Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.

/ • ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Ком сом ольско-м олодеж ны й э к и ­ па ж ком м уни стического труда ППР «Буссоль» — один из луч­ ш их коллективов в М урманском траловом флоте. Он не только заверш ил вы пол­ нение плана трех лет пятилетки по в ы п у с ку пищ евой рыбной пр од укц ии , но и перевы полнил его на 11,8 процента. На 30,7 процента перекры то выполнение задания 2 лет 9 месяцев. О том, что помогало эки п а ж у в достиж е­ нии вы соки х результатов, расска­ зывает по м ощ н ик капитана по производству ППР «Буссоль» Та- риэль Мамедович Гусейнов. ----- Слово — передовику - - - - - ПЛЮС НАСТРОЕНИЕ Известно, что космические экипажи перед полетом про­ веряются на психологическую совместимость: ведь им предстоит работать в экстре­ мальных условиях, вдали от земли, от родных и близких. Согласитесь, что в этом отно­ шении труд космонавтов и моряков схож. Только м ор­ ские экипажи, если и прове­ ряются на психологическую совместимость, то уже в работе, на промысле. А итог тому — выполнение или невыполнение рейсовых за­ даний. Примером сказанному мо­ жет служить минувший рейс коллектива ППР «Буссоль»: мы умели находить общий язык с каждым членом эки­ пажа, на судне царило вза­ имопонимание, а результат — досрочное выполнение годо­ вого плана. Кроме того, в течение рейса не произошло ни одного серьезного нару­ шения дисциплины, не было вынесено ни одного строгого взыскания. И я убежден, что в эки­ паже согласованность в той же степени зависит от капи­ тана, в какой созвучие в ор­ кестре зависит от хорошего дирижера; Виталий Павлович Молчанов, наш капитан-ди- ректор, был именно таким «дирижером». Поэтому моря­ ки не просто исполняли свои обязанности, но старались привнести в работу и части­ цу творческого к ней отно­ шения. Вот, наприм ер, потребова­ лась нам линия длл изготов­ ления сп и н ки путассу, то есть м аш ину, настроенную на вы п уск туш ки ставриды, надо было реконструировать. Как это сделать, н и кто не знал. Тогда Виталий Павлович обратился к эки п а ж у: — Кто где-либо на д р уги х судах видел, к а к см онтирова­ на подобная машина? Отозвался матрос Н. Н. Ви- ниченко, рассказал об устрой­ стве такого механизма на судне. И кап итан приказал создать все условия для гр у п ­ пы , которая заним алась пере­ оборудованием линии: по воз­ м ож ности освободить от дру­ гой работы, всем службам — помочь. Смонтировали голо­ ворубочную м аш ину с меха­ низмом для разделки путассу на сп и н ку и с главным транс­ портером. Надо сказать, что а этом переоборудовании самое большое участие приним али рефмашинист Ю. А. Хабаров, второй м ехани к Д. Г. Смир­ нов, эл е ктри к Н. Г. Романенко, м оторист Н. Г. Евдокимов и «автор» — матрос Н. Н. Ви- ниченко. Они не жалели ни сил, ни времени, чтобы ус ко ­ рить вы пусн пр од укции. И в решении других вопро­ сов капитан-директор стре­ мился к взаимопониманию и согласованности. Любимая его фраза: «Ты меня убеди в своей правоте» — настраи­ вала на доверительный, от­ кровенный, бескомпромиссный разговор, каких бы сложных тем он ни касался. Мы удивлялись тому, что капитан спит 3 часа в сутки, что он ночью и днем захо­ дит на фабрику, чтобы по­ интересоваться, как идут де­ ла, каково настроение у мо­ ряков, что он контролирует всю технологическую цепоч­ ку не со слов, а только про­ верив все сам. Это дисципли­ нировало людей, меньше ста­ ло ненужных споров, больше — желания преуспеть в ра­ боте. То есть экипаж стано­ вился коллективом едино­ мышленников. Сплоченность была особен­ но важной в самый сложный для нас период: когда после почти четырех месяцев рабо­ ты выполнение рейсового за­ дания составляло всего 55 процентов. Надо ли говорить о настроении моряков в то время! И вдруг — вспышка, зало- вилась рыба. Только успе­ вай обрабатывать. Люди за­ были о времени, о сне. На подвахты выходили не толь­ ко без уговоров, но и по два раза в день, по полчаса продолжали работу после окончания подвахты. Зато чуть больше месяца такого напряженного труда — и вы­ полнены рейсовое задание, план года и специальное опе­ ративное задание. Конечно ж е, вы сокие ре­ зультаты стали итогом не одного лиш ь энтузиазм а. Не­ м алую роль сы грали различ­ ные технические усоверш енст­ вования на фабрике. Кроме того, мы старались не подни­ мать трал из воды до тех пор, пока не обработаем рыбу предыдущ его траления. А в тех случаях, когда все-таки были вы нуж дены до времени производить подъем, то стро­ го следили за вы ливкой уло­ ва, чтобы не смешать свеж ую рыбу со «старой». И, наконец, стрем ились к а к м ож но снорее пр ий ти к реш ению , ка ко й вид пр о д укц и и будем вы пускать из поднятого сырья. И тем не менее основным , реш ающ им фантором в успе­ хе э ки п а ж а был именно пси ­ хол огический клим ат — отно­ ш ения, основанные на добро­ желательности, взаимопомощ и, глубокой ответственности за дела свои и товарищ ей. Но, возм ож но, кто-то подумает, что нам подбирали специали­ стов в отделе кадров. Нет, ко ­ нечно. Так получилось, что среди старш его ком состава оказались люди, ум еющ ие на­ ход и ть с м орякам и общий язы н. Они и начали «делать погоду» в эки па ж е : продумы ­ вали расстановку людей на рабочих местах та к, чтобы хар акте р человека соответст­ вовал ритм у производственно­ го процесса. Например, Н. А. Ю ркевич —парень энер ги чны й , подвиж ны й. Его поставили на подачу рыбы, та к он успевал еще и сортировать е*. Т. М. Керим ову по душе разм ерен­ ная, однообразная работа, и он отлично справлялся с обра­ боткой рыбы на головорубоч­ ной машине. И во взаимоотношениях с моряками мы, командиры, старались учитывать особен­ ности их характера. Знали, например, что А. Ю. Зайцев или А . М . Халимбеков в от­ вет на замечание могут вспылить, резко ответить, а С. Е. Зуев слова не скажет, смолчит, но у парня будет потом работа валиться из рук, потому и а тоне, и в словах старались быть бережными. Ведь в море уставшие от ра­ боты, от качки, удаленности от земли люди особенно бо­ лезненно реагируют на каж ­ дую мелочь, а реакция эта не замедлит отразиться на производстве. Т. ГУСЕЙНОВ, помощник капитана по про­ изводству ППР «Буссоль». За строкой обязательств К НОВЫМ ВЫСОТАМ «Досрочно выполнить государственный план по объему то­ варной продукции и произвести дополнительно работ на 200 тысяч рублей. Сэкономить стояночного времени судов в ре­ монте не менее 300 судо-суток. Обеспечить не менее 80 про­ центов прироста объема производства за счет производитель­ ности труда. Выдать 1700 гарантийных паспортов на отремон­ тированные узлы и механизмы. Из социалистических обязательств коллектива объединения «Мурманская судоверфь». Таким было слово судоремонтников, данное в начале года. Как они держат его! Об этом рассказывает старший инженер отдела труда и заработной платы А. Н. ХЛЮСТОВ: — По сравнению с прош ­ лым годом нынче объем ре­ монта увеличился на 3,6 про­ цента. И перед коллективом встала трудная задача: как теми же силами справиться с возросшими объемами? Какие подключить резервы? Сейчас, когда год близится к финишу, м ож но уже гово­ рить о том, что ответы на эти вопросы получены. Социали­ стические обязательства были подкреплены комплексным планом инженерного обеспе­ чения. Согласно ему, к при­ меру, в этом году мы про­ должили работу по восста­ новлению деталей методом гальванического железения и порош кового газопламенного напыления. Намеревались чи­ сло восстановленных таким способом деталей довести до 20 наименований, а фактиче­ ски восстанавливаем 40. Пер­ спективный метод позволил экономить не только металл, но и рабочее время. Добрый вклад внесли в по­ вышение эффективности про­ изводства, качества ремонта наши новаторы. Главной ж е силой, которая помогает успешно держать слово, является трудовое со­ перничество. Соревнование у нас проходит под девизом «Честь и слава — по труду». Кому приятно числиться в отстающих? Да и с ролью середняка теперь уже многие не смиряются. Все стремятся равняться на лидеров, на тех, кто задает тон в работе. Сре­ ди первых — фрезеровщик цеха топливной аппаратуры Н. Б. Мацнев, сверловщик этого же цеха М. Г. Слуцкий, которые работают уже в счет будущего года. 13 человек досрочно встретили новый год, а к 7 ноября к ним при­ соединятся еще шесть бригад, насчитывающих около пяти­ десяти судоремонтников. А, к примеру, слесарь ин­ струментального цеха В. В. Д ю дькин работает по кален­ дарю двенадцатой пятилетки. Заразителен пример лиде­ ров. Именно они выступили с инициативой в честь 25-ле­ тия движения за коммуни­ стический труд выполнить план трех лет пятилетки. Они — это 14 лучших бригад и 57 передовиков производства. Они начали — другие под­ хватили. И к 13 октября 25 бригад и 96 судоремонтников, работающих индивидуально, справились с программой трех лет. Добрая зависть подстегнула весь коллектив. И вот цифры, которые не могут не радо­ вать. За девять месяцев до­ полнительно произведено ра­ бот на 1,4 миллиона рублей. Для промысловиков сэконом ­ лено 265 судо-суток. Весь прирост объемов производст­ ва достигнут за счет роста производительности труда. Конечно, сложностей еще немало. Традиционно трудным видится весь четвертый квар­ тал. Но темпы взяты высокие, и тот запас энергии, который накопил коллектив с начала года, будет достаточным для того, чтобы отметить как вы­ полненные все пункты обяза­ тельств судоремонтников. КРАЙ НАШ РЫБАЦКИЙ Кандалакша. На механи­ ческом заводе изменена конструкция блок-форм. Их стали изготовлять с увели­ ченными по высоте борта­ ми. В результате емкость увеличилась на 20— 30 процентов. Это значит: реф­ рижератор теперь может до­ ставить в порт значительно больше свежемороженой продукции. Большой вклад в выпуск новой продукции внесли специалисты завода В. Н. Бутусов и С. П. Даниленко. Полярные Зори. Коллек­ тив рыбозавода «Имандра» рапортовал о досрочном вы­ полнении государственного задания третьего года пяти­ летки. Вместо плановых 15 тонн реализовано в торговую сеть 18 тонн радужной форели. Больше намеченного в во­ доемы области выпушено сеголеток сига, форели. Кольский район. 228 эк­ земпляров семги — больше, чем в прошлом году, с мет­ ками Тайбольского рыбо­ водного завода вернулось в нынешнюю путину в реку Колу. Процент возврата увеличился благодаря тому, что теперь ихтиологи приме­ няют более современный метод- выращивания рыбы: в водоемы выпускаются не сеголетки, а трехлетки. Та­ ким образом, жемчужина Заполярья быстрее приспо­ сабливается к естественной среде и ее потери уменьша­ ются. Оленица (Терский район). В счет января 1984 года начал работать . коллектив животноводческой фермы Умбского рыбозавода. Г1рп годовом задании 84 тонны труженики получили от дой­ ного стада коров 101,4 тон­ ны молока. Впереди сорев­ нующихся идут доярки Людмила Проскурина и Надежда Кожина. Актуальная тема: Д И С Ц И П Л И Н А ЕСЛИ Стал инженером — будь изобретателем, вот главное требование, которое предъ­ является к молодым специ­ алистам в ЦПКТБ ВРПО «Севрыба». А какое от­ ношение это имеет к дис­ циплине, могут спросить. Да самое прямое. Ведь можно же вовремя прийти и уйти с работы, отсидев положенное, но не шевель­ нуть и пальцем, не проявить инициативы, творчества. Другими словами, дисцип­ лина для нас — понятие широкое, объемное. Правда, одно другое не исключает. Совет молодых специалис­ тов регулярно проводит рей­ ды, проверки по контролю за соблюдением режима ра­ боты, стремится воспитать в каждом начинающем инже­ нере чувство самодисципли­ ны. Повторюсь: становление молодого специалиста дол­ жно проходить через его творческие муки. Только тогда можно сказать свое собственное слово в научно- техническом прогрессе. Будем честными: не все­ гда получается так, как хо­ чется. Почему? Видимо, по­ тому, что кое-кто считает, мол, диплом в кармане, зна­ чит, теперь можно, образно говоря, получать от него амортизационные отчисле­ ния. С таким настроением некоторые молодые инжене­ ры ЦПКТБ вступили в 1983 год. Я говорю об этом не без оснований, ибо в нача­ ле года у администрации бюро были серьезные пре­ тензии к нам. Молодежь упрекали, и справедливо, за снижение творческой актив­ ности. На одном из заседаний совета мы рассмотрели кри­ тические замечания в свой адрес, наметили деловые и реальные мероприятия. Был объявлен смотр рационали­ заторской и изобретатель екпй работы в честь 65-ле тня ВЛКСМ, провели не большой социологически! опрос, который помог на.\ нащупать уязвимые места Ну и, конечно, немало вре мени потратили на беседы с теми, кто трудился без вдохновения. Результаты превзошли все ожидания. Многие ком- сомольцы включили в лич­ ные творческие планы ра-> работку рацпредложений, возросло их количество. Скажем, в этом году из 25 новшеств, поданных сотруд­ никами ЦПКТБ, 15 — на счету молодежи. Кстати, все новинки приняты и исполь­ зуются на производстве. Если в прошлом году эко­ номический эффект соста­ вил около трех тысяч руб­ лей, то в текущем ожида­ ется не менее 15 тысяч. Комментарии здесь, как го­ ворится, излишни. Может быть, я высказы ваю спорную мысль, и тем не менее... Человек, только- только делающий шаги в профессии и добившийся ка­ ких-то, пусть незначитель­ ных успехов, хочет быть признан коллективом, об­ ществом. то есть ему надо придать уверенность в сво­ их силах. Едва ли в этом случае инженер остановит: л на достигнутом. 28 октября1983 года! итяюшщЦИИ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz