Рыбный Мурман. 1983 г. Январь.

ШТРИХИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ КОЛЛЕКТИВА ОПТИМИСТИЧНЫМ был раз- jro E O p с бригадиром ук- \/ Рупненной комплексной бриге- ^ ды М урм анского рыбного пор­ та Ю. Н. Зарецким: — Знаете, как было год назад? Приходили на работу, быстро пере- одезались и пулей бежали за элек­ тропогрузчиками - однотонниками. i Иначе не достанется, другая бригада I перехватит. Сейчас ж е однотонников | хватает. Это я говорю к тому, что ! жизнь-то идет вперед. Ее не оста­ новишь. Маленькая справка: в порту 130 од­ нотонных электропогрузчиков, 50— двухтонных для работы на холодиль­ никах. Прямо скажем, этого пока не­ достаточно для механизации труда почти 1200 портовых рабочих. Но докер правильно заметил: все меня­ ется, и меняется к лучшему. Так уж устроена наша советская действитель­ ность. Точнее, такой ее делают лю ­ ди. Это легко проиллюстрировать на примерах из истории М урманской траловой базы, предшественницы порта. 1929 год. Все погрузочно-разгрузоч- ные работы производятся вручную. 1930 год. Внедряется передвижная электрическая лебедка, впоследст­ вии появляются стеллинги — специ­ альные перегружатели рыбы, приспо­ собленные для разгрузки траулеров. Это было новым словом в технике. Словом, впервые в стране сказан­ ным мурманчанами. Конец 40-х годов. На причалах по­ явились портальные краны, которые затем начали ш ироко применяться во всех морских бассейнах Советско­ го Союза... Д о пуска в эксплуатацию АСУП (автоматизированной системы управ­ ления производством) — 1981 год — было ох как далеко! Но и этот час пробил. Он должен был пробить. Если заглянуть в почти 50-летнюю историю пор­ та, то каждый день, месяц, год был отмечен прилагательным «новый». Это причалы и глубоководные пир­ сы, ж елезнодорожные подъездные пути и технология погрузочно-разгру­ зочных работ, сортировочная станция и шоссейная дорога, котельная и неф­ тебаза, склады и бытовые корпуса... Количество переросло в качество. Закон диалектики не был нарушен. Если к началу восьмой пятилетки порт считался убыточным, то в 1970 году чистая прибыль от реализации работ и услуг составила около 4 мил­ лионов рублей. Понятно, что резко возросли отчисления на социальные, культурно - бытовые нужды. Не остановились тогда портовики... Зашагали дальше. В 1973 году они первыми (!) в си­ стеме Министерства рыбного хозяйст­ ва СССР перешагнули миллионный рубеж в перегрузке рыбопродукции. Рекорд был достигнут 16 декабря. В 1974 году эта цифра была перекрыта 24 октября, в 1975-м — 5 октября, а в 1976-м — 15 сентября... За экономическими показателями стоит рабочий. Он создает базис, ба­ зис создает его... ;л Д Е С Ь слышится упрек нетерпе- ^ л и в о г о читателя: развивалось производство не только в на- ^ шей системе, но и... Что ж, вер­ но. На Западе тоже не стояли на месте. Вопрос в другом : какие соци­ альные мотивы движут тем или иным обществом? Ведь повышать произ­ водительность м ож но разными пу­ тями. Американский ученый Тимброк (его едва ли упрекнешь в пред­ взятости) на основе детального изу­ чения аудиторий в капиталистических странах и в СССР считает, что у нас внимательное отношение людей друг к другу в три (!) раза выше, чем в США, где лишь говорят о социаль­ ной «гармонии»... — Мы — как одна семья, — рас­ сказывает секретарь партийного бю ­ ро второго грузового района Диана Александровна Шемякина. — Только крепкий, дружный коллектив может добиться желаемого — именно такая нравственная установка определяет весь смысл нашей воспитательной ра­ боты. Не оставляем без внимания ни | одну просьбу, пожелание или крити- | ческое замечание. Повысилась ответ- j ственность людей за все и за всех. | И как следствие — высокие показа- j тели в работе... Будем говорить так: у портовиков в крови бережное отношение к сво­ ему товарищу. Пример подают ру­ ководители и в первую очередь та­ кие, как Д. А. Шемякине. Не раз мне приходилось беседовать с Диа­ ной Александровной, видеть и слы­ шать, как она разговаривает с людь­ ми. Бумаг в ее кабинете — выше го- лоеы, -дел — невпроворот. Но чуть приоткроется дверь, кто-то войдет — в сторону отчеты, справки, доклады,., Это — черта современного порто­ вика: проявлять максимум внимания к товарищу. Диена Александровна была рабочей на разгрузке рыбы. И одну из ос­ новных черт своего пролетарского класса — солидарность, взаимовы­ ручку — она бережно сохранила, бу­ дучи на посту партийного руководи­ теля. И вполне закономерно, что явное большинство портовых рабочих удов­ летворены морально-психологиче- в резерв на замещение руковод и­ теля будет происходить с помощью психодиагностики, а не по принципу: нравится — не нравится. Валентина Степановна показала ос­ нованную на новой методике харак­ теристику одного из руководителей. «Портрет» его предстал а блеске, ж и ­ во. Оценки знаний, уровня принимае­ мых решений, творческой активности, умения организовать труд подчинен­ ных — обоснованы научно. Характе­ ристика не обезличенна (что еще за­ частую встречается), а конкретна. Читая этот документ, ясно представ­ ляешь себе человека... Индивидуальный подход к оцен­ ке возможностей каж дого — самая ближайшая перспектива, которая расширит границы социальных воз­ можностей коллектива. Иначе нельзя. Накладно для госу­ дарства держать на высоком посту, а значит, и на окладе, бездельника или незнайку. ОПТИМИСТЫ О Ч Е Р К АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ ИМЯ: МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ. ГОД РОЖДЕНИЯ: 3 ИЮНЯ 1934 г. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ: РАБОЧИЙ. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ. НАГРАДЫ: ЗА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СЕМИЛЕТНЕГО ПЛАНА (1959— 1965 гг.), ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ПРОИЗВО­ ДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗ­ ГРУЗОЧНЫХ РАБОТ УКАЗОМ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 7 ИЮЛЯ 1966 г. НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ ЛЕНИНА. ским климатом в своих коллективах. Это показали результаты социологиче­ ского опроса рабочих, ставившего своей целью определить возможно­ сти повышения сплоченности коллек­ тивов бригад. Сам факт опроса говорит об имею ­ щихся резервах. — Пик наших возможностей еще не наступил, — утверждает брига­ дир докеров - механизаторов В. Н. Воробьев. — М ож но работать еще лучше. Дополнительные капитальные затраты для этого не нужны. Я гово­ рю о дисциплине: плановой, техноло­ гической, управленческой... Это мнение разделяют многие до­ керы, которые, как подтвердил социо­ логический опрос, на первое место ставят организовднность. Не только в своей работе, но и в деятельности руководителей, смежников. — Порой полтора, а то и два часа ж дем вагоны. Разве это порядок? — резонно спрашивает бригадир Олег Григорьевич Каюда. На самом деле, результаты работы методом бригад­ ного подряда за шесть месяцев по сравнению с тем же периодом про­ шлого года несколько снизились. Не­ гативную роль сыграла плохая про­ мысловая обстановка во втором квартале. Тем не менее в этом есть прямая вина специалистов управле­ ния, руководителей грузовых райо­ нов, не сумевших оперативно отре­ агировать на усложнившиеся усло­ вия промысла. Правда, результаты работы по бригадному подряду за 11 месяцев улучшились, но мы сей­ час говорим: время требует ноеых форм управления, смелых, грамот­ ных руководителей. Г ОЦИОЛОГ (кстати, это но­ вая должность в рыбном порту) Валентина Степановна Прокопьева рассказала о том, что. сейчас на предприятии раз­ рабатывается проект методологиче­ ских рекомендаций формирования резерва по выдвижению в должно­ сти. Они призваны обеспечивать пер­ спективу профессионального и дол­ жностного роста. Отбор кандидатов ных кв. коллективов ка ж д о го челове- — Четыре года назад, — вспоми­ нает заместитель начальника рыб­ ного порта Владислав Иванович Лос­ кутов, — на базе нашего предпри­ ятия был создан М урманский судооб- рабатывающин комплекс. Сделано много. Достигнуты заметные' успехи в реализации главной задачи — уско­ рении обработки судов и вагонов. Чистая экономия времени обработки судов портом за истекший период возросла на 35 процентов, простои еагоноп сократились на 40 процентов. Однако создание комплекса принесло «Необходимо создать такие усло­ вия — экономические и организа- цйонные, — котбрые стимулировали бы качественный, производительный труд, инициативу и предприимчи­ вость, и, наоборот, плохая работа, без­ деятельность, безответственность должны самым непосредственным и неотвратимым образом сказываться и на материальном вознаграждении, и на служебном положении, и на мо­ ральном авторитете работников», — говорил на ноябрьском (1982 г.) Пле­ нуме ЦК КПСС Генеральный секре­ тарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андро­ пов. Так и только так! Конечно, ни в коем случае нельзя понимать портовское нововведение так, будто завтра начнется перетря­ ска всех начальников отделов, служб, районов, смен, мастеров и т. д Нет, речь идет о том, чтобы на каждом месте был человек, ощущающий се­ бя в собственной стихии, что и от­ ражалось бы на продуктивности его деятельности. В порту сейчас особо подчеркивают: нам нужны не командиры произ­ водства, а аналитики. Их, безуслов­ но, большинство. Если бы это было не так, то никогда бы не видать порту ни наград, ни знамен, ни ежегодного перевыполнения планов и социали­ стических обязательств. Но задачи усложняются, и по старинке их уже не решишь, так как все более полно сливаются интересы общества, отдель- его участникам не только эконом и­ ческий эффект. Оно привело к у к­ реплению взаимоотношений между смежниками. Теперь многие вопро­ сы, которы е прежде требовали слож ­ ной официальной переписки, реша­ ются оперативно. В результате умень­ шились производственные конф лик­ ты и арбитражные споры, улучшилось взаимопонимание. ^СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ всей сис- Ш^темь\ организации производства, £ _ как подчеркивается в д окумен- ^ тах партии, ставит цель не толь­ ко максимально повысить эф­ фективность экономического разви­ тия, не и решать на этой основе важ­ нейшие социальные задачи: более полно удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребно­ сти народа, последовательно разви­ вать социалистический образ жизни, усиливать его творческий характер. Именно творчество, стремление к самосовершенству, в значит, и улуч­ шению производства — сегодняш ­ няя черта портовиков. — С нового года, — говорит на­ чальник смены N2 1 первого грузо ­ вого района С. Т. Игнатенко, — наш район полностью перейдет на работу укрупненными комплексными бригада­ ми. Это дело для коллектива новое, поэтому мы его не форсировали, по крупицам собирая и внедряя передо­ вой опыт. По предложению рабочих решили организовать курсы кранов­ щиков и водителей электропогруз­ чиков с тем, чтобы эффективность | УКБ была высокой. Тяга докеров к расширению своего производственного кругозора видна по такому факту: 61,4 процента рабо­ чих десяти бригад этого района счи­ тают одним из непременных условий повышения производительности тру­ да рост профессионального уровня. Недаром в ряду социальных проблем интерес к работе они ставят на трё- тье-четвертое места (на первом-вто­ ром — наличие здоровья, д руж ной семьи). Показательный пример не­ равнодушия к заботам родного пред­ приятия. Для сравнения: интерес­ ную работу американцы ставят на семнадцатое (!) место, на первом стоит обеспечение старости -~ проблема, которая у нас вообще не существует. Нужны ли здесь коммен­ тарии? t Не одной, конечно, работой_.жи!- вет коллектив рыбного порта. Он интересен не только как произво­ дитель, но и потребитель обществен­ ных ценностей. Его досуг разнообра­ зен. В этом смысле типичной (по своей социальной активности) пред­ ставляется фигура молодого инженер ра, председателя секции туризма порта Владимира Иванова. Этот человек — сама энергия. Кипучая, деятельная. Вместе с инже­ нером Людмилой Даниловой четыре года назад вдохнул новую жизнь б секцию . Назвали ее «Эдельвейс». На­ шли опору и поддерж ку в партий­ ной, профсоюзной, комсомольской организациях. Туристам были выделе­ ны специальное помещение для за­ нятий, спортинвентарь. Начали про­ водиться слеты, конкурсы , лыжные, горные, водные походы по Кольско­ м у полуострову, Прибалтике, Карелии, Саянам, Прибайкалью... Неудержимо растет интерес портовиков к туриз­ му. Если на первый туристический слет Володе и его единомышленни­ кам приходилось чуть ли не зазы­ вать людей, то от желающих участ­ вовать в недавнем слете отбоя не было. И таких энтузиастов в порту нема­ ло. Благодаря им, полнокровнее ста­ новится досуг рабочих. Из года в год растет массовость спортивных меро­ приятий, улучшаются связи с Д во р ­ цом культуры и техники им. С. М. Кирове, где все чаще проводятся слеты, торжественные чествования передовиков и новаторов. Еще пример. На вопрос: «Участ­ вуете ли вы в общественной жизни?» — две трети рабочих отвечали утвер­ дительно. Конечно, хорошо, если бы эта циф ­ ра была еще выше. Но еще раз приведем слова Ю. Н. ЗарецкоГо: «Жизнь-то идет вперед. Ее не оста­ новишь...» Значит, завтра будет лучше, чем сегодня. Обязательно! А. ВИЛОВ. 14 января 1Ш года Ш М Ш И Ш Я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz