Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.
• НАВЕЧНО В ПАМЯТИ НАРОДНОЙ • В ПОРТ ПРИПИСКИ HI ВЕРНУЛИСЬ... Передо мной три докумен та. О дин датирован 27 мая 1942 года, два других по- явились два с половиной го да. спустя — в начале 1945 года. Все три очень близки по теме да и родились в одном ведомстве — на Мур манской базе военизирован ного тралового флота «Глав, севрыбпрома». Вот строки из приказа № 41 командира базы стар шего лейтенанта Г. Г. Тис- ленко от 27 мая 1942 года: «...Организовать при Мурба- зе бригаду из 7 человек по подъему затонувш их судов под руководством главного ка п и тана базы т. Таценко, в кл ю чив в бригаду надсм отрщ ика затона 2-го ручья т. А нтонова: а) т. Таценко пр иступи ть н подъему 27 мая на 2-м ручье мотоботов «Волна» Ns 2 и «Про гресс». О кончить подъем 30 мая. После подъема перевести оба бота на ремонт в Абрам- мы сские мастерские; б) 27 мая пр иступи ть к подъему м/б «Айсберг». За кон чи ть подъем 29 мая. После подъема подвести на ремонт,..» В приказе перечисляются другие неисправные суда, конкретные мероприятия по их ремонту, называются даты, фамилии главных ис полнителей. Ответственным за выполнение приказа на значен заместитель коман дира базы П. Г. Коренев. А вот объяснительная за писка главного капитана Мурманской базы военизиро ванного тралового флота старшего лейтенанта П. Н. Кронберга к отчету коман дира базы капитана 3-гО ран га Г. Г. Тисленко о ходе су доподъемных работ за 1944 год. Дата документа не ус. тановлена, но по заголов ку ясно, что он мог быть написан пе ранее первой по ловины 1945 года. «►..Судоподъемные работы, произведенные АСО СФ (ава рийно - спасательным отрядом Северного флота) в 1944 году, указан ны е в отчете, относятся к подъем у судов, зато нувш их на различны х глубинах в ре зультате действий врага и аварийны х случаев. РТ-32 «Кумжа» поднят в прибреж ной полосе. Полузато- нул в результате враж еского артобстрела. Производится восстановительный ремонт ка питального объема на М ур манской ССВ (судоверфи). РТ-4 «Навага» поднят в б ух те. Затонул в результате ко н тузи и корпуса при вражеском воздушном нападении. Произ водится восстановительный ремонт капитального объема на М урманской ССВ. РТ-61 «Водник» поднят у причалов М урм анского рыб ного порта. Затонул в резуль тате повреждений, полученны х при воздушном нападении вра га. Восстановительный ремонт не производится вследствие нерациональности. РТ-14 «Сталин» поднят в прибреж ной полосе. Полузато- нул в результате столкновения с РТ-37. Производится вос становительны й ремонт ка п и тального объема на М урман ской ССВ. РТ-55 «Кета» поднят в рай оне М урм анского торгового порта, затонул в результате столкновения с п /х «Диксон». Производится восстановитель ный ремонт капитального объ ема на М урманской ССВ. Комбайн «Кильдин» затонул в бухте в результате воздуш ного нападения врага. Восста новительны й ремонт не произ водится вследствие нерацио нальности...» И, наконец, третий доку мент, который появился на свет, видимо, одновременно со вторым. Это составленный тем же главным капитаном Мурманской базы военизи рованного тралового флота старшим лейтенантом И. Н. Кронбергом список трауле ров, погибших во время войны. Сначала перечисле ны потопленные авиацией противника рыболовные тра улеры № 5, 15,. 43, 51, 57, 86, 103; потом торпедиро ванные подводными лодками РТ № 3, 8. 45, 66, 76, 308; затем расстрелянные корабельной артиллерией противника РТ № 10. 67, 70, 102; и, наконец, рвавшиеся на минах № 38. 54, 94, 411. От дельно назван выскочивший на мель в районе Шубивских островов и ненайденный РТ-28. В списке не указаны да ты гибели судов, но записа ны координаты я глубины, где затонули перечисленные суда. Кстати, в списке не на званы те корабле, которые к началу 1945 года уже были подняты со дна моря и на ходились в ремонте (РТ-4 «Навага», РТ-32 «Кушка», РТ-61 «Водник» и т. д.) Не названы траулеры, про павшие без вести, как РТ 52 «Сом». О том, что трау лер «Сом» был торпедиро ван у выхода из Кольского залива 24 декабря 1944 го да. стало известно только в 1966 году из письма един ственного оставшегося в жи вых члена экипажа В. А. Дремяна в редакцию газетьг «Поляриая правда». В числе расстрелянных ко рабельной артиллерией про тивника траулеров в списке названы РТ-10 «Лебедка» и РТ-102 «Валерий Чкалов». Эти два судна вошли в исто рию как сторожевые кораб ли Северного флота «Туман» и «Пассат». О подвигах их экипажей написаны книги. Ь списке перечисляю тся только номера рыболовных траулеров, под которы м и они значились в траловом флоте до войны и, независимо от того, погибли ли эти корабли в бою под военно-морским фла гом , к а к РТ-10 и РТ-102, или на рыбном промысле, к а к РТ-8 «Сельдь» и РТ-68 «Енисей». В списке совсем нет мотоботов, б уксиров, катеров и д ругих всевозм ож ны х вспомогатель ны х судов, десятки которы х входили в состав военно-тран спортного дивизиона Мурман ской базы военизированного тралового флота. Естественно, что нечего и скать в этом спи с ке вспомогательные корабли Северного флота, транспорт ные суда М урм анского м орско го пароходства, плавсредства ры боловецких колхозов. В первы х из названны х до кум ентов говорится о бригаде из 7 человек, ноторым по ру чалось подним ать затонувш ие мотоботы. А ка к фамилии этих людей? К ак, ка ки м образом, в ка ки х условиях они поднима ли эти боты? Д окум енты этом пока молчат. Сейчас, когда работники Госархива Мурманской об ласти готовят к печати сбор ник документов. «Развитие рыбной промышленности Мурманской области. 1920— 1980 гг.», перед группой составителей постоянно воз никают вопросы, на которые в сохранившихся архивных материалах нет ответа. Ино гда выручают ветераны рыб ной промышленности, живу щие в Мурманске. Воз можно, что', прочитав эту статью, откликнутся и старожилы города Мурман ска, ветераны рыбной про мышленности, ветераны Вой ны, которые пока молчат. В. СЕКСТЕ, зав. сектором публикации и научного документов Госархива Мурманской области. ского народа, парода-героя, народа-победи- теля, народа-созидателя. Всех ветеранов объединяет тяжелый ратный труд ео имя счастья нынеш них и грядущих поколений. НА СНИМКЕ: далеко не «се из 36-й от дельной штурмовой курсантской бригады вернулись домой... Фотохроника ТАСС. .аааяяаваавшнтяваавяаваааавваааааааааааааааая Земля наша давно залечила раны былых сражений. Все дальше и дальше отодвигаются от нас события грозных военных лет. Но все новые и новые имена защитников Родины узнаем мы. Об этих лю д я х будут еще на писаны новые очерки и повести, будут сложены новые песни. Потому что судь ба каждого из н и х — еще один штрих к коллективному портрету подвига совет- ХРОНИКА ПОДВИГА 1943 год, сентябрь 1 сентября. Рыболовецкий колхоз «Искра» Саамского района план добычи рыбы в августе выполнил на 448 про центов, сдав ее первым сор том 81 процент. 2 сентября. Героический подвиг совершили члены эки пажа подводной лодки «Л-20» под командованием В. Ф. Таммана. Потопив два враже ских судна, лодка получила повреждения и на большой глубине ле-ла на грунт. 13 моряков оказались отрезан ными в полузатопленном от секе. Десять часов боролись они за живучесть корабля. И победили: открыли клапан аварийного осушения, задела ли пробоины, перепустили сжатый воздух из запасных торпед. Лодка всплыла. Лей тенант М. М. Шапаренко, глав ный старшина А. С. Пухов, старшины А. И. Доможирский, Н. Ю. Чижевский, 8. С. Ост- ренко, старший краснофлотец А. Д. Фомин, краснофлотцы А. Д. Егоров, Н. А, Никаншин, Г. Я. Бабошин, Д. П. Крошкин, К. П. Матвейчук, А. В. Хобо тов и курсант Высшего воен но-морского училища имени М. В. Фрунзе Н. М. Портнов были награждены орденом Красной Звезды. 4 сентября. Общественность Мурманска тепло отметила 25-летие сценической деятель ности ведущего артиста Мур манского областного драма тического театра А. В. Додон- кина. В юбилейный вечер в театре шел спектакль «Мой друг полковник» по пьесе Н. Вирты, в котором юбиляр сыграл роль полковника Ме щерского, 5 сентября. В «Полярной правде» опубликована статья И, Эренбурга «Летчикам-севе- роморцам», в которой писа тель называл имена замеча тельных воздушных бойцов Бориса Сафонова, Вячеслава Балашова, Андрея Бдштырко- ва, Николая Бокия, Василия Киселева, Павла Климова, Павла Сгибнева и многих их боевых товарищей, призывал североморцев еще сильнее громить врага. 8 сентября. Указом Прези диума Верховного Совета СССР орденами и медалями награждена большая группа мурманских рыбаков. Ордена Ленина удостоены капитан мотобота «Кировец» С. Г. Иудин, капитан РТ «Сталин» А. Г. Хохлин; ордена Красно го Знамени — капитаны В. С. Земсков, В. В. Падорин («Ерш»), М. В. Титов («Чайка»), К. Г. Хохлин («Москва»); орде на Красного Знамени—пред седатель колхоза «Свободный Мурман» В. А. Клещев. 10 сентября. На совещании командиров и комиссаров партизанских отрядов Карель ского фронта в Беломорске подведены итоги боевых дей ствий народных мститепей ле том и осенью 1943 года, раз работаны планы боевых опе раций на зиму 1943—1944 гг. В совещании участвовали командиры и комиссары пар тизанских отрядов «Больше вик Заполярья» и «Советский Мурман», действовавших на Мурманском направлении, «По лярник», «Сталинец», «Боль шевик», сражавшихся на юге Кольского полуострова. \1 сентября. Постановлени ем Совета Народных Комис саров СССР командующему 14-й армией Карельского фронта А. С. Щербакову при своено звание генерал-майо ра. 18 сентября. Партизаны от ряда «Полярник» на железной дороге Алакуртти—Куолоярви взорвали железнодорожный мост и 497 рельсов. В тот же день партизанский отряд «Бо евые друзья» взорвал в том же районе 337 рельсов. 21 сентября. Создан област ной штаб пионерской органи зации имени В, И. Ленина. + Торпедные катера Север ного флота потопили на под ходе к Петсамо вражеский транспорт «Антье Фритцен» водоизмещением 4800 тонн. 22 сентября. Указом Прези диума Верховного Совета СССР государственных наград удостоена группа медицин ских работников области. Ор денами были отмечены врачи Мурманской горбольницы П. А. Баяндин, В. А. Цвинев, заведующий горздравотде- лом, кандидат медицинских наук А. Я. Кровицкий, а также врачи А. М. Берсеневич, П. В. Семенов. 27 сентября. В Полярном открылась выставка художни ков Севера. 27 мастеров Архангельской, Мурманской областей и Северного флота представили 700 картин, ри сунков, литографий, политиче ских и сатирических плакатов, карикатур. Выставка позднее экспонировалась в Мурманске и Архангельске. 28 сентября. Областной ко митет партии проверил готов ность Мурманского торгового порта и железнодорожного узла к экспортно-импортным перевозкам 1943—1944 годов. У причалов могли обрабаты ваться одновременно 14 ко раблей вместо 9 в начале вос становительного периода. 4- Пересмотрен состав об ластной комиссии помощи ра неным воинам армии и флота. За госпиталями закреплялись шефы — коллективы предпри ятий и организаций. Через Мурманскую станцию пере ливания крови к этому вре мени прошло более 30 тысяч доноров. 2 сентября 1883 года; 8 шннштимяп
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz