Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
•У КАРТЫ МИРОВОГО ОКЕАНА • КАНАРСКИЕ ОСТРОВА(ИСПАНИЯ)- РАИСКИН УГОЛОК?—НЕ ДЛЯ ВСЕХ... 1Г АНА РС КИ Е ОСТРОВА — “ небольшой архипелаг в Атлантике, расположенный не подалеку от северо-западного побереж ья Африки. Принад лежит Испании с пятнадцато го века. Однако нынешние жители Канарских островов отнюдь не считают себя испанцами. «Мы — канарцы, — с гордос тью говорят они. — У нас свои собственные традиции, уклад жизни, стремления и надежды». Но Мадрид, а это было особенно видно во вре мена франкистского режима, старается всячески ограничить участие представителей корен ного населения в каких бы то ни было формах местного са моуправления. Изменение политической обстановки в стране сказыва ется и на положении Канар ских островов. 17 марта 1978 года новые власти Испании предоставили Канарским ост ровам временную автономию. Это был уж е большой успех прогрессивных сил, выступав ших против угнетения населе ния архипелага. Канарские острова в силу своего географического поло жения являются важным уз лом морских и воздушных со общений, которому отводится весьма значительная роль в агрессивных планах СШ А и блока НАТО, в который не давно вступила Испания. Лас- Пальмас и Санта Крус де Те нерифе являются крупными портами и базами снабжения судов топливом, продовольст вием, пресной водой. Лас- Пальмас является также судо ремонтным центром междуна- ' «(Уродного значения. Основны ми отраслями экономики яв ляются сельское хозяйство и рыболовство. Местная про мышленность представлена на острове такими отраслями, как рыбоконсервная, Еиноделие, табачная, нефтеперегонная, производство стройматериа лов. Канарские острова — место паломничества состоятельных туристов. В их распоряжении просторные многокилометро вые пляжи, ультрасовремен ные отели, пансионаты, кот теджи. М ножество частных билл . Сегодня Канары имеют важное значение в прибыль ной «туристской индустрии» Испании. Это — своеобразный «райский уголок». Но даже при поверхност ном знакомстве видно, что Ка нары — рай далеко не для всех. Очарование климата и окружающей природы воспри нимается в полной мере толь ко теми, кто может хорошо заплатить за пребывание здесь и, следовательно, за право пользоваться всеми пре доставленными благами. По оценке самих канарцев, две трети богатств архипелага принадлежат только десяти процентам населения — при вилегированной прослойке бо гачей. Экономика острова ориенти руется в основном на туризм и обслуживание туристов, ос тавляя в стороне развитие фундаментальных отраслей промышленности. Более поло вины населения занято в сек торе услуг. Однако резкое сокращение притока туристов в последнее время привело к массовым увольнениям и увеличению числа безработ ных. Администрация архипелага пытается найти хоть какой-то выход из создавшегося поло жения, оживить экономику, решить такие проблемы, как нехватка энергетических ре сурсов и пресной воды. Ведут ся работы по использованию геотермальной энергии, тая щейся в недрах Канарских островов, которая мож ет дать и электричество, и опреснен ную воду. Однако пока это только исследования, р аз работки, поиски материаль ных средств, и до окончатель ного осуществления хотя бы отдельных проектов ещ е да леко. Административным центром восточной части архипелага является Лас-Пальмас, самый большой город островов. Его часть, где расположены адми нистративные здания и где живут состоятельные буржуа, действительно красивая. Ули цы широкие, усажены пальма ми и другими экзотическими растениями. В >центральном парке города воссоздана «ка- нарская деревня», предназна чение которой дать приез жающим сюда туристам и во обще посетителям Канар представление о быте, куль туре, обычаях и нравах пер вых жителей архипелага. В Лас-Пальмасе есть и дру гая часть, отличная от парад ной. За «стеной стыдливости» (так называют жители города границу между новыми и ста рыми кварталами), вдали от многоэтажных зданий из стек ла и бетона, многие из кото рых заняты под конторы про цветающих фирм и туристских компаний, живут бедняки — рабочие, ремесленники, мел кие служащие. Им приходится трудиться по 10— 12 часов в сутки для того, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. П ервы е советские рыболов ные суда начали заходить* в порт Лас-Пальмас в 1967 году. В 1971 году «Соврыбфлот», Генеральная компания «Таба- кос де Филиппинас» и фирма «Суардиас Чартеринг» обра зовали первое советско-испан ское смешанное акционерное общество «Совиспан». С само го начала деятельности этого общества большое внимание было сосредоточено на созда нии необходимых условий для обслуживания морских и ры бопромысловых судов, захо дящих на Канары, на этот своеобразный перекресток Атлантики. «Совиспан» — коммерче ское предприятие. Основное направление деятельности — посредничество в продаже рыбо- и морепродуктов. Ф и р ма также поставляет на суда продовольствие, материаль но-техническое снабжение, ор ганизует экскурсии для совет ских моряков во время их пребывания на берегу и осу ществляет, в тесном сотруд ничестве с Аэрофлотом, за мену судовых экипажей чар терными самолетами. С 1981 года началось со трудничество с фирмой «Ас- тиллерос Канариос» («Канар ская судоверфь»), или сокра щенно «Астикан». Верфь нахо дится в восточной части пор та Пуэрто-де ла Лус, располо женного в пригородной чер те Лас-Пальмаса. Этот порт включает в себя торговый и рыбный участки, имеет также пассажирский причал. Своими силами «Астикан» выполняет все подготовитель ные работы — судоподъем и спуск, корпусные работы, очистку и покраску, демонтаж механизмов и устройств, та келажные работы. Д ля осущ е ствления более крупного и специализированного ремон та фирма заключает кратко срочные договоры с фирма ми-субподрядчиками. Частыми гостями Канарских островов являю тся рыбаки Северного бассейна. Здесь силами ремонтно-подменных команд совместно с фирмой «Астикан» осуществляется междурейсовое техническое обслуживание рыбопромысло вых судов, производится их переоборудование. Были за менены главные силовые ус тановки на больших морозиль ных траулерах «Андрей Анд реев», «Котельнич», «Волго- балт», «Валдай». В Лас-Пальмасе производит ся смена экипажей многих су дов, ведущих промысел в Ат лантике. Находясь на Канар ских островах, наши рыбаки проводят интернациональную работу. Гостями мурманчан бывают не только жители ар хипелага, официальные лица и обслуживающий персонал фирм, но и члены судовых экипажей других стран, кото рые посещают Канары. П ро водятся совместные спортив ные соревнования, гостей зна комят с жизнью советских людей, с условиями работы и отдыха моряков. Им демонст рируются советские докумен тальные и художественные фильмы, вручаются сувениры. Многие простые канарцы с большой симпатией относятся к советским людям, о чем свидетельствуют записи в су довых книгах отзывов. Однако нередко встречают ся и недружелю бные люди, которые, применяя различные нечистоплотные приемы, пыта ются вбить клин в советско- испанское сотрудничество, подвергают сомнению его вза имную выгоду. Но жизнь уже окончательно рассудила, кто прав, а кто виноват. И это хо рошо понимают на Канарских островах, стараясь укрепить и расширить связи межд у наши ми двумя странами. В. АНДРЕЕВ. инструктор М урманского горкома КПСС. ФОЛКЛЕНДСКИЕ (МАЛЬВИНСКИЕ) ОСТРОВА ИМПЕРСКИЕ АМБИЦИИ ОККУПАНТОВ То, что Британскому прави тельству пока не удается ус тановить вокруг Фолкленд ских островов 200-мильную экономическую зону, дает возможность иностранным промысловым кораблям «со бирать богатый урожай» в районе. <•;' Испанские и польские трау леры обнаружили к северу от островов обширные бан ки, богатые кальмаром и пу тассу. Как предполагается, 80 процентов всех рыбных ре сурсов района находятся в пределах 200-мильной зоны. Ф лот, состоящий из 20 ис панских траулеров, многие из которых совершили переходы к Фолклендам от южного по бер еж ья Африки, уже выло вил около 20 тысяч тонн кальмара. Доставки м ор ож е ной продукции в порты были такими обильными, что испан ское правительство намерено наложить запрет на импорт кальмара. По сообщениям испанских капитанов, их траулеры ведут промысел на видимости ог ней порта Стенли. Общий вылов кальмара и путассу польскими рыболов ными судами уже составляет 100 тысяч тонн. При этом промысловики столкнулись с проблемой зараженности ры бы паразитами, причиной ко торой является чрезмерная концентрация косяков. Польша связывает с про мыслом кальмара в данном районе большие надежды. Промышленность осваивает новую технологию, предназ наченную для промысла и переработки кальмара. Пока, несмотря на присут ствие большого количества военных кораблей, Велико британия не предпринимала активных попыток воспрепят ствовать промыслу иностран ных рыболовных судов. Тэт чер заявила, что в данное время вокруг островов суще ствует только 3-мильная территориальная зона. Ввве- дение 200-мильной экономиче ской зоны вполне вероятно, и министерство иностранных дел Великобритании уж е раз думывает над решением это го вопроса. Однако, добавила она, установление такой зо ны вокруг оккупированных островов усложнит существу ющее положение вещей, т. к. потребуется охрана зоны, а также возникнут трудности при переговорах с Аргенти ной относительно линии раз деления. По материалам иностран ной печати подготовил П. ДМИТРИЕВ. ПУТЕШЕСТВИЯ новые тоинвты П р оп лы ть марш рутом леген дарных аргонавтов и берегам Колхиды, к а к это сделали, со гласно легенде, тридцать три века назад Ясон и его д рузья, — та кую зад ачу поставили пе ред собой путеш ественники- эн тузи а сты во главе с и звест ным английским уче н ы м , пи сателем и мореплавателем Ти мом Северином. Им предстоял долгий — три месяца — пере ход от берегов Греции через проливы Босфор и Д арданел лы по Черном у морю и гр у зинском у городу Поти. В июле, преодолев больш ую ча сть пути, в территориальны е воды СССР вошел корабль «Арго» — копи я м иф ического судна Ясона. Ш ир о кий пар ус с изображением древнегрече ских воинов наполнил свеж и й ____ ветер, судно бы стр о прибли ж ало сь к берегам Колхиды . К а залось, все население Поти в ы шло на берег, что бы встрети ть новы х аргонавтов. П уть аргонавтов леж ал вверх по течению реки Риони. Гости посетили город Вани, о зн ако м ились с ходом р аскоп ок древ него городища. Потом аргонав ты отпр авились в горы в гос ти к сванам , где ознаком ились с бы том и новью этого непов торимого кр ая. Здесь п утеш е ственникам продемонстрирова ли «золотое руно»: технология древнего способа пр ом ы вки зо лота дала ж и зн ь легенде о зо лотой ш кур е волшебного ба рана. Ж и тел и Сванетии добы вали золото так: а р учьи опускали пр ом ы ты е бараньи ш кур ы , в ш ерсти которы х осе дали золотоносный ил и к р у пинки желтого металла. П обы вав в К утаи си , п утеш е ственники прибы ли в Тбили си. В столице Гр узи и аргонав ты встр ечал и сь с учен ы м и , представителям и о бщ ествен ности города, озн аком ились с достоприм ечательностям и, по сетили музеи. И везде гостей — новых аргонавтов — ждал радуш ны й прием. — Наш е пр ебы вание в Гр у зии, — сказал Т. Северин, — окупило все трудности плава ния. Мы увози м сам ы е лучш ие и теплы е впечатления и твер дую уверенность в полезности плавания новых ар гонавтов к берегам Колхиды. Ф отохроника ТАСС. НА СНИМКАХ: *Арго» у берегов К ом иды; Тим Севе рин с *золоилм руном*. Ф о то А. РУХАДЗЕ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz