Рыбный Мурман. 1983 г. Январь.

ЭКОНОМИКЕ БЫТЬ ЭКОНОМНОЙ НАШ СПЕЦИАЛЬНЫЙ К0РРССП6НДЕНТ ПЕРЕДАЕТ С МОЙВЕННОЙ ПУТИНЫ ............................— ОТ ОДНОГО РАСПОРЯЖЕНИЯ— Т Р И О Г О Р Ч Е Н И Я Мойвенная путина еще не достигла своего пика, а тран­ спортный рефрижератор «Пи­ онер Мурмана» уже стал час­ тым гостем рыбного порта. В этом ничего удивительного нет — команда судна работа­ ет за два коллектива, планы грузоперевозок она выполняет в среднем на 200 процентов. «Если так пойдет дальше, — рассуждал первый помощник капитана Петр Владимирович Жабенок, — то в первом квартале мы сэкономим столько времени, что его хва­ тит на два дополнительных рейса». Это солидное подспорье промысловикам. Исходя из та ких соображений, дал в ка­ нун очередного прихода в порт первый помощник радио­ грамму, в которой вызвал портовиков на социалистиче­ ское соревнование. Портови­ ки не подвели. В ударные сроки был освобожден реф рижератор от груза рыбопро­ дукции, снабжен тарой, во­ дой, горючим — всем необ­ ходимым для работы в море. — На трое суток раньше графика уложились смежники, — сказал накануне отхода ка­ питан-директор ТР «Пионер Мурмана» Алексей Павлович Князев, — мы тоже постара­ емся обернуться раньше на­ меченного нам срока! Выйдя из порта, устремил­ ся рефрижератор навстречу прославленному автономному траулеру «Константин Душе­ но*». Но вклинилась погода, много часов сопровождали промысловики рефрижератор, не имея возможности подойти ц его борту: рискованна швар товка в неспокойном море. Только в Кильдинской салме удалось, наконец, пришварто­ ваться к рефрижератору. Бы­ ли открыты зевы его трюмов. Замелькали в воздухе па­ кеты м ороженой рыбы: реф ­ рижератор принимал в два трюма — траулер отпускал из двух трюмов. «Если так будет дело идти дальше, — подумал Князев, — то не за двадцать часов, ка к планировали, а значитель­ но раньше заберем 600 тонн. Надо теперь позаботиться об очередном траулере. Кстати, почему у меня до сих пор нет разнарядки: какие суда мы будем обрабатывать, когда? Надо будет поинтересоваться этим на радиосовете». Но ничего радостного не услышал капитан на радиосо вете. Услышал только, что по­ года ухудшается с каждым часом, что с уловами у про­ мысловиков плохо, что мно­ гие суда штормуются... — Мне нужна разнарядка, — говорил в эфир капитан Князев. — Будете работать с плав­ базами, — отвечал флагман судов управления «Севрыбхо- лодфлот» В. С. Кузьмин. — Да, но в штормовую по­ году мне не пришвартовать­ ся к базе. Мне нужно ориен­ тироваться: если хорошая по­ года, то работать с базами, если плохая, то с траулера­ ми, в укрытии... — Оказалось, траулеров с рыбой нет, ушли «по зеле­ ной», — растерянно говорил потом Князев. — Зачем же их надо было отправлять, ко г­ да на моем борту полно тары, воды, топлива, а так же свободного места в трю ­ мах? В том же порту нет по ка тары, ощущается нехватка вагонов, рефрижераторов. Не лучше ли рыбу сдать нам? Ведь для того мы здесь и на­ ходимся. Да, рефрижераторов не хва тает — это общеизвестно. И не будет хватать, если один коллектив станет работать за троих, а одно недальновидное распоряжение будет сводить на нет усилия уже трех эки­ пажей. Ю . КАЗАНЦЕВ, наш спец. корр. (По радио). И стал капитан... старпомом ~.€РТ р «Верхнеуральск» колхоза имени XX I лартсьеэда сейчас стоит ш доке. Судну предстоит длительный ремонт. Из экипа­ жа, пришедшего с промысла, мало кто остался на траулере, большинство списались на берег, разъехались по отпускам. Траулер пришел в порт с хорошими показателями: рей­ совое задание выполнено на 135,6 процента. Еще в море рыбаки получили поздрави­ тельную радиограмму за подписью председателя М ур­ манского рыбакколхозсоюза Ю. Е. Гитермана. Однако моряков ничто не радовало. Ждали прихода. Ждали общесудового собрания в порту. Оно состоялось и было необычным, памятным для многих. Пришли на собрание работники ВРПО «Севрыба», председатель Мурманского рыбакколхозсоюза Ю. Е. Ги- тёрман, начальник базы рыбо­ ловного флота А. П. Мосиен- ко, капитан-наставник базы А. С. Мухин. Что же случилось на судне? ...Колхозные рыбаки начали рейс в июле на донных поро­ дах. Казалось, рыбацкое сча­ стье не изменяло «Верхне- уральску»: несколько раз суд­ но подходило к причалу Те- риберского рыбозавода, сда­ вая уловы свежей трески. В середине августа вышли на мойвенную путину. В районе промысла работа­ ло тогда много траулеров — «своих» и Архангельского ры ­ бакколхозсоюза. Время было горячее. Суда делали большие заметы, с полными кошелька­ ми подходили к плавбазе. То и дело на плавбазе раздава­ лись по трансляции команды, летели на борт промысловых судов швартовные концы, о ко ­ ло нее была очередь из кол­ хозных траулеров. У «Верхнеуральска» за бор­ том покачивался после удач­ ного замета кошелек, туго набитый серебристой мойвой. Капитан траулера А. П. Тер- тышников вышел на связь с начальником базы рыболовно­ го флота А. П. Мосиенко. Тот распорядился — ждать своей очереди. Но проходили дол­ гие часы... И тут, нарушив распоряже­ ние руководства, не поставив в изаестность экипаж, капитан стал пытаться пришвартовать траулер к плавбазе. Однако «Верхнеуральск» не солоно хлебавши должен был отойти от ее борта. Тогда поступило второе, на сей раз категоричное рас­ поряжение Мосиенко — ждать. Судно легло в дрейф в ожидании разрешения сдать улов. Через двое суток произо­ шло ЧП: сливная часть ко ­ шелькового невода протер­ лась из-за дополнительных нагрузок (подход к базе и отход), и весь многотонный улов ушел из невода живым и невредимым в глубь моря. М оряки ничего не могли понять: за бортом траулера был богатый улов, его надо как можно скорее сдать на базу, чтобы «бежать» за но­ вым, и в конечном счете надо вырвать у соперников победу в соревновании. Почему же не пускают «Верхнеуральск» к базе и даже прогоняют от нее? И почему капитан мол­ чит, не возмущается? Ведь, говорят, у Мосиенко есть су­ да-любимчики, которые вы­ гружаются в первую оче­ редь... Возмущение моряков росло. Пришлось в срочном поряд­ ке созывать общесудовое со­ брание. Но и на нем А. П. Тертышников ничего не объ­ яснил команде. Потому и хмурились рыба­ ки, возвращаясь в порт, по­ тому и ждали собрания не берегу, чтобы разобраться, понять. И вот на этом собрании все встало на свои места. Председатель Мурманского рыбакколхозсоюза Ю. Е. Ги- терман в своем выступлении так объяснил промысловую обстановку тех дней: — Перед руководством ба­ зы рыболовного флота стоя­ ла задача — добиться наибо­ лее продуктивной работы всех колхозных траулеров, поэтому вне очереди сдавать уловы пропускались суда колхозов, имеющих более низкие пока­ затели. В результате наши эки­ пажи сработали равномернее архангельских, и это не за­ медлило благоприятно отра­ зиться на экономике колхозов. Выступления на собрании вскрыли .серьезные про­ счеты в воспитательной рабо­ те на судне, которые заметно сказались на микроклимате экипажа, больше того—приве­ ли к ситуации чрезвычайной. В беседе со мной капиган- наставник А. С. Мухин вспом­ нил еще один эпизод на пр о ­ мысле: — Я распорядился часть улова «Верхнеуральска» сдать на траулер «Красноуфимск», а Тертышников самовольно отдал его архангельскому судну. Кроме того, при швартовке произошел навал траулера на плавбазу. После этого «Верх­ неуральск» остался с вмяти­ ной на корпусе, а колхоз по­ нес немалые убытки. Посто­ янно выходило из строя пром- вооружение. Не единожды экипаж оказывался в пролове. Капитан гнался за показа­ телями, спешил выполнить рейсовое задание, часто не выбирая средств для дости­ жения цели. Словно забыли на «Верхне- Уральске», что социалистиче­ ское соревнование — это не спортивное состязание, побе­ да любой ценой здесь непри­ емлема. Забыли, что у со­ ревнования есть и вторая, не менее важная, чем собствен­ ная победа, задача: помощь тем, кто рядом, подтягивание отстающих. Иначе какое же это социалистическое сорев­ нование? ...Траулер «Верхнеуральск» на много месяцев встал на ремонт. Капитан судна Тер­ тышников уехал в очередной отпуск уже старпомом... В. НЕКРАСОВА. ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ОКЕАН r'.Jro рейса Карское морс — объект, безусловно, интерес­ ный, перспективный и го­ раздо менее изученный по сравнению с Баренцевым. А Знание биопродукционных процессов, протекающих в Карском море, безусловно, крайне важно для оценки возможностей народнохозяй­ ственного использования ре­ сурсов этого региона. В соответствии с сущест­ вующим между ММБИ и ПИНРО договором о со­ трудничестве группа под­ водных исследователей, ко­ торую возглавляет кан­ дидат технических наук В. Е. Джус, ведет исследо­ вания ламинариевых водоро­ слей в губах Восточного Мурмана. Цель — определе­ ние возможностей создания ферм по культивированию водорослей. При этом ис- псяьзовались как стандарт­ ны!' так и оригинальные методы подводных исследо­ ваний, включая наблюдения В использованием подводной наблюдательной камеры «Ярнышная». Работы велись в два этапа — сначала с борта пинровского судна «И. Спиридонов», затем с борта «Помора». Много работы выпало и на долю флагмана институт­ ского флота — судна «Даль­ ние Зеленцы». Весенний рейс в Норвеж­ ском море проходил в тяже­ лых погодных условиях. Од­ нако научная группа, воз­ главляемая В. С. Зензеро- вьш, успешно справилась с поставленной задачей. Наи­ более интересная часть ис­ следований проведена со­ трудниками .института сов­ местно со специалистом ПИНРО И. П. Шестопалом по изучению морского пе­ риода жизни атлантического лосося. Для сохранения и увеличения стада лососей Кольского полуострова изу­ чение этих проблем имеет исключительно важное зна­ чение. До настоящего вре­ мени нет четкого представ­ ления о путях кормовых и нерестовых миграций семги в морях Северного Ледови­ того океана. Поэтому рабо­ ты такого плана особенно интересны, тем более что у ММБИ это практически пер­ вый опыт подобного рода. Для получения перспек­ тивных научных прогнозов существенно важно не толь­ ко определение уровня со­ временной бнопродуктивно- сти океана, но и анализ ее исторических изменений на основе изучения ископаемых остатков флоры и фауны в донных осадках северных мо­ рей. Но прогноз — это де­ ло будущего, а пока экспе­ диция института исследова­ ла ряд интересных районов Баренцева моря и Норвеж- ско - Гренландского бас­ сейна. По мнению начальни­ ка экспедиции, доктора ге­ ографических наук Г. Г. Матишова, предварительная обработка полученного мате­ риала позволяет установить наличие значительных коле­ баний биологической продук­ тивности морен. Прибрежье Восточного Мурмана представляет со­ бой один из наиболее важ­ ных в рыбопромысловом от­ ношении районов. Решение проблем промысла тесно свя­ зано с изучением закономер­ ностей пополнения запасов промысловых рыб, преиму­ щественно тех видов, л и ч и н ­ к и и икринки которых вно­ сятся в район Мурманского прибрежья водами Атланти­ ки. Па изучение этих воп­ росов и были направлены работы, проведенные в рей­ сах. У читающего эти строки может сложиться впечатле­ ние, что на первый взгляд задачи выполненных рейсов направлены на решение раз­ личных, не взаимосвязанных задач. Но это впечатление неверное, ибо только всесто­ роннее изучение всех про­ цессов, происходящих в мо­ ре, позволит получить истин­ ную картину жизни моря, найти пути рационального использования биологиче­ ских ресурсов океана. По­ этому рабочее место иссле­ дователя — океан! В. ХАСАНКАЕВ, старший инж енер М у р м а н с ко го м о р с ко го б и о л о ги ч е ско го института. пос. Дальние Зеленцы. ПОСЛЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ «РЫБНОЮ МУРМАНА» «БЕССРОЧНАЯ ДОСРОЧНОСТЬ» Под таким названием в па­ шем еженедельнике (1982, № 44) была опубликована кор­ респонденция. Редакция получила ответ: «Корреспонденция «Бессроч­ ная досрочность» обсуждена в коллективах механико-судовой службы и службы мореплава­ ния объединения «Мурманрыб­ пром». Указанные недостатки имели место. На БМРТ-100 «Мурман- сельдь» действительно часто менялись капитаны, их старшие помощники и механики. При разборе статьи вскрыты и дру­ гие недостатки, допущенные экипажем и работниками служб. Принимаются меры к их устранению. В настоящее время в объеди­ нении ведется работа по соз­ данию стабильных экипажей для ремонтирующихся судов, которые будут принимать трау­ леры и сдавать их основному экипажу. А. ВИШЕМИРСКИЙ, зам . генерального д и р екто ра объединения «М урм анры б про м » по кадрами. 28 января 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz