Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

• ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ • 'РАЗБОР ПРАКТИКИ' В Я Н В А Р Е 1981 года БМ РТ «Павел Па­ нин» стоял на якоре на се­ верном рейде Кольского залива. Шла подготовка к выходу в рейс. Капнтан рас­ порядился запустить глав­ ный двигатель. В это время на норме траулера матросы разоружали заведенный ра­ нее для отработки действий по борьбе за живучесть суд­ на учебный пластырь. Кор- БМ РТ заняла места соглас­ но расписанию, после чего были отданы все швартовы, кроме оставшихся закреп­ ленными на баке прижимного и продольного концов. Как и следовало ожидать, бур­ ное море сыграло свою злую шутку. От чрезмерно­ го натяжения прижимной швартов был вытравлен ав­ томатической лебедкой и вскоре оборвался. Волнами АВАРИИ-БЛИЗНЕЦЫ мовой подкильный конец был выбран на борт благо­ получно, однако при отдаче скоб крепления последовал неожиданный рывок за трос. Подкильный конец был вы­ рван из рук матроса и вы­ скользнул за борт. Одновре­ менно с этим вахтенные на мостике и в машинном от­ делении установили, что от перегруза самопроизвольно остановился главный двига­ тель. В дальнейшем при во­ долазном осмотре обнаружи­ ли намотку подкильного кон­ ца на шейку гребного вала судна. Полгода спустя аналогич­ ная ситуация повторилась с ПСТ-1320, экипаж которого также готовился следовать на промысел. ...В июле 1983 года на БМРТ-378, ошвартованном у стоявшего на якоре ТР «Пролив Виктория», шли работы по отщвартовке. Све­ жий зюйд-ост и шести<5алль- ное волнение моря осложня­ ли отход траулера, но, не­ долго поразмыслив, капитан БМ РТ согласился на пред­ ложение капитана транспор­ та произвести отшвартовку, не снимаясь с якоря. Хотя морская практика и положе­ ния нормативных докумен- тоЬ допускают такие дейст­ вия, судоводителю, •учиты­ вая погодные условия и свой незначительный опыт, следо­ вало бы настоять на том, чтобы транспорт снялся с якоря. Тогда можно было бы произвести все необходимые операции наиболее безопас­ ным способом — «на ходу». Так или иначе, команда траулер отбросило от борта транспорта. Почувствовав, что ситуация ускользает из- под контроля, молодой капи­ тан растерялся. В неразбе­ рихе обрывок швартовного конца был сброшен с кнех­ тов в воду и захвачен вра­ щавшимся винтом. Произо­ шла намотка, общие убытки от которой превысили 48 ты­ сяч рублей. Это происшест­ вие по своим обстоятельст­ вам копирует ситуацию, слу­ чившуюся в ноябре 1980 года на БМРТ-122 «Амбар- чик», когда боцман сбросил с кнехтов в воду обрывок швартова ТР «Борис Сафо­ нов». Подобные примеры мож­ но было бы продолжить. Аварийных случаев-близне- цов немало и среди столк­ новений, навалов, посадок на мель. Осведомленному человеку не требуется дол­ го напрягать память, чтобы и среди этих видов аварий­ ности отыскать случаи, раз-, внвавшиеся словно по одно­ му сценарию. Именно поэто­ му необходим критический разбор повторов. Например, именно добросовестный ана­ лиз причин навалов БМ РТ типа «Иван Бочков» в комп­ лексе с рекомендациями по их предотвращению, выпол­ ненный специалистами объ­ единения «Мурмаирыбпром», широкая информированность о них помогли исключить такие случаи. Тем не менее часто при разборах мы предпочитаем обходить «острые углы», не рискуем затрагивать со­ циальные и психологические аспекты аварийности. Каза­ лось бы, лишь неорганизо­ ванность и несогласован­ ность действий членов эки­ пажа БМ РТ «Павел Панин» послужили причинами упо­ мянутой выше намотки. Од­ нако более пристальный ана­ лиз вскрывает и объектив­ ные факторы: ночное время и усталость команды из-за трудно протекавшего процес­ са отхода судна, что, к со­ жалению, не исключение, а скорее правило. Недостаточна пока и глас­ ность. При разборах ава­ рийных случаев и происше­ ствий как между службами мореплавания флотов, так и между отдельными бассейна­ ми наблюдается местниче­ ство, отсутствует оператив­ ный обмен информацией. Лишь самые «громкие» на­ вигационные аварии стано­ вятся достоянием широкого круга судоводителей. Одна­ ко в изолированном виде Они воспринимаются как курьезы, нечто аномальное, йе отражают истинного поло­ жения вещей. Попутно отметим упуще­ ния, которые допускают мо­ ряки большинства отходя­ щих в море судов. После от­ работки учебных тревог под- кильные концы для убеди­ тельности остаются заведен­ ными под днищем судна до прибытия на борт предста­ вителей портнадзора, то есть на длительное время. Вот здесь-то и возникают предпосылки к намоткам, случившимся на БМ РТ «Па­ вел Панин» и на ПСТ-1320. И последнее. По своей психологии многие люди оп­ тимисты. Мы не торопимся анализировать чужие ошиб­ ки, делать для себя выво­ ды. Непогрешимо уверовав в надежность своих профес­ сиональных качеств, некото­ рые судоводители всякую информацию об аварийности на" флоте считают чтивом, может быть, и не скучным, но не заслуживающим осо­ бенного внимания. Однако некомпетентность и беда лишь до поры ходят раз­ ными курсами. Д. понявин, напитан дальнего плавания объединения «Мурманрыб- пром». АДРЕСА ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА ЗОРКИИ ГЛАЗСЛЕДИТ ИЗ ЭФИРА К СЛО ВО СО ЧЕТАНИ Ю «Центр управления по­ летами» мы привыкли и зна­ ем, что именно отсюда осу­ ществляется корректировка движения находящихся в околоземном пространстве космических кораблей и стан­ ций. Каждому из нас также известно (многим — на соб­ ственном опыте) о радиоуп­ равляемых моделях морских и речных судов и об инте­ реснейших соревнованиях по этому виду спорта. А можно ли вести по радио с земли огромные океанские лайнеры и рыбопромысловые базы? Оказывается, да. И об этом сегодня красноречиво рас­ сказывает одна из экспози­ ций ВДНХ СССР... Коллектив Черноморско­ го морского пароходства стал инициатором мно­ гих интересных дел и начи­ наний. По праву он занесен на Всесоюзную доску поче­ та главной выставки стра­ ны. Одно из последних его достижений —■ электронная система слежения за движе­ нием судов, внедренная на береговой станции управле­ ния в Нльнчевске. Создана она стараниями и энергией энтузиастов во главе с капи­ таном порта Л. Хлебнико­ вым. Суть радиолокационного контроля заключается в том, что каждое судно, подходя­ щее с юга к зоне разделе­ ния движения, связывается по радиотелефону с этой станцией и сразу же попада­ ет в автоматизированное со­ провождение. Любые откло­ нения от заданного курса тут же фиксируются с по­ мощью ЭВМ на телетайпной ленте. ...Индикаторный зал пор­ та. «Распорядитель» зала, лоцман-оператор Людмила Львовна Золотникова осуще­ ствляет контроль за слож­ ным навигационным комп­ лексом. С помощью его она и помогает штурманам, ве­ дущим суда в Одессу, Ильи- чевск, Южный, Николаев и Херсон, точно выдержи­ вать маршрутную линию. На телевизионном экране, своего рода электронной кар­ те, отмечены большие и ма­ лые суда, которые располо­ жились в шестнадцатимиль­ ной зоне. Часть их верну­ лась из рейсов и стоит на рейде, другие после стоянки вновь отправляются в плава­ ние, третьи углубляют дно, четвертые доставляют лоц­ манов на «поворотный круг», откуда морские пути расхо­ дятся но разным гаваням и морям. Тесно многочисленным судам в море. Для северо- западного района Черномор­ ского бассейна характерны сложные навигационные ус­ ловия, высокая интенсив­ ность движения: за сутки здесь проходит до ста су­ дов. Для поддержания по­ рядка на морских дорогах и создана здешняя электрон­ ная служба, функции кото­ рой неснолько напоминают работу ГАИ. Примененное впервые на морском транспорте преоб­ разование радиолокационно­ го изображения в телевизи­ онное, а также ретрансляция его позволили вести суда из оперативного центра. Кста­ ти, часть оборудования пе­ редал портовикам Аэро­ флот. Использование нльичев- цамн системы радиолокаци­ онного контроля свело к минимуму нарушения режи­ ма плавания, обеспечив судо­ водителей необходимой ин­ формацией. Но дело не только в этом: новый метод проводки судов, особенно в плохую погоду, повышает производительность труда на Черноморском флоте в среднем на десять процен­ тов. А как раз именно па это и нацеливают моряков и рыбаков решения последних Пленумов ЦК КПСС. С. БРАТУХИН. РЕПОРТАЖ 5 РАДИОТРАНСЛЯЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА ВЕК УЧИСЬ Кан утверж д ает стати стика, каж д ая тр етья катастроф а на мо­ ре происходит среди рыболовецних судов. С л учаю тся они, по данным той ж е стати стики, в основном по вине капитанов и судоводителей. Д аже если аварил обош лась без человеческих ж ертв, государство несет большой моральный и м атериальный урон. Достаточно сказать, что из-за подобных инцидентов в про­ шлом году только в Северном бассейне затрачено на аварий* ны й ремонт судов около 632 ты с я ч рублей плю с полтора года, которые понадобились для их восстановления. Для того, чтобы мореплавание стало по возможности безопас­ ным, в 1978 году одна из резолюций Международной морской организации (ИМО) предписы вала всем капитанам и их помощ­ никам пройти кур сы обучения на радиолокационных тр ен аж е­ рах. И такой тренаж ерны й центр бы л создан у нас четы ре года назад. Весь курс обучения рассчи­ тан на две недели. Теория и практика. Я попал в центр, когда началась практическая работа. — Вот это — радиолокаци­ онный тренажер «Пеленг», — объясняет старший инженер центра Евгений Васильевич Сорокин. — Он предназначен для отработки расхождения судов в открытом море. У нас пять активных «судов». М ы мож ем также задавать по­ годные условия, течение, ве­ тер, дрейф судна, его «рыс­ кание». Уместно будет сказать, что тренажеры создавались свои­ ми силами, от чертежей до последней детали. В «рубках» все снято с натуры. С той лишь разницей, что если произойдет «авария», от это­ го ущерба никому не будет. Мы переходим в другой кабинет. Здесь работает толь­ ко одна команда из трех кур­ сантов на тренажере типа «Створ». Он предназначен для отработки навыков плавания в узкостях, в условиях ограни­ ченной видимости. На зеле­ ном экране высвечиваются часть Кольского залива и курс, которым ведут свое судно обучаемые. В . скором врем е­ ни можно будет воссоздать картину других заливов, куда часто заходят наши рыбаки. В кабинетах центра встре­ ти ш ь и молодых, и о пы тны х капитанов, С д вум я из них я познакомился. Это капитаны дальнего плавания из объеди­ нения «М урманры бпром» В. И. М ятое и Н. Б. Калм ы ков, кото­ рые проработали в море по 29 лет. Даю т ли им какую -ни­ будь пр акти ческую помощь по­ добные кур сы ? — Конечно, — отвечает Ни­ колай Батович. — Если р ань­ ше работали «на глазок», то тепер ь уж е м о ж еш ь обосно­ вать принятое решение. — Этого требует сама ж изнь, — добавляет Велло Исханиелович. — Я считаю , нуж но м енять отнош ение ка­ питанов к технике. Необходи­ мо преодолевать боязнь ново­ го оборудования, которая су­ щ ествует еще у некоторы х с у ­ доводителей. Надо учи ться. А за ош ибки, допущ енные в этом кабинете, нас нинто не осудит. Что ж, чем больш е аварий ' капитаны соверш ат на трена­ жерах, тем меньш е ш ансов, что они их д оп устят в море. М. ВОЛОДИН. НА СНИМКЕ: капитан-ди­ ректор объединения «Мурман- рыбпром» Евгений Александ­ рович Черкашин с товарища­ ми решают очередную задачу на тренажере «Створ». 24 августа 1884 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz