Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.
• КОНСТИТУЦИЯ в н а ш е й судьбе • За два с половиной года ремонта на эхом судне смени лось 9 капитанов, 11 старших помощников, 28 начальников радиостанций, а уж о матросах и говорить нечего. Новому коллективу пришлось все начинать с нуля: отлаживать производство, создавать микроклимат, традиции. Это ему удалось. И хотя первый после ремонта рейс был для эки пажа БМРТ «Салют» не совсем удачным, даже, как гово рят моряки, «прогарным», люди верили в свое судно н в самих себя. И как итог — третья премия флота по резуль татам социалистического соревнования (согласно новому положению). Недавно «Салют» приходил в порт «по зеленой» с гру зом пищевой продукции. И пока из его трюмов выгружали рыбу, пока принимали продовольствие, тару, мне удалось побеседовать с членами экипажа. пуска (отдыхал с семьей у Черного моря в пансиона те «Рыбак Заполярья»). У него лицо типичного рус ского интеллигента: акку ратная бородка, вниматель ный взгляд. Владимир Ни колаевич человек вежливый и обходительный, с боль шим чувством юмора. Кстати, последнее качество в значительной степени присуще многим членам экипажа. Это тонкая усмеш ка, которая прячется в ан- рыбака — 9 июля. Симво лично. Символичным, впро чем, было и то, что через несколько недель он ушел в рейс. Ничего не поде лаешь — такова она, мо ряцкая судьба. Зато в море он получил от своей Лен ки 80 писем! Мы сидим в штурманской каюте, и Валера, улыбаясь, рассказывает о своих пла нах. У него красный дип лом об окончании средней мореходки, поэтому, чтобы ОТЦЫ-КОМАНДИРЫ После окончания Мур манского мореходного учи лища имени И. И. Месяце- ва Анатолий Глущенко по пал на ППР «Буссоль». Проходил на нем более де сяти лет. Ради такой вер ности судну приходилось по четыре года отказывать се бе в отпуске. С «Буссолью» у него связано многое — первые самостоятельные вахты, воспоминания о ред костных уловах и беспощад ных штормах. Под стеклом на его письменном столе ле жит фотография — много тонный траловый мешок окуня. И один шторм за помнился на всю жизнь — свирепый ураган 1973 года в Северной Атланти ке... Раньше на флоте самой уничтожающей характери стикой было слово «сала га». Сейчас, наверное, — «сезонник», «поденщик». В нем — презрение настоя щего моряка к летуну, ко торый перепрыгивает с суд на на судно в погоне за длинным рублем. Держись одного — эту истину Ана толий Михайлович вынес из собственного опыта. На «Буссоли» он прошел путь от четвертого штурма на до старшего помощника, здесь сложился как про мысловик, как руководитель и во многом — как чело век. Поэтому уходить с род ного судна, когда назначали капитаном-директором на «Салют», было очень жаль. Но новое судно, хотя и имело после ремонта не осо бенно боевой вид, неожи данно понравилось. И вот он, первый рейс на нем... Сказались, конечно, все трудности периода аккли матизации, притирки экипа жа. Порядочно пришлось повозиться, чтобы подо гнать некоторые узлы ры- бофабрики, да и промысло вая обстановка была не особенно благоприятной. Приходилось делать нема лые переходы, пробовать ловить на разных глубинах, использовать все возможно сти людей и техники. Но рыбу брали. ...Паспорт моряка Анато лия Михайловича Глущен ко пестрит всевозможными печатями, штампами, виза ми, поставленными в раз ных портах мира. Но, оче видно, даже морская про фессия не может удовлетво рить его страсти к путеше ствиям. С женой и девяти летним сыном Марком он объездил на своем «Жигу ленке» всю Европейскую часть Союза. На следую щий отпуск намечен авто пробег вдоль Волги, по Крыму и Прибалтике. Но когда он будет, следующий отпуск? А сейчас опять — в море. В каюте И. В. Тратев ского, первого помощника капитана, или комиссара, как называют его на трау лере, очень много книг: на полках — художественная литература, партийные до кументы, справочники, бро РЫБАЦКОЕ СЧАСТЬЕ шюры. На столе — пишу щая машинка, стопка толь ко что полученных Писем и опять книги. Под подушкой — «Сотворение мира» Ви талия Закруткина. — Хорошая вещь, реко мендую, — Иван Викторо вич подает книгу. Его стараниями на судне создана хорошая библиоте ка, есть довольно большой выбор художественных и до кументальных фильмов. Невысокого роста, коре настый, помполит плотно сидит на стуле, упираясь ладонью в колено. Когда он рассказывает об экипаже, речь его изобилует эпите тами типа «прекрасный», «замечательный», «отлич ный». О себе говорит мало и неохотно. Родом из Бело руссии, служил на Север ном флоте. После службы — снова на флот, теперь уже траловый. Ходил матро сом, котельным машинистом, заочно окончил истфак Пет розаводского университета. Вступил в партию. Через год будет 20 лет, как он работает в Мурманском тра ловом флоте. Постучавшись, входит, помощник капитана по про изводству В. Н. Лагутин. Помните, у Чехова: «Фран цуз, о чем бы ни говорил, говорит всегда о Франции»? Так и технолог: о чем бы ни говорил, говорит всегда о рыбе. Владимир Николае вич озабочен — сейчас из трюмов траулера выгружа ют мойвенные пресервы. Но оснований для беспокойства вроде пока нет: стопроцент ная сертификация подтверж дает отличное качество продукции. — Это наш подарок к празднику — Дню Советской Конституции, — улыбнулся Лагутин. Для старшего помощника В. Н. Сысоева на «Салюте» это первый рейс после от тичной бороде старшего ме ханика Игоря Викторовича Христо (ему, впрочем, без чувства юмора, как одесси ту, никак невозможно), это шумное оживление, которое вносит в любую компанию старший матрос Александр Алексеев, это и коммуника бельность электрорадиона вигатора Валерия Боброва... А самое, наверное, сре доточие юмора на судне — это радиорубка. Люди здесь подобрались интересные, знающие, веселые: началь ник радиостанции А. Н. Триндюк и радиооператор В. Г. Васильченко... В ра боте моряка, когда однооб разно чередуются вахты, когда долгие недели видишь одни и те же лица, шутка — незаменимая вещь. Микроклимат коллектива на «Салюте» начинался именно с нее. И сейчас, когда он уже, можно счи тать, сложился, вы подни маетесь на борт и чувствуе те, как на вас накатывают мощные биотоки здорового, задорного настроения. «ЯИДВА ВАЛЕРЫ» Штурманы: второй — Григорий Орел (это ему принадлежит лаконичная формулировка: «Штурман ская служба? Я и два Ва леры»), третий — Валерий Наумов и четвертый — Топчий, по интересному стечению обстоятельств, то же Валерий. Для четверто го штурмана его «северный морской путь» только начи нается. Скептическое выра жение «Все капитаны были четвертыми, но не все чет вертые стали капитанами» к нему не относится. Валера непоколебимо верит в будущее и полон опти мизма. Для этого у него весьма уважительная при чина: два месяца назад он женился. Как раз в День поступить заочно в М ВИМУ , нужно только сдать на «отлично» мате матику. Но в море до учеб ников руки никак не дохо дят — все-таки первый рейс, он всегда дается не легко. — Но это дело решен ное. Вот придем с путины — подаю документы в учи лище. Вдруг дверь распахива ется, и в каюту влетает второй штурман. В руке у него конверт, которым, по старому курсантскому обы чаю (оба они — выпускни ки Херсонского мореходно го училища), рвется нахло пать по ушам счастливчика. Начинается борьба. Нако нец, удовлетворенный, Гри горий оставляет Валеру в покое, и тот распечатывает письмо. — Это еще ничего, — говорит Валера, держась за ухо, — в рейсе целой пач кой писем хлестали!.. —■ Гриша, — спрашиваю Орла, — как бы ты сам Себя охарактеризовал? После нескольких секунд раздумья, смеясь, говорит: — Дело знает. ...В этом рейсе экипажу БМРТ «Салют» довелось ловить рыбу на так назы ваемых «пиках». Косяк сто ит на склоне почти отвес ной подводной скалы, на большой глубине. Трал нуж но подвести к нему снизу, а потом, чтобы не заце питься за гребень, как мож но скорее его выбрать. Для такой работы требуются крепкие нервы и немалое мастерство. Время рассчи тано до секунд, глубина — до одного метра. Вот эхо лот фиксирует заход рыбы в трал и надвигающуюся скалу... — Ви-ира! ...Один раз все же заце пились нижним краем, яд реная базальтовая порода выщербила стальное грузи ло. И все равно в том рай оне траулер ловил успешнее соседей. Промысел на банках многое дал и третьему штурману — Валерию Наумову. Недаром после подведения итогов рейса его фотография появилась на судовой Доске почета. Ва лерий — комсорг, и дел у него хватает, ведь экипаж БМРТ «Салют» борется за право называться комсо мольско-молодежным. А для этого недостаточно только того, чтобы боль шинство из плавсостава были комсомольцами. Для этого требуется Работа с большой буквы. Валерий торопится поде литься радостью: вот-вот они с женой Татьяной по лучат квартиру и тогда заберут к себе из Коломны шестилетнего Руслана, ко торый живет пока у бабуш ки. СКЛАДЫВАЕТСЯ КОЛЕКТИВ Матрос Хахалин родом из-под Саратова, точнее из Вольска. Морем «болеет» с детства. Чтобы «вылечить» эту «морскую болезнь», по шел в Д О С А А Ф заниматься греблей на ялах. Плавал по Волге, а мечтал о большой воде. Но служить попал, к сожалению, не на флот. Впрочем, море от него не ушло. После армии при ехал в Мурманск, подал документы" в отдел кадров тралфлота и был направлен на «Салют». Жизнь моряка со всеми ее тяготами и ли шениями не оттолкнула, а лишь еще сильнее притяну ла его. Может быть, попади он на какое-то другое суд но, развеялся бы его энту зиазм. Но он пришел на «Салют». Теперь будущее представляется ему со всей очевидностью: будет посту пать на заочное отделение судоводительского факуль тета. Старший матрос Алек сандр Алексеев работает в траловом флоте уже семь лет. Самая исчерпывающая характеристика — его соб ственные слова: «Без палу бы жить не могу». У него и его жены, которую он уважительно величает На тальей Андреевной, двое ребятишек. Анюта еще хо дит в детский сад. а Дим ка уже отчалил в страну Знаний — стал первоклас сником. В семье Алексе евых в этом году случилось и второе знаменательное событие: они стали новосе лами. Самые лучшие отзывы у товарищей заслужили стар ший матрос В. Мичурин, матросы А. Ю. Куликов и В. М. Селезнев, третий механик А. Чередниченко, боцман А. А. Закиров и матрос А. Захаров, он же — заместитель комсорга, кандидат в члены партии... Всех, конечно, не перечис лить. Крепкий экипаж подо брался на «Салюте» и, что самое главное, дружный. ...Обычное судно, каких в Мурманском траловом фло те немало, со своими труд ностями, успехами, неуда чами. Сейчас оно — в мо ре, на мойвенной путине. Крепко верит его экипаж в свое рыбацкое счастье. Ве рим и мы, что в родной порт экипаж «Салюта» вер нется с полными трюмами рыбы. С. МАРЧЕНКО. 7 октября 1983 года РЫБНЫЙМУРМАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz