Рыбный Мурман. 1983 г. Январь.
ШТРИХИ К СОЦИАЛЬНОМУ ПОРТРЕТУ КОЛЛЕКТИВА ОПТИМИСТИЧНЫМ был раз- jro E O p с бригадиром ук- \/ Рупненной комплексной бриге- ^ ды М урм анского рыбного пор та Ю. Н. Зарецким: — Знаете, как было год назад? Приходили на работу, быстро пере- одезались и пулей бежали за элек тропогрузчиками - однотонниками. i Иначе не достанется, другая бригада I перехватит. Сейчас ж е однотонников | хватает. Это я говорю к тому, что ! жизнь-то идет вперед. Ее не оста новишь. Маленькая справка: в порту 130 од нотонных электропогрузчиков, 50— двухтонных для работы на холодиль никах. Прямо скажем, этого пока не достаточно для механизации труда почти 1200 портовых рабочих. Но докер правильно заметил: все меня ется, и меняется к лучшему. Так уж устроена наша советская действитель ность. Точнее, такой ее делают лю ди. Это легко проиллюстрировать на примерах из истории М урманской траловой базы, предшественницы порта. 1929 год. Все погрузочно-разгрузоч- ные работы производятся вручную. 1930 год. Внедряется передвижная электрическая лебедка, впоследст вии появляются стеллинги — специ альные перегружатели рыбы, приспо собленные для разгрузки траулеров. Это было новым словом в технике. Словом, впервые в стране сказан ным мурманчанами. Конец 40-х годов. На причалах по явились портальные краны, которые затем начали ш ироко применяться во всех морских бассейнах Советско го Союза... Д о пуска в эксплуатацию АСУП (автоматизированной системы управ ления производством) — 1981 год — было ох как далеко! Но и этот час пробил. Он должен был пробить. Если заглянуть в почти 50-летнюю историю пор та, то каждый день, месяц, год был отмечен прилагательным «новый». Это причалы и глубоководные пир сы, ж елезнодорожные подъездные пути и технология погрузочно-разгру зочных работ, сортировочная станция и шоссейная дорога, котельная и неф тебаза, склады и бытовые корпуса... Количество переросло в качество. Закон диалектики не был нарушен. Если к началу восьмой пятилетки порт считался убыточным, то в 1970 году чистая прибыль от реализации работ и услуг составила около 4 мил лионов рублей. Понятно, что резко возросли отчисления на социальные, культурно - бытовые нужды. Не остановились тогда портовики... Зашагали дальше. В 1973 году они первыми (!) в си стеме Министерства рыбного хозяйст ва СССР перешагнули миллионный рубеж в перегрузке рыбопродукции. Рекорд был достигнут 16 декабря. В 1974 году эта цифра была перекрыта 24 октября, в 1975-м — 5 октября, а в 1976-м — 15 сентября... За экономическими показателями стоит рабочий. Он создает базис, ба зис создает его... ;л Д Е С Ь слышится упрек нетерпе- ^ л и в о г о читателя: развивалось производство не только в на- ^ шей системе, но и... Что ж, вер но. На Западе тоже не стояли на месте. Вопрос в другом : какие соци альные мотивы движут тем или иным обществом? Ведь повышать произ водительность м ож но разными пу тями. Американский ученый Тимброк (его едва ли упрекнешь в пред взятости) на основе детального изу чения аудиторий в капиталистических странах и в СССР считает, что у нас внимательное отношение людей друг к другу в три (!) раза выше, чем в США, где лишь говорят о социаль ной «гармонии»... — Мы — как одна семья, — рас сказывает секретарь партийного бю ро второго грузового района Диана Александровна Шемякина. — Только крепкий, дружный коллектив может добиться желаемого — именно такая нравственная установка определяет весь смысл нашей воспитательной ра боты. Не оставляем без внимания ни | одну просьбу, пожелание или крити- | ческое замечание. Повысилась ответ- j ственность людей за все и за всех. | И как следствие — высокие показа- j тели в работе... Будем говорить так: у портовиков в крови бережное отношение к сво ему товарищу. Пример подают ру ководители и в первую очередь та кие, как Д. А. Шемякине. Не раз мне приходилось беседовать с Диа ной Александровной, видеть и слы шать, как она разговаривает с людь ми. Бумаг в ее кабинете — выше го- лоеы, -дел — невпроворот. Но чуть приоткроется дверь, кто-то войдет — в сторону отчеты, справки, доклады,., Это — черта современного порто вика: проявлять максимум внимания к товарищу. Диена Александровна была рабочей на разгрузке рыбы. И одну из ос новных черт своего пролетарского класса — солидарность, взаимовы ручку — она бережно сохранила, бу дучи на посту партийного руководи теля. И вполне закономерно, что явное большинство портовых рабочих удов летворены морально-психологиче- в резерв на замещение руковод и теля будет происходить с помощью психодиагностики, а не по принципу: нравится — не нравится. Валентина Степановна показала ос нованную на новой методике харак теристику одного из руководителей. «Портрет» его предстал а блеске, ж и во. Оценки знаний, уровня принимае мых решений, творческой активности, умения организовать труд подчинен ных — обоснованы научно. Характе ристика не обезличенна (что еще за частую встречается), а конкретна. Читая этот документ, ясно представ ляешь себе человека... Индивидуальный подход к оцен ке возможностей каж дого — самая ближайшая перспектива, которая расширит границы социальных воз можностей коллектива. Иначе нельзя. Накладно для госу дарства держать на высоком посту, а значит, и на окладе, бездельника или незнайку. ОПТИМИСТЫ О Ч Е Р К АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ ИМЯ: МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ. ГОД РОЖДЕНИЯ: 3 ИЮНЯ 1934 г. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ: РАБОЧИЙ. НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ. НАГРАДЫ: ЗА ДОСРОЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ СЕМИЛЕТНЕГО ПЛАНА (1959— 1965 гг.), ДОСТИЖЕНИЕ ВЫСОКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ПРОИЗВО ДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА И ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗ ГРУЗОЧНЫХ РАБОТ УКАЗОМ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР ОТ 7 ИЮЛЯ 1966 г. НАГРАЖДЕН ОРДЕНОМ ЛЕНИНА. ским климатом в своих коллективах. Это показали результаты социологиче ского опроса рабочих, ставившего своей целью определить возможно сти повышения сплоченности коллек тивов бригад. Сам факт опроса говорит об имею щихся резервах. — Пик наших возможностей еще не наступил, — утверждает брига дир докеров - механизаторов В. Н. Воробьев. — М ож но работать еще лучше. Дополнительные капитальные затраты для этого не нужны. Я гово рю о дисциплине: плановой, техноло гической, управленческой... Это мнение разделяют многие до керы, которые, как подтвердил социо логический опрос, на первое место ставят организовднность. Не только в своей работе, но и в деятельности руководителей, смежников. — Порой полтора, а то и два часа ж дем вагоны. Разве это порядок? — резонно спрашивает бригадир Олег Григорьевич Каюда. На самом деле, результаты работы методом бригад ного подряда за шесть месяцев по сравнению с тем же периодом про шлого года несколько снизились. Не гативную роль сыграла плохая про мысловая обстановка во втором квартале. Тем не менее в этом есть прямая вина специалистов управле ния, руководителей грузовых райо нов, не сумевших оперативно отре агировать на усложнившиеся усло вия промысла. Правда, результаты работы по бригадному подряду за 11 месяцев улучшились, но мы сей час говорим: время требует ноеых форм управления, смелых, грамот ных руководителей. Г ОЦИОЛОГ (кстати, это но вая должность в рыбном порту) Валентина Степановна Прокопьева рассказала о том, что. сейчас на предприятии раз рабатывается проект методологиче ских рекомендаций формирования резерва по выдвижению в должно сти. Они призваны обеспечивать пер спективу профессионального и дол жностного роста. Отбор кандидатов ных кв. коллективов ка ж д о го челове- — Четыре года назад, — вспоми нает заместитель начальника рыб ного порта Владислав Иванович Лос кутов, — на базе нашего предпри ятия был создан М урманский судооб- рабатывающин комплекс. Сделано много. Достигнуты заметные' успехи в реализации главной задачи — уско рении обработки судов и вагонов. Чистая экономия времени обработки судов портом за истекший период возросла на 35 процентов, простои еагоноп сократились на 40 процентов. Однако создание комплекса принесло «Необходимо создать такие усло вия — экономические и организа- цйонные, — котбрые стимулировали бы качественный, производительный труд, инициативу и предприимчи вость, и, наоборот, плохая работа, без деятельность, безответственность должны самым непосредственным и неотвратимым образом сказываться и на материальном вознаграждении, и на служебном положении, и на мо ральном авторитете работников», — говорил на ноябрьском (1982 г.) Пле нуме ЦК КПСС Генеральный секре тарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андро пов. Так и только так! Конечно, ни в коем случае нельзя понимать портовское нововведение так, будто завтра начнется перетря ска всех начальников отделов, служб, районов, смен, мастеров и т. д Нет, речь идет о том, чтобы на каждом месте был человек, ощущающий се бя в собственной стихии, что и от ражалось бы на продуктивности его деятельности. В порту сейчас особо подчеркивают: нам нужны не командиры произ водства, а аналитики. Их, безуслов но, большинство. Если бы это было не так, то никогда бы не видать порту ни наград, ни знамен, ни ежегодного перевыполнения планов и социали стических обязательств. Но задачи усложняются, и по старинке их уже не решишь, так как все более полно сливаются интересы общества, отдель- его участникам не только эконом и ческий эффект. Оно привело к у к реплению взаимоотношений между смежниками. Теперь многие вопро сы, которы е прежде требовали слож ной официальной переписки, реша ются оперативно. В результате умень шились производственные конф лик ты и арбитражные споры, улучшилось взаимопонимание. ^СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ всей сис- Ш^темь\ организации производства, £ _ как подчеркивается в д окумен- ^ тах партии, ставит цель не толь ко максимально повысить эф фективность экономического разви тия, не и решать на этой основе важ нейшие социальные задачи: более полно удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребно сти народа, последовательно разви вать социалистический образ жизни, усиливать его творческий характер. Именно творчество, стремление к самосовершенству, в значит, и улуч шению производства — сегодняш няя черта портовиков. — С нового года, — говорит на чальник смены N2 1 первого грузо вого района С. Т. Игнатенко, — наш район полностью перейдет на работу укрупненными комплексными бригада ми. Это дело для коллектива новое, поэтому мы его не форсировали, по крупицам собирая и внедряя передо вой опыт. По предложению рабочих решили организовать курсы кранов щиков и водителей электропогруз чиков с тем, чтобы эффективность | УКБ была высокой. Тяга докеров к расширению своего производственного кругозора видна по такому факту: 61,4 процента рабо чих десяти бригад этого района счи тают одним из непременных условий повышения производительности тру да рост профессионального уровня. Недаром в ряду социальных проблем интерес к работе они ставят на трё- тье-четвертое места (на первом-вто ром — наличие здоровья, д руж ной семьи). Показательный пример не равнодушия к заботам родного пред приятия. Для сравнения: интерес ную работу американцы ставят на семнадцатое (!) место, на первом стоит обеспечение старости -~ проблема, которая у нас вообще не существует. Нужны ли здесь коммен тарии? t Не одной, конечно, работой_.жи!- вет коллектив рыбного порта. Он интересен не только как произво дитель, но и потребитель обществен ных ценностей. Его досуг разнообра зен. В этом смысле типичной (по своей социальной активности) пред ставляется фигура молодого инженер ра, председателя секции туризма порта Владимира Иванова. Этот человек — сама энергия. Кипучая, деятельная. Вместе с инже нером Людмилой Даниловой четыре года назад вдохнул новую жизнь б секцию . Назвали ее «Эдельвейс». На шли опору и поддерж ку в партий ной, профсоюзной, комсомольской организациях. Туристам были выделе ны специальное помещение для за нятий, спортинвентарь. Начали про водиться слеты, конкурсы , лыжные, горные, водные походы по Кольско м у полуострову, Прибалтике, Карелии, Саянам, Прибайкалью... Неудержимо растет интерес портовиков к туриз му. Если на первый туристический слет Володе и его единомышленни кам приходилось чуть ли не зазы вать людей, то от желающих участ вовать в недавнем слете отбоя не было. И таких энтузиастов в порту нема ло. Благодаря им, полнокровнее ста новится досуг рабочих. Из года в год растет массовость спортивных меро приятий, улучшаются связи с Д во р цом культуры и техники им. С. М. Кирове, где все чаще проводятся слеты, торжественные чествования передовиков и новаторов. Еще пример. На вопрос: «Участ вуете ли вы в общественной жизни?» — две трети рабочих отвечали утвер дительно. Конечно, хорошо, если бы эта циф ра была еще выше. Но еще раз приведем слова Ю. Н. ЗарецкоГо: «Жизнь-то идет вперед. Ее не оста новишь...» Значит, завтра будет лучше, чем сегодня. Обязательно! А. ВИЛОВ. 14 января 1Ш года Ш М Ш И Ш Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz