Рыбный Мурман. 1984 г. Август.

• ЧЕЛОВЕК И МОРЕ • « г МАНЕВР В ПОСЛЕДНЕЕ МГНОВЕНИЕ Н ОВОСТЬ мгновенно разнеслась по кораб­ лю. Едва прибыв в район промысла, судно неожиданно должно было вернуться в порт для... непредвиденного ремонта. Рейс срывался. Настроение экипажа было подавленным... ...Еще в порту, когда СРТ-м «Боксптогорек» сто­ ял у плавмастерской, мое внимание привлек уголок небольшой длины, лежавший на причале, как я понял, без присмотра. Место этому профилированному куску металла нашлось позднее в судовой мастерской, где уже накопились различных раз­ меров трубы, полосы, листы, пруты и прочие предметы металлолома, не предусмот­ ренные нормами судового снабжения. Дело обычное, все механики тянут па суд­ но попавшийся на глаза ме­ талл. в море, глядишь, и пригодится... Переход из Мурманска в район промысла был нелег­ ким. Двое суток пришлось штормоваться, терять драго­ ценное время. Но дело во­ все не в погоде. Шторм-то для моряка дело привычное, а время наверстали бы. Слу­ чилось кое-что похуже. Вахтенный механик доло­ жил о чрезмерном поступ­ лении воды в машинное от­ деление через дейдвудный сальник. Дейдвуд — это то самое устройство в кормо­ вой части, через которое выходит под воду гребной вал. Отношения к себе оно требует деликатного. Все механики собрались в туннеле гребного вала. Про­ тиснулся туда и капитан. Попробовали подтянуть саль­ ник огромными ключами. Течь уменьшилась, но на­ грелся гребной вал. Туннель окутался клубами пара. При­ шлось отпустить гайки, ус­ тупив воде. Еще сделали несколько попыток — без­ результатно. Оставалось од­ но — застопорпр машину и зажать сальник, хотя об­ становка и время для этого были самыми неподходя­ щими. Все меры испробовали от деревянных клинышков до продавливания полости охла­ ждения дейдвуда сильным напором. Бесполезно. Вода поступала. А при подтяги- Гвашш сальника — нагрев. И вот ведь в чем казус: во­ да поступала не по гребно­ му валу, как полагается по конструктивной особенно­ сти, а снаружи прижимной буксы. Такого ни у кого из моряков в практике не слу­ чалось. Догадки высказыва­ лись самые мрачные. Капитан Николай Львович Шипкарук собрал совет комсостава. Мнение механи­ ков было единым и соответ­ ствовало требованиям без­ опасности мореплавания: возвращаться в Мурманск и, может быть, на буксире. Каждый понимал серьезность положения и меру ответст­ венности. Можно рисковать планом, своей репутацией, но не людьми и не судном. Того же мнения был и стар­ ший механик Виктор Павло­ вич Трифонов. Однако он предложил капитану не то­ ропиться с радиограммой о возвращении. Экипаж ждал. На меха­ ников смотрели с укором, хотя каждый понимал, что вины их нет. Прошла ночь. И вдруг команда с мости­ ка приятно ошеломила моря­ ков: «Готовиться к поста­ новке трала!» А из судовой мастерской доносились стук металла, визг ножовки, вспыхивала электросварка. Там орудо­ вал старший механик, или, как зовут всех стармехов на флоте, «дед»... ...Не зря Виктор Павло­ вич предложил капитану не торопиться с радиограммой, хотя на тот момент и не имел никакой спасительной мысли. Просто он дал себе резерв времени. Знал из своей многолетней практики, что выход из положения мо­ жно найти в самый послед­ ний момент, когда, казалось бы, уже все возможности исчерпаны. В хорошей мор­ ской практике есть такой термин: «маневр последнего момента». Это любое дей­ ствие, даже не предусмот­ ренное никакими правилами, за мгновение до неизбежно­ го, когда уже приняты все возможные меры. Немало жизней и кораблей спас этот неожиданный маневр. Это для капитанов. Но бы­ вает такой момент и у ме­ хаников. Не мог Виктор Павлович вот так с позором возвра­ титься в порт. Самолюбие не позволяло. За пятнадцать лет работы в мурманской группе судов Беломорской базы гослова он заслужил репутацию одного цз лучших механиков. К работе всегда подходил творчески. Его рацпредложения отличаются орнЬшальпостью и эффек­ тивностью. Вспомнился слу­ чай из зимнего рейса, когда расслоилась эластичная муфта, соединяющая греб­ ной вал с главным двигате­ лем. Поломка, требующая ремонта в условиях базы. Но заменили муфту в море, не прерывая промысла. Две­ надцать часов механики не выходили из машинного от­ деления, а сделали. Ведь сделали же. Приказ о поощ­ рении отличившихся, поди, до сих пор висит в управ­ лении. Конечно же, судно ста­ рое, техника порядком изно­ шена. Но не может стармех спасовать перед ее каприза­ ми. Надо что-то предпри­ нять. Но что? Главное, нет стуков в дейдвуде, значит, плавать можно. Только лик­ видировать течь, не допус­ кая нагрева вала. Задача сложная. Впрочем, если те­ чет поверх буксы, а ие по валу, это хоть и необычно, но даже лучше... Размышляя, стармех за­ шел в свое любимое место, в мастерскую. Окинул взглядом кучу металличес­ кого лома, прихваченного с берега на всякий случай. Взгляд выхватил тот самый кусок уголка. Тут же не­ ожиданно вспыхнула мысль. II пошла развиваться. Вот оно решение! Теперь дело за мастерством. А его Три­ фонову не занимать. Всю ночь «дед» гремел в мастерской. И превратил стальной уголок в бандаж из двух половинок с креп­ лениями. Смонтировал свой бандаж на буксе дейдвудного саль­ ника, сделал подмотку из шнура у места тяги и начал поджимать при помощи на­ варенных на бандаж уст­ ройств. Струя воды похуде­ ла и исчезла. Механики ликовали. Ре­ шение оказалось простым и эффективным. Такой техни­ ческий прием впервые при­ менен в судомеханической практике. Рейс продолжался. Он был нелегким, там, где бы­ ла креветка, которую надо было добыть, корабль тес­ нили льды. Механики же ра­ ботали и после вахт, чтобы механизмы не подвели. Но все были довольны. Трал выползал на палубу напол­ ненный розовой сверкающей массой. На механиков теперь смотрели с уважением... «Бокснтогорск» вернулся в порт с победой. План вы­ полнен на 168 процентов. И все благодаря неожидан­ ной мысли «деда». Е. АРАНОВИЧ, судовой механик. УВЛЕЧЕНИЕ ДАРИТ РАДОСТЬ — Что, браток, уснул? — застучали шкерщики по рыбо- делу. — Накалывай рыбку да подавай Живей! Но крупные — одна в од­ ну, как на подбор, — рыбины соскальзывали с пики, сочно шлепались на палубу, вызывая злость и досаду. Петр отбросил пику и стал подавать треску руками. Вскоре почувствовал, что окончательно выдохся. — Стой и смотри, — сосед по каюте матрос Ваня Щукин взял в руки пику. — Вот так, вот так... На рыбеделе росла груда рыбин. Не скоро втянулся Петр Привалихин в непростую ры­ бацкую работу. В первый рейс молодой матрос ушел на РТ «Северный» Архангель­ ского тралового флота. Там, ■%в опытным рыбакам было достаточно небольшого уси­ лия, Петр выматывался до предела. Придя в каюту по­ сле вахты, он буквально ва­ лился с ног. Время отдыха пролетало мгновеньем, а вах­ там, казалось, не было конца. Не раз Петр косился на свой чемодан, в котором по­ коился нетронутым фотоаппа­ рат, и каждый раз невесело усмехался: «Где же вы, фото­ закаты, где ж е фотороманти­ ка рыбацких будней?» И только в тян увш и сь, осво­ ив м атросский труд, п о чувст­ вовал себя полегче. Врем я свободное появилось. И тогда достал ф отоаппарат. С о скучи лся по нему так, что щ елкал все подряд: по­ кр ы тую трепещ ущ им сереб­ ром палубу и ш торм овую ту ­ чу на горизонте, улы бни то ва­ рищей и соль на их лицах... Но и в ф о тоискусстве о пы ­ та у Петра не было. Помог советами друг — Геннадий Лактионов. Он ж е (ныне — главны й инж енер Северного упр авлен ия речного пароходст­ ва) порекомендовал Привали- хину поступить на ф акультет фотографии народного ун и ­ верситета при А рхангельском Доме политпросвещ ения. С того времени минуло 20 лет. А увлечение фотографией ж и ве т в душе Петра Михайло­ ви ча и по сей день. Сколько за эти годы необы чны х, по­ рой забавны х кадров уда­ лось ему засн ять — не счесть! У фотолю бителя есть преи­ мущ ество перед многими р ас­ сказчи кам и в достоверности передаваемого собы тия. Ведь бы вает ж е так, что человек говорит: «Б ы л однажды не­ обы кновенны й случай...» А ем у не верят: «Фантастика!»» Но с фотографией не поспо­ риш ь. ...Петр Михайлович работал уж е в М урманском траловом флоте на БМРТ «Северное сияние». Однажды прибегает к нему в каюту моряк и го­ ворит: — Подняли каких то ж и­ вотных. Каких — непонятно. Привалихин схватил фото­ аппарат — и на палубу. Смот­ рит: какие-то то ли рыбы, то ли морские животные, метров десять в длину, хвостами по палубе бьют — не подойти. Спросил у капитана, что, мол, за звери. Не знает. Сфотографирс вал. Часть снимков подарил морякам, а одну фотографию опублико­ вала газета «Водный транс­ порт» с подписью «Морское животное». Так и не узнал бы Петр Михайлович, кого ж е он заснял, если бы не пока­ зал фотографию в М урм ан­ ском краеведческом м узее. Редкий, можно сказать, уни­ кальный экземпляр большой полярной акулы попался про­ мысловикам — таково было заключение специалистов. А ка к на ф отосним ке отр а­ зи ть характер человека? Петр М ихайлович стар ается ♦разговорить» будущ его героя сним ка, порасспросить о его ж изни, о радостях и горес­ тях, добиться доверия. И то­ гда получаю тся уд ачны е кад­ ры. Такие, например, ка к се­ рия снимнов капитана Сергея А ндреевича Овчарова. За эти фотографии Петру Михайло­ вичу присуждено второе ме­ сто на ф лотском ф отоконкур ­ се. Но прежде чем создать яркий, глубокий фотоочерк о капитане, П ривалихин отстоял вместе с ним не одну вахту, узнал, что герой — ветеран Великой Отечественной войны и труда, заслуж енны й моряк. Более сотни негативов хра­ нится в домашнем архиве Петра Михайловича. Но они не лежат мертвым грузом, их автор частенько обраща­ ется к ним, правдивым сви­ детелям его переживаний, раздумий, поисков. Среди этих фотографий немало тех, что сняты в родном Архан­ гельске. Часть снимков При- евлихин отправил уже музею Архангельского тралового флота, чтобы пополнить раз­ дел об истории развития рыбного промысла на Севере. Недавно несколько работ П. М. Привалихина были ото­ браны для Мурманского фо­ токлуба «Норд». А не меш ает П етру Михай­ ло вичу его увлечени е? Ни­ сколько. Оно помогало ему в море, когда ходил матросом, а затем мастером добычи р ы ­ бы, и на берегу, после того, ка к врачи «закр ы ли» Прива- лихину выход в море. Рабо­ тает он хорошо, на соеесть. Носит звание уд арника ко м м у­ нистического труда, ем у было присвоено звание «Ударник десятой п яти летки ». А увлечение дарит радость и ему, и его товарищам. Ведь снимки Петра Михайловича рассказывают о вечно прекра­ сном море, о замечательных людях — рыбаках, о трудном и гордом рыбацком счастье. В. МИКОЛЮК, инженер ЦПК1Б. Лучшее пожелание любому ж и п а ж у : «Счастливого плавания!» Фото И. ЯЩЕРИЦЫНА. ПОТЕРИ МИРОВГОФЛОТА JL1 £ДАВНО английское клас- скфикацмонное общест­ во Регистр судоходства Ллой­ да в специальном бюллетене опубликовало данные о ко ­ раблекрушениях за 21 год. Статистика Регистра Ллойда охватывает все типы морских судов тоннажем (валовой вместимостью) не менее 100 регистровых тонн каждое. К началу 1982 года в мировом гражданском флоте насчиты­ валось 73 864 таких корабля. Как свидетельствует Ллойд, за период 1961— 1981 годов на морях и океанах в резуль­ тате аварий погибло 6991, а в 1981 году, по этим ж е дан­ ным, — 65 рыбопромысловых су ЯСС. Приведем несколько харак­ терных случаев. Панамское рыболовное суд­ но-теплоход «КСФ-1» по­ стройки 1969 г. затонуло из- за течи корпуса. Катастрофа произошла у мыса Маунт. Индонезийское рыболов­ ное судно-теплоход «Хасикин- УП» постройки 1967 г. по­ гибло в штормовую погоду в море Банда. Испанский траулер кормо­ вого траления теплоход «Ве- ресейс» постройки 1979 г. затонул после столкновения с судном «Хевер». Рассматривая вопрос о бе­ зопасности плавания судов флота рыбной промышленно­ сти, французский еж енед ель­ ник «Плю Мануэль» в № 1252 за 1982 г. на основании ста­ тистических данных за многие годы приходит к заключению , что на рыболовные суда при­ ходится около 1/3 всех ка­ тастроф в гражданском фло­ те. По сезонам ка первом ме­ сте по числу аварий осень, затем Еесна и зима. J h i i i i i i i i u i i i i ...... I........ ............................................................................ ............................................................................... .. ........................................................ i i i i i i i i i i i i h i i i i i h i i i i i i i i i i i i i РЫБНЫЙMYPMAH 10 августа 1S84 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz