Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.
• ВНИМАНИЕ: ОПЫТ! • 12 ЛЕТ-«ХОРОШО» Двенадцать лет обеспечива ет безаварийную работу ме ханизмов машинная команда БМРТ «Вымпел». По оценкам специалистов инспекции Ре гистра СССР техническое со стояние главного и вспомога тельного двигателей, паро вого котла и других признано хорошим и годным к эксплу атации. Ка траулере с 1972 года введена система непрёры вно- гэ технического обслужива ния. Здесь строго соблюда ются графики планово-преду- предительных ремонтов. Пе реходы на промысел, стоянки у плавбаз используются для профилактических осмотров, выполнения тех или иных ра бот. Это позволило сократить плановые междурейсовые стоянки судна в порту, а сле довательно, увеличить время нахождения судна на про мысле. Соблюдение рекомендаций ЦПКТБ и группы теплэтехни- ки механико-судовой службы позволило уменьшить навига ционно-коррозионные разру шения блоков и цилиндровых втулок двигателя внутренне го сгорания. За счет посто янного контроля за состояни ем аппаратуры, двойной се парации команда сэкономила свыше 1200 тонн топлива. Строгая исполнительская, производственная дисципли на в коллективе умножена на творческий поиск. Только за последние четыре года члены машинной команды по дали и внедрили более 70 рационализаторских предло жений. В частности, была мо дернизирована линия по вы работке тушки из разных по род рыбы, что увеличило вы пуск продукции на пищевые цели. Много внимания на трау лере уделяется учебе плав состава. Здесь и регулярное проведение занятий, изуче ние устройств, систем, меха низмов непосредственно на рабочем месте, и закрепле ние за молодежью опытных товарищей. Немаловажный фактор — сохранение и закрепление постоянных кадров на судне как рядового, так и команд ного состав.а. Как правило, вновь прибывшие постепенно «росли» на судне, начинали с 4-го механика, проходили «ступеньки» 3-го, 2-го и за тем выдвигались на долж ность стармехов. К примеру, В. А. Карельский, Г. И. Пик- синдеев, А. А. Беданин, А. В. Ященко. Большая заслуга в обеспе чении безаварийной работы силовой установки судна и воспитании коллектива при надлежит старшему механику И. К. Леонову, который ра ботал на судне с момента его постройки и до 1982 года. Более 30 лет трудится Иван Корнеевич в «Мурманрыб- проме». Награжден орденом Трудового Красного Знамени, имеет ряд поощрений от ру ководства флота. Опыт работы БМРТ «Вым пел» нашел широкое приме нение на других однотипных судах объединения «Мурман рыбпром». В. БРОВКИН, начальник механико-судовой службы объединения «Мурманрыбпром». Добрый улов! 12 августа в еженедельнике была опубликована статья «Все начинается с капитана». Ее автор ■>— начальник отде ла мореплавания, связи н электрорадионавигации ВРПО «Севрыба» Г. В. Тишков — затронул проблемы, связанные с равномерностью работы промысловых экипажей, дисцип- лшшрованностыо судоводителей. Сегодня разговор, начатый на страницах газеты, продол, жает капитан дальнего плавания Д. И. ПОНЯВИН. Совместное воздействие зы би и ветрового волнения ва жно принимать во внимание, особенно когда проводятся швартовные и грузовые опе рации на судах, находящих ся в дрейфе, тогда ведь мо жно предусмотреть и умень- по местным признакам и по показанию барометра. Конечно, знаний по метео рологии, полученных в учеб ных классах и кабинетах училищ, не всегда бывает до статочно. И потому судово дителям нужно самим быть о\ кПЫТНЫЕ ПРОМЫ- *CJIОВИКИ знают, как влияют на улОвы атмосферное давление, ветер... Хорошо ведь известно — наиболее удачлив тот рыбак, которого не смущают капризы пого ды, который хорошо знаком с закономерностями морских течений. Но только ли поэтому су доводителю нужно знать гид рометеорологию? ...В декабре 1981 года два посолыю - свежьевых траулера заканчивали промы сел на Копытовской банке. ИСТ «М» начал переход в Мурманск; капитан же ИСТ «К», проинформировав ру ководство флота, принял ре шение — на сутки задер жаться в районе промысла. И что же? В- порт пришли они одновременно. Почему? Наверное, пото му, что капитан второго тра улера лучше знал метеоро логию района промысла и смог предусмотреть изме нения погодных условий. Что касается траулера «М.» то его экипаж начал переход при усиливающемся встречном юго-восточном ве тре, который сопровождался падением атмосферного дав. ления. Иными словами — все говорило о приближении циклона. Кстати, сб этом сообщалось и в прогнозе по годы. Но капитан ПСТ «М» решил наперекор всем вет рам идти в порт. : Скорость на переходе не превышала семь—восемь уз. лов, циклон же двигался на восток. — северо-восток со скоростью 30 километров в час, таким образом, что на правление на его центр с по зиции судна оставалось неиз менным. От сотрясения кор пуса на IICT вышла из строя радиолокационная станция правого борта, оборвалась антенна радиопередатчика. Поскольку траулер постоян но заливало водой, моряки не могли окалывать лед с кор пуса, палубных надстроек и механизмов. В результате переход за нял двое с половиной суток. Кроме того, несколько часов пришлось стоять у входа в Кольский залив, пока коман да окалывала лед. Ну а экипаж ПСТ «К», как говорится, вежливо про пустил циклон и при попут ном норд-весте всего за 42 часа добрался до Мурманска. Команда успела выполнить все необходимые работы, и еще осталось время, чтобы отдохнуть перед приходом в порт. Или такой пример. Два больших морозильных трау лера во время шторма поч ти одновременно легли в дрейф с тем, чтобы занять ся ремонтом главных двига телей. БМРТ «И» при этом дрейфовал правым бортом на ветер. А капитан БМРТ «Д», застопорив ход судна, подставил ветру левый борт. Сделал он это после того, как тщательно проанализиро вал метеообстановку и с уче том данных прогноза опре делил направление и скорость движения циклона, увязал его с характером изменения кривой на ленте барографа. Выяснив, что центр цикло на пройдет севернее судна, он сумел предугадать до вольно быстрое изменение ветра по часовой стрелке. И в то время . как на БМРТ «Н» судовые специалисты устраняли неисправности «под аккомпанемент» силь ной бортовой качки, моряки второго траулера работали при вполне нормальных ус ловиях. Зыбь заходила на дрейфующее судно с кор мовых курсовых углов, и на него действовала лишь незна чительная килевая качка. В шить бортовую качку, кото рая приносит морякам осо бенно много хлопот. ИЗМЕНИВШИ X С Я УСЛОВИЯХ РЫБО ЛОВСТВА центр активной деятельности промысловых судов явно смещается в отдаленные районы промыс ла. И не случайно за послед- - ние годы стало происходить больше навалов на уже ошвартованных судах. С одной стороны, это можно объяснить объективными причинами, дескать, все ча ще швартовные и грузовые операции производятся в от крытом море. И это правильно. Вместе с тем, если бы судоводите ли лучше знали гидрометео рологию района, могли ре ально оценить погодные ус ловия, предвидеть, как они изменятся в ближайшее вре мя, давалов, других наруше ний правил безопасности мо реплавания было бы, дума ется, меньше. Говорю это к тому, что некоторые судоводители, к сожалению, за многие годы работы в морё так и не вы работали в себе привычки наблюдать и предсказывать характер погоды. Они с не терпением ожидают, а что же скажет прогноз, надеются только на него. Ухудшения погодных условий, не пред сказанные прогнозом, за стают таких капитанов врас плох: происходят навалы, повреждаются орудия лова, подвергаются опасности су да и люди. И это в то время, как ме теорологи сами признают, что их наука не относится к самым точным и правиль ность прогноза полезно кон тролировать, ориентируясь любознательными, трениро вать свою наблюдательность, чтобы, подобно опытным ка питанам, которые по черной точке на горизонте умели предугадать приближение шторма или бури, могли де лать верные выводы из ка*. ждого метеорологического явления, увязать его с прог нозом погоды, сезоно.м. Это тем более важно, что тради ционные промыслы рыбаков Мурмана находятся в зоне активной циклонической де. ятелыюсти, которая продол жается с августа по июнь. Наиболее глубокие, мощные циклоны приходятся на но ябрь — март. Зарождаясь в районе Ис ландии и набирая силу, цик лоны, как правило, движутся вдоль теплых течений на се веро-восток, заполняясь или, напротив, разрушаясь в рай онах северной или южной оконечностей Новой Земли или восточнее Шпицбергена. Передний фронт циклона несет с собой некоторое по тепление, которое сопровож дается ветрами южных на правлений. При прохожде нии циклона севернее судна направление ветра меняется по часовой стрелке. Когда циклон движется южнее рай она промысла, то ветер ду ет в противоположном на правлении. Если крепнущий ветер дует неизменно в од ном направлении и при этом атмосферное давление пада ет, это значит, что центр циклона движется прямо на наблюдателя. Особенно интересен, на мой взгляд, циклон «Глаза бури». Когда проходишь че рез его центр, невольно об ращаешь внимание, как ве тер ослабевает иной раз до полного штиля. И так мо жет продолжаться от полу часа до нескольких часов, в зависимости от скорости движения циклона. Этим-то временем и нуж но воспользоваться, скажем, для сдачи продукции на плавбазу, проведения работ на палубе или, наконец, Для1 перехода в укрытие. Однако при первых признаках креп нущего ветра от северных румбов нужно снова гото виться к штормованию. Интересно отметить, что циклоны приносят не толь- ,• ко хлопоты и огорчения, но и... радости. Многие про мысловики знают, как ожив ляется рыбалка; когда при ближается передний фронт циклона. По наблюдению ав тора этих строк, в осеннее время суточные уловы пал туса возрастают как раз в период прохождения цикло нов. Б о л ь ш а я г р у п п а СУДОВ сейчас работа ет на путине. И опять же многие капитаны знают, как чутко мойва реагирует на изменение погодных усло вий: если упорно дуют вос точные и северо-восточные ветры, рыба не образует скоплений, ради которых стоит производить замет, и залегает на грунт. Но вот подул зюйд-вест, и опытные «кошельковисты», работаю щие на мойвенной путине, с облегчением вздыхают: «Ну, наконец подул рыбацкий ве тер». Нередко уходящий в рейс капитан, погрузившись в предотходные заботы, свя занные с устранением непо ладок, получением снабже ния, меньше всего думает о том, образно говоря, какие ветры дуют в том районе промысла, куда идет его судно. И, наверное, зря. Ведь если знаешь о по вадках циклона, положении его центра и можешь пред угадать и учесть ожидаемую перемену ветра и атмосфер ного давления, то можно уже более четко планировать ход промысла. Д . ПОНЯВИН, капитан дальнего плавания, начальник штурманского класса учебно-тренировочного судна аСамшит» объединения «Мурманрыбпром». 9 сентября1S83 года; 6 РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz