Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.
Iin ass aan a■aаан aai К АПИТАН БМРТ «Лазурный» объединения «Мурман- рыбпром» Алексей Павлович Барабанов, желая с первых минут хоть немного распо знать характеры стоящих пе ред ним парней, внимательно вглядывался в их лица. — Значит, Архангельский рыбопромышленный закончи ли? Понятно. И, конечно, с хо ду на мостик рветесь? Тоже понятно. А ведь всех сразу на руль поставить не смогу, уважаемые стажеры. Поэтому придется... Барабанов помедлил. — Придется, товарищ ка питан, — сказал Валерий Бер- денников, один из новичков, — начинать нам с матросов рыбофабрики? Что ж, мы — «за»! Алексей Павлович улыбнул ся: видно, парень этот с ха рактером! — Организуем дело так, — подытожил он разговор, — чтобы за этот рейс вы не только ценз наплавали, но и прошли все рабочие ступень ки: рыбофабрику, палубу, руль... Будете хорошо знать все судовые работы — надеж ными штурманами станете. Тогда Валерий впервые ус лышал эти слова: «надежный штурман». После «Лазурно го», стажировка на котором дала ему очень много, напра вили Валерия на другой трау лер — «Внуково». Теперь уже помощником капитана. Наставником его там стал опытнейший капитан Лев Се менович Брейхман. ХОЧУ РАССКАЗАТЬ н а д е ж н ы й ш т у р м а н — Со штурманом встречно го судна не просто договари вайтесь о безопасном расхож дении, — учил Лев Семено вич, — а постарайтесь распо ложить коллегу к себе. Мо жет, вы его никогда не виде ли и не увидите, но будьте готовы всегда помочь ему ин формацией. Да и не стесняй тесь сами порасспросить его. Уроки не проходили впус тую. Молодой штурман рос, как говорится, с каждой вах той. Спустя некоторое время его уже не заставали врасплох вопросы капитана о местона хождении косяка. * * ★ ...Надежды на успех не бы ло. Шторм разогнал мойву, эхолот лишь изредка «рисо вал» разбросанные по раз ным глубинам небольшие скопления рыбы. — Косяки - призраки остав ляю тебе, Валера, — невесело пошутил сдававший вахту штурман. Берденников не ответил. Не до шуток было. Только что позвонил рыбмастер и как холодной водой окатил: фаб рика стоит, рыбный бункер пуст. Рулевой матрос наблюдал за штурманом, пытавшимся загнать «косяки-призраки» в трал. Вдруг Берденников подошел к микрофону и скомандовал старшему матросу, стоявшему у траловой лебедки: — Вира! Двести метров на стопор! Рулевой, бывалый моряк, с недоумением посмотрел на самописец гидроакустической стенции. Вот трал медленно вышел на горизонт 75 метров, а поисковый прибор по-преж- нему показывает неутешитель ную картину. — А, зряшные эксперимен ты. Только лишняя работа, — проворчал рулевой, но вне запно осекся: перо самопис ца эхолота нарисовало жир ную «спичку» — так выглядит плотный косяк мойвы. Через три минуты прибор показал хороший заход рыбы в трал. — Валерий Николаевич, как вы догадались? — восхищенно спросил рулевой. — Как? Помогли уроки мо их бывших наставников. ...Ловилась калянусная мой ва. Потом подъемы пошли вперемешку с сайкой. План выпуска пищевой продукции был под угрозой срыва. По стоянные подвахты изматыва ли моряков. И только. Тогда и приспособились ра ботать в паре с БМРТ «Туман-2». Выходили на обнаруженный косяк на контркурсах. Если один экипаж «ухватывал» го лову косяка, то сообщал об этом штурману встречного судна. Косяки были подвиж ными, и не раз случалось, что оба траулера проходили ми мо нйх. В этом случае дела ли разворот через один и тот же борт и снова шли навстре чу друг другу. В выигрыше оказались оба экипажа. * * Иг ...На смену вахт второй по мощник капитана В. Н. Бер денников пришел, как обыч но, за 10 минут. В районе промысла работа ло около пятидесяти судов. Сгущался туман. Поэтому Валерий предупредил треть его штурмана Олега Платов ского, что сегодня понадобит ся его помощь: придется вый ти на подвахту. Полчаса спустя плотный ту ман снизил видимость практи чески до нуля. Каждый судо водитель занимался своим де лом: Олег — промысловой работой, а Валерий следил с помощью радиолокатора за окружающей обстановкой и вслушивался в сигналы встреч ных судов. Вдруг раздался телефон ный звонок. Взволнованный голос вахтенного механика требовал экстренной останов ки главного двигателя, полом ка грозит бедой. Видимо, нет надобности объяснять, какую опасность представляет собой неуправ ляемый траулер в центре группы судов, да еще когда видимости никакой. Нужно было действовать решительно и быстро. Олег взял на себя руководство па лубной командой, приказал срочно поднимать трал. Вале рий, предупредив капитана о происшествии, стал извещать об опасности судоводителей близко идущих судов. Двигатель остановился, ког да уже были отключены тра ловые доски. Выборку кабе лей и трала заканчивали в дрейфе. Через некоторое вре мя неисправность была устра нена. * * * Ныне трудовой стаж у Ва лерия Николаевича Берденни- кова— 12 лет. Он уже стар ший помощник капитана, на гражден знаком «Ударник 11-й пятилетки», заканчивает пя тый курс Ленинградского ин ститута инженеров водного транспорта. А впереди — новые дали... В. МИКОЛЮК, инженер ЦПКТБ. ФОТОРЕПОРТАЖ И ТОГДА ВОДА HAN КАК ЗЕМЛЯ Давно уже о борта этого судна не бьется тяжелая океанская волна. А вместе с тем моряки на нем пережи вают ситуации, в которых иному «морскому волку» не пришлось ни разу побывать. Не смотрите, что сидят эти парни вот так спокойно за столами. В любую мину ту может прозвучать сигнал тревоги. Какой? «Пожар», например, или «человек за бортом». И тут уж нужно суметь на деле продемонстрировать все то, чему тебя научили. Суд но ведь так и называется — учебно - тренировочное. Они есть почти в каждом флоте Северного бассейна. У тралфлотовцев — это БМРТ «Златоуст», у моря ков «Севрыбпромразведки» — БМРТ «Жигулевск»* у мурманрыбпромовцев — БМРТ «Самшит»,, на кото ром . и были сделаны эти снимки. • Для чего же нужны такие учебно - тренировочные су да (УТС)? Дело в том, что работа в море связана с опасностью и риском. И случись какая непредвиден ная ситуация, каждый мо ряк должен знать, как себя вести при этом, чтобы пре дотвратить беду. На УТС пришедшие на флот новички учат устав, устройство суд на, правила техники безо пасности, тренируются в спуске и подъеме шлюпок, отрабатывают действия по тревогам. Есть на «Самшите» и штурманский класс. Ясное дело — он не для новичков. Судоводители занимаются здесь перед очередной ат тестацией, знакомятся и осваивают новое радиолока ционное оборудование, при боры. Проходят подготовку на УТС также мастера лова и судоводители: они изуча ют правила рыболовства. На упомянутом выше БМРТ «Златоуст» есть еще специальный класс для ме хаников. У мурманрыбпро- мовцев на учебном судне такого пока нет. Но будет... А пока механики проходят подготовку непосредственно в службе управления. ...О борт УТС «Самшит» давно не бьется тяжелая океанская волна. Судно мир но притулилось к одному из причалов рыбного порта. Здесь люди готовятся к встрече с морем. В. ВАЛЕРЬЯНОВ. На снимках: занятия ве дет начальник штурманско го класса, капитан дальнего плавания Д. И. Ионявин (слева); четвертый механик В. И. Дмитрук сдает зачет (вверху); новички слушают внимательно (справа внизу). Фото В. КОРЕЦКОГО. 23 сентября1983 года] РЫБНЫЙ МУРМАН ii u H u u ui iiu m u ui ii m w u i
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz