Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

• БЫТОСКОП • Говорить о любви всегда нелегко. Попробуй вот объяс­ нить, почему ты именно Его любишь, за что? Ведь есть н другие, возможно, лучше и красивее, современнее и пре­ стижнее... Есть, конечно. Но сердце-то отдано Ему одному. О нем грустишь в разлуке. Его видишь в снах. Ему не прощаешь то, что не замечал бы в другом. Знаю людей, мужчин и женщин, разного возраста, при­ вычек, воспитания, профессий, которые когда-то покинув Мурманск, вновь возвращались в него. Даже людьми пре­ клонного возраста, с набором болезней, категорически за­ прещающих им Север. Вернулись сюда и, будто рожденные заново, жили и жили долго, до глубокой старости. Да, есть в нашем Севере, есть в нашем Мурманске та колдовская сила, что тянет к нему, привязывает надежнее самых крепких канатов... У каждого из нас есть в городе свои любимые уголки, улицы, районы, но несмотря на это все мы всегда будем «болеть» за его «столицу», за его центр — проспект Ле­ нина — потому что это лицо Мурманска, его, если хо тите, парадная витрина. По ней гости судят о городе, о нас — его жителях. А что, если попробовать пройти по проспекту Ленина, приглядеться, что сегодня еще мешает ему, подумать, ка­ ким бы мы хотели его видеть? О большом количестве при­ емных пунктов... Настроение испорчено. А не зайти ли мне в книжный магазин?» — думаю я и разворачиваюсь в сторону магазина № 4. На дверях большой замок, выше — объявление: «Магазин 23 ав­ густа не работает в связи с выездом коллектива на мелиоративные работы». Интересно, чем занимают­ ся наши продавцы на сов­ хозных полях: пни выкорче­ вывают, болота осушают? А кто им за этот день зарпла­ ту начисляет — управление мелиорации или облкниго- торг? Сегодня дежурный коллектив книжного магази­ на № 4 подался в мелиора­ торы, а завтра кто? Врачи, повара, учителя... Всем ведь ■ ■ ■ . . . К ГОНЧАЕТСЯ ЛЕТО, но осень еще не хозяйка, она не ус­ пела придать улицам непо­ вторимые, лишь ей прису­ щие краски. И, может быть, только краснеющие гроздья рябин намекают о близости холодов да северный ветер нет-нет и задует со всей своей беспощадной лихостью, выворачивая зонтики и сры­ вая с озябших прохожих шляпы и легкомысленные кепочки, сдирая с заборов и концертных тумб афиши.' Кстати, о них. Не раз на­ ша пресса писала о плохом состоянии рекламы. Дав­ но закончился фестиваль искусств Латвии, а яркие афиши все еще зазыва­ ли зрителей на концерты «Дайле», «Эолики», «Тип- топа». Когда уж распрощал­ ся с нашим городом театр Станиславского, а плакаты Знакомят с его репертуаром. Возвращающиеся с юга от­ пускники по незнанию бро­ саются к ним, надеясь по­ пасть на спектакль, но — увы, поезд, как говорится, ушел. Поневоле начинаешь ду­ мать, что задача афиш—при­ крыть заборы новостроек на площади Советской Консти­ туции да не красящие центр Остатки комбината стройкон- струкций. Грустно. Льет надоевший дождь, спешат по улицам люди. И нет-нет да обдаст грязью зазевавшегося на перекрест­ ке прохожего какой-нибудь таксист или частник. Да так, что поневоле побежишь «сдаваться» в химчистку, благо, их в центре несколь­ ко. Но я бы посоветовала выбрать 2-й приемный пункт — тот, что на пр. Ленина, 65. И не только за то, что здесь вас приветливо встре­ тят его гостеприимные хо­ зяйки. Это полдела. Глав­ ное, к вам тут отнесутся уважительно, толково объяс­ нят, какой вид чистки и ре­ монта потребуется вашей одежде, не забудут и спро­ сить, сколько стоили пальто или костюм, скажут, во сколько их можно оценить и почему. Извинятся, если фабрика задержала исполне­ ние заказа, и при вас позво­ нят туда, напомнят о сро­ ках. От такого обслужива­ ния все ваше дурное настро­ ение как рукой снимает и уходе вы непременно ска­ жете приемщицам «спасибо» и «до свидания». А вот если вы попадете в 1-й приемный пункт, что на пр. Ленина, 101, я не гарантирую вам столь бла­ годушного настроения. Вро­ де все здесь так же, но... Приемщица работает как будто быстро, но посетите­ лей (извините, мы здесь — клиенты) не замечают. Оки­ нула взглядом вещь, пере­ вернула, отметила пятна, потертости, другие дефекты, выписала квитанцию. — Распишитесь. Здесь, — ткнула пальцем, — и здесь. Послушно расписываешь­ ся, не успевая вникнуть — за что, потому что сзади подпирает уставшая от ожи­ дания очередь, да и в муд­ реных записях на квитанции разобраться неспециалисту сложно. Лишь когда домой приходишь, с удивлением обнаруживаешь, что куплен­ ный две недели назад плащ (шерсть с лавсаном) за 130 рублей почему-то оценен в 70 и записан как х/б (хлоп­ чатобумажный). А на кви­ танции — ни номера прием­ ного пункта, ни телефона. Надо в «09» звонить, вы­ яснять. «09» — наша палочка- выручалочка. Сколько раз я благодарно вспоминала мурманское справочное, ко­ гда бывала в других горо­ дах и пыталась срочно до­ звониться по «09». Полчаса занято, полчаса — молча­ ния. У нас не так. Но как- то понадобился мне номер телефона приемного пункта белья № 8, что находится в здании второй бани (пр. Ленина, 91). Набрала «па- лочку-выручалочку», а в от­ вет: «Такого телефона у нас нет». Как так? Делать не­ чего, беру узел с бельем, тащусь. А на дверях прием­ ного пункта скромненькая записочка: «В связи с авари­ ей... не работает». Тьфу! Аварию, конечно, в конце концов ликвидировали, но тут понадобились мне метки для белья. Знаю — звонить без толку, прихожу сама, хочу сделать заказ, а мне говорят: «Срок — месяц». «Помилуйте, но начальник комбината коммунальных предприятий Ю. П.’ Шестер- нин утверждал, что дня три, ну не больше недели». В ответ — что-то невнятное понятно, как это называется, 3 все равно терпим мы эту бесхозяйственность, за уши Вытягиваем. Остановившийся рядом прохожий удивленно хмыка­ ет: — Надо же, прямо как у нас, в Запорожье, во время уборочной. Ну так то ж по­ нятно. А у вас? Мне стало почему-то стыд­ но. А приезжий не унимал­ ся, ткнул пальцем в стенд, что стоит между баней № 2 и соседней двухэтажкой: — Это что за произведе­ ние архитектуры? — Стенд для газет, — отвечаю. — А где газеты? — ? И это тоже лицо моего города. М У РМ АНСК ГОСТЕПРИ ­ ИМЕН и щедр. Всем гостям мы с удоволь­ ствием показываем его до­ стопримечательности, вза­ хлеб рассказываем о ново­ стройках. с болью вспоми­ наем войну. Особенно сей­ час так остро и горько вспоминается прошлое, ко­ гда на улицах все чаще встречаются люди с боевы­ ми наградами на груди. Они с трудом узнают город, ко­ торый защитили 40 лет назад, путаются в названиях новых улиц, спрашивают: — А к «Нептуну» я на этом троллейбусе доеду? Или: — А где у вас можно перекусить и отдохнуть? — Нет, ресторан не для нас. Нам бы просто по ча­ шечке чая или кофе да по­ сидеть, отдохнуть, со ста­ рым приятелем поговорить. Ходили, город смотрели — устали. Оглядываюсь. И что им, этим давно уже немолодым, солидным людям посовето­ вать? «Березку», «Фрегат», пивбар — явно им не по возрасту. «Юность» — по­ жалуй, тоже, а что еще? Пирожковую на пр. Лени­ на. 94? Кофе и чай там еще найдутся, но пирожки... Ах да, в пирожковой ведь и по­ сидеть. негде, там, простите, как в народе говорят, — «стойла» вместо столиков. Только и могла я что раз­ вести руками в ответ. А в воскресенье приехали знакомые с Терского побе­ режья. Решили на выходные дни детей в областной центр вывезти, Мурманск пока­ зать. И первым делом: — У вас, говорят, парк культуры и отдыха есть. — Нет, — отвечаю. — Как нет, в телефон­ ном справочнике на 101-й странице черным по белому написано: «Парк, аттракцио­ ны». — Парк — это одно на­ звание. Нет его и не было, а аттракцион есть: машины, карусели, колесо обозрения и прочее. День выдался сухой, улыбчатый. Около аттрак­ ционов детишек с родителя­ ми — тьма. Оно и понятно: каникулы. Особенно много народа столпилось около автодрома. Заняли очередь и мы, пошли на каруселях кататься. Потом сок попили, мороженое поели, так неза­ метно два часа и пробежа­ ло, а очередь наша еще не подошла. Времени — 13 часов 45 минут. Вдруг ра­ ботница «парка» и говорит: — Все, товарищи, авто­ дром закрывается на обед. Приходите через час. Что тут началось! Де­ тишки плачут, взрослые воз­ мущаются: «Почему раньше не предупредили, мы бы очередь не занимали». Но все напрасно. Обед — дело святое, где бы он ни проходил: в парке отдыха или, к примеру, в блинной, которая находится на пере­ сечении ул. Полярные Зо­ ри и пр. Ленина, — куда мы направились «заморить червячка». Но эта точка общепита, к нашему удив­ лению, оказалась закрыта на обед в самое что ни на есть обеденное для горожан время — с 14 до 15 часов. Так несолоно хлебавши мы и отправились домой. Грустно было гостям, гру- схно было и мне. Л Ю БИМЫЙ ГОРОД. — думала я, — как тебе многого еще недостает, чтобы мы, твои жители и гости, чув­ ствовали себя здесь как дома — уютно и хорошо, чтобы не портили нам на­ строение такие вот мелочи, которые, если задуматься, мелочами-то не назовешь, потому что это все — иаш повседневный быт, наша жизнь, здоровье, в конце концов. А ведь для этого нужно так немного. Наше внимание и забота, участие в городских делах, заинтере­ сованность в том, чтобы стал Мурманск еще краси­ вее, лучше, удобнее, куль­ турнее, наконец, в самом широком смысле этого сло­ ва. И тогда не придется стыдливо отворачивать глаза от гор ящиков во дворе фи­ лиала № 7 магазина № 38 рыбкоопа рыбного порта, что рядом с краеведческим музеем, от зияющих, словно бельмо, пустотой витрин га­ зетных стендов, от потре­ панных временем и непого­ дой афиш, от устаревших и выцветших транспарантов, от грубого слова подвыпив­ шего прохожего, от нецен­ зурщины, выцарапанной на стене лифта, ‘ от многого другого, что и перечислять- то~ не надо, потому что ви­ дим мы это каждый день, и что называется одним сло­ вом — неуважение. Неува­ жение к городу, в котором живем, а значит, и к себе— его жителям. Л. Ш ЕБЕКО . По наказам избирателей Не так давно заселен новый жилой дом а переулкв РусанО' ва. Строятся поблизости и др; гие дома. Для улучшения торг! вого обслуживания жителей эт< го района в новом доме открЦ+ овощной магазин. Хозяйки смо­ гут здесь купить все необходимой для стола. Такой ж е магазин недавно на­ чал свою работу и в 312-м мик­ рорайоне города. Значительна сокращается время, необходимое хозяйкам для покупки продук­ тов. Эти торговые точки открыты в городе по наказам избирателей. Спасибо «Зодчему»! Ярким и красочным получился у будущих архитекторов из Лэ* нинградского инженерно-строи­ тельного института их перзый «город». Они спроектирозали и построили в Первомайском рай­ оне Мурманска детский игровой комплекс. Немало потрудились студенты над мозаикой, сказоч­ ными домиками. И этот прекрас­ ный подарок пришелся по душе детворе. На празднике открытия игрового комплекса ребята из детского клуба «Подвиг» побла­ годарили ССО «Зодчий» за го­ родок, обещали его беречь, Студентам была вручена грамота Первомайского райисполкома и управления «Зеленстрой». Теперь здесь с удовольствием играют малыши из близлежащих домов, а ребята из клуба «Под­ виг» решили взять шефство над игровым комплексом, следить за порядком. ~ ’ о Г £ - Ш Для удобства горожан Новый комплексный приемный пункт открылся на улице Ш аба­ лина в 313-м микрорайоне горо­ да. Тут будут оказываться уел/* ги по ремонту обуви, химчисткё, прокату. Это ежономит »рем^ жителей микрорайона, сделв^Т более удобным и бытовое обслу­ живание. Из «Аметиста» - с покупкой Большинство посетителей яр­ марки, проходившей в Доме быта «Аметист» в субботу, вы х ^ и л и с покупкой. На ней были представ­ лены самые разные товары осен- не-зимнего сезона. Особенной популярностью пользовались дет­ ские шубы из искусственного меха и утепленные комбинезону ярких расцветок. Молодежь охот­ но покупала спортивные куртки, стеганые сумки из болоньи, мужские рубашки модного по­ кроя, представленные на ярм ар­ ке швейной фабрикой по ремон­ ту и пошиву одежды. Привлека­ ли внимание и изделия трико­ тажного цеха, осенние головные уборы, демисезонные и зимние пальто, декоративные оконные занавески. Жители и гости нашего горо­ да всегда с удовольствием посе­ щают ярмарки в «Аметисте». Тут они могут приобрести оригинал!»» ные модели одежды, выполнен­ ные из ткани, пользующейся по­ вышенным спросом. Квалифици­ рованные специалисты всегда по­ советуют, какие наряды .больш е соответствуют внешностич>* во1- расту покупателя. 31 августа1984 года 8 РЫЕНЫИ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz