Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.

• ВНИМАНИЕ: ОПЫТ! • 12 ЛЕТ-«ХОРОШО» Двенадцать лет обеспечива­ ет безаварийную работу ме­ ханизмов машинная команда БМРТ «Вымпел». По оценкам специалистов инспекции Ре­ гистра СССР техническое со­ стояние главного и вспомога­ тельного двигателей, паро­ вого котла и других признано хорошим и годным к эксплу­ атации. Ка траулере с 1972 года введена система непрёры вно- гэ технического обслужива­ ния. Здесь строго соблюда­ ются графики планово-преду- предительных ремонтов. Пе­ реходы на промысел, стоянки у плавбаз используются для профилактических осмотров, выполнения тех или иных ра­ бот. Это позволило сократить плановые междурейсовые стоянки судна в порту, а сле­ довательно, увеличить время нахождения судна на про­ мысле. Соблюдение рекомендаций ЦПКТБ и группы теплэтехни- ки механико-судовой службы позволило уменьшить навига­ ционно-коррозионные разру­ шения блоков и цилиндровых втулок двигателя внутренне­ го сгорания. За счет посто­ янного контроля за состояни­ ем аппаратуры, двойной се­ парации команда сэкономила свыше 1200 тонн топлива. Строгая исполнительская, производственная дисципли­ на в коллективе умножена на творческий поиск. Только за последние четыре года члены машинной команды по­ дали и внедрили более 70 рационализаторских предло­ жений. В частности, была мо­ дернизирована линия по вы­ работке тушки из разных по­ род рыбы, что увеличило вы­ пуск продукции на пищевые цели. Много внимания на трау­ лере уделяется учебе плав­ состава. Здесь и регулярное проведение занятий, изуче­ ние устройств, систем, меха­ низмов непосредственно на рабочем месте, и закрепле­ ние за молодежью опытных товарищей. Немаловажный фактор — сохранение и закрепление постоянных кадров на судне как рядового, так и команд­ ного состав.а. Как правило, вновь прибывшие постепенно «росли» на судне, начинали с 4-го механика, проходили «ступеньки» 3-го, 2-го и за­ тем выдвигались на долж­ ность стармехов. К примеру, В. А. Карельский, Г. И. Пик- синдеев, А. А. Беданин, А. В. Ященко. Большая заслуга в обеспе­ чении безаварийной работы силовой установки судна и воспитании коллектива при­ надлежит старшему механику И. К. Леонову, который ра­ ботал на судне с момента его постройки и до 1982 года. Более 30 лет трудится Иван Корнеевич в «Мурманрыб- проме». Награжден орденом Трудового Красного Знамени, имеет ряд поощрений от ру­ ководства флота. Опыт работы БМРТ «Вым­ пел» нашел широкое приме­ нение на других однотипных судах объединения «Мурман­ рыбпром». В. БРОВКИН, начальник механико-судовой службы объединения «Мурманрыбпром». Добрый улов! 12 августа в еженедельнике была опубликована статья «Все начинается с капитана». Ее автор ■>— начальник отде­ ла мореплавания, связи н электрорадионавигации ВРПО «Севрыба» Г. В. Тишков — затронул проблемы, связанные с равномерностью работы промысловых экипажей, дисцип- лшшрованностыо судоводителей. Сегодня разговор, начатый на страницах газеты, продол, жает капитан дальнего плавания Д. И. ПОНЯВИН. Совместное воздействие зы­ би и ветрового волнения ва­ жно принимать во внимание, особенно когда проводятся швартовные и грузовые опе­ рации на судах, находящих­ ся в дрейфе, тогда ведь мо­ жно предусмотреть и умень- по местным признакам и по показанию барометра. Конечно, знаний по метео­ рологии, полученных в учеб­ ных классах и кабинетах училищ, не всегда бывает до­ статочно. И потому судово­ дителям нужно самим быть о\ кПЫТНЫЕ ПРОМЫ- *CJIОВИКИ знают, как влияют на улОвы атмосферное давление, ветер... Хорошо ведь известно — наиболее удачлив тот рыбак, которого не смущают капризы пого­ ды, который хорошо знаком с закономерностями морских течений. Но только ли поэтому су­ доводителю нужно знать гид­ рометеорологию? ...В декабре 1981 года два посолыю - свежьевых траулера заканчивали промы­ сел на Копытовской банке. ИСТ «М» начал переход в Мурманск; капитан же ИСТ «К», проинформировав ру­ ководство флота, принял ре­ шение — на сутки задер­ жаться в районе промысла. И что же? В- порт пришли они одновременно. Почему? Наверное, пото­ му, что капитан второго тра­ улера лучше знал метеоро­ логию района промысла и смог предусмотреть изме­ нения погодных условий. Что касается траулера «М.» то его экипаж начал переход при усиливающемся встречном юго-восточном ве­ тре, который сопровождался падением атмосферного дав. ления. Иными словами — все говорило о приближении циклона. Кстати, сб этом сообщалось и в прогнозе по­ годы. Но капитан ПСТ «М» решил наперекор всем вет­ рам идти в порт. : Скорость на переходе не превышала семь—восемь уз. лов, циклон же двигался на восток. — северо-восток со скоростью 30 километров в час, таким образом, что на­ правление на его центр с по­ зиции судна оставалось неиз­ менным. От сотрясения кор­ пуса на IICT вышла из строя радиолокационная станция правого борта, оборвалась антенна радиопередатчика. Поскольку траулер постоян­ но заливало водой, моряки не могли окалывать лед с кор­ пуса, палубных надстроек и механизмов. В результате переход за­ нял двое с половиной суток. Кроме того, несколько часов пришлось стоять у входа в Кольский залив, пока коман­ да окалывала лед. Ну а экипаж ПСТ «К», как говорится, вежливо про­ пустил циклон и при попут­ ном норд-весте всего за 42 часа добрался до Мурманска. Команда успела выполнить все необходимые работы, и еще осталось время, чтобы отдохнуть перед приходом в порт. Или такой пример. Два больших морозильных трау­ лера во время шторма поч­ ти одновременно легли в дрейф с тем, чтобы занять­ ся ремонтом главных двига­ телей. БМРТ «И» при этом дрейфовал правым бортом на ветер. А капитан БМРТ «Д», застопорив ход судна, подставил ветру левый борт. Сделал он это после того, как тщательно проанализиро­ вал метеообстановку и с уче­ том данных прогноза опре­ делил направление и скорость движения циклона, увязал его с характером изменения кривой на ленте барографа. Выяснив, что центр цикло­ на пройдет севернее судна, он сумел предугадать до­ вольно быстрое изменение ветра по часовой стрелке. И в то время . как на БМРТ «Н» судовые специалисты устраняли неисправности «под аккомпанемент» силь­ ной бортовой качки, моряки второго траулера работали при вполне нормальных ус­ ловиях. Зыбь заходила на дрейфующее судно с кор­ мовых курсовых углов, и на него действовала лишь незна­ чительная килевая качка. В шить бортовую качку, кото­ рая приносит морякам осо­ бенно много хлопот. ИЗМЕНИВШИ X С Я УСЛОВИЯХ РЫБО ­ ЛОВСТВА центр активной деятельности промысловых судов явно смещается в отдаленные районы промыс­ ла. И не случайно за послед- - ние годы стало происходить больше навалов на уже ошвартованных судах. С одной стороны, это можно объяснить объективными причинами, дескать, все ча­ ще швартовные и грузовые операции производятся в от­ крытом море. И это правильно. Вместе с тем, если бы судоводите­ ли лучше знали гидрометео­ рологию района, могли ре­ ально оценить погодные ус­ ловия, предвидеть, как они изменятся в ближайшее вре­ мя, давалов, других наруше­ ний правил безопасности мо­ реплавания было бы, дума­ ется, меньше. Говорю это к тому, что некоторые судоводители, к сожалению, за многие годы работы в морё так и не вы­ работали в себе привычки наблюдать и предсказывать характер погоды. Они с не­ терпением ожидают, а что же скажет прогноз, надеются только на него. Ухудшения погодных условий, не пред­ сказанные прогнозом, за­ стают таких капитанов врас­ плох: происходят навалы, повреждаются орудия лова, подвергаются опасности су­ да и люди. И это в то время, как ме­ теорологи сами признают, что их наука не относится к самым точным и правиль­ ность прогноза полезно кон­ тролировать, ориентируясь любознательными, трениро­ вать свою наблюдательность, чтобы, подобно опытным ка­ питанам, которые по черной точке на горизонте умели предугадать приближение шторма или бури, могли де­ лать верные выводы из ка*. ждого метеорологического явления, увязать его с прог­ нозом погоды, сезоно.м. Это тем более важно, что тради­ ционные промыслы рыбаков Мурмана находятся в зоне активной циклонической де. ятелыюсти, которая продол­ жается с августа по июнь. Наиболее глубокие, мощные циклоны приходятся на но­ ябрь — март. Зарождаясь в районе Ис­ ландии и набирая силу, цик­ лоны, как правило, движутся вдоль теплых течений на се­ веро-восток, заполняясь или, напротив, разрушаясь в рай­ онах северной или южной оконечностей Новой Земли или восточнее Шпицбергена. Передний фронт циклона несет с собой некоторое по­ тепление, которое сопровож­ дается ветрами южных на­ правлений. При прохожде­ нии циклона севернее судна направление ветра меняется по часовой стрелке. Когда циклон движется южнее рай­ она промысла, то ветер ду­ ет в противоположном на­ правлении. Если крепнущий ветер дует неизменно в од­ ном направлении и при этом атмосферное давление пада­ ет, это значит, что центр циклона движется прямо на наблюдателя. Особенно интересен, на мой взгляд, циклон «Глаза бури». Когда проходишь че­ рез его центр, невольно об­ ращаешь внимание, как ве­ тер ослабевает иной раз до полного штиля. И так мо­ жет продолжаться от полу­ часа до нескольких часов, в зависимости от скорости движения циклона. Этим-то временем и нуж­ но воспользоваться, скажем, для сдачи продукции на плавбазу, проведения работ на палубе или, наконец, Для1 перехода в укрытие. Однако при первых признаках креп­ нущего ветра от северных румбов нужно снова гото­ виться к штормованию. Интересно отметить, что циклоны приносят не толь- ,• ко хлопоты и огорчения, но и... радости. Многие про­ мысловики знают, как ожив­ ляется рыбалка; когда при­ ближается передний фронт циклона. По наблюдению ав­ тора этих строк, в осеннее время суточные уловы пал­ туса возрастают как раз в период прохождения цикло­ нов. Б о л ь ш а я г р у п п а СУДОВ сейчас работа­ ет на путине. И опять же многие капитаны знают, как чутко мойва реагирует на изменение погодных усло­ вий: если упорно дуют вос­ точные и северо-восточные ветры, рыба не образует скоплений, ради которых стоит производить замет, и залегает на грунт. Но вот подул зюйд-вест, и опытные «кошельковисты», работаю­ щие на мойвенной путине, с облегчением вздыхают: «Ну, наконец подул рыбацкий ве­ тер». Нередко уходящий в рейс капитан, погрузившись в предотходные заботы, свя­ занные с устранением непо­ ладок, получением снабже­ ния, меньше всего думает о том, образно говоря, какие ветры дуют в том районе промысла, куда идет его судно. И, наверное, зря. Ведь если знаешь о по­ вадках циклона, положении его центра и можешь пред­ угадать и учесть ожидаемую перемену ветра и атмосфер­ ного давления, то можно уже более четко планировать ход промысла. Д . ПОНЯВИН, капитан дальнего плавания, начальник штурманского класса учебно-тренировочного судна аСамшит» объединения «Мурманрыбпром». 9 сентября1S83 года; 6 РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz