Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.
• СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПРЕДПРИИМЧИВОСТЬ • РАБОЧИЙ СТИЛЬ .Что в бригадире главное — профессиональное мас терство или организаторские способности? Однозначно на этот вопрос не ответишь. И трудно сказать, какое из этих качеств преобладает в Викторе Михайловиче Куз нецове, бригадире слесарей- судоремонтников первого цеха объединения «Мурман ская судоверфь». Наверное, все-таки бригадир начинает ся в нем с высокого мастер ства. Но вообще-то и про фессионализм опытного ра бочего, и умение руководить людьми очень тесно пере плетаются. У него типичная рабочая биография — почитай, еще пацаном, семнадцати не бы ло, пришел на СРЗ и вот уже тридцать лет занимает ся ремонтом судов. Сколько их было — можно ли со считать? Одних только раз новидностей около пятидеся ти: чего-чего, а уж однооб разия в работе судоремонт ника не найти. Вот и сей час седьмая бригада, кото рой руководит Кузнецов, ра ботает на шести разных су дах. Специального техническо го образования у Виктора Михайловича нет, А знаний, опыта работы накоплено столько, что Кузнецова мо жно считать в некотором ро де профессором судоремон та. Знаете, как устанавлива ют на судне вновь . готовый к работе блок цилиндров двигателя? Каждый ци линдр, в котором может по меститься человек, нужно отцентровать относительно оси коленвала и шатунной шейки с точностью до сотых долей миллиметра (толщина человеческого волоса, кста ти, пять сотых). Нетрудно представить, какая точность требуется в этом деле, — ювелирная! Ведь при малей шем смещении поршень за клинит, и двигатель выйдет из строя. Этой точности добивают ся так: натягивают внутри цилиндра стальную струну, относительно которой он должен быть безукоризнен но точно отцентрован, и с помощью штихмаса, спе циального инструмента для измерения внутренних диа метров, проверяют правиль ность центровки. Опытные, старые мастера могут отцентровать весь блок по звуку струны. Если он установлен точно, натя нутая струна издаст тот идеально ровный звук, ко торый заставит мастера сдержанно улыбнуться. Та ких мастеров в судоремонте единицы. Кузнецов один из них. — Был я недавно в Клай педе, в командировке по об мену опытом, — рассказы вает Виктор Михайлович,— тамошние судоремонтники проверяют центровку блока с помощью наушников, про пуская через струну элект рический ток. Но мне боль ше по душе наш метод — и проще, и дешевле. — А надежность? — Надежность?.. Ремон тировали мы главный дви гатель танкера «Нефте камск». Огромная махина. Цилиндры устанавливали на шим обычным способом — по звуку струны. И через полгода от экипажа танкера пришла телеграмма, в кото рой нас благодарили за от личный ремонт судна. Случай с «Нефтекам ском» _ не редкая удача, а закономерность, система, одно из многочисленных проявлений рабочего стиля бригады Кузнецова. Ремонт ное дело стало для Викто ра Михайловича смыслом жизни, и он не может де лать его плохо. И каждый из тридцати трех человек, работающих под его нача лом, может сказать о себе то же самое. Сколько рацпредложений, изобретений Кузнецова внед рено в производство, он точно не помнит. Много. Одно из последних: раньше прокладки на крышки ци линдров штамповали из ли стовой меди, при этом в от ход шло до восьмидесяти процентов металла. Он пред ложил нарезать полосы, сваривать их в кольца, а по том раскатывать роликом до нужной толщины. Отходы снизились до одного процен та. Не правда ли, ощутимая разница? Такой он как специалист. СПЛОЧЕННОСТЬ Он никогда не торопится. У него слишком мало вре мени, чтобы торопиться. Он все делает с основательнос тью настоящего рабочего че ловека. Поэтому всегда ус певает. — Виктор Михайлович, с чего начинается ваш рабо чий день? — Да вот видите все это ♦«железо», — он показывает глазами на нагромождения исполинских поршней, шату нов, цилиндров, распредва лов... Впрочем, нет — ника кое это не нагромождение, здесь все продумано-, все на своем месте. — Каждую де таль нужно довести до ума. Знай, когда, кому это пору чить, чем помочь, как спро сить за труд. Распределил работу в цехе — и на суда. Бывает, ночью проснешься, прикидываешь, как лучше расставить людей, а утром приходишь — новая срочная работа, нужно моментально перестраиваться... — А бывает так: не выхо дит что-нибудь, хочется бро сить все и уйти? — Нет. Когда не выхо дит, хочется сделать'. А бро сить все и уйти иногда хо чется, это когда недогруз работой, простои... Из-за недостатка запас ных частей простои в судо ремонте стали — увы! — привычным явлением. И за бота о том, чтобы свести их к минимуму, а если возмож но, и вовсе ликвидировать, большей частью ложится на плечи бригадира. В объ единении заведен такой по рядок: на рабочем. собра нии представители админи страции сразу отвечают на поступившие вопросы и кри тические замечания. И Вик тор Михайлович часто под нимается на трибуну, чтобы рассказать о проблемах своей бригады, сообща най ти решение этих проблем. Он говорит «без бумажки», но всегда конкретно, после довательно и логично. А если надо — ходит по отде лам, настаивает, ищет ре зервы, что-то переорганизо вывает и добивается ритмич ной работы. Одно из его ос новных качеств — это от мечают все, кто его знает, — настойчивость. Виктор Михайлович лю бит сам разбираться в осо бенно сложных узлах. Иног да сутками не уходит с .суд на. Его азартом заражается вся бригада. И дело идет — быстро и четко. Инициативу он всячески поощряет, час то, когда дает производст венное задание, говорит: «Подумай, как сделать это быстрее». Общее дело и об щее для всей бригады чест ное рабочее отношение к нему сплотили людей. Бригада Кузнецова одна из самых дружных на заво де. Когда к нему на прак тику приходят ребята из ГПТУ-12, микроклимат кол лектива так завораживающе на них действует, что, даже отслужив в армии, они стре мятся попасть в седьмую бригаду на постоянную ра боту. Дело здесь не в зара ботке, он примерно во всех бригадах одинаковый, а именно в той атмосфере взаимовыручки, доброжела тельности и интереса к делу, которая царит в коллективе. Такой он как руководи тель.. СОВЕТ ДА... РАСЧЕТ О необходимости создания совета бригадиров в объедине нии поговаривали уже дав но. Это диктовала жизнь. Су дите сами: иной раз, чтобы решить сложный производ ственный вопрос, бригадир обращается к мастеру, если у мастера нет для этого со ответствующих полномочий, он передает его начальнику участка, тот — начальнику цеха н так далее, по инстан циям, вплоть до главного инженера и директора. А время идет. Дело сто ит. Совет же бригадиров спо собен сократить эту «инстан- ционную» дистанцию до ми нимума. Контакт самый не посредственный: бригадир — Директор. И вот уже три года, как совет делает свое большое, важное дело. В то время, когда его организовывали, Виктор Михайлович был в отпуске. Председателем со вета он был избран заочно. Его деловитость, умение ви деть перспективу, принци пиальность, настойчивость и чисто человеческие качества хорошо всем известны. О том, как он выполняет об щественные обязанности, го ворит уже хотя бы тот факт, что на ежегодных перевыбо рах председателя руководить работой совета неизменно поручают ему. В совете —- четырнадцать наиболее авторитетных и опытных бригадиров. И хотя он — орган общест венный, власть у него есть. Решение совета, подписан ное генеральным директо ром, обретает силу приказа и обязательно к исполнению всеми работниками судовер фи. Раз в квартал собира ются бригадиры в кабинете директора, приглашаются сюда ведущие специалисты предприятия, и идет осно вательная разработка мно гих важных вопросов произ водства. Разумеется, установление контакта «бригадир — ди ректор» не ставило перед собой цели разрешить ка кие-то узкоспециальные про блемы. На повестке дня со вета стоят вопросы сокраще ния потерь рабочего време ни, наставничества, малой механизации, развития бригадных форм труда. Судоремонт — очень слож ное производство, и плани рование в нем — основа ос нов. Однако здесь нередки просчеты. — Дали, к примеру, бригаде план — отработать на таком-то судне тысячу часов, — рассказывает Вик тор Михайлович. — Каза лось бы, задание ясно — приступайте. Ан нет, или необходимые детали не по ставили, или сварщики мон тируют палубный настил и в машинном отделении сы плется окалина нам за ши ворот. Работать негде. На бумаге получается, что бригада интенсивно и пло дотворно отрабатывает эту самую тысячу часов, а на деле-то — простой. Пока об этом по инстанции узнает руководство, пока примет не обходимые меры... Совсем другое дело — совет. Если недогруз рабо- _- ты и конца ему в скором времени не предвидится, бригадир обращается в со вет, и этот вопрос будет ре шаться на внеочередном его заседании, какое проходило, например, в августе этого года. На повестке дня его стоял вопрос загрузки рабо той первого цеха. На совете присутствовали начальник цеха, бригадиры, начальники участков, мастера. Были своевременно приняты необ ходимые меры. Если раньше план давал ся бригаде, исходя из нормо- часов, и положение дел он отражал весьма приблизи тельно) то сейчас, по насто янию Кузнецова и других бригадиров, составлен чет кий график. В нем до мело чей предусмотрена работа всех звеньев производства, начиная с поставщика дета лей и заканчивая ремонтни ком. К каждой бригаде реше нием совета прикреплены теперь два инженера — кон структор и технолог. Такое инженерное обеспечение бла готворно действует на разви тие инициативы рабочих и бригадира. Теперь, при не обходимости, он может, по советовавшись с технологом, оперативно перестроить про изводственный процесс, из менить технологию. Инже нер-конструктор всегда по может грамотно оформить рационализаторское пред ложение, внедрить его в производство. За примером далеко хо дить не нужно. Есть в су- . доремонте операция — оп рессовка цилиндровых кры шек огневой камеры. Опе рация тяжелая, требующая больших затрат ручного тру да. Чтобы как можно плот нее завинтить здоровенные гайки стягивающих шпилек, приходится изо всех сил мо лотить по гаечному ключу кувалдой. А гаек таких мо жет быть до 32 штук. ЦПКТБ разработало черте жи устройства, облегчающе го этот труд, но было оно очень громоздким, около трех тонн весом. Приспособ ление же, предложенное Кузнецовым, гораздо про ще и эффективнее. Теперь 'завинчивать гайки не ' нуж- ; но таким «топорным» мето дом. А правильно оформить документы Виктору Михай ловичу помог прикрепленный к бригаде инженер-конструк-' тор Владимир Слепов. Вы- , года от такого сотрудничест ва производству очевидна. Совёт бригадиров помог организовать школы комму нистического труда на базе лучших комплексных бригад, производственно - техниче- : ские курсы для бригадиров и их заместителей. Трудно перечислить все его начина ния. И в их воплощении в жизнь немалая заслуга при надлежит председателю со вета Виктору Михайловичу; Кузнецову. Любое дело ком мунист доведет до конца.: Чтоб все было — с точ-1 ностью до сотых. С. МАРЧЕНКО. ПОРТРЕТЫ ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ СТОЧНОСТЬЮдо сотых 30 сентября1983 года] оапшяциицШ!-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz