Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Нина Михайловна Козицы на — бригадир тралоЕого отделения ф аб­ рики орудий лова — из тех людей» у ноторых наждая рабочая минута — на вес золота. Во время коротко­ го наш его разговора она то и дело вснанивала со стула: нак там рабо­ таю т ее подруги, ее звено, ее брига­ да? Не случилось ли какой заминки? Все ли в порядке? Ч увствовалось (да Нина Михайловна и не снры вала это), что не пр ивы кла она тр ати ть рабо­ чее время на разговоры. Не пр ивы к­ ла и ке умеет. Может, оттого и во всей бригаде настрой такой — дело­ вой, трудолюбивый, требовательный? Слово — передовику «Назову всю бригаду» Наверное, мало кто из моряков, работая на промыс­ ле с тралом, задумывается над тем, сколько труда и сил В это орудие лова вло­ жено. А между’ тем, труд наш к легким отнести нель­ зя, хотя и работают у нас на фабрике в основном жен­ щины. Трал или траловый мешок нужно вначале скроить (а это большое ис­ кусство), потом сшить, а уж затем оснастить. Раньше у нас в отделе­ нии все эти операции выпол­ няли специализированные бригады. Одни — только шили, другие — тольно кроили и так далее. Чем хорошо было такое разделе­ ние? Тольно тем, что работ­ ницы в совершенстве владе­ ли своей операцией. Только своей! И старались поболь­ ше на своем месте сделать. А как там дальше их про­ дукция идет — мало кого интересовало. И вот два года назад семь мелких специализиро­ ванных бригад в отделении реорганизовали в две номп- ленсные. В одной стала бригадиром я, в другой — замечательная наша работ­ ница Г. В. Хамицкая. Брига­ ды стали работать на единый наряд. Не сразу, конечно, привыкли мы к новой форме организации труда, но сей­ час уже можно сказать, что многое в отделении измени­ лось к лучшему. Выросла производительность труда, интереснее стало трудиться. Особенно теперь, когда вся бригада стала работать по полному технологическому циклу и заработок начисля­ ется по конечной продук­ ции, то есть по готовым тралам и готовым траловым мешкам. Бригада у нас большая — семьдесят человек, раз­ бита на четыре звена. В ка­ ждом свой звеньевой. Это моя, бригадира, опора и под­ держка. Е. И .- Кривлева, В. И. Бабаева, В. П. Тип- ченко, JI. А. Сорокина — не тольно сами работницы отличные, но и других учат, своим примером подталкива­ ют. Со стороны может пока­ заться, что слияние звеньев в бригаду мало что измени­ ло. Мол, так же одни кроят, другие шьют. Но на деле-то совсем не так! Поскольку мы теперь одна бригада и работаем на один наряд, то есть возможность маневри­ ровать людьми, расставлять их так, как требует произ­ водство. Работать у нас интересно И приятно, хоть н нелегко. Главное, что коллектив стабильный, дружный. Но- вични прямо с улицы к нам практически не приходят — работа в нашем отделении не простая, чтобы к ней при­ норовиться, надо вначале обкатку в неводном отделе­ нии пройти. Поэтому особых проблем с обучением нович- иов у нас не возникает. Конечно, когда такая по­ мощь нужна, сделаем все, что нужно. К примеру, ког­ да переводили к нам в тра­ ловое комсомольско-молодеж­ ную бригаду с неводного участка, так мой замести­ тель Л. А. Сорокина месяц рядом с ними_хтояла, тонкос­ тям нашего дела учила. В своем отделении сорев­ нуемся мы с бригадой Г. В. Хамицкой. Знаете, как это помогает! У Хамицкой брига­ да сильная, умелая. Можно даже сказать, сильней, чем наша. Вроде, весь месяц идем на равных, а потом они нас на процент или на десятую часть процента об­ гонят. Редко когда нам уда­ ется их перегнать. Это, ко­ нечно, очень хорошо, что у нас такие сильные соперни­ цы. Иначе — неинтересно. Соревнование между бригадами — дело серьез­ ное. И чтобы быть к нему все время готовым, нужны ежедневные маленькие со­ ревнования внутри бригады, внутри звена. Тут уж рабо­ чий азарт просыпается. Я как-то встала рядом с М. В. Ненаховой на сшивке. Смот­ рю, она на один шов боль­ ше моего сделала. Нет, ду­ маю, так не пойдет. А тут кто-то меня позвал. Пона по своим бригадирским делам бегала, у Ненаховой уже шесть «лишних» швов... На­ до догонять. Бригадир-то я неосвобожденный, надо и норму давать. Да и как я могу от своей напарницы от­ стать? Догнала-таки! Правда, устала в тот день очень. Знаете, если себе послаб­ ление сделаешь, с других потом уже строго не спро­ сишь. А у нас в бригаде, по­ скольку оплата по конечно­ му результату, все должны работать одинаково хорошо. Как-то недавно собрались обсуждать КТУ. Смотрим, а у одного нашего звена про­ цент выполнения плана меньше всех — 110— 112. Казалось бы, о чем разговор, и так план перевыполнили! Но дело-то в том. что дру­ гие звенья на 140 тот же план сделали. Значит, одни — в полную силу работали, а другие — с прохладцей. Не пойдет! Снизили им КТУ. Что вы думаете, задело это их? А нак же. Уже в следу­ ющем месяце на десять про­ центов больше сделали! Еще раз повторю: рабо­ тать у нас интересно и при­ ятно. Одно только тормозит нас и с ритма сбивает: пло­ хое снабжение материалами. На трал нужен целый набор разных делей, но, как прави­ ло, то одной, то другой в на­ личии нет. Вот и начинается беготня с заменой... Меня просили, чтобы на­ звала я лучших своих ра­ ботниц, передовиков. Так вот выбрать мне трудно, ра­ ботают все отлично, думаю, не ошибусь, если, назову всю бригаду. Н. КО ЗИЦЫНА, брш адор фаСрини орудий О сенне -зимняя п у т и н а-84 М ЕН Е Е Ч ЕМ Ч Е Р Е З МЕСЯЦ, 1 сентября, начнется осенне-зимняя мойвенная путина 1984 года. Она име­ ет ряд характерных особенностей, основные принципы ко­ торых были заложены на состоявшейся в Москве очеред­ ной сессии смешанной советско-норвежской комиссии по рыболовству. О работе этой сессии еженедельник уже рас­ сказывал в интервью с начальником управления внешних сношений и генпоставок Министерства рыбного хозяйства СССР В. К. Зилановым. Сегодня, в преддверии рыбацкой страды, мы предостав­ ляем слово старшему госинспектору по конвенционному ры­ боловству «Мурманрыбвода» Е. Г. Павловскому. С учетом рыбных запасов О С ЕНН ЯЯ мойвенная путина 1984 года от­ кроется позднее, чем обыч­ но. Дело в том, что массо­ вый выход личинок прихо­ дится на июнь, Напрнмер. в Мотовском заливе вынлев мойвы из икры наблюдается в двадцатых числах первого летнего месяца. К августу— сентябрю личинки превра­ щаются в молодь длиной 4—6 сантиметров. Именно такая мойва встречается У Западного Шпицбергена, на Медвежинской банке, у ост­ рова Надежды и в других районах Баренцева моря. Смешиваясь с половозрелой рыбой, молодь образует на­ гульные скопления, диф­ ференциация которых по размерно-возрастным груп­ пам происходит в основном в августе. Естественно, что более позднее начало пути­ ны позволит молоди мойвы вырасти до промыслового размера или близкого к не­ му. Смешанная советско-нор- вежская комиссия по рыбо­ ловству установила общий допустимый улов мойвы на 1984 год в объеме 1,5 мил­ лиона тонн. Для сравнения можно сказать, что на ми­ нувший год он был опреде­ лен в 2,4 миллиона тонн. Уменьшение общего допус­ тимого улова объясняется тем, что запасы баренцево- морской популяции мойвы снижаются именно из-за при­ лова ее молоди, и поэтому перенос начала промысла на более поздний срок является еще одной из рыбоохранных мер, которая будет способ­ ствовать увеличению запа­ сов рыбы. Конечно, начав путину даже 1 сентября, промыс­ ловик не застрахован от прилова молоди мойвы. В этом случае все зависит от слаженной работы команды. Определил технолог или ма­ стер по обработке, что в очередном тралении или за­ мете процент мойвы длиной менее 11 сантиметров со­ ставляет более 10 процентов по счету — сразу нужно сообщить об этом на судо­ вой мостик. То есть при­ нять необходимые меры к изменению района промыс- вы. ла, отойдя от места преды­ дущего траления или заме­ та на пять миль. Во время работы сессии смешанной советско-нор­ вежской комиссии предста­ вители обеих сторон были серьезно озабочены продол­ жающимся снижением запа­ сов трески и пикши, хотя в предыдущие годы отмече­ но появление их урожайных поколений. Поэтому промы­ словики должны очень вни­ мательно относиться к при­ лову молоди тресковых. Еще нет конкретных правил, рег­ ламентирующих количество данного прилова, как это сделано, например, на про­ мысле креветки. Но хочется пожелать, что­ бы рыбаки ориентиро­ вались на вылов не более 50 экземпляров молоди трески и пик­ ши на одну тонну мой- Если анализ очередно­ го улова покажет значитель­ ный улов молоди треско­ вых, то опять-таки нужно сразу сообщить об этом капитану, а рыбу выпус­ тить в море. Когда при­ ловы маломерной мойвы или тресковых оказываются больше разрешенных даже при смене места промысла, надо обязательно сообщить об этом руководителю пром- района. В орудиях лова измене­ ний нет. По-прежнему в со­ ветской экономической зоне Баренцева моря И за ее пределами (исключая нор­ вежскую экономическую зо­ ну) мойву можно промыш­ лять неводами, а также пе­ лагическими тралами с трех­ слойными мешками с соот­ ветствующим размером ячеи. Хочется верить, что про­ мысловики должным обра­ зом отнесутся к охране рыб­ ных запасов и осенне зим­ няя мойвенная путина 1984 года будет этому подтвер­ ждением. За стабильность П РОШЛО ПЯТЬ ЛЕТ со дня ввода в эксплуа­ тацию флагмана нашего фло­ та БМ РТ «Александр Бори­ сов». За это время экипаж по всем показателям успеш­ но справился с программой совершенных научно-поиско­ вых рейсов. Только в послед­ нем рейсе нами были обна­ ружены 32 концентрации рыбы, практически освоен новый район промысла став­ риды. В чем же секрет ста­ бильной работы команды? Прежде всего админист­ рация и партийная организа­ ция судна твердо усвоили, что очень важно в первые дни формирования рыбацко­ го коллектива настроить ка­ ждого моряна на творчеений подход к делу. В этом — половина успеха. Печально, но факт, что текучесть кадров в целом по нашему управлению велика. Так, из 52 капитанов, за­ крепленных за судами, се­ годня на своих траулерах хо­ дит 31 человек, из 5о стар­ ших механиков — 26, из 32 первых помощников ка­ питанов — 9. Сменяемость комсостава после каждого рейса составляет около 40 процентов, а рядового — до 80 процентов. С августа 1980 года пар­ тийная организация нашего траулера взяла твердый курс на стабилизацию экипажа. Причем мы не пытались за­ крепить на судне только ПОСТОРОННИМ лучших. Обычно уже сло­ жившийся коллектив (хочет того или не хочет новичок) заставляет каждого жить единой заботой о результа­ тах общего дела. Вчерашние молодые специалисты через несколько рейсов становятся опытными матросами, мото­ ристами, электриками и, как правило, хорошими вос­ питателями. Более серьезно начинают относиться к своей деятельности, к вве­ ренному судовому оборудо­ ванию, потому что люди зна­ ют, что в следующем рейсе им надо будет работать на тех же механизмах, жить в той же каюте. А летунам, прямо скажем, дела нет до этого. Добрые плоды дала нача­ тая работа в коллективе штурманской службы судна. От четвертого до второго по­ мощника капитана «вырос» В. М. Власов, от второго до старшего помощника — О. С. Фатеев. Стабильно, с сознанием дела трудится тре­ тий помощник капитана В. В. Молотокас. Это надежные товарищи. Они не допуснают в своих действиях ни одно­ го промаха, четко обеспечи­ вают безаварийную работу. Очень важный участок — машинное отделение. Но здесь, к сожалению, у нас за пять лет сменилось шесть старших механиков и столь­ ко же вторых. Не удалось закрепить и членов электро- группы. Результат не зам о ­ лил сказаться. Судно име.то две крупные аварии главно­ го двигателя, одно аварий­ ное происшествие. Можно и нужно, конечно, винить в этом администрацию трауле­ ра. Но постоянно в рейсовых отчетах, да и в моем объяс­ нении «Севгосрыбфлотинс- пекции» указывалось на не­ обходимость закрепления кадров механической служ­ бы. Нельзя сказать, что руко­ водители управления и пар­ тийный комитет «Севрмб- промразведки» не поддер­ живали нас. Вопрос о созда­ нии стабильного экипажа на БМ РТ «Александр Бори­ сов» неоднократно поднимал­ ся за последние годы на со­ вете директоров ВРПО «Севрыба», на парткомах, а в октябре 1983 года на бас­ сейновом совещании. И вот в ноябре, будучи в море, мы получили долгожданную радиограмму от бывшего за- 3 августа РЫБНЫЙMYPMAH

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz