Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.
ПОЛВЕКА В СТРОЮ НДШИ ГЛАВНЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ1 РАБОЧИМ ПЕРОМ СТОП, КАДР! В Египте Виктор Коно нов сфотографировал ста рика. Темное, испещрен ное линиями морщин лицо, белая чалма... Шумела вок руг оживленная улица боль шого города, мчались маши ны, a oil устало и печально Ьмотрел на эту суету. Это был в общем-то обычный снимок, один из тех, кото рые любят делать начинаю щие моряки в зарубежных портах. От него до работы Линии жизни», получив шей призы на многих фото выставках в нашей стране и за рубежом, было еще око ло пяти лет. — Искал фон, — расска зывает Виктор Егорович. — И все было не то: и старое, искореженное бурями дерево, и мох тундры, и срез ство ла... Но однажды наткнул ся па высохшую лужу: се рая, вся в ранах-трещинах. .Так появились «Линии жиз ни». Свой творческий рост ф о томастер измеряет «расстоя нием между двумя портре тами»: «Морской волк» и уже названным — «Линии жизни». Первый сделан в 1964 году, второй закопчен в 1982-м. Безусловно, пер вый был тоже удачен, но ...Дело никак не клеи лось. И хотя свой объем брига да выполнила — все бытовые помещения траулера демонти ровала, фронта работы не бы ло. Судосборщики, бригада Валентина Степановича Поли- •ктова, «загорала», не очень-то спешили сварщики. А когда восстанавливать? Ведь до но вого года, срока сдачи судна, оставалось всего два месяца. Наконец-то смежнини ушли. Лора засучать рукава. Но судосборщики сильно засом невались — справимся ли? Потерянное время не воро тишь. На собрании раздались голоса, мол, попросим еще од ну бригаду, сообща и спра вимся. — А может быть, попробу ем баз помощников? — в раз думье произнес Поливктов. ...Все равно ничего не полу чалось со сроками. — Вот что, друзья, так дело нв пойдет, — решительно за явил Валентин Степанович. — Много времени теряем попус ту — на бесцельные хожде ния, разговоры. Чем меньше будем перекуривать, тем боль ше сделаем. Так и поступили. А в итоге ни лишнего часа не задержал ся траулер в ремонте. Вроде бы радоваться надо, а бригадир недоволен. Р а з мышлял: если его коллеКтй* смог уплотнить рабочий день, то почему же у других — не дисциплинированность, нару шения? Своим опытом он поделил ся в многотиражной газета «Судоремонтник», выступил в «Рыбном Мурмане». Завод ской комитет профсоюза рас смотрел инициативу бригады В. С. Полиектова и рекомен довал ев к широкому распро странению. Почин поддержа ли многие, порядка на судо верфи стало больше, но до идеального еще далеко. Вот почему, читая свои за метки, не успокаивается раб кор, мало еще написал — так думает. И мелким, убористым почерком готовит одну, дру гую. В прошлом году в «Рыб- Если ■ редакции останется только один штатный со трудник, то и тогда газета будет аыходить. Не потому что журналист семи пядей ао лбу, нет. А потому, что на помощь к нему придут десятки нештатных авторов. Каа- инфицированных, заинтересованных, бескомпромиссных, готовых ради нужной публикации пожертвовать и сном, и выходным днем. О них — наших главных корреспонден тах — рассказывает рыбацкая газета. там, пожалуй, не самым главным было мастерство фотографа — уж очень ко лоритно лицо старого боц мана... Море — на большинстве фотографий члена фотосту дии «Мурманск» Виктора Кононова. Море и берег — такие разные и такие еди ные, необходимые друг дру гу. Его объектив подсматри вает сюжеты самые различ ные: прощания, встречи, тя желый труд рыбака, спор тивные страсти, красоту родного края. Работы фото мастера становятся достоя нием сотен посетителей вы ставок и читателей газет об ласти. — С «Рыбным Мурма- ном», например, сотрудни чаю уже более двадцати лет, — говорит Виктор Его рович, — да и как же ина че, ведь это наша газета, рыбацкая. Конечно, боль шинство снимков сделано мною непосредственно на судах тралового флота. Ста раюсь, чтобы они не просто промелькнули и были забы ты. Вот уже пять лет со ставляю фототеку, в ней — история флота, запечатлен ная фотообъективом. Работы Кононова неиз менно привлекают к себе внимание, и, пожалуй, не только и не столько высо кой техникой исполнения — умением мастера остановить мгновенье жизни во всех ее проявлениях, умением его видеть громады серых сопок' и крохотную росинку. Ю. НИКОЛАЕВА. ном Мурмане» появилась оче редная его статья. Называ лась она «Спросить с себя». Делился Валентин Степанович своими мыслями об укрепле нии порядка, бичевал нару шителей. Кое кому материал пришелся не по душе. На бур чания Валентин Степанович внимания не обращал. За ним — правда. Он это знает, поэтому смел в критике, невзирая на лица. Как-то а «Рыбном Мурмане» опубликовал заметку «А щеп ки летят». Писал, что в его родном деревообрабатываю щем цехе еще очень много отходов от производства. Под ходили к нему некоторые, говорили: «По этой техно логии работали годами, так было и так будет. Чего ж ты хочешь?» — Порядка, — отввтил раб кор. — Так было, но с бес хозяйственностью больше ми риться нельзя. На днях я встретился с Ва лентином Степановичем. Он обрадовался: — Больше щепки не летят. Отходов почти нет. Другое теперь волнует раб кора: как поднять до уров ня передовых отстающие бригады, как сделать так, что бы снабжение было ритмич ным, как повысить роль сове тов бригад... А. ВИЛОВ. ВЕРНОСТЬ Мягкая улыбка, ровная доброжелательность в не громком голосе, чисто «при балтийская» корректность — само обаяние наш давний автор Лаймон Карлович Пур- лицис, групповой инженер- механик отдела теплотехни ки. Однако в Мурманском траловом флоте его называ ют «железный Лаймон». И это неслучайно. Ведь чита тели «Рыбного Мурмана» знают, с какой настойчиво стью, бескомпромиссностью отстаивает он на страницах газеты свою точку зрения, будь то применение более дешевых (рациональных) сортов топлива или улучше ние эксплуатационных пока зателей судов за счет береж ного отношения моряков к механизмам. 30 лет работает Лаймон Карлович в Мурманском тра ловом флоте’ Почти четверть века сотрудничает с «Рыб ным Мурманом», А па воп рос «Почему?» отвечает так: «Мне, групповому механику, часто приходится слышать от старших механиков и ви деть самому различные недо статки в эксплуатации судо вых двигателей. Поэтому хо чется объяснить всем, чтобы не «спотыкались» там, где другие «упали». 10 лет назад появилась первая статья Пурлициса об использовании рациональных сортов топлива. Важность этой публикации была не только в государственном подходе автора к решению проблемы экономии топлив но-энергетических ресурсов. Не менее значима она была для моряков в психологиче ском плане: ведь механики (и не только они, но и неко торые товарищи из управле ния флота) и по сей- день убеждены, что рациональ ные сорта топлива опасны для судовых машин. Минувшие годы доказали абсолютную правоту пози ции Лаймона Карловича, Творческая группа, возглав ляемая им, за разработку' программы использования вторичных топливно-энерге тических ресурсов награжде на бронзовой медалью ВДНХ. Работа группы позво лила флоту за 10 лет сэкономить почти 6 миллио нов рублей. Лаймону Карловичу посто янно предоставлялась воз можность говорить с читате лями со страниц «Рыбного Мурмана». Он говорил стра стно. убедительно. И это приносило добрые плоды: сейчас очень многие стар шие механики работают по рекомендациям Пурлициса и экономят флоту тысячи тонн дизельного топлива. Высок авторитет Лаймона Карловича не только как специалиста, но и бескомп ромиссного, честного челове ка. Восемь лет он был сек ретарем партийной организа ции механико-судовой служ бы и — одновременно — членом партбюро управле ния флота, а с прошлого года возглавил партком ап парата управления Мурман ского тралового флота. И по- партийному, взыскательно продолжает он борьбу с кос ностью, с равнодушием на страницах еженедельника «Рыбный Мурман». И. БЕРЕЗЮК. рыбный мурман 1 93 4 -1 9 4 1 Биография нашего еженедель ника началась 14 апреля 1934 го да — а »тот день вышел первый номер первой газеты рыбаков Со ветского Заполярья «Трал- флот», В довоенный период газе та не раз меняла свое название. Это были «Траловый флот» и «За социалистическое изобилие», «Рыбный Мурман» и на «Стаха новской вахте» (ее последний но мер вышел 24 июня 1941 года). Тематика этих изданий: стаха новское движение на флоте, ос воение отечественных траулеров и новых районов промысла, уче ба кадров н активизация партий но-политической работы в кол лективах, освоение богатств края и укрепление обороноспособнос ти форпоста страны на Крайнем Севере. Началась Великая Отечествен ная война. Журналисты и читате ли, рабочие корреспонденты «Рыбного Мурмана» встали в строй воинов, рыбаки на трауле рах, переоборудованных в сторо жевики, вышли на просторы фронтового Баренцева моря. 1947-1953 В этот период в Северном бас сейне издавались две флотские газеты: «За высокие уловы» [Мур манский траловый флот) и «Рыб ный Мурман» (с 19S1 года — в организованном в 1949 году но вом, сельдяном флоте). Чем характерны первые после военные годы, о чем писали жур налисты и рабкоры! О восстанов лении экономики отрасли и дос тижении высоких уловов не толь ко в Баренцевом море, но и а Северной Атлантике, о новых формах соревнования. 1953-1957 17 июня 1953 года вышел пер вый номер «Рыбного Мурмана» [после объединения двух газет) — орган политотделов тралового и сельдяного флотов и Глввмур- манрыбпрома. Редакционный кол лектив и авторский актив газеты в этот период много пнимания уделяли перевооружению флота. Первая «ласточка» — средний рыболовный траулер «Горностай», построенный корабелами Киева, а главное событие — приход и Мурманск БМРТ «Пушкин», го ловного промыслового судна кор мового траления с рыбофабри- кой. Это был коренной поворот в вооружении флота рыбной про мышленности страны. Мурманча нам выпала честь первыми ос воить новые траулеры. «Рыбный Мурман» на своих страницах ши роко показывал этот процесс, борьбу промысловиков за макси мальный былов (100 тысяч цент неров в год) рыбы и выпуск пи щевой продукции. Инициатором движения «стотысячнкков» стал экипаж БМРТ «Некрасов» |капи- тан-директор Н. К. Елфимов). Страницы газеты 1957 года ■— свидетели многих других собы тий. В этот год в Мурманске от крыт памятник основателю Ком мунистической партии и Совет ского государства Владимиру Ильичу Ленину, весь мир был восхищен запуском в СССР пер вого спутника Земли. 1 9 5 8 - 1 9 6 4 В 195S году родилась новая форма трудового соперничества рыбаков — парное соревнование экипажей траулеров, которое на шло поддержку и отражение на страницах «Рыбного Мурмана» с первых шагов. Темы выступлений газеты в этот период: первый рейс БМРТ <;Се- верное сияние» к берегам А ф р и ки, первые опыты передачи ры бопродукции с БМРТ на плавба зу «Иркутск» в открытом океане, 1 ^ J 13 апреля 1984 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz