Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА НОВАЯ РУБРИКА ------------------------ Пути повышения эффективности работы флотов, укрепле­ ния дисциплины и порядка на производстве, совершенство­ вания бригадных форм организации труда «г- эти и многие другие важные вопросы не сходят с повестки дня. Решения декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС далн мощный стимул дальнейшего развития творческой активности трудя­ щихся, энергичного поиска резервов. Добиваясь сверхпла­ нового повышения производительности труда на один про­ цент и снижения себестоимости продукции на 0,5 процента, рыбаки и их смежники создают своеобразный резерв для успешного выполнения пятилетних заданий. Сегодняшним выступлением главного инженера ВРПО «Севрыба» Сергея Васильевича Киреева мы открываем Но­ вую рубрику « К ЛЮ Ч Е В А Я ПРОБЛЕМА». Редакция наме­ рена предоставить слово ведущим специалистам флотов и береговых предприятий Северного бассейна. Тема нынеш­ него материала — проблемы рачительного, бережного отно­ шения экипажей к судам и механизмам. ны автоматикой. И надежная 4» работа 'во многом способ­ ствует сбережению матери­ ально-энергетических ресур­ сов. Одним из важнейших уст­ ройств в системе топливопод- готовки главного двигателя является вискозиметр. Хорошо отрегулированный, он позво­ ляет уйти от многих бед, так хорошо знакомых специалис­ там при использовании сред­ невязких сортов топлива. Стар­ ший механик Гибс постоянно держит это обстоятельство в поле своего зрения и настав­ ляет подчиненных следовать тому ж е золотому правилу. К слову сказать, это явилось В ЗА ПО Л Я РЬЕ создан круп­ ный рыбопромышленный комплекс, который дает стране более 20 процентов всей вырабатываемой отрас­ лью пищевой рыбной продук­ ции и 'б о лее 15 процентов об­ щего объема производимой рыбной муки. За годы деся­ той и одиннадцатой пятилеток флот Северного бассейна по­ полнился большим отрядом крупнотоннажных высокомеха­ низированных траулеров типа «Горизонт», «Иван Бочков», «Баренцево море», среднетон­ нажных сейнеров-траулеров «Альпинист», «Орленок». Осуществляются модерниза­ ция энергетических установок на БМРТ типа «Алтай» с за­ меной главных дизелей на бо­ лее надежные и менее трудо­ емкие в обслуживании, уста­ новка новой навигационной, рыбопоисковой и рыбообраба­ тывающей техники на судах старой постройки. Введены новые мощности по изготовлению продукции улучшенного ассортимента на М урманском и Архангельском рыбокомбинатах. На М урм ан­ ской судоверфи завершается строительство докового цеха. На южных причалах рыбного порта начато строительство нового завода междурейсового ремонта судов. В текущем го­ ду приступим к возведению электроремонтного цеха на Архангельском ССЗ. На промысловых судах и плавбазах сегодня вырабаты­ вается 77 процентов товарной продукции, 86 процентов объ­ ема пищевой продукции в на­ туральном выражении, 54 процента консервов и 78 про­ центов рыбной муки. Неизмеримо улучшились ус­ ловия труда и отдыха м ор я­ ков. В их распоряжении удоб­ ные каюты, салоны, бани, прачечные, спортивные пло­ щадки, теплые рыбофабрики с высоким уровнем механиза­ ции труда. Активно внедря­ ются прогрессивные схемы эксплуатации судов, позволя­ ющие морякам по окончании рейса полностью отгуливать накопленные выходные дни. Обслуживание судов в пор­ тах осуществляется подмен­ ными и ремонтно-подменными командами без участия лич­ ного состава основных экипа­ жей. Однако, несмотря на обнов­ ление, возраст флота в целом остается высоким и показате­ ли его использования в по­ следние годы ухудшаются. Поэтому сегодня как никогда важнейшей задачей судовых экипажей является сохранение технического состояния судов на должном уровне, сокраще­ ние непроизводительных п р о ­ стоев в ремонте, в портах и в море. Н А С УД А Х БАСС ЕЙН А не­ мало специалистов, кото­ рые содержат свои заве­ дования в прекрасном со­ стоянии, рачительно и по-хо- зяиски относятся к тем ог­ ромным материальным Цен- C. В . КИРЕЕВ , ГЛАВНЫЙ ИНЖ ЕН ЕР ВРПО «С ЕВРЫ БА » ностям, которые им доверя­ ются. Как известно, тон в ра­ боте машинных команд за­ дают старшие механики. От их умения найти подход к лю ­ дям, объяснить, как нужно беречь, сохранять судозую технику, зависит успех всего дела. Назову некоторых из них. Например, старшего м е­ ханика СТР «Богучар» Анато­ лия Ивановича Ялоша и стар­ шего механика СТР «Светло- аодск» Вячеслава Борисовича Шкарупу. На этих судах практически нет нарушений в эксплуата­ ции энергетических установок. Ремонт и профилактика меха­ низмов проводится точно по утвержденному графику. В работе не существует мело­ чей. Для иных неотрегулиро­ ванный главный двигатель ка­ ж ется несущественной сторо­ ной дела. Для Ялоша и Шка- рупы — это недопустимое производственное упущение. Пока дело не будет доведе­ но до конца, они не успо­ коятся. И это понятно: неот­ регулированный двигатель не разовьет проектной мощнос­ ти. Другой пример. На трауле­ ре «Сергей Макаревич» стар­ шим механиком работает Бо­ рис Михайлович Гибс. Суда этого типа буквально насыще- однои из основных причин, что при безусловном выпол­ нении рейсовых заданий ма­ шинная команда судна имеет значительную постоянную эко­ номию мазута. Старший механик БМРТ «Град» Александр Владимиро­ вич Шарлай также в числе тех, кто умеет организовать работу машинной команды так, что к техническому со­ стоянию вверенной ему тех­ ники со стороны механико-су­ довой службы замечаний не бывает. К теплотехнической работе Шарлай относится, м о ­ жно сказать, с пристрастием. Для него не существует сек­ ретов при анализе работы двигателей. Умело пользуясь технической литературой, внедряя передовой опыт, он приучает молодых механиков к мысли, что старых механиз­ мов и двигателей нет. Сущест­ вуют только неумелые руки и нежелание серьезно подумать над возникшей проблемой. В М урманском траловом флоте работает на БАТ «М ар­ шал Еременко» стармех Алек­ сандр Ф едорович Леонтьев. На протяжении многих лет машинные команды, возглав­ ляемы е им, производили сда­ чу своих заведований Регист­ ру ССС Р с первого предъяв­ ления. В чем здесь дело? Александр Ф едорович отно­ сится к типу людей беспокой­ ного характера. Сам многое умеет и многое знает. Имея большой производственный опыт, всегда внимательно сле­ дит за новинками технической литературы. Проблемы пере­ расхода циркулярного масла главных двигателей для него не существует, хотя известно, какая это серьезная задача. Четко организованный масло- контроль, эксплуатация сис­ тем и обеспечивающих меха­ низмов на рекомендованных режимах позволяют ему вы ­ бирать единственно правиль­ ные решения. Подобных примеров хозяй­ ского отношения к судовому оборудованию можно привес­ ти еще немало. Хочется отметить такие су­ да и коллективы, как БАТ «Адмирал Колышкин» (стар­ ший механик А. Е. Смирнов), БАТ «Генерал Радзиевский» (И. А. Ботвенко), БМРТ «Вер- ховина» (И. И. Прядко), БМРТ «Каракумы» (А. П. Баркалов), БМРТ «Верхояны» (А. И. Хо- рев), ПСТ «Закаменск» (А. А. Архипов), ПСТ «Моздок» (В. М. Клюев), РПК-7 М урм ан­ ского тралового флота (И. Н. Семененко) и другие. Харак­ терным для них является то, что старшие механики работа­ ют здесь со дня принятия судна и весь состав машин­ ных команд отличается завид­ ной стабильностью. Именно стабильность экипажа и ма­ шинный команд дали возм ож ­ ность сохранить эти суда в хорошем техническом состоя­ нии. В ТО Ж Е ВРЕМЯ на судах бассейна имеют место и другие примеры, факты безобразного, безответствен­ ного отношения к делу со стороны судовых специалис­ тов, невыполнения ими пря­ мых служебных обязанностей, нехозяйского отношения к судну и своему заведованию. Посмотрите на отдельные наши новые суда, прошедшие через руки нерадивых хозя­ ев. Их техническое состояние, внешний облик лучше всего характеризуют отношение не­ которой части моряков к до­ рогостоящей технике, их рва­ ческие настроения, стремле­ ние выполнить план любой ценой, заработать побольше, а после меня хоть потоп. Особенно плохо содержат­ ся на судах заведования стар­ ших помощников капитана, которые обслуживаются лица­ ми палубной Команды. Ана­ лиз ремонтных ведомостей ряда судов показал, что на приведение в надлежащее со­ стояние водонепроницаемых закрытий, люков, помещений, устройств и корпусов судов приходится 8— 10 процентов общего объема ремонта. В течение первого полуго­ дия 1984 года на судах допу­ щено 20 случаев повреждений судовых технических средств, в их числе 2 аварии. Потери промыслового времени, затра­ ченного на устранение послед­ ствий этих аварийных повреж ­ дений, составили 140 судо-су- ток, общие убытки от них — свыше миллиона рублей. О с­ новными причинами повреж ­ дений явились невыполнение требований нормативных до­ кументов со стороны лиц су­ дового состава, отсутствие контроля за работой и состо­ янием технических средств, не­ выполнение в установленные сроки и в полном объеме р е­ монтно-профилактических м е­ роприятий, предусмотренных документами по системе не­ прерывного технического об­ служивания |СНТО). Безответственное, нехозяй­ ское отношение к судам и су­ довой технике порождает от­ сутствие на флотах твердой политики по закреплению эки­ пажей за конкретными суда­ ми. Д аж е на самых современ­ ных траулерах проекта В-403, построенных в 1979— 1984 го­ дах, старший комсостав не­ стабилен. Так, из 19 старших механиков, принявших суда из новостроя, работают на них только 7. В прямую зависимость от сменяемости ведущих специа­ листов механической службы можно поставить аварию на БМРТ «Михаил Квасников», ко ­ торая произошла 18 апреля 1984 года. В предшествующий период эксплуатации на суд­ на сменилось более 10 стар­ ших механиков и 12 вторых.' Печальную славу в управ­ лении «Севрыбпромразведка» завоевал БМРТ «А лександр1 Борисов». Из-за частой сме-' няемости механиков (ежерей-: сно) и их слабой профессио­ нальной подготовки в 1983 го­ ду неоднократно имели мес­ то повреждения мотылевых подшипников, которые повлек­ ли за собой замену коленча­ того вала главного двигателя. Простой судна составил 280 суток. Ухудшение технического со­ стояния судов, связанное с частой сменяемостью специа­ листов, особенно ярко про­ явилось на судах проекта 394 AM объединения «Мур- манрыбпром», где до недав­ него времени существовала порочная практика закрепле­ ния экипажей не за судами, а за капитанами. При такой организации судно превраща­ ется в проходной двор, до­ пускается обезличка в экс­ плуатации техники, она рабб- тает на износ, увеличиваете!! объем ремонта. Кроме того, для работы этих судов по щекинскому методу было проведено со­ кращение электриков и слеса­ рей из состава судовой р е­ монтной бригады. В результа­ те подорван основной прин­ цип СНТО — ее непрерыв­ ность. Работы по ремонту м е­ ханизмов в запланированные сроки не выполнялись, а на­ капливались до очередного ремонта. Мы сравнили два однотип­ ных судна: БМРТ «Андрей Маркин» Мурманского трало­ вого флота, где такой экспе­ римент не проводился, и БМРТ «Василий Адонкин» «Мурманрыбпрома». Суда-од­ ногодки (построены в 1977 г.| встали в ремонт также одно­ временно в октябре 1982 го­ да, но подошли они к своему первому классификационному ремонту с разными результа­ тами. На тралфлотовском суд­ не объем ремонта составил 60 тысяч смено-часов, тогда как на ремонт мурманрыб- промовского траулера потре­ бовалось 225 тысяч смоно-ча- сов, т. е. в 3,8 раза больше. По каждому судну «М ур­ манрыбпрома» проекта 394 AM потеряно 40 суток сред­ негодового эксплуатационно­ го времени в сравнении с од­ нотипными судами М урм ан­ ского тралового флота, где такой эксперимент не прово­ дился. И придется ещ е при­ ложить много сил, чтобы при­ вести в порядок суда, р або ­ тавшие без постоянного жо- зяина. Поэтому задача руководите­ лей и специалистов флотов — добиться стабильности экипа­ жей при обязательном их за­ креплении за конкретными су­ дами, чтобы люди чувствова­ ли себя не временными ли­ цами, а рачительными хозяе­ вами и бережно относились к вверенной им технике, грамот­ но и безаварийно ее эксплуа­ тировали. А К Д О М О ТЕЧЕСКИЙ , я шхуну обновил и учи­ нил», — так говорили поморы, готовя свое судно к промыслу у Мурманских бе­ регов. И не случайно успех рыбного промысла зависел от крепости судна, его выносли­ вости. Корабль и дом отече­ ский сливались в одно поня­ тие. Долгие месяцы, при лю ­ бой погоде моряк находится на корабле, здесь живет, ра­ ботает, отдыхает. И сегодня старая поморская заповедь остается в сипе. Только от моряков требуется больше знаний, профессионального искусства и той ж е неиссякае­ мой любви к своем у судну, как к отчему дому. I п и з „К 24 августа 1984 гор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz