Рыбный Мурман. 1983 г. Сентябрь.
• ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО '-SS9 Экономическое обозрение Один путь- качество Вот уже более полумесяца прошло, как мойвенкая путина вступила в свои права. Однако говорить о том, что она облег чила положение с выполнением государственного плана, пока еще не приходится. Во-первых, слишком велика была задолженность тружени ков Северного бассейну по таким основным показателям, как добыча рыбы и выработка пищевой рыбопродукции, чтобы ее можно было погасить в считанные недели. Во-вторых, по-насто- ящему, что называется, пищевой рыбы в уловах до сих поэ не было. Каждую осеннюю путину рыбакам приходится начинать с об лова обильно питающейся мойвы. Постепенно рыба теряет аппетит, начинает питаться менее интенсивно и становится пригодной для переработки на пищевые цели. 8 последние дни уловы с такой рыбой встречаются все чаще и чаще. Однако ждать, пока заловится мойва исключительно пищевая, — значило бы понапрасну время терять. Такова спе цифика осенней страды: обстановка будет колебаться, и порой трудно узнать, что же принесет очередной улов рыбакам — радость или огорчение. И потому сейчас очень многое зависит от того, сумеют ли промысловые экипажи вырваться из плена иллюзий, связанных с надеждами «на будущее», и критически оценить — а все ли сделано для того, чтобы уже сегодня, сейчас направлять мак симальное количество сырья, которое есть, на пищевые цели. Дело в том, что морозильные мощности флотов отнюдь не резиновые, они имеют свой определенный предел. Расчеты показывают: любые, даже самые малые потери в производстве рыбопродукции не смогут быть восполнены из-за ограниченных возможностей морозильных мощностей. Иными словами, нагнать завтра то, что упущено сегодня, уже будет нельзя. . * Й потому путь к достижению цели остается один — высокое качество труда и производимой на судах рыбопродукции. Не будет преувеличением сказать: судьба каждого поднятого на борт трала — это судьба плановых заданий флотов и объ единения «Севрыба» в целом. И потому судьбу эту надо ре шать лишь после тщательного анализа каждого улова. Тем более что стопроцентная проверка качества рыбопро дукции на берегу не оставляет надежд ни на какие скидки или лазейки для бракоделов. Сейчас, когда рыба начинает питаться менее активно, все эти вопросы приобретают особую важность. Накануне рыбацкой страды много говорилось и писалось о машинах для сортировки мойры ло размерному ряду. В настоящее время появилось несколько модификаций таких ма шин. Над их созданием потрудились и специалисты производ ственно - технического объединения «Севтехрыбпром», и флот ские рационализаторы. Вот-вот наступит пора, что называется, пустить машины в ход. Они ведь предназначены для того, чтобы отсеять то незначи тельное количество мелкой рыбы, которое, тем не менее, ока зывает решающую роль на оценку качества всей партии ры ботоваров. Однако сказать, что они находятся в полной боевой готовности, было бы преждевременно. На многих судах они не только не опробованы в деле, но еще и не установлены. В связи с этим на заседании совета директоров ВРПО «Сев- рыба», состоявшемся 31 августа, перед руководителями флотов была поставлена задача — до середины сентября усганозить сортировочные устройства на всех без исключения крупнотон нажных траулерах, проверить их в работе, чтобы из действенного средства помощи они не превратились в обузу, которая будет занимать на рыбофабриках место «ради мебели». Следует также подготовить на судах консервные цехи для того, чтобы при первой возможности активно включиться в вы работку пресервов из мойвы. Это особенно важно, если учесть, что и по этому «иду продукции задолженность рыбной про мышленности области велика. Одним словом, приток пище вого сырья не должен застать промысловиков врасплох. Ведь долгое ожидание порой притупляет бдительность. И хуже всего, если такое происходит с капитанами. Ведь от их инициативы, умения мобилизовать людей, организовать про изводство зависит конечный результат работы. И эта оговорка не случайна, поскольку некоторые капитаны, бывает, за весь рейс ни разу на рыбофабрику не спустятся: «Д зачем! У меня есть помощник по производству». Помощник есть, а ответственность в первую очередь несет ка питан, который, ко всему прочему, еще и директор. Речь идет об организованности, дисциплинированности, собранности, стрем лении с полной ответственностью относиться к своим прямым обязанностям — как бы ни были они сложны. Актуальность этих вопросов была подчеркнута на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, в беседах товарища Ю. В. Андропова с московски ми станкостроителями, с ветеранами партии и труда. Об этом необходимо помнить постоянно. Заботы о нуждах рыбофабрики должны стать такими же привычными, как и те, что связаны с обеспечением безопасности мореплавания. Лучше, чем в прошлом месяце, трудился в августе коллектив Мурманской судоверфи, однако выполнить напряженный гра фик ремонта судов не удалось. Задержались у причалов судо ремонтных предприятий ППР «Заполярный», «Рембрандт», плав база «Алексей Хлобыстов» и некоторые другие. Отчасти это связано с тем, что судовладельцы порой не с полной ответ ственностью подходят к подготовке судов к ремонту, но порой объясняется и нечеткой организацией ремонтных робот, их низким качеством. Так или иначе, потери времени оборачиваются потерями на промысле, и смежным предприятиям нужно сделать все — сейчас это особенно важно, — чтобы свести их до минимума. ОТДЕЛ ПРОМЫШЛЕННОГО РЫБОЛОВСТВА. ШШШ «аидай» .. . м..п ж * На мойвенной путине И СНОВА В МОРЕ БМРТ «Капитан Ардеев» пришел в порт 1 сентября. Это было уже третье судно, вернувшееся с мойвенной пу тины с полными трюмами. Траулер пришел «по зеленой», поэтому две бригады докеров — одиннадцатая Г. К. Трубни кова и шестьдесят первая Н. Ф. Шиблева — через час- другой после швартовки на чали одновременно разгру жать кормовые и носовые трю мы. Бее понимали — нужно закончить разгрузку как мож но скорее, чтобы экипаж мог сразу же снова выйти на промысел. Еще 15 августа, перед са мым началом путины, когда на общесудовом профсоюз ном Собрании рыбаки серь езно и по-деловому обсужда ли предстоящие задачи, все настроились на интенсивную работу. И здесь, в порту, долго стоять было нельзя — мойвенная путина в самом разгаре. БМРТ «Капитан Ардеев» са мое новое судно типа «Иван Бочков», это его второй рейс. И экипаж траулера в основ ном составляет молодежь, которой порой не хватает опыта, профессиональных на выков. Рыбы сейчас идет много, нагрузки для еще не обстрелянных .матросов боль шие, поэтому помощник ка питана по производству В. А. Филатов старался так орга низовать работу на рыбофаб- рике, чтобы рядом с моло дым матросом всегда был бо лее опытный, который может и советом помочь, и делом, если нужно. От этого выиг рывал и весь экипаж — ры ба обрабатывалась быстрее и без брака. И уже в первые промыс ловые сутки экипаж перевы полнил норму по морозке рыбы. Не сбавили темпов ры баки и в дальнейшем. С са мого начала рейса очень ак тивно работает на судне ко митет народного контроля. Возглавляет его старший мас тер лова коммунист Н. Е. Сушко. Вместе с членами ред коллегии, «Комсомольского прожектора» народные конт* ролеры держали под посто» янным наблюдением все эта* пы обработки мойвы. Успешным выполнением^ плановых заданий экипаж в<3 многом обязан своему капи- тану-директору Г. С. Подоль* скому. На некоторых судах бытует еще практика, когда капитан-директор оправды вает только первую часть своего звания — капитанскую, отстраняясь от выполнений обязанностей директора. 6 работе Геннадия Степановича такое «разделение труда» исключено. Его часто видят и на палубе, и на рыбофабри- ке. «И себе спуску не даст, и с других спросит», — гово рят о нем подчиненные. Немалую роль играет на судне и социалистическое со ревнование между вахтами. Сейчас лидирует первая вах та рыбмастера А. К. Галко. Она заморозила на 49 тонн рыбы больше своих соперни ков. Из трюмов выгрузили по следние тонны рыбной про дукции. И снова в море. С. МАРЧЕНКО. На снимке: идет разгрузка БМРТ «Капитан Ардеев». Фото автора. Актуальное слово: ДИСЦИПЛИНА С С Е Б Я Хороший специалист ме ханик - наладчик Геннадий Алексеевич Сидоренко. Ше стой год в этой должности. Как свои пять пальцев зна ет машины, .механизмы. Не на одном судне усовершенст вовал рыбофабрики. Только на БМРТ «Сергей Коршуно- вич», на котором он сейчас ходит, разработал и внедрил пять рационализаторских предложений. По-новаторски подходит коммунист к сво им непосредственным обя занностям. Но вот недавно на стол главного инженера объеди нения «Мурманрыбпром» лег рапорт от Г. А. Сидо ренко: «...На 25 июля назначает ся очередное партийное со брание с повесткой «Роль коммунистов в идейно-вос питательной работе с под чиненными». Меня за неде лю предупредили о голово мойке, которую готовят мне первый помощник капитана Ю. Г. Юдин, слесарь О. Т. Метелев и первый электро механик В. В. Аранович. Я знал, что сделают со мной эти три лица то, что захотят, ведь никто против них не выступит и не скажет прав ды. Так оно и случилось. Второй рейс члепы экипа жа у нас запуганы, даже старшие специалисты. Все переживают за свои харак теристики и визы. Тов. Юдин судит о работе членов экипа жа по отношению к нему. Хвалит Арановича, с кото рым мне приходится выяс нять отношения из-за его ха латного отношения к рабо те. Весь рейс горят электро двигатели по всем заведова- ниям, следить не хотят, а сгорят — хотят делать чу жими руками... Тов. Юдин поставил на судне вопрос так: он делает все правильно и ему пере чить нельзя. Решения всех судовых организаций — это его решения. Его необдуман ные действия возмущают всех специалистов, наруша ют нормальный ритм рабо ты, вносят нервозность... Вот я и прошу разобрать ся: можно ли работать в та кой обстановке, думая об одном и том же — за что на кажут и в чем обвинят? За что меня на открытом пар тийном собрании выстави ли на посмешище и склоня ли 1,5 часа? За что же он (Юдин) обещал исключить меня из партии?.. Считаю, что производст венные характеристики, вы данные в прошлом рейсе чле нам экипажа, необъективны, т. к. первый помощник на • партсобрании их не зачиты вал, заочно формально ут вердил, переделав на свой лад. И за этот рейс характе ристики были утверждены быстро и огульно. Только обсуждались долго и по чет ко разыгранной пьесе. В недавнем постановлении ЦК КПСС, Совета Минист ров СССР и ВЦСПС отме чается: «Широко применяй материальное и моральной поощрение за самоотвержен ный труд, необходимо в то же время решительно иско ренять факты примиренче ского отношения к наруши телям трудовой и производ ственной дисциплины. Как коммунист и первый помощник, Ю. Г. Юдин зна ет об этом постановлении, но делает так. как ему удоб-- но». Приведен отрывок из ра- • порта в котором обвиняются все и всё Кругом все пло хие, хороший один Сидорен ко. А суть конфликта в том,_ что от него парторганизация требует быть не только луч- 9 сентября 1983 года РЫБНЫЙ мурман
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz