Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.

т • ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ• ЦЕНА БЕСПЕЧНОСТИ Коллегия Министерства рыбного хозяйства СССР, которая состоялась в январе нынешнего года, в числе других вопросов обсуждала состояние аварийности на флоте отрасли в 1983 го­ ду. Десятки аварий — таков печальный «урожай» минувшего года, говорилось на коллегии, а причиной тому послужили не­ дисциплинированность судовых специалистов, пренебрежение требованиями нормативных документов как в обеспечении бе­ зопасности мореплавания, так и в организации технической эксплуатации судовых механизмов. В это количество входят и 14 аварий, которые произошли на судах Северного бассейна. Кроме того, в бассейне в минув­ шем году зарегистрировано 80 аварийных происшествий и. око­ ло 300 случаев повреждений судов и судовой техники, которые хотя и не считаются аварийными, но по своей природе имеют евмое прямое отношение к таковым. водителей, Анализу причин, породив­ ших столь высокий уровень аварийности, были посвяще­ ны бассейновые совещания- семинары. Участники их от­ мечали, что в минувшем го­ ду преобладали аварии тех­ нического характера. Чаще всего это были происшест­ вия, связанные с подплав- кой подшипников дейдвуда из капролона и повреждения коленчатого вала главного двигателя. К числу наиболее тяже­ лых аварий прошлого года следует отнести столкнове­ ние ИСТ «Закаменск» Мур­ манского тралового флота с рыболовно-морозильным тра­ улером «Николай Берзарин» Рижской базы тралового флота, а также повреждение коленчатого вала главного двигателя на БМРТ «Алек­ сандр Борисов» управления «Севрыбпромразведка». Эти две аварии составили более половины технических убыт­ ков от общего числа потерь по ВРПО «Севрыба» и две трети — от простоев, свя­ занных с устранением по­ вреждений судов. На январском совещании рассматривались и причины аварий навигационного ха­ рактера. — Большинство печаль­ ных происшествий случились из-за безответственности и халатности некоторых судо- которые не учи­ тывают опасностей плава­ ния, — говорил на этом со­ вещании начальник отдела мореплавания, связи и элек­ трорадионавигации В РП О «Севрыба» Г. В. Тишков. — Поэтому работники берего­ вых служб должны вести каждодневную работу с людьми, воспитывая у них чувство ответственности и требовательности к себе и подчиненным, прививая на­ выки грамотного использо­ вания технических средств судовождения. При этом нельзя оставлять без вни­ мания ни одного случая от­ ступления от правил. В последние годы возрос­ ло число аварийных случа­ ев, связанных с намотками на винто-рулевые комплек­ сы. Их причины известны: выбрасывание за борт непри­ годных сетематериалов, не­ правильное маневрирование судном при передаче улова бесконтактным способом, под­ хват плавающего промвоору- жения иностранного произ­ водства. Следовательно, пред­ отвращение этого вида ава­ рийности зависит от правиль­ ной организации работы штурманов. Довольно часто происхо­ дят и посадки судов на мель. Они случаются там, где низка организация вах­ тенной службы на мостике, когда судоводители «забыва­ ют» прописные истины. Ведь у нас в бассейне практиче­ ски нет малоизученных в на­ вигационном отношении рай­ онов плавания. Нередки аварии в таких ситуациях, когда капитаны действуют по принципу «риск во имя улова». В этом отношении характерны два буквально свежих примера столкновений на мойвенном промысле в Баренцевом мо­ ре в марте, когда экипажи БАТ «Константин Душенов» Мурманского тралового фло­ та и сейнера-траулера «Сык­ тывкар» «Мурманрыбпро- ма», видимо, не поделили между собою стаю рыбы, а другой коллектив сейнера- траулера «Светловоден» то­ же объединения «Мурман- рыбпром» пытался заметать стаю у своего «однополча­ нина» CT-Р «Светлоград» буквально под его кормой, пока тот лежал в дрейфе. Капитаны этих судов за­ были про элементарные ус­ тавные требования, которые гласят, что ни одна тонна рыбы не должна быть вылов­ лена, перегружена и достав­ лена в порт, если при этом нарушаются требования без­ опасности мореплавадия. Иными словами, в есно- ве всех аварийных случаев, особенно навигационного ха­ рактера, лежат в первую очередь недисциплинирован­ ность, отсутствие ответст­ венности у командиров су­ дов. И если в других отрас­ лях народного хозяйства от уровня дисциплины во мно­ гом зависят выполнение пла­ на, улучшение качества вы­ пускаемой продукции, повы­ шение производительности труда, то, применительно к работе моряков, к этим по­ казателям необходимо доба­ вить безаварийную эксплуа­ тацию. Э. ФАТЕЕВ, заместитель начальника «Севгосрыбфлотинс п е к- ции». Заведующий сектором обучения тренажерного центра «Сев- рыбы» Евгений Васильевич Сорокин вспоминает, сколько вре­ мени в былые годы приходилось терять на ожидания «гу па­ радного подъезда». — Возвращаешься из рейса зимой, подходишь к заливу и... залегаешь в дрейф. На целую неделю порой. Пока погода не прояснится. Всевидящих приборов ведь не было. А если и имелись такие, то капитаны к ним не подпускали: ненадеж­ ны в работе, пользоваться не умели. Теперь другое дело: локационные ириборы, которыми осна­ щаются суда, позволяют видеть и слышать даже в самых сложных погодных условиях. Если, конечно, умеешь ими поль­ зоваться. А поскольку дело это непростое, то все судоводители проходят обучение в тренажерном центре, где и был сделан этот снимок. Надо сказать, что учиться приходится и самим «учителяу». Приборы совершенствуются. И вот сейчас поступил новый тре­ нажер — «Створ». С ним не страшно плавать вблизи берегов, в узкостях. НА СНИМКЕ: обучение на тренажере проходят третий по­ мощник капитана А. Е. Гирич, вторые помощники капитана А. С. Олиниченко и С. В. Синцов. Фото В. КОРЕЦКОГО. Ранней весной погода не балует моряков. В это время от нее можно ожидать всяких неприятностей. Хотя — только ли ет нее? Специфика работы в море заставляет экипажи быть готовыми к любым неожиданностям. Бывает, что требуется и помощь товарищей... ИЙ КРУТОЙ В О Ш Более месяца спасательный морской буксир «Пурга» работал в Норвежском и Баренцевом мо­ рях. И вдруг 16 марта неприятность случилась с самим спасателем. Осматривая свое заведование, второй механик И. Ф . Хусаеноз обнаружил неисправность поршня Одного из цилиндров главного двигателя. Эта неисправность мо­ гла стать крупной аварией двига­ теля, а следовательно, судну грозила отправка в порт. «Пурга» замедлила ход и легла в дрейф. Экипаж понимал, что других буксиров на промыс­ ле нет, а помощь спасателя мог­ ла понадобиться в любую мину­ ту. Но, с другой стороны, быстро сделать сложный ремонт могли только опытные специалисты. К тому же усилился ветер, резко ухудшилась погода. После небольшого совещания моряки все-таки приняли реше­ ние ремонтировать двигатель с е о и м и - силам и. Под руководством старш его м еханика Н. П. Климен- но гр уп па специалистов машинной номанды , не обращая внимания на ш торм , двое суто к вела ре­ монт. Сменяли др уг друга мото­ р исты Б. Д. Елохин и В. И. А лек­ сандров, токарь М. Е . Швецов и сварщ и к А . В. Беляев, механики Н П. Клименко и И. Ф . Хусаенов, а работа не прекращ алась ни на м и н уту. Весь эки п аж напряженно ждал Д М Н Я НШ И 1.! окончания ремонта, иаждый мо­ ряк был готов по мере сил по­ мочь. У тр ати в половину своей мощности, развернувш ись на ве­ тер, спасатель ш тормовался, р у. левые матросы стрем ились удер­ ж ивать его на волне, чтобы из­ беж ать резкой качки. Ведь в машине идет сложная «операция»! Но, как говорится, одна беда не приходит. Ремонт на СМБ «Пурга» заканчивался, когда по­ ступил тревожный сигнал. БМРТ «Монголия» Архангельского тра­ лового флота просил помощи: произошла намотка ваера на винто - рулевой комплекс, судно потеряло ход. Обстановка там осложнялась плохой погодой, а главное—близостью льда. Нужна помощь спасателя. Окончание ремонта на «Пурге» вели уже при работающем вто­ ром двигателе. И в тот же день «операцию» завершили. Форсированным ходом спаса­ тель мчался к аварийному судну. И вот позади двухсотмильный пе­ реход. Аварийный траулер взяг на буксир, отведен в укрытие. Водолазный осмотр и необходи­ мый в случае намотки ремонт — дело привычное для спасателей. Два дня — и БМРТ «Монголия» отправился на промысел. В. ЕВСЕЕВ, первый помощник капитана СМБ «Пурга». «СВЯТОЕ ДЕЛО»? Говорят, была бы водка, а повод для выпивки всегда найдется. Ну, скажем, чем не повод — приход в род­ ной порт? «Само собой, об­ мыть приход — святое де­ ло», — сказали на СРТ-м «Бирск» Архангельского рыбакколхозсоюза и, прово­ див домой капитана Яниса Винцентовича Слоку, при­ нялись обмывать. З а иллюминатором каюты теплыми огоньками свети­ лись родные берега. А за столом в каюте — друзья: старший помощник капитана В. П. Будков, старший меха- нин А. А. Сухарев, второй механик Ю. В. Черненький, электромеханик С. В. Кана- шин. Время летело незамет­ но. «Однако пора выходить в море», — спохватилась ком­ пания. Запустили, как поло­ жено, двигатель, и судно, шарахаясь из стороны в сто­ рону, поплыло по заливу. Дежурный лоцман служ­ бы движения протер глаза, не веря увиденному. Но «ви­ дение» не исчезло. Тогда он схватил трубку радиотелефо­ на: «Бирск», немедленно встаньте на якорь!» Утром капитан Я. В. Сло- ка прибыл на родное судно, привел его к причалу. А затем отправился в каюту старшего механика, дабы и самому не остаться в сто­ роне от «святого дела». Бу­ тылка водки уже была пу­ стой, когда на борт траулера пожаловала комиссия... А так как Янис Винценто- вич и прежде любил побало­ ваться спиртным в рабочее время, то пришлось ему рас­ статься с капитанским мости­ ком на три долгих года. Не остались без «знаков внимания» и другие коман­ диры «Бирска», в частности, старший механнК А. А. Су­ харев на год расстался с дипломом. Но это было уже потом. А тогда судну при­ шлось простоять в порту лишних четверо суток, пока нашлась замена дружной компании. Но не всегда поводом для пьянки служит радостное событие. Можно ведь и ра­ бочие будни превратить в праздник, было бы жела­ ние. А желание такое давно преследовало старшего ме­ ханика буксира «Витязь» Мурманского рыбного порта А. Ф . Афоничева. Едва дождавшись момента, когда буксир отошел от причала и начал движение по заливу (напомню: Кольский залив — особо опасный в навига­ ционном отношении район), как Анатолий Федорович бросил вахту и ушел в свою каюту. Приняв солидную до­ зу спиртного, он так крепко заснул в кресле, что разбу­ дить его не смогли. Бросив это безнадежное занятие, второй•механик Ю . И Бара­ нов решил последовать при­ меру начальника и тоже на­ пился. Но спать ему не хотелось, а было желание «поговорить». Долго Юрий Иванович выяснял отношё- ния с кочегаром Н. М Двой- ‘ носом, тоже, кстати, пЪдвы- пившим. Вскоре пришлось снять с вахты и кочегара В. Г. Наумова, дать и ему возможность выспаться. Глядя на эту компанию, тре­ тий помощник ’ капитана В. М. Бренейзен также «на­ брался» сверх меры и на вахту заступить не смог. Не будем сейчас говорить о последствиях того дня. На­ помним лишь, что безопас­ ность мореплавания, безопа­ сность судна и жизни моря­ ков обеспечиваются деятель­ ностью трезвых спёциалис- Т011. В. ГЕРЦАК, старший морской инспек­ тор «Севгосрыбфлотин- спекции».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz