Рыбный Мурман. 1984 г. Апрель.

ПОЛВЕКА В СТРОЮ НДШИ ГЛАВНЫЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ1 РАБОЧИМ ПЕРОМ СТОП, КАДР! В Египте Виктор Коно­ нов сфотографировал ста­ рика. Темное, испещрен­ ное линиями морщин лицо, белая чалма... Шумела вок­ руг оживленная улица боль­ шого города, мчались маши­ ны, a oil устало и печально Ьмотрел на эту суету. Это был в общем-то обычный снимок, один из тех, кото­ рые любят делать начинаю­ щие моряки в зарубежных портах. От него до работы Линии жизни», получив­ шей призы на многих фото­ выставках в нашей стране и за рубежом, было еще око­ ло пяти лет. — Искал фон, — расска­ зывает Виктор Егорович. — И все было не то: и старое, искореженное бурями дерево, и мох тундры, и срез ство­ ла... Но однажды наткнул­ ся па высохшую лужу: се­ рая, вся в ранах-трещинах. .Так появились «Линии жиз­ ни». Свой творческий рост ф о­ томастер измеряет «расстоя­ нием между двумя портре­ тами»: «Морской волк» и уже названным — «Линии жизни». Первый сделан в 1964 году, второй закопчен в 1982-м. Безусловно, пер­ вый был тоже удачен, но ...Дело никак не клеи­ лось. И хотя свой объем брига­ да выполнила — все бытовые помещения траулера демонти­ ровала, фронта работы не бы­ ло. Судосборщики, бригада Валентина Степановича Поли- •ктова, «загорала», не очень-то спешили сварщики. А когда восстанавливать? Ведь до но­ вого года, срока сдачи судна, оставалось всего два месяца. Наконец-то смежнини ушли. Лора засучать рукава. Но судосборщики сильно засом­ невались — справимся ли? Потерянное время не воро­ тишь. На собрании раздались голоса, мол, попросим еще од­ ну бригаду, сообща и спра­ вимся. — А может быть, попробу­ ем баз помощников? — в раз­ думье произнес Поливктов. ...Все равно ничего не полу­ чалось со сроками. — Вот что, друзья, так дело нв пойдет, — решительно за­ явил Валентин Степанович. — Много времени теряем попус­ ту — на бесцельные хожде­ ния, разговоры. Чем меньше будем перекуривать, тем боль­ ше сделаем. Так и поступили. А в итоге ни лишнего часа не задержал­ ся траулер в ремонте. Вроде бы радоваться надо, а бригадир недоволен. Р а з­ мышлял: если его коллеКтй* смог уплотнить рабочий день, то почему же у других — не­ дисциплинированность, нару­ шения? Своим опытом он поделил­ ся в многотиражной газета «Судоремонтник», выступил в «Рыбном Мурмане». Завод­ ской комитет профсоюза рас­ смотрел инициативу бригады В. С. Полиектова и рекомен­ довал ев к широкому распро­ странению. Почин поддержа­ ли многие, порядка на судо­ верфи стало больше, но до идеального еще далеко. Вот почему, читая свои за­ метки, не успокаивается раб­ кор, мало еще написал — так думает. И мелким, убористым почерком готовит одну, дру­ гую. В прошлом году в «Рыб- Если ■ редакции останется только один штатный со­ трудник, то и тогда газета будет аыходить. Не потому что журналист семи пядей ао лбу, нет. А потому, что на помощь к нему придут десятки нештатных авторов. Каа- инфицированных, заинтересованных, бескомпромиссных, готовых ради нужной публикации пожертвовать и сном, и выходным днем. О них — наших главных корреспонден­ тах — рассказывает рыбацкая газета. там, пожалуй, не самым главным было мастерство фотографа — уж очень ко­ лоритно лицо старого боц­ мана... Море — на большинстве фотографий члена фотосту­ дии «Мурманск» Виктора Кононова. Море и берег — такие разные и такие еди­ ные, необходимые друг дру­ гу. Его объектив подсматри­ вает сюжеты самые различ­ ные: прощания, встречи, тя­ желый труд рыбака, спор­ тивные страсти, красоту родного края. Работы фото­ мастера становятся достоя­ нием сотен посетителей вы­ ставок и читателей газет об­ ласти. — С «Рыбным Мурма- ном», например, сотрудни­ чаю уже более двадцати лет, — говорит Виктор Его­ рович, — да и как же ина­ че, ведь это наша газета, рыбацкая. Конечно, боль­ шинство снимков сделано мною непосредственно на судах тралового флота. Ста­ раюсь, чтобы они не просто промелькнули и были забы­ ты. Вот уже пять лет со­ ставляю фототеку, в ней — история флота, запечатлен­ ная фотообъективом. Работы Кононова неиз­ менно привлекают к себе внимание, и, пожалуй, не только и не столько высо­ кой техникой исполнения — умением мастера остановить мгновенье жизни во всех ее проявлениях, умением его видеть громады серых сопок' и крохотную росинку. Ю. НИКОЛАЕВА. ном Мурмане» появилась оче­ редная его статья. Называ­ лась она «Спросить с себя». Делился Валентин Степанович своими мыслями об укрепле­ нии порядка, бичевал нару­ шителей. Кое кому материал пришелся не по душе. На бур­ чания Валентин Степанович внимания не обращал. За ним — правда. Он это знает, поэтому смел в критике, невзирая на лица. Как-то а «Рыбном Мурмане» опубликовал заметку «А щеп­ ки летят». Писал, что в его родном деревообрабатываю щем цехе еще очень много отходов от производства. Под­ ходили к нему некоторые, говорили: «По этой техно логии работали годами, так было и так будет. Чего ж ты хочешь?» — Порядка, — отввтил раб­ кор. — Так было, но с бес­ хозяйственностью больше ми­ риться нельзя. На днях я встретился с Ва­ лентином Степановичем. Он обрадовался: — Больше щепки не летят. Отходов почти нет. Другое теперь волнует раб­ кора: как поднять до уров­ ня передовых отстающие бригады, как сделать так, что­ бы снабжение было ритмич­ ным, как повысить роль сове­ тов бригад... А. ВИЛОВ. ВЕРНОСТЬ Мягкая улыбка, ровная доброжелательность в не­ громком голосе, чисто «при­ балтийская» корректность — само обаяние наш давний автор Лаймон Карлович Пур- лицис, групповой инженер- механик отдела теплотехни­ ки. Однако в Мурманском траловом флоте его называ­ ют «железный Лаймон». И это неслучайно. Ведь чита­ тели «Рыбного Мурмана» знают, с какой настойчиво­ стью, бескомпромиссностью отстаивает он на страницах газеты свою точку зрения, будь то применение более дешевых (рациональных) сортов топлива или улучше­ ние эксплуатационных пока­ зателей судов за счет береж­ ного отношения моряков к механизмам. 30 лет работает Лаймон Карлович в Мурманском тра­ ловом флоте’ Почти четверть века сотрудничает с «Рыб­ ным Мурманом», А па воп­ рос «Почему?» отвечает так: «Мне, групповому механику, часто приходится слышать от старших механиков и ви­ деть самому различные недо­ статки в эксплуатации судо­ вых двигателей. Поэтому хо­ чется объяснить всем, чтобы не «спотыкались» там, где другие «упали». 10 лет назад появилась первая статья Пурлициса об использовании рациональных сортов топлива. Важность этой публикации была не только в государственном подходе автора к решению проблемы экономии топлив­ но-энергетических ресурсов. Не менее значима она была для моряков в психологиче­ ском плане: ведь механики (и не только они, но и неко­ торые товарищи из управле­ ния флота) и по сей- день убеждены, что рациональ­ ные сорта топлива опасны для судовых машин. Минувшие годы доказали абсолютную правоту пози­ ции Лаймона Карловича, Творческая группа, возглав­ ляемая им, за разработку' программы использования вторичных топливно-энерге­ тических ресурсов награжде­ на бронзовой медалью ВДНХ. Работа группы позво­ лила флоту за 10 лет сэкономить почти 6 миллио­ нов рублей. Лаймону Карловичу посто­ янно предоставлялась воз­ можность говорить с читате­ лями со страниц «Рыбного Мурмана». Он говорил стра­ стно. убедительно. И это приносило добрые плоды: сейчас очень многие стар­ шие механики работают по рекомендациям Пурлициса и экономят флоту тысячи тонн дизельного топлива. Высок авторитет Лаймона Карловича не только как специалиста, но и бескомп­ ромиссного, честного челове­ ка. Восемь лет он был сек­ ретарем партийной организа­ ции механико-судовой служ­ бы и — одновременно — членом партбюро управле­ ния флота, а с прошлого года возглавил партком ап­ парата управления Мурман­ ского тралового флота. И по- партийному, взыскательно продолжает он борьбу с кос­ ностью, с равнодушием на страницах еженедельника «Рыбный Мурман». И. БЕРЕЗЮК. рыбный мурман 1 93 4 -1 9 4 1 Биография нашего еженедель­ ника началась 14 апреля 1934 го­ да — а »тот день вышел первый номер первой газеты рыбаков Со­ ветского Заполярья «Трал- флот», В довоенный период газе­ та не раз меняла свое название. Это были «Траловый флот» и «За социалистическое изобилие», «Рыбный Мурман» и на «Стаха­ новской вахте» (ее последний но­ мер вышел 24 июня 1941 года). Тематика этих изданий: стаха­ новское движение на флоте, ос­ воение отечественных траулеров и новых районов промысла, уче­ ба кадров н активизация партий­ но-политической работы в кол­ лективах, освоение богатств края и укрепление обороноспособнос­ ти форпоста страны на Крайнем Севере. Началась Великая Отечествен­ ная война. Журналисты и читате­ ли, рабочие корреспонденты «Рыбного Мурмана» встали в строй воинов, рыбаки на трауле­ рах, переоборудованных в сторо­ жевики, вышли на просторы фронтового Баренцева моря. 1947-1953 В этот период в Северном бас­ сейне издавались две флотские газеты: «За высокие уловы» [Мур манский траловый флот) и «Рыб­ ный Мурман» (с 19S1 года — в организованном в 1949 году но­ вом, сельдяном флоте). Чем характерны первые после­ военные годы, о чем писали жур­ налисты и рабкоры! О восстанов­ лении экономики отрасли и дос­ тижении высоких уловов не толь­ ко в Баренцевом море, но и а Северной Атлантике, о новых формах соревнования. 1953-1957 17 июня 1953 года вышел пер вый номер «Рыбного Мурмана» [после объединения двух газет) — орган политотделов тралового и сельдяного флотов и Глввмур- манрыбпрома. Редакционный кол­ лектив и авторский актив газеты в этот период много пнимания уделяли перевооружению флота. Первая «ласточка» — средний рыболовный траулер «Горностай», построенный корабелами Киева, а главное событие — приход и Мурманск БМРТ «Пушкин», го­ ловного промыслового судна кор мового траления с рыбофабри- кой. Это был коренной поворот в вооружении флота рыбной про­ мышленности страны. Мурманча­ нам выпала честь первыми ос­ воить новые траулеры. «Рыбный Мурман» на своих страницах ши­ роко показывал этот процесс, борьбу промысловиков за макси­ мальный былов (100 тысяч цент­ неров в год) рыбы и выпуск пи­ щевой продукции. Инициатором движения «стотысячнкков» стал экипаж БМРТ «Некрасов» |капи- тан-директор Н. К. Елфимов). Страницы газеты 1957 года ■— свидетели многих других собы­ тий. В этот год в Мурманске от­ крыт памятник основателю Ком­ мунистической партии и Совет­ ского государства Владимиру Ильичу Ленину, весь мир был восхищен запуском в СССР пер­ вого спутника Земли. 1 9 5 8 - 1 9 6 4 В 195S году родилась новая форма трудового соперничества рыбаков — парное соревнование экипажей траулеров, которое на­ шло поддержку и отражение на страницах «Рыбного Мурмана» с первых шагов. Темы выступлений газеты в этот период: первый рейс БМРТ <;Се- верное сияние» к берегам А ф р и ­ ки, первые опыты передачи ры­ бопродукции с БМРТ на плавба­ зу «Иркутск» в открытом океане, 1 ^ J 13 апреля 1984 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz