Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Сегодня, ногда выйдет в сбвт этот номер газеты , помощ ник напитана по производству П П Р «Навигатор» М. Ш. Ш ам аилов будет дома, в Б а. ку. О тпуск за два года, А перед о тъ ездом в родные места Мелик Ш ам и левич заглянул в редакцию, поделил ся разм ыш лениям и о работе эки п а ж а в последнем рейсе. Наверное, по тому, что принипел м оряк за десять лет работы к Северу, к М урманску, свы к ся со своей рыбацкой судьбой. Трудно та к ср азу «осты ть» челове ку неравнодушному, ищ ущ ему от ежедневных, еж ечасн ы х производст венных проблем. Думается, рассказ об опыте передовика будет полезен его коллегам. Слово —передовику ЕСТЬ ТОЛЬКО ЧАС Как в семье подчас братья не схожи характерами, так и последние два рейса нашего судна резко отличались друг от друга. И немудрено: раз ные районы и объекты про мысла, разные задачи, хотя цель была одна — дать как можно больше пищевой про дукции. На облове ледяной рыбы выполнили два особо важных задания по производ ству тушки, взяли около трех рейсовых планов. Ныне, на хеке, стремились к макси мальной разделке сырца. За короткую межрейсовую стоянку сменилось до поло вины личного состава экипа жа. Но костяк сохранился. Смогли приспособиться к но вым условиям, выработать верную тактику лова. Еще до выхода в море зна ли, что район промысла слож ный. Готовили технологиче ское оборудование к пико вым нагрузкам. Ведь вручную много рыбы не разделаешь. И наши усилия принесли ж е лаемый результат. Прежде чем рассказать о том, как мы его добились, хочу ознакомить читателей с основными экономическими показателями минувшего рей са. Думаю, что эти цифры да дут исчерпывающую инфор мацию для моих коллег. Вылов: 5358 тонн (112 про центов). Заморозка: 3740 тонн (101 процент). Разделанная: 1535 тонн (319 процентов). Направление сырца на пи щевые цели: 4489 тонн (110 процентов). Стоимость пищевой: 2619 тысяч рублей (145 процентов). Стоимость товарной: 2911 тысяч рублей (143 процента). Работать пришлось в слож ных для рыбаков промысло вых условиях. Температура за бортной воды и наружного воздуха держалась где-то око ло 30 градусов. То есть рыба после подъема трала до за морозки хранилась не более часа. Поэтому в данной «печ ке» решили «плягать» не от климатических условий, а от возможностей рыбофабрики. Перешли на жесткий режим траления — один час. В бун кер за раз высыпали не бо лее 7 тонн рыбы. Для сохран ности сырца в первую оче редь выбирали хек из цент ральной части емкости. Пода чу рыбы во избежание меха нических повреждений про изводили струей воды. За этот час, кроме замо розки, надо было разделать 3 тонны сырца. Для этого ус тановили два дополнительных транспортера с дисковыми но жами. Таким образом, благо даря правильной организации труда, рациональной расста новке людей на рабочих мес тах смогли ежесуточно выра батывать до 30 тонн хека по трошенного без головы. За ка чеством его следила спе циально созданная комиссия. На последующих этапах технологического процессе также были приняты мерьн для сохранения качества про дукции. Расфасовку произво дили в блок-формы весом до 9 килограммов. Заморажива ли без крышек, чтобы исклю чить попадание воды во вре мя оттайки. Мойку рыбы про изводили по пути ее следова ния по транспортерам при по мощи дополнительных шлан гов. В трюмы укладывали не плотными рядами, а с не большими промежутками для хорошей циркуляции холод ного воздуха. В связи со стопроцентным сертифицированием мороже ной продукции складировали ее по вагонным партиям. Вся продукция была сдана на транспорты с первого предъ явления. Хотя, на мой взгляд, есть здесь и свои проблемы. При подходе транспортного рефрижератора разгрузку на до вести с верхних твиндеков. А там, естественно, находит ся еще «свежая» рыба. С нас ж е требуют строго выдержи вать сроки хранения. Плохо то, что один транспорт в рай оне промысла обслуживает целую группу судов и за раз принимает не более 300— 400 тонн. Таким образом, обрабо танная в первые дни рыба залеживается, да и в жару при открытых люках трудно поддерживать в трюмах нуж ную температуру. Не думаю, что мой рассказ слишком специфичен для ры баков. Уверен, что даже при работе в самых сложных про мысловых условиях можно добиться высоких результа тов. Если, конечно, трудиться дружно. А на промыслово производственном рефрижера торе «Навигатор» нам это удалось. Особенно с такими мастерами своего дела, как капитан-директор Рудольф Ни колаевич Савинов, стерший механик Владимир Корнеевич Кохнюк, старший мастер до бычи Степан Федорович Мих нев. Это старые «морские вол ки». Не отставали от них в умении справиться с постав ленной задачей рыбмастера И. И. Пуоджюнас, И. Р. Шир- каев, матросы В. И. Беляев, А. А. Петров, О. И. Гомилко, В И. Тимонин и многие другие. Все они очень четко представляли для себя цену этого самого одного часа, дан ного для производства каче ственной пищевой продукции. М. Ш АМ АИЛО В, помощник напитана по производству ППР «Нави гатор» Мурманского трало вого флота. Курс — технический прогресс За «Маннитом»— «Скат» Р А З Р А Б О Т К О Й СУДНА для * добычи ламинарий и экспериментальными работа ми на экспериментальном суд не «Маннит» М урманское от деление института «Гипро- рыбфлот» занимается доста точно давно, и рассказ о пройденном пути вряд ли впишется в рамки одной статьи. Путь этот не был усыпан розами, груз неудач и разочарований явно боль ше груза успехов. И произо шло этв н'Ь только потому, что мы взялись за задачу, над которой в мире многие «ломали зубы» и которая до сих пор до конца так и не решена, но и по ряду других причин, о которых можно говорить с сожалением и которых могл0 и не быть. Однако, как бы там ни было, а к настоящему вре мени имеются первые вполне положительные результаты, и, что не менее важно, ра боты получили признание. Добывающее устройство «Маннита» показало вполне надежную работу на тяж е лых грунтах с валунами вы сотой до полуметра и при таких условиях, когда все другие средства для добычи водорослей работать уж е не могли. И, самое главное, стало ясно, что основной не достаток «Маннита» — малая производительность добычи, составляющая в среднем пол торы тонны в час, связана не с самим добывающим устройством, а с недостатка ми тягово-маневренных ка честв судна. Понимание это го и определило направление дальнейших работ по «Ман- ниту» — дооборудование его кормовым двухвинтовым дви- жительным комплексом. Про ектные работы коллектив должен закончить в сентяб ре, а само дооборудование намечено произвести на М ур манской судоверфи и закон чить во втором квартале 1985 года. Конструкторы твердо верят, что «Маннит» с двумя вин тами оправдает надежды и будет добывать 5 тонн лами- 'нарии в час. Тогда он станет рентабельным и окупит все затраты. Ну а что дальше? Будет ли конец работам? Нет, ра зумеется. Это будет только настоящее начало работы и по совершенствованию само го добывающего устройства и по судну ■ целом. «Маннит» — судно экспе риментальное, разработанное И построенное для отработки конструкций добывающего устройства. Для удешевления строительства на нем не бы ли предусмотрены помеще ния для постоянного прожи вания экипажа, поэтому его промышленная эксплуатация будет связана с определен ными неудобствами и прод лится, вероятно, не более 5— 7 лет. Через это время на смену «Манниту» придет «Скат». «Скат» — это рыболовный бот-катамаран, построенный как головное судно предпо лагаемой серии и предназна ченный для лова рыбы тра ловым, дрифтерным, сейнер ным или ярусным способами. К сожалению, испытания судна показали, что исполь зовать его по назначению практически очень трудно, если невозможно, и больше такие суда строиться не бу дут. Однако по составу ос новного оборудования «Скат» подходит для переоборудо вания в судно для добычи ламинарий. Соответствующее предложение было сделано коллективом ВРПО «Севрыба» и полностью им одобрено. Планируется, что в 1985-86 гг. будет разработан проект, а еще через год— два на судо верфи будет произведено дооборудование. Пожалуй, это будет самый большой и сложный проект из всех, какие доводилось до сих пор делать. Не гово ря о том, что нужно сде лать для «Ската» новое до бывающ ее устройство, в ко тором надо учесть весь опыт работ на «Манните» и кото рое должно быть значитель но лучше, конструкторы столкнутся с большими, чисто корабельными трудностями. Ведь чтобы разместить на «Скате» добывающее устрой ство, придется разрезать его вдоль и поперек и увеличить тем самым длину корпусов на 18— 20 метров и расстоя ние между корпусами на 2,5— 3 метра. Такая объемная модернизация судна-ката марана потребует выполнения намного более сложных, чем для однокорпусного судна, расчетов по теории корабля, и, что, пожалуй, будет еще труднее, разработки и расче тов конструкций, соединяю щих корпуса. Последнее ос ложнено тем, что из-за добы вающего устройства приме нение для катамаранов сое диняющего моста будет ис ключено, и придется изобре тать что-то новое. Закончив «Скат», отделение в соответствии с координаци онным планом по судострое нию будет разрабатывать проект серийного строитель ства судов для добычи лами нарий. А. ВАСИЛЬЕВ. Внимание: опы т ! С КАЖ ДЫМ годом все полноводнее становятся реки информации, стекающие ся из районов промысла на берег. И важно не только удержаться на поверхности ежедневных сводок, цифр и радиограмм, но и принять верное решение, добиться согласованности и действий между отделами и службами управления флота. Ведь не редко бывает и так, что по одному вопросу у планови ков имеется свое мнение, у технологов — другое, у механиков — третье. В итоге ситуация напоминает чем-то известную басню, ко гда лебедь, рак да щука впряглись в одну телегу. Каждый трудится на со весть, но груз ни с места. Чтобы «телега работы» постоянно находилась в дви жении, с начала пятилетки в управлении «Севрыбхолод- флот» был создан межфло- товскнй координационный центр управления комплекс ной системой «работать без отстающих» (КСРБО ). На звание говорит само за се бя. В функции центра кроме выявления отстающих и пе редовых экипажей судов входит еще и оказание им конкретной помощи, выра ботка советов и рекоменда ций по тем или иным воп росам. В состав центра включены представители партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, начальники и заместители всех отделов и служб фло та, члены кабинетов каче ства и дисциплины. Это по- «ТЕЛЕГА» зволяет наиболее объектив но определять победителей с учетом всех показателей, а также решать не только сиюминутные задачи, но и проводить генеральную ли нию, согласовывать дейст вия на промысле и на бе регу. На недавнем, организован ном Октябрьским районным комитетом партии семинаре по работе управления «Сев- рыбхолодфлот» с отстаю щими экипажами, большое место было уделено опыту, накопленному данным коор динационным центром фло та. Сегодня на вопросы на шего корреспондента отве чает ответственный секре тарь центра, старший инже нер управления Петр Тимо феевич МЕРКУЛОВ: — Прежде всего расска жите подробнее о целях со здания координационного центра и результатах его работы. Может быть, у вас есть какой-нибудь секрет, не известный другим? — Секретов у нас нет. Мероприятия, которые про водятся центром, ведутся и на других рыболовецких флотах. Разница, наверное, лишь в том, что у нас эта работа как бы сконцентри рована в одном месте и увя зана между моряками и бе реговыми подразделениями. Другими словами, мы доби лись четкой взаимосвязи и в то же время простой ор ганизации форм управле ния. На сегодняшний день вряд ли можно разделить сферу компетенции координацион ного центра и управления в целом. Если говорить о кон кретной работе, то, пожалуй, придется рассказывать и о работе всего коллектива флота. Приведу лишь не: сколько показательных, я»,? мой взгляд, примеров. За шесть месяцев этого года на судах побывало 20 спе циалистов из всех отделов и служб, которые непосред ственно на месте произвели анализ сложившейся ситуа ции и затем дали рекомен дации по решению ряда оперативных вопросов. Так, экипаж плавбазы «Григорий Лысенко» после переобору дования под выпуск продук ции в мелкой расфасовке долго не мог выйти на про ектную мощность. В центре внимательно изучили при чины ненормальной работы команды. Расстановку лич ного состава по отдельным операциям, этапы заготовки сырья. Помогли наладить обмен опытом с аналогичным судном «Полярная звезда», и в скором времени трудно сти были преодолены, а производительность труда в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz