Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

БЕСЕДА С УВЛЕЧЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ Б ОЛЬШИНСТВУ М У РМ А Н Ч А Н нашего сегодняшнего собе­ седника — Станислава Иосифовича Баркова — нет нужды представлять. Потому что только единицы из горожан не по­ сещают Д ворец культуры и техники имени С. М. КироЕа и только единицы из единиц не остановятся у выставочных стендов фотостудии «Мурманск». И на этих стендах непремен­ ны работы С. И. Баркова, одного из старейших и опытнейших фотохудожников страны, бессменного, в течение двух деся­ тилетий, председателя вначале фотоклуба, а позже народной фотостудии «Мурманск». Естественно, что наш разговор начался со снимков. Вот «Два поколения» — философская, задумчивая работа. Дед и внук. Молодость и старость. Прошлое и будущее... «Первые заморозки» — вычурные вензеля заиндевелой осоки на сла­ бом раннем льду... Вот напоенная солнцем, счастьем и вос" тсрж^нной, буйной радостью «Соловьиная роща»; «Саамские гонки» — мощная и невесомая оленья упряж ка в безогляд­ ной тундре. Вот поднялась в воздух стая больших доверчи­ вых птиц и закружилась над землей, бросая прощальный при­ вет перед дальними южными дорогами роскошному осенне- м у лесу, вы сокой траве, одинокой печальной лошади со ска* эочно длинной гривой, — «Осень»... Снимков много, очень много. Они очень узнаваемы, потому что все запечатленное на бумаге — наша с вами жизнь. И в то ж е время снимки эти очень необычны, завораживающи, потому что это взгляд художника, увидевший то, что мы пропустили, прово­ ронили б мельканье пссеедневной суеты. служенный работник куль­ туры РСФСР». Это уже признание далеко не само­ деятельных, а вполне про­ фессиональных высот в пла­ не руководства студией и в плане личного мастерства фотохудожника. Как же слу­ чилось так, что «несерьез­ ное» увлечение «после ра­ боты» приобрело столь серь­ езный масштаб? — Дело в том, что фото­ графия органически пришла на смену спорту. Я в моло­ дости серьезно занимался легкой атлетикой. И долго — 16 лет. Был чемпионом Ленинграда, призером союз­ ных соревнований, чемпио­ ном и рекордсменом обла­ сти. Снимать начал еще то­ гда. Правда, так, для себя. Постепенно втягивался. Ока­ залось, что в спорте и фото­ графии очень много общего. Одинаково нужно все время ле — все па контрольки, •потом уже из этих пробных снимков надо выбрать луч­ шие. А уж когда нападу на след — хороший кадр — и начинаю отделку снимка, тут уже и пот — ^ радость. Только до этой радости сколько просто рабочего по­ та прольешь... — Говорите: трудно, го­ ды не те, силы не те. Мо­ жет, бросить все? Достиже­ ний ваших на нескольких фотомастеров хватит, уме­ ние никуда не уйдет... Мо­ жет, не гнать, а потихоньку- помаленьку... — Да что вы! Это же моя жизнь! Фотография... Если я пошел на какое-то событие и аппарата не взял, я ж изведусь... Или в лес выбрался. Там туман по мху ползет, и деревья над зем­ лей парят, а мне и щелк­ нуть нечем. Это ж — убить- — Станислав Иосифович, есть ли среди этого фото­ богатства работы, наиболее вам дорогие? — Вопрос!.. У меня два сына — какой дороже? Снимки — мгновения моей жизни. Каи выбрать? Доро­ ги те, к которым долго и трудно шел. Вот «На вах­ ту...» (По летнему причалу в сплошной круговерти июнь­ ского снега бежит моряк. Лег­ кий плащ, защита от непого­ ды — зонт. Летний каприз Арктики...) Я так долго искал этот кадр! Сколько пленок на порт извел, пока не полу­ чился этот — легкий, изящ­ ный, светлый... Этот — нра­ вится. А какой дороже...») — Наверное, не совсем так я поставила вопрос. То­ гда — какая из работ па­ мятнее? Может быть, та, что получила всемирное признание? Все-таки сорок зарубежных стран, где вы­ ставлялись ваши работы, многочисленные призы и ме­ дали — вон у вас их целая коллекция — солидный и, конечно же, приятный ба­ гаж даже для такого опыт­ ного мастера, как вы. Выс­ тавки, в особенности круп­ ные, международные, навер­ ное, наивысшая оценка ма­ стерства фотографа? — Не всегда. И выстав­ ки разные, и критерии ино­ гда прямо противоположны. Хотя в любом случае вы­ ставка — это похвала, при­ знание. Одна из самых до­ рогих для меня выставок — это испанская международ­ ная в г. Pevc. В про­ шлом году она называ­ лась «Мир ребенка», в про­ шлом году полторы тысячи авторов прислали около 5 тысяч работ, а отобрали для выставки 243 снимка .J91 автора. Конечно же, J приятно, что моя фотогра­ фия «На демонстрации» по­ лучила «бронзу». Приятно и потому еще, что эта ра­ бота одна из самых дорогих для меня. (Затихли звуки праздничных маршей, s даль уходит послед­ няя колонна демонстрантов, а прямо на нас по пустынной глади проспекта шагает ма­ лыш. Новое пальто до пят, флажок зажат в маленьком кулачке. И важная, трогатель­ ная суровость во всем обли­ ке юного мурманчанина, ко­ торый по этой широкой светг лой дороге уверенно идет е жизнь е будущее...). — А<. вообще, если гово­ рить о выставках, то лич­ но для мен» самая важная и престижная — это выс­ тавка здесь, в нашем Двор­ це. Потому что это свой го-, род, и выставка —. для сво­ их людей. Звону-то много: *ам победили, там завоева­ С. Барков: «Увлечение —не развлечение!» ли, значит, и выставляться надо так, чтобы не ударить в грязь лицом. Потом У каждого из пас здесь — имя, нас — знают. Надо все время быть на уровне. Я много разных выставок видел, так вот, прямо ска­ жу, наша клубная во Двор­ це — на уровне самых крупных международных салонов. — Да, подобное приходи­ лось слышать не раз и от мурманчан, и от гостей го­ рода. Общепризнано, что народная фотостудия «Мур­ манск» — одна из ведущих в стране. Что есть лично для вас этот клуб? — Прежде всего обще­ ние. Общение с людьми, при­ ятными тебе, понимающими тебя, одержимыми одной и той же страстью. Это такой мощный стимул, такой, ' я вам скажу, тонус! Мне нра­ вится стиль общения в клу­ бе — доверительный, това­ рищеский, заинтересован­ ный. Нравится, что не зах­ лестнули нас модные тече­ ния. что, как и на момент создания, главное для всех нас — человек. Причем че­ ловек не как формальный повод к снимку, а нак пред­ мет разговора о главном, как объект исследования, как центр и смысл нашей работы и жизни. ■ — Станислав Иосифович, вам, одному из очень не­ многих руководителей на­ родных студий страны, при­ своено почетное звание «За­ быть в форме, очень много работать, тренироваться. Иначе теряешь нюх, ощу­ щение, форму. А форма — это форма. В нее очень трудно войти, а выскочить — ничего не стоит. Потом, и спорт, и фотография очень азартны. А может, просто у меня характер та­ кой? Наверное, характер... Я уж если за что-то взялся, то иначе как до потери пульса — не могу. Про все забываю. Для меня главное не результат, а процесс. В спорте это были тренировки, а в фотографии — съемка. Это настолько захватываю­ щее занятие! Состояние крайнего возбуждения. Надо хватать мгновения! Они ухо­ дят! Безвозвратно!! Спеши!!! Входишь в такой творчес­ кий экстаз, что и через го­ лову перепрыгнешь, и на столб залезешь, лишь бы миг не упустить. Сейчас я уже такого состояния и сте­ сняюсь. Люди засмеют: здо­ ровый седой мужик, чего скачет? А все же если за­ ведусь... Фотографы — лю­ ди заводные. А вообще-то фотография очень тяжелое увлечение. Очень трудоемкое. Вот смо­ трите. Проявить пленки — только проявить! — два ча­ са, то есть лослерабочий вечер. А их еще надо про­ смотреть, проанализиро­ вать, разрезать. . Потом только — печатать. Я печа­ тать тоже люблю, но какой это гигантский труд! Внача­ ся легче. А насчет количе­ ства... Фотография не тот вид искусства, где количе­ ство само собой может пе­ рейти в качество. Здесь ка­ чество — всегда — проис­ текает из количества. Опять же по аналогии со спортив­ ной формой... А потом фо­ тография — это искусство. И чтобы не закиснуть, не заплесневеть, надо все вре­ мя тянуться, расти. Я бла­ годаря фотографии стал тоньше и глубже понимать живопись, музыку. Не раз­ бираться, конечно, — такую смелость на себя взять не могу, а именно понимать. (В доме Барковых велико­ лепная библиотека, любопыт­ ный подбор книг и альбомов по изобразительному искус­ ству и фотографии, обширная и очень целенаправленная фо­ нотека: романсы, лучшие ба­ сы и меццо-сопрано. Это — не дань модным увлечениям неразрезанными книгами и нераспечатанными пластин­ ками, это — духовный мир семь.у). Фотография учит тонкос­ ти . восприятия, воспитывает вкус и меру, приучает отли­ чать искусство от подделки, искренность от фальши. Это, наверное, и есть для меня то главное, что дает мне мое увлечение. Очспь- очоц, трудное увлечение. — Столько сил и време­ ни отдается работе после работы. Столько эмоций и столько ума. А что же оста­ ется на день? Когда увле­ чение так серьезно, не пре­ вращается ли работа в вы­ нужденный придаток к не­ му? — Пу-у... Я же конст­ руктор! То есть занимаюсь творческой работой. Зна­ чит, мозг должен все время иметь творческую трениров­ ку. Нужны постоянная фан­ тазия и наблюдательность. Чувствуете, те самые чер­ ты, которые во мне воспи­ тывает фотография. Так что вопрос не по адресу. Моя работа и мое увлечение превосходно стыкуются. По­ лучается, я на работе отды­ хаю от фотографии, и нао­ борот. А если работа и от­ дых одинаково активны, то мозгу спать некогда! И по­ стоянно в тонусе. Мне это всегда помогало. Особенно в тяжелые, загруженные на работе дни. Когда занимал­ ся созданием новой техники. (Барков 12 лет проработал в конструкторском подразде­ лении ПННРО, ныне «Ссвтех- рЫбпроме», оттуда перешел главным конструктором в ЦПКГБ, где и дорос до ны­ нешней своей должности — заведующего отделом модер­ низации и ремонта техноло­ гического и холодильного обо­ рудования). И сейчас, когда к сугубо конструкторской работе ежедневно прибавляется мас­ са бумажных завотделовскнх проблем, да плюс еще руко­ водство людьми... Так что мне мое увлечение помогает расходовать и вновь заря­ жать творческий потенциал. Увлечение и должно быть таким. Не развлекательным, а зажигательным, зарядкой дли ума. — Там — работа, здесь — работа. Но хоть когда- нибудь вы отдыхаете? — Что такое отдых? Про­ сто лежать на диване или гулять я не могу. Отдыхаю только в лесу. Одни. Это какое-то особое эмоциональ­ ное состояние, а люди, да­ же близкие, уже отвлекают. Любовь к природе у меня с детства. Мать привила. Мы жили в войну здесь. Голод, бомбежки. Мать нас всех пятерых соберет — млад­ шая сестра в 41-м роди­ лась — и в сопки. Здесь спасались, здесь кормились. Люблю лес по весне — пробуждение, буйство, вос­ торг. И осень люблю. Та­ кая красота, что захлесты­ вает тебя, завораживает. Разгул цветов, оттенков. И сердце тянет, щемит. На­ верное, от мысли, что все это великолепие может уже завтра исчезнуть. Под сне­ гом. Предчувствие конца. Запах осени, воздух осени, дожди, туман. Природа изо всех сил живет! Нет, этого не рассказать. Вот Левитан своими пейзажами умел все это передать. Мне на фото — трудно. Нужен цвет... Я страшно люблю Север. И с каждым прожитым го­ дом больше. На юге снимаю мало, душа не поет. А здесь.... Красота Севера — первозданная красота. Зайг дешь за сопку— и такое прон­ зительное чувство: до тебя никто здесь не был. ты — первый... А эти скалы, на­ громождения камней — чув­ ствуешь историю Земли. Чудо — наш полярный день и полярная ночь. Ко­ нечно. не здесь, не в горо­ де. Мы с друзьями домик купили на Кице и каждый свободный день стараемся провести там. Вот там — отдых. Встанешь на зорьке, выйдешь к речке и вдруг... Ну разве можно обойтись без фотоаппарата? Беседу вела Н. Н ЕЧ А Е В А . РЫБНЫЙ мурман 3 августа 1S34 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz