Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Первый рейс к Ньюфаундленду рЛ УХИ о сказочных рыб- ** ных богатствах дале­ кого Ньюфаундленда не да­ вали покоя многим поко­ лениям мурманских рыбаков. Надо сказать, рыба там дей­ ствительно водилась. Нужно было только разведать район. Выбор пал на РТ-97 и РТ-98. Команды укомплектовали опыт­ ными рыбаками, капитанами назначили П. А. Задорина и Н. Я . Бибикова. В первых числах марта 1954 года, в ясный, солнечный день суда снялись с якоря. Неизве­ стность, конечно, насторажи­ вала: нто знает, что ожидает моряков на необъятных про­ сторах Атлантики? Как будут работать механизмы, радио­ связь? От этого зависела и безопасность плавания: в сл у­ чае чего помощи ожидать не от кого — все надежды только на самих себя. Были сомнения, и небезосновательные. Жесто­ кие штормы, туман, встречи с айсбергами, отсутствие точ­ ных промысловых планшетов, слабое (даже по тому времени) электрорадионавигацио н н о е оборудование. Радиолиней- ные станции (РЛС), которые хорошо потрудились еще в го­ ды войны, часто выходили из строя и к тому же имели серь­ езный конструктивный недо­ статок: их мертвая зона до­ стигала одного набельтова. Ры ­ бопоисковый прибор «НЭЛ-4» был в единственном экземпля­ ре. Мощность радиопередатчи­ ков (проектная) не превышала 80 ватт. Семи-восьмибалльным вет­ ром, огромными волнами, ча­ сто заходившими на промысло­ вую палубу, встретила Атлан­ ти ка. Скорость пришлось сба­ вить до 3—5 миль. На 18-е сутки переход закончили, на­ чали промысел. Первые подъемы не прине­ сли ничего хорошего. Но пос­ ле нескольких неудачных тра­ лений дело наладилось, и экипажи стали выполнять су­ точные задания по добыче ры­ бы. В уловах преобладали треска, камбала, палтус. Ра­ ботали в группе судов, опо­ знать которые не могли из-за тумана. Как-то ночью во время подъема трала, еще только подошли доски, всплыл мешок, полный рыбы. Все, кто нахо­ дился на мостике и на палубе, линовали. Высыпали первую кошелку и вместо ожидаемой трески увидели ...налима. Круп­ ный, красивый. ДобычЬ хоть куда. К сожалению, взять мы его не могли. Солить нельзя, морозить нечем. В этом рейсе в очень тяже­ лых условиях работали судо­ водители, Неделями держался густой туман, а на РЛС надеж­ да слабая. Вахтенный ш тур­ ман вынужден был находиться на крыле ходового мостика, тепло одетый, в рыбацких са ­ погах, не расставаясь с бинок­ лем ни на минуту. До боли в глазах всматривался в непро­ ницаемую белую пелену тума­ на, внимательно прислушива­ ясь к гудкам рядом работаю­ щих судов. Механизмы, палубные, про­ мысловые устройства работали хорошо и не вызывали беспо­ койства, а вот с радиосвязью дела обстояли неважно: огром­ ная удаленность от своих бе­ регов, слабомощная аппарату­ ра, отсутствие опыта работы на коротких волнах и, как наз­ ло, непрохождения в эфире — очень частые в это время го­ да. Пришлось провести у ра­ диоприемника не одну бессон­ ную ночь, пока удалось-таки установить связь с Одессой. Было получено разрешение на один час работы, С этого вре­ мени регулярно раз в сутки (вместо трех, кан этого требо­ вало руководство флотом) на­ чали передавать сводки, доне­ сения и даже частые РДО. Р а­ диосвязь с Одессой осуществ­ лялась радиостанцией РТ-97, на борту которого находился радиоприемник «ЛРВ», единст­ венный во всем флоте. Радио­ граммы передавал радист В. Дьяконов, умевший хорошо работать ключом - полуавто­ матом. Итак, скоро приспособились к новому району, уловы ста ­ билизировались, донесения в порт поступали регулярно. По- прежнему сохранились трудно­ сти навигационного порядка, возникавшие из-за непрекра- щающихся туманов. Однако бдительность вахтенных по­ зволила обойтись не тольно без аварий, но и без аварий­ ных ситуаций. В конце апреля получили указание покинуть район Нью­ фаундленда и следовать к банке Копытова, где небыва­ ло хорошо облавливался окунь. В первой декаде мая прибыли на банку Копытова и присту­ пили к добыче окуня. Уловы были прекрасные. Рыбу брали в трюмы и еще успевали сда­ вать на рефрижераторные су­ да. В июне, ровно через три месяца, РТ-97, РТ-98 вернулись в порт. Разбор рейса показал, что задача, поставленная руко­ водством флота перед моряка­ ми этих двух судов, выполне­ на и опыт, полученный в пла­ вании, ведении промысла, ра­ диосвязи, будет использован в ближайшее время на судах ти­ па БМРТ. Несколько слов о членах экипажа этих двух траулеров. Капитаны П. А. Задорин и Н. Л. Бибиков были первыми капи­ танами - директорами БМРТ. Стали капитанами бывшие ш турманы этих судов Б. Ха- ценко, Н. Полысалов, А. Русак, впоследствии Герой Социали­ стического Труда, капитан-ди­ ректор плавбазы «Азчерры- бы». Механики А. Матвеев, В. Ор­ лов, В. Смирнов стали стар­ шими и главными меха­ никами судов тралового фло­ та. Еще долгие годы, прежде чем выйти на пенсию, бороз­ дил моря старший мастер по добыче Б. П. Колпаков. На первых БМРТ работали началь­ ники радиостанции, радисты РТ-97 и РТ-98 Н. Цветков, В. Дьяконов, А. Козионов. Т. ИВАНОВ, бывший радист РТ-97, ве­ теран тралового флота, ве­ теран труда. ДОБРАЯ ПАМЯТЬ В фонды областного крае­ ведческого музея поступили материалы, рассказызающие о ветеране Мурманского сель­ дяного флота (ныне «Мур­ манрыбпром»), чьим именем назван один из переходящих призов. Имя его широко изве­ стно на судах объединения — Максимов Макс Альбертович. Славный трудозой путь он прошёл, прожил недолгую, но замечательную жизнь, оставив о себе добрую память. Среди поступивших доку­ ментов трудовая книжка ве­ терана. Она — яркий и убеди­ тельный свидетель того, . что Макс Альбертович трудился самоотверженно, с большой отдачей. Работал матросом, радистом, начальником радио­ станции, был механиком, груп­ повым инженером связи в «Мурманрыбпроме». Около сорока записей в книжке о поощрениях за хорошую мно­ голетнюю работу. М. А. Максимов трудился по-новаторски. Несколько записей говорят о том, что он был рационализатором. По­ стоянно повышал свою ква­ лификацию, что доказывают многие свидетельства и дипло­ мы ветерана. Будучи Почетным радистом СССР, Макс Альбертович мно­ го времени и внимания уде­ лял молодым специалистам судовой радиослужбы. И все это сочетал с активной обще­ ственной жизнью. В фонды музея поступили также два диплома о присуж­ дении приза имени начальни­ ка радиостанции М. А. Макси­ мова, которым были награж­ дены специалисты радио­ службы БМРТ «Незьянск» в 1978 году и БМРТ «Виктор Стрельцов» в 1984 году. Дип­ ломы — своеобразный символ передачи трудовых традиций в «Мурманрыбпроме». П. КУЧУГУРОВА, зав. отделом истории об­ ластного краеведческого музея. КРЫМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Двадцатью артиллерийскими залпами салютовала 11 апреля 1944 года столица нашей Родины Моск­ ва воинам отдельной Приморсной армии, Черноморского фло­ та и Азовской военной флотилии, освободившим Керчь. Триста двадцать дней и ночей в годы Великой Отечественной войны Керчь была фронтовым городом. Герой в годы войны, неустанный труженик в мирное время — танов этот большой индустриальный и портовый город. Метал­ лурги и горняки, корабелы и строители, рыбаки и стекловары изо дня в день множат добрую славу города-героя Керчи. НА СНИМКЕ: мемориал «Героям Аджимушная». Фотохроника ТАСС. СЕЛЬДЯНОЙ король », ИЛИ КАК ДОННЫЙ ТРАЛ СТАЛ РАЗНОГЛУБИННЫМ В настоящее время разноглубинными тралами вылавливается больше половины всей добываемой в морях и океанах рыбы. Этот вид лова наиболее экологически чистый, не оказывает от­ рицательного влияния на придонную флору морей. Разноглубинный трал только в последние десятилетия завое­ вал такие позиции, а проверены его преимущества были еще в тридцатые годы на... донном трале. Об этом сегодня рассказы ­ вает ветеран рыбной промышленности Севера, бывший началь­ ник управления «Мурмансельдь», а затем «Севрыбхолодфлот» Георгий Михайлович Бородулин. ...Во время одного из пере­ ходов моряки «Леща» обра­ тили внимание, что вслед за траулером, у самой поверхно­ сти воды, под люстрами элек­ трического освещения, быст­ ро движутся плотные стайки сельди. Это навело на мысль попробовать ее обловить тра­ лом. Сказано — сделано. Трал­ мейстер Б. Тарунтаев а обыч­ ный донный тресковый трал вшил сельдяную рубашку. Что­ бы шел он ближе к поверхно­ сти воды, вытравливали мень­ шее количество ваеров. При­ норавливались к скорости сель­ ди, изменяли длину ваеров. Пытались использовать све­ тильник на длинном электри­ ческом проводе. Но из этого ничего не получилось — не было пригодной электриче­ ской арматуры, и попытки кон­ чались замыканием на глав­ ном распределительном щи­ те. Так экипаж РТ-51 «Лещ», единственный во всем флоте, буквально «черпал»' сельдь тралом. Но из-за отсутствия приборов уловы колебались от 100 килограммов до десяти тонн за одно траление. Удельны^ вес добытой сель­ ди в общем вылове тралфло- та был невелик (около пяти процентов). Причем пример­ но четвертая часть ее вылав­ ливалась тралами и в основ­ ном РТ-51 «Лещ». Моряки «Леща» в шутку, которая потом пошла по фло­ ту, своего капитана Якова Ге­ оргиевича Романова любовно называли «сельдяным коро­ лем». Все понимали: траление в узкостях, особенно зимой, в ночное время, когда были наибольшие уловы, требовало буквально ювелирного судо­ вождения. Малейшая неточ­ ность или просчет могли обер­ нуться тяжелыми последстви­ ями. Так, например, в начале марта 1935 года РТ-50 «Мойва» (капитан А. Н. Сиднее), выпол­ няя транспортные рейсы по приемке и доставке сельди, в губе Западная Лица сел на банку, при отливе перевер­ нулся и затонул. Эпроновцы довольно оперативно подняли траулер, на Мурманской судо­ верфи быстро перебрали электрооборудование и меха­ низмы. А вот корпус судна, особенно в районе цистерн, вследствие резкого изменения гидростатического давления, получил значительные по­ вреждения. Но, благодаря ге­ роическому труду судоре­ монтников, «Мойва» уже в се­ редине июня того же года вступила в строй. Правда, вос­ становление траулера обо­ шлось флоту довольно доро­ го. А «Лещ», пока были про­ мысловые концентрации, про­ должал работать на прибреж­ ной сельди, успешно выпол­ нив годовой план рыбодобы- чи. Так полвека тому назад на­ родная мудрость в сочетании с высоким профессиональным мастерством, опережая рыбо­ хозяйственную науку, способ­ ствовала увеличению добычи рыбы с минимальными матери­ альными затратами. Г. БОРОДУЛИН, бывший второй механик РТ-51 «Лещ». 50 лет под именем ПИНРО Полярный научно-исследова­ тельский институт морского рыбного хозяйства и онеано- графии (ПИНРО) возник не на голом месте. У него были пред­ шественники. Еще до революции научно- промысловыми исследова­ ниями северных морей за­ нимались Северная комис­ сия, в которую входил про­ фессор Н. М. Книпович, и Мурманская биологическая станция под руководством К. М. Дерюгина. В 1920 го­ да- здесь работала Северная научно-промысловая экспе­ диция. 10 марта 1921 года Председатель Совнаркома республики В- И. Ленин под­ писал Декрет об организа­ ции Плавучего морского на­ учного института (Плавмор- нина), долгие годы которым руководил профессор И. И. | Месяцев. В 1929 году Плав- { морнин преобразовали в Го- f сударственный океанографи­ ческий институт (ГОИН). Мурманская биологическая станция в Алетсандровске (ныне г. Полярный) стала его филиалом. Затем организуется в Мур­ манске Северная сельдяная экспедиция, начальником ко­ торой был назначен профес­ сор С. В. Аверинцев, а кон­ сультантом — профессор Н. М. Книпович. Всесоюз­ ный научно-исследователь­ ский институт морского рыб­ ного хозяйства (ВНИМОРХ ) открывает здесь свое отде­ ление. ГОИН находился в веде­ нии гидрометслужбы нар­ комата земледелия. В сентябре 1933 года со всеми филиалами его пере­ дали ’ Главрыбе наркомата снабжения ССС Р , а 17 ок­ тября 1933 года на его базе и ВН ИМ О РХ а создается Все­ союзный научный институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИ РО ). В положении об институте пре­ дусматривались создание его филиалов — в Мурманске, Владивостоке и в Керчи, а также организация ряда на­ учных станций. В ноябре 1933 года Мур­ манское отделение ГОИН а было переведено из Поляр­ ного в г. Мурманск. Для размещения отделов нового института (СНИ РО ) был ос­ вобожден первый этан; Мур­ манского рыбопромышленно­ го техникума, где размеща­ лись Ф З У Севтралтреста и управленческий аппарат тех­ никума. Севтралтресту и Ленснабстрою нарком снаб­ жения ССС Р А. И. Микоян приказал передать для со­ трудников института нрвый 42-комнатный дом и часть дома, предназначенного для Северной сельдяной экспе­ диции. Ленснабстрою было приказано до 1 декабря по­ строить для института де­ ревянный склад площадью в 300 квадратных метров. 17 февраля 1934 года приказом по наркомату снаб­ жения С С С Р Северный инс­ титут морского рыбного Х0- * зяйства и океанографии и Северная сельдяная экспе­ диция были объединены в одно научное учреждение — Полярный научно-исследова тельский институт морского рыбного хозяйства и океано­ графии (ПИНРО ). В. зав. сектором публикации и научного использования документов госархива Мур­ манской облзсти. 6 апреля 8 ШШШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz