Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

•ЗАВТРА-ДЕНЬ ЗНАНИЙ • личные чертежи, схемы, судо­ вые инструкции й, наконец, кабинет стандартизации и мет­ рологии, поскольку судовому специалисту необходимо не только знать стандарты, но И неукоснительно соблюдать их. Для будущих технологов оборудованы две лаборато­ рии •*" технической биохимии Й технологического контроля — и кабинеты ихтиологии и гидробиологии. А судоводите­ ли приобретут практический опыт эксплуатации радиолока­ ц и он н о е оборудования и уп­ равления гребной электричес­ кой установкой на специаль­ ных тренажерах. Будущие м е­ ханики станут нести вахту у работающих дизелей и паро­ вых котлов (все это — в сте­ нах училища). Причем разра­ ботана специальная програм­ ма практических занятий: уст­ ранение той или иной «неисп­ равности», выбор наиболее экономичного режима рабо­ ты двигателей и т. д. И еще. Новый опытно-экс­ периментальный завод М ЗИМ У теперь Поможет «отлить в ме- ■^алле» идеи, рожденные кур­ сантами. То ecfb любое рац­ предложение будет разрабо­ тано в чертежах в курсант­ ском конструкторском бюро, а на заводе по чертежам во­ плотят задуманное, появятся опытные образцы приборов, механизмов, стендов, детали машин и пр. Безусловно, все, о чем го­ ворится здесь, лишь продол­ жение, закрепление большого объема теоретических знаний. Особо следует подчеркнуть: в училище серьезно продуман и хорошо организован про­ цесс воспитания будущего моряка, формирования цело­ стной личности патриота, убежденного коммуниста, доб­ рожелательного, отзывчивого человека. Ведь, как известно, наши моряки находятся на пе­ редовой идеологической борь­ бы. Иными словами, в училищб созданы все условия для то­ го, чтобы на флот пришли специалисты высокого классб, умеющие не только «суда е з­ дить, но и людьми руково­ дить», окрыленные творческим коиском, инициативой. ...Это будет завтра: празд­ ник — День знаний — и 6й ж е — первый день напряжен­ ной, упорной учебы, а для первокурсников — первый шаг Но трудной, но светлой дороге К своей мечте. И. БЕРЕЗЮК. НА С^НИМКЕ: в лаборато­ рии автоматизации судовож­ дения МВИМУ установлены наиболее современные прибод­ ри спутниковой навигации. Qk видите Заведующего лаборато­ рией И. А. Алыбина и кур­ сантов второго курса судово­ дительского факультета. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. ВЫСОКИМ I ПО Это будет завтра. Замрет курсантский строй по команде «Смирно! Равнение на энамй училища!» Затрепещет на вет­ р у алое полотнище, наполняя сердца парней волнением й (■брдСстью. Прозвучат слова приветст­ вия, поздравления ректора И Преподавателей Мурманского высшего инженерного мор­ ского училища имени Ленин­ ского комсомола с началом нового учебного года. И сразу ж е после торже­ ственного построения начнут­ ся занятия на факультетах, С первых часов курсантай предстоит включиться К на­ пряженный ритм учебы. Ведь выпускнику училища надо быть не только высокообра­ зованным специалистом, но и командиром, организатором производственного процесса. Поэтому для того, чтобы молодой специалист с дипло­ мом М ВИМ У был «на уровне» современного технического прогресса, свободно владел электронной вычислительной техникой, автоматикой на су­ довых энергетических уста­ новках, спутниковой навигаци­ онной аппаратурой, здесь Со­ здана солидная лабораторная база. О собое внимание сейчас обращено на тренажерную подготовку, поскольку до сих пор выпускники училища сла­ вились .основательными теоре­ тическими знаниями, а вот практическая подготовленность молодых специалистов остав­ ляла желать лучшего. И вот одно из новшеств: СТУПЕНЯМ-К МОРЮ оборудована единственная в отрасли лаборатория спутни­ ковых навигационных систем. Здесь установлены лучшие образцы отечественной и за­ рубежной аппаратуры и здесь будущие мореходы станут тренироваться в управлении этой сложной современной техникой. Ещ е одна новинка — комп­ лекс, в который входят спе­ циально оборудованные каби­ неты дипломного проектиро­ вания, курсантский техничес­ кий архив, где собраны раз- ШКОЛЬНАЯ ПАРТА РЫ5АКА Заочную школу моряков называют «школой без ка­ никул», поскольку здесь нет строгой даты начала учеб­ ного года и 1 сентября яв­ ляется условной «точкой от­ счета» его. Тем не менее День зна­ ний мы предполагаем отме­ тить на должном уровне: уже по-праздничному прина­ ряжена школа, завтра будет Торжественная линейка, в гости к учащимся придут ветераны Великой Отечест­ венной войны. Каждый учи- ||ль завтра, начиная урок, обязательно посвятит не­ сколько минут рассказу о том, какое практическое применение могут найти зна­ ния по данному предмету. Новый учебный год. Что f e нового привнесет он в изнь ЗШМ ? Прежде всего 16, что она перестает быть «Школой в океане». Отныне tffc? моряки, у которых нет среднего образования, будут учиться только в стенах школы на учебных сессиях. Ведь сейчас численность за­ очников в школе всего 924 человека (сравните: в 1976 году было 4809 человек). Это произошло потому, что, во-первых, на флот при­ ходят сейчас молодые люди с десятилеткой за плечами. Во-вторых, огромный труд работников ЗШМ , консульт- пунктов на .флотах, общест­ венных консультантов не мог не сказаться на резком со­ кращении числа моряков, не имеющих среднего образова­ ния. Разумеется, когда на судне 2—3 человека не име­ ют среднего образования, не­ целесообразно посылать туда учителей, проще отозвать за­ очников на сессию. И, ко­ нечно, уровень знаний, кото­ рые наши ученики получают здесь, в стенах школы, на­ много выше тех, что они приобретали в море. В новом учебном году мы продолжим обучение тех, «кому за 30». У нас уже есть добрый опыт в этом деле в Мурманском трало­ вом флоте. Так, в августе получили аттестат о сред­ нем образовании третий ме­ ханик В. П. Буторин, мас­ тер добычи рыбы А. И. Гри- бовскнй, электрик Н. П. Чму- тов, матрос В. В. Глазков. И сейчас находятся на сес­ сии ученики 11-го класса боцман И. А. Пилипенко, механик В. С. Шабалко, старший повар Э. Я. Сай- фулов и другие моряки. В этот предпраздничный день не могу не сказать добрых слов о тех, кто пре­ подает в нашей школе, о мастерах педагогического труда. Отличники народного просвещения Р ^ Ф С Р дирек­ тор ЗШМ Г. И. Малышев, преподаватели 3. М. Бачи- ще, В. 3. Портепко, JI. И. Малышева, В. М. Борисова и другие — люди, отдавшие школе и благородному делу образования многие годы и немалые душевные силы. Их с благодарностью вспомииа- :<>т бывшие наши ученики. А. ШИРЯЕВА, и. о. директора заочной школы моряков. ПЕРЕД ДВЕРЬЮ В РАБОЧИЙ КЛАСС У мурманского ГПТУ-12 давняя добрая слава. Оно обеспе­ чивает квалифицированными рабочими не только свое базовое предприятие — объединение «Мурманская судоверфь», его выпускники работают и в других городах страны. Накануне 1 сентября мы побеседовали с директором училища Анато­ лием Григорьевичем ЧЕРНЮКОМ. — Анатолий Григорьевич, з одет, как себя ведет... связи с реформой общеобразо- — Легче всего, наверное, вательной и профессиональной ш колы значительно п о вы си ­ лись требования к проф тех­ училищ ам и, значит, в пер­ вую очередь к мастерам и пре­ подавателям... — Безусловно. Надо учесть и нашу специфику. Я сказал бы даже, что у нас требова­ ния к ним выше, чем в дру­ гих учебных заведениях. Спе­ циального педагогического о б­ разования тут недостаточно. Мастер производственного обучения должен еще иметь квалификацию не менее третьего разряда и стаж ра­ боты хотя бы семилетний, при­ чем работы с людьми. А та­ кой челозек не всегда пойдет & училище: забот, как гово­ рится, полон рот, а оплата пока что незавидная. Правда, сейчас появились перспективы в связи с приказом о повыше­ нии заработной платы масте­ рам производственного обуче­ ния с 1 сентября следующего года. Работать с подростками гораздо труднее, чем со взрослыми. Не всегда прини­ мает нового человека, даже самого достойного, ребячий коллектив. Что поделаешь, ведь даже родители не нахо­ дят порой общего языка со своими детьми, а тут гораздо сложнее. Ведь многие наши воспитанники, как это ни боль­ но признать, и при живых р о ­ дителях сироты. Так что у нас мало прекрасно знать свою Специальность. Ведь мастер отвечает за все: как курсант понять ребят, сж и ться с ними тем, кто сам начинал с у ч и ­ лищ а? — У нас работают многие наши выпускники. Например, Иван Тимофеевич Игнатенко. Закончил наше ГПТУ, потом среднее мореходное училище, сейчас он — студент-заочник пятого курса педагогического института. Валерий Александ­ рович Блехман закончил# пед­ институт в прошлом году. Ва­ лерий Владимирович Лонский, Виталий Иванович Аристов — тоже наши выпускники. Хоро­ шие кадры поставляет нам и судоверфь. — Но только этим ваш а св я зь с базовым предприятием не ограничивается? — Тут даже слово «связь», пожалуй, не совсем подходит. На судоверфи училище дав­ но привыкли считать особым цехом предприятия. Сюда при­ ходят наши ребята на практи­ ку, становятся членами бригад, этот коллектив пополняют они и после учебы. Объединение не скупится на средства для укрепления материальной ба­ зы училища: оснащение каби­ нетов, ремонт здания, приоб­ ретение необходимых инстру­ ментов. Ведь наши учащиеся должны всякую работу по специальности, что называет­ ся, руками потрогать. Поэтому предмет особой гордости у нас — мастерские. Тут ребята не просто учат­ ся обрабатывать металл, мы выпускаем и свою продукцию, причем очень необходимую. Настольные сверлильные стан­ ки очень удобны в работе, а мы для судоверфи — их единственные поставщи­ ки. В прошлом году тринад­ цать таких станков получило предприятие, в нынешнем мы обещали еще восемь. Выпол­ нен и большой заказ Коль­ ской А ЭС на слесарные верс­ таки. В нынешнем учебном году мы будем изготовлять слесарные верстаки для су­ доверфи по чертеж ам пред­ приятия. Такие связи взаимо­ выгодны. Заказчик получает продукцию, а наши учащиеся — возможность делать ее сво­ ими руками. — Н аучи ть человека дер­ ж а ть в р уках каной-то инстр у­ мент, вы то чи ть деталь, навер­ ное, не самое сложное. Гораздо сложнее н аучи ть его лю бить труд. Ведь не каж д ы й перво­ кур сн и к приходит в учи л ищ е с четно сф орм ировавш им ися убе­ ждениями, ж еланием стать ра­ бочим. — Увы, далеко не каждый. Достаточно сказать, что из ны­ нешнего нашего пополнения большинство ребят имеют «троечку» по труду. Вот и приходится «исправлять» ее уж е в училище. — Это уд ается? — Не всегда, к сожалению. Если в человеке с детства не заложено уважение к труду, он всячески будет его избе­ гать. Хочется верить, что по­ ложение изменится после введения реформы, когда ре­ бенка с детства будут учить трудиться. Конечно ж е, неуда­ чи наши единичны. Большинст­ во выпускников училища ста­ новятся настоящими рабочи­ ми. Беседу вела Ю . КРАСЬКО. рыбный мурман 31августа 114 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz