Рыбный Мурман. 1983 г. Январь.
• ВЫ НАМ Г1ИСААИ. • . ,пии ИМЯ НА БОРТУ ПРОФЕССОР КЛЕНОВА Читатели Н. РАКИТИН и С. СМИРНОВ интересуются: «Кто такая Кленова, имя которой носит одно из судоа нашего бас сейна!» В строю «Севрыбхолодфло- та» с 1979 годе находится учебно-производственное суд но «Профессор Кленова». Эки паж его в прошлом году еще 5 ноября — накануне 65-й годовщины Великого Октября — справился со своими обя зательствами. Достойный по дарок моряков Родине в год 60-летия образования СССР! С коллективом этого судна у меня, ученицы М. В. Клено вой, завязалась переписка. Я подготовила для экипажа по материалам П. Н. Ерофеева (тоже ученика Марии Василь евны) и своим данным биогра фическую справку о ней. Мария Васильевна Кленова (1896— 1976 гг.) — профессор, доктор геолого-минералоги- ческих наук, ученый с м иро вым именем, заслуженный деятель науки. Ее хорошо знали промысловики Северно го бассейна старшего поко ления. Свою научную дея тельность она начинала на Баренцевом море. М. В. Кленова родилась в Иркутске. Ее молодость пр о шла в революционной среде. О тец ее, В. Д. Кленов, ли тограф -наборщик, в 1898 го ду был осужден на 4 года ка торги по процессу Невель ского (первое вооруженное сопротивление царизму в Одессе). Мать — Р. Н. Клено ва тоже была причастна к революционной деятельности в Екатеринбурге (ныне — г. Свердловск). О кончи* гимназию в Екате ринбурге, Мария Васильевна работала инструктором культ- просветотдела Томского сою за кооперативов, учительни цей в политотделе III армии, в губвоенкомате 48-го баталь она войск ОГПУ. Есть отзыв военкомата: «М. К. Кленова принесла большую пользу в деле ликвидации безграмот ности среди красноармей цев». В сентябре 1919 года она перебралась в Свердловск и поступила в университет, о д новременно учительствуя в школе рабочей молодежи. Из Уральского университета пе решла в Московский, кото рый и окончила в 1924 году. В 1925-м была зачислена ас пирантом по минералогии и к октябрю следующего года мысл» на Мурмане пришлось обратить внимание и на про мысловый характер грунта Первые промысловые грунто вые карты для Баренцева мо ря были составлены М. В. Кленовой ■ 1936 году и изда ны в следующем. Молодой лаборатории ге о логии моря на первых порах пришлось бороться за свое существование. Но благодаря энергии и настойчивости М .В. Кленовой лаборатория уцеле ла. выполнила научную работу на тему «К литологии Барен цева моря». С 1924 года ра ботала в Плавморнине, позд нее переименованном в ГОИН, а затем ВНИРО. М. В. Кленова — участница первых рейсов легендарного первого советского научно- исследовательского судна «Персей». Плавала и на мо торно-парусном боте «Н. Кни пович» — участвовала в 1932 году * рейсе вокруг Земли Франца-Иосифа. Первые ее годы на Севере были посвя щены разработке методики исследований морских грун тов. В 1930 году была создана специальная лаборатория гео логии моря в Москве и на Мурмане. Позже создввались лаборатории и в других бас сейнах Советского Союза. С развитием тралового про- Одним из первых водоемов, где начались исследования, было Баренцево море. По трудам М. В. Кленовой, это море можно считать колыбе лью советской океанографии и, в частности, советской гео логии моря. Работы по состав лению грунтовых карт губ и открытых частей северных мо рей, в основном Баренцева и Белого (1932— 1937 гг.), позво лили выдвинуть основные проблемы геологии моря — науки XX века, создать пер вое советское руководство, обосновавшее существование новой науки. Книга была подготовлена в конце тридца тых годов. Война задержала ее издание, и она вышла в 1948 году. Приоритет советской гео л о гии моря общепризнан. Ам е риканский ученый Ф. Шепард пишет: «Русский ученый М. К. Кленова опубликовала книгу о тех же проблемах, что и моя, и появилась несколько раньше моей» («Земля под морем», 1964). Сейчас геоло гия моря сильно развилась, имеет ряд направлений, и в этом немалая заслуга при надлежит М. В Кленовой. Как научный работник Ма рия Васильевна побывала но только на всех морях Совет ского Союза, но и на всех океанах. Она — первая ж ен щина, ступившая на дрейф ую щую льдину в Арктике (ав густ 1954 года) и на берег Антарктиды. В 1937 году М. в. Кленова утверждена в звании профес сора, и ей присуждена уче ная степень доктора геолого минералогических наук. Ею опубликовано 250 научных ра бот. У Марии Васильевны бы ло много учеников. Немало их стало кандидатами и д о к торами наук и сейчас работа ет в Академии наук СССР и в ведомственных научно-ис следовательских институтах. Значительную часть своей жизни Мария Васильевна по святила Баренцеву морю . В 1960 году вышла ее моногра фия «Геология Баренцева мо ря». Профессор Кленова награж дена орденом Ленина, орде ном Трудового Красного Зна мени и медалями. В 1962 го ду была отмечена премией имени Н. М. Губкина за мо нографию «Геологическое строение подводного склона Каспийского моря». В 1975 году вышла ее монография «Геология Атлантического о ке ана». М. В. Кленова неоднократно выступала на международных геологических и океанографи ческих конгрессах. О громен вклад, внесенный ею в позна ние Арктики и геологии М иро вого океана. а ВИНОГРАДОВА, кандидат гволого- минералогических наук, ученица М. В. Кленовом с It)} года, ветеран труда, пенсионер. ♦ НА СНИМКЕ: М. В. Кле. нова. С О Х Р А Н ЯЮТ С Я ЛИ СЕВЕРНЫЕ ЛЬГОТЫ? Я работал в организации, iатем уволился по переводу и рыбакколхозсоюз. вступил в члены колхоза. Проработав не сколько лет, я вновь уволился и поступил на работу в торго вый порт. Сохраняются ли у меня северные надбавки и об 1 Ций стан; работы для пенсии'1 М. ЧУМАКОВ, г. Мурманск. И нструкцией Госкомтруда и ВЦСПС от 16 декабря 1967 го да предусмотрен определен ны й порядок сохранения се верны х льгот лицам, работа ющ им в колхозах и уволенным по переводу на работу в госу дарственные учреж дения, на предприятия, в организации Так, рабочие и служ ащ ие при переходе их на выборные долж- ности в колхозы , артели рыбо ловецкой кооперации, стара тельские артели сохраняю т не преры вны й стаж, дающ ий пра во на северные льготы , если они устраиваю тся на работу после окончания выборной ра боты в течение двух месяцев. Специалисты и руководящ ие работники сохраняю т северные льготы при условии, что их ра боте в колхозе предшествовала работа на государственны х предприятиях и после увольне ния из членов колхоза не позднее двух месяцев следова ла работа в качестве рабочего или служ ащ его либо работа на вы борны х д олж ностях в совет ски х , партийны х, проф сою зны х, ком сом ольских и д р уги х орга низаци ях в районах Севера. Для сохранения стажа, даю щего право ка получение се верны х льгот, а такж е для за чета в стаж времени работы а колхозе специалистам необ ходимо, чтобы они имели выс шее или среднее специальное образование и были направле ны на эту работу с зачислени ем их в члены колхоза. Если специалист исключается из членов колхоза по собствен ному ж еланию , то стаж , даю щий право на получение се верны х льгот, не сохраняется. Не сохраняется стаж на се верные льготы у всех осталь ны х рабочих и служ ащ их, пе решедших по собственной и ни циативе на работу в колхозы , а затем вновь вернувш ихся на государственное предприятие. Таким лицам надо иметь се верны й стаж 15 налендарных лет в качестве рабочих и слу ж ащ и х при общем стаж е рабо ты не менее 25 лет м уж чинам , чтобы иметь право на льгот ную пенсию в 55 лет, В общий стаж работы, даю щий право на пенсию , засчи тывается работа в начестве ра бочего или служ ащ его. Время работы в качестве члена ко л хоза в стаж , дающий право на получение государственной пенсии, не засчиты вается, к р о ме случаев, ука за н ны х в П. 109 Положения о порядне назначения и выплаты государ ственны х пенсий. Л. ГРУШЕВСКАЯ, юрисконсульт облсовпрофа. ПОЧЕМУ РАЗГРУЗКА НЕ ОПЛАЧИВАЕТСЯ? В последнее время практи куется разгрузка судов в порту «по зеленой», при этом их экипажам во время переходов и выгрузки вы плачивается 100 процентов оклада. Почему же экипа жам, сдающим рыбопродук цию в море на базы и тран спортные суда, не оплачива ется не только ее выгрузка (в порту это делают грузчи ки), но и время переходов и стоянки у баз, когда надо выполнять ежесуточный план добычи рыбопродук ции? Получается что моря ки работают в убыток себе. С. ГОРИН, рефрижераторный механик М урманского тралфлота. По просьбе редакции еж е недельника письмо С. Горина комментирует и. о. начальника отдела организации труда и заработной платы объедине ния «Севрыба» В. И. КРЮКОВ: — В соответствии с Поло жением об условиях оплаты труда плавсостава в установ ленных нормах выработки по вылову и выпуску продукции и сдельных расценках учиты ваются затраты труда в пери од промыслового времени, а именно: подготовка орудий лова и работ с ними во вре мя промысла; работы, связан ные с добычей и обработкой рыбы; сдача рыбы на прием ные плавбазы и другие суда (перегрузка на борт прием ного судна); получение до полнительного снабжения (включая время на переходы к плавбазам и приемотранс портным судам и обратно к месту промысла); затраты вре мени на переходы из одного квадрата в другой в данном районе промысла и на поиски рыбы в связи с переменой места лова, а также потери времени в период промысла, вызываемые ремонтом ор у дий лова, механизмов, ш тор мовой погодой, ожиданием сдачи рыбы и получением снабжения У приемных плав баз и других судов, и т, д. В связи с этим никакие до платы за перечисленные в письме С. Горина работы, вхо дящие в кр уг обязанностей плаасостаза, а также оплата за простой судна не произво дятся. освод и моряки Уважаемая редакция! Прошу вас поподробней рассказать об истории созда ния общества спасания «а водах. Какие задачи ставит перед собой общество в на ши дни? О. КОРОТКОВ. г. Мурманск. Обществ» спасания на водах (ОСВОД) своими корнями ухо дит в гуманные традиции рус ско го флота. Во все века на Руси считалось высоким дол гом оказать помощь терпящим бедствие на воде. В 1870 году при Морском министерстве создается спе циальны й комитет для разра ботки проекта Устава созда ваемой организации, а через два года состоялось первое об щее собрание действительных членов общества, на котором был утверж ден Устав и избра но главное правление. Предсе дателем был избран адмирал К онстантин Николаевич Посьет, прогрессивны й государствен ны й деятель своего времени, у ча стн и к нругосветного плава ния 1852 — 1854 годов, описан ного И. А. Гончаровым в к н и ге «Ф регат «Паллада». t ■ Поначалу новая организация 1 называлась «Общество подания ! помощ и при кораблекруш ени ях», а в 1880 году была пере именована в общество спасания на водах. К началу XX века об щество насчитывало свыш е 10 ты сяч членов и имело более 1400 спасательны х учреждений, в том числе 9 изб на берегах Белого моря и спасательную станцию -прию т на Новой Зем ле. К этому времени общество спасло ж и зн ь 11 тысячам чело век и предотвратило 930 к р у ш ений судов. Р оссийское общество спаса ния на водах пользовалось ува ж ением у м оряков всего мира. Новый период в жизни об щества наступил после Великой Октябрьской социалистической революции. Длительное время председателем Центрального совета ОСВОДа был «всесоюз ный староста» М. И. Калинин. Довоенный ОСВОД оказал большое содействие развитию водного транспорта нашей страны. Осводовцы безвозмезд но участвовали в ремонте мор ских и речных судов, в по- грузочно-разгрузочных рабо тах в портах, выступали ини циаторами сбора средств на постройку кораблей. Но за этой работой не забывалось и основ ное направление деятельности ОСВОДа — спасание людей на водах. В годы войны многие осво довцы проявляли храбрость и героизм в борьбе с фашизмом. В настоящее время общество спасания на водах проводит больш ую пропагандистскую и проф илактическую работу. Только за годы десятой п я ти летки в ш колах ОСВОДа Рос сийской Федерации подготовле но более 500 ты сяч специалис тов спасательного дела, свыше 800 ты сяч детей и подростков обучено плаванию. М урм анском у ОСВОДу боль ш ую помощ ь оказы ваю т трало вый флот, «М урманрыбпром... «Севрыбхолодфлот», морское пароходство, рыбны й и торго вый порты . Летом на озерах Семеновском, О куневом, Глубо ком несут деж урство д р у ж и н н и ки этих ведущ их предприя тий города, а на Окуневом озере, кром е того, каждое лето «М урм анры бпром » откры вает ведомственны й спасательный пост. Благородство, мужество, са м опожертвование присущ и со ветским морякам. Только за последнее десятилетие 10 мо- ряков-северян награждены ме далью «За спасение утопаю щ их». На просторах Мирового онеана, оказы вая помощ ь граж данам д р у ги х стран, наши м оряки снискали уваж ение и репутацию бескоры стны х и смелых людей, И приходит на память ответ одного иностранца на вопрос, чем привлекает его ируиз на советском лайнере: «Уверен ностью в том, что русские мо р я ки в случае опасности спе р ва будут спасать пассаж иров, а потом уж е дум ать о собствен ной ж изни». А. БЕЛЯЕВ, заместитель председателя Мурманского областного совета ОСВОДа. 23 января 8 РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz