Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.
ш 8323 •КАК ДЕЛАЕТСЯ ГАЗЕТА• 13 апреля 1984 года ЕССТРОКИ 30 ГРАММОВ Г А З Е Т Н А Я СТРОКА ... * Каким невесомым ка жется ее оттиск на газетной странице, которая и сама-то весит граммы. Это их физи ческое состояние. А по со держанию строка может быть и тяжелой, и острой, и убийственной — в этом си ла печатного слова. Но мы, рассказывая сегодня о вер ных помощниках журналис тов — полиграфистах, упо мянем о весе строки, отли той в металле, это около 30 граммов. Большинство чита телей в своей жизни не уви дят наяву (кроме кинокад ров, конечно), как она рож дается. Восполним этот про бел, не вдаваясь особо в технологию... Строкоотливная машина & (линотип) имеет отдаленное ' сходство с пишущей машин кой — клавиатурой, по край ней мере. Правда, у линоти па клавиш значительно боль ше — около ста, да и сама машина внушительных раз меров. Строки формируются, а затем отливаются в виде пластинок, на верхней грани которых и расположены ти пографские знаки. Строки ставятся одна к одной — до 150 на так называемый средник. Потом делается от тиск — гранка, слово, хоро шо знакомое читателям, а первым из них является на борщик (конечно, читателем статьи, рассказа и т. д. — в. полиграфическом исполне нии). З а полвека «Рыбный Мур ман» набирали многие класс ные полиграфисты (в том числе — и вручную). Сегодня среди лучших — липотипистка Ольга Митро хина. РйОотает старательно, набор поступает на верстку своевременно и хорошего ка чества. Н а линотипе у строки свое особое физическое со стояние: она горячая, голой рукой — не тронь! Но ведь как хорошо сознавать, что и дело твое такое: нужное людям, в металле отлитое слово. ...Бегут, бегут строки — одна за другой — на вер стку, где их ждут. Вот и названа вторая — центральная операция техно логического процесса выпус ка газеты в типографии. Сверстать газетную полосу — значит изготовить ее в металле по макету, подго товленному секретариатом редакции. Макет — своеоб разный чертеж, где указано расположение всех материа лов полосы (статей, инфор маций, клише и т. д.), раз меры и начертание заголов ков, линеек, других оформи тельских элементов. И все это в строго заданных раз мерах — счет в полиграфии идет па микроны, как в вы сокоточном производстве. Для квалифицированного верстальщика макет — не китайская грамота. Наметан ным глазом он определит его достоинства и недостатки (бывает и такое), прикинет, как сделать полосу быстро и с соблюдением технологиче ских норм. А от этого нику да не денешься — газета «не резиновая». Случись «подвес» (лишние строчки, порой — много строк) или «дырка» в статье — ответ ственный секретарь газеты услышит меткое, а порой и едкое замечание в свой адрес. И справедливое, ко нечно, — делай впредь ма кет точнее! Еще в пятидесятые годы, когда «Рыбный Мурман» стал газетой Северного ры бопромышленного бассейна, верстала ее полосы хорошо, с большим знанием дела Ва лентина Яковлевна Новин ская, одна из первых в об ластной типографии удосто енная ордена Трудовой Сла вы. Она уже на пенсии, по с родным коллективом не по рывает. Почти четверть века на верстке газет «Рыбный Мурман», «Комсомолец З а полярья», а в последнее вр’е: мя и «Мурманской неде ли» Серафима Ивановна Масленникова. Нынешний год у нее юбилейный (на за метку администрации) — 40 лет в полиграфии. Весь тру довой путь ее отмечен за видным трудолюбием, пре данностью интересному, хотя и нелегкому делу. Нелегко му —; в прямом смысле: средники с полосами весят немало килограммов (вспом ните вес строки, помножьте на 600 — столько их в по лосе. Плюс пробельный ма териал, которого читатель не видит, да вес самого сред ника и т. д.). А за смену средники с набором с места на место приходится пере ставлять много раз: делать оттиски, правку. С перехо дом «Рыбного Мурмана» на выпуск еженедельником, во вторник верстается восемь, а в четверг — четыре поло сы. Двойная норма в одну смену — успевай поворачи ваться! Даже версталыцнки- мужчииы пасуют. А уходит Серафима Ивановна в от пуск — на ее место стано вятся... двое. З а годы рабо ты она видела множество стилей и приемов верстки, но никогда не отставала от времени, была и остается мастером своего дела. Отме чена медалью «Ветеран тру да». Нет газеты без фотогра фий и рисунков. Клише из готовляет цех, называемый в обиходе цинкографией, где старейшей работницей счита ется Мария Алексеевна Ма леванная (она девчушкой пришла в типографию, когда ее цехи располагались еще в подвалах углового дома (ул. Самойловой— пер. Пио нерский), известного ныне благодаря магазину «Буки нист». Маша, так зовут се дру зья, человек жизнерадост ный, работает уверенно, с улыбкой, как любой,-кто зна ет до тонкостей свое дело. . Хотелось бы сделать та кое отступление. Вот назвал я цехи областной типогра фии в подвалах дома на ули це Самойловой (здесь были и наборный цех, и наша корректорская), и захотелось еще несколько слов сказать об истории этого коллектива, который немало потрудился до того, как перебрался в но вое здание Дома печати (Карла Маркса, 18). Стар шее поколение мурманских полиграфистов помнит слож ности и трудности довоен ных лет, военного лихоле- тия прифронтового города. «Полярную правду» выпус кали под вой и взрывы бомб, грохот зенитных ору дий. Навеки запомнились полиграфистам мрак затем ненного зимнего города н отблески пожарищ, беспо щадность полярного дня, когда круглосуточно в небе завывали авиационные мо торы. Пришлось даже на время в Колу перебирать ся... том были единственным вы ходом из положения: город лежал в развалинах. А вот страница биографии типографии другого характе ра. В конце 40-х годов был создан новый промысловый флот — «Мурмансельдь». Старший брат — тралфлот поделился кадрами, опытом, но дело было новое — рабо та в открытом, океане. И по началу не все ладилось. Тог да было принято решение создать газету на промыс ле. На плавбазах (сначала на «Памяти Ильича», потом — «Памяти Кирова») стал вы пускаться младший «Рыб ный Мурман» — заработали выездные редакция и типо графия. Условия, конечно, не поенных лет, но были и жестокие штормы, и переры вы в радиосвязи (из-за не- прохождепия радиоволн). А опыт лучших экипажей все- таки без промедления пе редавался с помощью опера тивного печатного слова на все суда флота. Вот такое отступление. Но вернемся в типографию... Сверстанные, исправлен ные, вычитанные корректора ми «до последней запятухи» полосы попадают к стереоти перам. Упрощенно поясним их работу. Металл строк, ли неек, клише воспроизводит ся на специальном картоне под большим давлением (до 400 тонн!) — получаются матрицы. А с них отливают ся стереотипы, которые и ус танавливаются на печатную машину — ротацию. Среди стереотиперов выделяется добросовестным отношени ем к своим обязанностям Владимир Владимирович что отметил десятилетие ра боты в этой довольно ответ ственной должности. Конечно, здесь названы далеко не все, кто участвует в осуществлении выпуска на шей газеты,— за полвека ее существования многие поли графисты областной типогра фии приложили к этому де лу свои трудолюбивые, уме лые руки. Спасибо всем на шим помощникам! С юбилеем «Рыбного Мур мана», друзья! Это и ваш праздник! П. БЫСТРОУМОВ. Н АШ Ю БИ Л ЕИ НЫ И ФО ТОРЕП О РТАЖ от крывается снимком самой молодой участницы изготов ления газеты в типографии — лннотнпистки Оли Митро хиной. Порхают над клавиа турой линотипа пальцы ее умелых рук — рождаются в металле строки, которые вы прочтете сегодня. Рядом — ветеран, Сера фима Ивановна Масленнико ва. Она поставит эти строки, заголовки, клише на пред назначенное им место — бу дет сверстана полоса. Владимир Владимирович Коржевич сфотографирован со своим изделием — сте реотипом. У него и спе циальность такая — стерео типер. А уж дальше — печатная машина, ротация. И вот — очередной но мер «Рыбного Мурмана* льется потоком — до пол ного тиража. Фото В. КОРЕЦКОГО.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz