Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.
. ЗАВТРА - ДЕНЬ ЭНЕРГЕТИКА • ВЕЛЫЕ ЗВЕЗДЫ причалов Д В А Р И Е Й В ЕК А » стало про, »■**■ исшедшее в ноябре 19G5 года массовое отклю чение то ка в энергосистемах северо- восточны х ш тато в Ам ерики. Ж уткие часы с 9 на 10 ноября назвали «черной ночью». А все началось с неправильно настроенного м аленького элен. трического реле. В результате — хаос и паника. Только в вагонах нью -йоркского метро застряли 200 ты сяч человек, в зависш и х лиф тах — около 300 тысяч. Ж изнь замерла на 12 часов... 13 июля 1977 года тьма обво локла м ногом иллионны й Нью- Й орк уже на 25 часов. П овто рилась картин а катастроф ы 1965 года. 4* ты сячи грабителей задерж али полицейские в это благодатное для громил время. * * * Объединенная энергетиче ская система (ЕЭС ) в нашей стране гарантирована от ава рийных срывов. Гарантия — Центральный диспетчер ский пункт ЕЭС. Он вбирает все электрические «реки» страны длиною более 4 мил лионов километров. Где-то там. в этих реках. ручеек «Колэнерго».' Питается от этого ручейка и рыбный .ю^т. Он — один из крупных по требителей Северных элект рических сетей « К о д эл о р о » . 8 8 миллионов киловатт-ча сов электроэнергии в год за бирают портовики. Четвер тую часть использует порт, остальное продается другим потребителям. Чтобы тран спортировать нуждающимся необходимую электроэнер гию, проложены в порту 2 0 0 километров кабельных линий от подстанций. Линии эти — энергохозяйство порта, то есть дополнение к милли онам километров единой энер госистемы, В ведении энерге тиков порта, кроме кабель ных линий, 4 2 подстанции, 45 километров теплотрассы, 4 0 — водопровода. Насколь ко успешно управляется кол лектив со своим сложным хозяйством, говорит такой факт: энергетики с начала пятилетки сэкономили 2 8 6 0 тысяч киловатт-часов элект роэнергии, 1 301 1 гигакало рий тепла, свыше 9 тысяч тонн условного топлива. Реконструкция и строитель. ство новы х сетей и подстан ций, борьба за эконом ию элек. троэнсрги и, воды, пара, топли. ва вот уже в течение полувека связаны с именем главного энергетика порта ком м униста С. И Дегтярева. Орденами Ле. нина, Трудового Красного З н а мени, медалями отмечен его добросовестный труд. Б укв ал ь но дневал и ночевал Сергей Иванович в порту, когда п ус кали в строй новую централь н ую котельную. Недавно, 15 декабря, тор жественно отмечено было ее пятнадцатилетие. К незауряд ному событию приготовил коллектив котельного цеха своеобразный подарок: обя зался в течение года два дня отработать на сэкономлен ном топливе. Слову можно ве рить: здесь трудится ремонт ная бригада слесарей Н. И. Иванова, носящая звание коллектива коммунистиче ского труда, здесь взяли на вооруж ение щекинский ме тод. здесь задают тон вете раны, машинист котельной Б. С. Проничев, огнеупорщик В. Г. Григорьев, бригадир слесарей мазутного хозяйст ва Ю. А. Зверков, старший инж енер по эксплуатации В. Т. Худяков... Котельная обеспечивается электроэнергией по первой категории: случись непред виденный сбой — и в работу автоматически будет введе на резервная линия. Перерыв в подаче электроэнергии со ставит не более пятой части секунды . Двигатели за столь малый срок не успеют оста новиться. Заводы , выпускающие кон сервы, копченую рыбу, в экстремальной ситуации мо гут остаться без электро энергии столько времени, сколько требуется его для ручного подключения ре зерва. Столь четкую и надеж ную работу обеспечивает электроцех — одно из 12 подразделений энергохозяй ства. Четверть века руково дит бригадой электромонте ров Н. П. Бутусов. Бригада первой в энергохозяйстве до билась звания коллектива коммунистического труда и более двух десятков лет под тверждает его. В празднич ном приказе нынче названы фамилии электромонтеров А. А. Тупинина, О. Е. Эски- ной, сменных инженеров И. Ф. Овцына, В. А . Ряби- нина, старших инженеров Е. М. Березина, Т. А . Кате- ринич... Фидерная трансформатор ная подстанция № 1 — сердце энергетики порта. < Сюда поступает «сырье» — электроэнергия напряжением более 6 тысяч вольт, — от сюда распределяется оно по подстанциям, трансформиру ется и, доведенное до рабо чих параметров в 4 0 0 вольт, отпускается «клиентам»: флотам и береговым пред приятиям. Учет ведется каж дому киловатту. Ежедневно данные об использовании электроэнергии ложатся на стол инспекции энергонадзо ра. Перебрал лимит по мощ ности — плати штраф в де сятикратном размене, по по треблению — в пятикратном. В полярную ночь контроль ещ е более строгий. ...Настолько прочно вошло ■ ж и зн ь электричество, что нас уж е трудно удивить. Впрочем, безмерно удивимся, если по. вернем выклю чатель, а ничего не зажжется, нажмем кн оп ку А. — ничто не закрутится. А уж «черную ночь» Ам ерики нам у себя, в Заполярье, даже в дол гую полярную ночь и предста. вить невозможно. С высот) I птичьего полета видим мы за. л и ты й огнями город. Особенно плотно яркозвездное скопление в районе ры бного порта, у при чалов. В. ПЕТРОВ. ОГНИ НА ТЕРИБЕРНЕ 1 Д ЛЯ ЭНЕРГЕТИКОВ З а полярья нынешний пра здник знаменателен ещ е и тем, что полтора месяца назад — 6 ноября они вклю чили в Кольскую энергоси стем у новую гидроэлектро станцию. Под промышлен ную нагрузку был поставлен первый агрегат каскада Те- риберских ГЭС. Свыше д еся ти лет шли к этому событию гидростроители. 1.Арифметика подвига ...Упираясь фарами в ч ер ную мглу, вездеход м едлен но полз по узк ом у засн еж ен ному тракту. То и дело во дитель Николай Ф едоров глушил двигатель, выпры гивал из кабины и тяжелым молотком бил по см ерзш ему- j ся на гусеницах снегу. Мок рый. он затвердевал, как бетон, и в лю бую минуту грозил сорвать звенья. Ко гда через час пути впереди замаячили расплывчатые огоньки дощ атых домиков, Николай с облегчением взглянул на часы: — Хорошо добрались... Вот так «хорош о» доби рался я зимой 1 9 7 4 года до t площадки будущ их Терибер- i ских ГЭС. Тогда состоялась моя первая встреча с перво проходцами гидроэлектро станций — и зы ск а т ел ям . Коллектив управления «Сев- гидрострой» уж е вел отсып ку дороги к предстоящим объектам каскада. Но пер выми ступили на землю б у дущ их электростанций они— геологи, топографы , гидро логи и геофизики комплекс ной изыскательской партии Всесою зного научно-исследо вательского института «Лен- гидропроект». В езд еход был тогда еди н ственной связью с Большой землей, на нем доставлялись из близлеж ащ его рыбацкого поселка Териберки пр одук ты, горючее для тракторов и буровых установок, почта. На в ездеходе отправился ко гда-то в поселок и свадеб ный кортеж на регистрацию первой семьи, рожденной на территории будущ ей ГЭС. Николай Ф едоров отдавал руку и сердц е молоденькой и симпатичной геологине Любови Веткиной. — Вот закончим здесь работы, — говорил началь ник партии Вальтер Петро вич Тинсон, — придут гид ростроители и проложат до Териберки отличную дорогу. И вот, спустя десять лет, еду я по этой дороге. Три года шли гидрострои тели по каменистым сопкам и болотам, чтобы протянуть к будущим ГЭС эту 34-ки лометровую нитку. Три года — и 3 4 километра. Ариф метику подвига скрывают за собой эти цифры. Первого трудового подвига, свершен ного во имя света Терибер- ских ГЭС. Итак, сначала была дорога. За нее бились не только, ко гда проклады вали ее, но и то. гда, когда ее уже построили. Хорош о пом ню случай семи, летней давности. До будущ его поселка гидростроителей оста валось рукой подать. И, чтобы в полную меру развернуть ра. боты, н уж но бы ло преодолеть последний отрезок пути. Тогда- то и был поставлен на строй, ке один из первы х рекордов. Заклю чался он в том, что ме хан изатор ы прош ли этот отре. зок длиной... в 30 метров. Но какой это был путь! Крутой, почти под сорок градусов ук. лон, узкий пооход: слева ска ла, справа оОрыв, и к тому же скользкий, раскисш и й от весенней расп ути цы грунт. Сам освал и бульдозер могли бы еще пройти через эти три_ д цать метров — туда, где п ря мо у будущ ей дороги находил ся удобны й карьер. Но, чтобы он ожил, необходим бы л экс. каватор. С п ус к а ть же по опас ном у бездорож ью тяж елую и ка п р и зн ую м аш ину казалось бездумным риском А ждать среза уклона — зн ачи т поте, рять не одни сутки. И огда м аш инист электроэкскаватора А н атолий Ангелов и его на п арник Алексей Василэев ре. ш или провести свою м аш ину по этом у пути. Три смены , сантиметр за сантиметром брали механи заторы этот уклон. И про шли. М ужество и профессио нальный опыт определили этот успех. 2. Море в тундре После дороги было море. З д есь настала пора расска зать о самом главном — об уникальности проекта Тери- берских ГЭС. Д ело в том, что все сооруж ения каскада, кроме плотины, возведены ... не на реке. От плотины воды Териберки текут сегодня по новому, искусственному рус лу. Соединительный канал связал два озера, ч ер ез ко торые протекает Териберка, — Лоп-Явр и Ф орельное, а заградительная дамба прев ратила последнее озеро в огромное водохранилище. От сюда. по подземному руслу, река и начинает свой глав ный путь к зданию ГЭС. Р езк ое понижение побережья в районе строительства (вы сота водохранилища 142, а здания ГЭС — 2 0 метров над уровнем моря) создает благоприятные условия для деятельности станции. При 40-м етровой плотине высота сброса воды составляет свы ш е 120 метров. Такое техни ческое реш ение впервые при менено у нас, в Заполярье. Чтобы создать это водо хранилище и направить древ нюю Териберку по новому руслу, нужно было отсыпать две дамбы , соорудить плоти ну, воздвигнуть водосброс с подводящим и отводящим каналами, пробить шахту глубиной в 9 0 метров и. на конец, подземный тоннель. И все это в неблагоприятных условиях Крайнего Севера, на самых тяжелых грунтах. В сентябре 1977 года строи, тели начали о тсы п ку самой крупной правобереж ной дам бы За два месяца до наступ. ления зимы предстояло создать новы й искусственны й берег будущ его водохранилищ а. Здесь родились свои трудовы е рекорды. В одну из смен эк. скаваторщ ик Алексей Ры бкин, удостоенны й за сооруж ение Се ребрянского каскада ордена Трудового Красного Знамени, поднял 1200 нубометров поро. ды, а его товарищ Ар кад ий Му- ж ановский — более 1600 кубо метров, перекры в более чем вдвое дневное з?дание. Потом водители БелАЗов ж аловались, что едва успевали подстав, лять кузова своих самосвалов под огром ны й ковш экскавато. ра. Одновременно со строи тельством водосброса и дам бы велась отсыпка самой плотины. Ее предстояло под нять на высоту 4 0 метров. Уже строя дорогу, гидро строители укладывали взорванную скалу в основа ние плотины. 3. Первый праздник Осенью ж е 1 9 7 7 года, ког д а был отсыпан послед н и ! участок дороги к будущ ей производственной базе, здесь вытянулась первая улица в 2 0 домов. Новый поселок гидростроители назвали Скальным, и, разросшийся, имел он полный набор удобств: столовую , магазин, ясли-сад, баню, клуб, где просторный зрительный зал можно было использовать и как спортивный. Этот поселок, а затем и созданная здесь солидная промышленная база — с га ражом для автотранспортной техники, с котельной, водо насосной станцией, полностью автоматизированным бетон ным заводом, — все говори ло о том, что гидростроите ли, накопив значительный опыт возведения заполярных электростанций, подошли к строительству самого слож ного Териберского каскада с крепкими тылами А трудности бы ли еще впе. реди. Три года ш ла н апр я ж енная работа на основны х объ ектах каскада. Многие ты . сячи нубометров грунта были улож ены в тело правобережной дамбы. В бетонную одежду оделись 20.м етровые стены водосбросов. Обретала четкие очертания плотина. И вот на стал день 18 апреля 1980 го. да. У плотины встали у к р а ш енны е алыми ф лаж кам и гро. мады самосвалов. Короткий митинг, взлетаю т в небо сиг нальны е ракеты, и, ведомый не однократным победителем со циалистического соревнования, ветераном «Севгидростроя» Ев_. гением Нестеренко, первый БелАЗ уверенно подходит к нрэю узкого рукава Териберки. Перекры тие реки началось! М а ш ин ы м еняю т одна другую , к делу п ри ступ аю т бульдозеры, и вот, наконец, последний сброс. Река на мгновение вскипает, но окрепш ее тело плотины усм иряет ее. После праздника вновь будни. Новое русло Т ерибер ки — это тысяча пятьсот метров открытого канала, а потом ещ е тысяча триста ме тров подземного тоннеля. То го напорного тоннеля, кото рый и долж ен был об есп е чить столь выигрышный пе репад воды с огромной 120- метровой высоты. Наращивая стенки водо сброса до проектной высоты, они впервые применили здесь, на Териберском каска д е, сборные ж елезобетонны е панели вместо опалубки. ...Приходит время, когда цифры звучат по-особенному. В 1 9 7 9 году коллектив уп равления «Севгид рострой» освоил на строительстве Те- риберских ГЭС около двух миллионов рублей, в сл еду ющем году цифра возросла до 3-х с половиной миллио нов, в 1 9 8 1 -м— до 4-х мил лионов рублей. Так, наращи вая темпы и объемы работ, гидростроители все ближе подступали к выполнению целевой задачи — пуску пер вого агрегата Териберского каскада. 4. Есть пуск! Осенью прошлого года в здании Верхнетериберской ГЭС начался монтаж обору дования. Его вели лучшие специалисты «Спецгидро- энергомонтажа» и «Гидро электромонтажа». ...Н а ГЭС мы приехали за три дня до пуска. На строй ке царило то оживление, ко торое можно увидеть только на объекте, что готовите»,..? вот-вот вступить в строй. По три— четыре раза в сутки собирался штаб стройки во главе с предсе дателем государственной комиссии, главным инж ене ром управления «Кол- энерго» Виктором Николае вичем Мешковым. Первый пробный пуск гидроагре гата состоялся ещ е 9 октяб ря. 3 0 октября начались его ходовые испытания. Очередь была за электромонтажника ми — они должны были дать «добро» на ввод агрегата под промышленную нагрузку. И вот этот ден*>, а вернее ночь, пришла В один час 0 5 ми нут 6 ноября первый агре гат Териберского каскада дал ток в Кольскую систему. ...Сегодня заполярные гид ростроители берут ещ е одну высоту — вторую очередь каскада Т ериберских ГЭС. я. ЗУБАРЕ», наш i m u i T , корр. / 21 декабря 1984 г. 8 РЫБНЫЙ MYPMAII
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz