Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
• В ГОСТЯХ У МУЗ • Съемки закончены СЕВЕР ПРИВЛЕК КРАСОТОЙ Бесхитростная, строгая красота Крайнего Севера привлекла создателей ново го художественного фильма «Манька», съемки которого на днях закончились в Ков- де и Колвице. Фильм этот снят по одно именному рассказу писателя Юрия Казакова, многие про изведения которого посвя щены людям и природе Се вера. В главной роли снималась выпускница Щукинского училища Ольга Онищенко. Ее партнер по картине — Александр Карин. Этого ар тиста театра и кино многие знают по фильмам «Эскад рон гусар летучих», «Ярос лав Мудрый», «Россия мо лодая», «Главный конструк тор» и др. Над созданием новой ки ноленты работали члены экс периментального молодеж ного творческого объедине ния при Центральной кино студии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. Режиссер -постановщик А. Никитин, сценарий Е. Рай ской. Прощаясь с гостеприим ной кандалакшской землей, руководитель съемочной группы М. J1. Ружанский по благодарил местных жителей за теплый прием и большую помощь При создании кар тины. Надеемся, что новый фильм о наших земляках привлечет внимание мурман чан. А. МИНИНА. Читальный зал М урм анский читатель только что встретился с новой книгой офицера-североморца Евгения Гулидова — «М ежду полуднем и первой звездой». Одним из ее рецензентов был и звестн ы й со ветский поэт Константин Банш енкин. Вот его мнение о новой работе Гулидова. ЗОРКОСТЬ ЗРЕЛОСТИ Народные таланты TJ ЕПОДАЛЕКУ ОТ КАН- +* ДАЛАКШИ, в живопис ном месте на берегу Белого моря, расположено село Кня жая Губа. II славится оно песнями. Прядут женщины шерсть, вяжут народные оде жды и поют задушевные, про тяжные песни о том,, как о/сдут долгими вечерами поморки мужей с промысла... Несколько лет назад ди ректором сельского Дома культуры стала А. И. Кирпа. Ходила она по домам, песни записывала, сказания собира ла, а потом создала из жен щин фольклорную группу. Теперь они часто собирают ся в Доме культуры, вспоми нают старинные поморские песни, записывают их на маг нитофон, водят хороводы. Не редко фольклорная группа выступает перед односельча нами, жителями ближайших городов и поселков. Она бы ла участницей и III област ного фестиваля фольклора. На снимке канда.гакшского журналиста В. Гаркотина од на из старейших участниц фольклорной группы сельско го Дома культуры села Кня жая Е. А. Лангуева. Л. ЛОПАТКО . Библиофилу на заметку ПЕСНИ ПОМОРЬЯ В П Е Р В Ы Е я встретился со " стихами Е. Гулидова де вять лет назад, они привлека ли свежестью восприятия ми ра, четностью, определзнно- стью, свойственной профес сионально военным людям. Однако уже и тогда поэт не замыкался в рамках только своей повседневной специ альности, что порой случает ся с армейскими и флотскими поэтами, — его живо интере совало многое другое. И в этой книге Гулидов развива ет в себе именно это каче ство — широту охвата, где личное и общее, история и современность, детство и зре лость переплетены, как/ соб ственно, и бывает в естест венной, настоящей жизни. Евгений Гулидов, как худож ник, обладает остротой взгля да, умением сказать, т0 есть афористичностью. Это очень важно. — ...мир возник из тьмы и света. И з света — больше, чем из тьмы. Вот его восприятие. Он говорит о бывшем фрон товике, м учающ емся жестокой бессонницей: — Разбудила война в сорок первом И заснуть до сих пор не дает. Сколько здесь вниматель ности, сочувствия. Его воен ные ощущения (ощущения офицера) проявляются порою неожиданно. Вот — о весне: — Оттепель прошла б ез замечаний... Здесь и улыбка, и стро гость, сжатость формулиро вок служебных. Поэт воспринимает мир философски: «до чего ж тем на вода в январе на дне ко лодца». «...Станет светлою она, попадет когда под кры шу». Это только деталь, но ей веришь в более широком плане. А эт0 ведь о чьей-то жизни. — Вдоль пашни струится дорога, Зовет и сулит торжество. Свободного времени много, А жизни — всего-ничего. Или — какая удивительная зоркость: ночь, мрак, на миг открылась дверь в доме — и вновь закрыта. — Свет домишко выплеснул во тьму. Как хозяйка — воду из кормта. Книга производит впечат ление цельной. Но стихи в ней о разном: о силе истори ческих связей, воспитания, о суровой службе воинов-се- вероморцев, о северной ж из ни, быте и судьбе, о приро де и искусстве. В стихах Евгения Гулидова много доброты, самоиронии, ему свойственно чувство не удовлетворенности собой. Встречаются в книге и сти хотворения малоудачные («А все же мы в науках преус пели»), В целом ж е новая, уж е пятая по счету книга Евгения Гулидова «М ежду полуднем и первой звездой» оставляет самое благоприятное впечат ление. Безусловно, она най дет своего читателя. Константин ВАНШ ЕНКЦН . О ТВО РЧЕС КОЙ кладо- ® вой В. Г. Лидина есть небольшая, книжка «Норд», редкая ныне в библиофиль ском мире. Увидела она свет в 1925 году и вот, десяти летия спустя, провела, как поводырь, меня по расшатан ным архангельскими тротуа рам к домнку сказочника Писахова на Поморской ули це, прокатила на шхуне к Канинскому Носу и далее по мурманским становищам. «Мыс Бык» — это по весть о бессменных зймов- щиках-маячннках, прикован ных жизненными обстоятель ствами и родовыми узами к скалистому острову на деся тилетия, на всю жизнь. Смотритель' нелюдим, молча лив. Даже с молодой женой, которую привез ’семнадцати летней девушкой с матери на, немногословен. Весь его разговор — о еде, которой хватит до следующего паро хода, о керосине для маяка. У нее, молодой жены смотрителя, было все: муж, дом, остров, граммофон, низ кое небо и океан. Но сердце давил камень несостоявшей- ся любви, потаенной страс ти. И метнулась душа, не дождавшаяся любви и согла сия, навстречу сошедшему с парохода капитану Ц1ев- цову, дурковатому Николше, заезжим рыбакам-поморам и, наконец, — навстречу своей судьбе: беснующемуся на острых рифах океану. Люди острова в трудные часы зи мовок не сумели помочь ДР УГ другу. Их борьба с по ХРАНИТЕЛИ РУССКОЙСТАРИНЫ лярной стихией — это борь ба за собственное благопо лучие, борьба за собственное выживание. Глубоко противоположны герои другой повести Влади мира Лидина «Рыбаки» — норвежец Эриксеп и лопар ка Мария. Они, как и маяч- никн с Мыса Бык, держат экзамен перед суровой по лярной природой. Молодой рыбак Эриксен телом и ду хом возмужал на северных морях. У него нет ни роди телей, ни дома. Юная сиротка Мария из соседнего лопарского погос та нанимается к Эриксену в работники; ему нужна жен щина, которая бы чистила рыбу, сидела на веслах, го товила пищу. В море по гибли ее отец и брат. Исподволь, за работой и домашними заботами прихо дит к этим людям любовь. Мария волнуется и пережи вает, ногда Эрнксена нет с охоты. Она плачет, чувст вуя конец лета: приплывет пароход и увезет хозяина далено, на родину. Любовь сильнее — и Эриксен оста ется. Пароход без него ухо дит в Норвегию. Люден об венчал студеный ветер с Норда. Эта романтическая исто рия имела трагический фи нал, как и в ряде других произведений Владимира Ли дина цикла «Норд». Конец закономерен, поморы редко умирают своей смертью, их прибирает море. Такова ре альность мурманской жизни начала века. Повесть «Рыбаки» приме чательна в понимании со циально-экономических про цессов на Мурманском по бережье в X IX — начале X X веков. Это время уси ленной колонизации края. Колонисты обзаводились семьями, рыболовными су дами, строили дома. Так возникали становища — се верные прибрежные посе ления: Шельпшю, Гаврнло- во, Рында, Харловка, Тери- берка и другие. С возникно вением на Кольском Севере городов, заводов, рыболо вецких хозяйств и флотов, стаповшца пустели, разру шались. Сейчас сохранились единицы. Произведения из книги «Норд» написаны автором под впечатлением поморских преданий и наблюдений за бывалыми людьми. Часть книги составляют северные очерки. Эти путевые за рисовки, вынесенные с маршрута: Вологда — Ве ликий Устюг — Архангельск — Мезень — Мурман. От этих мест веет глубокой ста риной и забытостыо, ибо в те первые советские годы окраин русского Севера еще слабо коснулись социально- экономические преобразова ния нового времени. В ра боте н быту люди жили еще прошлым. Однако в облике городов и человеческих от ношений приметы нового бы ли уже заметны. Книга «Норд» вышла в 1925 году. Она еще не по явилась в архангельских ма газинах, как принес ее поч тальон на Поморскую ули цу, где жил художник С. Г. Писахов. Он же — краевед- этнограф. талантливый писа тель-сказочник, путешест венник, знаток северной куль туры. «Писахова знают в Ар хангельске, как домик Пет ра Великого или памятник Ломоносову. И дом Степа на Писахова — это путевая, почтовая станция, которую не минует ни один исследо ватель русского Севера». (Лидин В. Сберегатель Се вера. — Красная Ннва, 1926, N° 15). Не миновал ее и Владимир Лидин. Дружба Лндниа и Писахова, начавшаяся в 1924 году, длилась десятилетня, до самой смерти художника- сказочпика. «Оберегатель» внимательно отнесся к же ланию молодого столичного гостя поездить по Северу, посмотреть, написать о нем. Нередко к новогодыд Пи сахов посылал Лидину ар хангельские козули — си луэтные пряники из ржано го теста, украшенные сахар ной глазурью. Позднее Ли дин сожалел, что не сделал с них фотографий, с этих великолепных образцов пе карского творчества, еще ждущего своего исследовате ля. Между тем, Писахов снабжал козулями и москов ского коллекционера Н. Д. Виноградова, видя в его ув лечении серьезное намере ние сохранить их для буду щего, как память о «слад кой» забаве старины. Ныне пытливый потомок может по знакомиться с коллекцией Н. Д. Виноградова в Музее этнографии СССР, а в лите ратурном наследии Писахова отыщет миниатюрную, как фигуристый пряник, статью «О козулях». Лидину через Писахова открылась прекрасная стра на с поэтичным названием Норд. Горький как-то сказал Владимиру Германовичу, что он, побывавший па Севере, счастливый человек. Да. Ли дин был счастлив, что уви дел северные красоты, по знакомился с мужественны ми людьми, капитанами, зве робоями, а также тем, что в его жизнь вошли сберегате ли, подобные Писахову, бла годаря которым Север явля ется взору приезжего в сво ем истинном свете. В. С О РО К А Ж ЕРД Ь Е В , ученый секретарь М урм ан ского отделения Географи ческого общества СССР. РЫБНЫЙМУРМАН 17 августа 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz