Рыбный Мурман. 1984 г. Август.
• ЧЕЛОВЕК И МОРЕ • « г МАНЕВР В ПОСЛЕДНЕЕ МГНОВЕНИЕ Н ОВОСТЬ мгновенно разнеслась по кораб лю. Едва прибыв в район промысла, судно неожиданно должно было вернуться в порт для... непредвиденного ремонта. Рейс срывался. Настроение экипажа было подавленным... ...Еще в порту, когда СРТ-м «Боксптогорек» сто ял у плавмастерской, мое внимание привлек уголок небольшой длины, лежавший на причале, как я понял, без присмотра. Место этому профилированному куску металла нашлось позднее в судовой мастерской, где уже накопились различных раз меров трубы, полосы, листы, пруты и прочие предметы металлолома, не предусмот ренные нормами судового снабжения. Дело обычное, все механики тянут па суд но попавшийся на глаза ме талл. в море, глядишь, и пригодится... Переход из Мурманска в район промысла был нелег ким. Двое суток пришлось штормоваться, терять драго ценное время. Но дело во все не в погоде. Шторм-то для моряка дело привычное, а время наверстали бы. Слу чилось кое-что похуже. Вахтенный механик доло жил о чрезмерном поступ лении воды в машинное от деление через дейдвудный сальник. Дейдвуд — это то самое устройство в кормо вой части, через которое выходит под воду гребной вал. Отношения к себе оно требует деликатного. Все механики собрались в туннеле гребного вала. Про тиснулся туда и капитан. Попробовали подтянуть саль ник огромными ключами. Течь уменьшилась, но на грелся гребной вал. Туннель окутался клубами пара. При шлось отпустить гайки, ус тупив воде. Еще сделали несколько попыток — без результатно. Оставалось од но — застопорпр машину и зажать сальник, хотя об становка и время для этого были самыми неподходя щими. Все меры испробовали от деревянных клинышков до продавливания полости охла ждения дейдвуда сильным напором. Бесполезно. Вода поступала. А при подтяги- Гвашш сальника — нагрев. И вот ведь в чем казус: во да поступала не по гребно му валу, как полагается по конструктивной особенно сти, а снаружи прижимной буксы. Такого ни у кого из моряков в практике не слу чалось. Догадки высказыва лись самые мрачные. Капитан Николай Львович Шипкарук собрал совет комсостава. Мнение механи ков было единым и соответ ствовало требованиям без опасности мореплавания: возвращаться в Мурманск и, может быть, на буксире. Каждый понимал серьезность положения и меру ответст венности. Можно рисковать планом, своей репутацией, но не людьми и не судном. Того же мнения был и стар ший механик Виктор Павло вич Трифонов. Однако он предложил капитану не то ропиться с радиограммой о возвращении. Экипаж ждал. На меха ников смотрели с укором, хотя каждый понимал, что вины их нет. Прошла ночь. И вдруг команда с мости ка приятно ошеломила моря ков: «Готовиться к поста новке трала!» А из судовой мастерской доносились стук металла, визг ножовки, вспыхивала электросварка. Там орудо вал старший механик, или, как зовут всех стармехов на флоте, «дед»... ...Не зря Виктор Павло вич предложил капитану не торопиться с радиограммой, хотя на тот момент и не имел никакой спасительной мысли. Просто он дал себе резерв времени. Знал из своей многолетней практики, что выход из положения мо жно найти в самый послед ний момент, когда, казалось бы, уже все возможности исчерпаны. В хорошей мор ской практике есть такой термин: «маневр последнего момента». Это любое дей ствие, даже не предусмот ренное никакими правилами, за мгновение до неизбежно го, когда уже приняты все возможные меры. Немало жизней и кораблей спас этот неожиданный маневр. Это для капитанов. Но бы вает такой момент и у ме хаников. Не мог Виктор Павлович вот так с позором возвра титься в порт. Самолюбие не позволяло. За пятнадцать лет работы в мурманской группе судов Беломорской базы гослова он заслужил репутацию одного цз лучших механиков. К работе всегда подходил творчески. Его рацпредложения отличаются орнЬшальпостью и эффек тивностью. Вспомнился слу чай из зимнего рейса, когда расслоилась эластичная муфта, соединяющая греб ной вал с главным двигате лем. Поломка, требующая ремонта в условиях базы. Но заменили муфту в море, не прерывая промысла. Две надцать часов механики не выходили из машинного от деления, а сделали. Ведь сделали же. Приказ о поощ рении отличившихся, поди, до сих пор висит в управ лении. Конечно же, судно ста рое, техника порядком изно шена. Но не может стармех спасовать перед ее каприза ми. Надо что-то предпри нять. Но что? Главное, нет стуков в дейдвуде, значит, плавать можно. Только лик видировать течь, не допус кая нагрева вала. Задача сложная. Впрочем, если те чет поверх буксы, а ие по валу, это хоть и необычно, но даже лучше... Размышляя, стармех за шел в свое любимое место, в мастерскую. Окинул взглядом кучу металличес кого лома, прихваченного с берега на всякий случай. Взгляд выхватил тот самый кусок уголка. Тут же не ожиданно вспыхнула мысль. II пошла развиваться. Вот оно решение! Теперь дело за мастерством. А его Три фонову не занимать. Всю ночь «дед» гремел в мастерской. И превратил стальной уголок в бандаж из двух половинок с креп лениями. Смонтировал свой бандаж на буксе дейдвудного саль ника, сделал подмотку из шнура у места тяги и начал поджимать при помощи на варенных на бандаж уст ройств. Струя воды похуде ла и исчезла. Механики ликовали. Ре шение оказалось простым и эффективным. Такой техни ческий прием впервые при менен в судомеханической практике. Рейс продолжался. Он был нелегким, там, где бы ла креветка, которую надо было добыть, корабль тес нили льды. Механики же ра ботали и после вахт, чтобы механизмы не подвели. Но все были довольны. Трал выползал на палубу напол ненный розовой сверкающей массой. На механиков теперь смотрели с уважением... «Бокснтогорск» вернулся в порт с победой. План вы полнен на 168 процентов. И все благодаря неожидан ной мысли «деда». Е. АРАНОВИЧ, судовой механик. УВЛЕЧЕНИЕ ДАРИТ РАДОСТЬ — Что, браток, уснул? — застучали шкерщики по рыбо- делу. — Накалывай рыбку да подавай Живей! Но крупные — одна в од ну, как на подбор, — рыбины соскальзывали с пики, сочно шлепались на палубу, вызывая злость и досаду. Петр отбросил пику и стал подавать треску руками. Вскоре почувствовал, что окончательно выдохся. — Стой и смотри, — сосед по каюте матрос Ваня Щукин взял в руки пику. — Вот так, вот так... На рыбеделе росла груда рыбин. Не скоро втянулся Петр Привалихин в непростую ры бацкую работу. В первый рейс молодой матрос ушел на РТ «Северный» Архангель ского тралового флота. Там, ■%в опытным рыбакам было достаточно небольшого уси лия, Петр выматывался до предела. Придя в каюту по сле вахты, он буквально ва лился с ног. Время отдыха пролетало мгновеньем, а вах там, казалось, не было конца. Не раз Петр косился на свой чемодан, в котором по коился нетронутым фотоаппа рат, и каждый раз невесело усмехался: «Где же вы, фото закаты, где ж е фотороманти ка рыбацких будней?» И только в тян увш и сь, осво ив м атросский труд, п о чувст вовал себя полегче. Врем я свободное появилось. И тогда достал ф отоаппарат. С о скучи лся по нему так, что щ елкал все подряд: по кр ы тую трепещ ущ им сереб ром палубу и ш торм овую ту чу на горизонте, улы бни то ва рищей и соль на их лицах... Но и в ф о тоискусстве о пы та у Петра не было. Помог советами друг — Геннадий Лактионов. Он ж е (ныне — главны й инж енер Северного упр авлен ия речного пароходст ва) порекомендовал Привали- хину поступить на ф акультет фотографии народного ун и верситета при А рхангельском Доме политпросвещ ения. С того времени минуло 20 лет. А увлечение фотографией ж и ве т в душе Петра Михайло ви ча и по сей день. Сколько за эти годы необы чны х, по рой забавны х кадров уда лось ему засн ять — не счесть! У фотолю бителя есть преи мущ ество перед многими р ас сказчи кам и в достоверности передаваемого собы тия. Ведь бы вает ж е так, что человек говорит: «Б ы л однажды не обы кновенны й случай...» А ем у не верят: «Фантастика!»» Но с фотографией не поспо риш ь. ...Петр Михайлович работал уж е в М урманском траловом флоте на БМРТ «Северное сияние». Однажды прибегает к нему в каюту моряк и го ворит: — Подняли каких то ж и вотных. Каких — непонятно. Привалихин схватил фото аппарат — и на палубу. Смот рит: какие-то то ли рыбы, то ли морские животные, метров десять в длину, хвостами по палубе бьют — не подойти. Спросил у капитана, что, мол, за звери. Не знает. Сфотографирс вал. Часть снимков подарил морякам, а одну фотографию опублико вала газета «Водный транс порт» с подписью «Морское животное». Так и не узнал бы Петр Михайлович, кого ж е он заснял, если бы не пока зал фотографию в М урм ан ском краеведческом м узее. Редкий, можно сказать, уни кальный экземпляр большой полярной акулы попался про мысловикам — таково было заключение специалистов. А ка к на ф отосним ке отр а зи ть характер человека? Петр М ихайлович стар ается ♦разговорить» будущ его героя сним ка, порасспросить о его ж изни, о радостях и горес тях, добиться доверия. И то гда получаю тся уд ачны е кад ры. Такие, например, ка к се рия снимнов капитана Сергея А ндреевича Овчарова. За эти фотографии Петру Михайло вичу присуждено второе ме сто на ф лотском ф отоконкур се. Но прежде чем создать яркий, глубокий фотоочерк о капитане, П ривалихин отстоял вместе с ним не одну вахту, узнал, что герой — ветеран Великой Отечественной войны и труда, заслуж енны й моряк. Более сотни негативов хра нится в домашнем архиве Петра Михайловича. Но они не лежат мертвым грузом, их автор частенько обраща ется к ним, правдивым сви детелям его переживаний, раздумий, поисков. Среди этих фотографий немало тех, что сняты в родном Архан гельске. Часть снимков При- евлихин отправил уже музею Архангельского тралового флота, чтобы пополнить раз дел об истории развития рыбного промысла на Севере. Недавно несколько работ П. М. Привалихина были ото браны для Мурманского фо токлуба «Норд». А не меш ает П етру Михай ло вичу его увлечени е? Ни сколько. Оно помогало ему в море, когда ходил матросом, а затем мастером добычи р ы бы, и на берегу, после того, ка к врачи «закр ы ли» Прива- лихину выход в море. Рабо тает он хорошо, на соеесть. Носит звание уд арника ко м м у нистического труда, ем у было присвоено звание «Ударник десятой п яти летки ». А увлечение дарит радость и ему, и его товарищам. Ведь снимки Петра Михайловича рассказывают о вечно прекра сном море, о замечательных людях — рыбаках, о трудном и гордом рыбацком счастье. В. МИКОЛЮК, инженер ЦПК1Б. Лучшее пожелание любому ж и п а ж у : «Счастливого плавания!» Фото И. ЯЩЕРИЦЫНА. ПОТЕРИ МИРОВГОФЛОТА JL1 £ДАВНО английское клас- скфикацмонное общест во Регистр судоходства Ллой да в специальном бюллетене опубликовало данные о ко раблекрушениях за 21 год. Статистика Регистра Ллойда охватывает все типы морских судов тоннажем (валовой вместимостью) не менее 100 регистровых тонн каждое. К началу 1982 года в мировом гражданском флоте насчиты валось 73 864 таких корабля. Как свидетельствует Ллойд, за период 1961— 1981 годов на морях и океанах в резуль тате аварий погибло 6991, а в 1981 году, по этим ж е дан ным, — 65 рыбопромысловых су ЯСС. Приведем несколько харак терных случаев. Панамское рыболовное суд но-теплоход «КСФ-1» по стройки 1969 г. затонуло из- за течи корпуса. Катастрофа произошла у мыса Маунт. Индонезийское рыболов ное судно-теплоход «Хасикин- УП» постройки 1967 г. по гибло в штормовую погоду в море Банда. Испанский траулер кормо вого траления теплоход «Ве- ресейс» постройки 1979 г. затонул после столкновения с судном «Хевер». Рассматривая вопрос о бе зопасности плавания судов флота рыбной промышленно сти, французский еж енед ель ник «Плю Мануэль» в № 1252 за 1982 г. на основании ста тистических данных за многие годы приходит к заключению , что на рыболовные суда при ходится около 1/3 всех ка тастроф в гражданском фло те. По сезонам ка первом ме сте по числу аварий осень, затем Еесна и зима. J h i i i i i i i i u i i i i ...... I........ ............................................................................ ............................................................................... .. ........................................................ i i i i i i i i i i i i h i i i i i h i i i i i i i i i i i i i РЫБНЫЙMYPMAH 10 августа 1S84 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz