Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ НАД АРКТИКОЙ Н АЧАЛО X X века озна­ меновалось победным шествием авиации. Первые полеты в декабре 1903 года братьев Уилбера и Орвила Райт в Америке, Сантос- Дюмона, Фармана, Блерио во Франции, первых русских летчиков М. И. Ефимова и С. И. Уточкина в' 1910 году показали большое будущее авиации. С образованием первых оте­ чественны х самопетострои- тельных предприятий стало возмож ным иметь свои само­ леты. Хотя военное ведомство имело несколько модификаций самолетов конструкции р ус­ ских инженеров — Я. М. Гак- келя, С. В. Гризодубова, И. И. Сикорского, В. А. Слесарева, — строили ф ранцузские «Ньюпо- ры» и «Ф арм аны ». К весне 1914 года Россия располагала 300 самолетами. У чились и набирались опыта полетов первые кадры, кото­ рые в основном готовили Гат­ чинская и Севастопольская авиационные ш колы — В. М. А брамович, Е. В. Руднев, Г. В. А лехнович, П. Н. Нестероз, Я. И. Нагурский и другие. Ч е ­ ловек уверенно обретал к р ы ­ лья... История, к сожалеггию, не сохранила в памяти людей имя человека, который пер­ вым высказал мысль об ис­ пользовании авиации в Арк­ тике — может, это был Ф. Нансен, который однаж­ ды говорил о возможности применения самолетов в Арктике для осуществления ледовой разведки. может быть, идея использования самолетов принадлежит на­ чальнику главного гидро­ графического управления генералу Жданко или Яну Нагурскому, который 70 лет назад впервые в Арктике поднял в воздух свой само­ лет. Этому историческому со­ бытию предшествовали тра­ гическая судьба трех рус­ ских полярных экспедиций — Г. Я. Седова на «Св. Фо­ ке» к Северному полюсу, В . А. Русанова на «Герку­ лесе» и Г. А. Брусилова на «Св. Анне» по Северному морскому пути на восток в Тихий океан. Как известно, «Геркулес» и «Св. Анна» вместе с экипажами ушли в неизвестность — спаслись только два человека из экс­ педиции Г. А. Брусилова — штурман В. И. Альбанов и матрос А. Э. Конрад. Толь­ ко «Св. Фока» вернулся в Архангельск в августе 1914 года, но без своего началь­ ника — Г. Я. Седова. Вес­ ной 1914 года, под давле­ нием общественности орга­ низуются поиски этих экспе­ диций. Морское министерст­ во отпустило средства, на которые в Дании и Норвегии закупаются парусно-паровые суда «Герта» и «Эклипс». По плану гидрографичес­ кого управления, «Эклипс» под командованием опытного полярного капитана Отто Свердрупа должен идти на поиски экспедиций Русанова и Брусилова, «Герта», под началом впервые идущего в Арктику капитана первого ранга Нслямова, должна следовать к Земле Франца- Иосифа, где, как предпола­ гали. должен находиться «Св. Фока». Заф рахтованны е пароходы «Печора» и «Андромеда» в ы ­ полняли вспомогательную роль, обеспечивая снабжение обоих судов спасательной экспедиции («Герта» и «Энлипс») продо­ вольствием и углем. Реш ением начальнина гидрографического управления М. Е. Ж д анко при­ нять участие в поиснах эк с­ педиций были приглашены летчики Александров и Евсю- ков, которые шли на «Эклип- се», и Н агурский — на «Гер- те». Самолеты фирмы «Фар- ман» были закуп лены во Франции и находились на судах в ящика-х. Ислямов, о су­ щ ествлявш ий общее руковод­ ство обоими спасательным и экспедициями, с большим скептицизм ом относился к за­ тее использования самолетов з ' поисках пропавших судов. Как-то, во время выхода в рейс «Герты », И слямов заме­ тил Я. Нагурскому: «...Мой до­ рогой, все эти ящ ики вместе с содержимым пригодятся не более как на постройку будки для собаки!». Придя на Новую Землю, к месту последней известной зимовки Седова — в Кресто­ вую губу, самолет Яна На- гурского (9 тяжелых ящи­ ков) с большим трудом вы­ грузили на берег. Здесь пригЪдилась природная сме­ калка механика самолета Е. В. Кузнецова -- мотори­ ста первой статьи Черномор­ ского флота, предложивше­ го для транспортировки ящиков на берег соорудить плот из двух имеющихся в наличии шлюпок «Герты». После выгрузки самолета, снаряжения, продуктов, го­ рючего судно ушло к Земле Франца-Иосифа, а летчику и механику пришлось самим собирать самолет. А это сто­ ило неимоверных усилий: только один из ящиков — кабина с мотором — имел вес более 200 кг. Но вот «Фарман» нако­ нец-то собрали и с трудом на катках из бревен спусти­ ли на воду. Самолет имел необычный для того времени цвет —• красный. По просьбе На­ урского, во Франции его по­ красили, чтобы был хорошо заметен на белом фоне арк­ тической пустыни. До на­ стоящего времени, с легкой руки летчика, самолеты по­ лярной авиации несут на се­ бе этот цвет. И вот наступило 21 авгу­ ста 1914 года, вошедшее в историю, как день первого полета самолета в небе Арк­ тики. Он длился 4 часа 50 минут. Нагурский совершил пе­ релет ' на о. Панкратьева, где совершил посадку на лед. Остров послужил в дальнейшем аэродромом для последующих полетов вдоль северо-западных берегов Но­ вой Земли и в направлении о. Рудольфа. Всего Яном Иосифовичем Пагурским было сделано в то врейя 5 полетов, каждый из которых длился более 4 часов. 25 ав­ густа был совершен полет для оценки ледовой обста­ новки вместе с капитаном «Андромеды» Г. И. Поспе­ ловым. Судно пришло в Крестовую губу с горючим для самолета. Так Г. И. Поспелов стал первым в мире капитаном, совершившим разведку льдов на самолете. По словам Я. Нагурского: «...если бы самолет мог вы ле­ тать на развед ку с места ее («Герты » — А. Г.) стоянии, возможности вы полнения за­ дач экспедиции несомненно бы зозросли. Помимо этого, появились бы реальны е виды на спасение людей из партии Брусилова, судно которого дрейфовало севернее о. Р у ­ дольфа». «Фарм ан», базируясь на Новой Земле и имея воз­ мож ность находиться в возду­ хе не более 5 часов, не мог лететь до о. Рудольф а, про­ д олжительность полета до не­ го была в пределах 14— 15 часов. Два других летчика с «Эклипса» не смогли совер­ ш и ть полеты: Александров разбил свою м аш ину при пер­ вой попытке подняться в воз­ дух, Евсю ков даже не стал собирать свой самолет... После завершения экспе­ диции на Новую Землю в своем рапорте генералу Жданко Я. И. Нагурский писал: ...«Летать в арктиче­ ских странах хотя и тяже­ ло, но вполне возможно, и авиация в будущем может оказать гидрографии боль­ шие услуги в следующих случаях: при рекогносциров­ ке льдов, в открытии новых земель, нахождении и нане­ сении на карту подводных преград, препятствующих судоходству...» Пророческие слова перво­ го полярного летчика полно­ стью оправдались: в 1924— 25 гг. полеты Бориса Чух- новского и других пилотов опять над Новой Землей, затем полеты Михаила Ба­ бушкина в 1926— 27 гг. на ледовой разведке на зверо­ бойных промыслах, героиче­ ское участие советских са­ молетов при спасении экс­ педиций Нобиле в 1928-м и Шмидта в 1934 г., 'транс­ арктические перелеты через Северный полюс в СШ А самолетов Чкалова и Гро­ мова... Но это было уже потом. Несколько слов о Яне На- гурском. Он родился в январе 1888 года в Польше, входившей тогда в состав Российской им ­ перии. В 1909 году получает военное образование в Одес­ ском пехотном училищ е и по­ сле 2-х лет сл уж б ы на Д аль­ нем Востоке заканчивает 1 В се ­ российский аэроклуб, а затем, в 1913 году, Гатчи н скую оф и­ церскую воздухоплавательную ш колу. Л етчик участво вал в первой мировой войне, командуя воз­ душ ным отрядом, дивизионом Балтф лота, был награжден 5 русскими орденами. 17 сентяб ­ ря 1916 года первым в мире совершил м ертвую петлю на гидросамолете М-9. В 1919 году вернулся в Польш у, где рабо­ тал инженером - ко н стр укто ­ ром в области сахарного про­ изводства. Заним ался общ ест­ венной деятельностью . Летом 1956 г. по приглаш е­ нию главного управления СМП Я. И. Н агурский поЗы а л в СССР, где имел мног счислен­ ные встречи с советским и по­ лярным и летчикам и и моря­ ками. Имя Яна Иосифовича На­ гурского, русского летчика, положившего начало аркти­ ческим полетам, хорошо зна­ ют и помнят советские лю­ ди. А. ГАВРИЛКЕВИЧ, действительный член Геог рафического общества СССР. ■MHIIIIIinilllllMllllimUlllllllinillllHHIIlllHlllllllllllinillllllllllllllllllllltllllllllllllinillllllllllHllllllllllllllWIIIIIHIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII П П П П Ш Ш П И Ш Ш И Ш П Ш Ш Ш П Ш П Ш Ш Н Ш П Н П Ш Ш Н Ш И Ш * iji I • ОБЪЯВЛЕНИЯ • РЕКЛАМА • ОБЪЯВЛЕНИЯ * РЕКЛАМА • 1 = tiiiiiiiHiiiiiiiittiiH iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiMiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHMim iiiiiiwiiiiii и п п п ш н н ш ш ш ш ш н н ш ш п п ш м ш ш ш ш и = М У РМ А Н С КО Е ВЫСШ ЕЕ ИНЖ ЕН ЕРНО Е М О РС КО Е УЧИЛИЩ Е ИМЕНИ ЛЕНИНСКО ГО КОМ С ОМ О Л А ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ СЛУШАТЕЛЕЙ НА ПОД ГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ С П Р О М Ы С Л А - В П О Р Т «Е По предварительным дан- — ным диспетчерских служб 5Е флотов, ^ сегодня ожидаются: ПСТ- ^ 1334 «Заставна» («по зеле- з ной»); = завтра: СРТ-847 «Аякс», = БМРТ-132 «Закавказье», СРТ- ~ Ш535 «Сампо» («по зеленой»), ^ плавбаза «Арктика», члены ^ морского подменного экипа- з жа БМРТ «Сергей Макаревич» = ориентировочно самолетом из ^ Москзы рейсом № 2339 (70 ^ человек); = 19 августа: БМРТ-2645 «Су- = лой», СРТ-4441 «Андромеда»; = 20 августа: ПСТ-1356 «Кок- = шайск», СРТ-1505 «Войково» г : («по зеленой»), СТР-205 «Бо- ZZ гучар», БМРТ-426 «Анатолий ~ Бредов» с экипажем БМРТ- — 417 «Всполох», члены морско- ~ го подменного экипажа БМРТ Е «Сергей Макаревич» ориенти- Е розочно самолетом из Моск- Е вы рейсом № 2347 (20 чело- — зек); Е 22 августа: БМРТ-386 «Бело- — морск», РТ-308 «Мичуринск», Е экипаж ППР «Сказочник Ан- Е дерсен» самолетом из Моск- Е вы рейсом № 2341 (78 чело- Е век); Е 23 августа: БМРТ-176 «Зна- Е мя Победы». Подготовительное отделение осуществляет повышение уров­ ня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской мо­ лодежи и создпет ей необходимые условия для поступления в училище. На подготовительное отделение (по очной и заочной формам обучения) принимаю тся передовые рабочие, колхозники, демо­ билизованны е из рядов Вооруж енны х Сил СССР. Направление на обучение выдаю т руководители пром ыш ленны х предприятий, предприятий транспорта и связи , строек, совхозов, колхозов, командование воинских частей. С таж практической работы дол­ жен бы ть непреры вным на данном предприятии (в колхозе) в течение последнего года работы в должности рабочего. Лица, направленные на подготовительное отделение, пред­ ставляют следующие документы: заявление, направление по соответствующей форме с указанием номера протокола и да­ ты производственного собрания, подробную произзодственную характеристику с места работы, автобиографию, копию трудо­ вой книжки, документ о среднем образозании (в подлиннике), медицинскую справку (форма № 236), 7 фотокарточек р азм е­ ром 3x4 (снимок без головного убора). Прием документов на заочное подготовительное отделение с 15 августа, а от плазсостаза — в течение всего календар­ ного года. Зачисление на зочное подготовительное отделение с 15 по 30 сентября. Начало занятий с 1 октября. Срок обу­ чения 10 месяцев. Прием документов на подготовительное отделение по очной форме о бучения с 1 октября. От военнослуж ащ их, демобилизо­ ванных из Вооруж енны х Сил и работников флота — не позднее 15 января следующ его года. СрЬк обучения 8 месяцев. Начало занятий 1 декабря. Слуш атели, успеш но окончивш ие под-отови- тельное отделение, зачи сляю тся на 1 курс дневных ф ак ул ьте ­ тов училищ а по соответствующ ей специальности без сдачи в сту­ пительных экзаменов. Слушатели подготовительного отделения обеспечиваются об щежитием, получают стипендию в размере 56 рублей. Документы вы сы лать по адресу: 183056, г. М урманск, ул. Спор­ тивная, 13, М ВИМ У имени Ленинского комсомола. Справки по телефонам: 7-83-13, 6-67-70 — подготовительное отделение. Л1111111ШШ1ШШШШ1Ш11!1Ш111ШШШШ111111111Ш!1!1ШШ1ШМШ1Ш1Ш11111 11111111111!11111111111111111111111i1111!111111111 П Р И Г Л А Ш А Ю Т Н А Р А Б О Т У УП РАВЛЕНИ Е «СЕВРЫБСБЫТ» маляра 4-го разряда; мастера- приемщика (оклад 115 руб­ лей); электрика З— 4-ro раз­ рядов; кладовщика на вре­ менную работу (оклад 90 руб­ лей); автослесарей 3— 4 раз­ рядов; грузчиков на повре­ менную работу; водителей автомашин и автопогрузчиков; плотников, юриста. В фирменные рыбные ма­ газины «Нептун», «Океан»: грузчиков; уборщиков торго­ вых помещений; младших продавцов-фасовщиков; двор­ ника; художника - оформи­ теля. Обращаться: управление «Севрыбсбыт», отдел кадров, рыбный порт-1, телефон 7-61-83. М О РЕХО Д НО Е УЧИЛИЩ Е = продолжает прием доку- = ментов для поступления на ве- = чернее отделение ММ У им. з И. И. Месяцева на 1984/85 з. учебный год по специальное- ; Ти «Ремонт судов». Прием до- з кументов производится по ; ул. Капитана Егорова, 5. з Справки — по тел. 7-71-86. з Вступительные экзамены бу- з дут проводиться с 10 по 20 з сентября 1984 г. з Без вступительных экзаме- з нов принимаются лица, окон- з чившие среднюю школу или з среднее профтехучилище на ; «4» и «5». 3 д в о р е ц к у л ь т у р ы ; И ТЕХНИКИ ч . : им. С. М. КИ РО ВА : производит набор в коллек- ; тивы художественной само- ; деятельности. Запись производится еже- ; дневно, кроме субботы, с 12 ; до 20 часов, в кабинете № 32, ; 3 этаж, телефон 5-76-45. ; ,IIIIIIMI111 III III III 11 II 11Iill IIIIIIIIIИ11 III IIIIII111П11ППИШИ II11ИМII пin' Редактор С. Н. Д АЩ И Н С К И Й . \ \ т им Адм инистрация, партийная и проф сою зная организации ПТО «Севтехрыбпром» с глубоним прискорбием извещ аю т, что на 53-м году ж изни после продолжительной болезни скончался старейш ий работнин рыбной промыш ленности Мурмана АНТИПИН Александр Филиппович, и вы р аж аю т искреннее соболезнование родным и близким покойного. 183027, Мурманск, ул. Павлова, 21 (второй этаж). ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 6-53-61; заместитель редактора — S-67-03; ответственный секретарь — 6-25-37. ОТДЕЛЫ : партийной жизни и пропаганды — 6-67 03; берего­ вых предприятий — 6-62-15; промышленного рыболовства — & 13-59; писем — 6-44-78; культуры и быта, информации и спорта — 6-02-93; телефон для справок — 6-44-78. Типография издательства обкома КПСС, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. «Рыбный Мурман». Индекс 52832$ Тираж 15.500. Зак. 5855. ПН-05265.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz