Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.

. ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • — Бумаг нынче много. Там, где трудно подсчитать реальный вклад работнина • живое дело, подменяют •го составлением различных спра­ вок и отчетов. Немало рекомендаций дают нам в механико-судовой служ­ бе флота и БРИЗе. Их складываю отдельно, — и А. А. Архипов откры­ вает папну — «информация к раз­ мышлению». С начала пятилетки экипаж ПСТ •Закаменей» сэкономил около трех­ сот тонн дизельного топлива, на ко­ тором траулер смог бы работать на промысле 50 суток. Этот факт и по­ служил основной информацией к се­ годняшнему выступлению старшего механика судна. Слово — передовику РЕЗЕРВЫЭКОНОМИИ Без малого пять лет назад принимал я в Клайпеде по- сольне-свежьевой траулер «За- каменск». Конструкторы, будь они хоть семи пядей во лбу, всего предусмотреть не мо­ гут. По моим подсчетам, вог уже 50 рационализаторских предложений внесли и внед­ рили мы на судне с ново- строя. А впереди еще жду г своего решения многие за­ дачи, среди которых на пер­ вом месте стоят вопросы эко­ номии топлива. Лично меня радует стабиль­ ность усилий экипажа в этом деле. На судне сложились хо­ рошие традиции, к которым приобщаем новичков. Инте­ ресно работать с людьми, не только технически грамотны­ ми, но и инициативными, пы­ тающимися до всего дойти сво­ им умом. Они всегда вносят новую творческую струю. По­ рой и поспорим. Так, напри­ мер, у нас налажена постоян­ ная двойная сепарация, то есть очистка топлива. Спра­ шивается: зачем зря механиз­ мы гонять, если можно пой­ ти по более легкому пути? Приходится объяснять, что ка­ чественная очистка положи­ тельно скажется на работе всей топливной аппаратуры, а это так или иначе дает боль­ ший вклад в экономию, чем сиюминутный мелкий выиг­ рыш. Конечно, многое зависит от стабильности экипажа. Я буду не прав, обижаясь, что на суд­ не не задерживаются опытные Специалисты. Человек, если он постоянно совершенствует свое мастерство, должен про­ двигаться и по служебной ли­ нии. С четвертого до второго механика дорос в нашей команде Валентин Яковлевич Соколов. Сейчас он ходит в море стармехом на другом судне. Именно с В. Я. Соколовым мы смонтировали на траулере систему для вторичного ис­ пользования отработанного пара. Настоятельные рекомен­ дации для ее внедрения да­ вали руководители механико­ судовой службы флота. Одна­ ко созданная нами система не дала желаемых результа­ тов. Видимо, не для каждого судна она приемлема. И тог­ да было внесено предложе­ ние мытьевую воду вместо пара греть охлаждающей во­ дой главного двигателя. Про­ ще говоря, использовать для этого вовсе даровое тепло. Свои задумки мы успешно реализовали. При этом не за­ бываем тщательно следить и за разумным использованием отработанного пара. Ему на судне всегда можно найти ра­ боту. К слову сказать, у нас не на бумаге, а на деле нет протечек ни топлива, ни пара. Это пусть небольшое, но важ­ ное условие нормальной ра­ боты механизмов. Вообще, если говорить об экономии топлива на каждом отдельном судне, то только умения в этом деле мало. Ус­ пех складывается на первый взгляд из мелких усовершен­ ствований. Например, за по­ следнее время мы стали ох­ лаждать конденсаторы произ­ водственных холодильных ус­ тановок через дополнитель­ ную систему, смонтированную судовыми умельцами. Устано­ вили подогреватель топлива для паровых котлов. Исполь­ зуется на судне и газотурбин­ ное топливо вместо дизель­ ного. В целом по флоту, на­ сколько мне известно, сжига­ ние тяжелых сортов топлива дает значительную экономию. В прошлом году именно на­ шему экипажу первому дове­ рили провести эксперимент по испытанию нового материала для фильтрации дизельного топлива. С его помощью пла­ нируют увеличить надежность работы техники, облегчить труд машинной команды. Кое- какие результаты уже полу­ чены. Безусловно, на многих су­ дах есть свои умельцы, на коплен определенный опыт. Другое дело, что далеко не полностью мы его использу­ ем. Примерно по сто тонн дизельного топлива только наш экипаж сберегает еже­ годно. В 1981 и 1982 годах за­ нимали первые места в обще­ флотском соревновании среди однотипных судов по эконо­ мии топливно-энергетических ресурсов. Получали премии, льготные путевки. Не хуже сработали и в минувшем го­ ду, но экипаж допустил пере­ расход сетематериалов. Жаль, что из-за этого обесценена ра­ бота и машинной команды. А ведь мы, со своей стороны, добились хороших результа­ тов. В эти дни посольно-свежье- вой траулер «Закаменск» вновь на промысле. Рейс про­ длится до середины июня. Только хорошее могу сказать о сегодняшних механиках суд­ на Андрее Юрьевиче Моро­ зове и Николае Витальевиче Михееве. Это способные, ста­ рательные специалисты. Им еще предстоит почувствовать себя настоящими хозяевами на корабле — рачительными, бережливыми. Если болеть за дело, то всегда можно найти возможность сделать больше, лучше. А спрос с нас нема­ лый. Да, экономия складывается из мелочей. Но возможна она лишь ■ том коллективе, где трудятся неравнодушные, ини­ циативные люди. И надо бы в их творческом поиске исполь­ зовать все рычаги: от мате­ риального поощрения до про­ сто-напросто вовремя сказан­ ного доброго слова. Вот тог­ да живое дело не надо будет подменять составлением раз­ личных отчетов и рекоменда­ ций. А. АРХИПОВ, старший механик ПСТ «За- камекск» Мурманского тра­ лового флота. ПО ВСЕМ ПОКАЗАТЕЛЯМ Бюро Октябрьского РК КПСС, исполком районного Совета народных депутате!, бюро районного комитете ВЛКСМ подвели итогн социа­ листического соревнования коллективов предприятий и организаций, экипажей судов за первый квартал 1984 годе. По группе промышленных предприятий победителем стал коллектив управления «Сев- рыбпромразведка», который успешно завершил задание пб всем основным показателям. Здесь успешно выполнена программа научно-поисковых работ. Третье место присуж­ дено управлению «Севрыбхо- лофлот». Лучшими признаны также экипажи БМРТ «Павел Орлов», ПСТ «Землянск» тралового флота, БМРТ «Константин Фом- ченко» объединения «Мур> манрыбпром», транспортного рефрижератора «Виктор Ля- гин» управления «Севрыбхо- лодфлот», среднего рыболов­ ного траулера «Хотыженск» управления «Сеарыбпромраз- ведка». Отмечена хорошая работа экипажей БМРТ «Мурманск», БАТ «Адмирал Падорин» трал- флота, СТР «Солнечногорск» объединения «Мурманрыб- пром», БМРТ «Павел Кайков» управления «Севрыбпромраз- ведка». ИДЕТ ЭКСПЕРИМЕНТ С июля прошлого года в Мурманском траловом флоте Проводится социально-эконо­ мический эксперимент по уси­ лению связи материального и морального поощрения с ре­ зультатами социалистическо­ го соревнования (по шести ус­ ловиям). Наивысших результа­ тов по условиям эксперимен­ та в минувшем месяце доби­ лись моряки БМРТ «Андрей Маркин» и ППР «Перемышль». Им присуждены первые мес­ та. Вторыми стали экипажи БМРТ «Владимир Гаврилов» и БАТ «Иван Сивко». На третьем месте коллективы БМРТ «Хол- могоры» и ППР «Глетчер». В соревновании экипажей средне­ тоннажных траулеров победи­ телями признаны моряки РТ «Махачкала», «Мичуринск» и «Мурманчанин». Плюс 1 процент ВЫСОКАЯ МАРКА — Рискую повторить мно­ гих и тем не менее скажу! главное в работе электролит- чиц — добросовестное отно­ шение к делу и неукоснитель­ ное соблюдение технологии. Вот и все. Остальное — дета­ ли, мелочи. Вы видели когда- нибудь готовое олово? — О. Н. Бречалова, инженер-тех­ нолог электролизного отделе­ ния жестянобаночной фаб­ рики тарного комбината пока­ зывает готовую продукцию. Гладкие чушки олова тускло поблескивают в полумраке склада. Небольшие, увесистые — каждая тянет на 20 кило­ граммов. Причем увесисты они не только физически. Ки­ лограмм олова стоит очень недешево. Да это и не удиви­ тельно. Металл, который бригада Н. М. Тихоновой сни­ мает с отходов жести, очень ценен. Он идет не только на нужды тарного комбината, его всегда ждут и на судо­ верфи. Здесь им заливают подшипники и даже применя­ ют при пайке радиоаппарату­ ры. Это потому, что олово, которое производит бригада Тихоновой, высокой второй марки. Начальник первого участка жестянобаночной фабрики В. Г. Половьянов, ведя меня по цеху, говорит: — Трудятся наши женщины замечательно. Другого и слова не подо­ брать. Работа у них тяжелая, условия труда не из лучших... — Ничего, мы привыкли, — улыбается рабочая Р. Я. Баинова, — уж и не предста­ вить, наверное, как можно где-то на другом месте тру­ диться. Я в бригаде чуть ли не самая младшая по стажу — всего с 1967 года здесь. Да, наверное, с этого време­ ни у нас и сформировался постоянный состав. Знаем друг друга не один деся­ ток лет. Поэтому как же мож­ но где-то схалтурить? Как • глаза друг другу глядеть бу­ дем? Ведь мы же — бригада. Делать дело можно по- разному. Те же самые обрез­ ки жести можно загрузить в ванны с электролитом раз i смену, а можно и три—четы­ ре раза. Так бригада Тихоно­ вой загружает именно три— четыре раза. Благо, и время, и технология позволяют. От­ работанную воду с электроли­ том работницы сливают бе­ режно, не торопясь — в ней олово! Упала при фильтрации или рафинации крошка метал­ ла — непременно подберут: олово! Так, крошка к крош­ ке, и набегает лишний кило­ грамм. Впрочем, почему лиш­ ний? И для страны он необхо­ дим, и электролитчицам ра­ дость: работает-то бригада с самого основания по едино­ му наряду, и заработная пла­ та начисляется исходя из ко­ нечного результата. Цех трудится в обычном, размеренном ритме. И вдруг рабочий монотонный шум пре­ рывает звонкий, резкий гу­ док. Что ЭТО? — Не пугайтесь, это наша сигнализация, — говорит ра­ бочая Г. Ф . Долгова. — Что­ бы времени не терять. Раньше у нас, как ток отключится, дав­ ление в системе сьема олова упадет, металл и перестает поступать на катоды. Пока еще кто-то сообразит посмотреть! И дело стоит. Вот наша рабо­ чая Нина Алексеевна Цеба и предложила установить сиг­ нализацию. Теперь, как толь­ ко ток отключается, сразу гу­ док. Тут же насос включаем. Так что процесс съема олова стал практически непрерыв­ ным. А какая экономия вре­ мени! Вот из таких мелочей и складывается успех бригады электролитчиц. Постоянно пе­ рекрывается плановое задание. Только в феврале оно выпол­ нено на 113,6 процента. А это значит: на 148 килограммов олова больше плана дали стра­ не рабочие. Н. НЕЧАЕВА.' Г* Н О ВА торжествен- ные звуки оркестра оглашают причалы рыбного порта. С флагами расцвечи­ вания идет еще один пере­ довик промысла. Бравурная музыка остановила спеша­ щих по делам людей, так или иначе связанных с ры­ бацкими делами, портовых рабочих. Только что не было никого, а стоило заиграть музыке, тут же образовалась многочисленная группа встречающих. Здесь — представители Мурманско­ го рыбакколхозсоюза, меж­ колхозной базы рыболовного флота, колхоза имени X X I съезда КПСС, родственники, близкие и друзья рыбаков. Поданы швартовы, трап, и вот первые рукопожатия. «С приходом!». «Со счастли­ вым возвращением!». В при­ ветствиях — торжествен­ ность, дань уважения труду рыбака. — Сто двадцатый прихо­ дил всегда с победой, и это в порядке вещей. Но подоб­ ных побед еще не было, — скажет на собрании в кают- компании председатель рыбо­ ловецкого колхоза имени X X I съезда КПСС Н. И. Ко­ валенко о рейсе траулера «Калевала». — З а два с половиной месяца выловле­ но свыше 50 тысяч цент­ неров рыбы. Председатель рыбаккол- Человек и экономика ОКУПИТСЯ хозсоюза Ю . Е. Гитерман Прокомментирует этот факт: — Вылов самый высокий не только среди судов кол­ хозного флота, но и бассей­ на. Достигнут он тяжелым рыбацким трудом экипажа, дружного и работоспособно­ го. Рыбаки среднего траулера «Калевала» в конце прошло­ го года выступили инициато­ ром социалистического со­ ревнования в колхозном флоте за досрочное выпол­ нение заданий 1984 года и успешно выполняют высокие обязательства. Работали в море слажен­ но. А начиналось все на бе­ регу. Руководство межкол­ хозной базы рыболовного флота, как всегда, загодя, до отхода траулера на путину, подбирает основных специа­ листов. Такой «ударный ку­ лак» был и на «Калевале». Акустик с безусловным слу­ хом Ю . А . Щукин, мастера своего дела и бывалые до­ бытчики, друзья, работаю­ щие вместе лет пятнадцать, — В. Н. Жуков и Ю. П. В о ­ ронов, электромеханик Л. Д. Макаренко, старший меха­ ник А. Н. Шошкин и, ко­ нечно, капитан А. М. Кули­ ковский — опытные промы­ словики. Моторист В. В. Зе­ ленский, матросы А. А. Аб­ рамов, А. С. Заборщиков, В. И. Ковалев — почти все они за примерный труд на­ граждены Почетными грамо­ тами и ценными подарками. В рейсе экипаж сделал 30 заметов, высокопродук­ тивных не только по вылов­ ленной рыбе, но и экономии промвооружения, а главное — по сохранности человече­ ских усилий. Хорошее на­ строение было у людей, по­ тому что не бегали по не­ скольку раз в сутки на па­ лубу на спуск и подъем ко­ шелька. Траулер весь рейс «был на рыбе» сам и выво­ дил на промысловые косяки другие суда. Работа в море шла своим ходом: чинили невод, оборудование, г шла учеба, «летели» радиограм­ мы с берега и обратно. И пока траулер «Калевала» устанавливал свой рекорд в Баренцевом море, на бере­ гу также шла не менее на­ пряженная работа. Поселок Териберка, где расположен колхоз имени X X I съезда КПСС, никак не назовешь землей обето­ ванной. Особенно зимой. 20 апреля 1984 года! РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz