Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Первый рейс к Ньюфаундленду рЛ УХИ о сказочных рыб- ** ных богатствах дале кого Ньюфаундленда не да вали покоя многим поко лениям мурманских рыбаков. Надо сказать, рыба там дей ствительно водилась. Нужно было только разведать район. Выбор пал на РТ-97 и РТ-98. Команды укомплектовали опыт ными рыбаками, капитанами назначили П. А. Задорина и Н. Я . Бибикова. В первых числах марта 1954 года, в ясный, солнечный день суда снялись с якоря. Неизве стность, конечно, насторажи вала: нто знает, что ожидает моряков на необъятных про сторах Атлантики? Как будут работать механизмы, радио связь? От этого зависела и безопасность плавания: в сл у чае чего помощи ожидать не от кого — все надежды только на самих себя. Были сомнения, и небезосновательные. Жесто кие штормы, туман, встречи с айсбергами, отсутствие точ ных промысловых планшетов, слабое (даже по тому времени) электрорадионавигацио н н о е оборудование. Радиолиней- ные станции (РЛС), которые хорошо потрудились еще в го ды войны, часто выходили из строя и к тому же имели серь езный конструктивный недо статок: их мертвая зона до стигала одного набельтова. Ры бопоисковый прибор «НЭЛ-4» был в единственном экземпля ре. Мощность радиопередатчи ков (проектная) не превышала 80 ватт. Семи-восьмибалльным вет ром, огромными волнами, ча сто заходившими на промысло вую палубу, встретила Атлан ти ка. Скорость пришлось сба вить до 3—5 миль. На 18-е сутки переход закончили, на чали промысел. Первые подъемы не прине сли ничего хорошего. Но пос ле нескольких неудачных тра лений дело наладилось, и экипажи стали выполнять су точные задания по добыче ры бы. В уловах преобладали треска, камбала, палтус. Ра ботали в группе судов, опо знать которые не могли из-за тумана. Как-то ночью во время подъема трала, еще только подошли доски, всплыл мешок, полный рыбы. Все, кто нахо дился на мостике и на палубе, линовали. Высыпали первую кошелку и вместо ожидаемой трески увидели ...налима. Круп ный, красивый. ДобычЬ хоть куда. К сожалению, взять мы его не могли. Солить нельзя, морозить нечем. В этом рейсе в очень тяже лых условиях работали судо водители, Неделями держался густой туман, а на РЛС надеж да слабая. Вахтенный ш тур ман вынужден был находиться на крыле ходового мостика, тепло одетый, в рыбацких са погах, не расставаясь с бинок лем ни на минуту. До боли в глазах всматривался в непро ницаемую белую пелену тума на, внимательно прислушива ясь к гудкам рядом работаю щих судов. Механизмы, палубные, про мысловые устройства работали хорошо и не вызывали беспо койства, а вот с радиосвязью дела обстояли неважно: огром ная удаленность от своих бе регов, слабомощная аппарату ра, отсутствие опыта работы на коротких волнах и, как наз ло, непрохождения в эфире — очень частые в это время го да. Пришлось провести у ра диоприемника не одну бессон ную ночь, пока удалось-таки установить связь с Одессой. Было получено разрешение на один час работы, С этого вре мени регулярно раз в сутки (вместо трех, кан этого требо вало руководство флотом) на чали передавать сводки, доне сения и даже частые РДО. Р а диосвязь с Одессой осуществ лялась радиостанцией РТ-97, на борту которого находился радиоприемник «ЛРВ», единст венный во всем флоте. Радио граммы передавал радист В. Дьяконов, умевший хорошо работать ключом - полуавто матом. Итак, скоро приспособились к новому району, уловы ста билизировались, донесения в порт поступали регулярно. По- прежнему сохранились трудно сти навигационного порядка, возникавшие из-за непрекра- щающихся туманов. Однако бдительность вахтенных по зволила обойтись не тольно без аварий, но и без аварий ных ситуаций. В конце апреля получили указание покинуть район Нью фаундленда и следовать к банке Копытова, где небыва ло хорошо облавливался окунь. В первой декаде мая прибыли на банку Копытова и присту пили к добыче окуня. Уловы были прекрасные. Рыбу брали в трюмы и еще успевали сда вать на рефрижераторные су да. В июне, ровно через три месяца, РТ-97, РТ-98 вернулись в порт. Разбор рейса показал, что задача, поставленная руко водством флота перед моряка ми этих двух судов, выполне на и опыт, полученный в пла вании, ведении промысла, ра диосвязи, будет использован в ближайшее время на судах ти па БМРТ. Несколько слов о членах экипажа этих двух траулеров. Капитаны П. А. Задорин и Н. Л. Бибиков были первыми капи танами - директорами БМРТ. Стали капитанами бывшие ш турманы этих судов Б. Ха- ценко, Н. Полысалов, А. Русак, впоследствии Герой Социали стического Труда, капитан-ди ректор плавбазы «Азчерры- бы». Механики А. Матвеев, В. Ор лов, В. Смирнов стали стар шими и главными меха никами судов тралового фло та. Еще долгие годы, прежде чем выйти на пенсию, бороз дил моря старший мастер по добыче Б. П. Колпаков. На первых БМРТ работали началь ники радиостанции, радисты РТ-97 и РТ-98 Н. Цветков, В. Дьяконов, А. Козионов. Т. ИВАНОВ, бывший радист РТ-97, ве теран тралового флота, ве теран труда. ДОБРАЯ ПАМЯТЬ В фонды областного крае ведческого музея поступили материалы, рассказызающие о ветеране Мурманского сель дяного флота (ныне «Мур манрыбпром»), чьим именем назван один из переходящих призов. Имя его широко изве стно на судах объединения — Максимов Макс Альбертович. Славный трудозой путь он прошёл, прожил недолгую, но замечательную жизнь, оставив о себе добрую память. Среди поступивших доку ментов трудовая книжка ве терана. Она — яркий и убеди тельный свидетель того, . что Макс Альбертович трудился самоотверженно, с большой отдачей. Работал матросом, радистом, начальником радио станции, был механиком, груп повым инженером связи в «Мурманрыбпроме». Около сорока записей в книжке о поощрениях за хорошую мно голетнюю работу. М. А. Максимов трудился по-новаторски. Несколько записей говорят о том, что он был рационализатором. По стоянно повышал свою ква лификацию, что доказывают многие свидетельства и дипло мы ветерана. Будучи Почетным радистом СССР, Макс Альбертович мно го времени и внимания уде лял молодым специалистам судовой радиослужбы. И все это сочетал с активной обще ственной жизнью. В фонды музея поступили также два диплома о присуж дении приза имени начальни ка радиостанции М. А. Макси мова, которым были награж дены специалисты радио службы БМРТ «Незьянск» в 1978 году и БМРТ «Виктор Стрельцов» в 1984 году. Дип ломы — своеобразный символ передачи трудовых традиций в «Мурманрыбпроме». П. КУЧУГУРОВА, зав. отделом истории об ластного краеведческого музея. КРЫМСКАЯ ОБЛАСТЬ. Двадцатью артиллерийскими залпами салютовала 11 апреля 1944 года столица нашей Родины Моск ва воинам отдельной Приморсной армии, Черноморского фло та и Азовской военной флотилии, освободившим Керчь. Триста двадцать дней и ночей в годы Великой Отечественной войны Керчь была фронтовым городом. Герой в годы войны, неустанный труженик в мирное время — танов этот большой индустриальный и портовый город. Метал лурги и горняки, корабелы и строители, рыбаки и стекловары изо дня в день множат добрую славу города-героя Керчи. НА СНИМКЕ: мемориал «Героям Аджимушная». Фотохроника ТАСС. СЕЛЬДЯНОЙ король », ИЛИ КАК ДОННЫЙ ТРАЛ СТАЛ РАЗНОГЛУБИННЫМ В настоящее время разноглубинными тралами вылавливается больше половины всей добываемой в морях и океанах рыбы. Этот вид лова наиболее экологически чистый, не оказывает от рицательного влияния на придонную флору морей. Разноглубинный трал только в последние десятилетия завое вал такие позиции, а проверены его преимущества были еще в тридцатые годы на... донном трале. Об этом сегодня рассказы вает ветеран рыбной промышленности Севера, бывший началь ник управления «Мурмансельдь», а затем «Севрыбхолодфлот» Георгий Михайлович Бородулин. ...Во время одного из пере ходов моряки «Леща» обра тили внимание, что вслед за траулером, у самой поверхно сти воды, под люстрами элек трического освещения, быст ро движутся плотные стайки сельди. Это навело на мысль попробовать ее обловить тра лом. Сказано — сделано. Трал мейстер Б. Тарунтаев а обыч ный донный тресковый трал вшил сельдяную рубашку. Что бы шел он ближе к поверхно сти воды, вытравливали мень шее количество ваеров. При норавливались к скорости сель ди, изменяли длину ваеров. Пытались использовать све тильник на длинном электри ческом проводе. Но из этого ничего не получилось — не было пригодной электриче ской арматуры, и попытки кон чались замыканием на глав ном распределительном щи те. Так экипаж РТ-51 «Лещ», единственный во всем флоте, буквально «черпал»' сельдь тралом. Но из-за отсутствия приборов уловы колебались от 100 килограммов до десяти тонн за одно траление. Удельны^ вес добытой сель ди в общем вылове тралфло- та был невелик (около пяти процентов). Причем пример но четвертая часть ее вылав ливалась тралами и в основ ном РТ-51 «Лещ». Моряки «Леща» в шутку, которая потом пошла по фло ту, своего капитана Якова Ге оргиевича Романова любовно называли «сельдяным коро лем». Все понимали: траление в узкостях, особенно зимой, в ночное время, когда были наибольшие уловы, требовало буквально ювелирного судо вождения. Малейшая неточ ность или просчет могли обер нуться тяжелыми последстви ями. Так, например, в начале марта 1935 года РТ-50 «Мойва» (капитан А. Н. Сиднее), выпол няя транспортные рейсы по приемке и доставке сельди, в губе Западная Лица сел на банку, при отливе перевер нулся и затонул. Эпроновцы довольно оперативно подняли траулер, на Мурманской судо верфи быстро перебрали электрооборудование и меха низмы. А вот корпус судна, особенно в районе цистерн, вследствие резкого изменения гидростатического давления, получил значительные по вреждения. Но, благодаря ге роическому труду судоре монтников, «Мойва» уже в се редине июня того же года вступила в строй. Правда, вос становление траулера обо шлось флоту довольно доро го. А «Лещ», пока были про мысловые концентрации, про должал работать на прибреж ной сельди, успешно выпол нив годовой план рыбодобы- чи. Так полвека тому назад на родная мудрость в сочетании с высоким профессиональным мастерством, опережая рыбо хозяйственную науку, способ ствовала увеличению добычи рыбы с минимальными матери альными затратами. Г. БОРОДУЛИН, бывший второй механик РТ-51 «Лещ». 50 лет под именем ПИНРО Полярный научно-исследова тельский институт морского рыбного хозяйства и онеано- графии (ПИНРО) возник не на голом месте. У него были пред шественники. Еще до революции научно- промысловыми исследова ниями северных морей за нимались Северная комис сия, в которую входил про фессор Н. М. Книпович, и Мурманская биологическая станция под руководством К. М. Дерюгина. В 1920 го да- здесь работала Северная научно-промысловая экспе диция. 10 марта 1921 года Председатель Совнаркома республики В- И. Ленин под писал Декрет об организа ции Плавучего морского на учного института (Плавмор- нина), долгие годы которым руководил профессор И. И. | Месяцев. В 1929 году Плав- { морнин преобразовали в Го- f сударственный океанографи ческий институт (ГОИН). Мурманская биологическая станция в Алетсандровске (ныне г. Полярный) стала его филиалом. Затем организуется в Мур манске Северная сельдяная экспедиция, начальником ко торой был назначен профес сор С. В. Аверинцев, а кон сультантом — профессор Н. М. Книпович. Всесоюз ный научно-исследователь ский институт морского рыб ного хозяйства (ВНИМОРХ ) открывает здесь свое отде ление. ГОИН находился в веде нии гидрометслужбы нар комата земледелия. В сентябре 1933 года со всеми филиалами его пере дали ’ Главрыбе наркомата снабжения ССС Р , а 17 ок тября 1933 года на его базе и ВН ИМ О РХ а создается Все союзный научный институт морского рыбного хозяйства и океанографии (ВНИ РО ). В положении об институте пре дусматривались создание его филиалов — в Мурманске, Владивостоке и в Керчи, а также организация ряда на учных станций. В ноябре 1933 года Мур манское отделение ГОИН а было переведено из Поляр ного в г. Мурманск. Для размещения отделов нового института (СНИ РО ) был ос вобожден первый этан; Мур манского рыбопромышленно го техникума, где размеща лись Ф З У Севтралтреста и управленческий аппарат тех никума. Севтралтресту и Ленснабстрою нарком снаб жения ССС Р А. И. Микоян приказал передать для со трудников института нрвый 42-комнатный дом и часть дома, предназначенного для Северной сельдяной экспе диции. Ленснабстрою было приказано до 1 декабря по строить для института де ревянный склад площадью в 300 квадратных метров. 17 февраля 1934 года приказом по наркомату снаб жения С С С Р Северный инс титут морского рыбного Х0- * зяйства и океанографии и Северная сельдяная экспе диция были объединены в одно научное учреждение — Полярный научно-исследова тельский институт морского рыбного хозяйства и океано графии (ПИНРО ). В. зав. сектором публикации и научного использования документов госархива Мур манской облзсти. 6 апреля 8 ШШШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz