Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.

ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО • Береги свое судно, моряк\ ОТ КИЛЯ ДО КЛОТИКА ПСТ «Климовск» только что ошвартовался. Среди множества стоящих у при­ чала рыбацких судов он от­ личался белизной надстроек, чистотой, словно только что сошел со стапелей. Но. как оказалось, забота моряков о своем судне не исчерпы­ валась покрасочными рабо­ тами на палубе. Об этом мне рассказал старший механик «Кяп- мовска» Алексей Александ­ рович Трухановнч: — Обычно ведь как бы­ вает? Что-то сломалось — останавливают судно, ремон­ тируют и затем сообщают в порт: простояли столько-то часов или суток. А мы в этом году еще ни разу не отправляли в управление радиограммы о простое суд­ на. — Так это, наверное, по­ тому. что судно у вас но­ вое'? — Ну как новое? Пять лет ему* В августе прошло­ го года, когда я сюда при­ шел. мы очень много време­ ни возились с ремонтом главного двигателя. Пять крышек, грн выхлопных кла­ пана поднимали, перетирали. Да и теперь случается не- мало поломок. Но мы тща­ тельно следим за механиз­ мами и во время стоянок вместе с рабочими плавмас- терскон ремоптируем, «на море» ничего не оставляем. — Алексей Александро­ вич. что-то не слышу от вас столь привычной жадо­ бы на нехватку запасных частой. — Так ведь запчасти са­ ми к нам не приходят, Я держу связь с групповыми механиками, постоянно уз­ наю, что поступает на склад, беспокоюсь, ищу и нахожу... Люди у нас отличные. На- прпмер. Иван Семенович Школьный, второй механик, опытный специалист. Мы в этом году подали десять рационализаторских предло­ жений, в основном — это его идеи. Или, скажем, моторист первого класса Николай Иванович Босовец — доб­ росовестнейший человек. В прошлую стоянку я попро­ сил его остаться после ра­ боты, помочь переправить с судоверфи в плавмастерскую насосы. Он охотно согласил­ ся, потому что из-за этих насосов мог сорваться от­ ход траулера. Александр Николаевич Филиппов недавно пришел к нам после Архангельско­ го училища. Молодой спе­ циалист, но очень ответст­ венно относится к работе. Алексапдру ие надо дважды повторять задаине, он ниче­ го не «забудет». Если чего- то не знает, не поленится справочники полистать. — Алексей Александро­ вич, часто механики жалу­ ются, что, мол, с капитана­ ми приходится конфликто­ вать из-за режима работы двигателей во время трале­ ния. А как у вас? — Ни разу не ссорились. Алексей Степанович Киль- чевекпй, наш постоянный капитан, и вот сейчас под­ менял его Степан Иванович Попов — оба прислушива­ лись ■к моим словам. Да и промвооружение у нас подо­ брано так, как надо. Поэто­ му беречь механизмы нам было проще. —■ Значит, судно у вас, как говорится, от киля до клотика готово к напряжен­ ной работе на путппе? — Судно готово, и моря­ ки ждут не дождутся выхо­ да в рейс. И. БЕРЕЗЮК. Четыре го9а — вообще-то срок небольшой в жизни чело­ века. И не каждому удается за такой период достичь и вы­ сот в профессиональном мастерстве. и авторитета среди коллег. А вот Валентина Ивановна Кузьменко смогла очень мно­ гое. Всего четыре года работает она в пресервном цехе консервного завода Мурманского рыбообрабатывающего комбината. Однако на любой операции — будь то сорти­ ровка рыбы, укладка ее в банки, закатка или упаковка пресервов — везде работает Валя так, что залюбуешься. Не случайно комсомолке В. И. Кузьменко присвоено высо­ кое звание ударника коммунистического труда. А что касается авторитета и коллег, так именно они, ры- бообработчицы щуесервного цеха, избрали Валю не только своим бригадиром, но и профоргом смены. Надо сказать, что коллектив пресервного цеха — неиз­ менно в числе лидеров на заводе. Так, в минувшем меся­ це здесь не только перевыполнили план выпуска продук­ ции в натуральном выражении, причем вся продукция высокого качества, но и сумели на Х3,8 процента повысить производительность труда. И в этом, конечно же, есть не­ малая заслуга смены В. II. Кузьменко. Фото В. КОРЕЦКОГО. В О Т В Е Т Е Б Р И Г А Д А яая форма позволила увели­ чить на предприятии объем выпускаемой продукции, а производительность труда возросла в прошлом году на 3,8 процента против плано­ вых 3,5. Это средняя циф­ ра. В передовых бригадах она намного выше. Так, кол­ лективы токарей, возглавля­ емые В. Г. Подъячсвым и В. И. Васильевым, подняли эффективность своего труда, соответственно, на 9,5 и 8,5 процента, а бригада ко­ тельщиков Т. Ф. Алфертье- ва — на 6,7, Улучшилось качество работы. Как о дав­ но пережитом, вспоминают те­ перь рабочие о «выгодных» и «невыгодных» заданиях. Следующей ступенью на­ шей работы стало создание укрупненных бригад — по 15 —18 челоиек па слесар­ ном и котельно - сварочном участках. Это дало возмож­ ность для более гибкого ма­ невра внутри бригады, а в конечном счете — эконо­ мить рабочее время за счет освоения смежных профес­ сий. взаимовыручки. Казалось бы, бригады ра­ ботают эффективно. По где- то мы почувствовали, что появился стопор. Он давал о себе знать тогда, когда рабочий получал зарплату. Появились элементы урав­ ниловки, передовик перестал добиваться высоких рубе­ жей, а отъявленный лентяй прятался за широкую спину коллектива. И вот тогда было решено ввести при оплате труда ко­ эффициент трудового учас­ тия. Впервые он стал при­ меняться два года назад на слесарном участке. Резко снизилось число опозданий на работу, сократились впут- рисменные потерн, увели­ чился процент сдачи ОТК продукции с первого предъ­ явления... Все — «за». Ясно вроде бы: КТУ — дело прогрес­ сивное. Однако единодушия в других коллективах по внедрению КТУ не было. Не без осиоваийя некоторые рабочие, я имею в виду прогульщиков, на котельно- сварочном участке опаса­ лись потери в зарплате. А как известно, применять КТУ можно только в том случае, если все как один члены бригады дадут на это согласие. Пришлось убеждать, до­ казывать, приводить теоре­ тические и практические расчеты, которые показыва­ ли — выиграет передо­ вик, ударник, а проигра­ ет — до ста п более руб­ лей — лодырь. Разъясни­ тельная работа дала свои плоды. С января этого года во всех бригадах котельно- сварочного участка внедрен КТУ. Погрешил бы против ис­ тины, если сказал, что здесь все нормально. Порой брига­ диры, дабы не обидеть и не наказывать семью наруши­ теля, закрывают глаза на неблаговидные поступки, ставят незаслуженно некото­ рым «единицу». Жизнь по­ казывает: недобросовестный человек, чувствуя попусти­ тельство, наглеет, и, в конце концов, коллективу прихо­ дится давать ему от ворот поворот. Расскажу о таком факте. Две недели прогулял сле­ сарь С. А. Савочкин. На заседании заводского коми­ тета, где стоял вопрос о его увольнении, я спросил брига­ дира В, А. Воробьева: «А что же раныне-то, когда Са­ вочкин нарушал порядок, ему выводили «единицу» по КТУ или снижали коэф­ фициент? Почему я;е сразу материально его не наказа­ ли, чтобы прочувствовал степень своей вины?» Ува­ ж аемы ^ бригадир сказал, что. мол, пожалел человека. А обернулась «жалость» тем, что С. А. Савочкина пришлось уволить. Этот урок — другим нау­ ка. Без всякого сомнения, материально и морально получать больше должен тот, кто этого заслуживает. И, наоборот, от наказания нарушитель уходить не дол­ жен. Несмотря на отдельные недостатки, активная пропа­ ганда преимуществ бригад­ ной формы организации тру­ да, понимание передовыми рабочими своей ведущей ро­ ли в социальной жизни поз­ волили создать на предприя­ тии стабильные трудовые коллективы. Сейчас на «Севреммаше» ведется большая работа по организации комплексных бригад с оплатой по конеч­ ному результату труда. Это будет еще 'одним шагом по дальнейшему развитию бригадной формы труда. Та­ ким образом, будут полнее использоваться воспитатель­ ные возможности коллекти­ ва — важнейшего резерва роста эффективности произ­ водства. В. МАЛУХИН, старший инспектор отдела кадров завода «Севреммаш». Пришел ответ «Пора разомкнуть круг» Так называлась статья капитана - директора БМРТ «Параллакс» Т. Лсйбова. в которой были подняты проблемы со­ вершенствования бригад­ ного подряда на судах уп­ равления «Севрыбпром- разведка» («РМ» № 34, 1983 год). Редакция по­ лучила ответ. «В стать» своевременно под­ няты важ ны е вопросы лрлнти- ческого внедрения на судах флота управления «Севрыб- промразведка» прогрессивной формы оплаты с применением КТУ: сниж ение текучести кад ­ ров; создание условий для объективной оц е нки труда ка ­ ж дого члена энипаж а; усиле­ ние воспитательной работы с экипаж ем с целью выявления на п р а кти ке взаимосвязи меж- ДУ трудом каж д ого члена э ки ­ пажа и конечны м результатом работы всего трудового кол­ лектива. Но решение этих и некото­ ры х д руги х важных* вопросов, в частности укрепления т р у ­ довой и производственной дис­ циплины находится прежде всего в р у ка х сам их судовых коллективов. Именно бригадная форма ор­ ганизации труда дает реаль­ ные права судовым экипаж ам посредством судовы х ком ите­ тов не только оценивать вклад каж д ого работника в общие результаты , но и вес­ ти работу по укреплению тр у ­ довой д исциплины , развитию творческой активности чле­ нов эки па ж е й, социалистиче­ ского соревнования, созданию стабильны х труд овы х коллек­ тивов, соверш енствованию технологии. Здесь есть над чем подумать ка к непосредственно каждом у члену трудового коллектива, « целом судовом у эки п а ж у, так и руководству флота. Именно об этих важ ны х вопросах даль­ нейш его развития бригадной формы шла речь на совещ ани­ ях работников управления 6 августа и 1 сентября 1983 года. С кр и ти че ски м и замеча­ ниями, предлож ениям и вы сту­ пили члены экипаж ей судов, стоящ их в порту, работники управления. Наиболее ценные из них и приемлемые в усло­ виях поискового флота будут обобщены и приняты . Вместе с тем автор не сов­ сем верно представляет воп­ росы оплаты и стим улирова­ ния труда. Работникам и управления, в частности отдела организации труда и заработной платы, проводится разъяснительная работа среди членов эки па­ жей в связи с внедрением бригадной формы с примене­ нием КТУ. Бригадная форма оплаты и стим улирования труда с при­ менением КТУ не упраздняет и не изменяет действующее «Положение об условиях оп­ латы труда плавсостава...» от 19-—21.06./3 г. и «Положение о прем ировании из фонда мате­ риального поощрения». Эта прогрессивная форма оплаты расш иряет права трудового кол­ лектива и дает возможность оценивать реальный вклад к а ­ ждого работника в общие ре­ зультаты работы трудового коллектива. В соответствии с названным «Положением...» премирование плавсостава поисковы х судов из фонда заработной платы (Ф Зп) производится за выпол­ нение в установленны е сроки планов научно-исследователь­ с ки х , эксперим ентал ьны х и по иско вы х работ. Размер этой премии м ож ет быть установ­ лен до 40 процентов и не за­ висит от степени выполнения плана по вылову и вы п уску ры б опрод укции. А вот премирование из фон­ да м атериального поощрения (ФМП) установлено с целью за интересовать эки п а ж и судов в добыче и вы п уске товарной п р од укции . Выплаты из ФМП производятся за выполнение рейсового плана по объему товарной п р од укции в стои­ мостном вы раж ении при со­ блюдении плановы х норм рас­ хода горю че-см азочны х мате­ риалов, топлива, пром вооруж е- ния, орудий лова в сумме 18 рублей за ка ж д ую ты сячу руб­ лей товарной пр од укции. Рей­ совое задание судам оператив­ ной разведки устанавливается в размере 50 процентов от нормы промы словы х судов. Э. НАУМОВ, начальник управления «Севрыбпромразведка». РЫБНЫЙ МУРМАН 16 сентября 1983 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz