Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.

• ВЕТЕРАНЫ Т РУДОВЫЕ БУДНИ начальника Мурманской оперативной группы Беломорской базы гослова рыбы Александра Сте­ пановича Носницына так насыщенны и содержательны, что для него время летит стремительно. Порой кажется, что не сорок лет назад, а совсем недавно вчерашний архангельский школь­ ник, комсомолец выступил на защиту Родины. Его богатая событиями биография соткана из боевых эпи­ зодов времен Великой Отечественной войны и трудовых свер­ шений в послевоенные годы. Следует заметить, что на протяжении всего жизненного пу­ ти коммунист А. С. Носницын стремился принять на свои пле­ чи самую тяжелую ношу, при любых обстоятельствах не бо­ ялся взять на себя ответственность. Субовой механик высокой квалификации, образцовый руко­ водитель промыслового флота — все это сливается в один образ преданного рыбацкому делу человека. Высокая требова­ тельность у него сочетается с доброжелательностью и внима­ тельным отношением ■к людям. А. С. Носницын заботится и о том, чтобы коммунисты были умело расставлены как непосредственно в аппарате, так и в береговых службах. Это, конечно, опытные специалисты, вы­ полняющие свою работу с чувством ответственности и полити­ ческой сознательности. Александр Степанович всегда проникается участием к судь­ бе рыбаков, особенно заметнб его пристрастие к трудоустрой­ ству демобилизованных воинов Краснознаменного Северного флота, где прошла его боевая юность. З а эти качества и душ евную доброту, идущ ую от всего серд­ ца, заслужил начальник флота большое уважение пахарей моря. А как он сам с морем породнился?.. А • . ' - ... * * ' ’« V ; * t • . ■ Ж:-: Жч Ч& М 3 УЧЕБНОГО ОТРЯ- п Д А молодой моряк А лександр Носницын попал в жестокий ураган войны. Он начал служ бу в экипаже торпедного катера № 2 2 0 третьего дивизиона бригады торпедных катеров С еверно­ го флота, которая вела ак­ тивные боевые действия. Новичок приш елся по д у ­ ше экипажу. Прославлен­ ные катерники полюбили молодого моряка за твер­ дый, решительный харак­ тер. К тому ж е моторист Александр Носницын отли­ чался добросовестностью и исполнительностью по сл уж ­ бе. А еще он привлекал мо­ ряков открытой душ ой — это всегда людям тоже по душ е. ...Затяжн ой северный ве­ тер настоял в в оздухе ледя­ ную зимнюю стуж у. Над морем Баренца висит ту­ манная мгла, рыхлая и тя­ ж елая, до предела пропитан­ ная влажностью. Пенят ф ор­ штевнями бугристую поверх­ ность моря торпедные кате­ ра. Они устремились на за­ пад, где, по данным авиа­ разведки, обнаруж ен ф а ­ шистский караван. Несмотря на промозглую погоду, в моторном отдел е­ нии катера душно. Пышут жаром двигатели. В нос уд а ­ ряет терпкий зап ах машин- i ного масла и разогретого соляра. У левого дизеля не­ сет боевую вахту Александр. От частого бессонья болит голова, в общ ем , обстанов­ ка не из легких, но комсо­ молец Носницын понимает, что она неизбежна, и все его внимание сосредоточено на двигателе. Вскоре белесый туман оторвался от воды, начал расползаться и редеть. Уж е Невооруженным глазом мож ­ но рассмотреть контуры враж еских кораблей — ка­ тера точно вышли к карава­ ну. Гитлеровцы открыли за ­ градительный огонь. Один за другим катера сквозь огненную завесу вы­ ходили в атаку Увеличив До предела обороты двига­ телей, вперед устремляется ТК -220. В результате удач­ ного и дерзкого маневра атака доведена до победно­ го конца. И другие катера нанесли точные торпедные удары — фашистские кораб­ ли пошли на дно. Напрас­ но егери па сопках у З а ­ падной Лнцы будут ждать оч ередное подкрепление, бо­ еприпасы, снаряжение — на этот раз они достались Н ептуну... Александру Степановичу дорога первая боевая на­ града, которую он получил за тот памятный бой, — ШОВЕЕC1CTIEBI ПУЩЕН iHHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiraiiiiiifiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiniiiitiiiiiiiiiiiiiiiiiuiiiiiiiiiiiiiiiimiiiiiHiMiiiiiiiiMiiiifiiitiiiiiitttiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiifHitiiiiiiiiiii медаль Нахимова. В соста­ ве экипажа торпедного ка­ тера Александр участвует во многих боевых походах: в высадке на занятый вра­ гами берег разведчиков, в проводке конвоев, в сопро­ вождении отдельных транс­ портов. в охране родного Баренцева моря от фашист­ ских подлодок. Моряком Александр был примерным, его неоднократ­ но награждали, назначили командиром отделения мото­ ристов, он получил звание старшины. Герои-катерники воспи­ тали у юноши любовь к морю, презрение к смерти и беззаветн ую преданность Родине. Флотскую доблесть и за ­ калку военных лет северо­ морский катерник достойно продолжает в трудовых буд­ нях мирного времени — во славу павших, во имя остав­ шихся жить. После уволь­ нения в запас бывалый воин понял, что приобретенная им на военной служ бе спе­ циальность судового механи­ ка отныне стала содерж ани­ ем всей его жизни. Меш­ кать с дальнейшим реш е­ нием своей судьбы он не стал и поступил в Беломор­ скую базу гослова механи­ ком. Тогда практически промы­ слового флота ББГЛ еще не было. Начали только при­ ходить в порт Мурманск первые средние рыболовные траулеры . Работал старший механик А. С. Носницын хорошо, с присущей ему смекалкой и полной отдачей сил. к боевым наградам прибавилась медаль за доб­ лестный труд. Но в полной мере его та­ лант организатора и руково­ дителя развернулся на по­ сту начальника оперативной группы. Рассудительный и уравновешенный, высокоор­ ганизованный и требова­ тельный, Александр Степа­ нович старается всегда до­ биваться такого положения, чтобы весь рыбацкий кол­ лектив был на уровне стоя­ щих задач. Прошли годы. Н еузнавае­ мо преобразился флот по техническим характеристи­ кам. Одной из самых боль­ ших заслуг А. С. Носницы­ на является активное уча­ стие в создании вполне сов­ ременной судоремонтной ба­ зы. В едь до его прихода к руководству флотом у про­ мысловиков не было своего судорем онтного предприя­ тия, а первая плавмастер- ская «Ф реза» была с весь­ ма скромными ремонтными возможностями. А флот ба­ зы рос, пополняясь новыми судами, имеющими большую автономность. Александр Степанович понимал, что тесно становится промысло­ вому флоту в Баренцевом море. Поэтому, когда появи­ лась первая ж е возможность послать часть флота в один и з отдаленных районов, он активно способствовал освое­ нию кошелькового промысла в условиях открытого океа­ на Это, безусловно, пример творческого отношения к порученному делу. Начальник опергруппы А . С. Носницын стал кава­ лером ордена «Знак Почета» и заслуж енным рыбаком Карелии. При близком знакомстве с трудовой деятельностью начальника опергруппы удивляешься его неиссякае­ мой энергии. После обяза­ тельного утреннего совещ а­ ния-графика, на котором р у ­ ководители служ б, судор е­ монтники, снабженцы д о­ кладывают о ходе ремонта и подготовке промысловых судов к очередным рейсам, руководитель флота непре­ менно побывает на складах, проверит лично в цехах плавмастерской ход судор е­ монтных работ и обязатель­ но заглянет на промысловые суда. А лександр Степанович старается дать каждому су­ довому командиру возм ож ­ ность раскрыть свои способ­ ности, ум ело осмыслить имеющийся опыт и обесп е­ чить условия для выполне­ ния заданий. Заботясь о флоте, А. С. Носницын постоянно Думал и о тылах его — береговой базе. На протяжении многих лет главные склады рыбац­ кого снабж ения были распо­ лож ены в Коле — в 15 ки­ лометрах от места стоянки флота. Многие тогда сомне­ вались: по плечу ли будет рыбакам возвести склады непосредственно у плавма­ стерской, где стоят суда? Д а и где взять людей, знаю ­ щих строительные специаль­ ности? Хотя, конечно, вд все становятся моряками сЬ школьной парты: у многих за плечами — богатый опы* жизни и труда. И Александр Степанович, ум ел0 опираясь на общественные организа­ ции, сум ел из числа р езер ­ ва организовать строитель­ ные бригады и повел дело так, что на берегу, рядом i причальной стенкой, с за­ видной быстротой появились склады и боксы для боль­ шого рыбацкого имущества. Пройдет время, и экономи­ сты подсчитают прямую выгоду от этого. Своими си­ лами был улучш ен и уча­ сток дороги, идущий от ав­ тострады к плавмастерской. Скептики, что называет­ ся, были посрамлены, а мо­ ряки с добродушным юмо­ ром строительство это на­ звали — «носницынский БАМ ». ...Рыболовный траулер го­ товился к очередному рей­ су. Полностью укомплекто­ ван экипаж, получено судо­ вое снабж ение, но своевре­ менный выход в море задер ­ живался из-за не прошедш ей испытания стрелы., на кото­ рой был укреплен силовой блок. Прибывший на борт начальник оперативной груп­ пы после тщательного ос­ мотра стрелы предложил свое инженерное решение. Стрела была изготовлена по ч ертеж у А . С. Носницына, успешно выдержала испы­ тание и на протяжении мно­ гих лет не подводила про­ мысловиков. Эпизод? Да. Но как в нем раскрылось умение руководителя и спе­ циалиста! В коллективе карельских рыбаков к вопросу социали­ стического соревнования подходят не формально — считают, что главным кри­ терием оценки труда судо­ водителей, механиков, радио­ специалистов, матросов должны быть творческий по­ иск, разработка личных пла­ нов. Повседневная и терпе­ ливая работа администра­ ции опергруппы совместно с партийной и общественны­ ми организациями по совер­ шенствованию промысловой работы, продуманному ис­ пользованию рабочего вре­ мени рыбаков привели к по­ вышению рентабельности флота. Не забывает Александр Степанович уделять внима­ ние и вопросу работы с мо­ лодыми моряками, добива­ ясь, чтобы ветераны флота передавали им практические навыки, развивали у моло­ деж и рабочую гордость, при­ вивали вкус к рыбацкой профессии, создавали в эки­ паж ах атмосф еру взаимо­ уважения. Можно смело утверждать, что А . С. Носницын, хоро­ шо разбираясь в людях, всегда ценит в них истин­ ную любовь к морю и одер­ жимость в работе. При актив­ ной помощи этого коммуни­ ста на флоте привилась од­ на из самых активных форм работы — внедрение на промысловых судах комму­ нистического отношения к ТРУДУ. создание благоприят­ ного морального климата. А . С. Носницын всегда борется за то, чтобы каж ­ дое начинание, ' рожденное энтузиазмом и творческим поиском тружеников моря, стало бы достоянием всех экипажей промысловых с у ­ дов. Он справедливо счи­ тает, что только поддержка масс мож ет дать крылья лю бому почину. То, что промысловый флот работает успешно на протяжении многих лет, убедительно говорит о твор­ ческой атмосф ере, царя­ щей на промысловых су­ дах, о значительно воз­ росшем мастерстве ры­ бацких командиров. Как бы итогом работы ветерана Отечественной войны и тру­ да явилось награждение его орденом Дружбы народов. Стиль работы А. С. Нос­ ницына по-прежнему отли­ чается оперативностью, бы­ строй реакцией при нахож ­ дении действенных мер для устранения недостатков. Опираясь в своей повседнев­ ной работе на партийную ор­ ганизацию, он добивается, чтобы у всех промыслови­ ков, судоремонтников была одна цель — дать стране как можно больше пищевой рыбной продукции, чтобы коллектив карельских рыба­ ков внес достойный вклад в реализацию Продовольст­ венной программы страны. Б. ВЛАДИМИ РОВ. i 14 декабря 1984 г. 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz