Рыбный Мурман. 1983 г. Январь.
ЭКОНОМИКЕ БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ НАШ СПЕЦИАЛЬНЫЙ К0РРССП6НДЕНТ ПЕРЕДАЕТ С МОЙВЕННОЙ ПУТИНЫ ............................— ОТ ОДНОГО РАСПОРЯЖЕНИЯ— Т Р И О Г О Р Ч Е Н И Я Мойвенная путина еще не достигла своего пика, а тран спортный рефрижератор «Пи онер Мурмана» уже стал час тым гостем рыбного порта. В этом ничего удивительного нет — команда судна работа ет за два коллектива, планы грузоперевозок она выполняет в среднем на 200 процентов. «Если так пойдет дальше, — рассуждал первый помощник капитана Петр Владимирович Жабенок, — то в первом квартале мы сэкономим столько времени, что его хва тит на два дополнительных рейса». Это солидное подспорье промысловикам. Исходя из та ких соображений, дал в ка нун очередного прихода в порт первый помощник радио грамму, в которой вызвал портовиков на социалистиче ское соревнование. Портови ки не подвели. В ударные сроки был освобожден реф рижератор от груза рыбопро дукции, снабжен тарой, во дой, горючим — всем необ ходимым для работы в море. — На трое суток раньше графика уложились смежники, — сказал накануне отхода ка питан-директор ТР «Пионер Мурмана» Алексей Павлович Князев, — мы тоже постара емся обернуться раньше на меченного нам срока! Выйдя из порта, устремил ся рефрижератор навстречу прославленному автономному траулеру «Константин Душе но*». Но вклинилась погода, много часов сопровождали промысловики рефрижератор, не имея возможности подойти ц его борту: рискованна швар товка в неспокойном море. Только в Кильдинской салме удалось, наконец, пришварто ваться к рефрижератору. Бы ли открыты зевы его трюмов. Замелькали в воздухе па кеты м ороженой рыбы: реф рижератор принимал в два трюма — траулер отпускал из двух трюмов. «Если так будет дело идти дальше, — подумал Князев, — то не за двадцать часов, ка к планировали, а значитель но раньше заберем 600 тонн. Надо теперь позаботиться об очередном траулере. Кстати, почему у меня до сих пор нет разнарядки: какие суда мы будем обрабатывать, когда? Надо будет поинтересоваться этим на радиосовете». Но ничего радостного не услышал капитан на радиосо вете. Услышал только, что по года ухудшается с каждым часом, что с уловами у про мысловиков плохо, что мно гие суда штормуются... — Мне нужна разнарядка, — говорил в эфир капитан Князев. — Будете работать с плав базами, — отвечал флагман судов управления «Севрыбхо- лодфлот» В. С. Кузьмин. — Да, но в штормовую по году мне не пришвартовать ся к базе. Мне нужно ориен тироваться: если хорошая по года, то работать с базами, если плохая, то с траулера ми, в укрытии... — Оказалось, траулеров с рыбой нет, ушли «по зеле ной», — растерянно говорил потом Князев. — Зачем же их надо было отправлять, ко г да на моем борту полно тары, воды, топлива, а так же свободного места в трю мах? В том же порту нет по ка тары, ощущается нехватка вагонов, рефрижераторов. Не лучше ли рыбу сдать нам? Ведь для того мы здесь и на ходимся. Да, рефрижераторов не хва тает — это общеизвестно. И не будет хватать, если один коллектив станет работать за троих, а одно недальновидное распоряжение будет сводить на нет усилия уже трех эки пажей. Ю . КАЗАНЦЕВ, наш спец. корр. (По радио). И стал капитан... старпомом ~.€РТ р «Верхнеуральск» колхоза имени XX I лартсьеэда сейчас стоит ш доке. Судну предстоит длительный ремонт. Из экипа жа, пришедшего с промысла, мало кто остался на траулере, большинство списались на берег, разъехались по отпускам. Траулер пришел в порт с хорошими показателями: рей совое задание выполнено на 135,6 процента. Еще в море рыбаки получили поздрави тельную радиограмму за подписью председателя М ур манского рыбакколхозсоюза Ю. Е. Гитермана. Однако моряков ничто не радовало. Ждали прихода. Ждали общесудового собрания в порту. Оно состоялось и было необычным, памятным для многих. Пришли на собрание работники ВРПО «Севрыба», председатель Мурманского рыбакколхозсоюза Ю. Е. Ги- тёрман, начальник базы рыбо ловного флота А. П. Мосиен- ко, капитан-наставник базы А. С. Мухин. Что же случилось на судне? ...Колхозные рыбаки начали рейс в июле на донных поро дах. Казалось, рыбацкое сча стье не изменяло «Верхне- уральску»: несколько раз суд но подходило к причалу Те- риберского рыбозавода, сда вая уловы свежей трески. В середине августа вышли на мойвенную путину. В районе промысла работа ло тогда много траулеров — «своих» и Архангельского ры бакколхозсоюза. Время было горячее. Суда делали большие заметы, с полными кошелька ми подходили к плавбазе. То и дело на плавбазе раздава лись по трансляции команды, летели на борт промысловых судов швартовные концы, о ко ло нее была очередь из кол хозных траулеров. У «Верхнеуральска» за бор том покачивался после удач ного замета кошелек, туго набитый серебристой мойвой. Капитан траулера А. П. Тер- тышников вышел на связь с начальником базы рыболовно го флота А. П. Мосиенко. Тот распорядился — ждать своей очереди. Но проходили дол гие часы... И тут, нарушив распоряже ние руководства, не поставив в изаестность экипаж, капитан стал пытаться пришвартовать траулер к плавбазе. Однако «Верхнеуральск» не солоно хлебавши должен был отойти от ее борта. Тогда поступило второе, на сей раз категоричное рас поряжение Мосиенко — ждать. Судно легло в дрейф в ожидании разрешения сдать улов. Через двое суток произо шло ЧП: сливная часть ко шелькового невода протер лась из-за дополнительных нагрузок (подход к базе и отход), и весь многотонный улов ушел из невода живым и невредимым в глубь моря. М оряки ничего не могли понять: за бортом траулера был богатый улов, его надо как можно скорее сдать на базу, чтобы «бежать» за но вым, и в конечном счете надо вырвать у соперников победу в соревновании. Почему же не пускают «Верхнеуральск» к базе и даже прогоняют от нее? И почему капитан мол чит, не возмущается? Ведь, говорят, у Мосиенко есть су да-любимчики, которые вы гружаются в первую оче редь... Возмущение моряков росло. Пришлось в срочном поряд ке созывать общесудовое со брание. Но и на нем А. П. Тертышников ничего не объ яснил команде. Потому и хмурились рыба ки, возвращаясь в порт, по тому и ждали собрания не берегу, чтобы разобраться, понять. И вот на этом собрании все встало на свои места. Председатель Мурманского рыбакколхозсоюза Ю. Е. Ги- терман в своем выступлении так объяснил промысловую обстановку тех дней: — Перед руководством ба зы рыболовного флота стоя ла задача — добиться наибо лее продуктивной работы всех колхозных траулеров, поэтому вне очереди сдавать уловы пропускались суда колхозов, имеющих более низкие пока затели. В результате наши эки пажи сработали равномернее архангельских, и это не за медлило благоприятно отра зиться на экономике колхозов. Выступления на собрании вскрыли .серьезные про счеты в воспитательной рабо те на судне, которые заметно сказались на микроклимате экипажа, больше того—приве ли к ситуации чрезвычайной. В беседе со мной капиган- наставник А. С. Мухин вспом нил еще один эпизод на пр о мысле: — Я распорядился часть улова «Верхнеуральска» сдать на траулер «Красноуфимск», а Тертышников самовольно отдал его архангельскому судну. Кроме того, при швартовке произошел навал траулера на плавбазу. После этого «Верх неуральск» остался с вмяти ной на корпусе, а колхоз по нес немалые убытки. Посто янно выходило из строя пром- вооружение. Не единожды экипаж оказывался в пролове. Капитан гнался за показа телями, спешил выполнить рейсовое задание, часто не выбирая средств для дости жения цели. Словно забыли на «Верхне- Уральске», что социалистиче ское соревнование — это не спортивное состязание, побе да любой ценой здесь непри емлема. Забыли, что у со ревнования есть и вторая, не менее важная, чем собствен ная победа, задача: помощь тем, кто рядом, подтягивание отстающих. Иначе какое же это социалистическое сорев нование? ...Траулер «Верхнеуральск» на много месяцев встал на ремонт. Капитан судна Тер тышников уехал в очередной отпуск уже старпомом... В. НЕКРАСОВА. ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ОКЕАН r'.Jro рейса Карское морс — объект, безусловно, интерес ный, перспективный и го раздо менее изученный по сравнению с Баренцевым. А Знание биопродукционных процессов, протекающих в Карском море, безусловно, крайне важно для оценки возможностей народнохозяй ственного использования ре сурсов этого региона. В соответствии с сущест вующим между ММБИ и ПИНРО договором о со трудничестве группа под водных исследователей, ко торую возглавляет кан дидат технических наук В. Е. Джус, ведет исследо вания ламинариевых водоро слей в губах Восточного Мурмана. Цель — определе ние возможностей создания ферм по культивированию водорослей. При этом ис- псяьзовались как стандарт ны!' так и оригинальные методы подводных исследо ваний, включая наблюдения В использованием подводной наблюдательной камеры «Ярнышная». Работы велись в два этапа — сначала с борта пинровского судна «И. Спиридонов», затем с борта «Помора». Много работы выпало и на долю флагмана институт ского флота — судна «Даль ние Зеленцы». Весенний рейс в Норвеж ском море проходил в тяже лых погодных условиях. Од нако научная группа, воз главляемая В. С. Зензеро- вьш, успешно справилась с поставленной задачей. Наи более интересная часть ис следований проведена со трудниками .института сов местно со специалистом ПИНРО И. П. Шестопалом по изучению морского пе риода жизни атлантического лосося. Для сохранения и увеличения стада лососей Кольского полуострова изу чение этих проблем имеет исключительно важное зна чение. До настоящего вре мени нет четкого представ ления о путях кормовых и нерестовых миграций семги в морях Северного Ледови того океана. Поэтому рабо ты такого плана особенно интересны, тем более что у ММБИ это практически пер вый опыт подобного рода. Для получения перспек тивных научных прогнозов существенно важно не толь ко определение уровня со временной бнопродуктивно- сти океана, но и анализ ее исторических изменений на основе изучения ископаемых остатков флоры и фауны в донных осадках северных мо рей. Но прогноз — это де ло будущего, а пока экспе диция института исследова ла ряд интересных районов Баренцева моря и Норвеж- ско - Гренландского бас сейна. По мнению начальни ка экспедиции, доктора ге ографических наук Г. Г. Матишова, предварительная обработка полученного мате риала позволяет установить наличие значительных коле баний биологической продук тивности морен. Прибрежье Восточного Мурмана представляет со бой один из наиболее важ ных в рыбопромысловом от ношении районов. Решение проблем промысла тесно свя зано с изучением закономер ностей пополнения запасов промысловых рыб, преиму щественно тех видов, л и ч и н к и и икринки которых вно сятся в район Мурманского прибрежья водами Атланти ки. Па изучение этих воп росов и были направлены работы, проведенные в рей сах. У читающего эти строки может сложиться впечатле ние, что на первый взгляд задачи выполненных рейсов направлены на решение раз личных, не взаимосвязанных задач. Но это впечатление неверное, ибо только всесто роннее изучение всех про цессов, происходящих в мо ре, позволит получить истин ную картину жизни моря, найти пути рационального использования биологиче ских ресурсов океана. По этому рабочее место иссле дователя — океан! В. ХАСАНКАЕВ, старший инж енер М у р м а н с ко го м о р с ко го б и о л о ги ч е ско го института. пос. Дальние Зеленцы. ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ «РЫБНОЮ МУРМАНА» «БЕССРОЧНАЯ ДОСРОЧНОСТЬ» Под таким названием в па шем еженедельнике (1982, № 44) была опубликована кор респонденция. Редакция получила ответ: «Корреспонденция «Бессроч ная досрочность» обсуждена в коллективах механико-судовой службы и службы мореплава ния объединения «Мурманрыб пром». Указанные недостатки имели место. На БМРТ-100 «Мурман- сельдь» действительно часто менялись капитаны, их старшие помощники и механики. При разборе статьи вскрыты и дру гие недостатки, допущенные экипажем и работниками служб. Принимаются меры к их устранению. В настоящее время в объеди нении ведется работа по соз данию стабильных экипажей для ремонтирующихся судов, которые будут принимать трау леры и сдавать их основному экипажу. А. ВИШЕМИРСКИЙ, зам . генерального д и р екто ра объединения «М урм анры б про м » по кадрами. 28 января 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz