Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.

• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ • РАБОЧИЙ СТИЛЬ .Что в бригадире главное — профессиональное мас­ терство или организаторские способности? Однозначно на этот вопрос не ответишь. И трудно сказать, какое из этих качеств преобладает в Викторе Михайловиче Куз­ нецове, бригадире слесарей- судоремонтников первого цеха объединения «Мурман­ ская судоверфь». Наверное, все-таки бригадир начинает­ ся в нем с высокого мастер­ ства. Но вообще-то и про­ фессионализм опытного ра­ бочего, и умение руководить людьми очень тесно пере­ плетаются. У него типичная рабочая биография — почитай, еще пацаном, семнадцати не бы­ ло, пришел на СРЗ и вот уже тридцать лет занимает­ ся ремонтом судов. Сколько их было — можно ли со­ считать? Одних только раз­ новидностей около пятидеся­ ти: чего-чего, а уж однооб­ разия в работе судоремонт­ ника не найти. Вот и сей­ час седьмая бригада, кото­ рой руководит Кузнецов, ра­ ботает на шести разных су­ дах. Специального техническо­ го образования у Виктора Михайловича нет, А знаний, опыта работы накоплено столько, что Кузнецова мо­ жно считать в некотором ро­ де профессором судоремон­ та. Знаете, как устанавлива­ ют на судне вновь . готовый к работе блок цилиндров двигателя? Каждый ци­ линдр, в котором может по­ меститься человек, нужно отцентровать относительно оси коленвала и шатунной шейки с точностью до сотых долей миллиметра (толщина человеческого волоса, кста­ ти, пять сотых). Нетрудно представить, какая точность требуется в этом деле, — ювелирная! Ведь при малей­ шем смещении поршень за­ клинит, и двигатель выйдет из строя. Этой точности добивают­ ся так: натягивают внутри цилиндра стальную струну, относительно которой он должен быть безукоризнен­ но точно отцентрован, и с помощью штихмаса, спе­ циального инструмента для измерения внутренних диа­ метров, проверяют правиль­ ность центровки. Опытные, старые мастера могут отцентровать весь блок по звуку струны. Если он установлен точно, натя­ нутая струна издаст тот идеально ровный звук, ко­ торый заставит мастера сдержанно улыбнуться. Та­ ких мастеров в судоремонте единицы. Кузнецов один из них. — Был я недавно в Клай­ педе, в командировке по об­ мену опытом, — рассказы­ вает Виктор Михайлович,— тамошние судоремонтники проверяют центровку блока с помощью наушников, про­ пуская через струну элект­ рический ток. Но мне боль­ ше по душе наш метод — и проще, и дешевле. — А надежность? — Надежность?.. Ремон­ тировали мы главный дви­ гатель танкера «Нефте­ камск». Огромная махина. Цилиндры устанавливали на­ шим обычным способом — по звуку струны. И через полгода от экипажа танкера пришла телеграмма, в кото­ рой нас благодарили за от­ личный ремонт судна. Случай с «Нефтекам­ ском» _ не редкая удача, а закономерность, система, одно из многочисленных проявлений рабочего стиля бригады Кузнецова. Ремонт­ ное дело стало для Викто­ ра Михайловича смыслом жизни, и он не может де­ лать его плохо. И каждый из тридцати трех человек, работающих под его нача­ лом, может сказать о себе то же самое. Сколько рацпредложений, изобретений Кузнецова внед­ рено в производство, он точно не помнит. Много. Одно из последних: раньше прокладки на крышки ци­ линдров штамповали из ли­ стовой меди, при этом в от­ ход шло до восьмидесяти процентов металла. Он пред­ ложил нарезать полосы, сваривать их в кольца, а по­ том раскатывать роликом до нужной толщины. Отходы снизились до одного процен­ та. Не правда ли, ощутимая разница? Такой он как специалист. СПЛОЧЕННОСТЬ Он никогда не торопится. У него слишком мало вре­ мени, чтобы торопиться. Он все делает с основательнос­ тью настоящего рабочего че­ ловека. Поэтому всегда ус­ певает. — Виктор Михайлович, с чего начинается ваш рабо­ чий день? — Да вот видите все это ♦«железо», — он показывает глазами на нагромождения исполинских поршней, шату­ нов, цилиндров, распредва­ лов... Впрочем, нет — ника­ кое это не нагромождение, здесь все продумано-, все на своем месте. — Каждую де­ таль нужно довести до ума. Знай, когда, кому это пору­ чить, чем помочь, как спро­ сить за труд. Распределил работу в цехе — и на суда. Бывает, ночью проснешься, прикидываешь, как лучше расставить людей, а утром приходишь — новая срочная работа, нужно моментально перестраиваться... — А бывает так: не выхо­ дит что-нибудь, хочется бро­ сить все и уйти? — Нет. Когда не выхо­ дит, хочется сделать'. А бро­ сить все и уйти иногда хо­ чется, это когда недогруз работой, простои... Из-за недостатка запас­ ных частей простои в судо­ ремонте стали — увы! — привычным явлением. И за­ бота о том, чтобы свести их к минимуму, а если возмож­ но, и вовсе ликвидировать, большей частью ложится на плечи бригадира. В объ­ единении заведен такой по­ рядок: на рабочем. собра­ нии представители админи­ страции сразу отвечают на поступившие вопросы и кри­ тические замечания. И Вик­ тор Михайлович часто под­ нимается на трибуну, чтобы рассказать о проблемах своей бригады, сообща най­ ти решение этих проблем. Он говорит «без бумажки», но всегда конкретно, после­ довательно и логично. А если надо — ходит по отде­ лам, настаивает, ищет ре­ зервы, что-то переорганизо­ вывает и добивается ритмич­ ной работы. Одно из его ос­ новных качеств — это от­ мечают все, кто его знает, — настойчивость. Виктор Михайлович лю­ бит сам разбираться в осо­ бенно сложных узлах. Иног­ да сутками не уходит с .суд­ на. Его азартом заражается вся бригада. И дело идет — быстро и четко. Инициативу он всячески поощряет, час­ то, когда дает производст­ венное задание, говорит: «Подумай, как сделать это быстрее». Общее дело и об­ щее для всей бригады чест­ ное рабочее отношение к нему сплотили людей. Бригада Кузнецова одна из самых дружных на заво­ де. Когда к нему на прак­ тику приходят ребята из ГПТУ-12, микроклимат кол­ лектива так завораживающе на них действует, что, даже отслужив в армии, они стре­ мятся попасть в седьмую бригаду на постоянную ра­ боту. Дело здесь не в зара­ ботке, он примерно во всех бригадах одинаковый, а именно в той атмосфере взаимовыручки, доброжела­ тельности и интереса к делу, которая царит в коллективе. Такой он как руководи­ тель.. СОВЕТ ДА... РАСЧЕТ О необходимости создания совета бригадиров в объедине­ нии поговаривали уже дав­ но. Это диктовала жизнь. Су­ дите сами: иной раз, чтобы решить сложный производ­ ственный вопрос, бригадир обращается к мастеру, если у мастера нет для этого со­ ответствующих полномочий, он передает его начальнику участка, тот — начальнику цеха н так далее, по инстан­ циям, вплоть до главного инженера и директора. А время идет. Дело сто­ ит. Совет же бригадиров спо­ собен сократить эту «инстан- ционную» дистанцию до ми­ нимума. Контакт самый не­ посредственный: бригадир — Директор. И вот уже три года, как совет делает свое большое, важное дело. В то время, когда его организовывали, Виктор Михайлович был в отпуске. Председателем со­ вета он был избран заочно. Его деловитость, умение ви­ деть перспективу, принци­ пиальность, настойчивость и чисто человеческие качества хорошо всем известны. О том, как он выполняет об­ щественные обязанности, го­ ворит уже хотя бы тот факт, что на ежегодных перевыбо­ рах председателя руководить работой совета неизменно поручают ему. В совете —- четырнадцать наиболее авторитетных и опытных бригадиров. И хотя он — орган общест­ венный, власть у него есть. Решение совета, подписан­ ное генеральным директо­ ром, обретает силу приказа и обязательно к исполнению всеми работниками судовер­ фи. Раз в квартал собира­ ются бригадиры в кабинете директора, приглашаются сюда ведущие специалисты предприятия, и идет осно­ вательная разработка мно­ гих важных вопросов произ­ водства. Разумеется, установление контакта «бригадир — ди­ ректор» не ставило перед собой цели разрешить ка­ кие-то узкоспециальные про­ блемы. На повестке дня со­ вета стоят вопросы сокраще­ ния потерь рабочего време­ ни, наставничества, малой механизации, развития бригадных форм труда. Судоремонт — очень слож­ ное производство, и плани­ рование в нем — основа ос­ нов. Однако здесь нередки просчеты. — Дали, к примеру, бригаде план — отработать на таком-то судне тысячу часов, — рассказывает Вик­ тор Михайлович. — Каза­ лось бы, задание ясно — приступайте. Ан нет, или необходимые детали не по­ ставили, или сварщики мон­ тируют палубный настил и в машинном отделении сы­ плется окалина нам за ши­ ворот. Работать негде. На бумаге получается, что бригада интенсивно и пло­ дотворно отрабатывает эту самую тысячу часов, а на деле-то — простой. Пока об этом по инстанции узнает руководство, пока примет не­ обходимые меры... Совсем другое дело — совет. Если недогруз рабо- _- ты и конца ему в скором времени не предвидится, бригадир обращается в со­ вет, и этот вопрос будет ре­ шаться на внеочередном его заседании, какое проходило, например, в августе этого года. На повестке дня его стоял вопрос загрузки рабо­ той первого цеха. На совете присутствовали начальник цеха, бригадиры, начальники участков, мастера. Были своевременно приняты необ­ ходимые меры. Если раньше план давал­ ся бригаде, исходя из нормо- часов, и положение дел он отражал весьма приблизи­ тельно) то сейчас, по насто­ янию Кузнецова и других бригадиров, составлен чет­ кий график. В нем до мело­ чей предусмотрена работа всех звеньев производства, начиная с поставщика дета­ лей и заканчивая ремонтни­ ком. К каждой бригаде реше­ нием совета прикреплены теперь два инженера — кон­ структор и технолог. Такое инженерное обеспечение бла­ готворно действует на разви­ тие инициативы рабочих и бригадира. Теперь, при не­ обходимости, он может, по­ советовавшись с технологом, оперативно перестроить про­ изводственный процесс, из­ менить технологию. Инже­ нер-конструктор всегда по­ может грамотно оформить рационализаторское пред­ ложение, внедрить его в производство. За примером далеко хо­ дить не нужно. Есть в су- . доремонте операция — оп­ рессовка цилиндровых кры­ шек огневой камеры. Опе­ рация тяжелая, требующая больших затрат ручного тру­ да. Чтобы как можно плот­ нее завинтить здоровенные гайки стягивающих шпилек, приходится изо всех сил мо­ лотить по гаечному ключу кувалдой. А гаек таких мо­ жет быть до 32 штук. ЦПКТБ разработало черте­ жи устройства, облегчающе­ го этот труд, но было оно очень громоздким, около трех тонн весом. Приспособ­ ление же, предложенное Кузнецовым, гораздо про­ ще и эффективнее. Теперь 'завинчивать гайки не ' нуж- ; но таким «топорным» мето­ дом. А правильно оформить документы Виктору Михай­ ловичу помог прикрепленный к бригаде инженер-конструк-' тор Владимир Слепов. Вы- , года от такого сотрудничест­ ва производству очевидна. Совёт бригадиров помог организовать школы комму­ нистического труда на базе лучших комплексных бригад, производственно - техниче- : ские курсы для бригадиров и их заместителей. Трудно перечислить все его начина­ ния. И в их воплощении в жизнь немалая заслуга при­ надлежит председателю со­ вета Виктору Михайловичу; Кузнецову. Любое дело ком­ мунист доведет до конца.: Чтоб все было — с точ-1 ностью до сотых. С. МАРЧЕНКО. ПОРТРЕТЫ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ СТОЧНОСТЬЮдо сотых 30 сентября1983 года] оапшяциицШ!-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz