Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.

I П О ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ ГЕРОИ АРКТИКИ «Дорогая редакция! Спа­ сибо за интересную публи­ кацию «Загадка «Н-209». Н ельзя л и продолжить тему кФилателия и Арктика»? Например, хотелось бы по­ дробнее узнать о первом полярном летчике Яне На- гурском». С уважением — Сергеева. г. Мурманск. Мы будем говорить о поле­ та х на аппаратах тяжелее воз­ духа, то есть на самолетах, но упом януть следует и о пер­ вой по пы тке полета к Север­ ном у полю су на воздушном шаре. 11 июля 1897 года швед­ с ки й инж енер Соломон А вгуст Андре с двумя спутникам и Нильсом Стриндбергом и К н у­ том Френцелем вылетели с острова Датского, располож ен­ ного у северо-западного бере­ га Ш пицбергена. Только через 33 года на острове Белом бы­ ла найдена брезентовая лод­ ка, в ней бортовой ж урнал и поблизости — останки аэро­ навтов. О казалось, что 14 ию ­ ля они совершили вы нуж д ен­ ную посадку и двинулись на восток к Земле Ф ранца-И оси­ фа. Есть основания полагать, что погибли они во второй по­ ловине октября из-за употреб­ ления в пищ у мяса белого медведя. Нельзя обойтись и без очень кр а тко го напом инания о собы­ тия х, предш ествовавш их втор­ ж е н и ю самолетов в небо А р к ­ ти ки . 1912 год был богат поляр­ ными экспедициям и. В А р к т и ­ к у вышли В. А. Русанов на «Геркулесе», Г. Л. Брусилов на «Святой Анне» и Г. Я. Седов на «Святом м ученике Ф оке». Радио на судах не было, и когда почти два года об э кс ­ педициях ничего не было изве­ стно, общ ественность потребо­ вала начать поиски. К Новой Земле и к ЗФИ направили су­ да. Поиски возглавил капитан 1-го ранга Ислямов, находив­ ш ийся на пароходе «Герта». Впервые в истории в состав экспед иции вклю чили самоле­ ты . Это были ф ранцузские «Фарманы». Летный состав тр е х гидропланов состоял из пилотов: Александрова, Евсю- кова и Н агурского. Только Н агурском у довелось совер­ ш ить полеты в небе А р кти ки . Александров разбил свой «Фар- ман» при первой по пы тке под­ няться в воздух, а Евсюков совсем отказался от полетов. Поляк на русской военной служ бе Ян Иосифович Нагур- ски й с м ехаником Евгением Кузнецовы м и с разобранным для удобства транспортировки самолетом были оставлены на Новой Земле, на льду бухты Крестовой, а «Герта» двину­ лась к ЗФИ. Стоит сказать, что «Фарман» те х лет представлял собою биплан — «этаж ерку» с дере­ вянным и распоркам и, с ма­ ленькой кабиной, с двигате­ лем 70 л. с., развивавш им с ко ­ рость около 90 км в час! Трудно представить, ка к двое см ельчаков, пилот и м еханик, собрали самолет и к а к л е тчи к поднимал его с неровного льда, к а к осущ еств­ лял полеты и посадки. И все ж е Н агурски й летал, подни­ маясь на вы соту до 1500 мет­ ров и совершая полеты дли­ тельностью более пяти часов! По свидетельству замеча­ тельного ленинград ского пи ­ сателя Ильи Я ковлевича Браж- нина, в фондах ленинградского музея А р к ти к и и А н та р кти ки хранятся ф отографии тех лет, На фото, датированном 1914 годом, запечатлены самолет и стоящ ий рядом Ян Иосифо­ вич Н агурски й. Полярный ле тчи к Н агур­ ский родился в 1888 году, пос­ ле полетов в А р кти ке участво­ вал в первой мировой войне, а затем с разреш ения Совет­ ского правительства остался на родине. Он первым в мире совершил «мертвую петлю» на гидроса­ молете. Позднее работал в Польше инж енером - ко н с тр у к­ тором в области сахарного производства, занимался об­ щ ественной и литературной деятельностью . На Земле Ф ран­ ца-Иосифа его именем названа полярная станция. ПРИМЕЧАНИЕ. Для справки филателистам сообщаем, что л етчику Я ну Н агурском у еще не посвящ ались вы пуски поч­ товы х м арок и конвертов. Эк­ спедиция С. А. Андре отмече­ на почтовой м аркой Швеции (1973 г.) и Монголии (1932 г.). А. КАУФМАН, действительный член Географического общества СССР. iM iiit M iiiiitiiH iifiiiiiH M iiiiiiH iiitiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiitM iiiiiiiiiiiim iiiiH iiiiiiiit i^ = • Р е к л ам а • О б ъ я в л е н и я • § С ПРОМЫСЛА- В ПО РТ По предварительным данным диспетчерских служб флотов, сегодня ожидаются: БАТ- 0058 «Капитан Маклаков», члены экипажа БМРТ-401 «Ор­ бита» самолетом из Москвы рейсом № 2341 (26 человек), плавбаза «Сергей Василисин»; завтра: ПСТ-1334 «Заставна», члены экипажа БМРТ-401 «Ор­ бита» самолетом из Москвы рейсом № 2339 (50 человек), транспортный рефрижератор «Космонавт Гагарин»; 18 сентября: СРТ-840 «Мед­ вежий»; 20 сентября: ПСТ-1360 «Моз­ док», остальные члены эки­ пажа БМРТ-401 «Орбита» са­ молетом из Москвы рейсом № 2341; 21 сентября: транспортный рефрижератор «Александр Иванов»; 22 сентября: БМРТ-406 «Спутник». ^Jll 111!1111111111111!!! 11i 111111111!11111111111111£ ф О Т О У / Ц э / ^ К Д О = ш ш m m m m m ■zz Специалистов промысловых, = ~ рыбоперерабатывающего и = zi транспортного флотов рыбной = ЕЕ промышленности может, не- = Е сомненно, заинтересовать п — план выпуска литерату- 5 Ё ры издательства «Транспорт». Е Ё Например, книга «Эконо- ё Ё мические и эксплуатацией- Е Е ные проблемы произведет- Е Е венно-хозяйственной деятель- Е Е ности морского транспорта». Е Е Научным работникам, ко- — Е мандному составу морских ■- = судов, специалистам эксплуа- Е Ё тационных коммерческих и Е = юридических служб пароход- = = ства и рыбного хозяйства мо- ~ = жет понадобиться книга «Пра- = = зовые вопросы морской пере- = = возки грузов и безопасности = = мореплавания». В ней рас- — ~ сматриваются проблемы пра- = = вового регулирования морской =: ~ перевозки грузов в связи с = ~ принятием новых междуна- г: =: родных конвенций, правового =: := обеспечения безопасности — zz международного мореплава- — z: ния и имущественных интере- Е п сов морских пароходств. гг «Техническое обслуживание Е = и ремонт морских судов». Е г: В этой книге приведены ре- Е = комендации и предложения Е =: по совершенствованию и Е = повышению эффективности Е = непрерывной системы техии- Е z: ческой эксплуатации судов. = z: Книга адресована командному = z: составу транспортного и про- = — а/ыслового флэтов, специа- = Е листам пароходства. Им будет = Е также интересен сборник = Е «Технология морской пере- = Е возки грузов». = Е Внимание инженерно-техни- = Е ческих работников, зани- z: Е мающихся созданием и эк- — = сплуатацией средств противо- z: ~ коррозионной защиты судов, Е = привлечет книга авторов А. М. Е = Вишневского, Ю. Я. Иосссль, Е = Э. Ф. Макарова «Электрокор- Е = розия .морских сооружений» Е Е (Изд-во «Судостроение»). Е i: Эти и многие другие книги. Е z: вы можете приобрести, толь- Е jjZ КО оформив подписку В КНИ- 5; z: жном магазине. Подписка про- — z: водится до 31 декабря 1983 г. = = Л. ТЕЛЕБИНА, товаровед = = по рекламе облкниготорга. Е 111111i!i 1111111111111И11111111111111111111111!1~F. >ИДЯВ— 1 «ишшич ■ — ----- — Ш мШ ж ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ * ПАССАЖИР, Фото В. КОНОНОВА. I Э ТО ИНТЕРЕСНО » = «ВТОРАЯ молодость ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНИ Подошли к кон ц у работы по реставрации знаменитой Эйфелевой башни в Париже. Их главная цель заклю чалась в том, чтобы укр е п и ть сталь­ ные ко н с тр у кц и и основания, которы е за последние несколь­ ко десятилетий деформирова­ лись в результате различны х дополнительны х нагрузок, не предусм отренны х в проекте ее создателя — ф ранцузского ин­ ж енера А. Г. Эйфеля. После того ка к в 1889 году строительство башни было за­ вершено, на трех ее этаж ах было построено несколько ма­ газинов и ресторанов. Именно эти, предназначенные для ту ­ ристов «архитектурны е изли­ шества», к которым в середи­ не этого века прибавились ре­ трансляционны е станции ра­ дио- и телеком паний, и приве- ,ли к деформации опор. До реставрации общий вес стальны х ко н с тр у кц и й соору­ ж ения составлял 7,5 ты сячи тонн, а вес разм ещ енны х на них различны х построек — 3,5 ты сячи. В ходе работ спе­ циалисты не только укрепили оперные балки основания, но и значительно облегчили все сооруж ения. Благодаря изго­ товлению ко н с тр у кц и й из но- зы х, более прочны х сплавов и замене ими части опор вес башни ум еньш ился на 1 ты ­ сячу тонн. Во время реставрации были построены такж е четыре но­ вых лифта, которы е позволя­ ют ликвидировать бесконечные очереди посетителей, часами простаивавш их у старого подъ­ ем ника. Одновременно пере-, оборудованы м ногие смотровые площ адки, построены новые, более удобны е лестницы. Кро­ ме того, стальны е ко н стр укц и и по кры ты теперь новой спе­ циальной м астикой, позволяю ­ щей, по м нению учены х, п р а к­ тически полностью предотвра­ тить корр озию металла. Эйфелева башня, ставшая своеобразным символом фран­ цузской столицы , остается са­ мой популярной достоприм еча­ тельностью П арижа. Она о ж и ­ дает 100-миллионного посети­ теля. Юрий КОРОЛЕВ, корр. ТАСС. Париж. УПРАВЛЕНИЕ «СЕВРЫБСБЫТ» .— мастеров - приемщиков, штукатура - маляра, камен­ щиков, грузчиков, плотника, водителя, инженеров - техно­ логов, газоэлектросварщика 3—-4 разряда, электрика 3—4 разряда. Обращаться: управление «Севрыбсбыт», отдел кадров, рыбный порт-1. Телефон 7-61-83. МУРМАНСКИЙ МОРСКОЙ РЫБНЫЙ ПОРТ на постоянную работу — сти­ видоров, инженера-теплотех- ника, инженера - механика, грузчиков по выгрузке рыбы из судов (оплата труда сдель­ но-премиальная, выдаются та­ лоны на питание), слесарей- ремонтников. слесарей-сан- техников, . электрогазоса'ар- щиков, электромонтеров по ремонту и обслуживанию промышленного оборудова­ ния, трактористов, водителей автопогрузчика, бульдозе­ ристов, аккумуляторщиков, береговых матросов, штука- туров-маляров, кровельщи­ ков. плотников, такелажни­ ков, кузнеца, изолировщика, пилоиожеточа-пилостава, же­ стянщика, уборщиц, гардероб- щиц-уборщиц, дворников. Для работы в железнодо­ рожном хозяйстве — маши­ ниста подъемно-рихтовочной машины, дежурных по пере­ езду, монтеров пути. Для работы на плазмастер- ской «Кольская» — инжене- ра-конструктора, мастера тру­ бопроводного участка, кузне­ ца ручной ковки, токаря, сле- сарей-судоремонтников. Для работы в яслях-саде— кухонных рабочих, нянь (с предоставлением общежи­ тия), слесаря-электрика. Одиноким мужчинам пре­ доставляется благоустроен­ ное общежитие. Обращаться по адресу: ул. Траловая, 87, отдел кадров. К СВЕДЕНИЮ | ВКЛАДЧИКОВ | По сберегательной книжке, Е выданной подотчетной сбере- = гательной кассой Первомай- = ского района, вкладчик можег по своему желанию получить ^ и внести деньги в центральной = сберегательной кассе, которая находится по ул. Баумана, — д. 29. Е Часы работы: с 8 час. 30 — мин. до 19 час. 30 мин., пе- — рерыв на обед с 14 до 15 ча- — соз. — Выходной день — воскре- — сен:>е. Е Центральная сберегательная = касса N9 3216 Е Первомайского района ^ г. Мурманска. Е ш з з ш п I КИНОТЕАТРЫ 1 «МУРМАНСК» Е (А втоответчик: 4-52-88) S 16— 18 сентября: «Среди нор- = шунов» — в 10; «Демидовы» — — в 12, 15, 18. 21; 19 — 22 сен- = тября: «Без свидетелей» — в — 10, 12, 14, 16, 17.50, 19.40, = 21.50 = «РОДИНА» Е (А втоответчик: 5-25-47) := 16 сентября: «М агистраль» = — в 12, 10, 20; 17 сентября — — «Такой лжец» — в 10.30, 13.15, — 16.10, 18.45, 21.30; «Зигзаг уда- - чи» — в 10, 14, 18, 22; 18 сен- = тября: «Зайка - зазнайка» — ^ в 10; «Магистраль» — в 12, Е 16, 20; «Таной лжец» — в — 10.30, 13.15, 16.10, 18.45, 21.30. - « м и р » Е (А втоответчик: 3-17-88) — 16 сентября: «Спокойствие Е отменяется» — в 10, 11.30, 13, Z. 14 30. 21.40; «Табор уходит □ г: небо» — в 16; «Без сойдете- = лей» — в 17.45: 17 сентября: = «Спокойствие отменяется» — “ в 10, 11.30, 13, 14.30, 18.20, г 21.40; «П а ц аны »_ — в 16; 18 — сентября: «Долгий путь в ш ко- — лу» — в Ю; «С покойствие от- = меняется» — в 11.30, 13, 14.30, г: 19.20, 21.30; 19 сентября: «Дол- г гий путь в ш колу» — в 10; = «Тайна ка р п а тс ко го замка» — — в 11.30, 13. 14.30; «Вторая ж е- = на» — в 16, 17.40, 19.20, 21.30; = 20 —22 сентября: «Тайна кар- = па тского замка» — в 10, 11.30, ^ 14 30 17.40; «Вторая ж е н а »— = в 13,’ 16, 19.20, 21.30. = «СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ» Е (А втоответчик: 6-22-37) — 16 — 18 сентября: «Тайна кар- ■= па тского замка» -— в 10, 11.30, — 13.15, 16.30, 18 15. 20, 21.40; = «Васса» — в 10.30, 13, 16, 18 30 21.15; «Емельян Пуга- = чев» ’ — в 17.20; 1 8 -2 2 сен- = тября: «По законам военного — времени» — в 10.15, 12, 14, » 16, 17.45, 19.30, 21.30; «Такой ^ лжец» — в 10.30, 13, 16.15, — 18.45, 21.15; 19 —20 сентября: — «Секретная миссия» — в 17, _ 19, 21; 21—22 сентября: «Це- ~ ну’ смерти спроси у мертвых» ^ — в 17, 19, 21. =: «АВРОРА» = (А втоответчик: 3-80-74) — 16 — 17 сентября: «Избран- Е ные» — в 15, 18, 20.40; 18 сентября: «Снежная королева» — — в 13; «И збранные» — в 15, — 18, 20.40; 19 —21 сентября: Е «М агистраль» — в 14.30, 16, — 17.50, 19.40, 21.30; 22 сентяб- г ря: «Портрет зам уж ней ж ен- = щины » — в 14.30, 16, 17.50. Е 19.40, 21.50, = : В салоне полуфабрикатов Е Мурманской фабрики ремон- : та и пошива одежды имеют- : ся в большом выборе лолу- : фабрикаты форменных кос- Е тюмов для моряков, мужские Е сорочки из различных тка- Е ней хлопчатобумажных, Е шерстяных и синтетических; : форменные фуражки, галсту- Е ки, погоны. : Адрес салона; уд, Шмид- Е та, 43, телефон 7-73-69. Е Время работы: с 10 до 21 Е часа, перерыв с 15 до 16 ча- Е сов. В субботу — с 10 до = 17 часов бэз перерыва. : Выходной день — воск- = рёсенье. ~ i!! I! 1111111: 11111111111111111111111! 1111111111: 1111111111111;11! I! 11111111111i 11111111; 1111111111^ Зам. редактора В, В. ШИГАНОВ. 183027, Мурманск, ул. Павлова, 21 (вюрой этаж|. ТЕЛЕФОНЫ: приемная редактора — 6 S3 61; заместитель ре­ дактора — 6-67-03; ответственный секретарь — 6 25 37. ОТДЕЛЫ: партийной жизни и пропаганды — 6 67 03; береговых предприятий — 6 62-15; промышленного рыболовств? — 6-13 59; писем — 6 44-78; культуры и быта, информации и спорта — 6 02-93. Мурманская областная типография, г. Мурманск, ул. К. Маркса, 18. «Рыбный Мурман». Индекс 52832. Тираж 16.000. Зак. 6108. ПН-05355.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz