Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР а * «ДВА ДНЯ РОЖДЕНИЯ МУРМАНСКОЙ СУДОВЕРФИ», W 51 от 23 декабря 1983 г. ОНИ ТВОРИЛИ ИСТОРИЮ В статье «Два дня рождения Мурманской судоверфи» высна- зы валась просьба к ветеранам предприятия помочь уто чн ить некоторые моменты из истории судорем онтны х предприятии М урм анска. Первым о ткли кн улся старш и на водолазоз судовер ф и Николай Константинович Картаев. Сам он еще молод, к ве- теранам себя не о тносит, но очень советовал побеседовать с Михаилом Яковлевичем Мощелгиным, который работает на вер ф и с января 1933 года. Тан ая беседа со сто ялась. Многое расска- зал ветеран. Восемнадцатилетним пар нем приехал он в Мурманск из г. Каргополя Архангель ской области. Поступил мон тажником на строящийся су доремонтный завод Сев- тралтреста. Михаил Яковлевич помнит, что в 1933 году между Хал- деевым и Петушихиным мы сами на Кольском заливе имелось здание старой вер фи деревянного судостроения, представлявшее собою вет хий сарай. Тогда же одно временно велось строитель ство новой судоверфи и су доремонтного завода Сев- тралтреста. Затратив полто ра миллиона рублей на от сыпку территории, строите ли из-за отсутствия средств прекратили дальнейшие ра боты. Все силы были пере брошены на строительство судоремонтного завода, ко торый в то время был для рыбаков важнее. Работники монтажного от дела во главе с Олегом Сер геевичем Романовым монти ровали в новых зданиях за вода станки, которые посту пали из Германии и других стран. Делали тележки для слипа. В том же 1933 году один за другим стали вступать в строй новые цехи завода. Всех монтажников перевес ли на слип. Там Михаил Мо- щелгин был сначала таке лажником, а потом бригади ром судоподъемщиков. Вначале на слипе было только две тележки, к кото рым ленинградские водолазу подготовили дорожки. Пер вым на слип подняли научно- исследовательское судно П И Н РО «Н . Книпович». В конце июля 1937 года С Р З треста «Мурманрыба» и судоверфь «Главрыбы» бы ли объединены в одно пред приятие — Мурманскую су достроительную и судоре монтную верфь. Во время войны на стап елях ремонтировались подводные лодки, торпедные катера, сто рожевые корабли Северного ф ло та. В среднем подводная лодка сто яла на слипе до од ной недели, самое большее —13 дней. И это тогда, когда на лодке «живого» места не о ста валось после боевого похода. Лодки и другие корабли закры вали маскировочными ми, а там , где нужно се тк а . было вклю чать свет, сооруж али по добие ш алаш а. И все-таки ф аш и сты усп ева ли что-то разглядеть. «Рам а» (ка к называли немецкий само- лет-разведчик) появлялась над Мурманском часто. А затем прилетали бомбардировщики... Если в порту стояли тран сп о рт ные суд а, то бомбы сы п али сь на порт, если на станции сто яли поезда, то ф аш и сты бом били ж елезную дорогу, а если происходили какие-то измене ния на судоверфи, то бомбы падали на верфи. Т а к , сторожевой корабль «Смерч» после ремонта не у с пел отойти от верфи, на него налетели ф аш и стски е самоле ты . Под ударами бомб ко рабль затонул на гл а за х у с у доремонтников. Вскоре его извлекли со дна залива и снова подняли на слип. На это т раз ему пришлось простоять в ре монте около месяца. Мощелгин, как и большин ство рабочих судоверфи, жил на территории предпри ятия — в красном уголке. Домой ходить некогда, да и не к кому. Семья была эва куирована в Каргополь. Кро ме того, в городе бомбили так же часто, как и на вер фи. Особенно трудным было лето 1942 года. Тогда бук вально ежедневно в 11 ча сов дня со стороны Дровя ного заходили бомбардиров щики с черными крестами и сбрасывали смертоносный груз на город. В один из та ких дней осколком бомбы был убит у себя дома отды хавший после ночной смены друг Мощелгана. капитан портнадзора судоверфи Иван Дмитриевич Абросимов. Судоверфь не только ре монтировала военные ко рабли, не только изготовля ла минометы. Когда для нужд фронта потребовалась надежная переправа через Тулому, с судоверфи в Ко лу былЬ доставлено 8 корпу сов недостроенных до войны мотоботов типа «Касатка». Корпуса ботов соединили це пями" а затем по верху нало жили настил. Получился пон тонный мост. Из директоров судоверфи Михаил Яковлевич особенно помнит Платона Васильеви ча Сапанадзе, который ру ководил предприятием с 1939 по 1949 год. Во вре мя войны он, казалось, не выходил с территории верфи. В любое время суток можно было увидеть его в том или ином цехе. На верфи была рыболов ная бригада, которая на сво ем мотоботе выходила в мо ре. Капитаном бота был Ко новалов, мотористом — Сте пан Лядов. Бот этот ходил не только по Кольскому за ливу, но заходил и в Мотов- ский залив, южный берег которого на большом протя жении был занят фашиста ми. Часть улова команда сдавала в столовую судовер фи, а большая часть распре делялась среди тружеников верфи по специальным тало нам. Хорош о помнит Михаил Яковлевич и знаменитых подводнпков: Лунина, Видя- ■ева, Старостина, Столбова и других, которые часто бы вали на верфи, пока их лод ки стояли в ремонте. Да, есть что вспомнить ветерану верфи. В 1945 го ду, уже после победы, Ми хаил Яковлевич стал членом партии. В 1959 году, когда на су доверфь прибыл первый док, Мощелгина назначили смен ным докмейстером. В 1981 году Михаил Яковлевич ушел на пенсию, но через несколько недель не выдер жал пенсионной жизни и вернулся на работу. Сейчас он судовой такелажник в родном судоподъемном цехе судоверфи, где прошла вся его трудовая жизнь. У не го выросли два сына и шесть внуков, растут два правнука. И все живут в Мурманске. Конечно, было бы наивно д ум а ть , что один человек может о т ветить на все вопросы, которые возникаю т у исследователей во время работы с архивным и докум ентам и судоверфи и д р уги х предприятий и учреждений Заполярья. К сож алению , наши де ды , которые «делали историю », не очень дум али о том , к а к и х работа будет вы глядеть в гл а за х потом ков. Поэтому «белы х п я тен» в истории судоверфи, к ак и д р уги х предприятий М урман ск а , еще много. Вот почему та к важно, чтобы старож илы города, ветераны войны и труда взялись за перо и попы тались запи сать на бумаге все самое яркое, что было в и х большой ж изни . В. СЕКСТЕ, зав, сектором публикации и научного исполь зования документов госархива Мурманской области. «ЗОЛОТЫЕ КОЛЕСА», №1 от 6 января 1984 г. доводы «ПРОТИВ» Многие мурманчане и жители области приняли живое учас тие • обмене мнениями по существу вопросов, поднятых в статье «Золотые колеса». Речь ■ ней шла о том, что мешает более эффективному использованию грузового и пассажирско го автотранспорта. На обсуждение предлагались меры, кото рые, на взгляд автора, обеспечили бы более производитель ную работу как автобусов, так и автомобилей, закрепленных за предприятиями рыбной промышленности. В частности, предлагалось начать путь к централизации гру зового транспорта в автобазе ВРПО «Севрыба». Такая постанов ка вопроса вызвала дискуссию. това к объединению всех ав тохозяйств. Г. БОБРИЦКИЙ, главный инженер управле ния «Севрыбсбыт». * Ж Гаражи-гаражики действи тельно нерентабельны, эконо мически невыгодны, но все же выполняют большую рабо ту по снабжению рыбопро мысловых судов. Никто пока не решился подсчитать убытки тех пред приятий, которые обслужива ет автобаза. Каждый хозяйст венник в меру возможностей старается снизить издержки производства, а они нет-нет да и взлетят вверх в конце квартала или года. И порой не без «помощи» автобазы. За что только ни штрафуются предприятия: за недогруз, сверхнормативный простой, за ошибки при заполнении на кладной, за нерасшифровку груза и даже... за изменение маршрута. А как тогда пони- м т ь термин «оперативность»? Диспетчер, учитывая обста новку, вправе изменить мар шрут. За что же штраф? Почему хозяйственники дер жатся за свои «гаражики»? Да потому что автобаза не удов летворяла и не будет удов летворять заявки предприятий в полном объеме. Она не хо чет считаться с объективными причинами, порождающими простои (ожидание в очере дях при получении груза, при снабжении судов, метеоусло вия и т. д.), и не желает пе ревести часть автомашин на сдельно-премиальную систему оплаты... Централизация ради цент- На балансе порта находит ся 48 автомобилей. Более по ловины имеют срок эксплуа тации свыше 10 лет, 70 про центов — пробег больше ста тысяч километров. 14 автома шин порт приобрел в других организациях и восстановил собственными силами. Эффективное использование автотранспорта возможно лишь при оперативном взаи модействии технической и эксплуатационной служб уп равления и подразделений порта. На основании всего этого порт считает нецелесо образным передавать свой транспорт в автобазу ВРПО «Севрыба». В. КУСКОВ, начальник порта. * Ф Арендуемый автотранспорт выделяется неритмично, и ли миты ежегодно сокращаются. Причин недостаточного выде ления машин немало: отсут ствие запчастей, топлива, не укомплектованные штаты. В 1961 году управление «Сев рыбсбыт» передавало свой транспорт в автобазу. Такая реорганизация ничего не да ла. Для того чтобы нормаль но снабжать население рыбо продукцией, нам с большим трудом удалось восстановить свое автохозяйство. Считаем, что сегодня автобаза не го- 20 апреля 1984 года рализации ничего не даст. Уместно уделить больше вни мания централизованной ор ганизации ремонта автотранс порта в ВРПО «Севрыба». Ес ли же объединение состоится, то предлагаем создать в ав тобазе отдельную автоколон ну с повременно-премиальной оплатой водителей для рабо ты в снабженческих организа циях и отделах снабжения флотов. Н. ГОРБЕНКО, начальник транспортно складской конторы. sj: Ие- * Безусловно, концентрация автотранспорта дает неоспо римые преимущества и при содержании, и при эксплуата ции автомобилей. Однако ана лиз показывает, что в наших реальных условиях переда вать грузовые автомобили ав тобазе нерационально. Это объясняется чрезмерным фи зическим и моральным изно сом автопарка базы и децент рализованного парка пред приятий. В этих условиях ВРПО «Сев- рыба» считает единственно возможным вариантом по степенное списание грузовых автомобилей предприятий и обновление централизованно го парка автобазы. Б. ОЛЕНЕВ, начальник отдела эксплуа тации приемотранспорт ного флота и портов ВРПО «Севрыба». доводы - «З А » - чить в автобазе не только ав томобильный транспорт, но и всю технику. Это, по нашему мнению, позволит лучше ее использовать, повысить коэф фициент готовности, облег чить ремонт. Искусственное же отделение строительных машин и меха низмов от обслуживающих спецмашин пользы не прине сет, а создаст дополнитель ные сложности. Еще одна положительная черта концентрации техники и транспорта в автобазе та, что некоторые строительные ма шины (катки, панелевоз, авто вышка) загружены в СМУ не в полной мера, и их можно было бы выделять другим предприятиям. В. ИВАНОВ, начальник СМУ ВРПО «Севрыба». Управление «Севрыбхолод- флот» не возражает против передачи собственных машин автобазе. Но предварительно необходимо решить, кто и как будет выполнять перевозки людей с одного объекта на другой, обслуживание двух детских садов, доставку бы товой техники в ремонт и об ратно, вывоз металлолома и утиля, перевозку мелких пар тий груза. На этих работах нужно использовать автомаши ны с почасовой оплатой, а ав тобаза такого транспорта вы деляет очень мало. Второй фактор — техниче ское состояние транспорта, часть которого восстанавли валась чуть ли не из метал лолома. Автобаза принимать его в собственное владение не изъявляет желания. В. КОВАЛ заместитель начальника уп равления «Севрыбхолод- флот». * * * Более половины специали зированных автомашин мы готовы передать сразу же. Можем передать и весь парк при условии, что все объек ты тралового флота будут обеспечены транспортом в не обходимое для нас время. Нужно отметить, что все наши автомобили работают только как повременные. Ав тобазе такая система оплаты не выгодна поскольку план ей дается в тонно-километ рах. Этот «вал» и сужает возможности руководства ав тобазы. Во избежание различных недоразумений, приписок мы, так же как и коллектив «Сев рыбпромразведки», готовы к эксперименту — работе авто транспорта по повременно премиальной системе оплаты. Кроме того, есть смысл за крепить водительский состав автобазы за конкретными предприятиями. Это даст воз можность лучше изучить мар шруты и особенности работы и перевозки грузов. Г. ЦАПЛИН, начальник отдела мате риально-технического снаб жения тралового флота. Строительно-монтажное уп равление ВРПО «Севрыба» имеет на своем балансе спе циализированные азтомобили, автобусы, грузовые автомо били. Кроме того, есть строи тельные машины и механиз мы (39 единиц). Мы считаем целесообразным сосредото- КОММЕНТАРИЙ ОТДЕЛА ПИСЕМ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА За строками как сторонников, так и противников концентра ции автотранспорта легко читается: да, объединение транспор та должно давать экономические выгоды. Но при существую щем положении оно нежелательно. Почему! Нужно наводить порядок. Нужно укреплять материально-техническую базу тран спорта ВРПО «Севрыба». Нужно отказаться, наконец, от покло нения его величеству тонно-километру и подготовить более приемлемые условия соревнования водителей, подведения его итогов, морального и материального стимулирования нелегко го водительского труда. Вот при таких обеспеченных тылах реорганизация даст плю сы. Что ж, если все это ясно, за чем же дело! Проблема на зрела. Надо ее решать. 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz