Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.

. ЗАВТРА - ДЕНЬ ЭНЕРГЕТИКА • ВЕЛЫЕ ЗВЕЗДЫ причалов Д В А Р И Е Й В ЕК А » стало про, »■**■ исшедшее в ноябре 19G5 года массовое отклю чение то ­ ка в энергосистемах северо- восточны х ш тато в Ам ерики. Ж уткие часы с 9 на 10 ноября назвали «черной ночью». А все началось с неправильно настроенного м аленького элен. трического реле. В результате — хаос и паника. Только в вагонах нью -йоркского метро застряли 200 ты сяч человек, в зависш и х лиф тах — около 300 тысяч. Ж изнь замерла на 12 часов... 13 июля 1977 года тьма обво­ локла м ногом иллионны й Нью- Й орк уже на 25 часов. П овто­ рилась картин а катастроф ы 1965 года. 4* ты сячи грабителей задерж али полицейские в это благодатное для громил время. * * * Объединенная энергетиче­ ская система (ЕЭС ) в нашей стране гарантирована от ава­ рийных срывов. Гарантия — Центральный диспетчер­ ский пункт ЕЭС. Он вбирает все электрические «реки» страны длиною более 4 мил­ лионов километров. Где-то там. в этих реках. ручеек «Колэнерго».' Питается от этого ручейка и рыбный .ю^т. Он — один из крупных по­ требителей Северных элект­ рических сетей « К о д эл о р о » . 8 8 миллионов киловатт-ча­ сов электроэнергии в год за­ бирают портовики. Четвер­ тую часть использует порт, остальное продается другим потребителям. Чтобы тран­ спортировать нуждающимся необходимую электроэнер­ гию, проложены в порту 2 0 0 километров кабельных линий от подстанций. Линии эти — энергохозяйство порта, то есть дополнение к милли­ онам километров единой энер­ госистемы, В ведении энерге­ тиков порта, кроме кабель­ ных линий, 4 2 подстанции, 45 километров теплотрассы, 4 0 — водопровода. Насколь­ ко успешно управляется кол­ лектив со своим сложным хозяйством, говорит такой факт: энергетики с начала пятилетки сэкономили 2 8 6 0 тысяч киловатт-часов элект­ роэнергии, 1 301 1 гигакало­ рий тепла, свыше 9 тысяч тонн условного топлива. Реконструкция и строитель. ство новы х сетей и подстан­ ций, борьба за эконом ию элек. троэнсрги и, воды, пара, топли. ва вот уже в течение полувека связаны с именем главного энергетика порта ком м униста С. И Дегтярева. Орденами Ле. нина, Трудового Красного З н а ­ мени, медалями отмечен его добросовестный труд. Б укв ал ь­ но дневал и ночевал Сергей Иванович в порту, когда п ус­ кали в строй новую централь­ н ую котельную. Недавно, 15 декабря, тор­ жественно отмечено было ее пятнадцатилетие. К незауряд­ ному событию приготовил коллектив котельного цеха своеобразный подарок: обя­ зался в течение года два дня отработать на сэкономлен­ ном топливе. Слову можно ве­ рить: здесь трудится ремонт­ ная бригада слесарей Н. И. Иванова, носящая звание коллектива коммунистиче­ ского труда, здесь взяли на вооруж ение щекинский ме­ тод. здесь задают тон вете­ раны, машинист котельной Б. С. Проничев, огнеупорщик В. Г. Григорьев, бригадир слесарей мазутного хозяйст­ ва Ю. А. Зверков, старший инж енер по эксплуатации В. Т. Худяков... Котельная обеспечивается электроэнергией по первой категории: случись непред­ виденный сбой — и в работу автоматически будет введе­ на резервная линия. Перерыв в подаче электроэнергии со­ ставит не более пятой части секунды . Двигатели за столь малый срок не успеют оста­ новиться. Заводы , выпускающие кон­ сервы, копченую рыбу, в экстремальной ситуации мо­ гут остаться без электро­ энергии столько времени, сколько требуется его для ручного подключения ре­ зерва. Столь четкую и надеж ­ ную работу обеспечивает электроцех — одно из 12 подразделений энергохозяй­ ства. Четверть века руково­ дит бригадой электромонте­ ров Н. П. Бутусов. Бригада первой в энергохозяйстве до­ билась звания коллектива коммунистического труда и более двух десятков лет под­ тверждает его. В празднич­ ном приказе нынче названы фамилии электромонтеров А. А. Тупинина, О. Е. Эски- ной, сменных инженеров И. Ф. Овцына, В. А . Ряби- нина, старших инженеров Е. М. Березина, Т. А . Кате- ринич... Фидерная трансформатор­ ная подстанция № 1 — сердце энергетики порта. < Сюда поступает «сырье» — электроэнергия напряжением более 6 тысяч вольт, — от­ сюда распределяется оно по подстанциям, трансформиру­ ется и, доведенное до рабо­ чих параметров в 4 0 0 вольт, отпускается «клиентам»: флотам и береговым пред­ приятиям. Учет ведется каж­ дому киловатту. Ежедневно данные об использовании электроэнергии ложатся на стол инспекции энергонадзо­ ра. Перебрал лимит по мощ ­ ности — плати штраф в де­ сятикратном размене, по по­ треблению — в пятикратном. В полярную ночь контроль ещ е более строгий. ...Настолько прочно вошло ■ ж и зн ь электричество, что нас уж е трудно удивить. Впрочем, безмерно удивимся, если по. вернем выклю чатель, а ничего не зажжется, нажмем кн оп ку А. — ничто не закрутится. А уж «черную ночь» Ам ерики нам у себя, в Заполярье, даже в дол­ гую полярную ночь и предста. вить невозможно. С высот) I птичьего полета видим мы за. л и ты й огнями город. Особенно плотно яркозвездное скопление в районе ры бного порта, у при­ чалов. В. ПЕТРОВ. ОГНИ НА ТЕРИБЕРНЕ 1 Д ЛЯ ЭНЕРГЕТИКОВ З а ­ полярья нынешний пра­ здник знаменателен ещ е и тем, что полтора месяца назад — 6 ноября они вклю­ чили в Кольскую энергоси­ стем у новую гидроэлектро­ станцию. Под промышлен­ ную нагрузку был поставлен первый агрегат каскада Те- риберских ГЭС. Свыше д еся ­ ти лет шли к этому событию гидростроители. 1.Арифметика подвига ...Упираясь фарами в ч ер ­ ную мглу, вездеход м едлен ­ но полз по узк ом у засн еж ен ­ ному тракту. То и дело во­ дитель Николай Ф едоров глушил двигатель, выпры­ гивал из кабины и тяжелым молотком бил по см ерзш ему- j ся на гусеницах снегу. Мок­ рый. он затвердевал, как бетон, и в лю бую минуту грозил сорвать звенья. Ко­ гда через час пути впереди замаячили расплывчатые огоньки дощ атых домиков, Николай с облегчением взглянул на часы: — Хорошо добрались... Вот так «хорош о» доби­ рался я зимой 1 9 7 4 года до t площадки будущ их Терибер- i ских ГЭС. Тогда состоялась моя первая встреча с перво­ проходцами гидроэлектро­ станций — и зы ск а т ел ям . Коллектив управления «Сев- гидрострой» уж е вел отсып­ ку дороги к предстоящим объектам каскада. Но пер­ выми ступили на землю б у ­ дущ их электростанций они— геологи, топографы , гидро­ логи и геофизики комплекс­ ной изыскательской партии Всесою зного научно-исследо­ вательского института «Лен- гидропроект». В езд еход был тогда еди н ­ ственной связью с Большой землей, на нем доставлялись из близлеж ащ его рыбацкого поселка Териберки пр одук­ ты, горючее для тракторов и буровых установок, почта. На в ездеходе отправился ко­ гда-то в поселок и свадеб­ ный кортеж на регистрацию первой семьи, рожденной на территории будущ ей ГЭС. Николай Ф едоров отдавал руку и сердц е молоденькой и симпатичной геологине Любови Веткиной. — Вот закончим здесь работы, — говорил началь­ ник партии Вальтер Петро­ вич Тинсон, — придут гид­ ростроители и проложат до Териберки отличную дорогу. И вот, спустя десять лет, еду я по этой дороге. Три года шли гидрострои­ тели по каменистым сопкам и болотам, чтобы протянуть к будущим ГЭС эту 34-ки­ лометровую нитку. Три года — и 3 4 километра. Ариф ­ метику подвига скрывают за собой эти цифры. Первого трудового подвига, свершен­ ного во имя света Терибер- ских ГЭС. Итак, сначала была дорога. За нее бились не только, ко­ гда проклады вали ее, но и то. гда, когда ее уже построили. Хорош о пом ню случай семи, летней давности. До будущ его поселка гидростроителей оста­ валось рукой подать. И, чтобы в полную меру развернуть ра. боты, н уж но бы ло преодолеть последний отрезок пути. Тогда- то и был поставлен на строй, ке один из первы х рекордов. Заклю чался он в том, что ме­ хан изатор ы прош ли этот отре. зок длиной... в 30 метров. Но какой это был путь! Крутой, почти под сорок градусов ук. лон, узкий пооход: слева ска­ ла, справа оОрыв, и к тому же скользкий, раскисш и й от весенней расп ути цы грунт. Сам освал и бульдозер могли бы еще пройти через эти три_ д цать метров — туда, где п ря­ мо у будущ ей дороги находил­ ся удобны й карьер. Но, чтобы он ожил, необходим бы л экс. каватор. С п ус к а ть же по опас­ ном у бездорож ью тяж елую и ка п р и зн ую м аш ину казалось бездумным риском А ждать среза уклона — зн ачи т поте, рять не одни сутки. И огда м аш инист электроэкскаватора А н атолий Ангелов и его на­ п арник Алексей Василэев ре. ш или провести свою м аш ину по этом у пути. Три смены , сантиметр за сантиметром брали механи­ заторы этот уклон. И про­ шли. М ужество и профессио­ нальный опыт определили этот успех. 2. Море в тундре После дороги было море. З д есь настала пора расска­ зать о самом главном — об уникальности проекта Тери- берских ГЭС. Д ело в том, что все сооруж ения каскада, кроме плотины, возведены ... не на реке. От плотины воды Териберки текут сегодня по новому, искусственному рус­ лу. Соединительный канал связал два озера, ч ер ез ко­ торые протекает Териберка, — Лоп-Явр и Ф орельное, а заградительная дамба прев­ ратила последнее озеро в огромное водохранилище. От­ сюда. по подземному руслу, река и начинает свой глав­ ный путь к зданию ГЭС. Р езк ое понижение побережья в районе строительства (вы­ сота водохранилища 142, а здания ГЭС — 2 0 метров над уровнем моря) создает благоприятные условия для деятельности станции. При 40-м етровой плотине высота сброса воды составляет свы­ ш е 120 метров. Такое техни­ ческое реш ение впервые при менено у нас, в Заполярье. Чтобы создать это водо­ хранилище и направить древ­ нюю Териберку по новому руслу, нужно было отсыпать две дамбы , соорудить плоти­ ну, воздвигнуть водосброс с подводящим и отводящим каналами, пробить шахту глубиной в 9 0 метров и. на­ конец, подземный тоннель. И все это в неблагоприятных условиях Крайнего Севера, на самых тяжелых грунтах. В сентябре 1977 года строи, тели начали о тсы п ку самой крупной правобереж ной дам­ бы За два месяца до наступ. ления зимы предстояло создать новы й искусственны й берег будущ его водохранилищ а. Здесь родились свои трудовы е рекорды. В одну из смен эк. скаваторщ ик Алексей Ры бкин, удостоенны й за сооруж ение Се­ ребрянского каскада ордена Трудового Красного Знамени, поднял 1200 нубометров поро. ды, а его товарищ Ар кад ий Му- ж ановский — более 1600 кубо­ метров, перекры в более чем вдвое дневное з?дание. Потом водители БелАЗов ж аловались, что едва успевали подстав, лять кузова своих самосвалов под огром ны й ковш экскавато. ра. Одновременно со строи­ тельством водосброса и дам ­ бы велась отсыпка самой плотины. Ее предстояло под­ нять на высоту 4 0 метров. Уже строя дорогу, гидро­ строители укладывали взорванную скалу в основа­ ние плотины. 3. Первый праздник Осенью ж е 1 9 7 7 года, ког­ д а был отсыпан послед н и ! участок дороги к будущ ей производственной базе, здесь вытянулась первая улица в 2 0 домов. Новый поселок гидростроители назвали Скальным, и, разросшийся, имел он полный набор удобств: столовую , магазин, ясли-сад, баню, клуб, где просторный зрительный зал можно было использовать и как спортивный. Этот поселок, а затем и созданная здесь солидная промышленная база — с га­ ражом для автотранспортной техники, с котельной, водо­ насосной станцией, полностью автоматизированным бетон­ ным заводом, — все говори­ ло о том, что гидростроите­ ли, накопив значительный опыт возведения заполярных электростанций, подошли к строительству самого слож ­ ного Териберского каскада с крепкими тылами А трудности бы ли еще впе. реди. Три года ш ла н апр я­ ж енная работа на основны х объ ектах каскада. Многие ты . сячи нубометров грунта были улож ены в тело правобережной дамбы. В бетонную одежду оделись 20.м етровые стены водосбросов. Обретала четкие очертания плотина. И вот на­ стал день 18 апреля 1980 го. да. У плотины встали у к р а ­ ш енны е алыми ф лаж кам и гро. мады самосвалов. Короткий митинг, взлетаю т в небо сиг­ нальны е ракеты, и, ведомый не­ однократным победителем со­ циалистического соревнования, ветераном «Севгидростроя» Ев_. гением Нестеренко, первый БелАЗ уверенно подходит к нрэю узкого рукава Териберки. Перекры тие реки началось! М а­ ш ин ы м еняю т одна другую , к делу п ри ступ аю т бульдозеры, и вот, наконец, последний сброс. Река на мгновение вскипает, но окрепш ее тело плотины усм иряет ее. После праздника вновь будни. Новое русло Т ерибер­ ки — это тысяча пятьсот метров открытого канала, а потом ещ е тысяча триста ме­ тров подземного тоннеля. То­ го напорного тоннеля, кото­ рый и долж ен был об есп е­ чить столь выигрышный пе­ репад воды с огромной 120- метровой высоты. Наращивая стенки водо­ сброса до проектной высоты, они впервые применили здесь, на Териберском каска­ д е, сборные ж елезобетонны е панели вместо опалубки. ...Приходит время, когда цифры звучат по-особенному. В 1 9 7 9 году коллектив уп­ равления «Севгид рострой» освоил на строительстве Те- риберских ГЭС около двух миллионов рублей, в сл еду­ ющем году цифра возросла до 3-х с половиной миллио­ нов, в 1 9 8 1 -м— до 4-х мил­ лионов рублей. Так, наращи­ вая темпы и объемы работ, гидростроители все ближе подступали к выполнению целевой задачи — пуску пер­ вого агрегата Териберского каскада. 4. Есть пуск! Осенью прошлого года в здании Верхнетериберской ГЭС начался монтаж обору­ дования. Его вели лучшие специалисты «Спецгидро- энергомонтажа» и «Гидро­ электромонтажа». ...Н а ГЭС мы приехали за три дня до пуска. На строй­ ке царило то оживление, ко­ торое можно увидеть только на объекте, что готовите»,..? вот-вот вступить в строй. По три— четыре раза в сутки собирался штаб стройки во главе с предсе­ дателем государственной комиссии, главным инж ене­ ром управления «Кол- энерго» Виктором Николае­ вичем Мешковым. Первый пробный пуск гидроагре­ гата состоялся ещ е 9 октяб­ ря. 3 0 октября начались его ходовые испытания. Очередь была за электромонтажника­ ми — они должны были дать «добро» на ввод агрегата под промышленную нагрузку. И вот этот ден*>, а вернее ночь, пришла В один час 0 5 ми­ нут 6 ноября первый агре­ гат Териберского каскада дал ток в Кольскую систему. ...Сегодня заполярные гид­ ростроители берут ещ е одну высоту — вторую очередь каскада Т ериберских ГЭС. я. ЗУБАРЕ», наш i m u i T , корр. / 21 декабря 1984 г. 8 РЫБНЫЙ MYPMAII

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz