушка» в двери входит. «Сиротинушка» — это ве­ селая кума из шуточной пес­ ни. Вера Ивановна Суслова встает и, улыбаясь, натяги­ вая пальцами кончики плат­ ка. важно проходит по сц е­ не ... Удивительна атмосфера на репетиции. Только музы ­ ка стихнет — возникает ди­ алог. Тут ж е прерывается но­ выми аккордами. И снова реплика. Общение не преры ­ вается песней — оно продол­ ж ается. Вот они поют о ма­ тросе, оснастившем корабли «о двенадцати парусах». Па­ уза. Сразу ж е чей-то голос: — Это куда на двенадцати 'Парусах уедешь? До Кандалакши и о б ­ ратно! — Ну, поехали... И вповь звучит протяжная былина. ...Тридцать человек в хо­ ре. Десять мужчин и д в а ­ дцать женщин Люди самых разных профессий: грузчики, работницы рыбокомбината, служ ащ ие, ест,, водолаз, есть боцман. Три раза в неделю после работы они приходят сюда петь. Виталий Савченко — воДо- лаз портофлота. О своей ра­ боте говорит скупо: «Наше дел о известное — под водой». Гораздо охотнее он, старос­ та хора, рассказывает о про­ блемах народного коллекти­ ва О том, что молодежь к ним совсем не идет, а коми­ тет комсомола в этом ничего худого не видит О том, что цеховая самодеятельность практически отсутствует и возрождается раз в году — перед смотром... — Поехали! Послышится фальшь — сначала. Забудет кто-то сл о­ ва — стоп! Это называется «раскачать лю дей». Так все­ гда. Пока распоются — уй дет время. Начнут погля­ дывать на часы: детский сад, дом ... Вот и получается, что по-настоящ ему, с полной от­ дачей они поют всего полча­ са из трехчасовой репетиции. Но это золотые полчаса. Ко­ гда хор — на одном дыха­ нии. Когда песня, что назы­ вается, льется. Когда все получается. — • Ведали! Сейчас они б ез остановки начнут «пропевать» свой р е­ пертуар. Суровый «Сказ о Ермаке» сменяется «Совре­ менной свадебной». Светлеют лица. Появляются улыбки. Ноги отбивают такт... Песня о войне «Эшелоны». Серь­ езные глаза. Люди ие играют. Они поют, как поет обыкно­ венный русский человек. Вкладывая в песню всю д у ­ шу. Перерыв. Со сцены никто не уходит, Начинаются р аз­ говоры — о детях, о кино, о прическах. Кто-то переписы ­ вает текст песни. Мужчины уходят курнть,- Ко мне подсаживается Лю ­ бовь Ивановна Долгих: — Поправилось? — Да. — А петь придете? Я мотаю головой: семья, ребенок Когда? — А мы когда? Я в порту грузчиком работала — и пела! Сейчас вот на пенсии — а дома не могу сидеть. Привыкла к хору, всех знаю. Б уду ходить, пока не выго­ нят. — А мы хор ветеранов организуем! — включается в разговор Тамара Петровна Рыгулина. И уж е серьезно: — На работе намотаешься до чертиков, а подумаешь, что сегодня на хор идти, и настроение поднимается, и работать веселей! Да и по­ пробуй не приди — Лахин, чего доброго, репетиции ли­ шит. З д есь лишают репетиции за пропуски. Казалось бы, что за наказание? Словно за прогул наградили выходным! Но нет... Одна участница призналась: когда это случа­ ется — ещ е сильнее, чем обычно, хочется прийти. Спрашиваю: «Почему?» Отвечает удивленно: «Чтобы петь!» — Сейчас хором в семьях не поют. Р азве во время за ­ столья, — размышляет Вера Ивановна Суслова. — Помню, маленькой была. Сплю. Где- то далеко — голоса... Откры­ ваю глаза — мама в горнице пряжу дергает и поет. Б а­ бушка подпевает. Н езнако­ мые песни, я таких больше и не слыхивала. Одну только мы с сестрой и запомнили. «Н ад озером чаечка вьется». Не знаете? Никто не зн ает... От мамы осталась. Она все­ гда пела, далее нас будила песней. Зай дет в комнату и начнет петь... Вера Ивановна не успела договорить. Перерыв закон­ чился, всех позвали на сц е­ ну. А потом окончится и репе­ тиция, разойдутся все по д о ­ мам. Назавтра придут на работу, каждый будет зани­ маться своим делом . Своим главным делом . Но выдастся минутка — вспомнится крас­ ный уголок-, и каждый п оду­ мает, что завтра репетиция, надо обязательно прийти... Прийти, чтобы петь сам о­ му и слышать голоса рядом. С. САВИНА, наш внешт. корр. г. Мурманск. Л И Ш Ь В Е Т Е Р С В И С Т И Т В УШ А Х ! Фото В. КОНОНОВА. ЧУДАКИiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii Л А В О Ч К А На работу Светиков ходил пешком, пересекая город­ ской сквер. На аллее стоя­ ла одинокая лавочка. Второй месяц на лавочке висела табличка: ОКРАШ ЕНО . «Пора, наконец, убрать эту табличку», — подумал од ­ нажды Светиков. На следую ­ щ ее утро на лавочке висела другая табличка. На ней бы ­ ло написано: ВЫСОХЛО . А. МУРАЙ. V ДОСЬЕ ВСЕЗНАИКИ IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIILIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII Вместо китов — слоны В 1904 году норвежец Свен Ф ойн применил для метания гарпуна пушку, и началось истребление китов. 80 лет назад норвежцы, р а­ ботавшие на аргентинскую ком ­ панию, построили на острове Ю ж ная Георгия (170 км дли­ на, 40 км ширина) китобойную станцию Гритвикен, свыше 100 судов привозили сюда добычу на переработку. Высшей точ­ ки этот промысел достиг в конце 20-х годов, когда из китового жира стали произво­ дить маргарин. В это время только в водах Ю ж н ого полу­ шария ежегодно истребляли до 40 тысяч животных. В 1963 году станция Гритаи- кен закрылась. Здесь остались только метеорологи и исследо­ ватели. Странное впечатление производит покинутый порт: торчат из воды у берега тру­ бы судов, ржавеет оборуд ова­ ние фабрик, в домах оставлен­ ные вещи напоминают о бур­ ном прошлом станции. Сейчас это место облю бова­ ли морские львы, морские ле­ опарды (единственные хищни­ ки из ластоногих), морские слоны, не уступающие сухо­ путным слонам ни в весе, ни в размерах. Если они вылезут на берег и улягутся для отды­ ха на дорогах, согнать их тр уд ­ но. Поэтому единственный до­ рожный знак — табличка: «О с­ торожно, морские слоны!» Перевод М. КАРНАК. НТО СМЕЁТСЯ IIIIIIIIIIUIIIIII ПОСЛЕДНИМ? Б Е С Х О З Я Й С Т В Е Н Н О С Т И — БОИ! Рачительным хозяином за­ рекомендовал себя директор Слизняковского деревообра. батывающего комбината Ша- пиров. Если раньше отходы производства шли в топку, то теп ерь— на строительство директорской дачи. З А Н И М А Т Е Л Ь Н А Я А Р И Ф М Е Т И К А Директор шашлычной Рвачьян как-то подсчитал на досуге: если бы он был ря­ довым инженером, ему бы не хватило и двухсот лет, что­ бы заработать те деньги, что ушли на строительство его собственного дома. В М И Р Е П Р Е К Р А С Н О Г О Трехсотый спектакль тра­ гедии Ш експира «Отелло» с большим успехом прошел на сцене Камышовского драм- театра. Теперь театр начал активные поиски триста пер­ вой исполнительницы роли Д ездемоны . В. ШОРИКОВ. КРОССВОРД III!............ . ПО ГО РИ ЗОНТАЛИ : 7. С тр ун н ы й м узы кальн ы й инструмент. 8. Вы даю щ ий ся руссний полководец. 9. С уж . дение, содержащее два исклю ­ чаю щ и х друг друга положения. 11. Д ощ ечка для см еш ивания красок. 12. Местное название безлесы х вершин в С ловацких К арпатах, 13. А вто р ром ана «П ереяславская Рада». 15. Род растений семейства розоцвет­ ных. 16. Город-порт во Ф ран. ции. 17. И нертны й газ. 19. М орской рак. 21. Член семьи. 24. Буддийский монах. 25. Эле. мент в парном ф игурном ката, иии на коньках. 26. Серия со. ветских м еж планетны х стан, ций. 27. Озеро в СШ А . 29. Р усск и й сатирический ж урнал, издаваемы й Н. И. Н овиковым . 31. Л етчица, соверш ивш ая бес­ п осадочны й перелет по м арш , р у ту М осква — Д альний В ос­ ток. 32. Бы строходн ы й катер. ПО ВЕРТИ К А Л И : 1. Персонаж поэмы Н. В. Го. голя «М ертвы е душ и». 2. Спе. циалист с вы сш им образовани­ ем. 3. С казочны й карли к 4. Город в Кировской области. 5. Р усск и й м еханик.самоучка. 6. Каравай хлеба. 10. Поэт.певец в Средней Азии. 11. Ч ертеж ме­ стности. 13. Столица Маронно. 14. Советский ш ахм атист, меж. дународ ны й гроссмейстер. 18. Государство-город в преде­ лах Рим а. 19. Р усская песня, пляска. 20. Легендарны й древ­ нерусский поэт. 21. В ы р а зи ­ тельное движение рук, передаю, щее внутреннее состояние, 22. Д рагоценны й камень. 23. Уз. кий длинны й ров. 28. Южное плодовое дерево. 30. Литера, ту р н ы й образ, созданны й д р а­ м атургом в пьесе. ОТВЕТЫ НА КРОССВОРД, ОПУБЛИКОВАННЫЙ В № 50 По вертикали: 1. «Мир». 2. Лук. 3. Штат. 5. Маис. 6. Бирюк». 7. Навес. 8. Галоп. 9. «Нерон» 10. «Краб». 12. Аден. 13. Нивелир. 14. Кильдин. 15. Дом. 19 Сыч. 21. Нива. 22. Каток. 23. Севан. 24. Нилин. 25. Ма­ нок. 26. Пнаф. 29. Тула 30. Толь. 34. Сын. 35. Рея. По горизонтали: 1. Мол. 3. Шифр. 4. Крым. 6. Банан. 8. Гагин. 10. Крит. 11. Се­ на. 13. Наволок. 15. Дуб. 16. Katoc. 17. Пилон. 18. «Нос». 20. Мэн. 22. Ко. лас. 24. Надым. 26 Печ. 27. Равелин. 28. Азот. 30. Торф. 31. Кулан. 32, Ны. рок. 33. Атос. 35. Рысь. 36. Нея. Составил В. ПУЧКОВ llltlltM tllllllllllin illlllflliillltlllltltljlflllllllllllllllin illlllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll& lllllllllU lllllllllllllllllllllltlllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllltlllllllllllK lllIIIU ltlllllllllllllllU IIIIIttlllll 21 декабря Ж г. 10 РЫБНЫЙ. MYPMAH

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz