Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА НОВАЯ РУБРИКА ------------------------ Пути повышения эффективности работы флотов, укрепле ния дисциплины и порядка на производстве, совершенство вания бригадных форм организации труда «г- эти и многие другие важные вопросы не сходят с повестки дня. Решения декабрьского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС далн мощный стимул дальнейшего развития творческой активности трудя щихся, энергичного поиска резервов. Добиваясь сверхпла нового повышения производительности труда на один про цент и снижения себестоимости продукции на 0,5 процента, рыбаки и их смежники создают своеобразный резерв для успешного выполнения пятилетних заданий. Сегодняшним выступлением главного инженера ВРПО «Севрыба» Сергея Васильевича Киреева мы открываем Но вую рубрику « К ЛЮ Ч Е В А Я ПРОБЛЕМА». Редакция наме рена предоставить слово ведущим специалистам флотов и береговых предприятий Северного бассейна. Тема нынеш него материала — проблемы рачительного, бережного отно шения экипажей к судам и механизмам. ны автоматикой. И надежная 4» работа 'во многом способ ствует сбережению матери ально-энергетических ресур сов. Одним из важнейших уст ройств в системе топливопод- готовки главного двигателя является вискозиметр. Хорошо отрегулированный, он позво ляет уйти от многих бед, так хорошо знакомых специалис там при использовании сред невязких сортов топлива. Стар ший механик Гибс постоянно держит это обстоятельство в поле своего зрения и настав ляет подчиненных следовать тому ж е золотому правилу. К слову сказать, это явилось В ЗА ПО Л Я РЬЕ создан круп ный рыбопромышленный комплекс, который дает стране более 20 процентов всей вырабатываемой отрас лью пищевой рыбной продук ции и 'б о лее 15 процентов об щего объема производимой рыбной муки. За годы деся той и одиннадцатой пятилеток флот Северного бассейна по полнился большим отрядом крупнотоннажных высокомеха низированных траулеров типа «Горизонт», «Иван Бочков», «Баренцево море», среднетон нажных сейнеров-траулеров «Альпинист», «Орленок». Осуществляются модерниза ция энергетических установок на БМРТ типа «Алтай» с за меной главных дизелей на бо лее надежные и менее трудо емкие в обслуживании, уста новка новой навигационной, рыбопоисковой и рыбообраба тывающей техники на судах старой постройки. Введены новые мощности по изготовлению продукции улучшенного ассортимента на М урманском и Архангельском рыбокомбинатах. На М урм ан ской судоверфи завершается строительство докового цеха. На южных причалах рыбного порта начато строительство нового завода междурейсового ремонта судов. В текущем го ду приступим к возведению электроремонтного цеха на Архангельском ССЗ. На промысловых судах и плавбазах сегодня вырабаты вается 77 процентов товарной продукции, 86 процентов объ ема пищевой продукции в на туральном выражении, 54 процента консервов и 78 про центов рыбной муки. Неизмеримо улучшились ус ловия труда и отдыха м ор я ков. В их распоряжении удоб ные каюты, салоны, бани, прачечные, спортивные пло щадки, теплые рыбофабрики с высоким уровнем механиза ции труда. Активно внедря ются прогрессивные схемы эксплуатации судов, позволя ющие морякам по окончании рейса полностью отгуливать накопленные выходные дни. Обслуживание судов в пор тах осуществляется подмен ными и ремонтно-подменными командами без участия лич ного состава основных экипа жей. Однако, несмотря на обнов ление, возраст флота в целом остается высоким и показате ли его использования в по следние годы ухудшаются. Поэтому сегодня как никогда важнейшей задачей судовых экипажей является сохранение технического состояния судов на должном уровне, сокраще ние непроизводительных п р о стоев в ремонте, в портах и в море. Н А С УД А Х БАСС ЕЙН А не мало специалистов, кото рые содержат свои заве дования в прекрасном со стоянии, рачительно и по-хо- зяиски относятся к тем ог ромным материальным Цен- C. В . КИРЕЕВ , ГЛАВНЫЙ ИНЖ ЕН ЕР ВРПО «С ЕВРЫ БА » ностям, которые им доверя ются. Как известно, тон в ра боте машинных команд за дают старшие механики. От их умения найти подход к лю дям, объяснить, как нужно беречь, сохранять судозую технику, зависит успех всего дела. Назову некоторых из них. Например, старшего м е ханика СТР «Богучар» Анато лия Ивановича Ялоша и стар шего механика СТР «Светло- аодск» Вячеслава Борисовича Шкарупу. На этих судах практически нет нарушений в эксплуата ции энергетических установок. Ремонт и профилактика меха низмов проводится точно по утвержденному графику. В работе не существует мело чей. Для иных неотрегулиро ванный главный двигатель ка ж ется несущественной сторо ной дела. Для Ялоша и Шка- рупы — это недопустимое производственное упущение. Пока дело не будет доведе но до конца, они не успо коятся. И это понятно: неот регулированный двигатель не разовьет проектной мощнос ти. Другой пример. На трауле ре «Сергей Макаревич» стар шим механиком работает Бо рис Михайлович Гибс. Суда этого типа буквально насыще- однои из основных причин, что при безусловном выпол нении рейсовых заданий ма шинная команда судна имеет значительную постоянную эко номию мазута. Старший механик БМРТ «Град» Александр Владимиро вич Шарлай также в числе тех, кто умеет организовать работу машинной команды так, что к техническому со стоянию вверенной ему тех ники со стороны механико-су довой службы замечаний не бывает. К теплотехнической работе Шарлай относится, м о жно сказать, с пристрастием. Для него не существует сек ретов при анализе работы двигателей. Умело пользуясь технической литературой, внедряя передовой опыт, он приучает молодых механиков к мысли, что старых механиз мов и двигателей нет. Сущест вуют только неумелые руки и нежелание серьезно подумать над возникшей проблемой. В М урманском траловом флоте работает на БАТ «М ар шал Еременко» стармех Алек сандр Ф едорович Леонтьев. На протяжении многих лет машинные команды, возглав ляемы е им, производили сда чу своих заведований Регист ру ССС Р с первого предъяв ления. В чем здесь дело? Александр Ф едорович отно сится к типу людей беспокой ного характера. Сам многое умеет и многое знает. Имея большой производственный опыт, всегда внимательно сле дит за новинками технической литературы. Проблемы пере расхода циркулярного масла главных двигателей для него не существует, хотя известно, какая это серьезная задача. Четко организованный масло- контроль, эксплуатация сис тем и обеспечивающих меха низмов на рекомендованных режимах позволяют ему вы бирать единственно правиль ные решения. Подобных примеров хозяй ского отношения к судовому оборудованию можно привес ти еще немало. Хочется отметить такие су да и коллективы, как БАТ «Адмирал Колышкин» (стар ший механик А. Е. Смирнов), БАТ «Генерал Радзиевский» (И. А. Ботвенко), БМРТ «Вер- ховина» (И. И. Прядко), БМРТ «Каракумы» (А. П. Баркалов), БМРТ «Верхояны» (А. И. Хо- рев), ПСТ «Закаменск» (А. А. Архипов), ПСТ «Моздок» (В. М. Клюев), РПК-7 М урм ан ского тралового флота (И. Н. Семененко) и другие. Харак терным для них является то, что старшие механики работа ют здесь со дня принятия судна и весь состав машин ных команд отличается завид ной стабильностью. Именно стабильность экипажа и ма шинный команд дали возм ож ность сохранить эти суда в хорошем техническом состоя нии. В ТО Ж Е ВРЕМЯ на судах бассейна имеют место и другие примеры, факты безобразного, безответствен ного отношения к делу со стороны судовых специалис тов, невыполнения ими пря мых служебных обязанностей, нехозяйского отношения к судну и своему заведованию. Посмотрите на отдельные наши новые суда, прошедшие через руки нерадивых хозя ев. Их техническое состояние, внешний облик лучше всего характеризуют отношение не которой части моряков к до рогостоящей технике, их рва ческие настроения, стремле ние выполнить план любой ценой, заработать побольше, а после меня хоть потоп. Особенно плохо содержат ся на судах заведования стар ших помощников капитана, которые обслуживаются лица ми палубной Команды. Ана лиз ремонтных ведомостей ряда судов показал, что на приведение в надлежащее со стояние водонепроницаемых закрытий, люков, помещений, устройств и корпусов судов приходится 8— 10 процентов общего объема ремонта. В течение первого полуго дия 1984 года на судах допу щено 20 случаев повреждений судовых технических средств, в их числе 2 аварии. Потери промыслового времени, затра ченного на устранение послед ствий этих аварийных повреж дений, составили 140 судо-су- ток, общие убытки от них — свыше миллиона рублей. О с новными причинами повреж дений явились невыполнение требований нормативных до кументов со стороны лиц су дового состава, отсутствие контроля за работой и состо янием технических средств, не выполнение в установленные сроки и в полном объеме р е монтно-профилактических м е роприятий, предусмотренных документами по системе не прерывного технического об служивания |СНТО). Безответственное, нехозяй ское отношение к судам и су довой технике порождает от сутствие на флотах твердой политики по закреплению эки пажей за конкретными суда ми. Д аж е на самых современ ных траулерах проекта В-403, построенных в 1979— 1984 го дах, старший комсостав не стабилен. Так, из 19 старших механиков, принявших суда из новостроя, работают на них только 7. В прямую зависимость от сменяемости ведущих специа листов механической службы можно поставить аварию на БМРТ «Михаил Квасников», ко торая произошла 18 апреля 1984 года. В предшествующий период эксплуатации на суд на сменилось более 10 стар ших механиков и 12 вторых.' Печальную славу в управ лении «Севрыбпромразведка» завоевал БМРТ «А лександр1 Борисов». Из-за частой сме-' няемости механиков (ежерей-: сно) и их слабой профессио нальной подготовки в 1983 го ду неоднократно имели мес то повреждения мотылевых подшипников, которые повлек ли за собой замену коленча того вала главного двигателя. Простой судна составил 280 суток. Ухудшение технического со стояния судов, связанное с частой сменяемостью специа листов, особенно ярко про явилось на судах проекта 394 AM объединения «Мур- манрыбпром», где до недав него времени существовала порочная практика закрепле ния экипажей не за судами, а за капитанами. При такой организации судно превраща ется в проходной двор, до пускается обезличка в экс плуатации техники, она рабб- тает на износ, увеличиваете!! объем ремонта. Кроме того, для работы этих судов по щекинскому методу было проведено со кращение электриков и слеса рей из состава судовой р е монтной бригады. В результа те подорван основной прин цип СНТО — ее непрерыв ность. Работы по ремонту м е ханизмов в запланированные сроки не выполнялись, а на капливались до очередного ремонта. Мы сравнили два однотип ных судна: БМРТ «Андрей Маркин» Мурманского трало вого флота, где такой экспе римент не проводился, и БМРТ «Василий Адонкин» «Мурманрыбпрома». Суда-од ногодки (построены в 1977 г.| встали в ремонт также одно временно в октябре 1982 го да, но подошли они к своему первому классификационному ремонту с разными результа тами. На тралфлотовском суд не объем ремонта составил 60 тысяч смено-часов, тогда как на ремонт мурманрыб- промовского траулера потре бовалось 225 тысяч смоно-ча- сов, т. е. в 3,8 раза больше. По каждому судну «М ур манрыбпрома» проекта 394 AM потеряно 40 суток сред негодового эксплуатационно го времени в сравнении с од нотипными судами М урм ан ского тралового флота, где такой эксперимент не прово дился. И придется ещ е при ложить много сил, чтобы при вести в порядок суда, р або тавшие без постоянного жо- зяина. Поэтому задача руководите лей и специалистов флотов — добиться стабильности экипа жей при обязательном их за креплении за конкретными су дами, чтобы люди чувствова ли себя не временными ли цами, а рачительными хозяе вами и бережно относились к вверенной им технике, грамот но и безаварийно ее эксплуа тировали. А К Д О М О ТЕЧЕСКИЙ , я шхуну обновил и учи нил», — так говорили поморы, готовя свое судно к промыслу у Мурманских бе регов. И не случайно успех рыбного промысла зависел от крепости судна, его выносли вости. Корабль и дом отече ский сливались в одно поня тие. Долгие месяцы, при лю бой погоде моряк находится на корабле, здесь живет, ра ботает, отдыхает. И сегодня старая поморская заповедь остается в сипе. Только от моряков требуется больше знаний, профессионального искусства и той ж е неиссякае мой любви к своем у судну, как к отчему дому. I п и з „К 24 августа 1984 гор
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz