Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
•ЗАВТРА-ДЕНЬ ЗНАНИЙ • личные чертежи, схемы, судо вые инструкции й, наконец, кабинет стандартизации и мет рологии, поскольку судовому специалисту необходимо не только знать стандарты, но И неукоснительно соблюдать их. Для будущих технологов оборудованы две лаборато рии •*" технической биохимии Й технологического контроля — и кабинеты ихтиологии и гидробиологии. А судоводите ли приобретут практический опыт эксплуатации радиолока ц и он н о е оборудования и уп равления гребной электричес кой установкой на специаль ных тренажерах. Будущие м е ханики станут нести вахту у работающих дизелей и паро вых котлов (все это — в сте нах училища). Причем разра ботана специальная програм ма практических занятий: уст ранение той или иной «неисп равности», выбор наиболее экономичного режима рабо ты двигателей и т. д. И еще. Новый опытно-экс периментальный завод М ЗИМ У теперь Поможет «отлить в ме- ■^алле» идеи, рожденные кур сантами. То ecfb любое рац предложение будет разрабо тано в чертежах в курсант ском конструкторском бюро, а на заводе по чертежам во плотят задуманное, появятся опытные образцы приборов, механизмов, стендов, детали машин и пр. Безусловно, все, о чем го ворится здесь, лишь продол жение, закрепление большого объема теоретических знаний. Особо следует подчеркнуть: в училище серьезно продуман и хорошо организован про цесс воспитания будущего моряка, формирования цело стной личности патриота, убежденного коммуниста, доб рожелательного, отзывчивого человека. Ведь, как известно, наши моряки находятся на пе редовой идеологической борь бы. Иными словами, в училищб созданы все условия для то го, чтобы на флот пришли специалисты высокого классб, умеющие не только «суда е з дить, но и людьми руково дить», окрыленные творческим коиском, инициативой. ...Это будет завтра: празд ник — День знаний — и 6й ж е — первый день напряжен ной, упорной учебы, а для первокурсников — первый шаг Но трудной, но светлой дороге К своей мечте. И. БЕРЕЗЮК. НА С^НИМКЕ: в лаборато рии автоматизации судовож дения МВИМУ установлены наиболее современные прибод ри спутниковой навигации. Qk видите Заведующего лаборато рией И. А. Алыбина и кур сантов второго курса судово дительского факультета. Ф ото В. КОРЕЦКОГО. ВЫСОКИМ I ПО Это будет завтра. Замрет курсантский строй по команде «Смирно! Равнение на энамй училища!» Затрепещет на вет р у алое полотнище, наполняя сердца парней волнением й (■брдСстью. Прозвучат слова приветст вия, поздравления ректора И Преподавателей Мурманского высшего инженерного мор ского училища имени Ленин ского комсомола с началом нового учебного года. И сразу ж е после торже ственного построения начнут ся занятия на факультетах, С первых часов курсантай предстоит включиться К на пряженный ритм учебы. Ведь выпускнику училища надо быть не только высокообра зованным специалистом, но и командиром, организатором производственного процесса. Поэтому для того, чтобы молодой специалист с дипло мом М ВИМ У был «на уровне» современного технического прогресса, свободно владел электронной вычислительной техникой, автоматикой на су довых энергетических уста новках, спутниковой навигаци онной аппаратурой, здесь Со здана солидная лабораторная база. О собое внимание сейчас обращено на тренажерную подготовку, поскольку до сих пор выпускники училища сла вились .основательными теоре тическими знаниями, а вот практическая подготовленность молодых специалистов остав ляла желать лучшего. И вот одно из новшеств: СТУПЕНЯМ-К МОРЮ оборудована единственная в отрасли лаборатория спутни ковых навигационных систем. Здесь установлены лучшие образцы отечественной и за рубежной аппаратуры и здесь будущие мореходы станут тренироваться в управлении этой сложной современной техникой. Ещ е одна новинка — комп лекс, в который входят спе циально оборудованные каби неты дипломного проектиро вания, курсантский техничес кий архив, где собраны раз- ШКОЛЬНАЯ ПАРТА РЫ5АКА Заочную школу моряков называют «школой без ка никул», поскольку здесь нет строгой даты начала учеб ного года и 1 сентября яв ляется условной «точкой от счета» его. Тем не менее День зна ний мы предполагаем отме тить на должном уровне: уже по-праздничному прина ряжена школа, завтра будет Торжественная линейка, в гости к учащимся придут ветераны Великой Отечест венной войны. Каждый учи- ||ль завтра, начиная урок, обязательно посвятит не сколько минут рассказу о том, какое практическое применение могут найти зна ния по данному предмету. Новый учебный год. Что f e нового привнесет он в изнь ЗШМ ? Прежде всего 16, что она перестает быть «Школой в океане». Отныне tffc? моряки, у которых нет среднего образования, будут учиться только в стенах школы на учебных сессиях. Ведь сейчас численность за очников в школе всего 924 человека (сравните: в 1976 году было 4809 человек). Это произошло потому, что, во-первых, на флот при ходят сейчас молодые люди с десятилеткой за плечами. Во-вторых, огромный труд работников ЗШМ , консульт- пунктов на .флотах, общест венных консультантов не мог не сказаться на резком со кращении числа моряков, не имеющих среднего образова ния. Разумеется, когда на судне 2—3 человека не име ют среднего образования, не целесообразно посылать туда учителей, проще отозвать за очников на сессию. И, ко нечно, уровень знаний, кото рые наши ученики получают здесь, в стенах школы, на много выше тех, что они приобретали в море. В новом учебном году мы продолжим обучение тех, «кому за 30». У нас уже есть добрый опыт в этом деле в Мурманском трало вом флоте. Так, в августе получили аттестат о сред нем образовании третий ме ханик В. П. Буторин, мас тер добычи рыбы А. И. Гри- бовскнй, электрик Н. П. Чму- тов, матрос В. В. Глазков. И сейчас находятся на сес сии ученики 11-го класса боцман И. А. Пилипенко, механик В. С. Шабалко, старший повар Э. Я. Сай- фулов и другие моряки. В этот предпраздничный день не могу не сказать добрых слов о тех, кто пре подает в нашей школе, о мастерах педагогического труда. Отличники народного просвещения Р ^ Ф С Р дирек тор ЗШМ Г. И. Малышев, преподаватели 3. М. Бачи- ще, В. 3. Портепко, JI. И. Малышева, В. М. Борисова и другие — люди, отдавшие школе и благородному делу образования многие годы и немалые душевные силы. Их с благодарностью вспомииа- :<>т бывшие наши ученики. А. ШИРЯЕВА, и. о. директора заочной школы моряков. ПЕРЕД ДВЕРЬЮ В РАБОЧИЙ КЛАСС У мурманского ГПТУ-12 давняя добрая слава. Оно обеспе чивает квалифицированными рабочими не только свое базовое предприятие — объединение «Мурманская судоверфь», его выпускники работают и в других городах страны. Накануне 1 сентября мы побеседовали с директором училища Анато лием Григорьевичем ЧЕРНЮКОМ. — Анатолий Григорьевич, з одет, как себя ведет... связи с реформой общеобразо- — Легче всего, наверное, вательной и профессиональной ш колы значительно п о вы си лись требования к проф тех училищ ам и, значит, в пер вую очередь к мастерам и пре подавателям... — Безусловно. Надо учесть и нашу специфику. Я сказал бы даже, что у нас требова ния к ним выше, чем в дру гих учебных заведениях. Спе циального педагогического о б разования тут недостаточно. Мастер производственного обучения должен еще иметь квалификацию не менее третьего разряда и стаж ра боты хотя бы семилетний, при чем работы с людьми. А та кой челозек не всегда пойдет & училище: забот, как гово рится, полон рот, а оплата пока что незавидная. Правда, сейчас появились перспективы в связи с приказом о повыше нии заработной платы масте рам производственного обуче ния с 1 сентября следующего года. Работать с подростками гораздо труднее, чем со взрослыми. Не всегда прини мает нового человека, даже самого достойного, ребячий коллектив. Что поделаешь, ведь даже родители не нахо дят порой общего языка со своими детьми, а тут гораздо сложнее. Ведь многие наши воспитанники, как это ни боль но признать, и при живых р о дителях сироты. Так что у нас мало прекрасно знать свою Специальность. Ведь мастер отвечает за все: как курсант понять ребят, сж и ться с ними тем, кто сам начинал с у ч и лищ а? — У нас работают многие наши выпускники. Например, Иван Тимофеевич Игнатенко. Закончил наше ГПТУ, потом среднее мореходное училище, сейчас он — студент-заочник пятого курса педагогического института. Валерий Александ рович Блехман закончил# пед институт в прошлом году. Ва лерий Владимирович Лонский, Виталий Иванович Аристов — тоже наши выпускники. Хоро шие кадры поставляет нам и судоверфь. — Но только этим ваш а св я зь с базовым предприятием не ограничивается? — Тут даже слово «связь», пожалуй, не совсем подходит. На судоверфи училище дав но привыкли считать особым цехом предприятия. Сюда при ходят наши ребята на практи ку, становятся членами бригад, этот коллектив пополняют они и после учебы. Объединение не скупится на средства для укрепления материальной ба зы училища: оснащение каби нетов, ремонт здания, приоб ретение необходимых инстру ментов. Ведь наши учащиеся должны всякую работу по специальности, что называет ся, руками потрогать. Поэтому предмет особой гордости у нас — мастерские. Тут ребята не просто учат ся обрабатывать металл, мы выпускаем и свою продукцию, причем очень необходимую. Настольные сверлильные стан ки очень удобны в работе, а мы для судоверфи — их единственные поставщи ки. В прошлом году тринад цать таких станков получило предприятие, в нынешнем мы обещали еще восемь. Выпол нен и большой заказ Коль ской А ЭС на слесарные верс таки. В нынешнем учебном году мы будем изготовлять слесарные верстаки для су доверфи по чертеж ам пред приятия. Такие связи взаимо выгодны. Заказчик получает продукцию, а наши учащиеся — возможность делать ее сво ими руками. — Н аучи ть человека дер ж а ть в р уках каной-то инстр у мент, вы то чи ть деталь, навер ное, не самое сложное. Гораздо сложнее н аучи ть его лю бить труд. Ведь не каж д ы й перво кур сн и к приходит в учи л ищ е с четно сф орм ировавш им ися убе ждениями, ж еланием стать ра бочим. — Увы, далеко не каждый. Достаточно сказать, что из ны нешнего нашего пополнения большинство ребят имеют «троечку» по труду. Вот и приходится «исправлять» ее уж е в училище. — Это уд ается? — Не всегда, к сожалению. Если в человеке с детства не заложено уважение к труду, он всячески будет его избе гать. Хочется верить, что по ложение изменится после введения реформы, когда ре бенка с детства будут учить трудиться. Конечно ж е, неуда чи наши единичны. Большинст во выпускников училища ста новятся настоящими рабочи ми. Беседу вела Ю . КРАСЬКО. рыбный мурман 31августа 114 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz