Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
ПЕРВЫЙ САМОЛЕТ НАД АРКТИКОЙ Н АЧАЛО X X века озна меновалось победным шествием авиации. Первые полеты в декабре 1903 года братьев Уилбера и Орвила Райт в Америке, Сантос- Дюмона, Фармана, Блерио во Франции, первых русских летчиков М. И. Ефимова и С. И. Уточкина в' 1910 году показали большое будущее авиации. С образованием первых оте чественны х самопетострои- тельных предприятий стало возмож ным иметь свои само леты. Хотя военное ведомство имело несколько модификаций самолетов конструкции р ус ских инженеров — Я. М. Гак- келя, С. В. Гризодубова, И. И. Сикорского, В. А. Слесарева, — строили ф ранцузские «Ньюпо- ры» и «Ф арм аны ». К весне 1914 года Россия располагала 300 самолетами. У чились и набирались опыта полетов первые кадры, кото рые в основном готовили Гат чинская и Севастопольская авиационные ш колы — В. М. А брамович, Е. В. Руднев, Г. В. А лехнович, П. Н. Нестероз, Я. И. Нагурский и другие. Ч е ловек уверенно обретал к р ы лья... История, к сожалеггию, не сохранила в памяти людей имя человека, который пер вым высказал мысль об ис пользовании авиации в Арк тике — может, это был Ф. Нансен, который однаж ды говорил о возможности применения самолетов в Арктике для осуществления ледовой разведки. может быть, идея использования самолетов принадлежит на чальнику главного гидро графического управления генералу Жданко или Яну Нагурскому, который 70 лет назад впервые в Арктике поднял в воздух свой само лет. Этому историческому со бытию предшествовали тра гическая судьба трех рус ских полярных экспедиций — Г. Я. Седова на «Св. Фо ке» к Северному полюсу, В . А. Русанова на «Герку лесе» и Г. А. Брусилова на «Св. Анне» по Северному морскому пути на восток в Тихий океан. Как известно, «Геркулес» и «Св. Анна» вместе с экипажами ушли в неизвестность — спаслись только два человека из экс педиции Г. А. Брусилова — штурман В. И. Альбанов и матрос А. Э. Конрад. Толь ко «Св. Фока» вернулся в Архангельск в августе 1914 года, но без своего началь ника — Г. Я. Седова. Вес ной 1914 года, под давле нием общественности орга низуются поиски этих экспе диций. Морское министерст во отпустило средства, на которые в Дании и Норвегии закупаются парусно-паровые суда «Герта» и «Эклипс». По плану гидрографичес кого управления, «Эклипс» под командованием опытного полярного капитана Отто Свердрупа должен идти на поиски экспедиций Русанова и Брусилова, «Герта», под началом впервые идущего в Арктику капитана первого ранга Нслямова, должна следовать к Земле Франца- Иосифа, где, как предпола гали. должен находиться «Св. Фока». Заф рахтованны е пароходы «Печора» и «Андромеда» в ы полняли вспомогательную роль, обеспечивая снабжение обоих судов спасательной экспедиции («Герта» и «Энлипс») продо вольствием и углем. Реш ением начальнина гидрографического управления М. Е. Ж д анко при нять участие в поиснах эк с педиций были приглашены летчики Александров и Евсю- ков, которые шли на «Эклип- се», и Н агурский — на «Гер- те». Самолеты фирмы «Фар- ман» были закуп лены во Франции и находились на судах в ящика-х. Ислямов, о су щ ествлявш ий общее руковод ство обоими спасательным и экспедициями, с большим скептицизм ом относился к за тее использования самолетов з ' поисках пропавших судов. Как-то, во время выхода в рейс «Герты », И слямов заме тил Я. Нагурскому: «...Мой до рогой, все эти ящ ики вместе с содержимым пригодятся не более как на постройку будки для собаки!». Придя на Новую Землю, к месту последней известной зимовки Седова — в Кресто вую губу, самолет Яна На- гурского (9 тяжелых ящи ков) с большим трудом вы грузили на берег. Здесь пригЪдилась природная сме калка механика самолета Е. В. Кузнецова -- мотори ста первой статьи Черномор ского флота, предложивше го для транспортировки ящиков на берег соорудить плот из двух имеющихся в наличии шлюпок «Герты». После выгрузки самолета, снаряжения, продуктов, го рючего судно ушло к Земле Франца-Иосифа, а летчику и механику пришлось самим собирать самолет. А это сто ило неимоверных усилий: только один из ящиков — кабина с мотором — имел вес более 200 кг. Но вот «Фарман» нако нец-то собрали и с трудом на катках из бревен спусти ли на воду. Самолет имел необычный для того времени цвет —• красный. По просьбе На урского, во Франции его по красили, чтобы был хорошо заметен на белом фоне арк тической пустыни. До на стоящего времени, с легкой руки летчика, самолеты по лярной авиации несут на се бе этот цвет. И вот наступило 21 авгу ста 1914 года, вошедшее в историю, как день первого полета самолета в небе Арк тики. Он длился 4 часа 50 минут. Нагурский совершил пе релет ' на о. Панкратьева, где совершил посадку на лед. Остров послужил в дальнейшем аэродромом для последующих полетов вдоль северо-западных берегов Но вой Земли и в направлении о. Рудольфа. Всего Яном Иосифовичем Пагурским было сделано в то врейя 5 полетов, каждый из которых длился более 4 часов. 25 ав густа был совершен полет для оценки ледовой обста новки вместе с капитаном «Андромеды» Г. И. Поспе ловым. Судно пришло в Крестовую губу с горючим для самолета. Так Г. И. Поспелов стал первым в мире капитаном, совершившим разведку льдов на самолете. По словам Я. Нагурского: «...если бы самолет мог вы ле тать на развед ку с места ее («Герты » — А. Г.) стоянии, возможности вы полнения за дач экспедиции несомненно бы зозросли. Помимо этого, появились бы реальны е виды на спасение людей из партии Брусилова, судно которого дрейфовало севернее о. Р у дольфа». «Фарм ан», базируясь на Новой Земле и имея воз мож ность находиться в возду хе не более 5 часов, не мог лететь до о. Рудольф а, про д олжительность полета до не го была в пределах 14— 15 часов. Два других летчика с «Эклипса» не смогли совер ш и ть полеты: Александров разбил свою м аш ину при пер вой попытке подняться в воз дух, Евсю ков даже не стал собирать свой самолет... После завершения экспе диции на Новую Землю в своем рапорте генералу Жданко Я. И. Нагурский писал: ...«Летать в арктиче ских странах хотя и тяже ло, но вполне возможно, и авиация в будущем может оказать гидрографии боль шие услуги в следующих случаях: при рекогносциров ке льдов, в открытии новых земель, нахождении и нане сении на карту подводных преград, препятствующих судоходству...» Пророческие слова перво го полярного летчика полно стью оправдались: в 1924— 25 гг. полеты Бориса Чух- новского и других пилотов опять над Новой Землей, затем полеты Михаила Ба бушкина в 1926— 27 гг. на ледовой разведке на зверо бойных промыслах, героиче ское участие советских са молетов при спасении экс педиций Нобиле в 1928-м и Шмидта в 1934 г., 'транс арктические перелеты через Северный полюс в СШ А самолетов Чкалова и Гро мова... Но это было уже потом. Несколько слов о Яне На- гурском. Он родился в январе 1888 года в Польше, входившей тогда в состав Российской им перии. В 1909 году получает военное образование в Одес ском пехотном училищ е и по сле 2-х лет сл уж б ы на Д аль нем Востоке заканчивает 1 В се российский аэроклуб, а затем, в 1913 году, Гатчи н скую оф и церскую воздухоплавательную ш колу. Л етчик участво вал в первой мировой войне, командуя воз душ ным отрядом, дивизионом Балтф лота, был награжден 5 русскими орденами. 17 сентяб ря 1916 года первым в мире совершил м ертвую петлю на гидросамолете М-9. В 1919 году вернулся в Польш у, где рабо тал инженером - ко н стр укто ром в области сахарного про изводства. Заним ался общ ест венной деятельностью . Летом 1956 г. по приглаш е нию главного управления СМП Я. И. Н агурский поЗы а л в СССР, где имел мног счислен ные встречи с советским и по лярным и летчикам и и моря ками. Имя Яна Иосифовича На гурского, русского летчика, положившего начало аркти ческим полетам, хорошо зна ют и помнят советские лю ди. А. ГАВРИЛКЕВИЧ, действительный член Геог рафического общества СССР. ■MHIIIIIinilllllMllllimUlllllllinillllHHIIlllHlllllllllllinillllllllllllllllllllltllllllllllllinillllllllllHllllllllllllllWIIIIIHIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII П П П П Ш Ш П И Ш Ш И Ш П Ш Ш Ш П Ш П Ш Ш Н Ш П Н П Ш Ш Н Ш И Ш * iji I • ОБЪЯВЛЕНИЯ • РЕКЛАМА • ОБЪЯВЛЕНИЯ * РЕКЛАМА • 1 = tiiiiiiiHiiiiiiiittiiH iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiMiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiHMim iiiiiiwiiiiii и п п п ш н н ш ш ш ш ш н н ш ш п п ш м ш ш ш ш и = М У РМ А Н С КО Е ВЫСШ ЕЕ ИНЖ ЕН ЕРНО Е М О РС КО Е УЧИЛИЩ Е ИМЕНИ ЛЕНИНСКО ГО КОМ С ОМ О Л А ОБЪЯВЛЯЕТ ПРИЕМ СЛУШАТЕЛЕЙ НА ПОД ГОТОВИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ С П Р О М Ы С Л А - В П О Р Т «Е По предварительным дан- — ным диспетчерских служб 5Е флотов, ^ сегодня ожидаются: ПСТ- ^ 1334 «Заставна» («по зеле- з ной»); = завтра: СРТ-847 «Аякс», = БМРТ-132 «Закавказье», СРТ- ~ Ш535 «Сампо» («по зеленой»), ^ плавбаза «Арктика», члены ^ морского подменного экипа- з жа БМРТ «Сергей Макаревич» = ориентировочно самолетом из ^ Москзы рейсом № 2339 (70 ^ человек); = 19 августа: БМРТ-2645 «Су- = лой», СРТ-4441 «Андромеда»; = 20 августа: ПСТ-1356 «Кок- = шайск», СРТ-1505 «Войково» г : («по зеленой»), СТР-205 «Бо- ZZ гучар», БМРТ-426 «Анатолий ~ Бредов» с экипажем БМРТ- — 417 «Всполох», члены морско- ~ го подменного экипажа БМРТ Е «Сергей Макаревич» ориенти- Е розочно самолетом из Моск- Е вы рейсом № 2347 (20 чело- — зек); Е 22 августа: БМРТ-386 «Бело- — морск», РТ-308 «Мичуринск», Е экипаж ППР «Сказочник Ан- Е дерсен» самолетом из Моск- Е вы рейсом № 2341 (78 чело- Е век); Е 23 августа: БМРТ-176 «Зна- Е мя Победы». Подготовительное отделение осуществляет повышение уров ня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской мо лодежи и создпет ей необходимые условия для поступления в училище. На подготовительное отделение (по очной и заочной формам обучения) принимаю тся передовые рабочие, колхозники, демо билизованны е из рядов Вооруж енны х Сил СССР. Направление на обучение выдаю т руководители пром ыш ленны х предприятий, предприятий транспорта и связи , строек, совхозов, колхозов, командование воинских частей. С таж практической работы дол жен бы ть непреры вным на данном предприятии (в колхозе) в течение последнего года работы в должности рабочего. Лица, направленные на подготовительное отделение, пред ставляют следующие документы: заявление, направление по соответствующей форме с указанием номера протокола и да ты производственного собрания, подробную произзодственную характеристику с места работы, автобиографию, копию трудо вой книжки, документ о среднем образозании (в подлиннике), медицинскую справку (форма № 236), 7 фотокарточек р азм е ром 3x4 (снимок без головного убора). Прием документов на заочное подготовительное отделение с 15 августа, а от плазсостаза — в течение всего календар ного года. Зачисление на зочное подготовительное отделение с 15 по 30 сентября. Начало занятий с 1 октября. Срок обу чения 10 месяцев. Прием документов на подготовительное отделение по очной форме о бучения с 1 октября. От военнослуж ащ их, демобилизо ванных из Вооруж енны х Сил и работников флота — не позднее 15 января следующ его года. СрЬк обучения 8 месяцев. Начало занятий 1 декабря. Слуш атели, успеш но окончивш ие под-отови- тельное отделение, зачи сляю тся на 1 курс дневных ф ак ул ьте тов училищ а по соответствующ ей специальности без сдачи в сту пительных экзаменов. Слушатели подготовительного отделения обеспечиваются об щежитием, получают стипендию в размере 56 рублей. Документы вы сы лать по адресу: 183056, г. М урманск, ул. Спор тивная, 13, М ВИМ У имени Ленинского комсомола. Справки по телефонам: 7-83-13, 6-67-70 — подготовительное отделение. Л1111111ШШ1ШШШШ1Ш11!1Ш111ШШШШ111111111Ш!1!1ШШ1ШМШ1Ш1Ш11111 11111111111!11111111111111111111111i1111!111111111 П Р И Г Л А Ш А Ю Т Н А Р А Б О Т У УП РАВЛЕНИ Е «СЕВРЫБСБЫТ» маляра 4-го разряда; мастера- приемщика (оклад 115 руб лей); электрика З— 4-ro раз рядов; кладовщика на вре менную работу (оклад 90 руб лей); автослесарей 3— 4 раз рядов; грузчиков на повре менную работу; водителей автомашин и автопогрузчиков; плотников, юриста. В фирменные рыбные ма газины «Нептун», «Океан»: грузчиков; уборщиков торго вых помещений; младших продавцов-фасовщиков; двор ника; художника - оформи теля. Обращаться: управление «Севрыбсбыт», отдел кадров, рыбный порт-1, телефон 7-61-83. М О РЕХО Д НО Е УЧИЛИЩ Е = продолжает прием доку- = ментов для поступления на ве- = чернее отделение ММ У им. з И. И. Месяцева на 1984/85 з. учебный год по специальное- ; Ти «Ремонт судов». Прием до- з кументов производится по ; ул. Капитана Егорова, 5. з Справки — по тел. 7-71-86. з Вступительные экзамены бу- з дут проводиться с 10 по 20 з сентября 1984 г. з Без вступительных экзаме- з нов принимаются лица, окон- з чившие среднюю школу или з среднее профтехучилище на ; «4» и «5». 3 д в о р е ц к у л ь т у р ы ; И ТЕХНИКИ ч . : им. С. М. КИ РО ВА : производит набор в коллек- ; тивы художественной само- ; деятельности. Запись производится еже- ; дневно, кроме субботы, с 12 ; до 20 часов, в кабинете № 32, ; 3 этаж, телефон 5-76-45. ; ,IIIIIIMI111 III III III 11 II 11Iill IIIIIIIIIИ11 III IIIIII111П11ППИШИ II11ИМII пin' Редактор С. Н. Д АЩ И Н С К И Й . \ \ т им Адм инистрация, партийная и проф сою зная организации ПТО «Севтехрыбпром» с глубоним прискорбием извещ аю т, что на 53-м году ж изни после продолжительной болезни скончался старейш ий работнин рыбной промыш ленности Мурмана АНТИПИН Александр Филиппович, и вы р аж аю т искреннее соболезнование родным и близким покойного. 183027, Мурманск, ул. Павлова, 21 (второй этаж). ТЕЛЕФОНЫ: редактор — 6-53-61; заместитель редактора — S-67-03; ответственный секретарь — 6-25-37. ОТДЕЛЫ : партийной жизни и пропаганды — 6-67 03; берего вых предприятий — 6-62-15; промышленного рыболовства — & 13-59; писем — 6-44-78; культуры и быта, информации и спорта — 6-02-93; телефон для справок — 6-44-78. Типография издательства обкома КПСС, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. «Рыбный Мурман». Индекс 52832$ Тираж 15.500. Зак. 5855. ПН-05265.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz