Рыбный Мурман. 1983 г. Октябрь.
/ • ХОЗЯЙСТВОВАТЬ ЭФФЕКТИВНО Ком сом ольско-м олодеж ны й э к и па ж ком м уни стического труда ППР «Буссоль» — один из луч ш их коллективов в М урманском траловом флоте. Он не только заверш ил вы пол нение плана трех лет пятилетки по в ы п у с ку пищ евой рыбной пр од укц ии , но и перевы полнил его на 11,8 процента. На 30,7 процента перекры то выполнение задания 2 лет 9 месяцев. О том, что помогало эки п а ж у в достиж е нии вы соки х результатов, расска зывает по м ощ н ик капитана по производству ППР «Буссоль» Та- риэль Мамедович Гусейнов. ----- Слово — передовику - - - - - ПЛЮС НАСТРОЕНИЕ Известно, что космические экипажи перед полетом про веряются на психологическую совместимость: ведь им предстоит работать в экстре мальных условиях, вдали от земли, от родных и близких. Согласитесь, что в этом отно шении труд космонавтов и моряков схож. Только м ор ские экипажи, если и прове ряются на психологическую совместимость, то уже в работе, на промысле. А итог тому — выполнение или невыполнение рейсовых за даний. Примером сказанному мо жет служить минувший рейс коллектива ППР «Буссоль»: мы умели находить общий язык с каждым членом эки пажа, на судне царило вза имопонимание, а результат — досрочное выполнение годо вого плана. Кроме того, в течение рейса не произошло ни одного серьезного нару шения дисциплины, не было вынесено ни одного строгого взыскания. И я убежден, что в эки паже согласованность в той же степени зависит от капи тана, в какой созвучие в ор кестре зависит от хорошего дирижера; Виталий Павлович Молчанов, наш капитан-ди- ректор, был именно таким «дирижером». Поэтому моря ки не просто исполняли свои обязанности, но старались привнести в работу и части цу творческого к ней отно шения. Вот, наприм ер, потребова лась нам линия длл изготов ления сп и н ки путассу, то есть м аш ину, настроенную на вы п уск туш ки ставриды, надо было реконструировать. Как это сделать, н и кто не знал. Тогда Виталий Павлович обратился к эки п а ж у: — Кто где-либо на д р уги х судах видел, к а к см онтирова на подобная машина? Отозвался матрос Н. Н. Ви- ниченко, рассказал об устрой стве такого механизма на судне. И кап итан приказал создать все условия для гр у п пы , которая заним алась пере оборудованием линии: по воз м ож ности освободить от дру гой работы, всем службам — помочь. Смонтировали голо ворубочную м аш ину с меха низмом для разделки путассу на сп и н ку и с главным транс портером. Надо сказать, что а этом переоборудовании самое большое участие приним али рефмашинист Ю. А. Хабаров, второй м ехани к Д. Г. Смир нов, эл е ктри к Н. Г. Романенко, м оторист Н. Г. Евдокимов и «автор» — матрос Н. Н. Ви- ниченко. Они не жалели ни сил, ни времени, чтобы ус ко рить вы пусн пр од укции. И в решении других вопро сов капитан-директор стре мился к взаимопониманию и согласованности. Любимая его фраза: «Ты меня убеди в своей правоте» — настраи вала на доверительный, от кровенный, бескомпромиссный разговор, каких бы сложных тем он ни касался. Мы удивлялись тому, что капитан спит 3 часа в сутки, что он ночью и днем захо дит на фабрику, чтобы по интересоваться, как идут де ла, каково настроение у мо ряков, что он контролирует всю технологическую цепоч ку не со слов, а только про верив все сам. Это дисципли нировало людей, меньше ста ло ненужных споров, больше — желания преуспеть в ра боте. То есть экипаж стано вился коллективом едино мышленников. Сплоченность была особен но важной в самый сложный для нас период: когда после почти четырех месяцев рабо ты выполнение рейсового за дания составляло всего 55 процентов. Надо ли говорить о настроении моряков в то время! И вдруг — вспышка, зало- вилась рыба. Только успе вай обрабатывать. Люди за были о времени, о сне. На подвахты выходили не толь ко без уговоров, но и по два раза в день, по полчаса продолжали работу после окончания подвахты. Зато чуть больше месяца такого напряженного труда — и вы полнены рейсовое задание, план года и специальное опе ративное задание. Конечно ж е, вы сокие ре зультаты стали итогом не одного лиш ь энтузиазм а. Не м алую роль сы грали различ ные технические усоверш енст вования на фабрике. Кроме того, мы старались не подни мать трал из воды до тех пор, пока не обработаем рыбу предыдущ его траления. А в тех случаях, когда все-таки были вы нуж дены до времени производить подъем, то стро го следили за вы ливкой уло ва, чтобы не смешать свеж ую рыбу со «старой». И, наконец, стрем ились к а к м ож но снорее пр ий ти к реш ению , ка ко й вид пр о д укц и и будем вы пускать из поднятого сырья. И тем не менее основным , реш ающ им фантором в успе хе э ки п а ж а был именно пси хол огический клим ат — отно ш ения, основанные на добро желательности, взаимопомощ и, глубокой ответственности за дела свои и товарищ ей. Но, возм ож но, кто-то подумает, что нам подбирали специали стов в отделе кадров. Нет, ко нечно. Так получилось, что среди старш его ком состава оказались люди, ум еющ ие на ход и ть с м орякам и общий язы н. Они и начали «делать погоду» в эки па ж е : продумы вали расстановку людей на рабочих местах та к, чтобы хар акте р человека соответст вовал ритм у производственно го процесса. Например, Н. А. Ю ркевич —парень энер ги чны й , подвиж ны й. Его поставили на подачу рыбы, та к он успевал еще и сортировать е*. Т. М. Керим ову по душе разм ерен ная, однообразная работа, и он отлично справлялся с обра боткой рыбы на головорубоч ной машине. И во взаимоотношениях с моряками мы, командиры, старались учитывать особен ности их характера. Знали, например, что А. Ю. Зайцев или А . М . Халимбеков в от вет на замечание могут вспылить, резко ответить, а С. Е. Зуев слова не скажет, смолчит, но у парня будет потом работа валиться из рук, потому и а тоне, и в словах старались быть бережными. Ведь в море уставшие от ра боты, от качки, удаленности от земли люди особенно бо лезненно реагируют на каж дую мелочь, а реакция эта не замедлит отразиться на производстве. Т. ГУСЕЙНОВ, помощник капитана по про изводству ППР «Буссоль». За строкой обязательств К НОВЫМ ВЫСОТАМ «Досрочно выполнить государственный план по объему то варной продукции и произвести дополнительно работ на 200 тысяч рублей. Сэкономить стояночного времени судов в ре монте не менее 300 судо-суток. Обеспечить не менее 80 про центов прироста объема производства за счет производитель ности труда. Выдать 1700 гарантийных паспортов на отремон тированные узлы и механизмы. Из социалистических обязательств коллектива объединения «Мурманская судоверфь». Таким было слово судоремонтников, данное в начале года. Как они держат его! Об этом рассказывает старший инженер отдела труда и заработной платы А. Н. ХЛЮСТОВ: — По сравнению с прош лым годом нынче объем ре монта увеличился на 3,6 про цента. И перед коллективом встала трудная задача: как теми же силами справиться с возросшими объемами? Какие подключить резервы? Сейчас, когда год близится к финишу, м ож но уже гово рить о том, что ответы на эти вопросы получены. Социали стические обязательства были подкреплены комплексным планом инженерного обеспе чения. Согласно ему, к при меру, в этом году мы про должили работу по восста новлению деталей методом гальванического железения и порош кового газопламенного напыления. Намеревались чи сло восстановленных таким способом деталей довести до 20 наименований, а фактиче ски восстанавливаем 40. Пер спективный метод позволил экономить не только металл, но и рабочее время. Добрый вклад внесли в по вышение эффективности про изводства, качества ремонта наши новаторы. Главной ж е силой, которая помогает успешно держать слово, является трудовое со перничество. Соревнование у нас проходит под девизом «Честь и слава — по труду». Кому приятно числиться в отстающих? Да и с ролью середняка теперь уже многие не смиряются. Все стремятся равняться на лидеров, на тех, кто задает тон в работе. Сре ди первых — фрезеровщик цеха топливной аппаратуры Н. Б. Мацнев, сверловщик этого же цеха М. Г. Слуцкий, которые работают уже в счет будущего года. 13 человек досрочно встретили новый год, а к 7 ноября к ним при соединятся еще шесть бригад, насчитывающих около пяти десяти судоремонтников. А, к примеру, слесарь ин струментального цеха В. В. Д ю дькин работает по кален дарю двенадцатой пятилетки. Заразителен пример лиде ров. Именно они выступили с инициативой в честь 25-ле тия движения за коммуни стический труд выполнить план трех лет пятилетки. Они — это 14 лучших бригад и 57 передовиков производства. Они начали — другие под хватили. И к 13 октября 25 бригад и 96 судоремонтников, работающих индивидуально, справились с программой трех лет. Добрая зависть подстегнула весь коллектив. И вот цифры, которые не могут не радо вать. За девять месяцев до полнительно произведено ра бот на 1,4 миллиона рублей. Для промысловиков сэконом лено 265 судо-суток. Весь прирост объемов производст ва достигнут за счет роста производительности труда. Конечно, сложностей еще немало. Традиционно трудным видится весь четвертый квар тал. Но темпы взяты высокие, и тот запас энергии, который накопил коллектив с начала года, будет достаточным для того, чтобы отметить как вы полненные все пункты обяза тельств судоремонтников. КРАЙ НАШ РЫБАЦКИЙ Кандалакша. На механи ческом заводе изменена конструкция блок-форм. Их стали изготовлять с увели ченными по высоте борта ми. В результате емкость увеличилась на 20— 30 процентов. Это значит: реф рижератор теперь может до ставить в порт значительно больше свежемороженой продукции. Большой вклад в выпуск новой продукции внесли специалисты завода В. Н. Бутусов и С. П. Даниленко. Полярные Зори. Коллек тив рыбозавода «Имандра» рапортовал о досрочном вы полнении государственного задания третьего года пяти летки. Вместо плановых 15 тонн реализовано в торговую сеть 18 тонн радужной форели. Больше намеченного в во доемы области выпушено сеголеток сига, форели. Кольский район. 228 эк земпляров семги — больше, чем в прошлом году, с мет ками Тайбольского рыбо водного завода вернулось в нынешнюю путину в реку Колу. Процент возврата увеличился благодаря тому, что теперь ихтиологи приме няют более современный метод- выращивания рыбы: в водоемы выпускаются не сеголетки, а трехлетки. Та ким образом, жемчужина Заполярья быстрее приспо сабливается к естественной среде и ее потери уменьша ются. Оленица (Терский район). В счет января 1984 года начал работать . коллектив животноводческой фермы Умбского рыбозавода. Г1рп годовом задании 84 тонны труженики получили от дой ного стада коров 101,4 тон ны молока. Впереди сорев нующихся идут доярки Людмила Проскурина и Надежда Кожина. Актуальная тема: Д И С Ц И П Л И Н А ЕСЛИ Стал инженером — будь изобретателем, вот главное требование, которое предъ является к молодым специ алистам в ЦПКТБ ВРПО «Севрыба». А какое от ношение это имеет к дис циплине, могут спросить. Да самое прямое. Ведь можно же вовремя прийти и уйти с работы, отсидев положенное, но не шевель нуть и пальцем, не проявить инициативы, творчества. Другими словами, дисцип лина для нас — понятие широкое, объемное. Правда, одно другое не исключает. Совет молодых специалис тов регулярно проводит рей ды, проверки по контролю за соблюдением режима ра боты, стремится воспитать в каждом начинающем инже нере чувство самодисципли ны. Повторюсь: становление молодого специалиста дол жно проходить через его творческие муки. Только тогда можно сказать свое собственное слово в научно- техническом прогрессе. Будем честными: не все гда получается так, как хо чется. Почему? Видимо, по тому, что кое-кто считает, мол, диплом в кармане, зна чит, теперь можно, образно говоря, получать от него амортизационные отчисле ния. С таким настроением некоторые молодые инжене ры ЦПКТБ вступили в 1983 год. Я говорю об этом не без оснований, ибо в нача ле года у администрации бюро были серьезные пре тензии к нам. Молодежь упрекали, и справедливо, за снижение творческой актив ности. На одном из заседаний совета мы рассмотрели кри тические замечания в свой адрес, наметили деловые и реальные мероприятия. Был объявлен смотр рационали заторской и изобретатель екпй работы в честь 65-ле тня ВЛКСМ, провели не большой социологически! опрос, который помог на.\ нащупать уязвимые места Ну и, конечно, немало вре мени потратили на беседы с теми, кто трудился без вдохновения. Результаты превзошли все ожидания. Многие ком- сомольцы включили в лич ные творческие планы ра-> работку рацпредложений, возросло их количество. Скажем, в этом году из 25 новшеств, поданных сотруд никами ЦПКТБ, 15 — на счету молодежи. Кстати, все новинки приняты и исполь зуются на производстве. Если в прошлом году эко номический эффект соста вил около трех тысяч руб лей, то в текущем ожида ется не менее 15 тысяч. Комментарии здесь, как го ворится, излишни. Может быть, я высказы ваю спорную мысль, и тем не менее... Человек, только- только делающий шаги в профессии и добившийся ка ких-то, пусть незначитель ных успехов, хочет быть признан коллективом, об ществом. то есть ему надо придать уверенность в сво их силах. Едва ли в этом случае инженер остановит: л на достигнутом. 28 октября1983 года! итяюшщЦИИ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz