Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.

• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • Опыт судовождения ™■■ Отметки по... реакци «А я при чем?» Каждому или почти каж ­ дому случалось уронить со стола чашку или другой хрупкий предмет. В таких случаях лишь немногим уда­ ется резким и точным дви­ жением поймать на лету падающую чашку. Другие, тоже немногие, даж е не ус­ певают среагировать на свою оплошность, и чашка бес­ препятственно разбивается на полу. Кроме этих, край­ них проявлений реакции, ко­ торые соответственно можно оценить на «отлично» и «не­ удовлетворительно», сущ е­ ствует много промежуточных вариантов. Способность че­ ловека нейтрализовать физи­ ческими действиями послед­ ействия всяких «вдруг» и ^ «в н езап н о» в обычной, жи­ тейской обстановке характе­ ризует общую реакцию. Из всех индивидуальных качеств, от которых зависит надежная работа вахтенного судоводителя, хорошая реак­ ция является во многих слу­ чаях наиважнейшей. ...Июньским вечером 1984 года БМ РТ «Владимир Бро- дюк», покинув якорную стоян­ ку в заливе Лимон, начал про. ход Панамским каналом в юж. ном направлении. К ночи суд­ но благополучно вошло в во. сточную камеру ш лю зов Мира, флорес. Лоцман и капитан траулера были спокойны — шлюзование проходило обыч. ным для них порядком. Ч еты ­ ре ш вартовны х локомотива надежно раскрепили судно в камере шлю за. Ш лю зовы й ма­ стер дал ком анду закры ть вне­ шние ворота. После того как створки ворот сцепились, уро­ вень воды в камере начал понижаться. И здесь случилось непредвиденное Неожиданно начали закры ваться и внут. » ;\Ренние ворота, которы е неиз- -ТНежно должны были ударить по корпусу судна. Рог.кция лоцмана, заметивш его угрож а­ ющее движение ворот, была мгновенной. Чтобы вь.ессти судно из-под удара, он скоман­ довал корм овым локомотивам ослабить ш вартовы , а иосопым — тянуть. И через секунды тяжелый корабль начал £Г;И- жение вперед от опасности. В процессе работы на ба­ зе общей реакции развива­ ется и специальная. Вот не­ которые примеры, когда СУ" доводителю промыслового судна приходится чаще всего проявлять именно ее: при необходимости экстренно ос­ тановить главный двигатель, при быстрой смене условий плавания, при управлении траловыми лебедками и дру­ гими палубными механизма­ ми, при авариях с орудиями лова. ...В свеж ую погоду на одном из посольно-свеж ьевых трауле­ ров поднимали трал. Благопо. лучно были закреплены трало- ф я доски, завизжал, вращ аясь под нагрузкой вы бираемы х ка. белей, слиповый рол. Внезап* но один из кабелей лопнул. Следовало бы немедленно при. остановить выборку. И такая мысль мелькнула У вахтенного штурмана. Но пона эта мысль была «обработана» у него в голове, пока она трансф орми. ровалась в соответствующ ую команду мыш цам, прош ла се- кунда.другая. И едва рука штурмана потянула рукоять Управления кабельным и лебед. нами, как лопнул и другой ка. «ель. Трал был утерян. Наиболее выпукло выде­ ляется роль реакции в слу­ чаях внезапно открывшейся опасности, когда факторы ог­ раниченности пространства и вРемени оказывают мощное эмоциональное давление на психику судоводителей. При выполнении действий «пе­ реднего момента» лишь профессионалы действуют Разумно и четко, то есть на «пять», а те, кого подводят Реакция и хладнокровие, ли­ бо маневрируют, придержи- E’SfcCb усвоенной ранее стан­ дартной схемы, либо отдают команды наобум Более то- > го, известны случаи, когда вахтенные штурманы на­ столько терялись в стрессо­ вых ситуациях, что падали в обморок или убегали с мо­ стика. Судоводителю важно иметь верное представление об уровне развития собственной реакции. Недостаток ее не­ обходимо компенсировать собранностью, умением кон­ центрировать внимание. Вни­ мательного судоводителя не­ просто застать врасплох. И, наоборот, человек рассеян­ ный, обладающий к тому же заторможенной реакцией, не в состоянии пресечь развитие внезапно возникшей, не за­ планированной им ситуации. ...Не так давно на ПСТ.1341 «Ленсн» готовились к поста- новке трала. Завязав гайтян, мастер добычи самовольно, без ведома мостика, зацепил траловый мешок стяж ным тро­ сом и выбросил его по слипу. В это время траулер лежал в дрейфе с работавшим на ну­ левом упоре главным двигате. лем. Внимание вахтенного ш турм ана было отвлечено про. ходившим неподалеку судном, поэтому его попы тка воспользо­ ваться кнопкой экстренной ос­ тановки двигателя оказалась запоздалой. К тому моменту траловы й мешок уже б ы л за. хвачен лопастями вращ ающ его­ ся винта, и произошла намот. ка. До сих пор не разра­ ботана система психологиче­ ской подготовки плавсостава, куда составной частью во­ шли бы методы развития не­ обходимых для профессио­ нальной деятельности моря­ ков качеств. В настоящее время доступен лишь путь самостоятельного совершен­ ствования. Прежде всего, на реакцию угнетающе действует утом ­ ляемость. Поэтому в плава­ нии флотские командиры должны обеспечивать пред- вахтенный отдых и себе, и своим подчиненным. В фи­ зическом смысле хорошая реакция проявляется в свое­ временных и точных движе­ ниях, а они доступнее чело­ веку тренированному. Вот почему следует взять за правило: ежедневно уделять хотя бы полчаса доступным в плавании элементам физ­ культуры и спорта. Кроме того, именно занятия спор­ том, особенно такими вида­ ми, как бокс, теннис, спор­ тивные игры, прекрасно раз­ вивают реакцию. А пока на судах о своей физической форме пекутся единицы, в основном моло­ ды е люди. Большинство ж е из-за ложной стыдливости и лени не сопротивляются воз­ действию гиподинамии, не стремятся восполнить недо­ статок двигательной актив­ ности. Свою роль играет и отсутствие условий для спор­ тивных занятий, что не мо­ жет быть объяснено одной спецификой работы флота. Ведь даж е при проектирова­ нии среднетоннажного судна возможно предусмотреть оборудование мини-спорт­ зала, не говоря уж о воз­ можностях БАТа или плав­ базы^ В посдеднее время стала очевидной необходи­ мость создания в Мурманске бассейнового тренажерного центра. Думается, что при разработке проекта не бу­ дут забыты и вопросы со з­ дания спортивной базы для плавсостава бассейна. Д. понязин, капитан дальнего плавания. Ответственность ОРЯКИ ЗНАЮТ: в районе промысла всегда находят­ ся флагманские специалисты. К их квалифицированным со­ ветам и помощи промыслови­ кам приходится обращаться не раз и не два. Кроме того, флагманские специалисты проверяют на судах техническое состояние, соблюдение правил безопасно­ сти мореплавания, пожарной безопасности, умение экипа­ жа бороться за живучесть судна. А после проверки реко­ мендуют, как устранить те или иные недостатки, строго спрашивают с командиров за упущения. И вот тут-то нередко полу­ чается довольно странная кар­ тина: весь спрос — с капита­ на, старшего помощника и боцмана. Даже в тех случаях, когда обнаружен непорядок на рыбофабрике. Может, это влияние тех вре­ мен, когда капитан, старпом и боцман были единственными командирами на судне. Но ведь давным-давно есть в штате судна помощник капи­ тана по производству, мастера Новые суда Согласно итоговым данным, опубликованным Регистром Ллойда в конце марта 1984 го­ да, на верфях во всем мире в течение 1983 года было по­ строено 2276 морских судов разных, типов и назначений. Из них только 12 судов имели паросиловую установку, ос­ тальные — теплоходы. Сум­ марная валовая вместимость построенных за год судов со­ ставила около 16 миллионов брт. Мировой рыбопромыс­ ловый флот пополнился 456 но­ выми судами общим тоннажем около 276 тысяч брутто-регист- ровых тонн. Как и в предыдущем году, первое место в мире по объ­ ему тоннажа занимает ГДР. Натастрофа в море По сообщению агентства Рейтер, 126 человек пропали без вести после того, как пас­ сажирское судно, на борту которого находилось . около 250 человек, попав в зону тро­ пического шторма, затонуло неподалеку от одного из ост­ ровов в центральной части Филиппинского- архипелага. Рыбакам и подоспевшим им на помощь судам береговой ох­ раны удалось пока спасти 114 человек из числа пассажиров и членов команды корабля. добычи и обработки рыбы, рефмеханик и т. д. С них бы и требовать порядок. И не отвлекать капитана и старше­ го помощника от дел, кото­ рыми они обязаны заниматься по Уставу. К тому же каждый коман­ дир в свое время расписывал­ ся за то, что внимательно изу­ чил «Наставление по техниче­ скому уходу за судовыми корпусами, жилыми и слу­ жебными помещениями, судо­ выми системами», а также «Правила пожарной безопас­ ности на судах флота рыбной промышленности СССР». В этих документах четко и ясно сказано, кто именно должен отвечать за исправное техни­ ческое состояние судна, *а тот или иной его участок. Однако до сего дня в от­ вет на замечание флагманско­ го специалиста нередко слы­ шится: «А я при чем? Есть старпом, есть боцман...» Хотя Моряки уж е привыкли к тому, что после рейса их судно заходит в иностранный порт для междурейсового ре­ монта и отдыха экипажа. Однако не все в этом ме­ роприятии (имею в виду за­ ход в инпорт) хорошо проду­ мано. Так, например, ни в одном порту, где есть ремонт­ но-подменные команды, не предусмотрена должность ин­ спектора пожарно-техниче­ ской' службы . Хотя положе­ но перед выходом в рейс, ос­ мотрев судно, выдать экипа­ жу свидетельство, пожарной охраны на выход его в море. Срок действия этого доку­ мента — один рейс. А при проверках в море обнаруживается множество различных недостатков, ко­ торые грозят обернуться по­ жаром. Скажем, на БМРТ <Ж е­ лезногорск», «Таруса», «Д о­ модедово» объединения «Мурманрыбпром», ППР «Грумант», БМ РТ «Холмото- ры» Мурманского тралового флота и на некоторых других судах взрывобезопасные фо­ нари (снаряжение разведчи­ ков пожара) оказались разря­ женными. Не было необходи­ мого .запаса плавких эл е ­ ментов у противопожарных непорядок отмечен на фабри­ ке или есть неполадки в во­ донепроницаемых закрытиях, или не ясна маркировка и т. п. Поэтому, думается, надо проверяющим приглашать с собой ответственных за тот или иной объект, вместе на­ ходить неполадки. Ведь глав­ ная задача флагманских спе­ циалистов практически помочь экипажу и — в особенности — людям своей специальности. И еще, результаты проверки надо обсуждать не только на совещании комсостава, но и на собраниях служб. М ож но с уверенностью сказать: м о­ ряки поймут и правильно вос­ примут все замечания, и поль­ за от такого разбора будет гораздо большей. П. СУХИН, флагманский механик; В. ДУДЧЕНКО, капитан-наставник Мурман­ ского тралового флота. дверей на том ж е «Ж елезно­ горске», на БМРТ «Павел Орлов», «Ловозеро» и других траулерах. Многие экипажи «не зам е­ тили» нарушенную изоляцию выхлопного тракта коллек­ тора. Проверяющие не раз встречали такую «оплош ­ ность», как пустые изолирую ­ щие аппараты или ж е — с пониженным давлением Кислорода. А на БМРТ «Д е­ мянск», «Павел Орлов», «Ж е­ лезногорск», «Таруса» и еще на нескольких судах по­ жарные шланги пришли в негодность. Наверное, нет необходи­ мости объяснять, что такое пожар в море и к чему мо­ жет привести столь плачев­ ное состояние средств борь­ бы с огнем. Говорят, болезнь легче пре­ дупредить, чем лечить. По­ жар легче предупредить, чем бороться с ним, да ещ е к то­ му ж е б ез «оружия». В. ГЕРЦАК, старший морской инспек­ тор «Севгосрыбфлотин- спекции». 21 декабря 1984 г. В ЗАМЕТЕ. Фото В. КОРЕЦКОГО. Авариям — заслон! ПОЖАР ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz