Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.

• КОНСТИТУЦИЯ в н а ш е й судьбе • За два с половиной года ремонта на эхом судне смени­ лось 9 капитанов, 11 старших помощников, 28 начальников радиостанций, а уж о матросах и говорить нечего. Новому коллективу пришлось все начинать с нуля: отлаживать производство, создавать микроклимат, традиции. Это ему удалось. И хотя первый после ремонта рейс был для эки­ пажа БМРТ «Салют» не совсем удачным, даже, как гово­ рят моряки, «прогарным», люди верили в свое судно н в самих себя. И как итог — третья премия флота по резуль­ татам социалистического соревнования (согласно новому положению). Недавно «Салют» приходил в порт «по зеленой» с гру­ зом пищевой продукции. И пока из его трюмов выгружали рыбу, пока принимали продовольствие, тару, мне удалось побеседовать с членами экипажа. пуска (отдыхал с семьей у Черного моря в пансиона­ те «Рыбак Заполярья»). У него лицо типичного рус­ ского интеллигента: акку­ ратная бородка, вниматель­ ный взгляд. Владимир Ни­ колаевич человек вежливый и обходительный, с боль­ шим чувством юмора. Кстати, последнее качество в значительной степени присуще многим членам экипажа. Это тонкая усмеш­ ка, которая прячется в ан- рыбака — 9 июля. Симво­ лично. Символичным, впро­ чем, было и то, что через несколько недель он ушел в рейс. Ничего не поде­ лаешь — такова она, мо­ ряцкая судьба. Зато в море он получил от своей Лен­ ки 80 писем! Мы сидим в штурманской каюте, и Валера, улыбаясь, рассказывает о своих пла­ нах. У него красный дип­ лом об окончании средней мореходки, поэтому, чтобы ОТЦЫ-КОМАНДИРЫ После окончания Мур­ манского мореходного учи­ лища имени И. И. Месяце- ва Анатолий Глущенко по­ пал на ППР «Буссоль». Проходил на нем более де­ сяти лет. Ради такой вер­ ности судну приходилось по четыре года отказывать се­ бе в отпуске. С «Буссолью» у него связано многое — первые самостоятельные вахты, воспоминания о ред­ костных уловах и беспощад­ ных штормах. Под стеклом на его письменном столе ле­ жит фотография — много­ тонный траловый мешок окуня. И один шторм за­ помнился на всю жизнь — свирепый ураган 1973 года в Северной Атланти­ ке... Раньше на флоте самой уничтожающей характери­ стикой было слово «сала­ га». Сейчас, наверное, — «сезонник», «поденщик». В нем — презрение настоя­ щего моряка к летуну, ко­ торый перепрыгивает с суд­ на на судно в погоне за длинным рублем. Держись одного — эту истину Ана­ толий Михайлович вынес из собственного опыта. На «Буссоли» он прошел путь от четвертого штурма­ на до старшего помощника, здесь сложился как про­ мысловик, как руководитель и во многом — как чело­ век. Поэтому уходить с род­ ного судна, когда назначали капитаном-директором на «Салют», было очень жаль. Но новое судно, хотя и имело после ремонта не осо­ бенно боевой вид, неожи­ данно понравилось. И вот он, первый рейс на нем... Сказались, конечно, все трудности периода аккли­ матизации, притирки экипа­ жа. Порядочно пришлось повозиться, чтобы подо­ гнать некоторые узлы ры- бофабрики, да и промысло­ вая обстановка была не особенно благоприятной. Приходилось делать нема­ лые переходы, пробовать ловить на разных глубинах, использовать все возможно­ сти людей и техники. Но рыбу брали. ...Паспорт моряка Анато­ лия Михайловича Глущен­ ко пестрит всевозможными печатями, штампами, виза­ ми, поставленными в раз­ ных портах мира. Но, оче­ видно, даже морская про­ фессия не может удовлетво­ рить его страсти к путеше­ ствиям. С женой и девяти­ летним сыном Марком он объездил на своем «Жигу­ ленке» всю Европейскую часть Союза. На следую­ щий отпуск намечен авто­ пробег вдоль Волги, по Крыму и Прибалтике. Но когда он будет, следующий отпуск? А сейчас опять — в море. В каюте И. В. Тратев ского, первого помощника капитана, или комиссара, как называют его на трау­ лере, очень много книг: на полках — художественная литература, партийные до­ кументы, справочники, бро­ РЫБАЦКОЕ СЧАСТЬЕ шюры. На столе — пишу­ щая машинка, стопка толь­ ко что полученных Писем и опять книги. Под подушкой — «Сотворение мира» Ви­ талия Закруткина. — Хорошая вещь, реко­ мендую, — Иван Викторо­ вич подает книгу. Его стараниями на судне создана хорошая библиоте­ ка, есть довольно большой выбор художественных и до­ кументальных фильмов. Невысокого роста, коре­ настый, помполит плотно сидит на стуле, упираясь ладонью в колено. Когда он рассказывает об экипаже, речь его изобилует эпите­ тами типа «прекрасный», «замечательный», «отлич­ ный». О себе говорит мало и неохотно. Родом из Бело­ руссии, служил на Север­ ном флоте. После службы — снова на флот, теперь уже траловый. Ходил матро­ сом, котельным машинистом, заочно окончил истфак Пет­ розаводского университета. Вступил в партию. Через год будет 20 лет, как он работает в Мурманском тра­ ловом флоте. Постучавшись, входит, помощник капитана по про­ изводству В. Н. Лагутин. Помните, у Чехова: «Фран­ цуз, о чем бы ни говорил, говорит всегда о Франции»? Так и технолог: о чем бы ни говорил, говорит всегда о рыбе. Владимир Николае­ вич озабочен — сейчас из трюмов траулера выгружа­ ют мойвенные пресервы. Но оснований для беспокойства вроде пока нет: стопроцент­ ная сертификация подтверж­ дает отличное качество продукции. — Это наш подарок к празднику — Дню Советской Конституции, — улыбнулся Лагутин. Для старшего помощника В. Н. Сысоева на «Салюте» это первый рейс после от­ тичной бороде старшего ме­ ханика Игоря Викторовича Христо (ему, впрочем, без чувства юмора, как одесси­ ту, никак невозможно), это шумное оживление, которое вносит в любую компанию старший матрос Александр Алексеев, это и коммуника­ бельность электрорадиона­ вигатора Валерия Боброва... А самое, наверное, сре­ доточие юмора на судне — это радиорубка. Люди здесь подобрались интересные, знающие, веселые: началь­ ник радиостанции А. Н. Триндюк и радиооператор В. Г. Васильченко... В ра­ боте моряка, когда однооб­ разно чередуются вахты, когда долгие недели видишь одни и те же лица, шутка — незаменимая вещь. Микроклимат коллектива на «Салюте» начинался именно с нее. И сейчас, когда он уже, можно счи­ тать, сложился, вы подни­ маетесь на борт и чувствуе­ те, как на вас накатывают мощные биотоки здорового, задорного настроения. «ЯИДВА ВАЛЕРЫ» Штурманы: второй — Григорий Орел (это ему принадлежит лаконичная формулировка: «Штурман­ ская служба? Я и два Ва­ леры»), третий — Валерий Наумов и четвертый — Топчий, по интересному стечению обстоятельств, то­ же Валерий. Для четверто­ го штурмана его «северный морской путь» только начи­ нается. Скептическое выра­ жение «Все капитаны были четвертыми, но не все чет­ вертые стали капитанами» к нему не относится. Валера непоколебимо верит в будущее и полон опти­ мизма. Для этого у него весьма уважительная при­ чина: два месяца назад он женился. Как раз в День поступить заочно в М ВИМУ , нужно только сдать на «отлично» мате­ матику. Но в море до учеб­ ников руки никак не дохо­ дят — все-таки первый рейс, он всегда дается не­ легко. — Но это дело решен­ ное. Вот придем с путины — подаю документы в учи­ лище. Вдруг дверь распахива­ ется, и в каюту влетает второй штурман. В руке у него конверт, которым, по старому курсантскому обы­ чаю (оба они — выпускни­ ки Херсонского мореходно­ го училища), рвется нахло­ пать по ушам счастливчика. Начинается борьба. Нако­ нец, удовлетворенный, Гри­ горий оставляет Валеру в покое, и тот распечатывает письмо. — Это еще ничего, — говорит Валера, держась за ухо, — в рейсе целой пач­ кой писем хлестали!.. —■ Гриша, — спрашиваю Орла, — как бы ты сам Себя охарактеризовал? После нескольких секунд раздумья, смеясь, говорит: — Дело знает. ...В этом рейсе экипажу БМРТ «Салют» довелось ловить рыбу на так назы­ ваемых «пиках». Косяк сто­ ит на склоне почти отвес­ ной подводной скалы, на большой глубине. Трал нуж­ но подвести к нему снизу, а потом, чтобы не заце­ питься за гребень, как мож­ но скорее его выбрать. Для такой работы требуются крепкие нервы и немалое мастерство. Время рассчи­ тано до секунд, глубина — до одного метра. Вот эхо­ лот фиксирует заход рыбы в трал и надвигающуюся скалу... — Ви-ира! ...Один раз все же заце­ пились нижним краем, яд­ реная базальтовая порода выщербила стальное грузи­ ло. И все равно в том рай­ оне траулер ловил успешнее соседей. Промысел на банках многое дал и третьему штурману — Валерию Наумову. Недаром после подведения итогов рейса его фотография появилась на судовой Доске почета. Ва­ лерий — комсорг, и дел у него хватает, ведь экипаж БМРТ «Салют» борется за право называться комсо­ мольско-молодежным. А для этого недостаточно только того, чтобы боль­ шинство из плавсостава были комсомольцами. Для этого требуется Работа с большой буквы. Валерий торопится поде­ литься радостью: вот-вот они с женой Татьяной по­ лучат квартиру и тогда заберут к себе из Коломны шестилетнего Руслана, ко­ торый живет пока у бабуш­ ки. СКЛАДЫВАЕТСЯ КОЛЕКТИВ Матрос Хахалин родом из-под Саратова, точнее из Вольска. Морем «болеет» с детства. Чтобы «вылечить» эту «морскую болезнь», по­ шел в Д О С А А Ф заниматься греблей на ялах. Плавал по Волге, а мечтал о большой воде. Но служить попал, к сожалению, не на флот. Впрочем, море от него не ушло. После армии при­ ехал в Мурманск, подал документы" в отдел кадров тралфлота и был направлен на «Салют». Жизнь моряка со всеми ее тяготами и ли­ шениями не оттолкнула, а лишь еще сильнее притяну­ ла его. Может быть, попади он на какое-то другое суд­ но, развеялся бы его энту­ зиазм. Но он пришел на «Салют». Теперь будущее представляется ему со всей очевидностью: будет посту­ пать на заочное отделение судоводительского факуль­ тета. Старший матрос Алек­ сандр Алексеев работает в траловом флоте уже семь лет. Самая исчерпывающая характеристика — его соб­ ственные слова: «Без палу­ бы жить не могу». У него и его жены, которую он уважительно величает На­ тальей Андреевной, двое ребятишек. Анюта еще хо­ дит в детский сад. а Дим­ ка уже отчалил в страну Знаний — стал первоклас­ сником. В семье Алексе­ евых в этом году случилось и второе знаменательное событие: они стали новосе­ лами. Самые лучшие отзывы у товарищей заслужили стар­ ший матрос В. Мичурин, матросы А. Ю. Куликов и В. М. Селезнев, третий механик А. Чередниченко, боцман А. А. Закиров и матрос А. Захаров, он же — заместитель комсорга, кандидат в члены партии... Всех, конечно, не перечис­ лить. Крепкий экипаж подо­ брался на «Салюте» и, что самое главное, дружный. ...Обычное судно, каких в Мурманском траловом фло­ те немало, со своими труд­ ностями, успехами, неуда­ чами. Сейчас оно — в мо­ ре, на мойвенной путине. Крепко верит его экипаж в свое рыбацкое счастье. Ве­ рим и мы, что в родной порт экипаж «Салюта» вер­ нется с полными трюмами рыбы. С. МАРЧЕНКО. 7 октября 1983 года РЫБНЫЙМУРМАН

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz