Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

•У КАРТЫ МИРОВОГО ОКЕАНА • КАНАРСКИЕ ОСТРОВА(ИСПАНИЯ)- РАИСКИН УГОЛОК?—НЕ ДЛЯ ВСЕХ... 1Г АНА РС КИ Е ОСТРОВА — “ небольшой архипелаг в Атлантике, расположенный не­ подалеку от северо-западного побереж ья Африки. Принад­ лежит Испании с пятнадцато­ го века. Однако нынешние жители Канарских островов отнюдь не считают себя испанцами. «Мы — канарцы, — с гордос­ тью говорят они. — У нас свои собственные традиции, уклад жизни, стремления и надежды». Но Мадрид, а это было особенно видно во вре­ мена франкистского режима, старается всячески ограничить участие представителей корен­ ного населения в каких бы то ни было формах местного са­ моуправления. Изменение политической обстановки в стране сказыва­ ется и на положении Канар­ ских островов. 17 марта 1978 года новые власти Испании предоставили Канарским ост­ ровам временную автономию. Это был уж е большой успех прогрессивных сил, выступав­ ших против угнетения населе­ ния архипелага. Канарские острова в силу своего географического поло­ жения являются важным уз­ лом морских и воздушных со­ общений, которому отводится весьма значительная роль в агрессивных планах СШ А и блока НАТО, в который не­ давно вступила Испания. Лас- Пальмас и Санта Крус де Те­ нерифе являются крупными портами и базами снабжения судов топливом, продовольст­ вием, пресной водой. Лас- Пальмас является также судо­ ремонтным центром междуна- ' «(Уродного значения. Основны­ ми отраслями экономики яв­ ляются сельское хозяйство и рыболовство. Местная про­ мышленность представлена на острове такими отраслями, как рыбоконсервная, Еиноделие, табачная, нефтеперегонная, производство стройматериа­ лов. Канарские острова — место паломничества состоятельных туристов. В их распоряжении просторные многокилометро­ вые пляжи, ультрасовремен­ ные отели, пансионаты, кот­ теджи. М ножество частных билл . Сегодня Канары имеют важное значение в прибыль­ ной «туристской индустрии» Испании. Это — своеобразный «райский уголок». Но даже при поверхност­ ном знакомстве видно, что Ка­ нары — рай далеко не для всех. Очарование климата и окружающей природы воспри­ нимается в полной мере толь­ ко теми, кто может хорошо заплатить за пребывание здесь и, следовательно, за право пользоваться всеми пре­ доставленными благами. По оценке самих канарцев, две трети богатств архипелага принадлежат только десяти процентам населения — при­ вилегированной прослойке бо­ гачей. Экономика острова ориенти­ руется в основном на туризм и обслуживание туристов, ос­ тавляя в стороне развитие фундаментальных отраслей промышленности. Более поло­ вины населения занято в сек­ торе услуг. Однако резкое сокращение притока туристов в последнее время привело к массовым увольнениям и увеличению числа безработ­ ных. Администрация архипелага пытается найти хоть какой-то выход из создавшегося поло­ жения, оживить экономику, решить такие проблемы, как нехватка энергетических ре­ сурсов и пресной воды. Ведут­ ся работы по использованию геотермальной энергии, тая­ щейся в недрах Канарских островов, которая мож ет дать и электричество, и опреснен­ ную воду. Однако пока это только исследования, р аз­ работки, поиски материаль­ ных средств, и до окончатель­ ного осуществления хотя бы отдельных проектов ещ е да­ леко. Административным центром восточной части архипелага является Лас-Пальмас, самый большой город островов. Его часть, где расположены адми­ нистративные здания и где живут состоятельные буржуа, действительно красивая. Ули­ цы широкие, усажены пальма­ ми и другими экзотическими растениями. В >центральном парке города воссоздана «ка- нарская деревня», предназна­ чение которой дать приез­ жающим сюда туристам и во­ обще посетителям Канар представление о быте, куль­ туре, обычаях и нравах пер­ вых жителей архипелага. В Лас-Пальмасе есть и дру­ гая часть, отличная от парад­ ной. За «стеной стыдливости» (так называют жители города границу между новыми и ста­ рыми кварталами), вдали от многоэтажных зданий из стек­ ла и бетона, многие из кото­ рых заняты под конторы про­ цветающих фирм и туристских компаний, живут бедняки — рабочие, ремесленники, мел­ кие служащие. Им приходится трудиться по 10— 12 часов в сутки для того, чтобы хоть как-то прокормить свои семьи. П ервы е советские рыболов­ ные суда начали заходить* в порт Лас-Пальмас в 1967 году. В 1971 году «Соврыбфлот», Генеральная компания «Таба- кос де Филиппинас» и фирма «Суардиас Чартеринг» обра­ зовали первое советско-испан­ ское смешанное акционерное общество «Совиспан». С само­ го начала деятельности этого общества большое внимание было сосредоточено на созда­ нии необходимых условий для обслуживания морских и ры­ бопромысловых судов, захо­ дящих на Канары, на этот своеобразный перекресток Атлантики. «Совиспан» — коммерче­ ское предприятие. Основное направление деятельности — посредничество в продаже рыбо- и морепродуктов. Ф и р ­ ма также поставляет на суда продовольствие, материаль­ но-техническое снабжение, ор­ ганизует экскурсии для совет­ ских моряков во время их пребывания на берегу и осу­ ществляет, в тесном сотруд­ ничестве с Аэрофлотом, за­ мену судовых экипажей чар­ терными самолетами. С 1981 года началось со­ трудничество с фирмой «Ас- тиллерос Канариос» («Канар­ ская судоверфь»), или сокра­ щенно «Астикан». Верфь нахо­ дится в восточной части пор­ та Пуэрто-де ла Лус, располо­ женного в пригородной чер­ те Лас-Пальмаса. Этот порт включает в себя торговый и рыбный участки, имеет также пассажирский причал. Своими силами «Астикан» выполняет все подготовитель­ ные работы — судоподъем и спуск, корпусные работы, очистку и покраску, демонтаж механизмов и устройств, та­ келажные работы. Д ля осущ е­ ствления более крупного и специализированного ремон­ та фирма заключает кратко­ срочные договоры с фирма­ ми-субподрядчиками. Частыми гостями Канарских островов являю тся рыбаки Северного бассейна. Здесь силами ремонтно-подменных команд совместно с фирмой «Астикан» осуществляется междурейсовое техническое обслуживание рыбопромысло­ вых судов, производится их переоборудование. Были за­ менены главные силовые ус­ тановки на больших морозиль­ ных траулерах «Андрей Анд­ реев», «Котельнич», «Волго- балт», «Валдай». В Лас-Пальмасе производит­ ся смена экипажей многих су­ дов, ведущих промысел в Ат­ лантике. Находясь на Канар­ ских островах, наши рыбаки проводят интернациональную работу. Гостями мурманчан бывают не только жители ар­ хипелага, официальные лица и обслуживающий персонал фирм, но и члены судовых экипажей других стран, кото­ рые посещают Канары. П ро­ водятся совместные спортив­ ные соревнования, гостей зна­ комят с жизнью советских людей, с условиями работы и отдыха моряков. Им демонст­ рируются советские докумен­ тальные и художественные фильмы, вручаются сувениры. Многие простые канарцы с большой симпатией относятся к советским людям, о чем свидетельствуют записи в су­ довых книгах отзывов. Однако нередко встречают­ ся и недружелю бные люди, которые, применяя различные нечистоплотные приемы, пыта­ ются вбить клин в советско- испанское сотрудничество, подвергают сомнению его вза­ имную выгоду. Но жизнь уже окончательно рассудила, кто прав, а кто виноват. И это хо­ рошо понимают на Канарских островах, стараясь укрепить и расширить связи межд у наши­ ми двумя странами. В. АНДРЕЕВ. инструктор М урманского горкома КПСС. ФОЛКЛЕНДСКИЕ (МАЛЬВИНСКИЕ) ОСТРОВА ИМПЕРСКИЕ АМБИЦИИ ОККУПАНТОВ То, что Британскому прави­ тельству пока не удается ус­ тановить вокруг Фолкленд­ ских островов 200-мильную экономическую зону, дает возможность иностранным промысловым кораблям «со­ бирать богатый урожай» в районе. <•;' Испанские и польские трау­ леры обнаружили к северу от островов обширные бан­ ки, богатые кальмаром и пу­ тассу. Как предполагается, 80 процентов всех рыбных ре­ сурсов района находятся в пределах 200-мильной зоны. Ф лот, состоящий из 20 ис­ панских траулеров, многие из которых совершили переходы к Фолклендам от южного по­ бер еж ья Африки, уже выло­ вил около 20 тысяч тонн кальмара. Доставки м ор ож е­ ной продукции в порты были такими обильными, что испан­ ское правительство намерено наложить запрет на импорт кальмара. По сообщениям испанских капитанов, их траулеры ведут промысел на видимости ог­ ней порта Стенли. Общий вылов кальмара и путассу польскими рыболов­ ными судами уже составляет 100 тысяч тонн. При этом промысловики столкнулись с проблемой зараженности ры ­ бы паразитами, причиной ко­ торой является чрезмерная концентрация косяков. Польша связывает с про­ мыслом кальмара в данном районе большие надежды. Промышленность осваивает новую технологию, предназ­ наченную для промысла и переработки кальмара. Пока, несмотря на присут­ ствие большого количества военных кораблей, Велико­ британия не предпринимала активных попыток воспрепят­ ствовать промыслу иностран­ ных рыболовных судов. Тэт­ чер заявила, что в данное время вокруг островов суще­ ствует только 3-мильная территориальная зона. Ввве- дение 200-мильной экономиче­ ской зоны вполне вероятно, и министерство иностранных дел Великобритании уж е раз­ думывает над решением это­ го вопроса. Однако, добавила она, установление такой зо­ ны вокруг оккупированных островов усложнит существу­ ющее положение вещей, т. к. потребуется охрана зоны, а также возникнут трудности при переговорах с Аргенти­ ной относительно линии раз­ деления. По материалам иностран­ ной печати подготовил П. ДМИТРИЕВ. ПУТЕШЕСТВИЯ новые тоинвты П р оп лы ть марш рутом леген­ дарных аргонавтов и берегам Колхиды, к а к это сделали, со­ гласно легенде, тридцать три века назад Ясон и его д рузья, — та кую зад ачу поставили пе­ ред собой путеш ественники- эн тузи а сты во главе с и звест­ ным английским уче н ы м , пи­ сателем и мореплавателем Ти­ мом Северином. Им предстоял долгий — три месяца — пере­ ход от берегов Греции через проливы Босфор и Д арданел­ лы по Черном у морю и гр у­ зинском у городу Поти. В июле, преодолев больш ую ча сть пути, в территориальны е воды СССР вошел корабль «Арго» — копи я м иф ического судна Ясона. Ш ир о кий пар ус с изображением древнегрече­ ских воинов наполнил свеж и й ____ ветер, судно бы стр о прибли­ ж ало сь к берегам Колхиды . К а ­ залось, все население Поти в ы ­ шло на берег, что бы встрети ть новы х аргонавтов. П уть аргонавтов леж ал вверх по течению реки Риони. Гости посетили город Вани, о зн ако­ м ились с ходом р аскоп ок древ­ него городища. Потом аргонав­ ты отпр авились в горы в гос­ ти к сванам , где ознаком ились с бы том и новью этого непов­ торимого кр ая. Здесь п утеш е­ ственникам продемонстрирова­ ли «золотое руно»: технология древнего способа пр ом ы вки зо­ лота дала ж и зн ь легенде о зо­ лотой ш кур е волшебного ба­ рана. Ж и тел и Сванетии добы ­ вали золото так: а р учьи опускали пр ом ы ты е бараньи ш кур ы , в ш ерсти которы х осе­ дали золотоносный ил и к р у ­ пинки желтого металла. П обы вав в К утаи си , п утеш е­ ственники прибы ли в Тбили­ си. В столице Гр узи и аргонав­ ты встр ечал и сь с учен ы м и , представителям и о бщ ествен­ ности города, озн аком ились с достоприм ечательностям и, по­ сетили музеи. И везде гостей — новых аргонавтов — ждал радуш ны й прием. — Наш е пр ебы вание в Гр у­ зии, — сказал Т. Северин, — окупило все трудности плава­ ния. Мы увози м сам ы е лучш ие и теплы е впечатления и твер ­ дую уверенность в полезности плавания новых ар гонавтов к берегам Колхиды. Ф отохроника ТАСС. НА СНИМКАХ: *Арго» у берегов К ом иды; Тим Севе­ рин с *золоилм руном*. Ф о то А. РУХАДЗЕ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz