Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.
• ЗА РУБЕЖОМ: ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА • США Рок против Рейгана Н азвания у м узы кальны х гр уп п хлесткие, причудливы е: «Запрещенные», «ьелое ж ю ри пр исяж ны х», «Мертвые Кенне ди», «Реальный враг». Но не в названиях дело, хотя и они о ка ко й -то степени отражаю т боевитость творчества гги х ребят. Эти м узы кальны е ансамбли — а их приблизительно 90 — вы ступаю т в самы х разны х соврем енны х м узы кальны х ж анра х. Они объединились по том у, что были отвергнуты боссами граммоф онной инду стрии и концертны м и импре сарио. О твергнуты потому, что пою т они на очень у ж «ради кальны е темы». Например, о том, что действительно волну ет м иллионы молодых людей США. О тех, нто, скаж ем , о ка зался без работы после о ко н чания колледжа, о тех, кто в такой колледж вообще не смог поступить из-за цвета своей нож и, о тех, кто познает пре лести здешней «демократии» через удары полицейских д у бинок. Их вы ступлений, одна- но, не услыш иш ь по радио. Для боссов шоу-бизнеса это «прокаж енны е». Не потому, что м узы кантам и певцам не достает мастерства и профес сионализма. Этим они м оф т поделиться с иными общ епри знанны м и «звездами» поп-му- зы ки. Скорее потому, что ре пертуар у них не уклады вает ся в прокрустово ложе раз влекательности и политиче ской лояльности, установлен ной ны неш ним и хозяевами Бе лого дома. «Рок против Рейгана» — та к довольно необычно назы вается общенациональная ор ганизация, в которую объеди нились эти ансамбли, пред ставляющ ие ам ериканских мо лодых м узы кантов, у которы х ж ива граж данская совесть. Это облеченный в оригиналь ную м узы ка льн ую форму про тест против реакционного курса нынешней ваш ингтон ской администрации. «Мы, — пиш ут руноводители организа ции в газете «Овертроу», — пытаемся синтезировать гнев молодой Ам ерики, активно способствуем с помощ ью м у зы ки единению людей, кото рые никогда раньш е не участ вовали в борьбе, а сейчас ре ш ились на это». С марта «Рок против Р ейга на» гастролирует по Соединен ным Ш татам. И где бы ни вы ступали ребята, их концерты превращ аю тся в активны й, страстны й диалог с аудито рией о проблемах современ ной Ам ерики, о борьбе за пе ремены в ней. 4 июля, в Национальный день независимости США. «Рок против Рейгана» был гостем В аш ингтона. У белоснежного мраморного мемориала Л ин кольна собралось около 10 ты сяч молодых американцев. Один из представителей ор га низации — Лесли Моррисон — сказал мне, что концерт стал своего рода ответом про грессивной ам ериканской мо лодежи на «официальные тор жества» в столице по случаю Дня независим ости, на запрет, наложенны й твердолобым ми нистром внутренних дел Дж ей мсом Уоттом на вы ступление «непатриотичны х» гр уп п в цен тре В аш ингтона. •с е . считает Лесли Морри сон, зависит от того, что по ним ать под истинны м патрио тизм ом . Разве не патриотич но то, что талантливая м узы кальная группа с необычным названием «Транснациональ ные корпорации смерти» в своих вы ступлениях бичует вмешательство' Вашингтона в Центральной Америке. На облож ке последнего дис ка этой груп пы , которы й она, кстати, вы пустила на свои скром ны е доходы, — обожж ен ные лица ж ертв сальвадор ской военщины, являющейся верным сателлитом адм инист рации Рейгана. Под фотогра фией подпись: «Либо вас бу дут эксплуатировать, либо уничтож ат в Сальвадоре». Большой популярностью пользуется песня, бичующая транснациональны е корпора ции. В та кт песне хлопаю т зрители, подхваты ваю т гнев ные строни. Они согласны с мнением м узы кантов. Они пре красно знаю т, о ком идет речь. Это не просто концерт, это м ити нг, на котором б ичу ю тся ханж еские «идеалы» и «ценности» ам ериканского об щества. И м узы канты , и слу шатели едины в осуждении, в неприятии этих «ценностей». А. ЛЮТЫЙ, корр. ТАСС. Вашингтон. I г Вензопила, кромсающая че ловеческие тела. Тупая коса, вонзающаяся в шею женщи ны. Маньяк, методически скальпирующий жертву. Это только отрывки из фильмов ужасов — демонстрация са дистского насилия на швед ском телевидении запрещена. Но и этих коротких кадров было достаточно, чтобы «взо рвать» аудиторию. «Видеонасилие» — это сло во родилось на следующий день после той пам ятной пе редачи ш ведского телевиде ния, которую мне довелось посмотреть. Подготовленная ш ведским и тележ урналистам и программа тогда впервые при влекла Внимание обществен ности к уродливому явлению , не первый год коверкающ ем у детские душ и. К ак и почему привилось оно в Ш веции? Эта страна занимает сейчас по числу видеоаппаратов на душ у населения второе (после Японии) место в мире. Вот и ринулись ком м ивояж еры от «искусства» демонстрировать всевозможные способы наси лия над людьми. Ведь ры нок- то — частны й, и ника ко й го сударственной цензуры здесь нет. «Кровавый берег», «Людоед ское уничтож ение», «Убийцы с помощ ью инструм ентов» и д ру гие «шедевры», в основном ам ериканского происхож де ния, заполонили полки м ного численны х м агазинчиков и специальны х пун ктов пр ока та видеолент. Первыми ж ер т вами всех этих «Ш изоидов», «Поездов террора» и «Жесто ки х страстей» стали подрост ки. После того к а к видеонаси лие, уродующее неокрепш ую пси хи ку молодого поколения, было вынесено на телеэкран, многие шведы сообразили, что пора бить тревогу. В прессе, в риксдаге (парламенте) разго релись дебаты. В государствен ные органы полетели письма с требованием принять сроч ные меры. Казалось, единст венно верным решением стал бы немедленный запрет про- Швеция ВИДЕОКАННИБАЛЫ даж и и проката садистских лент. Но наш лись силы , кото рые под предлогом «защиты свободы слова» начали пре пятствовать пр инятию такого решения. Иа-эа сопротивления депутатов от Умеренной ко а лиционной партии больше года понадобилось риксдагу, чтобы принять закон о запрещ ении проката видеофильмов, демон стри рую щ их «грубое или сади стское насилие кр уп ны м пла ном или а течение длительно го времени». Причина? Она проста. В ос нове «живучести» видеона силия лежат мощные коммер- ческие интересы. Создатели подобных лент за месяц за рабатывают до нескольких де сятков миллионов долларов. Они получают до десяти ты сяч процентов прибыли! «Ка питал эксплуатирует все» — такой заголовок предпослала газета «Афтонбладет» статье о видеонасилии. «Страх и кри зи с идут но га в ногу», — заявляет швед ская ж ур н а л и стка Ч. Шерне, которая решила более пр и стально оглядеться в с кр ы тые п р уж и н ы , двигающ ие ры н ком экра нного насилия. «Вре мена кри зи са, лю дского бесси лия и уязвим ости, например депрессия 30-х годов или «хо лодная война» 50-х годов, — это периоды расцвета филь мов ужасов», — отмечает она в серии статей, опубликован ны х в газете «Арбетет». Новая волна фильмов у ж а сов, поднявшаяся в США в конце 70-х — начале ВО-х го дов, отмечает Шерне, отлича ется от преды дущ их двумя особенностями — небывалым «уровнем» демонстрируемого садистсного насилия и тем, что она обращена прежде все го н молодежи. Молодое по ко ление особенно остро ощ ущ а ет на себе последствия эко ном ического и духовного ири- зиса западного общества. Оно давно превратилось в объект изощ ренной капиталистиче ской эксплуатации, в главно го потребителя не только про д укто в особой «молодежной» промыш ленности — дж инсов, м аек с портретами кум ир ов, очко в, м отоциклов и стерео м агнитоф онов, — но и массо вой б урж уазной кул ь туры . Видеонасилие — всего лиш ь одно из ее край н и х проявле ний. Чтобы приковать зрителя к экрану, обойти конкурентов, нужно лезть из кожи вой, изобретая все новые звер ские способы умерщвления людей, неожиданно ошараши вая зрителей, вызывая у них рвотный спазм. На экран пе рекочевали все наиболее му чительные виды казней и пы ток, когда-либо испытанные в мире. Нынешнюю волну кино насилия отличает особый ин терес к слабым жертвам. Му чительной смерти, издева тельствам, пыткам подверга ются на экране уже не толь ко женщины, но все чаще де ти, девочки подростки, ин валиды. Насилие неизменно сочетается с порнографией, появился даже новый тер мин — «порнонасилие». Есть и другая характерная особен ность. Если раньше камера смотрела на мучителя глазами жертвы, то tenepw, как прави ло, она предоставляет публи ке «точку зрения» убийцы. «Знакомство с новым кино- репертуаром, — писала швед ская газета «Дагенс нюхетер», — оставляет впечатление вне запного погружения в мрач ную эпоху варварства, где по зволено лишь одно чувство — слепой и безнадежный страх всех перед всеми!» В этот мрачный мир асе чаще заглядывают многие шведские подростки. Как мог ло случиться такое в благо получной, как раньше счита лось, Швеции? Может быть, лучше понять это помогут ре зультаты исследования поло жения детей в Швеции, про веденного организацией «Спа сите детей!». Согласно этому исследованию, основанному на данных социологических опросов за ряд последних лет, «доминирующим, — пи шет «Дагенс нюхетер», — является образ покинутого перед включенным телевизо ров ребенка, окруженного игрушками, техническими по делками, газетами и журна лами, но без живых контак тов с людьми, в том числе с родителями, без осмысленно го занятия». Н еприм ирим ую борьбу с этим уродливым явлением ве дет прогрессивная обществен ность страны . И хотя на ее стороне закон, борьба эта трудная. П овинуясь законам прибыли, производители ду ховной отравы цепко держатся за видеоры нок. Сергей ВОЛОКИТИН. (АПН). Стокгольм — Москва. 1 Демократическая iHiiiiiii!iiiiiiimniiiiniiiiiiiiiiiiiiiiuiiiiiiiiHiiiimi!iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimii| Афганистан = Республика Конго БРАЗЗАВИЛЬ. В столице Демократической Респуб лики Конго открылась Выс шая партийная школа — дар ЦК КПСС Конголезской партии труда. Новый архи тектурный ансамбль возве ден рядом с одной из к лю чевых магистралей города — бульваром Вооруженных сил. Отсюда хорошо видны высокий срезанный купол, облицованный декоративной мозаикой, белоснежные учебные и жилые корпуса. Здесь есть все, что нужно для учебы и отдыха. НА СНИМКЕ: главный корпус ВПШ — в Браззави ле. Фото ТАСС. Великобришания ВАНДАЛЫ В СОЛСБЕРИПЛЕЙН Район Солсбери-плейн, где обнаружены наиболее ценные археологические памятни ки на территории Велико британии, используется в качестве военного полигона. По свидетельству газеты «Дейли телеграф», бесцен ные исторические памятники стали жертвой вандализма военщины. На развалинах древнеримских поселений по всем правилам инженерного искусства оборудованы ог невые позиции, отрыты око пы, ходы сообщений, про тивотанковые рвы, а насыпи древних захоронении разво рочены гусеницами танков и бронетранспортеров. Здесь, на площади около 37 тыс. гектаров, тренируются не только британские «томми», но и военнослужащие дру гих стран—членов НАТО. В настоящее время, отмечает газета, в военных игрищах на Солсбери-плейн участвует до 10 тыс. солдат и офице ров, оснащенных самой со временной боевой техникой. Только за период с 1970 года, говорит археолог Рой Канэм, было варварски уни чтожено или повреждено более 300 археологических объектов, представляющих огромную историческую цен ность. Несмотря на то, что уни кальным памятникам Солс бери-плейн грозит пол ное уничтожение, мини стерство обороны, игнорируя широкие протесты общест венности Англии, не наме рено отказываться от ис пользования этой территории в качестве полигона. «Здесь единственное место на Бри танских островах, где мы можем проводить учения с применением бронетанковой техники», — нагло заявил журналистам офицер связи бригадир Нейл Флетчер. Лондон. n i l M I H I I H i m i li t l U i l l l l H l l l l l l l l lt ll l l l l l l ll l l l l l l l lH M il l l l l l U l ll l l f l l l l l ll l l l l l l ll l l l l l l l ll l l l l l l li m i ll l l l l Ф и н л я н д и я I Здесь любят Чайковского Финская национальная опера в новом сезоне ста вит в сотрудничестве с совет скими коллегами оперу Чай ковского «Евгений Онегин». Ее осуществляет режис сер Государственного акаде мического Большого театра Союза ССР Георгий Аниси мов, а дирижировать спек таклем будет известный эс тонский дирижер Эри Клас. У Финской национальной оперы существуют давние традиции сотрудничества с советскими мастерами опер ного и балетного искусства. Любители оперного искус ства Финляндии с интересом ожидают новой встречи с му зыкой Чайковского, которую здесь очень любят. Т. КАРПИНСКАЯ. (ТАСС). Хельсинки. ВСЕМИРНАЯ СЛАВА КОВРОВ С каждым годом в Афга нистане растет объем выпус каемой ковровой продукции. Только за одпп год за грани цу было экспортировано более миллиона квадратных метров ковров а ковровых изделий. А в торговых операциях по за купке и продаясе афганских ковров сегодня принимают участие уже около 30 крупных иностранных компании. Туркменские и белуджские ковры — гордость афганской кустарной промышленности. Разнообразные но цвету, ор наменту, способу изготовле ния и размерам, они неизмен но пользуются широкой попу лярностью в ДРА и За рубе жом. СССР, ФРГ, США. Фрак ция, Италия. Саудовская Ара вия. Кувейт — вот далеко не полный перечень крупных им портеров афганских ковров и ковровых изделий. Огромпый интерес, проявля емый торговыми партнерами ДРА в этой традиционной ста тье афганского экспорта, не случаен. Афганские ковры, паласы, дорожки отличают вы сокое качество, редкая гам ма цветов и. конечно же. не повторимый национальный ко лорит. Если, к примеру, ко вер изготовлен в Андхое, его отличительной чертой явля ется сложность орнамент* и яркость красок. Ковры типа «дали», изготовленные в окре стностях Кундуза, поражают своей необычайной прочно стью и стойкостью красок. Ге ратские <Д;камшиды» — это витиеватая вязь рисунка и большие размеры. Названия видам ковров даются тради ционно по названию племен и народностей, их производя щих. С афганским ковром по ка честву и красоте можйт по спорить один лишь иранский. Да и то не известно еще, ка кому из них будет отдано предпочтение. Афганская ков ровая продукция неизменно за нимает ведущие места на всех международных ярмарках и аукционах. Андрей ГРЕШНОВ, норр. ТАСС. РЫБНЫЙМУРМАН 9 16сентября 1983 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz