Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

. ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО У Петра И вановича Лупиноса бо­ гатая «морская» биография: в об­ щей сложности 20 лет проработал он на промысловых судах — от среднего траулера до сейнера-тра. улера, причем 13 лет — капитаном. Работал успешно, стал членом пар­ тии. В «Мурмансельди» (ныне «Мур- манрыбпром») накопил богатый су­ доводительский опы т. Но вот при­ шло время остаться на берегу -т что может делать здесь ш турм ан? И не просто «устроиться на работу», а труд иться на новом месте по-на­ стоящ ем у, со знанием дела. Об этом и рассказы вает П. И. Лупинос. С л о в о — п е р е д о в и к у УЧИМСЯ всю жизнь Завтра впервые отмечает­ ся День знаний. Бесспор­ но, это общий наш праздник нет семьи, в которой бы кто-то не учился. Бывает, за йарту, образно говоря, са­ дится и человек, прошед­ ший большую жизненную шнолу. Со мной, например, так случилось. Но — все но порядку. Вырос я далеко от Заполя­ рья — в Запорожской об­ ласти (созвучие все-таки какое-то есть). В 1958 году закончил Мурманское сред­ нее мореходное училище — тогда еще не орденоносное, получил направление в «Мурмансельдь». И вот — ходовой мостик среднего ры­ боловного траулера, рейсы в Северную Атлантику. Осваи­ вали разноглубинный и круг­ логодичный лов сельди дрифтерными сетями. Ко­ нечно* знания, полученные в училище, приходилось по­ полнять. Обмен опытом, ана­ лиз работы передовиков, пов­ седневные заботы по органи­ зации труда в экипаже — все это было учебой на прантике. А потом пришли первые рефрижераторные траулеры типа «Океан» — их дове­ лось изучать и эксплуатиро­ вать. Сегодня эти суда, ко­ нечно, «малыши» по сравнению с гигантами — большими автономными тра­ улерами. Но нам они тогда наэались большим шагом вперед: на траулере появи­ лись новые специальности, поскольку он имел рефри­ жераторную установку, а на СРТ ее не было, да' и раз­ мерами, комфортом кают «Океаны» отличались в луч­ шую сторону. Затем — сейнеры-трауле­ ры. Они также несли новиз­ ну: можно было работать и тралом, и кошельковым не­ водом. Тут без освоения но­ вой техники и приемов тру­ да не обойтись — снова уче­ ба: жизнь не давала стоять на месте! Простившись в 1979 году с морем, конечно, совсем с ним не порвал — работал старшим инженером экспе­ диционного отряда аварийно- спасательных работ рыбного порта, где мне. очень приго­ дился тринадцатилетний ка­ питанский опыт. И снова по­ шел учиться, уже заочно, в родное училище, чтобы получить специальность... механина. Почему так по­ ступил — поясню: в порто­ вом флоте, куда собирался перейти, работают судоводи- тели-механики. «Совмещен- на», как это обычно называ­ ют, — веяние последних лет, когда появилась воз­ можность управлять меха­ низмами с ходового мостика. Учиться заочно нелегко тут все ясно. Йо так Считаю, оглядываясь на свой опыт: начал учебу — не от­ ступай, иди к намеченной цели планово. Чего греха таить: и заочники порой от­ кладывают подготовку к сес­ сии на последние дни. Луч­ ше — набрать определен­ ный ритм, не давать себе поблажек. Не стесняться лишний раз спросить, про­ консультироваться. А препо­ даватели к заочникам отно­ сятся хорошо, с пониманием их забот. Лаборатория — к нашим услугам, при подго­ товке дипломной работы всегда необходимая помощь будет оказана. Уже за сорок было мне, когда стал заочником. Ря­ дом — мотористы, машинис­ ты значительно моложе, но твердо решившие получить диплом, стать специалистом классом выше, А это и нас, старичков, подтягивало — не хотелось перед молодыми в грязь лицом ударить. И вот я — в портовом флоте. Четыре месяца ста­ жировки на буксире «Уран» и танкере «Штиль». Смен­ ный помощник капитана — сменный механик. Как рань­ ше старался с полной отда­ чей вести «рыбалку» на про­ мысловом судне, так и здесь не жалел сил для освоения нового дела. Известно: нет корабля без порта приписки. А у родного причала, с ос­ тановленным главным двига­ телем, с минимумом людей на борту — он в руках пор­ товиков. Сам испытывал та­ кое. И теперь старался, что­ бы руки эти были добрыми и умелыми. Каждый моряк знает, как «сгорают нервы» на перешЕартовках. А если они проводятся спокойно, без нервозности и суеты чле­ нов экипажей и портовиков, считай — вахта прошла с хорошим настроением. То же самое можно сказать и о бункеровках. С назначением на «Девиа- тор» появились другие за­ дачи. Одна из главных — обеспечение девиационных работ: корабли должны ухо­ дить в море с выверенным навигационным оборудова­ нием. Дело уже становится привычным. ...День знаний я по праву могу назвать и семейным: жена моя, Анна Андреевна, еще раньше меня заочно училась, теперь — замести­ тель директора техникума, дочь Светлана в этом году успешно закончила в Запо­ рожье индустриальный инс­ титут, оставлена в нем млад­ шим научным сотрудником, сын Сергей после учебы призван в ряды Вооружен­ ных Сил, а там-то учеба — каждый день. Мы учимся всю жизнь, а это помогаем и отлично тру­ диться всюду — на любом рабочем месте! П. ЛУПИНОС, сменный судоводитель-ме­ ханик катера «Девиатор» Мурманского рыбного пор- ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ ОСЕННЕ-ЗИМНЯЯ ПУТИНА ВСЕМИ МЫСЛЯМИ -В МОРЕ План по добыче на вто­ рое полугодие у рыбаков- колхозников напряженный. И успех во многом буде? зависеть от результатов мойвенной путины. Нынче планируем напра­ вить на кошельковый лов 14 сейнеров-траулеров. Уком­ плектовали экипажи опыт­ ными капитанами, акустика­ ми, другцмй судовыми спе­ циалистами. Хорошо пора­ ботали наши кадровики, су­ доремонтники, подготавли­ вая флот к промыслу. Осо­ бенно хочется отметить доб­ росовестный труд коллекти­ ва плавмастерской-425. Элек­ тромонтажника А. Церель- чуна, слесаря Ю. Мишки- нюка, токаря А. Апухтина, мастера котельно-сварочного участка В. Жукова. Эти люди многое сделали, чтобы наши суда вовремя вышли на путину. В управлении базы раз­ работаны мероприятия по безусловному выполнению рыбаками-колхозниками за­ дания по добыче. Больше, чем в прошлом году, будем уделять внимания сдаче на плавбазы пищевой продук­ ции. Надеемся найти проч­ ные деловые контакты со смежниками. И в первую очередь — с моряками уп­ равления «Севрыбхолод- флот». Как видим, о подготовке к путине сегодня уже при­ ходится говорить в прошед­ шем времени. Всеми мысля­ ми в море, на промысле. Впереди большая работа, венчающая нынешний год. Ж. МОИСЕЕНКО, начальник межколхозной базы рыболовного флота Мурманского рыбакнолхоз- союза. СПРОС БОЛЬШОЙ Изделия из мойвы особой рекламы не требуют. За последние годы покупатели сумели по достоинству оце­ нить вкусовые качества этой рыбы. Уже сейчас мойву 1кдут не только северяне, но й жители Харькова и До­ нецка, Кемерово и Белго­ рода, Иванова и Днепропет­ ровска, других городов Со­ ветского Союза. Более 30 рыбоперерабаты в а ю щ и х комплексов готовы к приему пашей продукции. И мы, Снабженцы, с нетерпением ожидаем поступления первых партий рыбы с путины. Большой спрос на консер­ вы из мойвы. Их изготовле­ ние налажено на плавбазах. Пресервы же будем реали­ зовывать только в мелкой расфасовке. Об этом знают моряки и готовы к их выпу­ ску. Если от рыбаков более позднее начало нынешней путины требует ежедневных четких, согласованных дейст­ вий, накладывает свой отпе­ чаток на ход промысла, то мы надеемся на поставки с первых дней рыбацкой стра­ ды максимального количе­ ства именно пищевой про­ дукции. Хотя осенью этого добиться непросто. Как всегда, с удовольст­ вием будем поставлять в торговую сеть города мойву охлажденную. С нашей сто­ роны задержек быть не должно. О. СОКОЛОВА, начальник управления «Севрыбсбыт». ОТ РЕДАКЦИИ . Итак, сегодня ночью десятки экипажей промысловых судов Северного бассейна сделают первые за­ меты, поднимут на борт первые тралы с мойвой. Начина­ ются напряженные дни путины. К промыслу приступят ры­ баки Мурманского тралового флота, объединении «Мурман- рыбпром», «Архангельскрыбпром», «Карелрыбпром», Мур­ манского и Архангельского рыбакколхозсоюзов, управления «Севрыбпромразведка». Семь плавбаз управления «Севрыб- холодфлот» готовы принять первые уловы, приступить к переработке сырца. Уже проверены и приведены в рабочее состояние орудия лова, промснаряжение, рыбопоисковые и навигационные приборы, морозильные и рыбомучные установки. Готов к путине и берег. Докеры Мурманского морского рыбного порта планируют в сжатые сроки обеспечивать полную обработку транспортов и промысловых судов. Еще несколько часов — и рыбный конвейер придет в движение. В августе на страницах еженедельника выступили пред­ ставители флотов и береговых предприятий, рассказали о ходе подготовки своих коллективов к мойвенной путине. Почти в каждой корреспонденции делалась оговорка — «ес- ци не подведут смежники». Что ж, именно сейчас можно будет на деле испытать прочность Договора 14-ти. ДА Бригадный подряд % Конкретная программа дальнейшего совершенст­ вования стиля и методов работы партийных органи­ заций, повышения уровня руководства деятельностью хозяйственных органов по внедрению бригадных форм организации и стиму­ лирования труда на пред­ приятиях ВРПО «Севрыба» дана на IV пленуме обко­ ма КПСС 24 августа с. г. Сегодня мы предостав­ ляем слово кандидату эко­ номических наук И. А. Ро­ гачевой. Свой материал она построила на основе данных, полученных при работе экипажа большого автономного траулера «Ка­ питан Телов» Мурманского тралового флота с внедре­ нием разработанной авто­ ром методики совершенст­ вования бригадной формы организации труда. * * * В «Рыбном Мурмане» (№ 31 от 3 августа с. г.) опубликована статья напи- тана-директора БМ РТ «Алек­ сандр Борисов» управления «Севрыбпромразведка» А. И. Привалова «Посторонним вход воспрещен». В ней ав­ тор пишет: «Дайте нам пра­ во на основе бригадноЛ» ме­ тода стимулирования труда самим планировать отпуска моряков, их отдых в порту; дайте таную возможность по крайней мере на год-два вперед и, я уверен, многие проблемы формирования экипажей отпадут». А. И. Привалов, на мо,й взгляд, смотрит в корень вопроса. Приведу пример. На БАТ «Капитан Телов» Мурман­ ского тралового флота (ка­ питан-директор Л. Н. Гераси­ мович) администрация судна, УМЕТЬ УПРАВЛЯТЬ общественные организации пошли не по формальному пути совершенствования бригадной формы организа­ ции труда. Ведь если счи­ тать экипаж (цеховой кол­ лектив) бригадой, а на капи­ тана-директора (!) возложить дополнительные обязанности бригадира, требовать от не­ го проставления коэффици­ ента трудового участия чле­ нам экипажа, — то от этого бригадная форма организа­ ции труда «не заработает». На БАТ «Капитан Телов» решили, что при совершен­ ствовании данной формы организации труда ее преи­ муществ можно достичь только на основе широкого привлечения членов экипа­ жа, и прежде всего рядового состава, к управлению про­ изводством. Для этого на судне были созданы советы производственных бригад и служб, совет экипажа при капитане-директоре. Уже в первом экспери­ ментальном рейсе (с 13 июня 1982 года по 25 но­ ября 1982 года) экипаж вы­ ступил с инициативой изго­ тавливать на судне только разделанную рыбную про­ дукцию. И план по этому показателю выполнил на 171,8 процента. Результаты показали, что в экипаже резко повысилась трудовая дисциплина, лич­ ная ответственность каждо­ го рыбака за порученное дело. И, как следствие, все сто процентов продукции были отгружены потребите­ лю только первым сортом. Второй эксперименталь­ ный рейс (с 7 января 1983 года по 22 июня 1983 го­ да) подтвердил, что главное направление выбрано пра­ вильно. Это совершенство­ вание бригадной формы ор­ ганизации н стимулирования труда через широкое привле­ чение членов экипажа к уп­ равлению производством че­ рез советы производственных бригад и служб, совет суд­ на. По итогам этого экспе­ риментального рейса план по разделанной продукции команда выполнила на 118,8 процента, несмотря на то, , что по сравнению с преды­ дущим рейсом задание по изготовлению разделанной продукции было увеличено на 5 процентов. Освоив все тонкости изб­ ранного пути, рыбаки БАТ «Капитан Телов» в своем последнем, третьем рейсе, доказали, что его уже мож­ но считать неэксперимен­ тальным. Этот рейс явился результатом большой подго­ товительной работы в ходе двух предыдущих, когда бы­ ли созданы организационные и социально - экономические предпосылки для выработки продукции только в разде­ ланном виде при полном использовании морозильных мощностей траулера. И от­ гружена она была потреби­ телю только первым сортом. А если говорить о личном интересе моряков, то сдель­ ная заработная плата за 31 августа ИЯ шшнивий МЦ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz