Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
. ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО У Петра И вановича Лупиноса бо гатая «морская» биография: в об щей сложности 20 лет проработал он на промысловых судах — от среднего траулера до сейнера-тра. улера, причем 13 лет — капитаном. Работал успешно, стал членом пар тии. В «Мурмансельди» (ныне «Мур- манрыбпром») накопил богатый су доводительский опы т. Но вот при шло время остаться на берегу -т что может делать здесь ш турм ан? И не просто «устроиться на работу», а труд иться на новом месте по-на стоящ ем у, со знанием дела. Об этом и рассказы вает П. И. Лупинос. С л о в о — п е р е д о в и к у УЧИМСЯ всю жизнь Завтра впервые отмечает ся День знаний. Бесспор но, это общий наш праздник нет семьи, в которой бы кто-то не учился. Бывает, за йарту, образно говоря, са дится и человек, прошед ший большую жизненную шнолу. Со мной, например, так случилось. Но — все но порядку. Вырос я далеко от Заполя рья — в Запорожской об ласти (созвучие все-таки какое-то есть). В 1958 году закончил Мурманское сред нее мореходное училище — тогда еще не орденоносное, получил направление в «Мурмансельдь». И вот — ходовой мостик среднего ры боловного траулера, рейсы в Северную Атлантику. Осваи вали разноглубинный и круг логодичный лов сельди дрифтерными сетями. Ко нечно* знания, полученные в училище, приходилось по полнять. Обмен опытом, ана лиз работы передовиков, пов седневные заботы по органи зации труда в экипаже — все это было учебой на прантике. А потом пришли первые рефрижераторные траулеры типа «Океан» — их дове лось изучать и эксплуатиро вать. Сегодня эти суда, ко нечно, «малыши» по сравнению с гигантами — большими автономными тра улерами. Но нам они тогда наэались большим шагом вперед: на траулере появи лись новые специальности, поскольку он имел рефри жераторную установку, а на СРТ ее не было, да' и раз мерами, комфортом кают «Океаны» отличались в луч шую сторону. Затем — сейнеры-трауле ры. Они также несли новиз ну: можно было работать и тралом, и кошельковым не водом. Тут без освоения но вой техники и приемов тру да не обойтись — снова уче ба: жизнь не давала стоять на месте! Простившись в 1979 году с морем, конечно, совсем с ним не порвал — работал старшим инженером экспе диционного отряда аварийно- спасательных работ рыбного порта, где мне. очень приго дился тринадцатилетний ка питанский опыт. И снова по шел учиться, уже заочно, в родное училище, чтобы получить специальность... механина. Почему так по ступил — поясню: в порто вом флоте, куда собирался перейти, работают судоводи- тели-механики. «Совмещен- на», как это обычно называ ют, — веяние последних лет, когда появилась воз можность управлять меха низмами с ходового мостика. Учиться заочно нелегко тут все ясно. Йо так Считаю, оглядываясь на свой опыт: начал учебу — не от ступай, иди к намеченной цели планово. Чего греха таить: и заочники порой от кладывают подготовку к сес сии на последние дни. Луч ше — набрать определен ный ритм, не давать себе поблажек. Не стесняться лишний раз спросить, про консультироваться. А препо даватели к заочникам отно сятся хорошо, с пониманием их забот. Лаборатория — к нашим услугам, при подго товке дипломной работы всегда необходимая помощь будет оказана. Уже за сорок было мне, когда стал заочником. Ря дом — мотористы, машинис ты значительно моложе, но твердо решившие получить диплом, стать специалистом классом выше, А это и нас, старичков, подтягивало — не хотелось перед молодыми в грязь лицом ударить. И вот я — в портовом флоте. Четыре месяца ста жировки на буксире «Уран» и танкере «Штиль». Смен ный помощник капитана — сменный механик. Как рань ше старался с полной отда чей вести «рыбалку» на про мысловом судне, так и здесь не жалел сил для освоения нового дела. Известно: нет корабля без порта приписки. А у родного причала, с ос тановленным главным двига телем, с минимумом людей на борту — он в руках пор товиков. Сам испытывал та кое. И теперь старался, что бы руки эти были добрыми и умелыми. Каждый моряк знает, как «сгорают нервы» на перешЕартовках. А если они проводятся спокойно, без нервозности и суеты чле нов экипажей и портовиков, считай — вахта прошла с хорошим настроением. То же самое можно сказать и о бункеровках. С назначением на «Девиа- тор» появились другие за дачи. Одна из главных — обеспечение девиационных работ: корабли должны ухо дить в море с выверенным навигационным оборудова нием. Дело уже становится привычным. ...День знаний я по праву могу назвать и семейным: жена моя, Анна Андреевна, еще раньше меня заочно училась, теперь — замести тель директора техникума, дочь Светлана в этом году успешно закончила в Запо рожье индустриальный инс титут, оставлена в нем млад шим научным сотрудником, сын Сергей после учебы призван в ряды Вооружен ных Сил, а там-то учеба — каждый день. Мы учимся всю жизнь, а это помогаем и отлично тру диться всюду — на любом рабочем месте! П. ЛУПИНОС, сменный судоводитель-ме ханик катера «Девиатор» Мурманского рыбного пор- ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ ОСЕННЕ-ЗИМНЯЯ ПУТИНА ВСЕМИ МЫСЛЯМИ -В МОРЕ План по добыче на вто рое полугодие у рыбаков- колхозников напряженный. И успех во многом буде? зависеть от результатов мойвенной путины. Нынче планируем напра вить на кошельковый лов 14 сейнеров-траулеров. Уком плектовали экипажи опыт ными капитанами, акустика ми, другцмй судовыми спе циалистами. Хорошо пора ботали наши кадровики, су доремонтники, подготавли вая флот к промыслу. Осо бенно хочется отметить доб росовестный труд коллекти ва плавмастерской-425. Элек тромонтажника А. Церель- чуна, слесаря Ю. Мишки- нюка, токаря А. Апухтина, мастера котельно-сварочного участка В. Жукова. Эти люди многое сделали, чтобы наши суда вовремя вышли на путину. В управлении базы раз работаны мероприятия по безусловному выполнению рыбаками-колхозниками за дания по добыче. Больше, чем в прошлом году, будем уделять внимания сдаче на плавбазы пищевой продук ции. Надеемся найти проч ные деловые контакты со смежниками. И в первую очередь — с моряками уп равления «Севрыбхолод- флот». Как видим, о подготовке к путине сегодня уже при ходится говорить в прошед шем времени. Всеми мысля ми в море, на промысле. Впереди большая работа, венчающая нынешний год. Ж. МОИСЕЕНКО, начальник межколхозной базы рыболовного флота Мурманского рыбакнолхоз- союза. СПРОС БОЛЬШОЙ Изделия из мойвы особой рекламы не требуют. За последние годы покупатели сумели по достоинству оце нить вкусовые качества этой рыбы. Уже сейчас мойву 1кдут не только северяне, но й жители Харькова и До нецка, Кемерово и Белго рода, Иванова и Днепропет ровска, других городов Со ветского Союза. Более 30 рыбоперерабаты в а ю щ и х комплексов готовы к приему пашей продукции. И мы, Снабженцы, с нетерпением ожидаем поступления первых партий рыбы с путины. Большой спрос на консер вы из мойвы. Их изготовле ние налажено на плавбазах. Пресервы же будем реали зовывать только в мелкой расфасовке. Об этом знают моряки и готовы к их выпу ску. Если от рыбаков более позднее начало нынешней путины требует ежедневных четких, согласованных дейст вий, накладывает свой отпе чаток на ход промысла, то мы надеемся на поставки с первых дней рыбацкой стра ды максимального количе ства именно пищевой про дукции. Хотя осенью этого добиться непросто. Как всегда, с удовольст вием будем поставлять в торговую сеть города мойву охлажденную. С нашей сто роны задержек быть не должно. О. СОКОЛОВА, начальник управления «Севрыбсбыт». ОТ РЕДАКЦИИ . Итак, сегодня ночью десятки экипажей промысловых судов Северного бассейна сделают первые за меты, поднимут на борт первые тралы с мойвой. Начина ются напряженные дни путины. К промыслу приступят ры баки Мурманского тралового флота, объединении «Мурман- рыбпром», «Архангельскрыбпром», «Карелрыбпром», Мур манского и Архангельского рыбакколхозсоюзов, управления «Севрыбпромразведка». Семь плавбаз управления «Севрыб- холодфлот» готовы принять первые уловы, приступить к переработке сырца. Уже проверены и приведены в рабочее состояние орудия лова, промснаряжение, рыбопоисковые и навигационные приборы, морозильные и рыбомучные установки. Готов к путине и берег. Докеры Мурманского морского рыбного порта планируют в сжатые сроки обеспечивать полную обработку транспортов и промысловых судов. Еще несколько часов — и рыбный конвейер придет в движение. В августе на страницах еженедельника выступили пред ставители флотов и береговых предприятий, рассказали о ходе подготовки своих коллективов к мойвенной путине. Почти в каждой корреспонденции делалась оговорка — «ес- ци не подведут смежники». Что ж, именно сейчас можно будет на деле испытать прочность Договора 14-ти. ДА Бригадный подряд % Конкретная программа дальнейшего совершенст вования стиля и методов работы партийных органи заций, повышения уровня руководства деятельностью хозяйственных органов по внедрению бригадных форм организации и стиму лирования труда на пред приятиях ВРПО «Севрыба» дана на IV пленуме обко ма КПСС 24 августа с. г. Сегодня мы предостав ляем слово кандидату эко номических наук И. А. Ро гачевой. Свой материал она построила на основе данных, полученных при работе экипажа большого автономного траулера «Ка питан Телов» Мурманского тралового флота с внедре нием разработанной авто ром методики совершенст вования бригадной формы организации труда. * * * В «Рыбном Мурмане» (№ 31 от 3 августа с. г.) опубликована статья напи- тана-директора БМ РТ «Алек сандр Борисов» управления «Севрыбпромразведка» А. И. Привалова «Посторонним вход воспрещен». В ней ав тор пишет: «Дайте нам пра во на основе бригадноЛ» ме тода стимулирования труда самим планировать отпуска моряков, их отдых в порту; дайте таную возможность по крайней мере на год-два вперед и, я уверен, многие проблемы формирования экипажей отпадут». А. И. Привалов, на мо,й взгляд, смотрит в корень вопроса. Приведу пример. На БАТ «Капитан Телов» Мурман ского тралового флота (ка питан-директор Л. Н. Гераси мович) администрация судна, УМЕТЬ УПРАВЛЯТЬ общественные организации пошли не по формальному пути совершенствования бригадной формы организа ции труда. Ведь если счи тать экипаж (цеховой кол лектив) бригадой, а на капи тана-директора (!) возложить дополнительные обязанности бригадира, требовать от не го проставления коэффици ента трудового участия чле нам экипажа, — то от этого бригадная форма организа ции труда «не заработает». На БАТ «Капитан Телов» решили, что при совершен ствовании данной формы организации труда ее преи муществ можно достичь только на основе широкого привлечения членов экипа жа, и прежде всего рядового состава, к управлению про изводством. Для этого на судне были созданы советы производственных бригад и служб, совет экипажа при капитане-директоре. Уже в первом экспери ментальном рейсе (с 13 июня 1982 года по 25 но ября 1982 года) экипаж вы ступил с инициативой изго тавливать на судне только разделанную рыбную про дукцию. И план по этому показателю выполнил на 171,8 процента. Результаты показали, что в экипаже резко повысилась трудовая дисциплина, лич ная ответственность каждо го рыбака за порученное дело. И, как следствие, все сто процентов продукции были отгружены потребите лю только первым сортом. Второй эксперименталь ный рейс (с 7 января 1983 года по 22 июня 1983 го да) подтвердил, что главное направление выбрано пра вильно. Это совершенство вание бригадной формы ор ганизации н стимулирования труда через широкое привле чение членов экипажа к уп равлению производством че рез советы производственных бригад и служб, совет суд на. По итогам этого экспе риментального рейса план по разделанной продукции команда выполнила на 118,8 процента, несмотря на то, , что по сравнению с преды дущим рейсом задание по изготовлению разделанной продукции было увеличено на 5 процентов. Освоив все тонкости изб ранного пути, рыбаки БАТ «Капитан Телов» в своем последнем, третьем рейсе, доказали, что его уже мож но считать неэксперимен тальным. Этот рейс явился результатом большой подго товительной работы в ходе двух предыдущих, когда бы ли созданы организационные и социально - экономические предпосылки для выработки продукции только в разде ланном виде при полном использовании морозильных мощностей траулера. И от гружена она была потреби телю только первым сортом. А если говорить о личном интересе моряков, то сдель ная заработная плата за 31 августа ИЯ шшнивий МЦ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz