Рыбный Мурман. 1983 г. Январь.

• ВЫ НАМ Г1ИСААИ. • . ,пии ИМЯ НА БОРТУ ПРОФЕССОР КЛЕНОВА Читатели Н. РАКИТИН и С. СМИРНОВ интересуются: «Кто такая Кленова, имя которой носит одно из судоа нашего бас­ сейна!» В строю «Севрыбхолодфло- та» с 1979 годе находится учебно-производственное суд­ но «Профессор Кленова». Эки­ паж его в прошлом году еще 5 ноября — накануне 65-й годовщины Великого Октября — справился со своими обя­ зательствами. Достойный по­ дарок моряков Родине в год 60-летия образования СССР! С коллективом этого судна у меня, ученицы М. В. Клено­ вой, завязалась переписка. Я подготовила для экипажа по материалам П. Н. Ерофеева (тоже ученика Марии Василь­ евны) и своим данным биогра­ фическую справку о ней. Мария Васильевна Кленова (1896— 1976 гг.) — профессор, доктор геолого-минералоги- ческих наук, ученый с м иро­ вым именем, заслуженный деятель науки. Ее хорошо знали промысловики Северно­ го бассейна старшего поко­ ления. Свою научную дея­ тельность она начинала на Баренцевом море. М. В. Кленова родилась в Иркутске. Ее молодость пр о ­ шла в революционной среде. О тец ее, В. Д. Кленов, ли­ тограф -наборщик, в 1898 го­ ду был осужден на 4 года ка­ торги по процессу Невель­ ского (первое вооруженное сопротивление царизму в Одессе). Мать — Р. Н. Клено­ ва тоже была причастна к революционной деятельности в Екатеринбурге (ныне — г. Свердловск). О кончи* гимназию в Екате­ ринбурге, Мария Васильевна работала инструктором культ- просветотдела Томского сою ­ за кооперативов, учительни­ цей в политотделе III армии, в губвоенкомате 48-го баталь­ она войск ОГПУ. Есть отзыв военкомата: «М. К. Кленова принесла большую пользу в деле ликвидации безграмот­ ности среди красноармей­ цев». В сентябре 1919 года она перебралась в Свердловск и поступила в университет, о д ­ новременно учительствуя в школе рабочей молодежи. Из Уральского университета пе­ решла в Московский, кото­ рый и окончила в 1924 году. В 1925-м была зачислена ас­ пирантом по минералогии и к октябрю следующего года мысл» на Мурмане пришлось обратить внимание и на про­ мысловый характер грунта Первые промысловые грунто­ вые карты для Баренцева мо ря были составлены М. В. Кленовой ■ 1936 году и изда­ ны в следующем. Молодой лаборатории ге о ­ логии моря на первых порах пришлось бороться за свое существование. Но благодаря энергии и настойчивости М .В. Кленовой лаборатория уцеле­ ла. выполнила научную работу на тему «К литологии Барен цева моря». С 1924 года ра­ ботала в Плавморнине, позд­ нее переименованном в ГОИН, а затем ВНИРО. М. В. Кленова — участница первых рейсов легендарного первого советского научно- исследовательского судна «Персей». Плавала и на мо­ торно-парусном боте «Н. Кни пович» — участвовала в 1932 году * рейсе вокруг Земли Франца-Иосифа. Первые ее годы на Севере были посвя­ щены разработке методики исследований морских грун­ тов. В 1930 году была создана специальная лаборатория гео логии моря в Москве и на Мурмане. Позже создввались лаборатории и в других бас­ сейнах Советского Союза. С развитием тралового про- Одним из первых водоемов, где начались исследования, было Баренцево море. По трудам М. В. Кленовой, это море можно считать колыбе­ лью советской океанографии и, в частности, советской гео­ логии моря. Работы по состав­ лению грунтовых карт губ и открытых частей северных мо­ рей, в основном Баренцева и Белого (1932— 1937 гг.), позво­ лили выдвинуть основные проблемы геологии моря — науки XX века, создать пер­ вое советское руководство, обосновавшее существование новой науки. Книга была подготовлена в конце тридца­ тых годов. Война задержала ее издание, и она вышла в 1948 году. Приоритет советской гео л о ­ гии моря общепризнан. Ам е­ риканский ученый Ф. Шепард пишет: «Русский ученый М. К. Кленова опубликовала книгу о тех же проблемах, что и моя, и появилась несколько раньше моей» («Земля под морем», 1964). Сейчас геоло­ гия моря сильно развилась, имеет ряд направлений, и в этом немалая заслуга при­ надлежит М. В Кленовой. Как научный работник Ма­ рия Васильевна побывала но только на всех морях Совет­ ского Союза, но и на всех океанах. Она — первая ж ен­ щина, ступившая на дрейф ую ­ щую льдину в Арктике (ав­ густ 1954 года) и на берег Антарктиды. В 1937 году М. в. Кленова утверждена в звании профес­ сора, и ей присуждена уче­ ная степень доктора геолого­ минералогических наук. Ею опубликовано 250 научных ра­ бот. У Марии Васильевны бы­ ло много учеников. Немало их стало кандидатами и д о к­ торами наук и сейчас работа­ ет в Академии наук СССР и в ведомственных научно-ис­ следовательских институтах. Значительную часть своей жизни Мария Васильевна по­ святила Баренцеву морю . В 1960 году вышла ее моногра­ фия «Геология Баренцева мо­ ря». Профессор Кленова награж­ дена орденом Ленина, орде­ ном Трудового Красного Зна­ мени и медалями. В 1962 го­ ду была отмечена премией имени Н. М. Губкина за мо­ нографию «Геологическое строение подводного склона Каспийского моря». В 1975 году вышла ее монография «Геология Атлантического о ке ­ ана». М. В. Кленова неоднократно выступала на международных геологических и океанографи­ ческих конгрессах. О громен вклад, внесенный ею в позна­ ние Арктики и геологии М иро­ вого океана. а ВИНОГРАДОВА, кандидат гволого- минералогических наук, ученица М. В. Кленовом с It)} года, ветеран труда, пенсионер. ♦ НА СНИМКЕ: М. В. Кле. нова. С О Х Р А Н ЯЮТ С Я ЛИ СЕВЕРНЫЕ ЛЬГОТЫ? Я работал в организации, iатем уволился по переводу и рыбакколхозсоюз. вступил в члены колхоза. Проработав не­ сколько лет, я вновь уволился и поступил на работу в торго­ вый порт. Сохраняются ли у меня северные надбавки и об 1 Ций стан; работы для пенсии'1 М. ЧУМАКОВ, г. Мурманск. И нструкцией Госкомтруда и ВЦСПС от 16 декабря 1967 го­ да предусмотрен определен­ ны й порядок сохранения се­ верны х льгот лицам, работа­ ющ им в колхозах и уволенным по переводу на работу в госу­ дарственные учреж дения, на предприятия, в организации Так, рабочие и служ ащ ие при переходе их на выборные долж- ности в колхозы , артели рыбо­ ловецкой кооперации, стара­ тельские артели сохраняю т не­ преры вны й стаж, дающ ий пра­ во на северные льготы , если они устраиваю тся на работу после окончания выборной ра­ боты в течение двух месяцев. Специалисты и руководящ ие работники сохраняю т северные льготы при условии, что их ра­ боте в колхозе предшествовала работа на государственны х предприятиях и после увольне­ ния из членов колхоза не позднее двух месяцев следова­ ла работа в качестве рабочего или служ ащ его либо работа на вы борны х д олж ностях в совет­ ски х , партийны х, проф сою зны х, ком сом ольских и д р уги х орга­ низаци ях в районах Севера. Для сохранения стажа, даю ­ щего право ка получение се­ верны х льгот, а такж е для за­ чета в стаж времени работы а колхозе специалистам необ­ ходимо, чтобы они имели выс­ шее или среднее специальное образование и были направле­ ны на эту работу с зачислени­ ем их в члены колхоза. Если специалист исключается из членов колхоза по собствен­ ному ж еланию , то стаж , даю ­ щий право на получение се­ верны х льгот, не сохраняется. Не сохраняется стаж на се­ верные льготы у всех осталь­ ны х рабочих и служ ащ их, пе­ решедших по собственной и ни ­ циативе на работу в колхозы , а затем вновь вернувш ихся на государственное предприятие. Таким лицам надо иметь се­ верны й стаж 15 налендарных лет в качестве рабочих и слу­ ж ащ и х при общем стаж е рабо­ ты не менее 25 лет м уж чинам , чтобы иметь право на льгот­ ную пенсию в 55 лет, В общий стаж работы, даю ­ щий право на пенсию , засчи­ тывается работа в начестве ра­ бочего или служ ащ его. Время работы в качестве члена ко л ­ хоза в стаж , дающий право на получение государственной пенсии, не засчиты вается, к р о ­ ме случаев, ука за н ны х в П. 109 Положения о порядне назначения и выплаты государ­ ственны х пенсий. Л. ГРУШЕВСКАЯ, юрисконсульт облсовпрофа. ПОЧЕМУ РАЗГРУЗКА НЕ ОПЛАЧИВАЕТСЯ? В последнее время практи­ куется разгрузка судов в порту «по зеленой», при этом их экипажам во время переходов и выгрузки вы­ плачивается 100 процентов оклада. Почему же экипа­ жам, сдающим рыбопродук­ цию в море на базы и тран­ спортные суда, не оплачива­ ется не только ее выгрузка (в порту это делают грузчи­ ки), но и время переходов и стоянки у баз, когда надо выполнять ежесуточный план добычи рыбопродук­ ции? Получается что моря­ ки работают в убыток себе. С. ГОРИН, рефрижераторный механик М урманского тралфлота. По просьбе редакции еж е­ недельника письмо С. Горина комментирует и. о. начальника отдела организации труда и заработной платы объедине­ ния «Севрыба» В. И. КРЮКОВ: — В соответствии с Поло­ жением об условиях оплаты труда плавсостава в установ­ ленных нормах выработки по вылову и выпуску продукции и сдельных расценках учиты­ ваются затраты труда в пери­ од промыслового времени, а именно: подготовка орудий лова и работ с ними во вре­ мя промысла; работы, связан­ ные с добычей и обработкой рыбы; сдача рыбы на прием­ ные плавбазы и другие суда (перегрузка на борт прием­ ного судна); получение до­ полнительного снабжения (включая время на переходы к плавбазам и приемотранс­ портным судам и обратно к месту промысла); затраты вре­ мени на переходы из одного квадрата в другой в данном районе промысла и на поиски рыбы в связи с переменой места лова, а также потери времени в период промысла, вызываемые ремонтом ор у­ дий лова, механизмов, ш тор­ мовой погодой, ожиданием сдачи рыбы и получением снабжения У приемных плав­ баз и других судов, и т, д. В связи с этим никакие до­ платы за перечисленные в письме С. Горина работы, вхо­ дящие в кр уг обязанностей плаасостаза, а также оплата за простой судна не произво­ дятся. освод и моряки Уважаемая редакция! Прошу вас поподробней рассказать об истории созда­ ния общества спасания «а водах. Какие задачи ставит перед собой общество в на­ ши дни? О. КОРОТКОВ. г. Мурманск. Обществ» спасания на водах (ОСВОД) своими корнями ухо­ дит в гуманные традиции рус­ ско го флота. Во все века на Руси считалось высоким дол­ гом оказать помощь терпящим бедствие на воде. В 1870 году при Морском министерстве создается спе­ циальны й комитет для разра­ ботки проекта Устава созда­ ваемой организации, а через два года состоялось первое об­ щее собрание действительных членов общества, на котором был утверж ден Устав и избра­ но главное правление. Предсе­ дателем был избран адмирал К онстантин Николаевич Посьет, прогрессивны й государствен­ ны й деятель своего времени, у ча стн и к нругосветного плава­ ния 1852 — 1854 годов, описан­ ного И. А. Гончаровым в к н и ­ ге «Ф регат «Паллада». t ■ Поначалу новая организация 1 называлась «Общество подания ! помощ и при кораблекруш ени­ ях», а в 1880 году была пере­ именована в общество спасания на водах. К началу XX века об­ щество насчитывало свыш е 10 ты сяч членов и имело более 1400 спасательны х учреждений, в том числе 9 изб на берегах Белого моря и спасательную станцию -прию т на Новой Зем­ ле. К этому времени общество спасло ж и зн ь 11 тысячам чело­ век и предотвратило 930 к р у ­ ш ений судов. Р оссийское общество спаса­ ния на водах пользовалось ува­ ж ением у м оряков всего мира. Новый период в жизни об­ щества наступил после Великой Октябрьской социалистической революции. Длительное время председателем Центрального совета ОСВОДа был «всесоюз­ ный староста» М. И. Калинин. Довоенный ОСВОД оказал большое содействие развитию водного транспорта нашей страны. Осводовцы безвозмезд­ но участвовали в ремонте мор­ ских и речных судов, в по- грузочно-разгрузочных рабо­ тах в портах, выступали ини­ циаторами сбора средств на постройку кораблей. Но за этой работой не забывалось и основ­ ное направление деятельности ОСВОДа — спасание людей на водах. В годы войны многие осво­ довцы проявляли храбрость и героизм в борьбе с фашизмом. В настоящее время общество спасания на водах проводит больш ую пропагандистскую и проф илактическую работу. Только за годы десятой п я ти ­ летки в ш колах ОСВОДа Рос­ сийской Федерации подготовле­ но более 500 ты сяч специалис­ тов спасательного дела, свыше 800 ты сяч детей и подростков обучено плаванию. М урм анском у ОСВОДу боль­ ш ую помощ ь оказы ваю т трало­ вый флот, «М урманрыбпром... «Севрыбхолодфлот», морское пароходство, рыбны й и торго­ вый порты . Летом на озерах Семеновском, О куневом, Глубо­ ком несут деж урство д р у ж и н ­ н и ки этих ведущ их предприя­ тий города, а на Окуневом озере, кром е того, каждое лето «М урм анры бпром » откры вает ведомственны й спасательный пост. Благородство, мужество, са­ м опожертвование присущ и со­ ветским морякам. Только за последнее десятилетие 10 мо- ряков-северян награждены ме­ далью «За спасение утопаю ­ щ их». На просторах Мирового онеана, оказы вая помощ ь граж данам д р у ги х стран, наши м оряки снискали уваж ение и репутацию бескоры стны х и смелых людей, И приходит на память ответ одного иностранца на вопрос, чем привлекает его ируиз на советском лайнере: «Уверен­ ностью в том, что русские мо­ р я ки в случае опасности спе р­ ва будут спасать пассаж иров, а потом уж е дум ать о собствен­ ной ж изни». А. БЕЛЯЕВ, заместитель председателя Мурманского областного совета ОСВОДа. 23 января 8 РЫБНЫЙ мурман

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz