Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Сегодня, ногда выйдет в сбвт этот номер газеты , помощ ник напитана по производству П П Р «Навигатор» М. Ш. Ш ам аилов будет дома, в Б а. ку. О тпуск за два года, А перед о тъ­ ездом в родные места Мелик Ш ам и­ левич заглянул в редакцию, поделил­ ся разм ыш лениям и о работе эки п а­ ж а в последнем рейсе. Наверное, по­ тому, что принипел м оряк за десять лет работы к Северу, к М урманску, свы к ся со своей рыбацкой судьбой. Трудно та к ср азу «осты ть» челове­ ку неравнодушному, ищ ущ ему от ежедневных, еж ечасн ы х производст­ венных проблем. Думается, рассказ об опыте передовика будет полезен его коллегам. Слово —передовику ЕСТЬ ТОЛЬКО ЧАС Как в семье подчас братья не схожи характерами, так и последние два рейса нашего судна резко отличались друг от друга. И немудрено: раз­ ные районы и объекты про­ мысла, разные задачи, хотя цель была одна — дать как можно больше пищевой про­ дукции. На облове ледяной рыбы выполнили два особо важных задания по производ­ ству тушки, взяли около трех рейсовых планов. Ныне, на хеке, стремились к макси­ мальной разделке сырца. За короткую межрейсовую стоянку сменилось до поло­ вины личного состава экипа­ жа. Но костяк сохранился. Смогли приспособиться к но­ вым условиям, выработать верную тактику лова. Еще до выхода в море зна­ ли, что район промысла слож­ ный. Готовили технологиче­ ское оборудование к пико­ вым нагрузкам. Ведь вручную много рыбы не разделаешь. И наши усилия принесли ж е­ лаемый результат. Прежде чем рассказать о том, как мы его добились, хочу ознакомить читателей с основными экономическими показателями минувшего рей­ са. Думаю, что эти цифры да­ дут исчерпывающую инфор­ мацию для моих коллег. Вылов: 5358 тонн (112 про­ центов). Заморозка: 3740 тонн (101 процент). Разделанная: 1535 тонн (319 процентов). Направление сырца на пи­ щевые цели: 4489 тонн (110 процентов). Стоимость пищевой: 2619 тысяч рублей (145 процентов). Стоимость товарной: 2911 тысяч рублей (143 процента). Работать пришлось в слож­ ных для рыбаков промысло­ вых условиях. Температура за­ бортной воды и наружного воздуха держалась где-то око­ ло 30 градусов. То есть рыба после подъема трала до за­ морозки хранилась не более часа. Поэтому в данной «печ­ ке» решили «плягать» не от климатических условий, а от возможностей рыбофабрики. Перешли на жесткий режим траления — один час. В бун­ кер за раз высыпали не бо­ лее 7 тонн рыбы. Для сохран­ ности сырца в первую оче­ редь выбирали хек из цент­ ральной части емкости. Пода­ чу рыбы во избежание меха­ нических повреждений про­ изводили струей воды. За этот час, кроме замо­ розки, надо было разделать 3 тонны сырца. Для этого ус­ тановили два дополнительных транспортера с дисковыми но­ жами. Таким образом, благо­ даря правильной организации труда, рациональной расста­ новке людей на рабочих мес­ тах смогли ежесуточно выра­ батывать до 30 тонн хека по­ трошенного без головы. За ка­ чеством его следила спе­ циально созданная комиссия. На последующих этапах технологического процессе также были приняты мерьн для сохранения качества про­ дукции. Расфасовку произво­ дили в блок-формы весом до 9 килограммов. Заморажива­ ли без крышек, чтобы исклю­ чить попадание воды во вре­ мя оттайки. Мойку рыбы про­ изводили по пути ее следова­ ния по транспортерам при по­ мощи дополнительных шлан­ гов. В трюмы укладывали не плотными рядами, а с не­ большими промежутками для хорошей циркуляции холод­ ного воздуха. В связи со стопроцентным сертифицированием мороже­ ной продукции складировали ее по вагонным партиям. Вся продукция была сдана на транспорты с первого предъ­ явления. Хотя, на мой взгляд, есть здесь и свои проблемы. При подходе транспортного рефрижератора разгрузку на­ до вести с верхних твиндеков. А там, естественно, находит­ ся еще «свежая» рыба. С нас ж е требуют строго выдержи­ вать сроки хранения. Плохо то, что один транспорт в рай­ оне промысла обслуживает целую группу судов и за раз принимает не более 300— 400 тонн. Таким образом, обрабо­ танная в первые дни рыба залеживается, да и в жару при открытых люках трудно поддерживать в трюмах нуж­ ную температуру. Не думаю, что мой рассказ слишком специфичен для ры­ баков. Уверен, что даже при работе в самых сложных про­ мысловых условиях можно добиться высоких результа­ тов. Если, конечно, трудиться дружно. А на промыслово­ производственном рефрижера­ торе «Навигатор» нам это удалось. Особенно с такими мастерами своего дела, как капитан-директор Рудольф Ни­ колаевич Савинов, стерший механик Владимир Корнеевич Кохнюк, старший мастер до­ бычи Степан Федорович Мих­ нев. Это старые «морские вол­ ки». Не отставали от них в умении справиться с постав­ ленной задачей рыбмастера И. И. Пуоджюнас, И. Р. Шир- каев, матросы В. И. Беляев, А. А. Петров, О. И. Гомилко, В И. Тимонин и многие другие. Все они очень четко представляли для себя цену этого самого одного часа, дан­ ного для производства каче­ ственной пищевой продукции. М. Ш АМ АИЛО В, помощник напитана по производству ППР «Нави­ гатор» Мурманского трало­ вого флота. Курс — технический прогресс За «Маннитом»— «Скат» Р А З Р А Б О Т К О Й СУДНА для * добычи ламинарий и экспериментальными работа­ ми на экспериментальном суд­ не «Маннит» М урманское от­ деление института «Гипро- рыбфлот» занимается доста­ точно давно, и рассказ о пройденном пути вряд ли впишется в рамки одной статьи. Путь этот не был усыпан розами, груз неудач и разочарований явно боль­ ше груза успехов. И произо­ шло этв н'Ь только потому, что мы взялись за задачу, над которой в мире многие «ломали зубы» и которая до сих пор до конца так и не решена, но и по ряду других причин, о которых можно говорить с сожалением и которых могл0 и не быть. Однако, как бы там ни было, а к настоящему вре­ мени имеются первые вполне положительные результаты, и, что не менее важно, ра­ боты получили признание. Добывающее устройство «Маннита» показало вполне надежную работу на тяж е­ лых грунтах с валунами вы­ сотой до полуметра и при таких условиях, когда все другие средства для добычи водорослей работать уж е не могли. И, самое главное, стало ясно, что основной не­ достаток «Маннита» — малая производительность добычи, составляющая в среднем пол­ торы тонны в час, связана не с самим добывающим устройством, а с недостатка­ ми тягово-маневренных ка­ честв судна. Понимание это­ го и определило направление дальнейших работ по «Ман- ниту» — дооборудование его кормовым двухвинтовым дви- жительным комплексом. Про­ ектные работы коллектив должен закончить в сентяб­ ре, а само дооборудование намечено произвести на М ур ­ манской судоверфи и закон­ чить во втором квартале 1985 года. Конструкторы твердо верят, что «Маннит» с двумя вин­ тами оправдает надежды и будет добывать 5 тонн лами- 'нарии в час. Тогда он станет рентабельным и окупит все затраты. Ну а что дальше? Будет ли конец работам? Нет, ра­ зумеется. Это будет только настоящее начало работы и по совершенствованию само­ го добывающего устройства и по судну ■ целом. «Маннит» — судно экспе­ риментальное, разработанное И построенное для отработки конструкций добывающего устройства. Для удешевления строительства на нем не бы­ ли предусмотрены помеще­ ния для постоянного прожи­ вания экипажа, поэтому его промышленная эксплуатация будет связана с определен­ ными неудобствами и прод­ лится, вероятно, не более 5— 7 лет. Через это время на смену «Манниту» придет «Скат». «Скат» — это рыболовный бот-катамаран, построенный как головное судно предпо­ лагаемой серии и предназна­ ченный для лова рыбы тра­ ловым, дрифтерным, сейнер­ ным или ярусным способами. К сожалению, испытания судна показали, что исполь­ зовать его по назначению практически очень трудно, если невозможно, и больше такие суда строиться не бу­ дут. Однако по составу ос­ новного оборудования «Скат» подходит для переоборудо­ вания в судно для добычи ламинарий. Соответствующее предложение было сделано коллективом ВРПО «Севрыба» и полностью им одобрено. Планируется, что в 1985-86 гг. будет разработан проект, а еще через год— два на судо­ верфи будет произведено дооборудование. Пожалуй, это будет самый большой и сложный проект из всех, какие доводилось до сих пор делать. Не гово­ ря о том, что нужно сде­ лать для «Ската» новое до­ бывающ ее устройство, в ко­ тором надо учесть весь опыт работ на «Манните» и кото­ рое должно быть значитель­ но лучше, конструкторы столкнутся с большими, чисто корабельными трудностями. Ведь чтобы разместить на «Скате» добывающее устрой­ ство, придется разрезать его вдоль и поперек и увеличить тем самым длину корпусов на 18— 20 метров и расстоя­ ние между корпусами на 2,5— 3 метра. Такая объемная модернизация судна-ката­ марана потребует выполнения намного более сложных, чем для однокорпусного судна, расчетов по теории корабля, и, что, пожалуй, будет еще труднее, разработки и расче­ тов конструкций, соединяю­ щих корпуса. Последнее ос­ ложнено тем, что из-за добы­ вающего устройства приме­ нение для катамаранов сое­ диняющего моста будет ис­ ключено, и придется изобре­ тать что-то новое. Закончив «Скат», отделение в соответствии с координаци­ онным планом по судострое­ нию будет разрабатывать проект серийного строитель­ ства судов для добычи лами­ нарий. А. ВАСИЛЬЕВ. Внимание: опы т ! С КАЖ ДЫМ годом все полноводнее становятся реки информации, стекающие­ ся из районов промысла на берег. И важно не только удержаться на поверхности ежедневных сводок, цифр и радиограмм, но и принять верное решение, добиться согласованности и действий между отделами и службами управления флота. Ведь не­ редко бывает и так, что по одному вопросу у планови­ ков имеется свое мнение, у технологов — другое, у механиков — третье. В итоге ситуация напоминает чем-то известную басню, ко­ гда лебедь, рак да щука впряглись в одну телегу. Каждый трудится на со­ весть, но груз ни с места. Чтобы «телега работы» постоянно находилась в дви­ жении, с начала пятилетки в управлении «Севрыбхолод- флот» был создан межфло- товскнй координационный центр управления комплекс­ ной системой «работать без отстающих» (КСРБО ). На­ звание говорит само за се­ бя. В функции центра кроме выявления отстающих и пе­ редовых экипажей судов входит еще и оказание им конкретной помощи, выра­ ботка советов и рекоменда­ ций по тем или иным воп­ росам. В состав центра включены представители партийной, комсомольской и профсоюзной организаций, начальники и заместители всех отделов и служб фло­ та, члены кабинетов каче­ ства и дисциплины. Это по- «ТЕЛЕГА» зволяет наиболее объектив­ но определять победителей с учетом всех показателей, а также решать не только сиюминутные задачи, но и проводить генеральную ли­ нию, согласовывать дейст­ вия на промысле и на бе­ регу. На недавнем, организован­ ном Октябрьским районным комитетом партии семинаре по работе управления «Сев- рыбхолодфлот» с отстаю­ щими экипажами, большое место было уделено опыту, накопленному данным коор­ динационным центром фло­ та. Сегодня на вопросы на­ шего корреспондента отве­ чает ответственный секре­ тарь центра, старший инже­ нер управления Петр Тимо­ феевич МЕРКУЛОВ: — Прежде всего расска­ жите подробнее о целях со­ здания координационного центра и результатах его работы. Может быть, у вас есть какой-нибудь секрет, не известный другим? — Секретов у нас нет. Мероприятия, которые про­ водятся центром, ведутся и на других рыболовецких флотах. Разница, наверное, лишь в том, что у нас эта работа как бы сконцентри­ рована в одном месте и увя­ зана между моряками и бе­ реговыми подразделениями. Другими словами, мы доби­ лись четкой взаимосвязи и в то же время простой ор­ ганизации форм управле­ ния. На сегодняшний день вряд ли можно разделить сферу компетенции координацион­ ного центра и управления в целом. Если говорить о кон­ кретной работе, то, пожалуй, придется рассказывать и о работе всего коллектива флота. Приведу лишь не: сколько показательных, я»,? мой взгляд, примеров. За шесть месяцев этого года на судах побывало 20 спе­ циалистов из всех отделов и служб, которые непосред­ ственно на месте произвели анализ сложившейся ситуа­ ции и затем дали рекомен­ дации по решению ряда оперативных вопросов. Так, экипаж плавбазы «Григорий Лысенко» после переобору­ дования под выпуск продук­ ции в мелкой расфасовке долго не мог выйти на про­ ектную мощность. В центре внимательно изучили при­ чины ненормальной работы команды. Расстановку лич­ ного состава по отдельным операциям, этапы заготовки сырья. Помогли наладить обмен опытом с аналогичным судном «Полярная звезда», и в скором времени трудно­ сти были преодолены, а производительность труда в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz