Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.

ш 8323 •КАК ДЕЛАЕТСЯ ГАЗЕТА• 13 апреля 1984 года ЕССТРОКИ 30 ГРАММОВ Г А З Е Т Н А Я СТРОКА ... * Каким невесомым ка­ жется ее оттиск на газетной странице, которая и сама-то весит граммы. Это их физи­ ческое состояние. А по со­ держанию строка может быть и тяжелой, и острой, и убийственной — в этом си­ ла печатного слова. Но мы, рассказывая сегодня о вер­ ных помощниках журналис­ тов — полиграфистах, упо­ мянем о весе строки, отли­ той в металле, это около 30 граммов. Большинство чита­ телей в своей жизни не уви­ дят наяву (кроме кинокад­ ров, конечно), как она рож ­ дается. Восполним этот про­ бел, не вдаваясь особо в технологию... Строкоотливная машина & (линотип) имеет отдаленное ' сходство с пишущей машин­ кой — клавиатурой, по край­ ней мере. Правда, у линоти­ па клавиш значительно боль­ ше — около ста, да и сама машина внушительных раз­ меров. Строки формируются, а затем отливаются в виде пластинок, на верхней грани которых и расположены ти­ пографские знаки. Строки ставятся одна к одной — до 150 на так называемый средник. Потом делается от­ тиск — гранка, слово, хоро­ шо знакомое читателям, а первым из них является на­ борщик (конечно, читателем статьи, рассказа и т. д. — в. полиграфическом исполне­ нии). З а полвека «Рыбный Мур­ ман» набирали многие класс­ ные полиграфисты (в том числе — и вручную). Сегодня среди лучших — липотипистка Ольга Митро­ хина. РйОотает старательно, набор поступает на верстку своевременно и хорошего ка­ чества. Н а линотипе у строки свое особое физическое со­ стояние: она горячая, голой рукой — не тронь! Но ведь как хорошо сознавать, что и дело твое такое: нужное людям, в металле отлитое слово. ...Бегут, бегут строки — одна за другой — на вер­ стку, где их ждут. Вот и названа вторая — центральная операция техно­ логического процесса выпус­ ка газеты в типографии. Сверстать газетную полосу — значит изготовить ее в металле по макету, подго­ товленному секретариатом редакции. Макет — своеоб­ разный чертеж, где указано расположение всех материа­ лов полосы (статей, инфор­ маций, клише и т. д.), раз­ меры и начертание заголов­ ков, линеек, других оформи­ тельских элементов. И все это в строго заданных раз­ мерах — счет в полиграфии идет па микроны, как в вы­ сокоточном производстве. Для квалифицированного верстальщика макет — не китайская грамота. Наметан­ ным глазом он определит его достоинства и недостатки (бывает и такое), прикинет, как сделать полосу быстро и с соблюдением технологиче­ ских норм. А от этого нику­ да не денешься — газета «не резиновая». Случись «подвес» (лишние строчки, порой — много строк) или «дырка» в статье — ответ­ ственный секретарь газеты услышит меткое, а порой и едкое замечание в свой адрес. И справедливое, ко­ нечно, — делай впредь ма­ кет точнее! Еще в пятидесятые годы, когда «Рыбный Мурман» стал газетой Северного ры­ бопромышленного бассейна, верстала ее полосы хорошо, с большим знанием дела Ва­ лентина Яковлевна Новин­ ская, одна из первых в об­ ластной типографии удосто­ енная ордена Трудовой Сла­ вы. Она уже на пенсии, по с родным коллективом не по­ рывает. Почти четверть века на верстке газет «Рыбный Мурман», «Комсомолец З а­ полярья», а в последнее вр’е: мя и «Мурманской неде­ ли» Серафима Ивановна Масленникова. Нынешний год у нее юбилейный (на за­ метку администрации) — 40 лет в полиграфии. Весь тру­ довой путь ее отмечен за­ видным трудолюбием, пре­ данностью интересному, хотя и нелегкому делу. Нелегко­ му —; в прямом смысле: средники с полосами весят немало килограммов (вспом­ ните вес строки, помножьте на 600 — столько их в по­ лосе. Плюс пробельный ма­ териал, которого читатель не видит, да вес самого сред­ ника и т. д.). А за смену средники с набором с места на место приходится пере­ ставлять много раз: делать оттиски, правку. С перехо­ дом «Рыбного Мурмана» на выпуск еженедельником, во вторник верстается восемь, а в четверг — четыре поло­ сы. Двойная норма в одну смену — успевай поворачи­ ваться! Даже версталыцнки- мужчииы пасуют. А уходит Серафима Ивановна в от­ пуск — на ее место стано­ вятся... двое. З а годы рабо­ ты она видела множество стилей и приемов верстки, но никогда не отставала от времени, была и остается мастером своего дела. Отме­ чена медалью «Ветеран тру­ да». Нет газеты без фотогра­ фий и рисунков. Клише из­ готовляет цех, называемый в обиходе цинкографией, где старейшей работницей счита­ ется Мария Алексеевна Ма­ леванная (она девчушкой пришла в типографию, когда ее цехи располагались еще в подвалах углового дома (ул. Самойловой— пер. Пио­ нерский), известного ныне благодаря магазину «Буки­ нист». Маша, так зовут се дру­ зья, человек жизнерадост­ ный, работает уверенно, с улыбкой, как любой,-кто зна­ ет до тонкостей свое дело. . Хотелось бы сделать та­ кое отступление. Вот назвал я цехи областной типогра­ фии в подвалах дома на ули­ це Самойловой (здесь были и наборный цех, и наша корректорская), и захотелось еще несколько слов сказать об истории этого коллектива, который немало потрудился до того, как перебрался в но­ вое здание Дома печати (Карла Маркса, 18). Стар­ шее поколение мурманских полиграфистов помнит слож­ ности и трудности довоен­ ных лет, военного лихоле- тия прифронтового города. «Полярную правду» выпус­ кали под вой и взрывы бомб, грохот зенитных ору­ дий. Навеки запомнились полиграфистам мрак затем­ ненного зимнего города н отблески пожарищ, беспо­ щадность полярного дня, когда круглосуточно в небе завывали авиационные мо­ торы. Пришлось даже на время в Колу перебирать­ ся... том были единственным вы­ ходом из положения: город лежал в развалинах. А вот страница биографии типографии другого характе­ ра. В конце 40-х годов был создан новый промысловый флот — «Мурмансельдь». Старший брат — тралфлот поделился кадрами, опытом, но дело было новое — рабо­ та в открытом, океане. И по­ началу не все ладилось. Тог­ да было принято решение создать газету на промыс­ ле. На плавбазах (сначала на «Памяти Ильича», потом — «Памяти Кирова») стал вы­ пускаться младший «Рыб­ ный Мурман» — заработали выездные редакция и типо­ графия. Условия, конечно, не поенных лет, но были и жестокие штормы, и переры­ вы в радиосвязи (из-за не- прохождепия радиоволн). А опыт лучших экипажей все- таки без промедления пе­ редавался с помощью опера­ тивного печатного слова на все суда флота. Вот такое отступление. Но вернемся в типографию... Сверстанные, исправлен­ ные, вычитанные корректора­ ми «до последней запятухи» полосы попадают к стереоти­ перам. Упрощенно поясним их работу. Металл строк, ли­ неек, клише воспроизводит­ ся на специальном картоне под большим давлением (до 400 тонн!) — получаются матрицы. А с них отливают­ ся стереотипы, которые и ус­ танавливаются на печатную машину — ротацию. Среди стереотиперов выделяется добросовестным отношени­ ем к своим обязанностям Владимир Владимирович что отметил десятилетие ра­ боты в этой довольно ответ­ ственной должности. Конечно, здесь названы далеко не все, кто участвует в осуществлении выпуска на­ шей газеты,— за полвека ее существования многие поли­ графисты областной типогра­ фии приложили к этому де­ лу свои трудолюбивые, уме­ лые руки. Спасибо всем на­ шим помощникам! С юбилеем «Рыбного Мур­ мана», друзья! Это и ваш праздник! П. БЫСТРОУМОВ. Н АШ Ю БИ Л ЕИ НЫ И ФО ТОРЕП О РТАЖ от­ крывается снимком самой молодой участницы изготов­ ления газеты в типографии — лннотнпистки Оли Митро­ хиной. Порхают над клавиа­ турой линотипа пальцы ее умелых рук — рождаются в металле строки, которые вы прочтете сегодня. Рядом — ветеран, Сера­ фима Ивановна Масленнико­ ва. Она поставит эти строки, заголовки, клише на пред­ назначенное им место — бу­ дет сверстана полоса. Владимир Владимирович Коржевич сфотографирован со своим изделием — сте­ реотипом. У него и спе­ циальность такая — стерео­ типер. А уж дальше — печатная машина, ротация. И вот — очередной но­ мер «Рыбного Мурмана* льется потоком — до пол­ ного тиража. Фото В. КОРЕЦКОГО.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz