Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ Б ОЛЬШИНСТВУ М У РМ А Н Ч А Н нашего сегодняшнего собе седника — Станислава Иосифовича Баркова — нет нужды представлять. Потому что только единицы из горожан не по сещают Д ворец культуры и техники имени С. М. КироЕа и только единицы из единиц не остановятся у выставочных стендов фотостудии «Мурманск». И на этих стендах непремен ны работы С. И. Баркова, одного из старейших и опытнейших фотохудожников страны, бессменного, в течение двух деся тилетий, председателя вначале фотоклуба, а позже народной фотостудии «Мурманск». Естественно, что наш разговор начался со снимков. Вот «Два поколения» — философская, задумчивая работа. Дед и внук. Молодость и старость. Прошлое и будущее... «Первые заморозки» — вычурные вензеля заиндевелой осоки на сла бом раннем льду... Вот напоенная солнцем, счастьем и вос" тсрж^нной, буйной радостью «Соловьиная роща»; «Саамские гонки» — мощная и невесомая оленья упряж ка в безогляд ной тундре. Вот поднялась в воздух стая больших доверчи вых птиц и закружилась над землей, бросая прощальный при вет перед дальними южными дорогами роскошному осенне- м у лесу, вы сокой траве, одинокой печальной лошади со ска* эочно длинной гривой, — «Осень»... Снимков много, очень много. Они очень узнаваемы, потому что все запечатленное на бумаге — наша с вами жизнь. И в то ж е время снимки эти очень необычны, завораживающи, потому что это взгляд художника, увидевший то, что мы пропустили, прово ронили б мельканье пссеедневной суеты. служенный работник куль туры РСФСР». Это уже признание далеко не само деятельных, а вполне про фессиональных высот в пла не руководства студией и в плане личного мастерства фотохудожника. Как же слу чилось так, что «несерьез ное» увлечение «после ра боты» приобрело столь серь езный масштаб? — Дело в том, что фото графия органически пришла на смену спорту. Я в моло дости серьезно занимался легкой атлетикой. И долго — 16 лет. Был чемпионом Ленинграда, призером союз ных соревнований, чемпио ном и рекордсменом обла сти. Снимать начал еще то гда. Правда, так, для себя. Постепенно втягивался. Ока залось, что в спорте и фото графии очень много общего. Одинаково нужно все время ле — все па контрольки, •потом уже из этих пробных снимков надо выбрать луч шие. А уж когда нападу на след — хороший кадр — и начинаю отделку снимка, тут уже и пот — ^ радость. Только до этой радости сколько просто рабочего по та прольешь... — Говорите: трудно, го ды не те, силы не те. Мо жет, бросить все? Достиже ний ваших на нескольких фотомастеров хватит, уме ние никуда не уйдет... Мо жет, не гнать, а потихоньку- помаленьку... — Да что вы! Это же моя жизнь! Фотография... Если я пошел на какое-то событие и аппарата не взял, я ж изведусь... Или в лес выбрался. Там туман по мху ползет, и деревья над зем лей парят, а мне и щелк нуть нечем. Это ж — убить- — Станислав Иосифович, есть ли среди этого фото богатства работы, наиболее вам дорогие? — Вопрос!.. У меня два сына — какой дороже? Снимки — мгновения моей жизни. Каи выбрать? Доро ги те, к которым долго и трудно шел. Вот «На вах ту...» (По летнему причалу в сплошной круговерти июнь ского снега бежит моряк. Лег кий плащ, защита от непого ды — зонт. Летний каприз Арктики...) Я так долго искал этот кадр! Сколько пленок на порт извел, пока не полу чился этот — легкий, изящ ный, светлый... Этот — нра вится. А какой дороже...») — Наверное, не совсем так я поставила вопрос. То гда — какая из работ па мятнее? Может быть, та, что получила всемирное признание? Все-таки сорок зарубежных стран, где вы ставлялись ваши работы, многочисленные призы и ме дали — вон у вас их целая коллекция — солидный и, конечно же, приятный ба гаж даже для такого опыт ного мастера, как вы. Выс тавки, в особенности круп ные, международные, навер ное, наивысшая оценка ма стерства фотографа? — Не всегда. И выстав ки разные, и критерии ино гда прямо противоположны. Хотя в любом случае вы ставка — это похвала, при знание. Одна из самых до рогих для меня выставок — это испанская международ ная в г. Pevc. В про шлом году она называ лась «Мир ребенка», в про шлом году полторы тысячи авторов прислали около 5 тысяч работ, а отобрали для выставки 243 снимка .J91 автора. Конечно же, J приятно, что моя фотогра фия «На демонстрации» по лучила «бронзу». Приятно и потому еще, что эта ра бота одна из самых дорогих для меня. (Затихли звуки праздничных маршей, s даль уходит послед няя колонна демонстрантов, а прямо на нас по пустынной глади проспекта шагает ма лыш. Новое пальто до пят, флажок зажат в маленьком кулачке. И важная, трогатель ная суровость во всем обли ке юного мурманчанина, ко торый по этой широкой светг лой дороге уверенно идет е жизнь е будущее...). — А<. вообще, если гово рить о выставках, то лич но для мен» самая важная и престижная — это выс тавка здесь, в нашем Двор це. Потому что это свой го-, род, и выставка —. для сво их людей. Звону-то много: *ам победили, там завоева С. Барков: «Увлечение —не развлечение!» ли, значит, и выставляться надо так, чтобы не ударить в грязь лицом. Потом У каждого из пас здесь — имя, нас — знают. Надо все время быть на уровне. Я много разных выставок видел, так вот, прямо ска жу, наша клубная во Двор це — на уровне самых крупных международных салонов. — Да, подобное приходи лось слышать не раз и от мурманчан, и от гостей го рода. Общепризнано, что народная фотостудия «Мур манск» — одна из ведущих в стране. Что есть лично для вас этот клуб? — Прежде всего обще ние. Общение с людьми, при ятными тебе, понимающими тебя, одержимыми одной и той же страстью. Это такой мощный стимул, такой, ' я вам скажу, тонус! Мне нра вится стиль общения в клу бе — доверительный, това рищеский, заинтересован ный. Нравится, что не зах лестнули нас модные тече ния. что, как и на момент создания, главное для всех нас — человек. Причем че ловек не как формальный повод к снимку, а нак пред мет разговора о главном, как объект исследования, как центр и смысл нашей работы и жизни. ■ — Станислав Иосифович, вам, одному из очень не многих руководителей на родных студий страны, при своено почетное звание «За быть в форме, очень много работать, тренироваться. Иначе теряешь нюх, ощу щение, форму. А форма — это форма. В нее очень трудно войти, а выскочить — ничего не стоит. Потом, и спорт, и фотография очень азартны. А может, просто у меня характер та кой? Наверное, характер... Я уж если за что-то взялся, то иначе как до потери пульса — не могу. Про все забываю. Для меня главное не результат, а процесс. В спорте это были тренировки, а в фотографии — съемка. Это настолько захватываю щее занятие! Состояние крайнего возбуждения. Надо хватать мгновения! Они ухо дят! Безвозвратно!! Спеши!!! Входишь в такой творчес кий экстаз, что и через го лову перепрыгнешь, и на столб залезешь, лишь бы миг не упустить. Сейчас я уже такого состояния и сте сняюсь. Люди засмеют: здо ровый седой мужик, чего скачет? А все же если за ведусь... Фотографы — лю ди заводные. А вообще-то фотография очень тяжелое увлечение. Очень трудоемкое. Вот смо трите. Проявить пленки — только проявить! — два ча са, то есть лослерабочий вечер. А их еще надо про смотреть, проанализиро вать, разрезать. . Потом только — печатать. Я печа тать тоже люблю, но какой это гигантский труд! Внача ся легче. А насчет количе ства... Фотография не тот вид искусства, где количе ство само собой может пе рейти в качество. Здесь ка чество — всегда — проис текает из количества. Опять же по аналогии со спортив ной формой... А потом фо тография — это искусство. И чтобы не закиснуть, не заплесневеть, надо все вре мя тянуться, расти. Я бла годаря фотографии стал тоньше и глубже понимать живопись, музыку. Не раз бираться, конечно, — такую смелость на себя взять не могу, а именно понимать. (В доме Барковых велико лепная библиотека, любопыт ный подбор книг и альбомов по изобразительному искус ству и фотографии, обширная и очень целенаправленная фо нотека: романсы, лучшие ба сы и меццо-сопрано. Это — не дань модным увлечениям неразрезанными книгами и нераспечатанными пластин ками, это — духовный мир семь.у). Фотография учит тонкос ти . восприятия, воспитывает вкус и меру, приучает отли чать искусство от подделки, искренность от фальши. Это, наверное, и есть для меня то главное, что дает мне мое увлечение. Очспь- очоц, трудное увлечение. — Столько сил и време ни отдается работе после работы. Столько эмоций и столько ума. А что же оста ется на день? Когда увле чение так серьезно, не пре вращается ли работа в вы нужденный придаток к не му? — Пу-у... Я же конст руктор! То есть занимаюсь творческой работой. Зна чит, мозг должен все время иметь творческую трениров ку. Нужны постоянная фан тазия и наблюдательность. Чувствуете, те самые чер ты, которые во мне воспи тывает фотография. Так что вопрос не по адресу. Моя работа и мое увлечение превосходно стыкуются. По лучается, я на работе отды хаю от фотографии, и нао борот. А если работа и от дых одинаково активны, то мозгу спать некогда! И по стоянно в тонусе. Мне это всегда помогало. Особенно в тяжелые, загруженные на работе дни. Когда занимал ся созданием новой техники. (Барков 12 лет проработал в конструкторском подразде лении ПННРО, ныне «Ссвтех- рЫбпроме», оттуда перешел главным конструктором в ЦПКГБ, где и дорос до ны нешней своей должности — заведующего отделом модер низации и ремонта техноло гического и холодильного обо рудования). И сейчас, когда к сугубо конструкторской работе ежедневно прибавляется мас са бумажных завотделовскнх проблем, да плюс еще руко водство людьми... Так что мне мое увлечение помогает расходовать и вновь заря жать творческий потенциал. Увлечение и должно быть таким. Не развлекательным, а зажигательным, зарядкой дли ума. — Там — работа, здесь — работа. Но хоть когда- нибудь вы отдыхаете? — Что такое отдых? Про сто лежать на диване или гулять я не могу. Отдыхаю только в лесу. Одни. Это какое-то особое эмоциональ ное состояние, а люди, да же близкие, уже отвлекают. Любовь к природе у меня с детства. Мать привила. Мы жили в войну здесь. Голод, бомбежки. Мать нас всех пятерых соберет — млад шая сестра в 41-м роди лась — и в сопки. Здесь спасались, здесь кормились. Люблю лес по весне — пробуждение, буйство, вос торг. И осень люблю. Та кая красота, что захлесты вает тебя, завораживает. Разгул цветов, оттенков. И сердце тянет, щемит. На верное, от мысли, что все это великолепие может уже завтра исчезнуть. Под сне гом. Предчувствие конца. Запах осени, воздух осени, дожди, туман. Природа изо всех сил живет! Нет, этого не рассказать. Вот Левитан своими пейзажами умел все это передать. Мне на фото — трудно. Нужен цвет... Я страшно люблю Север. И с каждым прожитым го дом больше. На юге снимаю мало, душа не поет. А здесь.... Красота Севера — первозданная красота. Зайг дешь за сопку— и такое прон зительное чувство: до тебя никто здесь не был. ты — первый... А эти скалы, на громождения камней — чув ствуешь историю Земли. Чудо — наш полярный день и полярная ночь. Ко нечно. не здесь, не в горо де. Мы с друзьями домик купили на Кице и каждый свободный день стараемся провести там. Вот там — отдых. Встанешь на зорьке, выйдешь к речке и вдруг... Ну разве можно обойтись без фотоаппарата? Беседу вела Н. Н ЕЧ А Е В А . РЫБНЫЙ мурман 3 августа 1S34 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz