Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

• В ГОСТЯХ У МУЗ • Съемки закончены СЕВЕР ПРИВЛЕК КРАСОТОЙ Бесхитростная, строгая красота Крайнего Севера привлекла создателей ново­ го художественного фильма «Манька», съемки которого на днях закончились в Ков- де и Колвице. Фильм этот снят по одно­ именному рассказу писателя Юрия Казакова, многие про­ изведения которого посвя­ щены людям и природе Се­ вера. В главной роли снималась выпускница Щукинского училища Ольга Онищенко. Ее партнер по картине — Александр Карин. Этого ар­ тиста театра и кино многие знают по фильмам «Эскад­ рон гусар летучих», «Ярос­ лав Мудрый», «Россия мо­ лодая», «Главный конструк­ тор» и др. Над созданием новой ки­ ноленты работали члены экс­ периментального молодеж­ ного творческого объедине­ ния при Центральной кино­ студии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Режиссер -постановщик А. Никитин, сценарий Е. Рай­ ской. Прощаясь с гостеприим­ ной кандалакшской землей, руководитель съемочной группы М. J1. Ружанский по­ благодарил местных жителей за теплый прием и большую помощь При создании кар­ тины. Надеемся, что новый фильм о наших земляках привлечет внимание мурман­ чан. А. МИНИНА. Читальный зал М урм анский читатель только что встретился с новой книгой офицера-североморца Евгения Гулидова — «М ежду полуднем и первой звездой». Одним из ее рецензентов был и звестн ы й со­ ветский поэт Константин Банш енкин. Вот его мнение о новой работе Гулидова. ЗОРКОСТЬ ЗРЕЛОСТИ Народные таланты TJ ЕПОДАЛЕКУ ОТ КАН- +* ДАЛАКШИ, в живопис­ ном месте на берегу Белого моря, расположено село Кня­ жая Губа. II славится оно песнями. Прядут женщины шерсть, вяжут народные оде­ жды и поют задушевные, про­ тяжные песни о том,, как о/сдут долгими вечерами поморки мужей с промысла... Несколько лет назад ди­ ректором сельского Дома культуры стала А. И. Кирпа. Ходила она по домам, песни записывала, сказания собира­ ла, а потом создала из жен­ щин фольклорную группу. Теперь они часто собирают­ ся в Доме культуры, вспоми­ нают старинные поморские песни, записывают их на маг­ нитофон, водят хороводы. Не­ редко фольклорная группа выступает перед односельча­ нами, жителями ближайших городов и поселков. Она бы­ ла участницей и III област­ ного фестиваля фольклора. На снимке канда.гакшского журналиста В. Гаркотина од­ на из старейших участниц фольклорной группы сельско­ го Дома культуры села Кня­ жая Е. А. Лангуева. Л. ЛОПАТКО . Библиофилу на заметку ПЕСНИ ПОМОРЬЯ В П Е Р В Ы Е я встретился со " стихами Е. Гулидова де­ вять лет назад, они привлека­ ли свежестью восприятия ми­ ра, четностью, определзнно- стью, свойственной профес­ сионально военным людям. Однако уже и тогда поэт не замыкался в рамках только своей повседневной специ­ альности, что порой случает­ ся с армейскими и флотскими поэтами, — его живо интере­ совало многое другое. И в этой книге Гулидов развива­ ет в себе именно это каче­ ство — широту охвата, где личное и общее, история и современность, детство и зре­ лость переплетены, как/ соб­ ственно, и бывает в естест­ венной, настоящей жизни. Евгений Гулидов, как худож­ ник, обладает остротой взгля­ да, умением сказать, т0 есть афористичностью. Это очень важно. — ...мир возник из тьмы и света. И з света — больше, чем из тьмы. Вот его восприятие. Он говорит о бывшем фрон­ товике, м учающ емся жестокой бессонницей: — Разбудила война в сорок первом И заснуть до сих пор не дает. Сколько здесь вниматель­ ности, сочувствия. Его воен­ ные ощущения (ощущения офицера) проявляются порою неожиданно. Вот — о весне: — Оттепель прошла б ез замечаний... Здесь и улыбка, и стро­ гость, сжатость формулиро­ вок служебных. Поэт воспринимает мир философски: «до чего ж тем­ на вода в январе на дне ко­ лодца». «...Станет светлою она, попадет когда под кры­ шу». Это только деталь, но ей веришь в более широком плане. А эт0 ведь о чьей-то жизни. — Вдоль пашни струится дорога, Зовет и сулит торжество. Свободного времени много, А жизни — всего-ничего. Или — какая удивительная зоркость: ночь, мрак, на миг открылась дверь в доме — и вновь закрыта. — Свет домишко выплеснул во тьму. Как хозяйка — воду из кормта. Книга производит впечат­ ление цельной. Но стихи в ней о разном: о силе истори­ ческих связей, воспитания, о суровой службе воинов-се- вероморцев, о северной ж из­ ни, быте и судьбе, о приро­ де и искусстве. В стихах Евгения Гулидова много доброты, самоиронии, ему свойственно чувство не­ удовлетворенности собой. Встречаются в книге и сти­ хотворения малоудачные («А все же мы в науках преус­ пели»), В целом ж е новая, уж е пятая по счету книга Евгения Гулидова «М ежду полуднем и первой звездой» оставляет самое благоприятное впечат­ ление. Безусловно, она най­ дет своего читателя. Константин ВАНШ ЕНКЦН . О ТВО РЧЕС КОЙ кладо- ® вой В. Г. Лидина есть небольшая, книжка «Норд», редкая ныне в библиофиль­ ском мире. Увидела она свет в 1925 году и вот, десяти­ летия спустя, провела, как поводырь, меня по расшатан­ ным архангельскими тротуа­ рам к домнку сказочника Писахова на Поморской ули­ це, прокатила на шхуне к Канинскому Носу и далее по мурманским становищам. «Мыс Бык» — это по­ весть о бессменных зймов- щиках-маячннках, прикован­ ных жизненными обстоятель­ ствами и родовыми узами к скалистому острову на деся­ тилетия, на всю жизнь. Смотритель' нелюдим, молча­ лив. Даже с молодой женой, которую привез ’семнадцати­ летней девушкой с матери­ на, немногословен. Весь его разговор — о еде, которой хватит до следующего паро­ хода, о керосине для маяка. У нее, молодой жены смотрителя, было все: муж, дом, остров, граммофон, низ­ кое небо и океан. Но сердце давил камень несостоявшей- ся любви, потаенной страс­ ти. И метнулась душа, не дождавшаяся любви и согла­ сия, навстречу сошедшему с парохода капитану Ц1ев- цову, дурковатому Николше, заезжим рыбакам-поморам и, наконец, — навстречу своей судьбе: беснующемуся на острых рифах океану. Люди острова в трудные часы зи­ мовок не сумели помочь ДР УГ другу. Их борьба с по­ ХРАНИТЕЛИ РУССКОЙСТАРИНЫ лярной стихией — это борь­ ба за собственное благопо­ лучие, борьба за собственное выживание. Глубоко противоположны герои другой повести Влади­ мира Лидина «Рыбаки» — норвежец Эриксеп и лопар­ ка Мария. Они, как и маяч- никн с Мыса Бык, держат экзамен перед суровой по­ лярной природой. Молодой рыбак Эриксен телом и ду­ хом возмужал на северных морях. У него нет ни роди­ телей, ни дома. Юная сиротка Мария из соседнего лопарского погос­ та нанимается к Эриксену в работники; ему нужна жен­ щина, которая бы чистила рыбу, сидела на веслах, го­ товила пищу. В море по­ гибли ее отец и брат. Исподволь, за работой и домашними заботами прихо­ дит к этим людям любовь. Мария волнуется и пережи­ вает, ногда Эрнксена нет с охоты. Она плачет, чувст­ вуя конец лета: приплывет пароход и увезет хозяина далено, на родину. Любовь сильнее — и Эриксен оста­ ется. Пароход без него ухо­ дит в Норвегию. Люден об­ венчал студеный ветер с Норда. Эта романтическая исто­ рия имела трагический фи­ нал, как и в ряде других произведений Владимира Ли­ дина цикла «Норд». Конец закономерен, поморы редко умирают своей смертью, их прибирает море. Такова ре­ альность мурманской жизни начала века. Повесть «Рыбаки» приме­ чательна в понимании со­ циально-экономических про­ цессов на Мурманском по­ бережье в X IX — начале X X веков. Это время уси­ ленной колонизации края. Колонисты обзаводились семьями, рыболовными су­ дами, строили дома. Так возникали становища — се­ верные прибрежные посе­ ления: Шельпшю, Гаврнло- во, Рында, Харловка, Тери- берка и другие. С возникно­ вением на Кольском Севере городов, заводов, рыболо­ вецких хозяйств и флотов, стаповшца пустели, разру­ шались. Сейчас сохранились единицы. Произведения из книги «Норд» написаны автором под впечатлением поморских преданий и наблюдений за бывалыми людьми. Часть книги составляют северные очерки. Эти путевые за­ рисовки, вынесенные с маршрута: Вологда — Ве­ ликий Устюг — Архангельск — Мезень — Мурман. От этих мест веет глубокой ста­ риной и забытостыо, ибо в те первые советские годы окраин русского Севера еще слабо коснулись социально- экономические преобразова­ ния нового времени. В ра­ боте н быту люди жили еще прошлым. Однако в облике городов и человеческих от­ ношений приметы нового бы­ ли уже заметны. Книга «Норд» вышла в 1925 году. Она еще не по­ явилась в архангельских ма­ газинах, как принес ее поч­ тальон на Поморскую ули­ цу, где жил художник С. Г. Писахов. Он же — краевед- этнограф. талантливый писа­ тель-сказочник, путешест­ венник, знаток северной куль­ туры. «Писахова знают в Ар­ хангельске, как домик Пет­ ра Великого или памятник Ломоносову. И дом Степа­ на Писахова — это путевая, почтовая станция, которую не минует ни один исследо­ ватель русского Севера». (Лидин В. Сберегатель Се­ вера. — Красная Ннва, 1926, N° 15). Не миновал ее и Владимир Лидин. Дружба Лндниа и Писахова, начавшаяся в 1924 году, длилась десятилетня, до самой смерти художника- сказочпика. «Оберегатель» внимательно отнесся к же­ ланию молодого столичного гостя поездить по Северу, посмотреть, написать о нем. Нередко к новогодыд Пи­ сахов посылал Лидину ар­ хангельские козули — си­ луэтные пряники из ржано­ го теста, украшенные сахар­ ной глазурью. Позднее Ли­ дин сожалел, что не сделал с них фотографий, с этих великолепных образцов пе­ карского творчества, еще ждущего своего исследовате­ ля. Между тем, Писахов снабжал козулями и москов­ ского коллекционера Н. Д. Виноградова, видя в его ув­ лечении серьезное намере­ ние сохранить их для буду­ щего, как память о «слад­ кой» забаве старины. Ныне пытливый потомок может по­ знакомиться с коллекцией Н. Д. Виноградова в Музее этнографии СССР, а в лите­ ратурном наследии Писахова отыщет миниатюрную, как фигуристый пряник, статью «О козулях». Лидину через Писахова открылась прекрасная стра­ на с поэтичным названием Норд. Горький как-то сказал Владимиру Германовичу, что он, побывавший па Севере, счастливый человек. Да. Ли­ дин был счастлив, что уви­ дел северные красоты, по­ знакомился с мужественны­ ми людьми, капитанами, зве­ робоями, а также тем, что в его жизнь вошли сберегате­ ли, подобные Писахову, бла­ годаря которым Север явля­ ется взору приезжего в сво­ ем истинном свете. В. С О РО К А Ж ЕРД Ь Е В , ученый секретарь М урм ан­ ского отделения Географи­ ческого общества СССР. РЫБНЫЙМУРМАН 17 августа 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz