Рыбный Мурман. 1983 г. Январь.

ПО ЗАКОНАМ МОРСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ДРУЖНО-НЕ ГРУЗНО! АВАРИЯ Траловый бот (ТБ-24) с сем- * гой в трюмах стал на якорь на внешнем рейде поселка Ча­ ваньга. К вечеру погода ухуд­ шилась, разыгрался шторм. Судно сорвало с якорей. Вско­ ре его днищем начало бить о камни. Образовалась пробои­ на в машинном отделении, под первым цилиндром главного двигателя. Второй механик Б. Б. Костев снял плиты на­ стила и, лежа на пайолах, пы­ тался заделать ее подручны­ ми материалами. Во время ударов он с трудом удержи­ вался за обрешетник, чтобы не упасть вниз головой, под фундамент работающего дви­ гателя. Осушительный насос с от­ качкой не справлялся. Вода в машинном отделении прибы­ вала. Были остановлены котел и главный двигатель, судно обес­ точили. После затопления ма­ шинного отделения бот плот­ но сел на грунт на ровном киле в полосе прибоя, содро­ гаясь от ударов вол»; Это случилось 22 ноября прошлого года. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ Оперативный дежурный службы наблюдения за фло­ том ВРПО «Севрыба» А. Е. Ка­ зарин получил аварийную ра­ диограмму о посадке на мель ТБ-24. Срочно подал сигнал о сборе штаба по организации спасательных операций, техни­ ческой и консультативной по­ мощи аварийным судам. Заместитель начальника «Севрыбы» К. Н. Шаповалов (начальник штаба) в первую очередь принял все меры по спасению людей. Установили телефонную связь с поселком Чаваньга. На помощь экипажу бота вышли рыбаки поселка. На берегу разожгли костры. Начальник штаба принял реше­ ние: направить к месту ава­ рии идущие в этом районе СРТ, из района промысла — СМБ «Капитан Нохрин», из Мурманска — специалистов штаба во главе с начальни­ ком экспедиционного отряда аварийно - спасательных ра­ бот (ЭО АСР) Н. В. Коваленко на спасателе «Мурманрыба». Рыбаки поселка Чаваньга в 5 часов утра 23 ноября сня­ ли на берег экипаж аварийно­ го судна в составе 9 человек на лодке типа «дора». Утром 24 ноября «Капитан Нохрин» прибыл на внешний рейд поселка Чаваньга. Семгу в бочках вручную выгружали на «доры», сдавали на СРТ, стоящий на рейде. Груз тоже спасли. Начальник штаба назначил капитана СМБ «Капитан Нох­ рин» В. И. Будзинского р у ко ­ водителем спасательной опе­ рации до прихода к месту аварии Н. В. Коваленко. В целях исключения выбро­ са бота на каменистую берего­ вую отмель под воздействием сильного наката волн и ож и ­ даемого увеличения высоты прилива, что могло привести к его гибели, Н. В. Коваленко дал указание СМБ «Капитан Нох­ рин» завести капроновый б ук­ сир на корм у аварийного суд­ на, выбрав безопасную якор­ ную стоянку, и предусмотреть завозку якорей в сторону бе­ рега, чтобы бот не сместился на большие глубины. Экипаж СМБ «Капитан Нох­ рин» поставленные задачи выполнил. Но к концу суток разыграл­ ся шторм. Спасатель находил­ ся в 1,5 кабельтовых от ава­ рийного судна, на предельно малых глубинах под килем. ЛОВУШКА 25 ноября в пять тридцать утра к месту аварии прибыл СМБ «Мурманрыба». Обязанно­ сти руководителя спасатель­ ной операции принял на себя начальник ЭО АСР Н. В. Кова­ ленко. Погода: ветер — 6 баллов, море — 4 балла, видимость — 2 мили. Сплошной накат волн, высота волны до 2 метров. Предприняли попытку подой­ ти к аварийному судну. За борт «Мурманрыбы» спустили фангсбот. Старший помощник капитана А. М. Руднев, второй механик Н. ф. Новиков, мат­ рос С. В. Незговоров и я на фангсботе подошли на близ­ кое расстояние к ТБ-24. Выса­ диться на него из-за наката волн (у борта — до 2 метров) было невозможно. Визуально определили: ава­ рийное судно имеет незначи­ тельную бортовую качку и вра­ щается вокруг точки в районе машинного отделения в сек­ торе углов до 10 градусов. Место посадки напоминало ло­ вуш ку: с носа и левого борта на расстоянии 20 метров начи­ нается береговая отмель — на малой воде каменистая осушка, местами валуны пред­ ставляют опасность. На таком же расстоянии с кормы на всю ширину корпуса выход ТБ -24 в море закрывала ка­ менная гряда, выступающая над поверхностью воды. Вы­ браться из этой ловушки м о­ жно было только на курсах че­ рез правый борт. На этих курсах спасателю постоянно угрожала опасность оказаться левым бортом на кром ке трех­ метровой изобаты глубин. Характер района посадки и погодные условия усложняли спасательную операцию до предела. Но на лучшую пого­ ду спасатели и не надеялись.: ДЕСАНТНИКИ Погода немного улучшилась. При второй попытке достави­ ли на ТБ-24 два стокубовых электронасоса, смогли выса­ дить на борт аварийную пар­ тию. Н. В. Коваленко принял ре­ шение: используя возмож ­ ность подхода к аварийному судну, завезти на него все необходимое аварийно-спаса­ тельное снабжение. Наша десантная группа до­ ставила на ТБ-24 мотопомпу и отливные шланги, водолаз­ ное снаряжение. Погода ухуд­ шилась. Успели завести с бор­ та «Капитана Нохрина» зано­ во капроновый буксир, за­ крепили скобой за брагу. По­ лучили разрешение Н. В. Кова­ ленко вернуться на борт «Мурманрыбы» для отдыха. Из-за сплошного наката волн до 2 метров на фангсботе к борту «Мурманрыбы» подойти не смогли. Начальник отряда дал распоряжение высаживать­ ся на СМБ «Капитан Нохрин», который, удерживаясь на яко­ ре и буксире, закрепленном на ТБ-24, защищал левым бортом фангсбот от действия волн и ветра. Спасатели ус­ пешно высадились на борт «Капитана Нохрина». «КАПИТАН НОХРИН» В БЕДЕ Погода: ветер до 17— 18 ме­ тров в секунду, море 5—6 бал­ лов. СМБ «Капитан Нохрин» сорвало с якоря. Ветер начал прижимать спасатель левым бортом к мели. Фангсбот v борта захлестнуло волной и опрокинуло вверх килем. Ка­ питан дал команду рубить буксир. Срочно приступили к выборке якоря. Движение суд­ на замедлилось, из-под вин­ та срывался песок. Меняя курсы перекладкой руля, капитан пытался ото­ рваться от места касания о грунт. Периодически кормой стали ощущаться толчки. На принятие решения и выполне­ ние команд отводились секун­ ды. Их немедленно выполни­ ли под руководством старше­ го помощника капитана Н. Ю. Саркова. Откачали воду из ах- терпика. Судно получило дви­ жение вперед. Но ветер при­ жимал спасатель левым бор- _ том к. кром ке трехметровой изобаты глубин. «Капитан Но­ хрин» медленно двигался по этой кром ке. Вода пошла на отлив. Кормой начали ощу­ щать сильные удары корпуса о грунт. В машинном отделении ра­ боту главного двигателя за­ глушал треск напряженного металла корпуса. В штурман­ ской рубке капитан В. И. Буд- зинский, старпом Н. Ю. Сар- ков и я по документам ава­ рийной папки произвели рас­ четы. Приняли решение: сроч­ но закачать балласт в носовые танки. Удары корм ой стали ощущаться реже... СПАСАТЕЛЬ ПОМОГАЕТ СПАСАТЕЛЮ Капитан «Мурманрыбы» А. И. Глинский вывел свое судно на близкое расстояние к «Капитану Нохрину». Над радиоантеннами попавшего в беду спасателя взвилась раке­ та линемета. Линь перехлест­ нулся через антенны. Срочно спустили антенны. Линь взят на борту «Капитана Нохрина». Приступили к выборке про­ водника и буксира. Потребо­ вался час на заводку буксира. Экипажам обоих спасателей этот час показался вечностью. На «Капитане Нохрине» велась решительная борьба за живу­ честь судна. Капитан «Мурманрыбы» А. И. Глинский по УКВ сообщил, что спасатель вышел на буксир и дает машинам полную на­ грузку. На этот момент рас­ четное стягивающее усилие составляло около 30 тонн, что превышало возможности этого судна. Вода шла на отлив... У «Капитана Нохрина» по­ явился крен 12 градусов на правый борт, судно периоди­ чески содрогалось от ударов волн в районе машинного от­ деления. Расчеты подтверди­ ли вероятность снятия с мели только на полной воде. Эки­ паж готовил судно к снятию с мели. С носа к району ма­ шинного отделения . свободно завели подкильные концы для пластыря. По сообщениям из машинного отделения опреде­ лялся ход борьбы за живу­ честь судна... 26 ноября на полной воде при работе ма­ шин СМБ «Мурманрыба» на полную нагрузку аварийный спасатель начало разворачи­ вать носом на север. Погода: ветер 18— 20 мет­ ров в секунду, море 5—6 бал­ лов. «Капитан Нохрин» начал схо­ дить с мели. От ударов о грунт на палубе наблюдалась вибрация. В этот момент сго­ рел ленточный тормоз буксир­ ной лебедки. Лебедка начала травить буксир. Потребовалось немало сил на стопорение ба­ рабана лебедки... Наконец, под действием на­ тяжения буксира СМБ «Мур­ манрыба» «Капитан Нохрин» сошел с мели. «КАК НИТКУ В УШКО ИГОЛКИ» К вечеру 26 ноября работы на ТБ-24 возобновились. Дее аварийные партии напряжен­ но трудились по двенадцать часов подряд, сменяя друг дру­ га. Был выполнен большой объем работ. Самолетом в Чаваньгу при­ были заместитель начальника ВРПО «Севрыба» К. Н. Ш апо­ валов, начальник «Севгосрыб- флотинспекции» Ю. М. Уткин, председатель правления М ур­ манского рыбакколхозсоюза Ю. Е. Гитерман. Все действия спасателей оперативно согла­ совывались с К. Н. Шаповало­ вым. А он так образно сфор­ мулировал их задачу: «Как нитку вдевают в уш ко иголки, так и ТБ-24 нужно вывести на безопасное место». К этому времени сюда по­ дошел из Архангельска бук­ сир «Борей». Вместе с «Мур- манрыбой» он должен был хтать на общую буксирную ли­ нию, как говорится, цугом, и снять аварийное судно с мели. ...И вот настал этот м о ­ мент. «Мурманрыба» и «Бо­ реи» дали нагрузку на маши­ ны. Потерпевшее аварию, суд­ но лихо развернулось на «пят­ ке» через правый борт, вы­ шло на чистую воду. Н. АЗАРЕНКО, групповой механик экспедиционного отряда аварийно . спасательных работ Северного рыбопромышленного бассейна. НАДО ОТДАТЬ ДОЛЖНОЕ Да, надо Дтдать должное всем участникам этой спаса­ тельной операции: они еще раз продемонстрировали свое про­ фессиональное мастерство и — не будем бояться этих слов — личное мужество. Мне уж е приходилось писать о спаса­ телях (в «Рыбном Мурмане» 1 января 1981 года — о спасе­ нии буксира «Борей» и МБ-8, а 20 марта того же года — о том, к а к мурманчане отвели бе­ ду от калининградского БМРТ «Тезей»), Специалисты экспе­ диционного отряда, э ки п а ж и ' спасательных м орских бунси- ров (СМБ) всегда были на вы­ соте. Николай Николаевич Азарен­ ко в своей деловой коррес­ понденции четко, без лиш них слов и эмоций описал ход операции. К ак специалист, опи­ сал. А они, эти самые эмоции, были. Можно только предста. вить, что испытывал капитан СМБ «Капитан Нохрин» Влади­ мир Игнатьевич Будзинский, когда его спасатель оказался в роли спасаемого. Немало пови­ дал бывалый моряк, но здесь ему открылось коварство сти­ хии еще с одной стороны , А м ужество и мастерство ка п и ­ тану не изменило. Поменьше опы та спасателя у капитана «М урманрыбы» Анатолия Ива­ новича Глинского, но и он не спасовал. Об аварийны х партиях. Од­ ной руководил Николай Влади­ мирович Коваленко, вторую возглавлял групповой механик Н. Н. Азаренко. В составе спе­ циальной аварийной партии под руководством Н. В. Кова­ ленко, которая высадилась на борт ТБ-24 перед снятием его с мели и должна была обеспе­ чить сохранение аварийного судна на плаву, были Н. Н. Аза­ ренко, В. С. Довнар, В. Н. Бар- башов, Ю. Н. В аш удкин, Р. В. Петров, Н. Ф. Новиков, В. С. Федулеев. Безопасность аварийной гр уп п ы обеспечивали второй пом ощ ник капитана Я. А. С крип- ниченко и четвертый м еханик С. Н. Уш аков — они деж урили на фангсботе у борта ТБ-24. «Борей» здесь назван. Его спасали два года назад — сейчас он отблагодарил м ур­ манчан делом. Э кипаж СРТ (БИ-3180) пом ог во многом в эти дни. Он пр и ­ нял груз (семгу в бочках), до­ ставил его в порт. М урманские си но птики (на­ чальник О. Н. Видякина) каж ды е шесть часов обеспечивали точ­ ные прогнозы , радиоцентр (на­ чальник М. Т. Стукало) — бесперебойную связь. У всех были свои сложности, трудно­ сти. Они преодолены. Дело сделано. Недаром говорят: «Друж но — не грузно!» П. БЫСТРОУМОВ. + НА СНИМКАХ: водолаз А. Б. Мокан; спешим на по­ мощь спасателю «Капитан Нохрин». Фото четвертого механика СМБ «Мурманрь:бач С. УШАКОВА и матроса С. ПОДХВАТИЛИНА. • 7 января 1983 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz