Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ « (...Мне просто хочется ска зать, что нелепо связывать куртку с американской эмбле мой с высшим понятием — Родина. Все это сказка про буржуазную пропаганду в ви де нашивок, наклеек, одежды, дисков... Ну как может отразиться на моем мировоззрении факт, что я, например, хозху в шта нах, на которых нашит этот самый злосчастный американ ский флаг? Или что я купил с рук диск какой-нибудь за падной группы?.. А. К-в>. Из письма в школьный рукописный журнал «Всхо ды» мурманской средней школы № 12. Не помнящие родства.. IT О УТРАМ на останов- “ ке я часто вижу эту девушку. Девушка, что на зывается, хорошо одета. Лайковое кожаное пальто, элегантные сапоги в тон. И белоснежная спортивная ша почка с крупно выведенной надписью «Тойота» (латин скими буквами, разумеется). Шапочка, пожалуй, куда симпатичнее той, что ношу я, связанной в Долю быта «Аметист» и украшенной названием нашего fopofla. Моя и фактурой погрубее, и как-то менее нарядна, что ли, не так смотрится. Сло вом, хороша на девушке ша почка. Только вот одно не укла дывается в голове: что обще го между «Тойотой» и юной мурманчанкой? Зададимся, так сказать, почти гамлетов ским вопросом: что ей «Той ота», что она «Тойоте»? Спору нет, отличные, го ворят, автомобили «Тойота». Да и в целом концерн, их производящий, веников не вяжет. Дисциплина и произ водительность! (А если пло ховато с твоей производи тельностью — ступай за во рота. По это другая тема). Там рабочие перед сменой выстроятся вдоль конвейера смирно да благоговейно, как на молитву, и гимн во славу концерна затянут. (Не в аллегорическом смысле. Бук вально). Споют с чувством и ну «пахать» до седьмого пота, опять же во славу и процветание «Тойоты». И реклама в концерне на высоте, будьте уверены. Американцев, этих признан ных спецов по части «купи- продай», теснят. Так что, с одной стороны, в услугах нашей знакомой «Тойота» едва ли нуждает ся. Но главное: с какой все- таки стати рекламировать этой девушке «Тойоту»? Возьмем в расчет хотя бы то, что японские автомобили у нас не продаются, вроде и нужды нет их слапмть или порицать. Странновато. ...Город наш Портовый, о замерской жизни многие знают не понаслышке. Рек лама, конечно, там богатая — глаза разбегаются. Но встречалось на Западе такое: движется прямо на тебя по тротуару яркий щит, распи сывающий, скажем, достоин ства каких-то там сэндвичей. Приглядишься, а за щитом — человек. Он и сам, зажа тый между двумя большими размалеванными картонка ми, напоминает сэндвич. Человек-сэндвич. Посочувствовали наши мо ряки бедолаге («жить-то на до») и пошли себе. Да, служить живой рекла мой, поступаться ради куска хлеба своим человеческим достоинством — паршиво, но объяснимо. Ну а реклами ровать в Мурманске япон ские товары как бы на об щественных началах? Мягко говоря, нелепица. Ведь на дежд на вознаграждение сов сем никаких: разве что ка кой-нибудь японец, приехав ший к нам насчет мойвы, обрадованно вскинет фотоап парат... Но не на это же рас считывает девушка? А что мы гадаем? Секрет прост, как секрет полишине ля. Хороша шапочка — вот примитивно реакционных взглядов, и все ее концер ты и записи пропитаны этим духом? Один из организаторов встречи ответил откровенно: — По глупости. Слов, ве роятно, не понимают, а му зыка громкая и вопли по нервам бьют, опять же ритм. Да, и тут «нагрузка». Но «нагрузка» уже с профаши стским душком, и никакие ссылки на собственное мало летство и незнание не заглу шат этого душка. Вот так жизнь связывает вопросы культуры, в том числе ма териальной, с идеологией, по литикой. С твоей позицией. ...Прошлой осенью отды- общеобразователыюй школе. Те, под звездно-полоса тым, рады разделаться с на ми, как, скажем, с Гренадой. Сапожищем морской пехоты. Вспомним, как возликовали тогда ура-патриоты, размаха лись флагами и флажочка- ми: победа! Еще бы не побе да, слон одолел мышонка. Даже у их самых верных друзей, поднаторевших в по добных делах, первой реак цией на событие было — отвращение. Они бы с нами рады, как с Гренадой. Морской пехо той. Впрочем, имеются вещи посерьезнее морской- пехо ты. Только боятся: дадим сдачи. Сейчас пытаются 'ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ и ответ. А «Тойота» — это как бы... в нагрузку. Не сво дить же, в самом деле, над пись. А возможно, что имен но она и есть основной то вар? А в нагрузку — шапоч ка? Ведь вон, смотришь, дрянная куртка (целлофан, «рупь» красная цена), «на грузка» — сигареты «Маль боро». А там мотоцикл «Хон да», какое-то непонятное «Молоко для чемпионов». А это что за броская надпись на пакете в руках у дородной дамы? Вспомним подзабы тый английский: «Для гряз ного белья. Отель «Симон». Да... Тут, кажется, очевид ная вышла промашка, неве жество подвело. Не беда, главное — «загранично»! Вот шествует по централь ному проспекту парень. Ш рукаве синтетической куру- ки — британский флаг, йа груди — тоже. Откуда он родом, «сей гордый брит»? Из Шотландии, Уэльса, са мой Англии? «Акцент» вы дал: из-под Вологды. — Как на корове седло, — покачала в сердцах голо вой вослед «бриту» пожилая женщина... Сказано, конечно, грубо вато. В народе есть, не знаю, более мягкое ли, но более точное выражение: Ива}!, родства не помнящий. «Фирменный знак» насилия ...Довелось присутство вать на встрече дружбы сту дентов музучилшца с ровес никами из Ф Р Г . Среди мно гих вопросов, которые за давали гости, был и такой: — Мы как-то шли по Мур манску и услышали записи группы «Чингисхан». Поче му они звучат у вас? Ведь эта группа крайне правых, хал в Крыму. Там, в один из ясных сентябрьских дней, нежилась рядом с'1нами, ле ниво посматривая на деву-' шек, группа загорелых спортсменов в одинаковых синих «фирменных» кепоч ках с длинными козырьками. На кепочках -— звездно-по лосатый флаг. Вечером того же дня из программы «Время» мы уз нали об инциденте с южно- корейским самолетом. В кад рах хроники заходились в хорошо отрепетированной истерике, рвали на себе во лосы, лили (крупным пла ном) слезу люди, тщатель но, скрупулезно разработав шие сценарий направленной против нас провокации с на стоящей гибелью в финале десятков своих соотечествен ников. Какое же зло они планируют нам, по их сло вам, «империи зла», если ра ди этого не жалеют своих, невинных?! ...Какой-то американский ура-патриот, владелец забе галовки, под улюлюканье бесновавшейся толпы «нака зывал» русских, нас с вами: выливал русскую водку в море. А уж толпа вовсю размахивала звездно-полоса тыми флагами, флажками, флажочками... Подумалось: попадись этим ура-патрио там, да просто появись где- нибудь на пляже во Флори де в кепочке с нашим фла гом, снимут кепочку вместе с ГОЛОЕОЙ. Тот школьник, письмо ко торого — в начале заметок, предвидел подобный аргу мент и заранее отмахнулся: байки, мол. Очевидная слепо та. Не байки. Пусть спро сит у ребят, служивших в Афганистане. Пусть вспом нит событие свежее некуда: с танкером «Луганск». По ртом его приписки вполне мог быть Мурманск, а зваться танкер «Весьегонск» или «Кропоткин». А ране ным моряком мог быть -че ловек, чей сын учится в 12-й мурманской средней взять на измор. С земли шантаж не выходит — про буют из космоса. Не мыть ем — так катаньем. Поэто му между делом не гнуша ются мелочью, нашептыва ют: «У нас тряпки самые лучшие. У нас не только тряпки самые лучшие. У нас все самое лучшее. Все. От тряпок — до президен та». Так что вовсе не впадает в «квасной патриотизм» тот, кто разделяет недоуме ние: почему порой на груди наших спортсменов рядом с гербом СССР красуется эм блема, скажем, фирмы «Ади дас»? Уж очень неравнознач ны эти два знака, не место им рядом. Или почему воз можно появление на эстраде ВИ А «Земляне» в комбине зонах, помеченных «в на грузку» чуждым флагом? Все-таки в иллюминаторе должна быть видна прежде всего родная земля... Родная. V советских- собственная гордость! Прямо в лоб сегодня спра шивает жизнь: с кем ты? И ссылки на инфантильность все реже принимаются в рас чет. И отношение к чуждым нам знакам и символам мо жет быть только однознач ное: непримиримое. Сегодня звездно-полосатому флагу в нашей жизни не место. Вро де бы те же звезды, те же полосы... Но все больше смахивает звездно-полосатый на свастику. Такая вот метаморфоза происходит с флагом. В общем-то не уди вительная. Знаю парня. Он до призы ва в армию щеголял в джин сах со звездно-полосатым. Только вот после, возвра тившись из Афганистана, где выполнял свой интернацио нальный долг, больше не пе реносит подобных «лэйб- лов», ярлыков, наклеек, на шивок. Да так, что просто аллергия у него на них. Там, в Афганистане, уж очень часто на захваченных карабинах стояло клеймо «Сделано в США», на базу ках — «Сделано в Англии», на пластиковых минах — «Сделано в Италии». Хвата ло и других «лэйблов». И били эти карабины, базуки, порой точно, и мины сраба тывали четко. Примитивно, пожалуй, утешать себя тем, что, на дев «фирму», переплюнешь соседа по части моды, всего того, что в обиходе именует ся «тряпками». Это к вопро су о том, что для части мо лодежи, и не только моло дежи, иностранный ярлык — похлеще Знака качества. «Сшейте джинсы лучше, чем фирма «Ливайс», а крос совки—чем «Адидас», тогда и рассуждайте о прогрессе да патриотизме». Знаком такой довод в споре. Ну, во- первых, с каких это пор джинсы и кроссовки стали, так сказать, мерилом прог ресса? Сбои отставания мы здесь наверстаем, это бес спорно, и от той досадной неповоротливости, с какой откликается наша легкая промышленность на разные веяния моды, избавимся. Впрочем, у этой непово ротливости есть и другие корни. Сказываются тут от голоски прежнего отноше ния к вещам, той подчеркну той небрежности, с которы ми относились к ним комсо мольцы 20-х. Тогда, если заглянем в историю и спро сим седых комсомольцев, в ходу были диспуты вроде: имеет ли право комсомолец носить галстук, не контрре волюционно ли это — тан цевать танго? И только на первый взгляд веет от этих диспутов архаикой и наив ностью. А если взять глуб же, — то духом Революции. Той, что продолжается се годня на Кубе, в Кампучии, Никарагуа. Но в нашей жиз ни «тряпка», «вещь» всегда будет занимать место Есе- таки среди «тряпок», «ве щей», а не среди иных цен ностей. А если уж совсем по боль шому счету, то за глаза хва тит у нас того, чтобы и без «тряпок» гордиться своей страной. И не будем пере числять чем. Не перечислим. Уж тут, как говорится, дай бог каждому... Об этом по- своему и написала десяти классница школы № 12 в том же рукописном журнале «Всходы»: .у «Мы часто слышим гром кие фразы: Родина-мать, необъятная, могучая, ширь полей и т. д. Мы постепенно привыкаем к ним, перестаем прислушиваться, вдумывать ся в их смысл. И не появит ся вопроса: «А что же есть для него эта необъятная, мо гучая...»? А это земля, где жили ты сячелетиями наши предки. К ним идут наши корни. Жили не спеша, сеяли, со бирали урожай. И защи щали свою землю. Свою Ро дину. И, наверное, больше было бы и «тряпок» этих, на которых кое-кто поме шался, если бы было у нас больше мирных дней». Ю . КОЛО СО В, член Сою за журналистов СССР. г. Мурманск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz