Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ' Орнамент в квадрате Нарисуйте квадрат. Задание вам по силам? А теперь подумайте и попы­ тайтесь превратить этот квадрат в картинку из окружающей жизни. Трудно? И ребятам из детского са­ да нелегко, ведь начинается творче­ ство: один увидит в квадрате аквари­ ум с рыбками, другой — стену до­ ма с окошком и резным карнизом, третий — экран телевизора и при­ готовится уж е смотреть мультики... Тридцать ребят — тридцать разных работ! Так и должно быть. Говорят, что народное творчество сродни детскому восприятию мира. Всякого рода поделки — не более как листва на дереве культуры, чьи корни питает народ. И каждому д е ­ реву характерен свой рисунок листа. П режде чем появился орнамент, бы­ ла сделана вещь, на которую он на­ несен. Санки или упряжь, одеж да или жилище — каждое изделие име­ ет свой отличительный знак. Через него-то, -через элемент орнамента, и можно помочь ребенку увидеть кон­ кретный предмет, созданный много­ вековой историей народа. Связать обучение с воспитанием в человеке любви к родному краю, интереса к его прошлому. Студентом открыл для себя воз­ можность прикоснуться к народному творчеству саамов недавний выпуск­ ник нашего педагогического ин­ ститута Александр Ливерук. Все началось с занятий в областном краеведческом музее, где парень за­ интересовался кережами — легкими саночками в виде лодки. Попытался сам сделать подобные. Стал изучать быт, культуру коренных жителей Кольского полуострова и после окон­ чания института попросил направле­ ние в Ловозеро, где и работает сей­ час в школе-интернате. В его классе ученики восьми национальностей, но, уверен, детям русских, украинцев, коми и саамов одинаково важно знать культурные традиции того на­ рода, на чьей древней земле они р а с т ^ ^ Каквыглядит самская кукла? В начальной школе у второклас­ сников на уроках изобразительного искусства два часа отданы теме «О з­ накомление с росписью матрешек». Когда я знакомлю студентов с осо­ бенностями матрешек Горьковской области или Загорска, то обязатель­ но спрашиваю: «А как вы представ­ ляете себе северную куклу?» Пер­ вым делом вспоминают продукцию худож ественно - экспериментального предприятия «Кольский сувенир», но тут ж е оговариваются, что это, мол, стилизация на северные мотивы-, на самом дел е должно быть не так. А как? Вот тут-то мы приступаем к изу­ чению основ и саамской вышивки бисером, и коми-ижемской меховой мозаики, и поморской резьбы, роспи­ си по дереву. Это довольно-таки за­ нимательное дело вполне доступно малышам. Воспитательница мурман­ ских яслей-сада № 115, паша заоч­ ница Татьяна Кучеренко даже раз­ работала методику рисования гуашью саамских узоров с детьми средней группы. И она не одинока! Многие студенты / посвящают свои первые научные работы особенностям народ­ ного творчества саамов, коми, помо­ ров... Думаете, откуда в саамском узоре появились геометрические фигуры? Да не было бы их, если бы не смот­ рели люди на окружающий их мир, на небо, не читали бы распахнутую книгу звезд. Одна старушка-искус- ница как-то призналась мне, что свои чудо-вышивки она просто-на­ просто срисовывает с замерзшего окошка. А ведь под этими звездами живем нынче мы с вами, читатель, видим эти же морозные узоры на окнах... Нынешней весной в М урманске про. ходил областной праздник ш кольников под девизом «Россия — родина моя». По правде сказать, при отборе работ обидно было видеть десятки похожих полосе России. По и своеобразная красота Заполярья способна задеть душу ребенка. Это ощ ущ ение малой родины уж е шаг не просто к эсте­ тическому, а — патриотическому воспитанию. Кто ж е и через что мож ет при­ вить юным северянам любовь к род­ ному краю? Сейчас уроки изобразительного искусства в начальной школе стали отдавать специалистам — педагогам с художественным образованием. Их в Мурманске не так много. Х уж е другое — с основами национальной культуры коренных жителей Запо­ лярья они не знакомы, как не имеют пока что и навыков работы с деть­ ми младших классов. Вы скажете, что здесь нуж ен талант? Несомнен­ но. Как и знание азов самобытного народного творчества. Кроме учите­ лей, сотни специалистов различных организаций области еж едневно не просто соприкасаются с националь­ ным прикладным творчеством, но и призваны пропагандировать его. Реформа школы: грани поиска п о д е л к и и ПОДДЕЛКИ друг на друга поделок из соломки, ма. краме, под хохлом у, чеканку, выж ига­ ний... Да, мы знакомим ребят с осо. бенностями декоративно-прикладного искусства народов Прибалтики, У кр аи ­ ны, Горьковской области, с хохломской росписью и дым ковской игруш кой, но как ж алко огромного количества вре. мени, потраченного ш кольникам и (да и взрослыми!) на изготовление поде, лок под белорусскую соломку да кав­ казск ую чеканку. Вернее будет ска. зать — подделок под действительно богатейшие худож ественные традиции этих народов. Но к ак пальма не при­ живется в тундре, так и работы эти вряд ли могут бы ть оригинальными. Как в природе, так и в художествен, ны х традициях Заполярья нет броских форм, многообразия нрасок. Однако на той же выставке можно было уви. деть козули с Терского берега, вышив- ну бисером в традициях саамов, изде. лия из замши с аппликациям и из ме. ха, представленные М урманским Домом пионеров № 3 (руководитель Л. А. Ко- стюневич). А еще как свет в окошке была для меня модель карбаса, выпол. ненная учениками Умбской школы! И «Кольский сувенир»! В свое время я выезжал воспитате­ лем в пионерские лагеря, наблюдал, с каким азартом пацаны украшали футболки северной символикой! Мон­ чегорцы рисовали лося, ловозерцы — оленя, мурманчане и североморцы — корабли. Это не картинки ради кар­ тинок, а нечто большее. Желание до­ казать сверстникам, что и у нас есть свое, кровное, непохожее на все остальное. А если этого чувства нет, То не тогда ли душевная пустота заполняется преклонением перед ино­ странными ярлыками? Да, на Севе­ ре нет той природы, какая в средней Я не один раз бывал в Ловозер- ском филиале «Кольского сувенира». И поражался тому, что саамские мастерицы изо дня в день делают одни и те ж е изделия. Из Мурман­ ска им привозят материал и даж е трафареты, штампы изделий. Не нужно и душ у вкладывать. В се раз­ мерено, рассчитано, технология рас­ писана. Режь, клей да и все. И твор­ цы становятся исполнителями. Ма­ стерицы вынуждены делать то, что им навязывает предприятие. А ори­ гинальные старинные изделия, орна­ менты, которые могли бы использо­ вать ловозерские умельцы, забыва­ ются. В Ловозере ж е немало рабо­ тает людей, которые с детства впи­ тали в себя традиции и своеобразие своей национальной культуры. (Эти мастера в состоянии повторять в различных вариациях предметы оби­ хода, одеж ду, просто украшения, имеющие за собой сотни лет совер­ шенствования). А люди вынуждены день ото дня заниматься однообраз­ ной работой — ремесленничеством в худшем смысле этого слова, изготав­ ливать упрощенные до обезлички предметы. В тот ж е «Кольский сувенир», в его Ловозерский филиал, как-то не завезли вовремя необходимый мате­ риал. И тогда одна дивчина, саами по национальности, вместо ширпотре- бовских штамповок стала из отходов шить свои, по-настоящему ориги­ нальные поделки. Естественно, они не входили в утвержденный ассорти­ мент товаров, а мастерица подыскала себе другую работу... Немало еще в селах и городах людей, которые от отцов и матерей переняли традиции прикладного творчества северян. Как-то в одном из окон туломских домов мне по­ счастливилось увидеть склеенные из бумаги, раскрашенные объемные фи­ гурки оленей. Сделала их 75-летняя бабушка, потому что, как она сама сказала: «Наших олешек давно уж е здесь нет, а я не могу без ни х...» Не захотела (или действительно не смо­ гла?!) искусница просто напихать м еж ду рамами ваты, чтобы зимой в окно не дуло, а вот не поленилась л<е, смогла создать столь чудесные поделки. И выполнила тем самым утилитарную задачу — утеплила по­ мещение. Подобные мастера есть в Мурмашах, в П улозере, в Ловозере, да и. в других населенных пунктах области. Нх опыта не хватает подчас худож ественным руководителям на­ ших кружков и студий, самодеятель­ ных и профессиональных театров, художникам, писателям, архитекто­ рам, в конце концов! Кстати, вы задумывались когда- нибудь, почему в Мурманске домик «моржей» у Семеновского озера с д е ­ лан именно так, а не иначе? На мой взгляд — случайно. Ведь в припо­ лярных областях не строили избы со столь крутой крышей. Сейчас на Кольском проспекте рядом с мага­ зином «Океан» выросло ещ е одно деревянное здание. Задумка, конеч­ но, хорошая. Но оно сдавлено со всех сторон современными домами. В данном случае архитекторы пока­ зали, как многоэтажки могут «раз­ давить» деревянную постройку. Вот в Архангельске деревянная архитектура прекрасно сочетается с новыми микрорайонами. Поучиться бы нам надо у соседей.' И ещ е одно проявление незнания культуры и традиций края — внутреннее оф ор­ мление кафе «Чум» в Л овозере... В постановлении ЦК КПСС «Об ос. новны х направлениях реформы общ еоб. разовательной ч проф ессиональной ш колы » подчеркнута необходимость улучш ения худож ественного образова. ния и эстетичесного воспитания уч а­ щ ихся, их профессиональной ориента. ции. Сейчас в начальны х нлассах су. щ ествую т уроки технического труда и изобразительного искусства — каж ды й сам по себе. Мне кажется, что стоило бы объединить их в один и н азвать уроками худож ественно-технического творчества. В ш кол ьн ы х мастерских, учебно-производственны х ком бинатах мы пы таемся учи ть ребят «осязаемым», если можно так сказать, профессиям. Но народны е промы слы — это целая отрасль, где необходимо владеть и ре­ меслом, и творческим видением. П усть народное искусство увлечет ребят, по. м ожет им поним ать и создавать не под. делки под него, а ум еть творить по за­ конам красоты, основы ваясь на куль, ту р н ы х тради циях родного края. И то. гда худож ественно-эстетическое образо­ вание и воспитание стан ут частью больш ой патриотической, идейно-поли. тической работы с подростками. В. плюхин, преподаватель методики изобрази­ тельного искусства Мурманского го­ сударственного педагогического ин­ ститута. Мнение журналиста1 Чувство малой родины Конечно, в чем-то можно не согла­ ситься с автором этой статьи. Отдель­ ные выводы Виктора Устиновича Плю- хина требуют доказательств, тем более что поднятые им проблемы далеко не однозначны. И все же разговор на эту тему давно назрел. Разговор о видении своеобразной красоты рус­ ского Севера, когда совсем не обяза­ тельно быть профессиональным худож­ ником, чтобы понять и сотворить ее. У мурманчан нет той малой родины, ощущение которой может дать приро­ да. Как-то, собирая бруснику на поло­ гой вершине сопки, я оторвал взгляд от земли. Никогда не смогу забыть увиденного. В такие минуты можно понять далеких предков, одухотворяв­ ших природу. Ведь должен же был кто-то создать этот простор, реки и озера, восходы и закаты, снежные цирки гор. Должен же был кто-то вдохнуть в человека непреодолимое желание шагать на крдй света, чтобы еще раз прикоснуться к необъяснимо­ му и прекрасному чуду существова­ ния на земле. Чтобы не задохнуться от восторга, мы ограждаем себя образами. Рисун­ ками на стенах пещер или бессонны­ ми ночами в поисках своего слова в бесконечном эпосе поколений. Без этого жизнь теряет смысл. Голые сопки ч карликовые деревья вокруг заполярного города не могут заменить есенинскую березу под ок­ ном. Дома с такими окнами есть еще в Терском районе, только вот боль­ шей частью они заколочены. На то имеются свои причины — речь не о них. А о том, что любые начинания, самые смелые экономические экспери­ менты немыслимы без человека, а че­ ловек — без места жительства или хо­ тя бы тяги к нему. Я говорю не о штам­ пе в паспорте, а о чувстве малой ро­ дины, о том месте, куда можно вер­ нуться после трудного пути, набраться сил перед новой дорогой. Да, сам факт .проживания за Поляр­ ным кругом более чем миллионного населения нашей области представляет собой замечательный феномен. Мне кажется, что сейчас уже можно гово­ рить о втором поколении мурманчан, выросших на Севере. К ним отношу и себя. Если у наших отцов и матерей, поднимавших заполярную индустрию в 40-е, 50-е годы, чаще всего где-то > средней полосе или на юге был отчий дом, то у их детей такого дома нет. Для нас стал родным Север. Вот поэто- му-то и очень важно кроме прописки в паспорте иметь «штамп» о месте жительства в душе... Возможно, мои рассуждения еще более спорны, чем предлагаемая сего­ дня статья В. У. Плюхина «Поделки и подделки». Что ж, если материал вы­ зывает читателя на откровенный раз­ говор, значит, он нужен и актуален. В. ГЕОРГИ, ответственный секретарь «Рыбного Мурмана». Я . ш и ш МУРМАН 14 декабря 1984 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz