Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.
т • ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ• ЦЕНА БЕСПЕЧНОСТИ Коллегия Министерства рыбного хозяйства СССР, которая состоялась в январе нынешнего года, в числе других вопросов обсуждала состояние аварийности на флоте отрасли в 1983 го ду. Десятки аварий — таков печальный «урожай» минувшего года, говорилось на коллегии, а причиной тому послужили не дисциплинированность судовых специалистов, пренебрежение требованиями нормативных документов как в обеспечении бе зопасности мореплавания, так и в организации технической эксплуатации судовых механизмов. В это количество входят и 14 аварий, которые произошли на судах Северного бассейна. Кроме того, в бассейне в минув шем году зарегистрировано 80 аварийных происшествий и. око ло 300 случаев повреждений судов и судовой техники, которые хотя и не считаются аварийными, но по своей природе имеют евмое прямое отношение к таковым. водителей, Анализу причин, породив ших столь высокий уровень аварийности, были посвяще ны бассейновые совещания- семинары. Участники их от мечали, что в минувшем го ду преобладали аварии тех нического характера. Чаще всего это были происшест вия, связанные с подплав- кой подшипников дейдвуда из капролона и повреждения коленчатого вала главного двигателя. К числу наиболее тяже лых аварий прошлого года следует отнести столкнове ние ИСТ «Закаменск» Мур манского тралового флота с рыболовно-морозильным тра улером «Николай Берзарин» Рижской базы тралового флота, а также повреждение коленчатого вала главного двигателя на БМРТ «Алек сандр Борисов» управления «Севрыбпромразведка». Эти две аварии составили более половины технических убыт ков от общего числа потерь по ВРПО «Севрыба» и две трети — от простоев, свя занных с устранением по вреждений судов. На январском совещании рассматривались и причины аварий навигационного ха рактера. — Большинство печаль ных происшествий случились из-за безответственности и халатности некоторых судо- которые не учи тывают опасностей плава ния, — говорил на этом со вещании начальник отдела мореплавания, связи и элек трорадионавигации В РП О «Севрыба» Г. В. Тишков. — Поэтому работники берего вых служб должны вести каждодневную работу с людьми, воспитывая у них чувство ответственности и требовательности к себе и подчиненным, прививая на выки грамотного использо вания технических средств судовождения. При этом нельзя оставлять без вни мания ни одного случая от ступления от правил. В последние годы возрос ло число аварийных случа ев, связанных с намотками на винто-рулевые комплек сы. Их причины известны: выбрасывание за борт непри годных сетематериалов, не правильное маневрирование судном при передаче улова бесконтактным способом, под хват плавающего промвоору- жения иностранного произ водства. Следовательно, пред отвращение этого вида ава рийности зависит от правиль ной организации работы штурманов. Довольно часто происхо дят и посадки судов на мель. Они случаются там, где низка организация вах тенной службы на мостике, когда судоводители «забыва ют» прописные истины. Ведь у нас в бассейне практиче ски нет малоизученных в на вигационном отношении рай онов плавания. Нередки аварии в таких ситуациях, когда капитаны действуют по принципу «риск во имя улова». В этом отношении характерны два буквально свежих примера столкновений на мойвенном промысле в Баренцевом мо ре в марте, когда экипажи БАТ «Константин Душенов» Мурманского тралового фло та и сейнера-траулера «Сык тывкар» «Мурманрыбпро- ма», видимо, не поделили между собою стаю рыбы, а другой коллектив сейнера- траулера «Светловоден» то же объединения «Мурман- рыбпром» пытался заметать стаю у своего «однополча нина» CT-Р «Светлоград» буквально под его кормой, пока тот лежал в дрейфе. Капитаны этих судов за были про элементарные ус тавные требования, которые гласят, что ни одна тонна рыбы не должна быть вылов лена, перегружена и достав лена в порт, если при этом нарушаются требования без опасности мореплавадия. Иными словами, в есно- ве всех аварийных случаев, особенно навигационного ха рактера, лежат в первую очередь недисциплинирован ность, отсутствие ответст венности у командиров су дов. И если в других отрас лях народного хозяйства от уровня дисциплины во мно гом зависят выполнение пла на, улучшение качества вы пускаемой продукции, повы шение производительности труда, то, применительно к работе моряков, к этим по казателям необходимо доба вить безаварийную эксплуа тацию. Э. ФАТЕЕВ, заместитель начальника «Севгосрыбфлотинс п е к- ции». Заведующий сектором обучения тренажерного центра «Сев- рыбы» Евгений Васильевич Сорокин вспоминает, сколько вре мени в былые годы приходилось терять на ожидания «гу па радного подъезда». — Возвращаешься из рейса зимой, подходишь к заливу и... залегаешь в дрейф. На целую неделю порой. Пока погода не прояснится. Всевидящих приборов ведь не было. А если и имелись такие, то капитаны к ним не подпускали: ненадеж ны в работе, пользоваться не умели. Теперь другое дело: локационные ириборы, которыми осна щаются суда, позволяют видеть и слышать даже в самых сложных погодных условиях. Если, конечно, умеешь ими поль зоваться. А поскольку дело это непростое, то все судоводители проходят обучение в тренажерном центре, где и был сделан этот снимок. Надо сказать, что учиться приходится и самим «учителяу». Приборы совершенствуются. И вот сейчас поступил новый тре нажер — «Створ». С ним не страшно плавать вблизи берегов, в узкостях. НА СНИМКЕ: обучение на тренажере проходят третий по мощник капитана А. Е. Гирич, вторые помощники капитана А. С. Олиниченко и С. В. Синцов. Фото В. КОРЕЦКОГО. Ранней весной погода не балует моряков. В это время от нее можно ожидать всяких неприятностей. Хотя — только ли ет нее? Специфика работы в море заставляет экипажи быть готовыми к любым неожиданностям. Бывает, что требуется и помощь товарищей... ИЙ КРУТОЙ В О Ш Более месяца спасательный морской буксир «Пурга» работал в Норвежском и Баренцевом мо рях. И вдруг 16 марта неприятность случилась с самим спасателем. Осматривая свое заведование, второй механик И. Ф . Хусаеноз обнаружил неисправность поршня Одного из цилиндров главного двигателя. Эта неисправность мо гла стать крупной аварией двига теля, а следовательно, судну грозила отправка в порт. «Пурга» замедлила ход и легла в дрейф. Экипаж понимал, что других буксиров на промыс ле нет, а помощь спасателя мог ла понадобиться в любую мину ту. Но, с другой стороны, быстро сделать сложный ремонт могли только опытные специалисты. К тому же усилился ветер, резко ухудшилась погода. После небольшого совещания моряки все-таки приняли реше ние ремонтировать двигатель с е о и м и - силам и. Под руководством старш его м еханика Н. П. Климен- но гр уп па специалистов машинной номанды , не обращая внимания на ш торм , двое суто к вела ре монт. Сменяли др уг друга мото р исты Б. Д. Елохин и В. И. А лек сандров, токарь М. Е . Швецов и сварщ и к А . В. Беляев, механики Н П. Клименко и И. Ф . Хусаенов, а работа не прекращ алась ни на м и н уту. Весь эки п аж напряженно ждал Д М Н Я НШ И 1.! окончания ремонта, иаждый мо ряк был готов по мере сил по мочь. У тр ати в половину своей мощности, развернувш ись на ве тер, спасатель ш тормовался, р у. левые матросы стрем ились удер ж ивать его на волне, чтобы из беж ать резкой качки. Ведь в машине идет сложная «операция»! Но, как говорится, одна беда не приходит. Ремонт на СМБ «Пурга» заканчивался, когда по ступил тревожный сигнал. БМРТ «Монголия» Архангельского тра лового флота просил помощи: произошла намотка ваера на винто - рулевой комплекс, судно потеряло ход. Обстановка там осложнялась плохой погодой, а главное—близостью льда. Нужна помощь спасателя. Окончание ремонта на «Пурге» вели уже при работающем вто ром двигателе. И в тот же день «операцию» завершили. Форсированным ходом спаса тель мчался к аварийному судну. И вот позади двухсотмильный пе реход. Аварийный траулер взяг на буксир, отведен в укрытие. Водолазный осмотр и необходи мый в случае намотки ремонт — дело привычное для спасателей. Два дня — и БМРТ «Монголия» отправился на промысел. В. ЕВСЕЕВ, первый помощник капитана СМБ «Пурга». «СВЯТОЕ ДЕЛО»? Говорят, была бы водка, а повод для выпивки всегда найдется. Ну, скажем, чем не повод — приход в род ной порт? «Само собой, об мыть приход — святое де ло», — сказали на СРТ-м «Бирск» Архангельского рыбакколхозсоюза и, прово див домой капитана Яниса Винцентовича Слоку, при нялись обмывать. З а иллюминатором каюты теплыми огоньками свети лись родные берега. А за столом в каюте — друзья: старший помощник капитана В. П. Будков, старший меха- нин А. А. Сухарев, второй механик Ю. В. Черненький, электромеханик С. В. Кана- шин. Время летело незамет но. «Однако пора выходить в море», — спохватилась ком пания. Запустили, как поло жено, двигатель, и судно, шарахаясь из стороны в сто рону, поплыло по заливу. Дежурный лоцман служ бы движения протер глаза, не веря увиденному. Но «ви дение» не исчезло. Тогда он схватил трубку радиотелефо на: «Бирск», немедленно встаньте на якорь!» Утром капитан Я. В. Сло- ка прибыл на родное судно, привел его к причалу. А затем отправился в каюту старшего механика, дабы и самому не остаться в сто роне от «святого дела». Бу тылка водки уже была пу стой, когда на борт траулера пожаловала комиссия... А так как Янис Винценто- вич и прежде любил побало ваться спиртным в рабочее время, то пришлось ему рас статься с капитанским мости ком на три долгих года. Не остались без «знаков внимания» и другие коман диры «Бирска», в частности, старший механнК А. А. Су харев на год расстался с дипломом. Но это было уже потом. А тогда судну при шлось простоять в порту лишних четверо суток, пока нашлась замена дружной компании. Но не всегда поводом для пьянки служит радостное событие. Можно ведь и ра бочие будни превратить в праздник, было бы жела ние. А желание такое давно преследовало старшего ме ханика буксира «Витязь» Мурманского рыбного порта А. Ф . Афоничева. Едва дождавшись момента, когда буксир отошел от причала и начал движение по заливу (напомню: Кольский залив — особо опасный в навига ционном отношении район), как Анатолий Федорович бросил вахту и ушел в свою каюту. Приняв солидную до зу спиртного, он так крепко заснул в кресле, что разбу дить его не смогли. Бросив это безнадежное занятие, второй•механик Ю . И Бара нов решил последовать при меру начальника и тоже на пился. Но спать ему не хотелось, а было желание «поговорить». Долго Юрий Иванович выяснял отношё- ния с кочегаром Н. М Двой- ‘ носом, тоже, кстати, пЪдвы- пившим. Вскоре пришлось снять с вахты и кочегара В. Г. Наумова, дать и ему возможность выспаться. Глядя на эту компанию, тре тий помощник ’ капитана В. М. Бренейзен также «на брался» сверх меры и на вахту заступить не смог. Не будем сейчас говорить о последствиях того дня. На помним лишь, что безопас ность мореплавания, безопа сность судна и жизни моря ков обеспечиваются деятель ностью трезвых спёциалис- Т011. В. ГЕРЦАК, старший морской инспек тор «Севгосрыбфлотин- спекции».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz