Рыбный Мурман. 1984 г. Декабрь.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ' Орнамент в квадрате Нарисуйте квадрат. Задание вам по силам? А теперь подумайте и попы тайтесь превратить этот квадрат в картинку из окружающей жизни. Трудно? И ребятам из детского са да нелегко, ведь начинается творче ство: один увидит в квадрате аквари ум с рыбками, другой — стену до ма с окошком и резным карнизом, третий — экран телевизора и при готовится уж е смотреть мультики... Тридцать ребят — тридцать разных работ! Так и должно быть. Говорят, что народное творчество сродни детскому восприятию мира. Всякого рода поделки — не более как листва на дереве культуры, чьи корни питает народ. И каждому д е реву характерен свой рисунок листа. П режде чем появился орнамент, бы ла сделана вещь, на которую он на несен. Санки или упряжь, одеж да или жилище — каждое изделие име ет свой отличительный знак. Через него-то, -через элемент орнамента, и можно помочь ребенку увидеть кон кретный предмет, созданный много вековой историей народа. Связать обучение с воспитанием в человеке любви к родному краю, интереса к его прошлому. Студентом открыл для себя воз можность прикоснуться к народному творчеству саамов недавний выпуск ник нашего педагогического ин ститута Александр Ливерук. Все началось с занятий в областном краеведческом музее, где парень за интересовался кережами — легкими саночками в виде лодки. Попытался сам сделать подобные. Стал изучать быт, культуру коренных жителей Кольского полуострова и после окон чания института попросил направле ние в Ловозеро, где и работает сей час в школе-интернате. В его классе ученики восьми национальностей, но, уверен, детям русских, украинцев, коми и саамов одинаково важно знать культурные традиции того на рода, на чьей древней земле они р а с т ^ ^ Каквыглядит самская кукла? В начальной школе у второклас сников на уроках изобразительного искусства два часа отданы теме «О з накомление с росписью матрешек». Когда я знакомлю студентов с осо бенностями матрешек Горьковской области или Загорска, то обязатель но спрашиваю: «А как вы представ ляете себе северную куклу?» Пер вым делом вспоминают продукцию худож ественно - экспериментального предприятия «Кольский сувенир», но тут ж е оговариваются, что это, мол, стилизация на северные мотивы-, на самом дел е должно быть не так. А как? Вот тут-то мы приступаем к изу чению основ и саамской вышивки бисером, и коми-ижемской меховой мозаики, и поморской резьбы, роспи си по дереву. Это довольно-таки за нимательное дело вполне доступно малышам. Воспитательница мурман ских яслей-сада № 115, паша заоч ница Татьяна Кучеренко даже раз работала методику рисования гуашью саамских узоров с детьми средней группы. И она не одинока! Многие студенты / посвящают свои первые научные работы особенностям народ ного творчества саамов, коми, помо ров... Думаете, откуда в саамском узоре появились геометрические фигуры? Да не было бы их, если бы не смот рели люди на окружающий их мир, на небо, не читали бы распахнутую книгу звезд. Одна старушка-искус- ница как-то призналась мне, что свои чудо-вышивки она просто-на просто срисовывает с замерзшего окошка. А ведь под этими звездами живем нынче мы с вами, читатель, видим эти же морозные узоры на окнах... Нынешней весной в М урманске про. ходил областной праздник ш кольников под девизом «Россия — родина моя». По правде сказать, при отборе работ обидно было видеть десятки похожих полосе России. По и своеобразная красота Заполярья способна задеть душу ребенка. Это ощ ущ ение малой родины уж е шаг не просто к эсте тическому, а — патриотическому воспитанию. Кто ж е и через что мож ет при вить юным северянам любовь к род ному краю? Сейчас уроки изобразительного искусства в начальной школе стали отдавать специалистам — педагогам с художественным образованием. Их в Мурманске не так много. Х уж е другое — с основами национальной культуры коренных жителей Запо лярья они не знакомы, как не имеют пока что и навыков работы с деть ми младших классов. Вы скажете, что здесь нуж ен талант? Несомнен но. Как и знание азов самобытного народного творчества. Кроме учите лей, сотни специалистов различных организаций области еж едневно не просто соприкасаются с националь ным прикладным творчеством, но и призваны пропагандировать его. Реформа школы: грани поиска п о д е л к и и ПОДДЕЛКИ друг на друга поделок из соломки, ма. краме, под хохлом у, чеканку, выж ига ний... Да, мы знакомим ребят с осо. бенностями декоративно-прикладного искусства народов Прибалтики, У кр аи ны, Горьковской области, с хохломской росписью и дым ковской игруш кой, но как ж алко огромного количества вре. мени, потраченного ш кольникам и (да и взрослыми!) на изготовление поде, лок под белорусскую соломку да кав казск ую чеканку. Вернее будет ска. зать — подделок под действительно богатейшие худож ественные традиции этих народов. Но к ак пальма не при живется в тундре, так и работы эти вряд ли могут бы ть оригинальными. Как в природе, так и в художествен, ны х традициях Заполярья нет броских форм, многообразия нрасок. Однако на той же выставке можно было уви. деть козули с Терского берега, вышив- ну бисером в традициях саамов, изде. лия из замши с аппликациям и из ме. ха, представленные М урманским Домом пионеров № 3 (руководитель Л. А. Ко- стюневич). А еще как свет в окошке была для меня модель карбаса, выпол. ненная учениками Умбской школы! И «Кольский сувенир»! В свое время я выезжал воспитате лем в пионерские лагеря, наблюдал, с каким азартом пацаны украшали футболки северной символикой! Мон чегорцы рисовали лося, ловозерцы — оленя, мурманчане и североморцы — корабли. Это не картинки ради кар тинок, а нечто большее. Желание до казать сверстникам, что и у нас есть свое, кровное, непохожее на все остальное. А если этого чувства нет, То не тогда ли душевная пустота заполняется преклонением перед ино странными ярлыками? Да, на Севе ре нет той природы, какая в средней Я не один раз бывал в Ловозер- ском филиале «Кольского сувенира». И поражался тому, что саамские мастерицы изо дня в день делают одни и те ж е изделия. Из Мурман ска им привозят материал и даж е трафареты, штампы изделий. Не нужно и душ у вкладывать. В се раз мерено, рассчитано, технология рас писана. Режь, клей да и все. И твор цы становятся исполнителями. Ма стерицы вынуждены делать то, что им навязывает предприятие. А ори гинальные старинные изделия, орна менты, которые могли бы использо вать ловозерские умельцы, забыва ются. В Ловозере ж е немало рабо тает людей, которые с детства впи тали в себя традиции и своеобразие своей национальной культуры. (Эти мастера в состоянии повторять в различных вариациях предметы оби хода, одеж ду, просто украшения, имеющие за собой сотни лет совер шенствования). А люди вынуждены день ото дня заниматься однообраз ной работой — ремесленничеством в худшем смысле этого слова, изготав ливать упрощенные до обезлички предметы. В тот ж е «Кольский сувенир», в его Ловозерский филиал, как-то не завезли вовремя необходимый мате риал. И тогда одна дивчина, саами по национальности, вместо ширпотре- бовских штамповок стала из отходов шить свои, по-настоящему ориги нальные поделки. Естественно, они не входили в утвержденный ассорти мент товаров, а мастерица подыскала себе другую работу... Немало еще в селах и городах людей, которые от отцов и матерей переняли традиции прикладного творчества северян. Как-то в одном из окон туломских домов мне по счастливилось увидеть склеенные из бумаги, раскрашенные объемные фи гурки оленей. Сделала их 75-летняя бабушка, потому что, как она сама сказала: «Наших олешек давно уж е здесь нет, а я не могу без ни х...» Не захотела (или действительно не смо гла?!) искусница просто напихать м еж ду рамами ваты, чтобы зимой в окно не дуло, а вот не поленилась л<е, смогла создать столь чудесные поделки. И выполнила тем самым утилитарную задачу — утеплила по мещение. Подобные мастера есть в Мурмашах, в П улозере, в Ловозере, да и. в других населенных пунктах области. Нх опыта не хватает подчас худож ественным руководителям на ших кружков и студий, самодеятель ных и профессиональных театров, художникам, писателям, архитекто рам, в конце концов! Кстати, вы задумывались когда- нибудь, почему в Мурманске домик «моржей» у Семеновского озера с д е лан именно так, а не иначе? На мой взгляд — случайно. Ведь в припо лярных областях не строили избы со столь крутой крышей. Сейчас на Кольском проспекте рядом с мага зином «Океан» выросло ещ е одно деревянное здание. Задумка, конеч но, хорошая. Но оно сдавлено со всех сторон современными домами. В данном случае архитекторы пока зали, как многоэтажки могут «раз давить» деревянную постройку. Вот в Архангельске деревянная архитектура прекрасно сочетается с новыми микрорайонами. Поучиться бы нам надо у соседей.' И ещ е одно проявление незнания культуры и традиций края — внутреннее оф ор мление кафе «Чум» в Л овозере... В постановлении ЦК КПСС «Об ос. новны х направлениях реформы общ еоб. разовательной ч проф ессиональной ш колы » подчеркнута необходимость улучш ения худож ественного образова. ния и эстетичесного воспитания уч а щ ихся, их профессиональной ориента. ции. Сейчас в начальны х нлассах су. щ ествую т уроки технического труда и изобразительного искусства — каж ды й сам по себе. Мне кажется, что стоило бы объединить их в один и н азвать уроками худож ественно-технического творчества. В ш кол ьн ы х мастерских, учебно-производственны х ком бинатах мы пы таемся учи ть ребят «осязаемым», если можно так сказать, профессиям. Но народны е промы слы — это целая отрасль, где необходимо владеть и ре меслом, и творческим видением. П усть народное искусство увлечет ребят, по. м ожет им поним ать и создавать не под. делки под него, а ум еть творить по за конам красоты, основы ваясь на куль, ту р н ы х тради циях родного края. И то. гда худож ественно-эстетическое образо вание и воспитание стан ут частью больш ой патриотической, идейно-поли. тической работы с подростками. В. плюхин, преподаватель методики изобрази тельного искусства Мурманского го сударственного педагогического ин ститута. Мнение журналиста1 Чувство малой родины Конечно, в чем-то можно не согла ситься с автором этой статьи. Отдель ные выводы Виктора Устиновича Плю- хина требуют доказательств, тем более что поднятые им проблемы далеко не однозначны. И все же разговор на эту тему давно назрел. Разговор о видении своеобразной красоты рус ского Севера, когда совсем не обяза тельно быть профессиональным худож ником, чтобы понять и сотворить ее. У мурманчан нет той малой родины, ощущение которой может дать приро да. Как-то, собирая бруснику на поло гой вершине сопки, я оторвал взгляд от земли. Никогда не смогу забыть увиденного. В такие минуты можно понять далеких предков, одухотворяв ших природу. Ведь должен же был кто-то создать этот простор, реки и озера, восходы и закаты, снежные цирки гор. Должен же был кто-то вдохнуть в человека непреодолимое желание шагать на крдй света, чтобы еще раз прикоснуться к необъяснимо му и прекрасному чуду существова ния на земле. Чтобы не задохнуться от восторга, мы ограждаем себя образами. Рисун ками на стенах пещер или бессонны ми ночами в поисках своего слова в бесконечном эпосе поколений. Без этого жизнь теряет смысл. Голые сопки ч карликовые деревья вокруг заполярного города не могут заменить есенинскую березу под ок ном. Дома с такими окнами есть еще в Терском районе, только вот боль шей частью они заколочены. На то имеются свои причины — речь не о них. А о том, что любые начинания, самые смелые экономические экспери менты немыслимы без человека, а че ловек — без места жительства или хо тя бы тяги к нему. Я говорю не о штам пе в паспорте, а о чувстве малой ро дины, о том месте, куда можно вер нуться после трудного пути, набраться сил перед новой дорогой. Да, сам факт .проживания за Поляр ным кругом более чем миллионного населения нашей области представляет собой замечательный феномен. Мне кажется, что сейчас уже можно гово рить о втором поколении мурманчан, выросших на Севере. К ним отношу и себя. Если у наших отцов и матерей, поднимавших заполярную индустрию в 40-е, 50-е годы, чаще всего где-то > средней полосе или на юге был отчий дом, то у их детей такого дома нет. Для нас стал родным Север. Вот поэто- му-то и очень важно кроме прописки в паспорте иметь «штамп» о месте жительства в душе... Возможно, мои рассуждения еще более спорны, чем предлагаемая сего дня статья В. У. Плюхина «Поделки и подделки». Что ж, если материал вы зывает читателя на откровенный раз говор, значит, он нужен и актуален. В. ГЕОРГИ, ответственный секретарь «Рыбного Мурмана». Я . ш и ш МУРМАН 14 декабря 1984 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz