Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Нина Михайловна Козицы на — бригадир тралоЕого отделения ф аб рики орудий лова — из тех людей» у ноторых наждая рабочая минута — на вес золота. Во время коротко го наш его разговора она то и дело вснанивала со стула: нак там рабо таю т ее подруги, ее звено, ее брига да? Не случилось ли какой заминки? Все ли в порядке? Ч увствовалось (да Нина Михайловна и не снры вала это), что не пр ивы кла она тр ати ть рабо чее время на разговоры. Не пр ивы к ла и ке умеет. Может, оттого и во всей бригаде настрой такой — дело вой, трудолюбивый, требовательный? Слово — передовику «Назову всю бригаду» Наверное, мало кто из моряков, работая на промыс ле с тралом, задумывается над тем, сколько труда и сил В это орудие лова вло жено. А между’ тем, труд наш к легким отнести нель зя, хотя и работают у нас на фабрике в основном жен щины. Трал или траловый мешок нужно вначале скроить (а это большое ис кусство), потом сшить, а уж затем оснастить. Раньше у нас в отделе нии все эти операции выпол няли специализированные бригады. Одни — только шили, другие — тольно кроили и так далее. Чем хорошо было такое разделе ние? Тольно тем, что работ ницы в совершенстве владе ли своей операцией. Только своей! И старались поболь ше на своем месте сделать. А как там дальше их про дукция идет — мало кого интересовало. И вот два года назад семь мелких специализиро ванных бригад в отделении реорганизовали в две номп- ленсные. В одной стала бригадиром я, в другой — замечательная наша работ ница Г. В. Хамицкая. Брига ды стали работать на единый наряд. Не сразу, конечно, привыкли мы к новой форме организации труда, но сей час уже можно сказать, что многое в отделении измени лось к лучшему. Выросла производительность труда, интереснее стало трудиться. Особенно теперь, когда вся бригада стала работать по полному технологическому циклу и заработок начисля ется по конечной продук ции, то есть по готовым тралам и готовым траловым мешкам. Бригада у нас большая — семьдесят человек, раз бита на четыре звена. В ка ждом свой звеньевой. Это моя, бригадира, опора и под держка. Е. И .- Кривлева, В. И. Бабаева, В. П. Тип- ченко, JI. А. Сорокина — не тольно сами работницы отличные, но и других учат, своим примером подталкива ют. Со стороны может пока заться, что слияние звеньев в бригаду мало что измени ло. Мол, так же одни кроят, другие шьют. Но на деле-то совсем не так! Поскольку мы теперь одна бригада и работаем на один наряд, то есть возможность маневри ровать людьми, расставлять их так, как требует произ водство. Работать у нас интересно И приятно, хоть н нелегко. Главное, что коллектив стабильный, дружный. Но- вични прямо с улицы к нам практически не приходят — работа в нашем отделении не простая, чтобы к ней при норовиться, надо вначале обкатку в неводном отделе нии пройти. Поэтому особых проблем с обучением нович- иов у нас не возникает. Конечно, когда такая по мощь нужна, сделаем все, что нужно. К примеру, ког да переводили к нам в тра ловое комсомольско-молодеж ную бригаду с неводного участка, так мой замести тель Л. А. Сорокина месяц рядом с ними_хтояла, тонкос тям нашего дела учила. В своем отделении сорев нуемся мы с бригадой Г. В. Хамицкой. Знаете, как это помогает! У Хамицкой брига да сильная, умелая. Можно даже сказать, сильней, чем наша. Вроде, весь месяц идем на равных, а потом они нас на процент или на десятую часть процента об гонят. Редко когда нам уда ется их перегнать. Это, ко нечно, очень хорошо, что у нас такие сильные соперни цы. Иначе — неинтересно. Соревнование между бригадами — дело серьез ное. И чтобы быть к нему все время готовым, нужны ежедневные маленькие со ревнования внутри бригады, внутри звена. Тут уж рабо чий азарт просыпается. Я как-то встала рядом с М. В. Ненаховой на сшивке. Смот рю, она на один шов боль ше моего сделала. Нет, ду маю, так не пойдет. А тут кто-то меня позвал. Пона по своим бригадирским делам бегала, у Ненаховой уже шесть «лишних» швов... На до догонять. Бригадир-то я неосвобожденный, надо и норму давать. Да и как я могу от своей напарницы от стать? Догнала-таки! Правда, устала в тот день очень. Знаете, если себе послаб ление сделаешь, с других потом уже строго не спро сишь. А у нас в бригаде, по скольку оплата по конечно му результату, все должны работать одинаково хорошо. Как-то недавно собрались обсуждать КТУ. Смотрим, а у одного нашего звена про цент выполнения плана меньше всех — 110— 112. Казалось бы, о чем разговор, и так план перевыполнили! Но дело-то в том. что дру гие звенья на 140 тот же план сделали. Значит, одни — в полную силу работали, а другие — с прохладцей. Не пойдет! Снизили им КТУ. Что вы думаете, задело это их? А нак же. Уже в следу ющем месяце на десять про центов больше сделали! Еще раз повторю: рабо тать у нас интересно и при ятно. Одно только тормозит нас и с ритма сбивает: пло хое снабжение материалами. На трал нужен целый набор разных делей, но, как прави ло, то одной, то другой в на личии нет. Вот и начинается беготня с заменой... Меня просили, чтобы на звала я лучших своих ра ботниц, передовиков. Так вот выбрать мне трудно, ра ботают все отлично, думаю, не ошибусь, если, назову всю бригаду. Н. КО ЗИЦЫНА, брш адор фаСрини орудий О сенне -зимняя п у т и н а-84 М ЕН Е Е Ч ЕМ Ч Е Р Е З МЕСЯЦ, 1 сентября, начнется осенне-зимняя мойвенная путина 1984 года. Она име ет ряд характерных особенностей, основные принципы ко торых были заложены на состоявшейся в Москве очеред ной сессии смешанной советско-норвежской комиссии по рыболовству. О работе этой сессии еженедельник уже рас сказывал в интервью с начальником управления внешних сношений и генпоставок Министерства рыбного хозяйства СССР В. К. Зилановым. Сегодня, в преддверии рыбацкой страды, мы предостав ляем слово старшему госинспектору по конвенционному ры боловству «Мурманрыбвода» Е. Г. Павловскому. С учетом рыбных запасов О С ЕНН ЯЯ мойвенная путина 1984 года от кроется позднее, чем обыч но. Дело в том, что массо вый выход личинок прихо дится на июнь, Напрнмер. в Мотовском заливе вынлев мойвы из икры наблюдается в двадцатых числах первого летнего месяца. К августу— сентябрю личинки превра щаются в молодь длиной 4—6 сантиметров. Именно такая мойва встречается У Западного Шпицбергена, на Медвежинской банке, у ост рова Надежды и в других районах Баренцева моря. Смешиваясь с половозрелой рыбой, молодь образует на гульные скопления, диф ференциация которых по размерно-возрастным груп пам происходит в основном в августе. Естественно, что более позднее начало пути ны позволит молоди мойвы вырасти до промыслового размера или близкого к не му. Смешанная советско-нор- вежская комиссия по рыбо ловству установила общий допустимый улов мойвы на 1984 год в объеме 1,5 мил лиона тонн. Для сравнения можно сказать, что на ми нувший год он был опреде лен в 2,4 миллиона тонн. Уменьшение общего допус тимого улова объясняется тем, что запасы баренцево- морской популяции мойвы снижаются именно из-за при лова ее молоди, и поэтому перенос начала промысла на более поздний срок является еще одной из рыбоохранных мер, которая будет способ ствовать увеличению запа сов рыбы. Конечно, начав путину даже 1 сентября, промыс ловик не застрахован от прилова молоди мойвы. В этом случае все зависит от слаженной работы команды. Определил технолог или ма стер по обработке, что в очередном тралении или за мете процент мойвы длиной менее 11 сантиметров со ставляет более 10 процентов по счету — сразу нужно сообщить об этом на судо вой мостик. То есть при нять необходимые меры к изменению района промыс- вы. ла, отойдя от места преды дущего траления или заме та на пять миль. Во время работы сессии смешанной советско-нор вежской комиссии предста вители обеих сторон были серьезно озабочены продол жающимся снижением запа сов трески и пикши, хотя в предыдущие годы отмече но появление их урожайных поколений. Поэтому промы словики должны очень вни мательно относиться к при лову молоди тресковых. Еще нет конкретных правил, рег ламентирующих количество данного прилова, как это сделано, например, на про мысле креветки. Но хочется пожелать, что бы рыбаки ориентиро вались на вылов не более 50 экземпляров молоди трески и пик ши на одну тонну мой- Если анализ очередно го улова покажет значитель ный улов молоди треско вых, то опять-таки нужно сразу сообщить об этом капитану, а рыбу выпус тить в море. Когда при ловы маломерной мойвы или тресковых оказываются больше разрешенных даже при смене места промысла, надо обязательно сообщить об этом руководителю пром- района. В орудиях лова измене ний нет. По-прежнему в со ветской экономической зоне Баренцева моря И за ее пределами (исключая нор вежскую экономическую зо ну) мойву можно промыш лять неводами, а также пе лагическими тралами с трех слойными мешками с соот ветствующим размером ячеи. Хочется верить, что про мысловики должным обра зом отнесутся к охране рыб ных запасов и осенне зим няя мойвенная путина 1984 года будет этому подтвер ждением. За стабильность П РОШЛО ПЯТЬ ЛЕТ со дня ввода в эксплуа тацию флагмана нашего фло та БМ РТ «Александр Бори сов». За это время экипаж по всем показателям успеш но справился с программой совершенных научно-поиско вых рейсов. Только в послед нем рейсе нами были обна ружены 32 концентрации рыбы, практически освоен новый район промысла став риды. В чем же секрет ста бильной работы команды? Прежде всего админист рация и партийная организа ция судна твердо усвоили, что очень важно в первые дни формирования рыбацко го коллектива настроить ка ждого моряна на творчеений подход к делу. В этом — половина успеха. Печально, но факт, что текучесть кадров в целом по нашему управлению велика. Так, из 52 капитанов, за крепленных за судами, се годня на своих траулерах хо дит 31 человек, из 5о стар ших механиков — 26, из 32 первых помощников ка питанов — 9. Сменяемость комсостава после каждого рейса составляет около 40 процентов, а рядового — до 80 процентов. С августа 1980 года пар тийная организация нашего траулера взяла твердый курс на стабилизацию экипажа. Причем мы не пытались за крепить на судне только ПОСТОРОННИМ лучших. Обычно уже сло жившийся коллектив (хочет того или не хочет новичок) заставляет каждого жить единой заботой о результа тах общего дела. Вчерашние молодые специалисты через несколько рейсов становятся опытными матросами, мото ристами, электриками и, как правило, хорошими вос питателями. Более серьезно начинают относиться к своей деятельности, к вве ренному судовому оборудо ванию, потому что люди зна ют, что в следующем рейсе им надо будет работать на тех же механизмах, жить в той же каюте. А летунам, прямо скажем, дела нет до этого. Добрые плоды дала нача тая работа в коллективе штурманской службы судна. От четвертого до второго по мощника капитана «вырос» В. М. Власов, от второго до старшего помощника — О. С. Фатеев. Стабильно, с сознанием дела трудится тре тий помощник капитана В. В. Молотокас. Это надежные товарищи. Они не допуснают в своих действиях ни одно го промаха, четко обеспечи вают безаварийную работу. Очень важный участок — машинное отделение. Но здесь, к сожалению, у нас за пять лет сменилось шесть старших механиков и столь ко же вторых. Не удалось закрепить и членов электро- группы. Результат не зам о лил сказаться. Судно име.то две крупные аварии главно го двигателя, одно аварий ное происшествие. Можно и нужно, конечно, винить в этом администрацию трауле ра. Но постоянно в рейсовых отчетах, да и в моем объяс нении «Севгосрыбфлотинс- пекции» указывалось на не обходимость закрепления кадров механической служ бы. Нельзя сказать, что руко водители управления и пар тийный комитет «Севрмб- промразведки» не поддер живали нас. Вопрос о созда нии стабильного экипажа на БМ РТ «Александр Бори сов» неоднократно поднимал ся за последние годы на со вете директоров ВРПО «Севрыба», на парткомах, а в октябре 1983 года на бас сейновом совещании. И вот в ноябре, будучи в море, мы получили долгожданную радиограмму от бывшего за- 3 августа РЫБНЫЙMYPMAH
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz