Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.

Iin ass aan a■aаан aai К АПИТАН БМРТ «Лазурный» объединения «Мурман- рыбпром» Алексей Павлович Барабанов, желая с первых минут хоть немного распо­ знать характеры стоящих пе­ ред ним парней, внимательно вглядывался в их лица. — Значит, Архангельский рыбопромышленный закончи­ ли? Понятно. И, конечно, с хо­ ду на мостик рветесь? Тоже понятно. А ведь всех сразу на руль поставить не смогу, уважаемые стажеры. Поэтому придется... Барабанов помедлил. — Придется, товарищ ка­ питан, — сказал Валерий Бер- денников, один из новичков, — начинать нам с матросов рыбофабрики? Что ж, мы — «за»! Алексей Павлович улыбнул­ ся: видно, парень этот с ха­ рактером! — Организуем дело так, — подытожил он разговор, — чтобы за этот рейс вы не только ценз наплавали, но и прошли все рабочие ступень­ ки: рыбофабрику, палубу, руль... Будете хорошо знать все судовые работы — надеж­ ными штурманами станете. Тогда Валерий впервые ус­ лышал эти слова: «надежный штурман». После «Лазурно­ го», стажировка на котором дала ему очень много, напра­ вили Валерия на другой трау­ лер — «Внуково». Теперь уже помощником капитана. Наставником его там стал опытнейший капитан Лев Се­ менович Брейхман. ХОЧУ РАССКАЗАТЬ н а д е ж н ы й ш т у р м а н — Со штурманом встречно­ го судна не просто договари­ вайтесь о безопасном расхож­ дении, — учил Лев Семено­ вич, — а постарайтесь распо­ ложить коллегу к себе. Мо­ жет, вы его никогда не виде­ ли и не увидите, но будьте готовы всегда помочь ему ин­ формацией. Да и не стесняй­ тесь сами порасспросить его. Уроки не проходили впус­ тую. Молодой штурман рос, как говорится, с каждой вах­ той. Спустя некоторое время его уже не заставали врасплох вопросы капитана о местона­ хождении косяка. * * ★ ...Надежды на успех не бы­ ло. Шторм разогнал мойву, эхолот лишь изредка «рисо­ вал» разбросанные по раз­ ным глубинам небольшие скопления рыбы. — Косяки - призраки остав­ ляю тебе, Валера, — невесело пошутил сдававший вахту штурман. Берденников не ответил. Не до шуток было. Только что позвонил рыбмастер и как холодной водой окатил: фаб­ рика стоит, рыбный бункер пуст. Рулевой матрос наблюдал за штурманом, пытавшимся загнать «косяки-призраки» в трал. Вдруг Берденников подошел к микрофону и скомандовал старшему матросу, стоявшему у траловой лебедки: — Вира! Двести метров на стопор! Рулевой, бывалый моряк, с недоумением посмотрел на самописец гидроакустической стенции. Вот трал медленно вышел на горизонт 75 метров, а поисковый прибор по-преж- нему показывает неутешитель­ ную картину. — А, зряшные эксперимен­ ты. Только лишняя работа, — проворчал рулевой, но вне­ запно осекся: перо самопис­ ца эхолота нарисовало жир­ ную «спичку» — так выглядит плотный косяк мойвы. Через три минуты прибор показал хороший заход рыбы в трал. — Валерий Николаевич, как вы догадались? — восхищенно спросил рулевой. — Как? Помогли уроки мо­ их бывших наставников. ...Ловилась калянусная мой­ ва. Потом подъемы пошли вперемешку с сайкой. План выпуска пищевой продукции был под угрозой срыва. По­ стоянные подвахты изматыва­ ли моряков. И только. Тогда и приспособились ра­ ботать в паре с БМРТ «Туман-2». Выходили на обнаруженный косяк на контркурсах. Если один экипаж «ухватывал» го­ лову косяка, то сообщал об этом штурману встречного судна. Косяки были подвиж­ ными, и не раз случалось, что оба траулера проходили ми­ мо нйх. В этом случае дела­ ли разворот через один и тот же борт и снова шли навстре­ чу друг другу. В выигрыше оказались оба экипажа. * * Иг ...На смену вахт второй по­ мощник капитана В. Н. Бер­ денников пришел, как обыч­ но, за 10 минут. В районе промысла работа­ ло около пятидесяти судов. Сгущался туман. Поэтому Валерий предупредил треть­ его штурмана Олега Платов­ ского, что сегодня понадобит­ ся его помощь: придется вый­ ти на подвахту. Полчаса спустя плотный ту­ ман снизил видимость практи­ чески до нуля. Каждый судо­ водитель занимался своим де­ лом: Олег — промысловой работой, а Валерий следил с помощью радиолокатора за окружающей обстановкой и вслушивался в сигналы встреч­ ных судов. Вдруг раздался телефон­ ный звонок. Взволнованный голос вахтенного механика требовал экстренной останов­ ки главного двигателя, полом­ ка грозит бедой. Видимо, нет надобности объяснять, какую опасность представляет собой неуправ­ ляемый траулер в центре группы судов, да еще когда видимости никакой. Нужно было действовать решительно и быстро. Олег взял на себя руководство па­ лубной командой, приказал срочно поднимать трал. Вале­ рий, предупредив капитана о происшествии, стал извещать об опасности судоводителей близко идущих судов. Двигатель остановился, ког­ да уже были отключены тра­ ловые доски. Выборку кабе­ лей и трала заканчивали в дрейфе. Через некоторое вре­ мя неисправность была устра­ нена. * * * Ныне трудовой стаж у Ва­ лерия Николаевича Берденни- кова— 12 лет. Он уже стар­ ший помощник капитана, на­ гражден знаком «Ударник 11-й пятилетки», заканчивает пя­ тый курс Ленинградского ин­ ститута инженеров водного транспорта. А впереди — новые дали... В. МИКОЛЮК, инженер ЦПКТБ. ФОТОРЕПОРТАЖ И ТОГДА ВОДА HAN КАК ЗЕМЛЯ Давно уже о борта этого судна не бьется тяжелая океанская волна. А вместе с тем моряки на нем пережи­ вают ситуации, в которых иному «морскому волку» не пришлось ни разу побывать. Не смотрите, что сидят эти парни вот так спокойно за столами. В любую мину­ ту может прозвучать сигнал тревоги. Какой? «Пожар», например, или «человек за бортом». И тут уж нужно суметь на деле продемонстрировать все то, чему тебя научили. Суд­ но ведь так и называется — учебно - тренировочное. Они есть почти в каждом флоте Северного бассейна. У тралфлотовцев — это БМРТ «Златоуст», у моря­ ков «Севрыбпромразведки» — БМРТ «Жигулевск»* у мурманрыбпромовцев — БМРТ «Самшит»,, на кото­ ром . и были сделаны эти снимки. • Для чего же нужны такие учебно - тренировочные су­ да (УТС)? Дело в том, что работа в море связана с опасностью и риском. И случись какая непредвиден­ ная ситуация, каждый мо­ ряк должен знать, как себя вести при этом, чтобы пре­ дотвратить беду. На УТС пришедшие на флот новички учат устав, устройство суд­ на, правила техники безо­ пасности, тренируются в спуске и подъеме шлюпок, отрабатывают действия по тревогам. Есть на «Самшите» и штурманский класс. Ясное дело — он не для новичков. Судоводители занимаются здесь перед очередной ат­ тестацией, знакомятся и осваивают новое радиолока­ ционное оборудование, при­ боры. Проходят подготовку на УТС также мастера лова и судоводители: они изуча­ ют правила рыболовства. На упомянутом выше БМРТ «Златоуст» есть еще специальный класс для ме­ хаников. У мурманрыбпро- мовцев на учебном судне такого пока нет. Но будет... А пока механики проходят подготовку непосредственно в службе управления. ...О борт УТС «Самшит» давно не бьется тяжелая океанская волна. Судно мир­ но притулилось к одному из причалов рыбного порта. Здесь люди готовятся к встрече с морем. В. ВАЛЕРЬЯНОВ. На снимках: занятия ве­ дет начальник штурманско­ го класса, капитан дальнего плавания Д. И. Ионявин (слева); четвертый механик В. И. Дмитрук сдает зачет (вверху); новички слушают внимательно (справа внизу). Фото В. КОРЕЦКОГО. 23 сентября1983 года] РЫБНЫЙ МУРМАН ii u H u u ui iiu m u ui ii m w u i

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz