Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.

• партийная жизнь • Б М урманском горком е КПСС состоялась встреча с капита­ нами, первыми помощниками капитанов и старшими механи­ ками судов, на которой шел заинтересованный разговор о пу­ тях повышения эффективности работы экипажей судов Се­ верного бассейна. Встречу веп член бюро обкома КПСС, первый секретарь М урманского горкома партии Т. Н. ЩЕРБАЕВ. Сегодня мы публикуем наиболее важные, на наш взгляд, вопросы, затронутые на встрече командным составом судов, и ответы, комментарии руководителей «Севрыбы», флотов рыб­ ного Мурмана, партийных работников. □ — На работе судов, веду­ щих лов рыбы в одном из ;отдаленных районов Миро­ вого океана, отрицательно отрссмсаетсл частая сменяе­ мость руководителей про­ мысла, неоперативность в передислокации судов, а также в решении тех или иных хозяйственных вопро­ сов. М. И. КАРГИН, начальник ВРПО «Севрыба»: — Чтобы повысить уровень руководства, нами принято ре­ шение: назначать в данный район руководителя сроком на шесть месяцев. Для при­ нятия оперативных мер по пе­ редислокации судов он наде­ лен полномочиями изменять район лова экипажам с уче­ том промысловой обстановки и заданий по вылову. . □ — Тралы конструкции ЦПКТБ ВРПО «Севрыба», с которыми работают экипа­ жи больших автономных траулеров в одном из отда­ ленных районов, уступают по своим характеристикам орудиям лова, применяемым промысловиками «Запрыбы». М. И. КАРГИН: — Повышать уловистость тралов для больших автоном- ' ных траулеров надо с помо­ щью таких орудий лова, ко ­ торые при соответствующих скоростях траления не созда-' вали бы условий для пере­ грузок силовых установок. 8 настоящее время на этих су­ дах применяется трал, кото­ рый вот уже долгое время используют экипажи и при этом отмечают высокую его надежность. «Севрыба» направляет в на­ стоящее время своих специа­ листов для того, чтобы про­ вести испытания тралов и вы­ брать оптимальные конструк­ ции для всех типов судов, ра­ ботающих в данном районе. □ — Следует подумать над тем, как сократить объем отчетной документации, ко­ торую готовит командный состав 7Ю приходе в порт. Необходимо улучшить ре­ жим труда и отдыха капи­ танов, первых помощников и старших механиков во время стоянки судов в пор­ ту, а также изыскать воз­ можность внеочередного их обслуживания в поликлини­ ках медсанчасти «Севрыба», в том числе при прохожде­ нии комиссии. М. И. КАРГИН: — Для сокращения отчет­ ности на флотах уже внедря­ ются единые формы рейсо­ вых планов-отчетов. Что касается медицинского обслуживания плавсостава, то а медсанчасти «Севрыбы» с 1981 года функционирует по­ ликлиника № 1 по улице Под­ горной. Здесь специалисты оказывают морякам первич­ ную медицинскую помощь. Поликлиника работает по шестидневке. Капитаны и первые помощ ­ ники имеют право -проходить медицинское освидетельство­ вание (медкомиссию) вне оче­ реди. В. Д. ДЕМЯНЕНКО, замес­ титель начальника М урманско­ го тралового флота: — Действительно, при сто­ янках в порту не всегда есть возможность старшему коман- проходят инструктаж по рабо­ те в планируемом районе. Для расширения их знаний организованы курсы повыше­ ния квалификации при М ур­ манском мореходном учили­ ще им. И. И. Месяцева. На учебно-тренировочном судне «Златоуст» действует также специальный семинар для су­ доводителей и добытчиков специалисты управления фло­ та. В. П. ЖУРАВЛЕВ: — Замечания о сложности оформления заявок на мате­ риально-техническое снабже­ ние, судоремонтные работы и плохое обеспечение покрасоч­ ными материалами справед­ ливы. Для устранения этих не­ достатков работниками меха- дному составу найти время для отдыха. Чтобы решить эту про­ блему, на флоте в настоящее время прорабатывается такой вариант организации труда, при котором весь экипаж од­ новременно уходил бы в от­ пуск на время проведения междурейсового техническо­ го обслуживания, а затем в полном составе возвращался на свое судно. Для улучшения отдыха пер­ вых помощников и старших механиков применяются ре­ монтно-подменные команды в инпортах, береговые подмен­ ные экипажи в Мурманске, ко­ торые на период подмены полностью освобождают на­ званных специалистов от су­ довых работ. На флоте не­ прерывно действуют семь бе­ реговых и четыре ремонтно­ подменных экипажей. Для пе­ рестановки судов в М урман­ ском м орском рыбном порту создана швартовная команда, освобождающая капитанов от участия в швартовках. В. П. ЖУРАВЛЕВ, начальник управления «Севрыбхолод~ флот»: — После глубокого анали­ за учетно-отчетной докумен­ тации в управлении был из­ дан приказ, который четко определил перечень докумен­ тов, сроки их подготовки и сдачи. Кроме того, приняты меры по совершенствованию отчетной документации пер­ вых помощников капитана: рейсовые донесения пред­ ставляются только в партком и отдел организации работы с плавсоставом загранплава- ния. Листки контроля, обязы­ вающие первых помощников посещать многие отделы уп­ равления, отменены. Работникам отделов и служб запрещено вводить дополни­ тельные формы отчетности. Для организации режима труда и отдыха судовых спе­ циалистов «Севрыбхолсдфло- та» в порту создано три смен­ ных экипажа, а также введены должности двух подменных капитанов и двух главных ме­ хаников. Практикуется подме­ на старшего комсостава мо­ ряками, находящимися в ре­ зерве. □ — При направлении на су­ да мастеров по добыче ры­ бы не всегда учитывается, насколько хорошо знают они район промысла, в котором предстоит работать. Недо­ статочно внимания уделяет­ ся повышению квалифика­ ции данных специалистов. Не уделяется должного вни­ мания специализации капи­ танов, закреплению их за конкретными районами про­ мысла. В. Д . ДЕМЯНЕНКО: — В настоящее время на флоте ведется учет, на ка­ ких судах, в каких районах промысла работал специалист. Кроме того, мастера по добы­ че перед выходом в рейс по вопросам тактики и техни­ ки лова. Специализация капитанов на флоте осуществляется по принципу закрепления их за судами. В основном одни и те же капитаны работают в Баренцевом и Норвежском морях, а также во многих от­ даленных районах промысла. К сожалению, раз и навсегда решить эту проблему не по­ зволяет то, что промысловая обстановка постоянно меняет­ ся и экипажи вынуждены пе­ реходить в другие районы. □ — Судовые специалисты много времени затрачивают па оформление заявок на материально . техническое снабжение. Суда не полнос­ тью обеспечиваются вторы­ ми частями тралов и покра­ сочными материалами. В. Ф. НИКИТИН, секретарь парткома объединения «Мур- манрыбпромя: — Нередко бывает так, что специалисты несвоевременно подают заявки в отдел мате­ риально-технического снабже­ ния и при этом теряют много времени. Более того, вынуж­ дены в конечном итоге полу­ чать снабжение сами. Так, на БМРТ «Внуково», после того как подали основную заявку, трижды досылали дополни­ тельные от механической слу­ жбы. Работники отдела мате­ риально-технического снабже­ ния делают все для того, что­ бы обеспечить промысловые суда всем необходимым, од­ нако у них есть свои труднос­ ти. Это прежде всего ограни­ чение фондов на товарно-ма­ териальные ценности, а также неравномерность отхода транспортов в дальние райо­ ны. К примеру, в этом году флот испытывал потребность почти в 300 тоннах лакокра­ сочных изделий, выделено же только 64 тонны. Та же картина и со вторы­ ми частями к тралам. Следу­ ет заметить однако: некото­ рые судовые специалисты до­ пускают перерасход тралов. Работу отдела материально- технического снабжения пар­ тийный комитет контролирует постоянно. Комитет народно­ го контроля флота, в свою очередь, следит за качеством и своевременностью доставки снабжения в море. В. Д. ДЕМЯНЕНКО: — Поставки лакокрасочных материалов не позволяют со­ держать суда в должном са­ нитарном состоянии. Чтобы хотя бы частично решить эту проблему, капитанам при за­ ходах в инпорты разрешено закупать краску на выделен­ ную специально для этой це­ ли сумму. Оформление заявок на ма­ териально-техническое снаб­ жение действительно требует совершенствования. В этом направлении сейчас работают нико-судовой службы и отде­ ла материально-технического снабжения приняты меры по приему радиозаявок на ре­ монтные работы непосредст­ венно с моря. Это позволит заблаговременно определить сроки, ремонтную базу и при­ ступить к отбору и ком плек­ тованию снабжения. Правда, полностью решить эту проб­ лему в настоящее время не­ возможно. И вот почему. Суда «Севрыбхолодфлота» — наиболее старые и мощные в Северном бассейне. Объ­ емы их ремонта растут год от года, при этом увеличивается потребность в материальных ценностях. Иногда в ходе ремонта воз­ никает необходимость в про­ ведении дополнительных ра­ бот, оформление или пере­ оформление которых отнима­ ет много времени. Что касается покрасочных материалов, то помимо труд­ ностей, связанных с их нехват­ кой, следует отметить: краска с ТСК «Севрыбы» поступает неритмично, чаще всего в конце года. □ — ГОСТы на отдельные виды продукции из мойвы и некоторых других объектов лова не в полной мере учи­ тывают возможности совре­ менного промысла и обра­ ботки рыбы. М. И. КАРГИН: — С 1982 года в стране резко сократился рынок сбы­ та мелкой рыбы (мойва, сардина, мелочь II и III груп­ пы), а требования потребите­ лей к продукции из мелкой рыбы возросли. Экипажи часто обращаются с просьбами об изменении некоторых показателей ГОСТа в сторону послабления. Это противоречит требованиям по­ требителя, а также тем за­ дачам, решение которых по­ зволит повысить качество ры­ бопродукции. Руководство «Севрыбы» соч­ ло возможным, однако, обра­ титься в Минрыбхоз СССР с просьбой определить показа­ тель процентного содержания маломерной мойвы в пр о дук­ ции не по счету экземпляров, а по весу. , □ — В отдельных районах промысла мало внимания уделяется гласности парно­ группового соревнования, а также глубокому ежедневно­ му анализу работы каждого судна. В. Д. ДЕМЯНЕНКО: — Приказом по флоту пре­ дусмотрены меры по устра­ нению недостатков в органи­ зации социалистического со­ ревнования, в том числе улуч­ шению его гласности. Повы­ шена ответственность в этих вопросах флагманских специа­ листов и работников отделов управления. □ — Предоставить капитану и старшему механику право самостоятельно решать воп­ росы загрузки силовой уста­ новки и использования топ­ лива, исходя из конкретной промысловой обстановки В. Д . ДЕМЯНЕНКО: — Право загрузки силовой установки предоставлено на­ званным специалистам. Но при этом необходимо соблю ­ дать инструкции заводов — изготовителей механизмов, на­ ставления, правила эксплуата­ ции. Вопросы использования топ­ лива на флоте решаются по согласованию с отделом теп­ лотехники механико-судовой . службы. В. ф. НИКИТИН: — К этому следует доба­ вить, что перегруз механиз­ мов и перерасход топлива не может быть оправдан кон­ кретной промысловой обста­ новкой. Здесь нужно опирать­ ся на опыт передовых экипа­ жей. В частности, партийный комитет нашего объединения предложил работникам меха­ нико-судовой службы распро­ странить и обобщить передо­ вой опыт одного из коллек­ тивов судов типа «Иван Боч­ ков». Озабоченность положением дел в Северном бассейне, кото­ рая прозвучала в разговоре участников встречи, объяснить не­ трудно. Ответственность, которая возлагается на командный состав судов за выполнение плановых заданий, заставляет изыс­ кивать резервы, вскрывать недостатки в организации производ­ ства. Тем более что работать промысловикам приходится в ус­ ловиях, которые за последние годы осложнились удаленностью районов промысла, введением 200-мильных экономических зон, ухудшением сырьевой базы. И не всегда эти трудности окупа­ ются энтузиазмом, мастерством моряков. Нужна мощная материально-техническая база. А как раз ею не располагает в полной мере Северный бассейн. Комментарии и ответы, изложенные выше, лишний раз напоминают о трудностях, связанных с качественным ремонтом судов, обеспечением флота запасными частями, другими ма­ териально-техническими ценностями. И потому особо важным становится то, насколько рационально, бережно относятся м о­ ряки к тому, что имеют. Разумеется, усилия экипажей должны подкрепляться неос­ лабной заботой берега, контролем со стороны администрации, партийных комитетов за работой служб снабжения с тем, что­ бы они не прикрывали недостатки в своей работе «объектив­ ными трудностями» и стремились по возможности полно обес­ печить экипажи всем необходимым. Немалые резервы кроются и в умении правильно организо­ вать руководство на промысле, в улучшении условий труда и отдыха моряков во время стоянок в порту. Таким образом, дальнейшее решение поднятых в разговоре на встрече в городском комитете КПСС проблем будет спо­ собствовать успешному выполнению основной задачи, стоящей перед тружениками рыбной промышленности области, — нара­ щивать темпы производства пищевых рыбных товаров. □ Материалы к публикации подготовил В. ЧИСНИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz