Рыбный Мурман. 1983 г. Январь.
ПО ЗАКОНАМ МОРСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ДРУЖНО-НЕ ГРУЗНО! АВАРИЯ Траловый бот (ТБ-24) с сем- * гой в трюмах стал на якорь на внешнем рейде поселка Ча ваньга. К вечеру погода ухуд шилась, разыгрался шторм. Судно сорвало с якорей. Вско ре его днищем начало бить о камни. Образовалась пробои на в машинном отделении, под первым цилиндром главного двигателя. Второй механик Б. Б. Костев снял плиты на стила и, лежа на пайолах, пы тался заделать ее подручны ми материалами. Во время ударов он с трудом удержи вался за обрешетник, чтобы не упасть вниз головой, под фундамент работающего дви гателя. Осушительный насос с от качкой не справлялся. Вода в машинном отделении прибы вала. Были остановлены котел и главный двигатель, судно обес точили. После затопления ма шинного отделения бот плот но сел на грунт на ровном киле в полосе прибоя, содро гаясь от ударов вол»; Это случилось 22 ноября прошлого года. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Оперативный дежурный службы наблюдения за фло том ВРПО «Севрыба» А. Е. Ка зарин получил аварийную ра диограмму о посадке на мель ТБ-24. Срочно подал сигнал о сборе штаба по организации спасательных операций, техни ческой и консультативной по мощи аварийным судам. Заместитель начальника «Севрыбы» К. Н. Шаповалов (начальник штаба) в первую очередь принял все меры по спасению людей. Установили телефонную связь с поселком Чаваньга. На помощь экипажу бота вышли рыбаки поселка. На берегу разожгли костры. Начальник штаба принял реше ние: направить к месту ава рии идущие в этом районе СРТ, из района промысла — СМБ «Капитан Нохрин», из Мурманска — специалистов штаба во главе с начальни ком экспедиционного отряда аварийно - спасательных ра бот (ЭО АСР) Н. В. Коваленко на спасателе «Мурманрыба». Рыбаки поселка Чаваньга в 5 часов утра 23 ноября сня ли на берег экипаж аварийно го судна в составе 9 человек на лодке типа «дора». Утром 24 ноября «Капитан Нохрин» прибыл на внешний рейд поселка Чаваньга. Семгу в бочках вручную выгружали на «доры», сдавали на СРТ, стоящий на рейде. Груз тоже спасли. Начальник штаба назначил капитана СМБ «Капитан Нох рин» В. И. Будзинского р у ко водителем спасательной опе рации до прихода к месту аварии Н. В. Коваленко. В целях исключения выбро са бота на каменистую берего вую отмель под воздействием сильного наката волн и ож и даемого увеличения высоты прилива, что могло привести к его гибели, Н. В. Коваленко дал указание СМБ «Капитан Нох рин» завести капроновый б ук сир на корм у аварийного суд на, выбрав безопасную якор ную стоянку, и предусмотреть завозку якорей в сторону бе рега, чтобы бот не сместился на большие глубины. Экипаж СМБ «Капитан Нох рин» поставленные задачи выполнил. Но к концу суток разыграл ся шторм. Спасатель находил ся в 1,5 кабельтовых от ава рийного судна, на предельно малых глубинах под килем. ЛОВУШКА 25 ноября в пять тридцать утра к месту аварии прибыл СМБ «Мурманрыба». Обязанно сти руководителя спасатель ной операции принял на себя начальник ЭО АСР Н. В. Кова ленко. Погода: ветер — 6 баллов, море — 4 балла, видимость — 2 мили. Сплошной накат волн, высота волны до 2 метров. Предприняли попытку подой ти к аварийному судну. За борт «Мурманрыбы» спустили фангсбот. Старший помощник капитана А. М. Руднев, второй механик Н. ф. Новиков, мат рос С. В. Незговоров и я на фангсботе подошли на близ кое расстояние к ТБ-24. Выса диться на него из-за наката волн (у борта — до 2 метров) было невозможно. Визуально определили: ава рийное судно имеет незначи тельную бортовую качку и вра щается вокруг точки в районе машинного отделения в сек торе углов до 10 градусов. Место посадки напоминало ло вуш ку: с носа и левого борта на расстоянии 20 метров начи нается береговая отмель — на малой воде каменистая осушка, местами валуны пред ставляют опасность. На таком же расстоянии с кормы на всю ширину корпуса выход ТБ -24 в море закрывала ка менная гряда, выступающая над поверхностью воды. Вы браться из этой ловушки м о жно было только на курсах че рез правый борт. На этих курсах спасателю постоянно угрожала опасность оказаться левым бортом на кром ке трех метровой изобаты глубин. Характер района посадки и погодные условия усложняли спасательную операцию до предела. Но на лучшую пого ду спасатели и не надеялись.: ДЕСАНТНИКИ Погода немного улучшилась. При второй попытке достави ли на ТБ-24 два стокубовых электронасоса, смогли выса дить на борт аварийную пар тию. Н. В. Коваленко принял ре шение: используя возмож ность подхода к аварийному судну, завезти на него все необходимое аварийно-спаса тельное снабжение. Наша десантная группа до ставила на ТБ-24 мотопомпу и отливные шланги, водолаз ное снаряжение. Погода ухуд шилась. Успели завести с бор та «Капитана Нохрина» зано во капроновый буксир, за крепили скобой за брагу. По лучили разрешение Н. В. Кова ленко вернуться на борт «Мурманрыбы» для отдыха. Из-за сплошного наката волн до 2 метров на фангсботе к борту «Мурманрыбы» подойти не смогли. Начальник отряда дал распоряжение высаживать ся на СМБ «Капитан Нохрин», который, удерживаясь на яко ре и буксире, закрепленном на ТБ-24, защищал левым бортом фангсбот от действия волн и ветра. Спасатели ус пешно высадились на борт «Капитана Нохрина». «КАПИТАН НОХРИН» В БЕДЕ Погода: ветер до 17— 18 ме тров в секунду, море 5—6 бал лов. СМБ «Капитан Нохрин» сорвало с якоря. Ветер начал прижимать спасатель левым бортом к мели. Фангсбот v борта захлестнуло волной и опрокинуло вверх килем. Ка питан дал команду рубить буксир. Срочно приступили к выборке якоря. Движение суд на замедлилось, из-под вин та срывался песок. Меняя курсы перекладкой руля, капитан пытался ото рваться от места касания о грунт. Периодически кормой стали ощущаться толчки. На принятие решения и выполне ние команд отводились секун ды. Их немедленно выполни ли под руководством старше го помощника капитана Н. Ю. Саркова. Откачали воду из ах- терпика. Судно получило дви жение вперед. Но ветер при жимал спасатель левым бор- _ том к. кром ке трехметровой изобаты глубин. «Капитан Но хрин» медленно двигался по этой кром ке. Вода пошла на отлив. Кормой начали ощу щать сильные удары корпуса о грунт. В машинном отделении ра боту главного двигателя за глушал треск напряженного металла корпуса. В штурман ской рубке капитан В. И. Буд- зинский, старпом Н. Ю. Сар- ков и я по документам ава рийной папки произвели рас четы. Приняли решение: сроч но закачать балласт в носовые танки. Удары корм ой стали ощущаться реже... СПАСАТЕЛЬ ПОМОГАЕТ СПАСАТЕЛЮ Капитан «Мурманрыбы» А. И. Глинский вывел свое судно на близкое расстояние к «Капитану Нохрину». Над радиоантеннами попавшего в беду спасателя взвилась раке та линемета. Линь перехлест нулся через антенны. Срочно спустили антенны. Линь взят на борту «Капитана Нохрина». Приступили к выборке про водника и буксира. Потребо вался час на заводку буксира. Экипажам обоих спасателей этот час показался вечностью. На «Капитане Нохрине» велась решительная борьба за живу честь судна. Капитан «Мурманрыбы» А. И. Глинский по УКВ сообщил, что спасатель вышел на буксир и дает машинам полную на грузку. На этот момент рас четное стягивающее усилие составляло около 30 тонн, что превышало возможности этого судна. Вода шла на отлив... У «Капитана Нохрина» по явился крен 12 градусов на правый борт, судно периоди чески содрогалось от ударов волн в районе машинного от деления. Расчеты подтверди ли вероятность снятия с мели только на полной воде. Эки паж готовил судно к снятию с мели. С носа к району ма шинного отделения . свободно завели подкильные концы для пластыря. По сообщениям из машинного отделения опреде лялся ход борьбы за живу честь судна... 26 ноября на полной воде при работе ма шин СМБ «Мурманрыба» на полную нагрузку аварийный спасатель начало разворачи вать носом на север. Погода: ветер 18— 20 мет ров в секунду, море 5—6 бал лов. «Капитан Нохрин» начал схо дить с мели. От ударов о грунт на палубе наблюдалась вибрация. В этот момент сго рел ленточный тормоз буксир ной лебедки. Лебедка начала травить буксир. Потребовалось немало сил на стопорение ба рабана лебедки... Наконец, под действием на тяжения буксира СМБ «Мур манрыба» «Капитан Нохрин» сошел с мели. «КАК НИТКУ В УШКО ИГОЛКИ» К вечеру 26 ноября работы на ТБ-24 возобновились. Дее аварийные партии напряжен но трудились по двенадцать часов подряд, сменяя друг дру га. Был выполнен большой объем работ. Самолетом в Чаваньгу при были заместитель начальника ВРПО «Севрыба» К. Н. Ш апо валов, начальник «Севгосрыб- флотинспекции» Ю. М. Уткин, председатель правления М ур манского рыбакколхозсоюза Ю. Е. Гитерман. Все действия спасателей оперативно согла совывались с К. Н. Шаповало вым. А он так образно сфор мулировал их задачу: «Как нитку вдевают в уш ко иголки, так и ТБ-24 нужно вывести на безопасное место». К этому времени сюда по дошел из Архангельска бук сир «Борей». Вместе с «Мур- манрыбой» он должен был хтать на общую буксирную ли нию, как говорится, цугом, и снять аварийное судно с мели. ...И вот настал этот м о мент. «Мурманрыба» и «Бо реи» дали нагрузку на маши ны. Потерпевшее аварию, суд но лихо развернулось на «пят ке» через правый борт, вы шло на чистую воду. Н. АЗАРЕНКО, групповой механик экспедиционного отряда аварийно . спасательных работ Северного рыбопромышленного бассейна. НАДО ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ Да, надо Дтдать должное всем участникам этой спаса тельной операции: они еще раз продемонстрировали свое про фессиональное мастерство и — не будем бояться этих слов — личное мужество. Мне уж е приходилось писать о спаса телях (в «Рыбном Мурмане» 1 января 1981 года — о спасе нии буксира «Борей» и МБ-8, а 20 марта того же года — о том, к а к мурманчане отвели бе ду от калининградского БМРТ «Тезей»), Специалисты экспе диционного отряда, э ки п а ж и ' спасательных м орских бунси- ров (СМБ) всегда были на вы соте. Николай Николаевич Азарен ко в своей деловой коррес понденции четко, без лиш них слов и эмоций описал ход операции. К ак специалист, опи сал. А они, эти самые эмоции, были. Можно только предста. вить, что испытывал капитан СМБ «Капитан Нохрин» Влади мир Игнатьевич Будзинский, когда его спасатель оказался в роли спасаемого. Немало пови дал бывалый моряк, но здесь ему открылось коварство сти хии еще с одной стороны , А м ужество и мастерство ка п и тану не изменило. Поменьше опы та спасателя у капитана «М урманрыбы» Анатолия Ива новича Глинского, но и он не спасовал. Об аварийны х партиях. Од ной руководил Николай Влади мирович Коваленко, вторую возглавлял групповой механик Н. Н. Азаренко. В составе спе циальной аварийной партии под руководством Н. В. Кова ленко, которая высадилась на борт ТБ-24 перед снятием его с мели и должна была обеспе чить сохранение аварийного судна на плаву, были Н. Н. Аза ренко, В. С. Довнар, В. Н. Бар- башов, Ю. Н. В аш удкин, Р. В. Петров, Н. Ф. Новиков, В. С. Федулеев. Безопасность аварийной гр уп п ы обеспечивали второй пом ощ ник капитана Я. А. С крип- ниченко и четвертый м еханик С. Н. Уш аков — они деж урили на фангсботе у борта ТБ-24. «Борей» здесь назван. Его спасали два года назад — сейчас он отблагодарил м ур манчан делом. Э кипаж СРТ (БИ-3180) пом ог во многом в эти дни. Он пр и нял груз (семгу в бочках), до ставил его в порт. М урманские си но птики (на чальник О. Н. Видякина) каж ды е шесть часов обеспечивали точ ные прогнозы , радиоцентр (на чальник М. Т. Стукало) — бесперебойную связь. У всех были свои сложности, трудно сти. Они преодолены. Дело сделано. Недаром говорят: «Друж но — не грузно!» П. БЫСТРОУМОВ. + НА СНИМКАХ: водолаз А. Б. Мокан; спешим на по мощь спасателю «Капитан Нохрин». Фото четвертого механика СМБ «Мурманрь:бач С. УШАКОВА и матроса С. ПОДХВАТИЛИНА. • 7 января 1983 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz