Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.

• НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ • В ПОРТ ПРИПИСКИ HI ВЕРНУЛИСЬ... Передо мной три докумен­ та. О дин датирован 27 мая 1942 года, два других по- явились два с половиной го­ да. спустя — в начале 1945 года. Все три очень близки по теме да и родились в одном ведомстве — на Мур­ манской базе военизирован­ ного тралового флота «Глав, севрыбпрома». Вот строки из приказа № 41 командира базы стар­ шего лейтенанта Г. Г. Тис- ленко от 27 мая 1942 года: «...Организовать при Мурба- зе бригаду из 7 человек по подъему затонувш их судов под руководством главного ка п и ­ тана базы т. Таценко, в кл ю ­ чив в бригаду надсм отрщ ика затона 2-го ручья т. А нтонова: а) т. Таценко пр иступи ть н подъему 27 мая на 2-м ручье мотоботов «Волна» Ns 2 и «Про­ гресс». О кончить подъем 30 мая. После подъема перевести оба бота на ремонт в Абрам- мы сские мастерские; б) 27 мая пр иступи ть к подъему м/б «Айсберг». За­ кон чи ть подъем 29 мая. После подъема подвести на ремонт,..» В приказе перечисляются другие неисправные суда, конкретные мероприятия по их ремонту, называются даты, фамилии главных ис­ полнителей. Ответственным за выполнение приказа на­ значен заместитель коман­ дира базы П. Г. Коренев. А вот объяснительная за­ писка главного капитана Мурманской базы военизиро­ ванного тралового флота старшего лейтенанта П. Н. Кронберга к отчету коман­ дира базы капитана 3-гО ран­ га Г. Г. Тисленко о ходе су­ доподъемных работ за 1944 год. Дата документа не ус. тановлена, но по заголов­ ку ясно, что он мог быть написан пе ранее первой по­ ловины 1945 года. «►..Судоподъемные работы, произведенные АСО СФ (ава­ рийно - спасательным отрядом Северного флота) в 1944 году, указан ны е в отчете, относятся к подъем у судов, зато нувш их на различны х глубинах в ре­ зультате действий врага и аварийны х случаев. РТ-32 «Кумжа» поднят в прибреж ной полосе. Полузато- нул в результате враж еского артобстрела. Производится восстановительный ремонт ка ­ питального объема на М ур­ манской ССВ (судоверфи). РТ-4 «Навага» поднят в б ух­ те. Затонул в результате ко н ­ тузи и корпуса при вражеском воздушном нападении. Произ­ водится восстановительный ремонт капитального объема на М урманской ССВ. РТ-61 «Водник» поднят у причалов М урм анского рыб­ ного порта. Затонул в резуль­ тате повреждений, полученны х при воздушном нападении вра­ га. Восстановительный ремонт не производится вследствие нерациональности. РТ-14 «Сталин» поднят в прибреж ной полосе. Полузато- нул в результате столкновения с РТ-37. Производится вос­ становительны й ремонт ка п и ­ тального объема на М урман­ ской ССВ. РТ-55 «Кета» поднят в рай­ оне М урм анского торгового порта, затонул в результате столкновения с п /х «Диксон». Производится восстановитель­ ный ремонт капитального объ­ ема на М урманской ССВ. Комбайн «Кильдин» затонул в бухте в результате воздуш ­ ного нападения врага. Восста­ новительны й ремонт не произ­ водится вследствие нерацио­ нальности...» И, наконец, третий доку­ мент, который появился на свет, видимо, одновременно со вторым. Это составленный тем же главным капитаном Мурманской базы военизи­ рованного тралового флота старшим лейтенантом И. Н. Кронбергом список трауле­ ров, погибших во время войны. Сначала перечисле­ ны потопленные авиацией противника рыболовные тра­ улеры № 5, 15,. 43, 51, 57, 86, 103; потом торпедиро­ ванные подводными лодками РТ № 3, 8. 45, 66, 76, 308; затем расстрелянные корабельной артиллерией противника РТ № 10. 67, 70, 102; и, наконец, рвавшиеся на минах № 38. 54, 94, 411. От­ дельно назван выскочивший на мель в районе Шубивских островов и ненайденный РТ-28. В списке не указаны да­ ты гибели судов, но записа­ ны координаты я глубины, где затонули перечисленные суда. Кстати, в списке не на­ званы те корабле, которые к началу 1945 года уже были подняты со дна моря и на­ ходились в ремонте (РТ-4 «Навага», РТ-32 «Кушка», РТ-61 «Водник» и т. д.) Не названы траулеры, про павшие без вести, как РТ 52 «Сом». О том, что трау­ лер «Сом» был торпедиро­ ван у выхода из Кольского залива 24 декабря 1944 го­ да. стало известно только в 1966 году из письма един­ ственного оставшегося в жи­ вых члена экипажа В. А. Дремяна в редакцию газетьг «Поляриая правда». В числе расстрелянных ко­ рабельной артиллерией про­ тивника траулеров в списке названы РТ-10 «Лебедка» и РТ-102 «Валерий Чкалов». Эти два судна вошли в исто­ рию как сторожевые кораб­ ли Северного флота «Туман» и «Пассат». О подвигах их экипажей написаны книги. Ь списке перечисляю тся только номера рыболовных траулеров, под которы м и они значились в траловом флоте до войны и, независимо от того, погибли ли эти корабли в бою под военно-морским фла­ гом , к а к РТ-10 и РТ-102, или на рыбном промысле, к а к РТ-8 «Сельдь» и РТ-68 «Енисей». В списке совсем нет мотоботов, б уксиров, катеров и д ругих всевозм ож ны х вспомогатель­ ны х судов, десятки которы х входили в состав военно-тран­ спортного дивизиона Мурман­ ской базы военизированного тралового флота. Естественно, что нечего и скать в этом спи с­ ке вспомогательные корабли Северного флота, транспорт­ ные суда М урм анского м орско­ го пароходства, плавсредства ры боловецких колхозов. В первы х из названны х до­ кум ентов говорится о бригаде из 7 человек, ноторым по ру­ чалось подним ать затонувш ие мотоботы. А ка к фамилии этих людей? К ак, ка ки м образом, в ка ки х условиях они поднима­ ли эти боты? Д окум енты этом пока молчат. Сейчас, когда работники Госархива Мурманской об­ ласти готовят к печати сбор­ ник документов. «Развитие рыбной промышленности Мурманской области. 1920— 1980 гг.», перед группой составителей постоянно воз­ никают вопросы, на которые в сохранившихся архивных материалах нет ответа. Ино­ гда выручают ветераны рыб­ ной промышленности, живу­ щие в Мурманске. Воз­ можно, что', прочитав эту статью, откликнутся и старожилы города Мурман­ ска, ветераны рыбной про­ мышленности, ветераны Вой­ ны, которые пока молчат. В. СЕКСТЕ, зав. сектором публикации и научного документов Госархива Мурманской области. ского народа, парода-героя, народа-победи- теля, народа-созидателя. Всех ветеранов объединяет тяжелый ратный труд ео имя счастья нынеш них и грядущих поколений. НА СНИМКЕ: далеко не «се из 36-й от­ дельной штурмовой курсантской бригады вернулись домой... Фотохроника ТАСС. .аааяяаваавшнтяваавяаваааавваааааааааааааааая Земля наша давно залечила раны былых сражений. Все дальше и дальше отодвигаются от нас события грозных военных лет. Но все новые и новые имена защитников Родины узнаем мы. Об этих лю д я х будут еще на­ писаны новые очерки и повести, будут сложены новые песни. Потому что судь­ ба каждого из н и х — еще один штрих к коллективному портрету подвига совет- ХРОНИКА ПОДВИГА 1943 год, сентябрь 1 сентября. Рыболовецкий колхоз «Искра» Саамского района план добычи рыбы в августе выполнил на 448 про­ центов, сдав ее первым сор­ том 81 процент. 2 сентября. Героический подвиг совершили члены эки­ пажа подводной лодки «Л-20» под командованием В. Ф. Таммана. Потопив два враже­ ских судна, лодка получила повреждения и на большой глубине ле-ла на грунт. 13 моряков оказались отрезан­ ными в полузатопленном от­ секе. Десять часов боролись они за живучесть корабля. И победили: открыли клапан аварийного осушения, задела­ ли пробоины, перепустили сжатый воздух из запасных торпед. Лодка всплыла. Лей­ тенант М. М. Шапаренко, глав­ ный старшина А. С. Пухов, старшины А. И. Доможирский, Н. Ю. Чижевский, 8. С. Ост- ренко, старший краснофлотец А. Д. Фомин, краснофлотцы А. Д. Егоров, Н. А, Никаншин, Г. Я. Бабошин, Д. П. Крошкин, К. П. Матвейчук, А. В. Хобо­ тов и курсант Высшего воен­ но-морского училища имени М. В. Фрунзе Н. М. Портнов были награждены орденом Красной Звезды. 4 сентября. Общественность Мурманска тепло отметила 25-летие сценической деятель­ ности ведущего артиста Мур­ манского областного драма­ тического театра А. В. Додон- кина. В юбилейный вечер в театре шел спектакль «Мой друг полковник» по пьесе Н. Вирты, в котором юбиляр сыграл роль полковника Ме­ щерского, 5 сентября. В «Полярной правде» опубликована статья И, Эренбурга «Летчикам-севе- роморцам», в которой писа­ тель называл имена замеча­ тельных воздушных бойцов Бориса Сафонова, Вячеслава Балашова, Андрея Бдштырко- ва, Николая Бокия, Василия Киселева, Павла Климова, Павла Сгибнева и многих их боевых товарищей, призывал североморцев еще сильнее громить врага. 8 сентября. Указом Прези­ диума Верховного Совета СССР орденами и медалями награждена большая группа мурманских рыбаков. Ордена Ленина удостоены капитан мотобота «Кировец» С. Г. Иудин, капитан РТ «Сталин» А. Г. Хохлин; ордена Красно­ го Знамени — капитаны В. С. Земсков, В. В. Падорин («Ерш»), М. В. Титов («Чайка»), К. Г. Хохлин («Москва»); орде­ на Красного Знамени—пред­ седатель колхоза «Свободный Мурман» В. А. Клещев. 10 сентября. На совещании командиров и комиссаров партизанских отрядов Карель­ ского фронта в Беломорске подведены итоги боевых дей­ ствий народных мститепей ле­ том и осенью 1943 года, раз работаны планы боевых опе­ раций на зиму 1943—1944 гг. В совещании участвовали командиры и комиссары пар­ тизанских отрядов «Больше­ вик Заполярья» и «Советский Мурман», действовавших на Мурманском направлении, «По­ лярник», «Сталинец», «Боль­ шевик», сражавшихся на юге Кольского полуострова. \1 сентября. Постановлени­ ем Совета Народных Комис­ саров СССР командующему 14-й армией Карельского фронта А. С. Щербакову при­ своено звание генерал-майо­ ра. 18 сентября. Партизаны от­ ряда «Полярник» на железной дороге Алакуртти—Куолоярви взорвали железнодорожный мост и 497 рельсов. В тот же день партизанский отряд «Бо­ евые друзья» взорвал в том же районе 337 рельсов. 21 сентября. Создан област­ ной штаб пионерской органи­ зации имени В, И. Ленина. + Торпедные катера Север­ ного флота потопили на под­ ходе к Петсамо вражеский транспорт «Антье Фритцен» водоизмещением 4800 тонн. 22 сентября. Указом Прези­ диума Верховного Совета СССР государственных наград удостоена группа медицин­ ских работников области. Ор­ денами были отмечены врачи Мурманской горбольницы П. А. Баяндин, В. А. Цвинев, заведующий горздравотде- лом, кандидат медицинских наук А. Я. Кровицкий, а также врачи А. М. Берсеневич, П. В. Семенов. 27 сентября. В Полярном открылась выставка художни­ ков Севера. 27 мастеров Архангельской, Мурманской областей и Северного флота представили 700 картин, ри­ сунков, литографий, политиче­ ских и сатирических плакатов, карикатур. Выставка позднее экспонировалась в Мурманске и Архангельске. 28 сентября. Областной ко­ митет партии проверил готов­ ность Мурманского торгового порта и железнодорожного узла к экспортно-импортным перевозкам 1943—1944 годов. У причалов могли обрабаты­ ваться одновременно 14 ко­ раблей вместо 9 в начале вос­ становительного периода. 4- Пересмотрен состав об­ ластной комиссии помощи ра­ неным воинам армии и флота. За госпиталями закреплялись шефы — коллективы предпри­ ятий и организаций. Через Мурманскую станцию пере­ ливания крови к этому вре­ мени прошло более 30 тысяч доноров. 2 сентября 1883 года; 8 шннштимяп

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz