Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.

• ЗА РУБЕЖОМ: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА • США Рок против Рейгана Н азвания у м узы кальны х гр уп п хлесткие, причудливы е: «Запрещенные», «ьелое ж ю ри пр исяж ны х», «Мертвые Кенне­ ди», «Реальный враг». Но не в названиях дело, хотя и они о ка ко й -то степени отражаю т боевитость творчества гги х ребят. Эти м узы кальны е ансамбли — а их приблизительно 90 — вы ступаю т в самы х разны х соврем енны х м узы кальны х ж анра х. Они объединились по­ том у, что были отвергнуты боссами граммоф онной инду­ стрии и концертны м и импре­ сарио. О твергнуты потому, что пою т они на очень у ж «ради­ кальны е темы». Например, о том, что действительно волну­ ет м иллионы молодых людей США. О тех, нто, скаж ем , о ка ­ зался без работы после о ко н ­ чания колледжа, о тех, кто в такой колледж вообще не смог поступить из-за цвета своей нож и, о тех, кто познает пре­ лести здешней «демократии» через удары полицейских д у­ бинок. Их вы ступлений, одна- но, не услыш иш ь по радио. Для боссов шоу-бизнеса это «прокаж енны е». Не потому, что м узы кантам и певцам не­ достает мастерства и профес­ сионализма. Этим они м оф т поделиться с иными общ епри­ знанны м и «звездами» поп-му- зы ки. Скорее потому, что ре­ пертуар у них не уклады вает­ ся в прокрустово ложе раз­ влекательности и политиче­ ской лояльности, установлен­ ной ны неш ним и хозяевами Бе­ лого дома. «Рок против Рейгана» — та к довольно необычно назы ­ вается общенациональная ор­ ганизация, в которую объеди­ нились эти ансамбли, пред­ ставляющ ие ам ериканских мо­ лодых м узы кантов, у которы х ж ива граж данская совесть. Это облеченный в оригиналь­ ную м узы ка льн ую форму про­ тест против реакционного курса нынешней ваш ингтон­ ской администрации. «Мы, — пиш ут руноводители организа­ ции в газете «Овертроу», — пытаемся синтезировать гнев молодой Ам ерики, активно способствуем с помощ ью м у­ зы ки единению людей, кото­ рые никогда раньш е не участ­ вовали в борьбе, а сейчас ре­ ш ились на это». С марта «Рок против Р ейга­ на» гастролирует по Соединен­ ным Ш татам. И где бы ни вы ­ ступали ребята, их концерты превращ аю тся в активны й, страстны й диалог с аудито­ рией о проблемах современ­ ной Ам ерики, о борьбе за пе­ ремены в ней. 4 июля, в Национальный день независимости США. «Рок против Рейгана» был гостем В аш ингтона. У белоснежного мраморного мемориала Л ин­ кольна собралось около 10 ты ­ сяч молодых американцев. Один из представителей ор га­ низации — Лесли Моррисон — сказал мне, что концерт стал своего рода ответом про­ грессивной ам ериканской мо­ лодежи на «официальные тор­ жества» в столице по случаю Дня независим ости, на запрет, наложенны й твердолобым ми­ нистром внутренних дел Дж ей­ мсом Уоттом на вы ступление «непатриотичны х» гр уп п в цен­ тре В аш ингтона. •с е . считает Лесли Морри­ сон, зависит от того, что по­ ним ать под истинны м патрио­ тизм ом . Разве не патриотич­ но то, что талантливая м узы ­ кальная группа с необычным названием «Транснациональ­ ные корпорации смерти» в своих вы ступлениях бичует вмешательство' Вашингтона в Центральной Америке. На облож ке последнего дис­ ка этой груп пы , которы й она, кстати, вы пустила на свои скром ны е доходы, — обожж ен­ ные лица ж ертв сальвадор­ ской военщины, являющейся верным сателлитом адм инист­ рации Рейгана. Под фотогра­ фией подпись: «Либо вас бу­ дут эксплуатировать, либо уничтож ат в Сальвадоре». Большой популярностью пользуется песня, бичующая транснациональны е корпора­ ции. В та кт песне хлопаю т зрители, подхваты ваю т гнев­ ные строни. Они согласны с мнением м узы кантов. Они пре­ красно знаю т, о ком идет речь. Это не просто концерт, это м ити нг, на котором б ичу­ ю тся ханж еские «идеалы» и «ценности» ам ериканского об­ щества. И м узы канты , и слу­ шатели едины в осуждении, в неприятии этих «ценностей». А. ЛЮТЫЙ, корр. ТАСС. Вашингтон. I г Вензопила, кромсающая че­ ловеческие тела. Тупая коса, вонзающаяся в шею женщи­ ны. Маньяк, методически скальпирующий жертву. Это только отрывки из фильмов ужасов — демонстрация са­ дистского насилия на швед­ ском телевидении запрещена. Но и этих коротких кадров было достаточно, чтобы «взо­ рвать» аудиторию. «Видеонасилие» — это сло­ во родилось на следующий день после той пам ятной пе­ редачи ш ведского телевиде­ ния, которую мне довелось посмотреть. Подготовленная ш ведским и тележ урналистам и программа тогда впервые при­ влекла Внимание обществен­ ности к уродливому явлению , не первый год коверкающ ем у детские душ и. К ак и почему привилось оно в Ш веции? Эта страна занимает сейчас по числу видеоаппаратов на душ у населения второе (после Японии) место в мире. Вот и ринулись ком м ивояж еры от «искусства» демонстрировать всевозможные способы наси­ лия над людьми. Ведь ры нок- то — частны й, и ника ко й го­ сударственной цензуры здесь нет. «Кровавый берег», «Людоед­ ское уничтож ение», «Убийцы с помощ ью инструм ентов» и д ру­ гие «шедевры», в основном ам ериканского происхож де­ ния, заполонили полки м ного­ численны х м агазинчиков и специальны х пун ктов пр ока­ та видеолент. Первыми ж ер т­ вами всех этих «Ш изоидов», «Поездов террора» и «Жесто­ ки х страстей» стали подрост­ ки. После того к а к видеонаси­ лие, уродующее неокрепш ую пси хи ку молодого поколения, было вынесено на телеэкран, многие шведы сообразили, что пора бить тревогу. В прессе, в риксдаге (парламенте) разго­ релись дебаты. В государствен­ ные органы полетели письма с требованием принять сроч­ ные меры. Казалось, единст­ венно верным решением стал бы немедленный запрет про- Швеция ВИДЕОКАННИБАЛЫ даж и и проката садистских лент. Но наш лись силы , кото­ рые под предлогом «защиты свободы слова» начали пре­ пятствовать пр инятию такого решения. Иа-эа сопротивления депутатов от Умеренной ко а ­ лиционной партии больше года понадобилось риксдагу, чтобы принять закон о запрещ ении проката видеофильмов, демон­ стри рую щ их «грубое или сади­ стское насилие кр уп ны м пла­ ном или а течение длительно­ го времени». Причина? Она проста. В ос­ нове «живучести» видеона­ силия лежат мощные коммер- ческие интересы. Создатели подобных лент за месяц за­ рабатывают до нескольких де­ сятков миллионов долларов. Они получают до десяти ты­ сяч процентов прибыли! «Ка­ питал эксплуатирует все» — такой заголовок предпослала газета «Афтонбладет» статье о видеонасилии. «Страх и кри зи с идут но­ га в ногу», — заявляет швед­ ская ж ур н а л и стка Ч. Шерне, которая решила более пр и ­ стально оглядеться в с кр ы ­ тые п р уж и н ы , двигающ ие ры н ­ ком экра нного насилия. «Вре­ мена кри зи са, лю дского бесси­ лия и уязвим ости, например депрессия 30-х годов или «хо­ лодная война» 50-х годов, — это периоды расцвета филь­ мов ужасов», — отмечает она в серии статей, опубликован­ ны х в газете «Арбетет». Новая волна фильмов у ж а ­ сов, поднявшаяся в США в конце 70-х — начале ВО-х го­ дов, отмечает Шерне, отлича­ ется от преды дущ их двумя особенностями — небывалым «уровнем» демонстрируемого садистсного насилия и тем, что она обращена прежде все­ го н молодежи. Молодое по ко­ ление особенно остро ощ ущ а­ ет на себе последствия эко ­ ном ического и духовного ири- зиса западного общества. Оно давно превратилось в объект изощ ренной капиталистиче­ ской эксплуатации, в главно­ го потребителя не только про­ д укто в особой «молодежной» промыш ленности — дж инсов, м аек с портретами кум ир ов, очко в, м отоциклов и стерео­ м агнитоф онов, — но и массо­ вой б урж уазной кул ь туры . Видеонасилие — всего лиш ь одно из ее край н и х проявле­ ний. Чтобы приковать зрителя к экрану, обойти конкурентов, нужно лезть из кожи вой, изобретая все новые звер­ ские способы умерщвления людей, неожиданно ошараши­ вая зрителей, вызывая у них рвотный спазм. На экран пе­ рекочевали все наиболее му­ чительные виды казней и пы­ ток, когда-либо испытанные в мире. Нынешнюю волну кино­ насилия отличает особый ин­ терес к слабым жертвам. Му­ чительной смерти, издева­ тельствам, пыткам подверга­ ются на экране уже не толь­ ко женщины, но все чаще де­ ти, девочки подростки, ин­ валиды. Насилие неизменно сочетается с порнографией, появился даже новый тер­ мин — «порнонасилие». Есть и другая характерная особен­ ность. Если раньше камера смотрела на мучителя глазами жертвы, то tenepw, как прави­ ло, она предоставляет публи­ ке «точку зрения» убийцы. «Знакомство с новым кино- репертуаром, — писала швед­ ская газета «Дагенс нюхетер», — оставляет впечатление вне­ запного погружения в мрач­ ную эпоху варварства, где по­ зволено лишь одно чувство — слепой и безнадежный страх всех перед всеми!» В этот мрачный мир асе чаще заглядывают многие шведские подростки. Как мог­ ло случиться такое в благо­ получной, как раньше счита­ лось, Швеции? Может быть, лучше понять это помогут ре­ зультаты исследования поло­ жения детей в Швеции, про­ веденного организацией «Спа­ сите детей!». Согласно этому исследованию, основанному на данных социологических опросов за ряд последних лет, «доминирующим, — пи­ шет «Дагенс нюхетер», — является образ покинутого перед включенным телевизо­ ров ребенка, окруженного игрушками, техническими по­ делками, газетами и журна­ лами, но без живых контак­ тов с людьми, в том числе с родителями, без осмысленно­ го занятия». Н еприм ирим ую борьбу с этим уродливым явлением ве­ дет прогрессивная обществен­ ность страны . И хотя на ее стороне закон, борьба эта трудная. П овинуясь законам прибыли, производители ду­ ховной отравы цепко держатся за видеоры нок. Сергей ВОЛОКИТИН. (АПН). Стокгольм — Москва. 1 Демократическая iHiiiiiii!iiiiiiimniiiiniiiiiiiiiiiiiiiiuiiiiiiiiHiiiimi!iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimii| Афганистан = Республика Конго БРАЗЗАВИЛЬ. В столице Демократической Респуб­ лики Конго открылась Выс­ шая партийная школа — дар ЦК КПСС Конголезской партии труда. Новый архи­ тектурный ансамбль возве­ ден рядом с одной из к лю ­ чевых магистралей города — бульваром Вооруженных сил. Отсюда хорошо видны высокий срезанный купол, облицованный декоративной мозаикой, белоснежные учебные и жилые корпуса. Здесь есть все, что нужно для учебы и отдыха. НА СНИМКЕ: главный корпус ВПШ — в Браззави­ ле. Фото ТАСС. Великобришания ВАНДАЛЫ В СОЛСБЕРИПЛЕЙН Район Солсбери-плейн, где обнаружены наиболее ценные археологические памятни­ ки на территории Велико­ британии, используется в качестве военного полигона. По свидетельству газеты «Дейли телеграф», бесцен­ ные исторические памятники стали жертвой вандализма военщины. На развалинах древнеримских поселений по всем правилам инженерного искусства оборудованы ог­ невые позиции, отрыты око­ пы, ходы сообщений, про­ тивотанковые рвы, а насыпи древних захоронении разво­ рочены гусеницами танков и бронетранспортеров. Здесь, на площади около 37 тыс. гектаров, тренируются не только британские «томми», но и военнослужащие дру­ гих стран—членов НАТО. В настоящее время, отмечает газета, в военных игрищах на Солсбери-плейн участвует до 10 тыс. солдат и офице­ ров, оснащенных самой со­ временной боевой техникой. Только за период с 1970 года, говорит археолог Рой Канэм, было варварски уни­ чтожено или повреждено более 300 археологических объектов, представляющих огромную историческую цен­ ность. Несмотря на то, что уни­ кальным памятникам Солс­ бери-плейн грозит пол­ ное уничтожение, мини­ стерство обороны, игнорируя широкие протесты общест­ венности Англии, не наме­ рено отказываться от ис­ пользования этой территории в качестве полигона. «Здесь единственное место на Бри­ танских островах, где мы можем проводить учения с применением бронетанковой техники», — нагло заявил журналистам офицер связи бригадир Нейл Флетчер. Лондон. n i l M I H I I H i m i li t l U i l l l l H l l l l l l l l lt ll l l l l l l ll l l l l l l l lH M il l l l l l U l ll l l f l l l l l ll l l l l l l ll l l l l l l l ll l l l l l l li m i ll l l l l Ф и н л я н д и я I Здесь любят Чайковского Финская национальная опера в новом сезоне ста­ вит в сотрудничестве с совет­ скими коллегами оперу Чай­ ковского «Евгений Онегин». Ее осуществляет режис­ сер Государственного акаде­ мического Большого театра Союза ССР Георгий Аниси­ мов, а дирижировать спек­ таклем будет известный эс­ тонский дирижер Эри Клас. У Финской национальной оперы существуют давние традиции сотрудничества с советскими мастерами опер­ ного и балетного искусства. Любители оперного искус­ ства Финляндии с интересом ожидают новой встречи с му­ зыкой Чайковского, которую здесь очень любят. Т. КАРПИНСКАЯ. (ТАСС). Хельсинки. ВСЕМИРНАЯ СЛАВА КОВРОВ С каждым годом в Афга­ нистане растет объем выпус­ каемой ковровой продукции. Только за одпп год за грани­ цу было экспортировано более миллиона квадратных метров ковров а ковровых изделий. А в торговых операциях по за­ купке и продаясе афганских ковров сегодня принимают участие уже около 30 крупных иностранных компании. Туркменские и белуджские ковры — гордость афганской кустарной промышленности. Разнообразные но цвету, ор­ наменту, способу изготовле­ ния и размерам, они неизмен­ но пользуются широкой попу­ лярностью в ДРА и За рубе­ жом. СССР, ФРГ, США. Фрак­ ция, Италия. Саудовская Ара­ вия. Кувейт — вот далеко не полный перечень крупных им­ портеров афганских ковров и ковровых изделий. Огромпый интерес, проявля­ емый торговыми партнерами ДРА в этой традиционной ста­ тье афганского экспорта, не случаен. Афганские ковры, паласы, дорожки отличают вы­ сокое качество, редкая гам­ ма цветов и. конечно же. не­ повторимый национальный ко­ лорит. Если, к примеру, ко­ вер изготовлен в Андхое, его отличительной чертой явля­ ется сложность орнамент* и яркость красок. Ковры типа «дали», изготовленные в окре­ стностях Кундуза, поражают своей необычайной прочно­ стью и стойкостью красок. Ге­ ратские <Д;камшиды» — это витиеватая вязь рисунка и большие размеры. Названия видам ковров даются тради­ ционно по названию племен и народностей, их производя­ щих. С афганским ковром по ка­ честву и красоте можйт по­ спорить один лишь иранский. Да и то не известно еще, ка­ кому из них будет отдано предпочтение. Афганская ков­ ровая продукция неизменно за­ нимает ведущие места на всех международных ярмарках и аукционах. Андрей ГРЕШНОВ, норр. ТАСС. РЫБНЫЙМУРМАН 9 16сентября 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz