Рыбный Мурман. 1983 г. Январь.
• БРИГААНОМУ ПОДРЯДУ~МОРСКУЮ ПРОПИСКУ • Что-то с премией моей стало... ШЕФ-ПОВАР БАТ «Капитан Телов» В. В. Алавердова полу чила расчет за рейс и... пря м иком к капитану-директору Л. Н. Герасимовичу. — Леон Николаевич, что-то с премией моей происходит. Маловато, вроде... — Так ведь у вас были серь езные упущения в работе, и совет службы снизил вам ко эффициент трудового участия. А членов совета вы вместе со всеми выбирали. — Выбирать-то выбирала, да только не предполагала, что это так серьезно... Растерянность женщины по нять нетрудно. Как и все мо ряки, она привыкла к положе нию, о котором рассказал ф своем письме в рыбацкий еж е недельник газоэлектросвар- щик М урманского тралового флота Ю. А. Воротников, «Наверное, нет такого эки пажа, — писал он, — где все без исключения относились бы к работе одинаково. Одни работают с душой, до всего им есть дело, везде они пока зывают пример, и на подвах- те они первые. Д ругие тру дятся с прохладцей — лишь бы «отбыть» рейс. Наконец, третьи, чего там греха таить, прячутся за спинами тех, кто «подает пример». Закончится рейс — и некоторые получа ют... не заработанные, а на численные в зависимости от величины пая деньги». После рейса «Капитана Те- лова» у семнадцати членов экипажа, которым был снижен коэффициент трудового уча стия (КТУ), «что-то произошло с премией»... Когда тяготы не в тягость ОДНАКО не будем забывать, что КТУ — это еще не бригад ный подряд. Это лишь элемент его, если хотите, инструмент, с помощью которого вполне успешно можно бороться с уравниловкой, которая пока еще существует в оплате тру да моряков. Элемент этот новый, и его, как образно определили уча стники разговора («РМ», 1982, N9 15), «не пришьешь, словно новую, блестящую пуговицу к старому, потертому пальто». Стало быть, «пальто» надо ме нять. То есть менять формы организации и управления тру дом на судах. В М урманском траловом флоте бригадную форму о р ганизации труда «примерили» уже не один десяток экипа жей судов самого различного типа. И все отзывы были од- 1 нозначны: форма не стесняет 1 движения, нет... Напротив, люди активизируются, ожива ют прямо на глазах, команды не приходится повторять два жды. А ведь это были только первые, пробные шаги, когда за бригаду принимали эки паж и управлением производ- ством занимались по сути лишь члены совета экипажа- бригады. Коллектив БАТ «Капитан Те лов», напомним, был разделен на четыре своеобразные бригады, и в каждой из них был совет. Создан был также и совет экипажа — совеща- - тельный орган при капитане- директоре. И е результате к управлению производством был подключен уже каждый... четвертый член экипажа. Как 3Десь не вспомнить ленинские слова о необходимости «при влечения все большего числа граждан, а затем и п о г о л о е н о всех граждан к непосредст венному ежедневному несе нию своей доли т я г о т по уп равлению государством». Тяготы эти, как и следовало ожидать, никому не оказа лись в тягость. Это подтверж дают и рассказы членов со ветов на совещании по итогам экспериментального рейса. С. С. ШЕВЧЕНКО, четвертый помощник капитана, секретарь комсомольской организации: — Экипаж у нас комсомоль- ско - молодежный, и, надо сказать, советь! смен очень влияли на активность ком со мольской организации. Ведь на заседаниях этих советов поднимались самые больные вопросы, связанные с произ водством, отношением людей к делу. И мы, комсомольцы, . с большими трениями, по скольку от моряков нередко приходится слышать: это ка питану да механику надо. Ну а если решение принял из бранный тобою совет, то ни чего не остается, как ска зать: это нам самим надо. И т е м с а м ы м определить С Е о е отношение к делу. — А каково оно, это отноше ние, — рассказывает капитан- директор Леон Николаевич Герасимович, — опять ж е су дите членам советов. Да и кто лучше может оценить это отношение, как не това рищ, который трудится рядом, знает: не захотел ты или дей ствительно не смог справить ся с той или иной работой. Словом, создание в экипаже бригад и советов в них избав ляв! от необходимости, ска- вполне законное недовольст во этим. Однако коллеги Тка ченко знали его как стара тельного, добросовестного работника и не захотели сни жать ему КТУ. Дело вынесли на совет экипажа, и конец у него был, можно сказать, не сколько неожиданным. Выяс нили, что главный механик А. В. Можчиль недостаточно времени уделял обучению под чиненного, а тот считал, что де лает ~ьсе очень хорошо. Ну хорошо, скажет читатель, а не слишком ли советы служб облегчили жизнь капитану? И попадет этим вопросом в точку. Да, действительно, со веты оградили капитана от множества вопросов мелкого и среднего калибра. Разве это плохо? Разве плохо, что у капитана появилась возмож ен ИIIII I111III 11Ш III IШ Ш IIII 111111111И11IIIIII III II! Iill 1 III 111 III IIII III 111 III I I I 11 III III 111 III 11III 111111111 III 11111 III 11 IIIII II L: J ) [ С ■ II!!It1 I i I! i1 IIIII1 IIII1 II11 = L < llllllH lllllllllllllllllll ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР I ttlM llliiiillllililllillli? :Ii i к 1 i 11 i 111 !i i 11 i i 11 Нашим читателям знаком о имя И. А. Ро гачевой — кандидата эконом и че ски х наук, доцента нафедры эко н о м и ки и эксплуата ции флота М урм анского вы сш его инж енер ного м орского училищ а имени Л енинского комсомола. На протяж ении м ногих лет Ири на Александровна занимается проблемами организации производства и, в частности, вопросами совершенствования бригадной формы организации и стим улирования тр у да. По разработкам и рекомендациям эконо- миста-ученого на ТР «И ркутск» управления «Севрыбхолодфлот» были созданы службы - бригады. Э кипаж судна сделал три эксп ери ментальных рейса, о полож ительны х ре зультатах ноторы х рассказывалось на стра ницах нашего еженедельника (*РМ», 1982, Ыя 49). По просьбе И. А. Рогачевой администра ция и партком М урм анского тралового фло та пом огли снарядить в эксперим ентальны й рейс БАТ «Капитан Телов». Э ки па ж трауле ра был разделен на четыре та к называемые бригады (общесудовая служ ба, служба ма ш инной команды, производственные смены N « 1 и 2), и в каждой из них был создан совет. Рассказом об этом экспериментальном рейсе промыслового судна мы продолжаем разговор на тему «Бригадном у подряду — м орскую прописку» («РМ», 1982, N® 7, 15, 27, 49). £1ПШИНПШШ lllillll! I I I I I I I I I IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIн ш ш н ш н н ш н ш н н н п ш ш ш ш и ш ш п н ш ш п ш и н г ; уж е брали ориентиры в сво ей работе. Н. Н. ДЮПИН, старший помощниц капитана: — Общесудовая служба, ко торая входит в мое заведова ние, очень разнотипная. Руко водить ею сложно. Если од ному... А вот вместе с сове том легче. Потому как уже не остается в организации службы «белых пятен». Охват вопросов становится шире, ем че. И еще. Скажем, у вто рого штурмана в подчинении повар да второй повар. А в составе совета география де ятельности его уже расши ряется. Он по-настоящему учится работать с людьми... Как, впрочем, и все осталь ные члены советов. Считаю, сам принцип бригадной ф ор мы для судов очень подхо дящ... Совет бригады— не роскошь В РЕЙСЕ, о котором идет речь, задание по выработке рыбы спецраэделки было выполнено на 171 процент. За счет чего? Первое. Повыси лась трудовая дисциплина, ни кто не отлынивал от подвахт. Второе. Только на совете ма шинной команды было о бсуж дено и принято 11 рационали заторских предложений. В ча стности, был установлен на рыбофабрике дисковый нож и изготовлены два приспособ ления для зачистки внутренно стей рыбы. Два высвобожден ных обработчика стали на из готовление пресервов. Скажут: мол, рацпредложе ния подают и в «обычных» рей сах. Но, добавим, не так ак тивно. По словам капитана, обычно новшества внедряются жем, повара судить о качест ве работы токаря или газо- электросварщика, которого он видит, в лучшем случае, лишь в столовой, да и то не вся кий раз. Мысль эта уже вы сказывалась в разговоре о со вершенствовании бригадного подряда на страницах «Рыбно го Мурмана». Мы же на опыте убедились, насколько она вер на. Только один пример. Тех нику безопасности нарушили матрос В. Л. Груздев и маши нист рыбомучной установки В-. А. Никитин. Одному сни жают коэффициент трудового участия, другом у — нет. Что — вопиющая несправедливость? Да нет. Просто товарищи по работе не формально подо шли к. делу, поскольку тру дились бок о бок с этими членами экипажа и знали, что первый допустил оплош ность, можно сказать, по мо лодости, по неопытности, д ру гой, напротив, потому, что уверовал в свою умелость, знания и решил, что ему можно позволить себе такую «слабость», как наруше ние правил техники безопасно сти. А вывод из всего этого прост: совет — не роскошь, а надежный способ управления. Капитан-дирижер ИТАК, советы решали в экс периментальном рейсе практи чески все вопросы, связанные с производством, дисципли ной труда. Так что на долю совета экипажа и капитана- дирекгора оставались лишь наиболее сложные случаи. Скажем, такой, как этот. Четвертый механик О. В, Ткаченко явно затянул ремонт двигателя рабочего катера. Главный механик А. В. М ож чиль выразил, казалось бы, ность не распыляться и сосре доточить внимание на главном? По словам Герасимовича, он в этом рейсе чувствовал себя словно дирижер. От себя до бавим: дирижер, управляющий большим и сложным оркест ром. А разве придет кому-ли- бо в голову, прослушав от личную игру оркестра, ска зать, что дирижер ничего не делал, только руками разма хивал? «Игра» же, действительно, судя по результатам рейса, была неплохой. — Я уже говорил, — кон статирует капитан - дирижер, — что не будь бригадного принципа, все идеи и новше ства внедрялись бы с больши ми трениями. Это одно. Те перь другое. Был у меня од нажды случай, когда за злост ное нарушение техники безо пасности я лишил премии од ного специалиста. Так тот гро могласно заявил: «Вы ко мне в рабочий карман залезли». Вот и в этом рейсе не риск нул бы я, пожалуй, списать двух официанток, которые здо рово портили микроклимат, если бы не решение на то со вета общесудовой службы. А разве мало бы было толков, конфликтов вокруг сниженных КТУ, если бы я один решил каждому воздавать по заслу гам. Сейчас ведь другая картина получается: несколько человек подходили в рейсе, слезно молили, чтоб я сам их наказал и не «выдавал» со вету. Словом, я считаю, что советы не только не ослабля ют, атрофируют, что ли, ини циативу капитана, напротив, придают ему силу и уверен ность в действиях, в работе с людьми... И еще вот о чем хотелось сказать. В рекомендациях речь идет о том, что целесообраз но иметь лицевые счета эко номии в подразделениях, где созданы советы. Такие счета в прошедшем рейсе мы не зе- вели, поскольку трудно учесть вклад в экономию каждой службы. Однако дело только начато, и мы в предстоящем, втором, экспериментальном рейсе подумаем над этой про блемой. Особенные трудности здесь я предвижу с экономией топлива и горюче-смазочных материалов, поскольку у нас нет на флоте приборов, с по мощ ью которых можно было бы контролировать расход топлива. Проблема эта не разреше на или разрешена лишь частич но и на других флотах рыб ного Мурмана. Наш ежене дельник писал об этом («РМ», 1982, № 19). Так получается, что совершенствование бригад ной формы организации труда на судах снова выводит ее ИЗ тени на свет и заставляет серь езно задуматься флотских спе циалистов над ее решением. А теперь— о коэффициенте А ВОТ ТЕПЕРЬ, пожалуй, при шло время более подробно поговорить о коэффициенте трудового участия (КТУ). Этот элемент бригадного подряда внедряется на судах охотно. Уже хотя бы потому, что, ка к и шеф-повар «Капи тана Телова», мало кто пред полагает, что «это настолько серьезно». И действительно, разве мало приходит судов, администрация которых уве ренно рапортует о том, что все работали хорошо и КТУ ником у не снижен? Автор этих строк не так давно наблюдал такую картину. На общесудо вом собрании вышедшего на промысел судна первый по м ощ ник капитана объявил о введении КТУ, рассказал, за что он снижается и за что по вышается, и тут же поспешил «успокоить» команду, сооб щив, что в прошлом рейсе кажды й остался при своем полном коэффициенте. Теперь вернемся к «Капи тану Телову». Здесь коэффи циент, в конечном счете, был снижен семнадцати и повы шен тридцати пяти членам команды. Помимо тех, кто уж е упо минался в этой статье, коэф фициент основательно под портил «премиальные дела» матросам П. Д. Матюху и В. А. Белову — за неритмичную ра боту, хроническое невыполне ние норм выработки; офици антке Л. И. Авраменко — за нарушение производственной санитарии и оскорбительное (!) отношение к товарищам по работе. В то же время за добросо вестное отношение к труду, за умение подать пример коэф фициент был повышен матро сам А. А. Камзолову, Ю . А. Губанову, А. М. Демидову и другим. Как мы видим, КТУ на суд не был средством, которым поощряли, наказывали, воспи тывали (немало можно при вести примеров, когда член экипажа, которому снизили коэффициент, изменял свое отношение к работе и восста навливал утраченные позиции). И чем не был КТУ на суд не, так это пугачом, наво дящим «шорох» гром кими, но холостыми выстрелами. Впрочем, и сам принцип ра боты бригадным методом, об разно говоря, прямой навод кой поражает цель и помога ет, как показал рейс БАТ «Капитан Телов», добиться и социального (пока в большей степени именно социального), и экономического эффекта. В. чисников. 21 января 1883 года Ц Д М ИШ Ш Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz